Главные черты глобализации конце 20 века. Огсэ.03 история

В трех залах с верхним освещением (117-119) размещены Итальянские мастера 15-го и 16-го века. В Италии процесс превращения феодальной эксплуатации в капиталистическую завершился ранее всего. Отдельные зачатки капиталистического производства появились в некоторых итальянских городах уже в 14-м и 15-м столетии. Там были созданы предпосылки для позднейшей мировой торговли и перехода от ремесла к мануфактуре. На базе экономических изменений совершалась также эволюция духовно-идеологической надстройки, какой является искусство каждого времени. Время, которое требовало гигантов и произвело гигантов, гигантов мысли, страсти и характера, многосторонности и эрудиции.


Эта эпоха называется Возрождением, потому что, сбросив духовные путы средневековья, она привела к возрождению искусства, достигшего своего апогея в античном мире. Золотой фон, на котором средневековые художники писали фигуры святых, был отвергнут в пользу естественного воздушного пространства. Техническим средством передачи его на плоскости картины, имеющей два измерения, явилась математическая конструкция перспективы, которая была открыта во второе десятилетие 15-го века, по всей вероятности, во Флоренции. Тем самым был проложен путь для пейзажной и архитектурной живописи. Предпосылкой этого перелома послужило новое понятие о ценности человеческой личности, в особой степени характерное для эпохи Возрождения. Таким образом возникло желание запечатлеть облик человека на картине, что привело к пышному расцвету портретного искусства.


Реалистическое изображение человеческого тела невозможно без тщательного изучения анатомии. Художники старались выразить красоту человека в правилах пропорций, причем творения античных мастеров, раскопки которых начались в то время, служили им образцом. Заказчиком произведений искусства становится теперь наряду с церковью преисполненная собственного достоинства буржуазия.

Что касается сюжетов картин, то мифологические сцены занимают равное место с библейскими. Для изображения тех и других в одинаковой мере характерны реалистические черты. Ряд шедевров итальянских художников 15-го века (так называемого зал 117 кватроченто), которые можно видеть в зале 117, дают представление о достижениях этого времени.

С прекрасным человеческим образом посетитель знакомится в картине (около 1430-1479), находившегося под влиянием ранненидерландских мастеров (илл. 28). По словам легенды, Себастьян, офицер императора Диоклетиана, был убит за преданность своей вере. Но не тема страдания занимает итальянского живописца, а гармония и пропорциональность человеческого тела. Образцом ему, вероятно, послужили античные скульптуры. Его святой напоминает скорее греческую фигуру Апполона, нежели христианского мученика.

О популярности этого сюжета в 15-м веке говорит и другое изображение Себастьяна, на этот раз кисти феррарского художника Козимо Тура (около 1430-1495). Фигура смоделирована здесь тверже и пластичнее, чем у Антонелло, краски более тусклые и однотонные. В картине, однако, больше динамики. Все оси тела изломлены, что придает изображению драматический акцент.

Если в обеих этих картинах проявляется уже очеловечивание образов святых, чуждое средневековью, то в картине "Портрет мальчика" Бернардино Пинтуриккио (1454-1513) посетителя встречает совершенно реальный человек (илл.29). Простые очертания полуфигуры мальчика, словно античный бюст, выдвинуты вперед к самому краю картины. Прекрасно выполнил художник лицо юноши. Очаровывает красивый весенний пейзаж, расстилающийся под нежно-голубым небом на втором плане картины.

Насколько сильным было стремление у художников кваттроченто к жизненности также и при изображении святых, показывает одна из картин феррарского мастера Франческо Косса (1435 или 1436-1477 или 1478). В своем "Благовещении" он рисует диск, обозначающий сияние, не свободно парящим в воздухе, а надевает его наголову ангела. Сцена происходит в богато украшенном зале из цветного мрамора, открывающем вид на дома. Впереди у края картины ползет улитка - символ невинности.

Прелестный образ мадонны создал в картине "Мария за чтением" Лоренцо Каста (около 1460-1535), также выходец из Феррары. На фоне яркого голубого неба четко вырисовывается фигура сидящей женщины, построенная в незамысловатой форме треугольника.


Пальма Веккио
(около 1480-1528) изображает в своей картине "Иаков и Рахиль", созданной около 1515 года, пастушескую идиллию. На фоне богатого ландшафта с пастухами и стадами овец развивается тема нежной любви. То обстоятельство, передана ли здесь библейская легенда об обоих возлюбленных или мифологическая сцена (Парис и Энона прощаются друг с другом на горе Ида), не является решающим. Несравненно важнее тот факт, что вовлечение крестьянской среды в сферу художественного отображения характеризует стремление ренессансного искусства к реализму.

В то время как в других центрах итальянского искусства быстро утверждалось придворно-интеллектуальное направление маньеризма, венецианская живопись старалась сохранить заветы Высокого Возрождения и возобновить связь с классическим реализмом этого периода. Хотя власть Венеции шла уже на убыль, разбогатевший на торговле и промышленности буржуазный патрициат сохранял еще остатки прежнего величия. Все другие городские республики Италии давно уже пали жертвой реакции. Свободная, независимая Венеция, где контр реформация не имела большого влияния, стала в то время прибежищем всех преследуемых итальянских гуманистов. По этим причинам маньеризму не удалось пошатнуть реалистические основы венецианского искусства.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, тенденции и проблемы современного мира.

Круглый стол: «Глобализация, тенденции и проблемы современного мира».

Цели урока:
Образовательные:
- На межпредметной основе обобщить представления учащихся о глобальных проблемах современности и причинах их возникновения в 20 веке, подвести школьников к пониманию того, что необходимость решения глобальных проблем является одним из условий глобализации, многостороннего и противоречивого в своих целях и последствиях необратимого процесса, влияющего на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом. Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в разных источниках информации, систематизировать и обобщать последнюю на широкой межпредметной основе, по предложенному плану характеризовать исторические явления и процессы, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных фактов прошлого и современности.
Коррекционные:
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника.
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного гражданского сознания, соответствующего реальностям современного мира.
Оборудование:
- Раздаточный материал, презентация.

4
12
16
2
1
12
10
9
1
24
10
33

Ход урока.

Организационный момент – 1-2 мин.
Изучение новой темы. – 15-17 мин
План.
1. Изменения в образе жизни людей.
2. Понятие глобализация.
3. Глобальные проблемы современности.

На доске записана тема урока и план урока.
Главные факты: Проявления глобальных проблем человечества. Теоретический материал: Глобализация, единое мировое информационное пространство, глобальные проблемы человечества.
Рассказ учителя.
Быстрый технический прогресс и рост благосостояния жителей Запада привели к изменению их образа жизни. Многие жители городов перебираются в коттеджи в пригородах, а работать продолжают в городах. Присутствие работника в офисе стало необязательным. Он может связываться с коллегами с помощью телекоммуникаций.
Развитие НТР приводит к открытию новых материалов, создаются новые сорта растений, клонируются животные. На смену одним профессиям приходят другие. Современный специалист должен уметь быстро переквалифицироваться.
Современный мир сложен и многообразен. В то же время мир един и взаимосвязан. Телекоммуникации позволяют видеть, что происходит в любой точке Земли, связываться друг с другом.
На сегодняшний день одним из самых ярких и впечатляющих достижений человечества является создание единого информационного пространства. Согласны ли вы с этим утверждением? Все ли люди в мире имеют возможность быстро получать или отправлять информацию?
Единство мира обеспечивается и экономически. Глобализация привела к разделению рынка труда. Запад играет роль «мозгового центра», Восток-поставщика сырья и рабочей силы. Попытка ряда стран опираться только на свои силы привела к неудаче. Система глобального рынка нестабильна и ее часто потрясают мировые экономические кризисы.
Огромная роль в экономике принадлежит финансовым организациям и транснациональным корпорациям. МВФ обеспечивает финансовую стабильность и кредитует страны. Запад легко справляется с выплатами,а развивающиеся страны становятся должниками. Это при-водит к тому,что МВФ начинает вмешиваться в их внутренние дела.
Работа с таблицей.
Что такое глобализация? Можно ли говорить о создании на современном этапе единого мирового экономического пространства?

Глобализация является одним из важнейших процессов в конце 20 века. Ушло в прошло противоборство двух социально-экономических систем, бывшие соцстраны входят в единое мировое экономическое пространство. Теперь роль различных стран в мире определяется не столько их военным потенциалом, сколько экономическими возможностями, способностью приобщения к новым технологиям, степенью включения в мировую экономику. Глобализация имеет масштаб и глубину. Прежде всего она охватывает все большее число стран, продвигающиеся по пути либерализации, т.е. открывающих свой внутренний рынок для привлечения инвестиций и товаров со всего мира. В то же время глобализация распространяется на самые различные сферы жизни человечества.
Глобализация – это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.
Глобализация – комплексное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения глобальных проблем.
Глобализация – это многосторонний процесс.
Главные компоненты глобализации:
В сфере финансов – невиданное ранее движение капитала во всемирном масштабе.
В сфере производства – формирование международных интегрированных производств на базе транснациональных корпораций.
В области торговли – либерализация торговли, снятие ограничений на движение товаров по всему миру.
В гуманитарной области – неограниченное распространение информации и знаний. В основе глобализации лежат новейшие информационные технологии.

Вопросы для обсуждения.
Выскажите предположение, почему глобализация вышла на первый план мировой экономики только в конце 20 века?
Какие процессы социально-экономического, политического и культурно-технического характера этому способствовали?
3) На основе текста учебника (с. 274-275) заполните схему.
Компоненты глобализации.
1. 2. 3. 4.
В каких сферах глобализация идет опережающими темпами?
4)Назовите три центра мировой экономики и движения основных потоков инвестиций в современном мире?

(Глобализация развивается опережающими темпами в сфере финансов. Финансист может взять кредит в любом месте мира, купить акции любого предприятия, валюту любой страны. И это можно сделать, не выходя из офиса, используя информационные технологии. Это означает высокую степень мобильности капитала.
Глобальными финансовыми центрами являются Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Гонконг.)

2 вопрос
Основные потоки капитала концентрируются в трех центрах мировой экономики: Японии, Западной Европе и США. Список стран – главных получателей прямых инвестиций – не меняется в течении последних двух десятилетий 20 века. Это Китай, Сингапур, Аргентина, Мексика, Малайзия.
В сфере производства прежние этикетки «сделано в США», «сделано в Японии» и т.д. уже не соответствует действительности. Товар утрачивает свое «национальное лицо» в глобальной экономике.

Работа с учебником - с. 297.

4.Физкультинутка – 1-2 мин.

Работа с учебником - с. 200.

В результате глобализации уменьшается прямое вмешательство государства в экономические процессы. Наблюдается тенденция к дерегулированию и либерализации, снижению налогов. Смысл такой политики – снятие ограничений на частнохозяйственную инициативу, активизация рыночных, конкурентных механизмов саморегулирования экономики в целях повышения ее конкурентоспособности в условиях глобализации. При этом роль государства не уменьшается, а становиться иной.
Главной задачей государства в условиях глобальной экономики становиться обеспечение международной конкурентоспособности поэтому важен сбалансированный бюджет (государственные расходы не должны превышать доходы), доверие инвесторов, политическая и социальная стабильность, высокий уровень производительности труда и высококвалифицированная рабочая сила.
Важнейшими сферами деятельности государства становится поддержка науки, образования, здравоохранения, эффективная социальная помощь. Здоровье граждан, их защищенность.
Новые условия глобализации заставляют правительства ориентироваться на достижение компромисса и согласия в обществе, учет интересов всех социальных слоев.
Именно поэтому для 90-х гг. характерна политика компромисса, или «третьего пути». Прежние идеологические схемы и идеологические противостояние различных политических сил в странах Запада постепенно уходят в прошлое, меняют свой облик традиционные партии, расширяется роль гражданского общества в решении социальных проблем.

3 вопрос
Третий этап урока посвящен глобальным проблемам человечества. Учитель дает определение глобальных проблем как проблем, затрагивающих интересы всех людей и требующих коллективных усилий всех государств для их решения. Далее учащимся предлагаются для обсуждения некоторые глобальные проблемы (в учебнике названы только 14 проблемы из приведенного ниже списка).

В государствах мира, а их насчитывается около 200, проблемы жизни людей, их благосостояния и прав человека решаются в рамках исторических особенностей. В каждом из суверенных государств имеются свои национальные трудности и проблемы. Вместе с тем 20 век оставил грядущему тысячелетию глобальные проблемы, от решения которых зависит само существование человечества и общественный прогрес

Вопросы для беседы.
Как вы понимаете глобальные проблемы современности? Приведите примеры таких проблем, известных вам из школьных курсов географии, физики, химии, биологии и т.д.
В чем особенности проблем, называющихся глобальными? Чем они отличаются от проблем, которые сопровождали человечество на протяжении всей его истории? (Назовите не менее трех признаков).
Почему проблемы человека, общества, окружающей среды приобрели глобальный характер именно в 20 столетии?
Объясните суть проблемы и обоснуйте ее глобальность. Предложите пути ее решения на двух уровнях: международных организаций и деятельности отдельных людей в обществе.
Глобальные проблемы человечества:
отставание стран «третьего мира»;
загрязнение окружающей среды;
потребление людьми наркотиков и психотропныхвеществ и рост числа заболевших СПИДом;
международный терроризм;
продовольственная проблема;
проблема народонаселения;
проблема сырьевых и энергетических ресурсов.

Вопросы для обобщающей беседы.
Как вы думаете, может ли человечество в принципе справиться с глобальными проблемами современности?
Что, на ваш взгляд, необходимо для этого в первую очередь?
Существует ли связь между глобальными проблемами современности? В чем она выражается? Составь список первоочередных проблем, от решения которых зависит наше будущее.
Какие страны и регионы мира, социальные группы, профессиональные и научные сообщества, международные организации и т.д. должны в первую очередь участвовать в решении глобальных проблем современности? Почему вы так считаете?
Как вы понимаете следующие высказывания: «Глобальные проблемы – это вызов человеку», «Глобальные проблемы современности - свидетельство единства человечества одновременно его разобщенности»?

Глобальные проблемы:
Проблема сохранения мира.
Стабильность или нестабильность международных отношений зависит от деятельности государств на международной арене, порой невежественной, а то и преступной. Еще не найдено надежных механизмов для предотвращения и решения международных и локальных конфликтов. Не преодолены национальный эгоизм и военно-силовое мышление. Требуется совместная борьба против международного терроризма.
Проблема преодоления отсталости и модернизации.
Освобождение от колонизма свыше сотни стран было прогрессом и завоеванием человечества. Однако суверенитет автоматически не ведет к преодолению вековой экономической отсталости, нищеты и голода. Эти проблемы касаются и многих развитых индустриальных стран, где в последней трети 20 века стала национальной проблемой хроническая безработица. В целом в мире в конце 20 века насчитывалось 1 млрд безработных. Сложности преодоления экономического отставания и модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки не только проблема национальных государств, а проблема глобального масштаба и ответственности всего цивилизованного мира.
Экологические проблемы.
Бурный индустриальный рост и урбанизация, особенно во второй половине 20 века, нарушили баланс отношений человека и природы, что часто называют экологическим кризисом. Угроза велика – разрушается среда обитания людей и, несмотря на достижения медицины, подрывается здоровье людей (сокращение озонового слоя атмосферы загрязнение водных бассейнов и воздуха, нехватка питьевой воды, перенаселенность мега полисов, эпидемия СПИДа, наркомания и т.д.). Для предотвращения этой угрозы требуется сотрудничество и коллективные усилия всех государств.
Демографическая проблема признается к концу 20 века как кризисная. Регулирование рождаемости – это не только семейная, личная проблема, но и социальная, экономическая. Изобретение противозачаточных средств было важным достижением медицины, способствующих разумному регулированию семьи. Однако, заглядывая в будущее, демографы видеть опасность того, что уже в ближайшие десятилетия демографическое давление на Землю достигнет критической точки (10 млрд человек).
Проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.
В 90-е годы ускоренно развивались транснациональные корпорации, что усилило взаимозависимость экономик национальных государств. Вместе с тем это привело к ослаблению способности отдельных, даже самых крупных, государств влиять на состояние мирового финансового рынка. В последние десять лет мир не раз уже сталкивался с мировыми и региональными финансовыми кризисами, которые угрожали стабильности глобальной и национальной экономик. Поэтому насущной задачей является поиск форм сотрудничества государств мира по предотвращению негативных последствий глобализации.

Противоречия глобализации. Чем недовольны антиглобалисты?
В проблемных группах проанализируйте позитивные и негативные результаты глобализации в одной из ее сфер.
Вопросы для обсуждения.
Кто из субъектов глобализации больше других сталкивается с ее противоречиями, негативными следствиями этого процесса? Почему?
Предположите, кто такие антиглобалисты и против каких положений глобализации они выступают.
Почему глобализацию нельзя уже остановить? Свой ответ аргументируйте.
(Ответ: Глобализация уже зашла слишком далеко, чтобы остановить этот процесс 2. В основе глобализации – инициатива, действия и интересы отдельных граждан, которые получают информацию и знания, вкладывают деньги, покупая товары, недвижимость, акции, валюту других стран, путешествуя по миру, работая в самых различных уголках планеты и т.д. 3. Силы, противостоящие глобализации, не выдвигают реальной альтернативы данному процессу. При этом по своему составу это люди, представляющие разрозненные группы сектантов разного толка.
Тем не менее антиглобалиское движение ставит важные проблемы. Действительно, существует необходимость в регулировании процессов глобализации уже на мировом уровне. В частности, широко обсуждается вопрос об установлении минимального, возможно в сотые или тысячные доли процента, налога Тобика – по имени лауреата Нобелевской премии по экономике, выдвинувшее данное предложение, - на международные финансовые операции в целях перераспределения данных средств в пользу бедных и отсталых городов мира.

По словам одного из участников Всемирного социального форум (Бразилия, февраль 2002 г.), определяющего пути созидания «альтернативного глобальной либерально-капиталистической системе мира», антиглобалисты считают, что нынешние институты НАТО, ВТО, ВМФ и т.д., а главное транснациональные корпорации должны уйти в прошлое, т.к. они: 1) недостаточно демократичны; 2) практически вообще не выражают интересы подавляющего большинства человечества, а именно граждан «третьего сословия» (в том числе и России); 3) устанавливают правила игры, которые не отражают интересов охраны природы, развития культурной самобытности, преодоления нищеты и т.п. для большинства стран мира(см. : Литературная газета. – 2001. - №31).
Вопросы для обсуждения.

Насколько, с вашей точки зрения обоснована критика антиглолобалистами?
Справедливо ли называть антиглобалистов «луддитами 21 века»? Свое мнение аргументируйте.
Обобщение и первичное закрепление материала
Обсуждаются перспективы создания в ближайшем будущем, единой мировой цивилизации.

6.Подведение итогов урока. – 3-5 мин.
7.Закрепление материала. – 5-7 мин.
- Назовите главные черты процесса глобализации в конце 20 века. В каких сферах этот процесс идет опережающими темпами?
- Выделите три центра мировой экономики. Как движутся основные потоки капитала в современном мире?
- Является ли глобализация в экономической сфере только процессом со знаком «плюс», можно ли говорить об отрицательных сторонах этого явления?
- Как меняется роль национального государства в условиях глобальной экономики главные направления государственной политики?
- Почему в 90-е годы стал популярен лозунг «третьего пути»?
8. Оценки за работу на уроке. – 1-2 мин.
9.Объяснение домашнего задания. – 1-2 мин.
- Прочитайте $39, ответьте на вопросы к параграфу.
- Выпишите в тетрадь основные глобальные проблемы современности.
- Подготовьте ответы на вопросы и задания к разделу «Вопросы и задания к курсу» на стр. 301.
-Составьте кроссворд к этому разделу.
10.Организация окончания урока. – 1-2 мин.

Примерные темы для написания рефератов, подготовки докладов и сообщений
1.«Конфликт цивилизаций»: реальность или иллюзия.
2.Деятельность ООН по реализации концепции устойчиво-безопасного развития. Опыт международного миротворчества.
3.Гуманитарные проблемы и возможности их решения.
4.Проблема нераспространения ядерного оружия в 1990-е годы. Пути повышения эффективности деятельности ООН в решении глобальных проблем современности.

5.Россия в структуре международных организаций. Роль МВФ в поддержании стабильности мировой экономики. 6.Региональные организации сотрудничества и их роль в современном мире.

Сферы перемен
Содержание перемен

В промышленности
Переход к массовому производству продукции, новым технологиям, автоматизация и роботизация производства, рост его объема более чем в 30 раз.

В сельском хозяйстве
Механизация обработки земли, мелиорация и химизация, внедрение биотехнологий, методов генной инженерии.

В науке
Ускорение темпов производства знаний в 10 раз.

В медицине
Удвоение средней продолжительности жизни людей, рост численности населения планеты в 3,5 раза.

В быте людей
Урбанизация, доля городского населения мира возросла с 10% до 50%, большая часть населения занята в сфере обслуживания, промышленности.

В средствах коммуникации
Развитие транспорта, освоение воздушного пространства. Создание глобальной сети передачи информации (радио, телевидение, Интернет).

В военно-технической сфере
Создание оружия массового поражения.

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515