Экология территорий. Тест для самопроверки

Финансирование природоохранных мероприятий в России претерпело за последние годы существенные изменения.

Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов.

Все новое строительство финансировалось за счет централизованных источников. Доля капитальных вложений, выделяемых на природоохранные мероприятия в ВВП, не превышала 0,5 % (к примеру, в Нидерландах - 2,5, Германии - 1,7; Японии - 1,5, США - 1,3 %), а в общей сумме инвестиций, осуществляемых в стране, - 1,3 %. Основная их масса шла на строительство водоохранных сооружений и очистку воздуха (от 80 до 90 % в разные годы), остальная часть предназначалась для охраны земельных ресурсов, ведение лесного хозяйства, содержание заповедников и других охраняемых территорий.

Недостатки такой системы финансирования многообразны.

Во-первых, объем инвестиций, выделяемых из бюджета, всегда ограничен. Атак как природоохрана никогда не находилась в числе приоритетов, ее финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Объем этих вложений зависит от ситуации в экономике и никак не увязан с потребностями в охране природы.

Во-вторых, природоохранные капитальные вложения обезличены, не корреспондируют ни с источниками загрязнения, ни с его масштабами. Принцип "загрязнитель платит" отсутствует, а следовательно, средства аккумулируются за счет всех налоговых поступлений предприятий (в том числе и не загрязняющих окружающую среду), а также населения.

Кроме того, распределение государственных денег не свободно от субъективизма. Практика свидетельствует, что получали их не всегда те, кто нуждался в первую очередь, а те, кто сумел их "пробить".

И наконец, поскольку централизованные инвестиции являются не своими заработанными деньгами, для предприятий всегда существовал соблазн их нецелевого, нерационального использования. С другой стороны, не было и стимулов к их полному освоению.

В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется несколько по-иному. Обобщающим показателем в данной области является интегральный показатель затрат на охрану окружающей среды, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованно природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства. Что касается источников, из которых формируются указанные выше затраты, то, во-первых, это федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов РФ, во-вторых, это собственные средства предприятий, в-третьих, существовавшие до недавнего времени экологические фонды и, в-четвертых, добровольные взносы населения.

Большую часть суммарных затрат на охрану окружающей среды составляют текущие расходы в сумме с капитальным ремонтом фондов. На их долю приходится около 80 % совокупных затрат. Атак как эти две позиции финансируются из собственных средств предприятий, то можно сделать вывод о том, что в настоящее время именно предприятия несут основную финансовую нагрузку в природоохранной деятельности.

В перспективе возможно расширение финансирования природоохранных проектов за счет кредитов российских банков, иностранных инвестиций и грантов.

Вопросы финансирования природоохранной деятельности приобрели глобальный характер. Препятствием для расширения финансирования служат не столько дефицит иностранного капитала, сколько высокая стоимость коммерческого капитала, ограниченная гибкость механизмов финансирования и проблемы увязки первоочередных потребностей в стране с имеющимися финансовыми средствами. Мобилизация внутренних ресурсов, являющихся основным источником финансирования природоохранной деятельности, и более эффективное использование внешних ресурсов с целью облегчения и дополнения внутреннего финансирования рассматриваются как ключевые проблемы.

Финансирование природоохранной деятельности с участием промышленных и других деловых структур превратилось в самое серьезное препятствие для разработки и осуществления мер по уменьшению неблагоприятного воздействия промышленной деятельности на окружающую среду в странах с переходной экономикой. В них промышленность не может рассчитывать на финансирование правительствами природоохранной стороны ее деятельности. Поэтому крупные промышленные предприятия Запада и Востока, использую свои собственные ресурсы (как коллективные, так и индивидуальные), выступают добровольными инициаторами поиска путей к обеспечению природоохранных мер и стандартов.

В России за последнее десятилетие отмечалось некоторое уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также в водные бассейны, что было связано в основном со свертыванием промышленности и сокращением ее деятельности. Тем не менее общая экологическая обстановка в России не улучшается, поскольку продолжается кумулятивное накопление загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде и почве, наблюдается рост отходов как внутреннего, так и зарубежного происхождения. Кроме того, растет удельное загрязнение на единицу выпускаемой продукции и услуг.

Статистические данные свидетельствуют, что в мире продолжает расти энергоемкость производства. А ведь за счет снижения энергоинтенсивности производства можно было бы сократить использование ископаемого топлива, а следовательно, выбросы серного и углекислого газов. То же самое относится и к материалоемкости производств.

Объем расходов на природоохранную деятельность в странах Центральной и Восточной Европы за последние годы практически не изменился, хотя абсолютный объем природоохранных расходов сократился.

По мнению специалистов-экологов, имеются пять основных источников финансирования природоохранной деятельности, а именно:

Государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники (примерно 10-30% всех средств поступает из общегосударственного бюджета и 5-16% - из региональных бюджетов);

Природоохранные (экологические, внебюджетные, целевые) фонды;

Собственные средства предприятий (20-65% всех природоохранных средств);

Льготное налогообложение;

Международные источники финансирования.

Основная часть средств используется для решения проблем загрязнения воздушной среды и энергетики, водной среды (около 80% средств), а остальная идет на решение проблем отходов и поддержки природоохранных фондов.

Переходный период российской экономики создает благоприятные потенциальные возможности для достижения экологически устойчивого развития и нахождения ресурсов для его финансирования. Для проведения экономически эффективной экологической политики как составной части экономических преобразований в стране важное значение имеет ликвидация отрицательных рыночных факторов по мере их появления. Какие же имеются для этого возможности?

Во-первых, некоторая доля появившегося частного капитала и средств от зарубежного финансирования может быть направлена для целей природоохраны и применения экологически природосберегающих технологий. Эффективная налоговая политика и установление прав собственности на землю, основные фонды и другие экономические активы могут обеспечить доступ к рынкам капитала и долгосрочному финансированию. Наличие собственности в частных руках предоставляет возможность проводить экологические аудиты, давать оценку экологических рисков компаний, разделять финансово-материальную ответственность за нанесенный экологический ущерб.

Во-вторых, освобождение цен на сырьевые товары от государственного контроля, отказ от субсидирования энергоносителей и природного сырья обычно приводят к росту энерго- и ресурсосбережения и сохранению природных ресурсов. Одновременно необходимо проводить эффективную экспортную политику, чтобы уменьшить вывоз за рубеж природных ресурсов.

В-третьих, важную роль сыграло проведение политики, направленной на постепенное закрытие энергоемких и природо-загрязняющих производств. Переход на природосберегающую тяжелую промышленность и повышение доли легкой, как правило, менее природозагрязняющей, промышленности, а также проведение модернизации заводов с переходом на экологичные технологии - важные шаги к установлению экологического равновесия.

В-четвертых, реформа экологической политики заключается в принятии реальных и выполнимых экологических норм, стандартов, графиков введения экологического законодательства, а также в разработке экономических стимулов, системы антистимулов, налогов, платежей для улучшения экологической обстановки и эффективного природопользования на основе использования природосберегающих технологий и участия общественности в реализации экологических мероприятий.

Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.
Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающих проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным
Актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.
Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с законом РФ ""О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, включающая Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.
Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством правления, сформированного Минприроды РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений предприятиями всех организационно-правовых форм в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов и имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.
Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.
Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, с помощью которого можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.
В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.
Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается законом РФ ""Об охране окружающей природной среды" и постановлением Правительства РФ, в которых утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В настоящее время утверждены и действуют базовые нормативы платы за загрязнение.
Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм; за размещение отходов.
Порядок установления платы состоит из трех этапов - определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок: конкретных размеров платы за загрязнители.
Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.
Базовые нормативы представлены в двух видах: за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.
Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе пазовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.
Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпидемнадзора и предприятия.
Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта дается в Постановлении Правительства от 28.08.1992 г. (пп. 3, 4, 5). При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районаx Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах - в 2 раза.
Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счет чистой прибыли предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.
Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления,
Очень важно отметить следующие два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, поэтому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать эти платежи с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпидемнадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются местные комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов служат дополнительным источником финансирования и кредитования для следующих целей:
? строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;
? создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;
? развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т. д.);
? создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;
? создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;
? выполнения научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;
? осуществления исследовательских работ по изучению территории и развитию рынка экологических услуг;
? проведения работ но экологической экспертизе объектов;
? создания предприятий с целью решения экологических проблем;
? проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;
? организации экологического образования и воспитания, пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.
Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована па строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.
Кроме перечисленных выше источников образования экологических фондов, могут быть дополнительно привлечены следующие источники:
? платы по искам в возмещение ущерба;
? штрафы за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;
? средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;
? средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;
? доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;
? средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;
? прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;
? средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству;
? добровольные взносы.
Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается их формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в ли фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.
Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.
Система налоговых льгот должна включать:
уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;
налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.).
Система стимулирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов может предусматривать скидки с дохода для налогообложения (для коммерческих предприятий) в первый год в размере до 100 %, включая текущие и капитальные затраты.
Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:
степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;
нормативные нагрузки на окружающую природную среду;
территориальные лимиты природопользования;
необходимые темпы перестройки народнохозяйственных структур на экологической основе;
уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий;
природоохранная ценность территории.
Экологические льготы предоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязи с лимитом техногенной нагрузки на территорию. Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления.
Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельно­сти лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему цен­трализованного планирования экономики. На основе планов-заданий определя­лась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования - цен­трализованного распределения материально-технических ресурсов.

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся го­сударственный бюджет, хотя были и другие источники: бюджеты регионов, сред­ства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Такая система была неэффективной - средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование при­родных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой сис­темы финансирования природоохранной деятельности.

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств:

Бюджеты всех уровней;

Средства предприятий, учреждений и организаций;

Внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

Фонды экологического страхования;

Кредиты банков;

Средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юриди­ческих лиц и граждан).

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйст­вующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприя­тий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестои­мость продукции предприятий.

Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения оста­точного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. В 1990-х годах были сформированы следующие внебюджетные фонды: воспроизводства минерально­сырьевой базы, воспроизводства, охраны и защиты лесов, восстановления и охра­ны водных объектов.

Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инве­стиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотлож­ных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды.

В России экологический фонд был создан в 1990 г. при Государственном ко­митете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологиче­ских фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989-1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти пла­тежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за­грязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирова­ния природопользователей на проведение этой деятельности.

В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) существовала единая трехуровневая система внебюджетных государст­венных экологических фондов. На верхнем уровне - федеральный экологический фонд, на среднем - фонды субъектов федерации, на нижнем уровне - районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного фи­нансирования природоохранной деятельности. При этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий- природопользователей (собственные и заемные).

Задачи экологических фондов:

Финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспече­ние экологической безопасности населения;

Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

Экономическое стимулирование рационального природопользования, вне­дрения экологически чистых технологий;

Содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источники формирования экологических фондов:

Платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы за­грязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

Штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное использование (потери) природ­ных ресурсов;

Средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяй­ственной деятельности предприятий;

Средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;

Добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организа­ций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физиче­ских лиц).

Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно существующей практике, составляла в приходной части фондов около 80-85%.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность - только на цели, связанные с природоохранной дея­тельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

Выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

Вложение средств в формирование начального капитала предприятий, созда­ваемых для производства продукции природоохранного назначения;

Долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

Выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

При этом средства экологических фондов распределялись следующим образом:

60 % - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;

30 % - регионального значения;

10 % - федерального значения.

Ядро системы экологических фондов - Федеральный экологический фонд Рос­сийской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Ос­новная цель деятельности фонда - разработка и реализация федеральных и меж­региональных программ и привлечение для этого средств территорий, предпри­ятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавли­вает приоритетные направления инвестиционной политики:

Разработка государственных и федеральных программ,

Создание нормативно-правовой базы природопользования,

Проектирование и развитие особо охраняемых территорий,

Финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

Территориальные экологические фонды (ТЭФ) - второй и третий уровень сис­темы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществлялось следующим образом:

Предприятия перечисляют платежи за загрязнения, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд;

Местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоя­щий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по поводу трансгранич­ных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;

Организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы;

ТЭФ размещают экологические займы среди населения.

Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в ре­гионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природополь­зователей. Основная цель создания этих структур - развитие экологической ин­фраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг.

В 2000 г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в дохо­ды региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи нецелевого использования средств эко­логических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые яв­ляются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Таким образом, финансовое обес­печение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживаю­щего предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных пред­приятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

Амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

Платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

Штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

Платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавли­вают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

Целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление приро­доохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

Кредиты государственных и коммерческих банков;

Доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

Прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

Природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пыле­газоочистных установок и пр.);

Осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба);

Финансирование технологической реконструкции основных производствен­ных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование при­водит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду);

Временно свободная часть средств может быть использована для финанси­рования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депо­зитном счете.

Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объе­динениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.

На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообраз­нее. Источниками финансирования природоохранной деятельности могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств пред­приятий, внебюджетные поресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в иностранной валюте, средства населения.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или Фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными фи­нансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предпри­ятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба из­менениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансировали экологических программ и мероприятий по охране окружающей пои родной среды.

Использование собранных средств на финансирование природохранной дея­тельности характеризуется целевой направленностью на проведение природо­охранных мероприятий.

В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается матери­ально-техническими ресурсами.

В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений - средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранно­го значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны.

Сегодня политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств эко­логических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

Следует отметить, что формирование механизма финансирования природополь­зования и охраны окружающей среды в России имеет ряд проблемных аспектов.

Распоряжение средствами всех возможных источников финансового обеспе­чения природоохранной деятельности регионов России находится в компетенции различных структурных единиц управления (территориальные органы исполни­тельной власти, комитеты по охране природы, руководство предприятий, поре­сурсные комитеты и т. д.). Практика свидетельствует о нескоординированности действий территориальных органов при инвестировании природоохранных меро­приятий из различных источников финансирования, что приводит к дублирова­нию материальных, трудовых и денежных средств.

При решении проблемы финансирования природоохранной деятельности тер­риторий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потреб­ностей в финансовых ресурсах отдельных регионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциала.

Для обеспечения экологической безопасности населения, существующих про­изводств, отдельных видов деятельности, сооружений и т. д. целесообразно соз­дание страховых фондов на предприятиях.

Возможность использования кредитов отечественных банков (внутренних кредитов) на финансирование природоохранных мероприятий ограничена в связи с чрезмерно высокой ставкой процента по кредитам. Использование льготных кредитов в этой сфере не находит поддержки государства.

Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в России необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий:

Систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней;

Развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий;

Систему федеральных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов;

Привлечение средств за счет фондов экологического страхования,

Использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

Систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите цели и задачи финансово-кредитного механизма охраны окру­жающей среды и рационального природопользования?

2. Каковы источники финансирования природоохранной деятельности?

3. В чем заключается сущность экологических фондов? Охарактеризуйте виды экологических фондов?

4. Проанализируйте динамику финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам?

5. Какова эколого-экономическая сущность платежей в природопользовании?

6. Охарактеризуйте систему платежей за природные ресурсы. Каковы формы и ви­ды платы?

7. Каковы принципы установления налогов и платежей за загрязнение окру­жающей среды?

8. Охарактеризуйте систему платежей за загрязнение окружающей среды?

9. В чем заключается влияние платежей за загрязнение окружающей среды на экономические результаты деятельности предприятия?

10. Какие льготы закреплены в налоговом законодательстве для юридических лиц, осуществляющих природоохранную деятельность?

11. В чем сущность ускоренной амортизации основных фондов природоохранно­го назначения?

12. Что подразумевает ценовая политика на экологически чистую продукцию?

13. В чем состоит основная идея продажи прав на загрязнение?

14. На чем базируется механизм продажи прав на загрязнение?


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ.

2. Водный кодекс РФ от 16.10.95 (с изменениями и дополнениями от

3. Лесной кодекс РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ (с изменениями и дополнениями от

4. Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01 2002 г. № 7-ФЗ

5. Акишин, А.С. Управление природоохранной деятельностью и охрана окру­жающей среды / А.С. Акишин. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

6. Бобылев, С.Н. Эффективность природоохранных мероприятий / С.Н. Бобы­лев. - М.: Наука, 1990.

7. Бобылев, С.Н. Экономика природопользования / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ход- жаев. - М.: ТЕИС, 1997.

8. Временная методика определения предотвращенного экологического ущер­ба. М.: Госкомэкологии России, 1999.

9. Голуб, А.А. Экономика природных ресурсов / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. - М.: Аспект-Пресс, 1998.

10. Даванков, А.Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов / А.Ю. Даванков - Екатеринбург: Уро РАН, 1998. - 238с.

11. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. М., 1993.

12. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М., 1996.

13. Лемешев, М.Я. Региональное природопользование: на пути к гармонии / М.Я. Лемешев, Н.В. Чепурных, Н.П. Юрина. - М., 1986.

14. Лукьянчиков, Н.Н., Экономика и организация природопользования / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

15. Макар, С.В. Основы экономики природопользования / С.В. Макар. - М.: ИМПиЭ, 1998.

16. Макконнелл, К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Мороков, В.В. Платежи за природопользование: справочное пособие и комментарии / В.В. Мороков, РАН Уральское отделение Инст-т экономики. - Екатеринбург, 1993.

18. Моткин, Г.А. Основы экологического страхования / Г.А. Моткин. - М.: Наука, 1996.

19. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по охране окру­жающей среды и развитию. М.: Прогресс, 1989.

20. Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров. М.: ЮНИТИ, 1997.

21. Одум, Ю. Основы экологии / Ю. Одум, М.: Мир, 1975.

22. Пахомова, Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды / Н.В. Пахомова, Рихтер К.К. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

23. Платежи за пользование природными ресурсами. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

24. Пыльнева, Т.Г. Природопользование: учебное пособие для вузов / Т.Г. Пыльнева, ВЗФЭИ. - М.: Финстатинформ, 1997.

25. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс.

М.: Мысль, 1990.

26. Седов, В.В. Основы экономической теории: Вопросы эколого-устойчивого развития экономики: Учебное пособие. / В.В. Седов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2005.

27. Седов, В.В. Экономика и экология. Учебное пособие / В.В. Седов. - Челя­бинск: Челяб. гос. ун-т, 1995.

28. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: Экономика, 2002.

29. Сухорукова, С.М. Экономика и экология / С.М. Сухорукова. - М.: Высшая школа, 1988.

30. Указ Президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996.

31. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Осипова, Е.М. Львовой. - М.: Литературное агентство «Варяг», 1996.

33. Чапек, В.Н. Экономика природопользования / В.Н. Чапек. - М.: ПРИОР, 2000.

34. Чепурных, Н.В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, Л.В. Дунаевский. - М.: Наука, 1998.

35. Экологические фонды: теория и практика: учебное пособие / под ред. А.А. Аверченкова. - М.: Радио и связь: Рихея, 1995.

36. Экология и экономика природопользования / под ред. проф. Э.В. Гирусо- ва. - М.: ЮНИТИ, 1998.

37. Экономика природопользования: Аналитические и нормативно- методические материалы. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. - М.: Минприроды России, 1994.

38. Экономика природопользования: учебник / под ред. Т.С. Хачатурова. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

39. Яндыганов, Я.Я. Экономика природопользования / Я.Я. Яндыганов. - Ека­теринбург: Изд-во УрГУ, 2006.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

адаптация - способность организмов приспосабливаться к меняющимся ус­ловиям окружающей среды. Для каждого вида организмов существует своя опре­деленная амплитуда приспособительных возможностей, выход за пределы кото­рой губителен для их существования. Адаптивные границы могут быть расширены направленным воздействием на организмы, но все же в сравнительно узких преде­лах, задаваемых наследственными свойствами, присущими тому или иному виду.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, УПУЩЕННАЯ ВЫГО­ДА) - в экономике природопользования позволяет оценить природный объект (ре­сурс), имеющий заниженную или вообще не имеющий рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использова­нии данного объекта или ресурса в других целях.

амортизация - постепенное перенесение стоимости основных фондов на про­изводимый с их помощью продукт или услугу.

анализ «выгоды - затраты» - основной экономический подход при принятии решения о целесообразности реализации проекта, инвестиционной программы и т.д. Сопоставление выгод и затрат позволяет оценить эффективность проекта. Может быть реализован в вычислении чистой современной (приведенной) стои­мости, отношения выгоды - затраты, внутренней ставки окупаемости.

анализ «затраты - эффективность» - уделяет основное внимание минимиза­ции затрат на достижение цели. Обычно используется для экологических и соци­альных проектов, в которых выгоды от достижения цели сложно оценить или идентифицировать. Главное - найти такой вариант развития, который бы миними­зировал затраты для достижения заранее поставленной цели.

антропогенное загрязнение - загрязнение среды, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека.

аренда - основанное на договоре срочное и возмездное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления хозяйственной либо иной деятельности.

ассимиляционный потенциал природной среды - способность природной среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе. Ассимиляционная способность природной среды представляет со­бой специфичный природный ресурс; а учитывая глобальные масштабы воздейст­вия на природную среду, возникает понятие ограниченности или дефицитности ассимиляционного потенциала природной среды.

безопасность экологическая - 1) совокупность действий, состояний и про­цессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и чело­вечеству; 2) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологи­ческий баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово (может без серь­езных ущербов адаптироваться) человечество. Может быть рассмотрена в гло­бальных, региональных, локальных и условно точечных рамках, в том числе в пределах государств и их любых подразделений.

водные ресурсы - запасы поверхностных вод, находящихся в водных объек­тах, которые используются или могут быть использованы.

возмещение вреда окружающей природной среде - возмещение потерь в природе, затраты на воспроизводство природных ресурсов и оздоровление окру­жающей природной среды.

возобновление природных ресурсов (для возобновимых) - их естественное восстановление со временем или культивирование. Многие природные ресурсы количественно возобновимы, но качественно не могут быть заменены.

воспроизводство природных ресурсов - искусственное поддержание при­родных ресурсов, направленное на восполнение и увеличение природных ресур­сов или усиление полезных свойств природных объектов, совокупность научных, организационных, экономических и технических мер.

воспроизводство среды, окружающей человека - комплекс мероприятий и их научное обеспечение, направленное на поддержание параметров среды жизни человека в пределах, благоприятных для его существования.

восстановление земель - возврат землям существовавшего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.

вред окружающей природной среде экологический - негативные изменения состояния окружающей природной среды, выразившиеся в загрязнении окру­жающей природной среды, истощении ее ресурсов, разрушении экологических систем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы. Разновидность экологического вреда - вред антропологический, при­чиненный здоровью человека, его генетической программе, генофонду всего че­ловечества.

вред окружающей природной среде экономический - негативные изменения состояния природной среды в результате загрязнения, истощения, разрушения природных экологических связей, причинившие ущерб имущественным интере­сам природопользователя.

выброс вредных веществ - выброс во внешнюю среду загрязняющих веществ каким-либо источником.

ВЫБРОС ВРЕМЕННО СОГЛАСОВАННЫЙ (ЛИМИТ СБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ веществ) - предельная масса загрязняющих веществ, разрешенная к сбросу в те­чение определенного периода времени (как правило, календарного года). Уста­навливается органами государственного экологического контроля в целях мини­мизации воздействия (управления воздействием) на окружающую среду.

государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обес­печения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, ре­шения экологических и социальных проблем. Включает различные формы: бюд­жетно-налоговое, кредитно-денежное и административное.

деградация окружающей природной среды - ухудшение свойства природной среды в результате разрушения или существенного нарушения экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека, проводимой без учета зако­нов развития природы.

дифференциальная рента - дополнительная прибыль (повышение рентабель­ности эксплуатации), возникающая в результате более благоприятного местопо­ложения используемого природного ресурса или большей легкости его извлече­ния. Различают дифференциальную ренту I, связанную с различиями в географи­ческом положении и богатством источника ресурса, и дифференциальную ренту

II, возникающую при добавочных затратах, позволяющих более интенсивно экс­плуатировать ресурс.

дотации - безвозмездная финансовая помощь с целью компенсации повы­шенных издержек, потерь, обеспечения прибыльности убыточным предприятиям, погашения ценовой разницы. В рыночной экономике размеры и направление до­таций строго ограничиваются теми сферами, которые не могут эффективно регу­лироваться рыночным механизмом на основе самоокупаемости.

емкость окружающей природной среды - способность природы претерпевать социально-экономическую нагрузку без существенного нарушения выполняемых ею функций.

загрязнение - миграция в среду нехарактерных для нее физико-химических и биолого-информационных компонентов.

загрязнение окружающей природной среды - физико-химическое и биологи­ческое изменение качества окружающей природной среды в результате деятель­ности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на природу и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

загрязнитель - множество агентов физико-химического и другого характера, рас­селенных в окружающей среде в нежелательных для каких-либо целей количествах.

затраты природоохранные - совокупность издержек на поддержание качества окружающей среды, активизацию деятельности отраслей экономики и укрепление природно-ресурсного потенциала.

землепользование - 1) порядок, условия и формы эксплуатации земель; 2) со­вокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователем.

зона рекреационная - часть окружающей среды, используемая населением для отдыха и туризма.

зона санитарно-защитная - полоса, отделяющая промышленное предпри­ятие от селитебной территории (населенного пункта).

зона чрезвычайной экологической ситуации - официально объявленные го­сударством части территории (город, область, край, регион), на которых обозна­чились признаки деградации окружающей природной среды, где имеет место рез­кое увеличение заболеваемости и смертности населения, превышающее во много раз средние показатели.

зона экологического бедствия - официально объявленные государством части территории (город, область, край, регион), на которых обозначились при­знаки полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязне­ния атмосферного воздуха, водоемов, почв, полного истощения водных, расти­тельных, животных ресурсов и установлен высокий уровень заболеваемости и смертности населения.

издержки экологические общественного производства - затраты на меро­приятия, снижающие выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую предприятие среду (строительство очистных сооружений, совершенствование технологии, изменение состава исходных материалов и т. п.), а также на меро­приятия, не снижающие выброс, но влияющие на степень их воздействия на при­роду (строительство высоких труб, разбавление, захоронение отходов, установле­ние санитарных зон вокруг предприятий и т.п.).

интенсивность природопользования - уровень использования природных ресурсов и эффективность его для целей устойчивого развития территории.

интернализация экстерналий - в экономике процесс превращения внешних экстернальных издержек во внутренние. Один из возможных путей учета общест­венных интересов состоит в наложении специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он получил название нало­га Пигу, или пигувианского налога.

информация в природопользовании - совокупность данных о количествен­ном, качественном и динамическом (прошлом, настоящем и будущем) состоянии природных ресурсов и экосистем, их взаимосвязи и потребности для существую­щей (а также прогнозируемой) формы хозяйства, развития культуры и жизни че­ловечества.

инфраструктура - комплекс сооружений, зданий, учреждений, обслуживаю­щих сферу материального производства и население.

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, во­влечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

источник загрязнения - 1) точка выброса загрязняющего вещества; 2) хозяй­ственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество; 3) реги­он, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном пе­реносе); 4) внерегиональный фон загрязнений, накопленных в среде (напр., в воз­душной - углекислый газ, в водной - их кислотность и т. п.).

истощение окружающей природной среды - полное или частичное прекра­щение функции природных объектов или природы в целом вследствие антропо­генного воздействия на природу.

кадастры природных систем - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (а иногда и лечебно-оздоровительной) оценок. Различают кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира (отдель­но по рыбам и по наземным животным), природно-заповедных объектов, лечебно­оздоровительных ресурсов природы. Структуру и порядок введения (кадастров) устанавливают компетентные органы государства.

качество окружающей природной среды - степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов.

комплексное использование природных ресурсов - углубление их перера­ботки и увеличение выхода готовой продукции на единицу использованных ре­сурсов.

кризис экологический - напряженное состояние взаимоотношений между че­ловечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития произво- дительньж сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурс­но-экологическим возможностям биосферы. Может быть рассмотрен как устой­чивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в де­градации окружающей среды, с одной стороны, и неспособности государствен­ных управленческих структур, правоохранительных органов выйти из создавше­гося состояния и восстановить равновесие общества и природы - с другой сторо­ны.

критический природный капитал - необходимые для жизни природные бла­га, которые невозможно заменить искусственным путем: ландшафты, редкие ви­ды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и т. д. Критический природный капитал необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала - возобновимые природные ре­сурсы и часть невозобновимых конечных природных ресурсов - может быть за­менена искусственным (нефть, газ, уголь на солнечную энергию и т. д.).

кумуляция загрязнителей - совокупное сложение вредных эффектов влияния и воздействия загрязнителей.

лимит (в области охраны окружающей природной среды) - предельное ко­личество выемки, потребления, использования природного ресурса, выброса, сброса вредных веществ в окружающую природную среду. Устанавливается орга­нами охраны окружающей природной среды в целях охраны природы, раци­онального использования ее ресурсов, предупреждения вредных воздействий на нее.

лицензия (в области охраны окружающей природной среды) - разрешение, выдаваемое органами охраны окружающей среды природопользователю на выем­ку, потребление, использование природного ресурса, выбросы, сбросы, размеще­ние вредных веществ с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

1. Правовое последствие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы
наложение административного взыскания на должностных лиц предприятия
приостановление деятельности предприятия на один год
запрет финансирования и строительства экспертируемого объекта

2. Положительные моменты исследований, проведенных авторами первой глобальной модели развития мира состоят в том, что они …
предсказали реальные сроки истощения природных ресурсов
правильно отметили необходимость перехода к нулевому росту производства
способствовали усилению внимания ученых всего мира к исследованию перспективы развития человечества

3. Основные механизмы (методы) государственного управления природоохранной деятельностью
правовые
административные
экстраполяции
социологические
экономические

4. Экология, как разновидность биологической науки – это наука о (об)…
охране окружающей среды
взаимоотношении живых организмов с окружающей средой (со средой обитания)
возникновении жизни на Земле

5. Под качеством природной среды понимают …
сохранение растительного и животного мира
ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия
способность к самоочищению и саморегуляции
степень ее влияния на здоровье человека
предел, за которым природа не в состоянии справляться с антропогенной нагрузкой

6. Величина платежей за выбросы в атмосферу зависит от …
количества выбрасываемых экологически вредных веществ
профиля предприятия
установленных нормативов платы за выбросы в атмосферу
вида выбрасываемых экологически вредных веществ

7. Органы управления природоохранной деятельностью общей компетенции
Президент РФ
Федеральное собрание, Правительство РФ
Министерство природных ресурсов РФ

8. Биологическое разнообразие – это разнообразие …
организмов
видов
экосистем

9. Методы исследований, не использующиеся экологической наукой
статистические методы оценки природных процессов и явлений
методы селекции
методы математического моделирования и экстраполяции
систематические наблюдения за природными объектами и антропогенными источниками загрязнения
дистанционные методы исследований

10. Методы, которые не применяется для оценки качества экологического состояния территорий – методы …
биоиндикации
химического анализа
экспертных оценок

11. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью…
установления соответствия деятельности предприятия экологическим требованиям
оценки возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду
установления соответствия проектной документации намечаемого к строительству объекта экологическим требованиям

12. Глобальные эколого-экономические проблемы – это следствие взаимодействия …
отдельных видов хозяйственной деятельности с окружающей средой
общества и природы
промышленных предприятий с окружающей средой

13. Регулирование качества среды обитания необходимо для …
внедрения безотходных и малоотходных технологий в производство
сохранения природных экосистем и биоразнообразия
уменьшения вредных выбросов предприятиями

14. Документ, в котором определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду
Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344

15. Недостаток в управлении природоохранной деятельностью
постоянное реформирование природоохранных органов
использование зарубежного опыта
создание на федеральном и региональном уровнях специальных правовых органов для контроля за исполнением природоохранного законодательства

16. Закрепленные в действующем законодательстве принципы, характеризующие экологическую экспертизу
обязательности
научной обоснованности
приоритета охраны окружающей среды
безопасности

17. Основной признак территорий (зон) экологического бедствия
глубокие необратимые изменения природной среды
истощение минеральных и других полезных ископаемых
временное приостановление деятельности отдельных предприятий

18. Загрязнение окружающей среды – это …
изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ
сокращение видового биоразнообразия
деградацию экосистем

19. Экологический мониторинг – это …
управление качеством природной среды
проверка деятельности предприятий по соблюдению ими экологического законодательства
система наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенной нагрузки

20. В рамочной Конвенции по проблемам изменения климата сформулированы принципы, направленные на снижение …
сбросов в водные объекты
выбросов углекислого газа в атмосферу
отходов производства и потребления

21. Управление природоохранной деятельностью – это…
совокупность принципов, методов, форм и средств, направленных на сохранение природной среды с целью обеспечения экологической безопасности человека
управление людьми, их социально-экономическими отношениями
воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения поставленных целей

22. Организация «Римский клуб» — это …
научно-прогностическая, не правительственная организация
идеологизированная организация
организация, цель которой – исследование ближайших и отдаленных последствий развития человечества
организация, находящаяся на службе крупных монополий

23. Проблемы, замедляющие ускоренный переход к устойчивому развитию общества
неравномерное распределение природных ресурсов среди различных стран
рост численности населения Земли
достигнутый уровень в формировании экологического мировоззрения и воспитании экологической культуры
ограниченный доступ к современным источникам энергии

24. Решение, не принятое на Саммите в Йоханнесбурге (2002 г.)
вдвое сократить число людей, живущих в антисанитарных условиях и имеющих ограниченный доступ к воде
обеспечить широкий доступ к современным источникам энергии
снизить выбросы углекислого газа в атмосферу

25. Документ, в котором сформулирована экологическая политика РФ
ФЗ «Об охране окружающей среды»
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию

26. Задача, которая не входит в компетенцию экологического аудита; Задачи, не входящие в компетенцию экологического аудита
оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии
уменьшение негативного воздействия производства на среду обитания без дополнительных затрат
установление соответствия проектной документации экологическим требованиям
оценка возможных экологических рисков
создание и укрепление благоприятного имиджа предприятия

27. Сферы деятельности, в которых достигнуты договоренности на Саммите в Йоханнесбурге (2002г.)
водоснабжение и энергетика
промышленное производство
сельское хозяйство и здравоохранение
природопользование

28. Не существующий вид экологического контроля
государственный
территориальный
производственный

29. Нормирование качества среды обитания – это разработка …
базовых нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду
методических рекомендаций о нормативах воздействия хозяйственной и иной деятельности на среду обитания
научно-обоснованных нормативов предельно допустимого воздействия человека на среду обитания с приданием им правового (юридического) статуса

30. Средства федерального бюджета, выделенные на природоохранную деятельность, расходуются на…
природоохранные мероприятия, включенные в состав целевых государственных природоохранных программ
все природоохранные мероприятия
природоохранные мероприятия в отдельных субъектах РФ

31. Основной документ, принятый Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.)
Декларация об окружающей среде и развитии
Повестка дня на ХХ1 век
рамочная Конвенция по проблеме изменения климата

32. Предмет изучения экологии, как отрасли биологической науки
природные объекты и природные ресурсы
экологические системы
растительный мир

33. Понятие «устойчивое развитие» в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию трактуется, как …
стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей
экологизация хозяйственной деятельности
ориентация на духовные ценности общества
ограничение роста национального богатства

34. Причины, способствующие усугублению экологической ситуации в России
переход страны от плановой централизованной системы управления к рыночной экономике
преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики
низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды

35. Принятая на Конференции ООН (1992 г.) Конвенция по биологическому разнообразию призвала государства…
усилить меры по сохранению биоразнообразия как в охраняемых, так и в не охраняемых регионах
выделить площади для создания природных заповедников в целях сохранения биоразнообразия
обеспечить сохранение различных систем управления биологическими ресурсами
организовать переработку отходов производства и потребления

36. Экономический механизм управления природоохранной деятельностью включает …
экономическую оценку природных объектов и ресурсов
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
страхование ресурсов

37. Признак, не характерный для территорий с чрезвычайной экологической ситуацией
устойчивые отрицательные изменения природной среды
разрушение природных экологических систем
угроза здоровью населения

38. Документы, в которых определены стратегические цели государственной экологической политики
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
Конституция РФ
Экологическая доктрина Российской Федерации
ФЗ «Об охране окружающей среды»

39. Экономическая оценка природных ресурсов позволяет …
обоснованно определить преимущества альтернативного развития
перейти от экстенсивного к интенсивному пути развития
уменьшить добычу минеральных ресурсов и других полезных ископаемых

40. Органы управления природоохранной деятельностью специальной компетенции
Минсельхоз РФ, МЧС РФ, МВД РФ
Министерство здравоохранения и социального обеспечения
Органы местного самоуправления
Министерство природопользования

41. Суть парникового эффекта – углекислый газ …
задерживает длинноволновое (тепловое) излучение Земли
не имеет никакого отношения к парниковому эффекту
пропускает солнечное излучение и задерживает тепловое излучение Земли

42. Нормирование качественного состояния окружающей среды – это …
вынужденная мера
результат закономерного развития общества
волевое решение Правительства РФ

43. Термин «экологизация» означает…
проникновение экологической проблематики в другие сферы знания
распространение экологии на практическую деятельность
превращение экологии в комплексную интегрирующую науку
экологически безопасное пользование недрами

44. Финансирование природоохранной деятельности осуществляется за счет…
федерального бюджета
бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления
государственных займов
налогоплательщиков

45. Платежи, относящиеся к экологическим
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
за сбросы сточных вод в водные объекты
за использование природных ресурсов
за вырубку лесов

46. Биосфера – это …

часть верхней оболочки Земли, в которой существует или может существовать живое существо
воздушное пространство Земли
весь растительный и животный мир
совокупность всех существующих на Земле экосистем