Анализ должен быть оперативным. Это означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь. Анализ резерва роста объема производства

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Орловский государственный аграрный университет

Экономический факультет, заочное отделение

Кафедра: Финансы, инвестиции и кредит

Специальности: «Финансы и кредит»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инвестиции»


Выполнил: студент учебной группы Ф 581-п

Хохлов Владимир Владимирович

Научный руководитель: д.э.н., профессор

Попова Ольга Васильевна,




Введение

Экономическая сущность и содержание инвестиций

Типы и классификация инвестиций

Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений. На смену народнохозяйственному подходу, характерному для плановой экономики, приходит механизм принятия решений на уровне предприятий, как полноценных субъектов рыночных отношений, самостоятельно проводящих свою инвестиционную политику и несущих за её результаты финансовую ответственность.

В настоящее время предприятие должно сделать свой выбор из многочисленных направлений развития, многообразия технических решений. Так как инвестиционный процесс на микроэкономическом уровне складывается из множества инвестиционных решений, принимаемых отдельными предприятиями, правильность выбора становится важным вопросом для каждого из них. Это позволяет рассматривать создание механизма формирования инвестиционного процесса на предприятии как центральную проблему, стоящую перед экономической наукой и практикой.


Экономическая сущность и содержание инвестиций


Инвестиции относятся к числу важнейших категорий как на макро-, так и на микроуровне. Они, в конечном счете, определяют социально-экономическое состояние экономики. В Законе РСФСР от26 июня1991 г. №265 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее - Закон об инвестиционной деятельности) под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

В Федеральном законе от25 февраля1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений) инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта». Инвестиции в соответствии с этим законом могут осуществляться в денежной и материальной форме, в форме имущественных прав и иных ценностей. Инвестиции - это все виды ресурсов (ценностей), вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) получения положительного эффекта (социального, экономического и др.). В качестве подобных ценностей могут выступать денежные средства, движимое и недвижимое имущество, объекты авторского права, лицензии, патенты, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности, права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом. Источником прироста капитала, побудительным мотивом и качественным признаком осуществления инвестиций является получение прибыли. К наиболее значимым факторам, влияющим на инвестиционную активность и объем инвестиций в экономике, относятся:

ожидаемая норма прибыли;

доля сбережений в доходах;

ставка ссудного процента;

предполагаемый темп инфляции.

Следует отметить, что до 1991 г. (год принятия Закона об инвестиционной деятельности) вместо понятия инвестиций использовался термин «капитальные вложения». Таким образом, капитальные вложения являются составной частью инвестиций. Это есть не что иное, как инвестиции в создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские разработки и др.


Типы и классификация инвестиций


Разнообразие экономических отношений, которое присуще инвестиционному процессу, предопределяет необходимость классифицировать инвестиции. Все инвестиции по признаку назначения делятся на три основные группы: финансовые, реальные, инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции - это вложение капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, дающие право на получение доходов от собственности, а также банковские депозиты.

Финансовые инвестиции могут быть как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.

В современных условиях одним из основных видов финансовых инвестиций являются портфельные инвестиции - вложение капитала в группу проектов, например приобретение ценных бумаг предприятий. Формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем является главной задачей инвестора, осуществляемой посредством операций купли - продажи ценных бумаг на фондовом рынке.

Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Инвестор на фондовом рынке не должен приобретать ценные бумаги только одного вида. Необходимо разнообразие вклада, иначе он обрекает себя либо на низкую эффективность вклада, либо на излишне высокий риск. Риск в основном связан с тем, что в момент заключения сделки существует неопределённость эффективности данной операции, обусловленной сложностью прогноза цены в будущем (а для акций - и будущих дивидендов). Если инвестор вкладывает деньги в ценные бумаги какой-либо компании, он оказывается в зависимости от колебаний их курсовой стоимости. Вклад капитала в акции нескольких компаний позволит в значительной степени не зависеть от курсовых колебаний каждой из них. Средний курс, как правило, колеблется меньше, поскольку при повышении курса одной из ценных бумаг курс другой может понизится, и колебания могут взаимно погаситься.

Кроме портфельных инвестиций распространение получили кредитно - денежные операции, при которых капитал инвестора помещается в банки в виде депозитных вкладов с последующим использованием их в качестве кредитов. Финансовые инвестиции оцениваются по приносимому ими доходу. Оценка дохода и есть цена или курс ценных бумаг. Движение курса ценных бумаг отражает состояние и ближайшие перспективы экономики в целом, и финансовое состояние предприятия, выпускающего эти ценные бумаги. Финансовые инвестиции являются средством перелива капиталов из одних сфер экономики в другие, что способствует структурным изменениям в экономической системе.

Реальные (прямые) инвестиции - долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства. Это - вложение капитала частных фирм или государства в производство продукции и предполагает образование реального капитала (здания, сооружения, товарно-материальные запасы и др.).

Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода это инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно объединить в следующие основные группы:

  1. инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат предприятия за счёт замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;
  2. инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;
  3. инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечат создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары (или оказывать новый тип услуг), либо позволят фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для неё рынки;
  4. инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма обязана удовлетворить требования властей в части либо экологических стандартов, либо безопасности продукции. либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счёт только совершенствования менеджмента.

Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем их риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы фирмы после завершения инвестиций.

С этих позиций организация нового производства, имеющего своей целью выпуск незнакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределённости, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже принятого рынком товара несёт минимальную опасность негативных последствий инвестирования. Аналогичным образом с низким уровнем риска сопряжены и инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления.

Реальные (производственные) инвестиции можно подразделить на следующие виды: направляемые на новое строительство, на расширение производственных мощностей, на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства и возмещение выбывшего оборудования, зданий и сооружений (поддержание мощности).

Необходимо отметить, что расходование инвестиционных ресурсов на то или иное направление воспроизводства основных фондов зависит от множества факторов как на уровне отдельного хозяйственного субъекта, так и на уровне экономики в целом. На решение предприятия по формированию плана капитальных работ влияют такие факторы, как наличие свободных финансовых ресурсов, технические характеристики активной части основных фондов, выбранная долгосрочная программа стратегического развития предприятия, структура рынков сбыта продукции и т.д.

Понятие нематериальные активы недавно вошло в употребление нашей экономической наукой.

К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объектов смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;из патентов на изобретения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование;

  • из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.

Существует и несколько другая формулировка, утверждающая, что к нематериальным активам относятся затраты предприятий в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определённые виды деятельности), организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место и т.п.), торговые марки и товарные знаки и т.п..

По признаку направленности действий инвестиции можно представить следующими группами:

  1. начальные инвестиции, т. е. осуществляемые на основании проекта при создании или покупке предприятия;
  2. экстенсивные инвестиции, направляемые на увеличение производственного потенциала;
  3. реинвестиции - образовавшиеся свободные инвестиционные ресурсы, направляемые на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания рациональной структуры основных фондов предприятия и выживания предприятия в перспективе. В частности, на замену имеющихся объектов новыми, на рационализацию, на диверсификацию, связанную с освоение новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта.

С точки зрения субъекта инвестирования все инвестиции можно разделить на государственные и частные. Государственные инвестиции в основном должны направляться на цели здравоохранения, культуры, фундаментальные научные исследования, цели обороны, приоритетного финансирования отраслей и видов производств для структурного регулирования экономики. Частные инвестиции направляются в те отрасли и на предприятия, где имеются лучшие условия получения прибыли.

Источником финансирования частных инвестиций являются собственные средства предприятий в виде нераспределённой прибыли, амортизационного фонда; привлечённые средства: средства от реализации ценных бумаг, кредиты и займы. Государственные инвестиции финансируются из федерального, республиканского, местного бюджетов, формируются за счёт налоговых поступлений, прибыли государственных предприятий различных уровней (собственные средства) или за счёт выпуска облигаций внутренних и внешних займов (привлечённые средства). В западных странах основная часть реальных инвестиций приходится на частные инвестиции, однако государство также активно участвует в инвестировании, вкладывая капитал в государственный сектор, предоставляя кредиты, субсидии, осуществляя политику экономического регулирования.

инвестиция ресурс предпринимательский прибыль

Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности


Для оценки экономической эффективности проектов могут быть использованы различные критерии, позволяющие судить об экономической привлекательности проектов, о финансовых преимуществах одних проектов перед другими.

При рассмотрении методик измерения эффективности инвестиций бросается в глаза их разнообразие. За рубежом каждая корпорация, руководствуясь сложившимся опытом управления финансовыми ресурсами, их наличием, целями, преследуемыми в тот или иной момент, а иногда и амбициями, применяет свою методику.

Вместе с тем в последние два десятилетия сформировались и общие подходы к решению данной задачи.

Все методы инвестиционных расчётов можно разделить на две группы:

  1. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях неопределённости и риска.
  2. Методы определения целесообразности осуществления инвестиционного проекта в условиях полной определённости в отношении получаемого результата.

Выбор метода оценки эффективности инвестиций в значительной мере зависит от целей инвестора, от особенностей рассматриваемых инвестиционных проектов и от условий их реализации.

Применяемые в финансовом анализе методики и критерии можно разделить на две большие группы: статистические (бухгалтерские) и динамические (дисконтные).

К статистическим методам инвестиционных расчётов относятся такие, которые применяются в случае краткосрочного характера инвестиционных проектов. Если инвестиционные затраты осуществляются в начале периода, результаты определяются на конец периода.

Статистические методы оценки экономической эффективности инвестиций относятся к простым методам, которые используются в основном для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов.

Статистические методы инвестиционных расчётов основаны на проведении сравнительных расчётов прибыли, издержек или рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей, которые в данном случае выступают в качестве краткосрочной цели инвестора.

Из простых методов чаще всего используются методы анализа точки безубыточности проекта, расчёт показателя рентабельности инвестиций и срока окупаемости (периода возврата) инвестиций.

Метод анализа точки безубыточности (критического объёма продаж) состоит в определении объёма продаж продукции, при котором валовая выручка от реализации продукции становится равной валовым издержкам.

По мере роста объёмов производства убытки сокращаются и при объёме производства Q* становятся равными нулю. Если объёмы производства становятся больше, то продукция начинает приносить прибыль. Именно поэтому величина Q* соответствует так называемой точке безубыточности проекта, т. е. определяет такие объёмы производства и сбыта, при которых валовые издержки равны валовым доходам.

При проведении анализа инвестиционного проекта необходимо сопоставить объёмы спроса на продукцию с величиной критического объёма продаж. Если объёмы спроса меньше величины Q*, то следует либо применять меры по расширению целевых рынков сбыта, либо отказаться от идеи проекта. Если же ожидаемый спрос значительно превышает критический объём продаж, то проект можно считать экономически эффективным.

Рентабельность инвестиций (ROI - Return On Investments) даёт возможность установить не только факт прибыльности проекта, но оценить и степень этой прибыльности. Этот показатель определяется как отношение среднегодовой прибыли к общему объёму инвестиционных затрат.

Рентабельность инвестиций (или норма прибыли) может быть использована для сравнительной оценки эффективности проекта с альтернативными вариантами вложения капитала. В частности, проект можно считать экономически выгодным, если его норма прибыли не меньше величины банковской учётной ставки.

Период возврата (срок окупаемости) проекта определяет календарный промежуток времени от момента первоначального вложения капитала в инвестиционный проект до момента времени, когда нарастающий итог суммарного чистого дохода (чистого денежного потока) становится равным нулю.

Основным недостатком статистических инвестиционных расчётов является то, что среднегодовые показатели не отражают динамики доходов и расходов инвестора, которые могут иметь место в процессе реализации инвестиционного проекта в течение свего срока его эксплуатации или использования.

Динамические (дисконтные) методы инвестиционных расчётов используются для обоснования инвестиционных проектов в том случае, когда речь идёт о долгосрочных проектах, которые характеризуются меняющимися во времени доходами и расходами. В основе применения динамических расчётов лежат определённые предпосылки, выполнение которых обеспечивает реализацию расчётов с получением достаточно достоверных результатов.

Для целей анализа инвестиционных проектов могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций:

  • Оценка абсолютной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении разности финансовых затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод текущей стоимости, метод аннуитета);
  • Оценка относительной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении отношений финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод внутренней рентабельности);
  • Оценка периода возврата капиталовложений, в течение которого начальные инвестиционные затраты окупаются доходами, получаемыми от реализации проекта (метод окупаемости).

Метод текущей стоимости основан на определении интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. В зарубежной экономической литературе соответствующий показатель носит название Net Present Value (NPV) - чистая текущая стоимость.

Интегральный экономический эффект NPV рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и выплат, производимых в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период.

Положительное значение NPV, свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании проекта, а при сравнении альтернативных проектов экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта.

Метод аннуитета (от англ. annuity - ежегодная рента) используется для оценки годового экономического эффекта, под которым понимают постоянные по величине и регулярно получаемые поступления, которые, будучи дисконтированными на текущий момент времени, дают эффект, равный величине интегрального экономического эффекта от анализируемого инвестиционного проекта.

Индекс доходности (Profitability index) определяется как показатель, характеризующий соотношение дисконтированных денежных потоков и выплат в течение инвестиционного периода.

Правилом принятия решений по инвестиционному проекту являются следующие условия:

  • Если PI больше 1, то проект принимается,
  • Если PI меньше 1, то проект отклоняется.

В отличие от предыдущих показателей индекс доходности может использоваться для сравнения экономической выгодности инвестиционных проектов, отличающихся продолжительностью инвестиционного периода, хотя условие равенства продолжительностей сравниваемых проектов не является строго обязательным и для абсолютных методов оценки инвестиций.

Метод рентабельности используется для определения внутренней рентабельности проекта (Internal Rate of Return, IRR), т. е. расчётной ставки процента, которой определяется темп роста инвестируемого капитала.

Инвестиционный проект считается экономически выгодным, если внутренняя ставка рентабельности превышает минимальный уровень рентабельности, установленный для этого проекта, а при сравнении нескольких альтернативных проектов лучшим считается проект с наибольшим значением внутренней рентабельности.

Кроме того, показатель IRR определяет такую максимально допустимую ставку ссудного процента, при которой кредитование проекта осуществляется без убытков, т. е. без использования для выплат за кредит части прибыли, полученной на собственный инвестированный капитал.

Метод окупаемости предназначен для определения периода возврата инвестиций. Период возврата - это промежуток времени с момента начала инвестирования проекта до момента, когда дисконтированный чистый денежный поток полностью компенсирует начальные капиталовложения в проект.


Заключение


В рыночной экономике получение прибыли является движущим мотивом инвестиционной деятельности. Данная цель опосредуется производством конкретных товаров, оказанием услуг, которые находят призвание на рынке; без этого инвестиции окажутся бесполезными.

Побудительный мотив усиливается, если сокращаются налоги, в том числе на прибыль, и в особенности, если законодательно закреплено право собственности. Эту прибыль целесообразно рефинансировать, т.е. направлять ее в определенном объеме на развитие производства.

Каждое предприятие должно стремиться к эффективному развитию, и тут невозможно обойтись без капиталовложений, которые оно может привлечь как со стороны инвесторов, в том числе и иностранных, так и воспользовавшись своими собственными. Данные инвестиционные ресурсы могут быть направлены на различные цели, как, например, расширение производственных мощностей, техническое перевооружение или реконструкция предприятия, а также освоение новых видов продукции. Безусловно, предприятие может осуществлять и внешнюю инвестиционную деятельность, покупая ценные бумаги других предприятий или же становиться головным предприятием, приобретая контрольный пакет акций какого - либо другого хозяйствующего субъекта. Осуществляя данный вид финансовых инвестиций, предприятие - инвестор выбирает наиболее подходящий для себя вариант, соотнося будущую прибыль и риск, с которым связаны все инвестиционные процессы.


Список используемой литературы


1.Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 19.07.2009. №224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - Ст. 269

2.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ (в редакции от 24 июля 2007 года)

.Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / Под ред. Есипова В.Е. - Спб.: Питер, 2009. - 432 с.

.Виленский А.А., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: учебное пособие. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2010. - 888 с.

.Волков О.И Экономика предприятия. - М.: Инфра - М, 2010.-402 с.

.Горемыкин В. А, Нестерова Н. В. Стратегия развития предприятия. М.: Дашков, 2010.- 267 с.

7.Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.- 346 с.

.Инвестиции: учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. - М.: издательство «Проспект», 2009. - 584 с.

9.Колтынюк Б.А. Инвестиции. М.: - Издательство Михайлова В. А., 2009. - 406 с.

.Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 2008.- 845 с.

11.Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учебное пособие 3-е изд.. М.: КНОРУС, 2010.

12.Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - СПб: Питер, 2010.- 408 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство в экономику;

(2) поддержание государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Госбюджет выполняет следующие функции:

Перераспределительную (перераспределение ВВП);

Регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

Стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

Контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

q образование доходов бюджета;

q использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

Экономическая сущность и содержание понятия «налоговая льгота»

Налоговые льготы являются одним из важнейших механизмов налоговой политики государства и преследуют социальные, экономические и политические цели. Они способствуют получению налогоплательщиком дополнительных финансовых ресурсов путем сокращения его налогового обязательства. Одновременно льготы - важный элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Несмотря на то, что налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, каковыми являются, например, налоговая ставка, налоговая база, объект налогообложения и другие, в мировой экономике отсутствуют налоговые системы, в которых бы они активно не применялись. Естественно, что в разных странах налоговые льготы применяют по-разному, исходя из проводимой социально-экономической политики, интересов развития важных отраслей внутреннего производства и национального предпринимательства в целом. Между тем, несмотря на исключительно важный характер данного элемента налогообложения, в настоящее время проблема налоговых льгот является наименее исследованной и наиболее дискуссионной в теории налогообложения. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных исследованиях нет ответов на самые злободневные вопросы в этой области. В частности, не существует теоретического обоснования применения различных форм налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их предоставления, а также последствий их применения.

Отсутствует научная обоснованная теория необходимости контроля эффективности предоставленных налоговых льгот и других преференций, а также не установлены те государственные органы, которые должны осуществлять такой контроль. До сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о роли и значении налоговых льгот для экономики в целом и для конкретных налогоплательщиков. И у ученых, и у практиков нет единого мнения по вопросу о том, чему следует отдавать предпочтение - налоговым льготам или прямым формам государственной поддержки налогоплательщиков - как юридических, так и физических лиц. Но самая главная проблема, без решения которой невозможно ответить на все предыдущие вопросы, это полная неясность в самом определении понятия «налоговая льгота».

Как показывают отчетные данные и мониторинг налогового законодательства, перечень различного рода налоговых освобождений и изъятий из налоговой системы, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет в российской налоговой системе достаточно внушительную величину, которая имеет ярко выраженную тенденцию к расширению. Согласно положениям Налогового кодекса РФ, от налогообложения освобождаются отдельные операции и обороты, в ряде случаев от обязанностей налогоплательщика освобождены отдельные организации, из налоговой базы исключаются многочисленные виды доходов, для разных видов доходов устанавливаются различные налоговые ставки, а также применяются многие другие формы и методы налоговых освобождений.

При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигнув к настоящему времени огромных сумм. Сделанные выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением различного рода освобождений и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составила в 2012 году свыше 1,8 триллиона рублей, увеличившись против 2011 года на 21,7% при росте поступлений данного налога в бюджет всего на 12,9% .

По налогу на прибыль с 2002 года формально ликвидированы все налоговые льготы. Вместе с тем, имеет место право субъектов Федерации уменьшать установленную Налоговым кодексом налоговую ставку в части налога, зачисляемого в их бюджеты до 13,5%. Для отдельных организаций, в частности, использующих труд инвалидов, установлен особый порядок определения налоговой базы. По данному налогу имеется также множество и других изъятий из налоговых правил, в частности такие налоговые освобождения, как амортизационная премия, право применять ускоренную амортизацию основных средств, нулевая ставка налога для сельхозпроизводителей и другие формы налоговых освобождений. При этом Минфином России даются письменные разъяснения, что указанные налоговые освобождения не являются налоговыми льготами. В частности, в своих письмах Минфин РФ неоднократно указывал, что установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных НК РФ, пониженной налоговой ставки по налогам (в том числе равной нулю) не может отождествляться с установлением налоговой льготы . При этом ведомством приводится следующий, на наш взгляд, не совсем убедительный аргумент: налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога, а налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения. Исходя из этой логики, в российском налоговом законодательстве вообще отсутствуют налоговые льготы, поскольку все налоговые освобождения «привязаны» к обязательным элементам налога: субъект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и т.д. Вместе с тем, гл. 25 НК РФ установлено 128 преференций, предусматривающих снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций. При этом 11 преференций предусмотрено в рамках установления понижающей ставки налога на прибыль организаций законодательными актами субъектов Федерации, нулевой ставки по некоторым видам деятельности и по отдельным доходам, а 117 преференций представляют собой стимулирующие механизмы, позволяющие уменьшить налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций . Формально отсутствуют налоговые льготы по НДПИ. Вместе с тем, в Кодексе предусмотрено широкое применение ставки в размере 0% в части добычи отдельных видов полезных ископаемых, а также по ряду месторождений. Только по указанным выше трем федеральным налогам сумма предоставленных налоговых освобождений и исключений из общих правил налогообложения превышает 2,5 трлн руб.

Значительные налоговые преференции и налоговые освобождения установлены также по налогу на доходы физических лиц и по другим налогам, уплачиваемым населением. Как показывают экспертные оценки, общая сумма различного рода преференций и изъятий из налоговой системы составляет как минимум 50% от всей суммы налогов и сборов, администрируемых ФНС РФ . При этом, в действующем налоговом законодательстве не определены четкие критерии разграничения налоговых льгот и других форм налоговых освобождений и исключений из общих правил налогообложения. В настоящее время данные налоговые освобождения и исключения из общих правил налогообложения являются непрозрачными, они не только не утверждаются в соответствующих бюджетах, но и их общую сумму весьма сложно определить по факту получения. Для того чтобы определить общую сумму установленных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную научно-исследовательскую работу. При этом официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. Между тем, как показывает анализ, имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования и используются Минфином России при подготовке расчетов по конкретным видам налогов при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Между тем, весьма важно знать, какова доля в установленных законодательством налоговых освобождениях собственно налоговых льгот. Именно налоговые льготы, а не общая сумма налоговых освобождений, должна быть предметом тщательного систематического анализа эффективности их предоставления и достижения тех целей, которые преследовались при их введении. Как известно, утвержденными Правительством РФ еще в августе 2011 года «Основным и направлениями налоговой политики РФ на 2012-2014 годы» было предусмотрено осуществить проверку эффективности установленных действующим законодательством налоговых льгот. Необходимость указанных мер вытекает из того, что предоставление фискальных освобождений без проверки их результативности дискредитирует саму идею данного налогового механизма. Но решение данной задачи возможно только тогда, когда будет четко и недвусмысленно дано определение понятия «налоговая льгота». В настоящее время ни наука, ни практика не могут ответить на вопрос о необходимости существования любой из включенных в перечень налоговых освобождений позиции, не говоря уже об их экономической, социальной или бюджетной эффективности. Как и другой элемент налогообложения, налоговая льгота должна иметь четкое законодательно установленное определение. Сегодняшние проблемы российской налоговой системы во многом определяются тем, что в ней нет четкого разделения собственно льгот и налоговых освобождений, являющихся естественным элементом процесса налогообложения.

Между тем, данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Как известно, согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Из данного определения можно сделать следующие выводы:

  • 1) налоговые льготы могут предоставляться исключительно в соответствии с законодательством;
  • 2) налоговая льгота распространяется только на категории налогоплательщиков;
  • 3) нормы законодательства о налогах не могут носить индивидуального характера;
  • 4) предоставление льготы создает определенные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков.

Вместе с тем, данное определение не позволяет «вычленить» из имеющегося многообразия форм различного рода налоговых освобождений собственно «налоговые льготы». Определенная часть этих налоговых освобождений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести или затруднительно, или просто невозможно. В частности, из данного в Кодексе определения не совсем ясно, что такое, например, «категория налогоплательщиков». Можно ли, в частности, к этому понятию отнести экспортеров или физических лиц получающих минимальную заработную плату? Можно ли считать налоговой льготой установленные в законе освобождения от налогообложения отдельных операций и оборотов, освобождение в ряде случаев от обязанностей налогоплательщика отдельных организаций, исключение из налоговой базы определенных сумм и многие другие операции? Нет ответов на эти вопросы и в части второй НК РФ. Здесь одни виды получаемых российскими налогоплательщиками преференций и налоговых исключений (и их, кстати, меньшинство) выделены как элементы налогообложения, т.е. отнесены к категории налоговых льгот, а другие, несмотря на то, что они носят, исходя из положений ст. 56 НК РФ, ярко выраженный характер налоговых льгот, таковыми не обозначаются. Не найдя ответов на эти и многие другие вопросы, законодатели пошли по пути наименьшего сопротивления. По-видимому, не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, не часто упоминается понятие «налоговая льгота». Из 19 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным налогам, введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога и т.д. Таким образом, во 2-й части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид. В этом случае, как нам кажется, практика начинает опережать теорию. Возникает естественный вопрос о том, как же в этих условиях из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и сокращающих налоговые доходы бюджетов всех уровней, выделить именно налоговые льготы?

На этот и множество других вопросов, связанных с установлением и применением налоговых льгот, обязана ответить в первую очередь именно экономическая наука. Это имеет не только теоретическое, но в условиях ныне действующего российского законодательства - и сугубо практическое значение. В частности, использование налогоплательщиком именно льготы в соответствии с НК РФ дает основание налоговым органам запросить у него дополнительные документы при проведении камеральной налоговой проверки. В связи с тем, что большинство налоговых освобождений, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, не имеют официального статуса налоговых льгот, налоговыми органами при проведении камеральных налоговых проверок не могут быть истребованы у налогоплательщиков, использующих налоговые освобождения и исключения из правил налогообложения, документы, подтверждающие право на их применение. Вследствие этого затрудняется выявление и пресечение налоговыми органами случаев снижения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом по налогам путем снижения налоговой базы без наличия на то достаточных оснований именно в периоде, когда налогоплательщик использует те или иные налоговые освобождения или преимущества.

Отнесение или не отнесение налогового освобождения к категории «налоговая льгота» зависит право налогоплательщика использовать или не использовать данное освобождение. Может ли, например, налогоплательщик отказаться от освобождения от уплаты НДС? Если это льгота, то он может от нее отказаться. Если же не льгота, то он обязан ее использовать. Но навязывая такое право, закон заставляет налогоплательщика вести достаточно сложный раздельный учет операций, представлять документы, подтверждающие такое право. Используя право на льготу по НДС в виде освобождения от уплаты налога, налогоплательщик не может принять к вычету весь «входной» НДС, а также он приобретает еще целый ряд других «неудобств». Выделение из многочисленных изъятий из российской налоговой системы собственно налоговых льгот важно и потому, что государство должно вести постоянный мониторинг эффективности их предоставленных отдельным налогоплательщикам, определять степень достижения предусмотренных при их установлении целей. Только в этих условиях станет возможным принимать обоснованные решения об отмене неэффективных льгот, уточнении условий предоставления действующих налоговых льгот и введении новых. Кроме того, необходимо, чтобы перечень налоговых льгот и их размеры отражались в бюджетах бюджетной системы РФ. К слову сказать, отражение налоговых льгот в бюджете в форме «налоговых расходов» или «налоговых субсидий» используется уже на протяжении нескольких десятилетий в практике бюджетного планирования наиболее развитых западных стран. Постепенно понятие «налоговых расходов» или «налоговых субсидий» вместо «налоговых льгот» стало более широко применяться в научных исследованиях и российских ученых - экономистов.

Между тем, большинство существующих в экономической литературе определений понятия «налоговая льгота» не позволяет разграничивать собственно налоговые льготы и иные исключения из правил налогообложения, которые можно назвать отклонением от нормативных требований налогообложения. Смысл большинства из приводимых в научных статьях и монографиях определений данного понятия не выходит за рамки понятия, установленного Налоговым кодексом. В основном, все сводится к уточнениям отдельных положений или замене отдельных слов их синонимами. В частности, М.В. Романовский и О.В. Врублевская определяют налоговую льготу как формальный инструмент снижения размер (тяжести) налогообложения . По мнению А. В. Малько, под налоговой льготой понимается правомерное облегчение положение субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей . Выступая на третьем Украинско-Российском налоговом симпозиуме в январе 2012 г. с докладом на тему: «Теоретические и практические аспекты предоставления налоговых льгот», Соколовская А.М. дала свое достаточно оригинальное определение понятия «налоговая льгота», существенно отличающееся от общепринятых определений. По ее мнению, налоговая льгота - это «предусмотренное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения отклонение от нормативных требований (установленных правил) налогообложения, позволяющее отдельным категориям налогоплательщиков получать преимущества, состоящие в освобождении их от уплаты налога (налогов) или его (их) уплате в меньшем размере, приводящие к снижению налогового бремени». Майбуров И.А., характеризуя налоговые расходы, которые он совершенно справедливо отождествляет с налоговыми льготами, дает им следующее определение: «это упущенные налоговые доходы бюджетной системы, в связи с применением законодательством различных отклонений от нормативной структуры налогов, которые при этом обеспечивают какие-либо преимущества определенным видам деятельности или группам налогоплательщиков» . Последние две цитаты наглядно демонстрируют, как в последние годы постепенно начинают меняться теоретические подходы к определению понятия «налоговая льгота». В последние два года делается попытка не просто уйти от установленного в НК РФ определения, а выделить из общей массы налоговых освобождений собственно налоговые льготы. Вместе с тем, к сожалению, пока не удалось установить критерии, которые позволили бы отделить налоговые льготы от других видов налоговых освобождений. И пока науке не удастся отделить зерна от плевел, то есть теоретически обосновать отличие налоговых льгот (налоговых расходов) от других форм налоговых освобождений, практике не удастся выделить в бюджете собственно налоговые льготы, проводить постоянный мониторинг их эффективности и необходимости сохранения или совершенствования. Результатом всего этого является продолжающийся разброс в оценке размера налоговых льгот, действующих в российской налоговой системе. При этом расчетные суммы налоговых льгот, определенные различными ведомствами страны, не просто отличны друг от друга, различаются в разы. В частности, поданным тогдашнего заместителя главы департамента налоговой политики Минфина Сергея Разгулина общая сумма «чисто» налоговых льгот составила в 2010 году всего около 700 млрд руб. Исходя из каких критериев определена данная сумма, не вполне ясно. Входят ли сюда только те исключения из общих правил, которые во второй части Кодекса обозначены именно как «налоговая льгота», или включена и часть других налоговых освобождений? Между тем, тогдашний заместитель председателя Счетной палаты РФ В.П. Горегляд, выступая на заседании Государственной Думы 18 сентября 2013 года, назвал общую величину налоговых льгот, предоставленных налогоплательщикам в 2012 году, в сумме 5,5 трлн рублей. Вполне естественно, что в современных российских условиях за два истекших года сумма предоставленных налоговых льгот могла вырасти, но рост в 7,8 раза - мягко говоря нереалистичен. Вероятнее всего, дело в разных методических подходах различных ведомств к определению понятия «налоговая льгота».

Думается, что из создавшейся ситуации неопределенности необходимо искать выход. Прежде чем определиться с понятием «налоговая льгота», следует, видимо, рассмотреть значение слова «льгота» в более широком смысле. Изучение содержание этого понятия в различных словарях и справочниках позволило установить, что слово «льгота» характеризует преимущество, предоставляемое кому-либо или чему-либо. В частности, значение слова льгота, данное в Толковом словаре Ефремовой гласит, что льгота - это «преимущественное право освобождения от каких-либо обязанностей, право пользования чем-либо, предоставляемые как исключение из общих правил, установленных законом» . В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой льгота характеризуется как преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил . В Советском Энциклопедическом словаре «льгота - это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения» .

Таким образом, можно констатировать, что льгота не может предоставляться всем без исключения. Поэтому, на мой взгляд, не может считаться налоговой льготой, например, снижение общей ставки какого-либо налога, касающееся всех налогоплательщиков, как это имело место, в частности, при снижении с 24% до 20% ставки налога на прибыль организаций. Смысл налоговой льготы состоит именно в том, что подобное преимущество должны получить кто-то или что-то как исключение из общих правил. При этом важно заметить, что в приведенных выше формулировках понятия «льгота» не указывается, по отношению к кому-либо или чему-либо устанавливаются подобные преимущества. Вместе с тем, в области налогов определение понятия « налоговые льготы» жестко привязано к налогоплательщику. При этом не просто к плательщику налогов и сборов, а исключительно к категориям налогоплательщиков. При этом жестко установлено, что налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, т.е. не могут быть предоставлены конкретному налогоплательщику. Думается, что законодательно установленный подход к понятию «налоговая льгота» не только неполный, но и недостаточно обоснованный. В частности, «привязав» возможность получения льгот исключительно к категориям налогоплательщиков, Кодекс не поясняет, какова сущность понятия «категория» применительно к налоговым правоотношениям. Большинство словарей русского языка значение слова «категория» поясняют как «группу лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков». В Налоговом кодексе данные признаки не прописаны. Уже одно это дает основания считать налоговой льготой практически любое освобождение от общих правил налогообложения, предоставленное налогоплательщикам. В качестве примера можно привести ставку НДС в размере 0%, установленную при экспорте товаров, работ и услуг. Налогоплательщиков, реализующих свою продукцию на экспорт, вполне реально объединить поданному признаку в отдельную категорию - экспортеры. По сравнению с другими российскими налогоплательщиками они получают преимущество, состоящее в возможности не уплачивать данный налог. Таким образом, исходя из положений Кодекса, налоговая ставка НДС в размере 0% при реализации продукции на экспорт - это налоговая льгота. Между тем большинство российских исследователей считает, что данную ставку относить к налоговым льготам нельзя, поскольку она представляет собой общепринятое в международной практике налогообложения правило. К тому же законодательно установленная привязка налоговых льгот исключительно к категориям налогоплательщиков вызывает определенные сомнения. Не совсем понятно, почему налоговая льгота не может быть предоставлена конкретному налогоплательщику? Возможно, это вызвано необходимостью ликвидации коррупционной составляющей в налоговом законодательстве. Вместе с тем, это законодательно установленное правило носит достаточно формальный характер. Оно легко может быть «обойдено» при уточнении или изменении налоговых законов представительными органами власти любого уровня. При необходимости предоставления налоговой льготы по налогу на имущество по единственному находящемуся в регионе, например, рыбоперерабатывающему предприятию, в законодательстве данного субъекта Федерации прописывается, что от налога на имущество освобождаются налогоплательщики, занимающиеся переработкой рыбной продукции. И в этом случае и нормы Налогового кодекса соблюдены, и индивидуальная налоговая льгота предоставлена. Если исходить из определения понятия «налоговая льгота», данного в Налоговом кодексе, то объем налоговых льгот, предоставленных российским налоговым законодательством, настолько мал, что и говорить об имеющихся здесь проблемах нет особой необходимости. Действительно, если проанализировать перечень предусмотренных в НК РФ налоговых освобождений, различного рода изъятий из общих правил налогообложения, то абсолютное большинство из них не имеет прямого отношения к категориям налогоплательщиков. В частности, по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц многие налоговые освобождения предусмотрены по отношению к выполняемым отдельным видам работ и услуг, к реализации товаров, работ или услуг отдельных видов деятельности, а также к ввозу на российскую таможенную территорию отдельных видов товаров. При этом многие из этих освобождений никоим образом не привязаны не только к категориям налогоплательщиков, но и к какому-либо конкретному плательщику налогов и сборов. В частности, налоговым законодательством предусмотрено, что освобождается от уплаты НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что они осуществляются за счет бюджетных средств, а также средств Российских фондов фундаментальных исследований и технологического развития, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Не уплачивается налог также при выполнении организациями отдельных видов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции. Освобождены от обложения НДС обороты по реализации отдельных социально значимых товаров, таких, например, как изделия медицинского назначения, витаминизированная и лечебно-профилактическая продукция пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности и т.д. По налогу на прибыль любому налогоплательщику (а не отдельным категориям налогоплательщиков) предоставлено право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 3, в части амортизируемых основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-исследовательской деятельности. Кроме того, налогоплательщики имеют право включать в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль часть произведенных ими затрат на капитальные вложения, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств. По налогу на доходы физических лиц также установлены многочисленные налоговые освобождения, не привязанные к конкретным категориям налогоплательщиков. Среди них, например, такие социально значимые, как государственные пенсии и пособия, выплаты и компенсации, социальные, имущественные и стандартные налоговые вычеты и многие-многие другие. Исходя из определения, данного в Кодексе, их весьма сложно отнести к налоговым льготам. Думается, что для понимания определения понятия «налоговая льгота» требуется более сложный подход, чем сегодня это принято в российской экономической науке. На наш взгляд, данное понятие должно отвечать определенным требованиям. Поэтому следует установить соответствующие критерии, подпадание под которые должно соответствовать понятию «налоговая льгота». В первую очередь, одним из таких критериев, исходя из общепринятого определения понятия «льготы», должно быть наличие в налоговом освобождении или конкретного налогоплательщика (категории налогоплательщиков), или объекта обложения, на которые данное налоговое освобождение распространяется. Действительно, как мы выяснили ранее, льгота должна предоставляться или кому-либо, или чему-либо. Следовательно, если у налогового освобождения отсутствует объект налогообложения, как это имеет место при налогообложении отдельных операциях, освобождаемых по действующему законодательству от налогообложения, то данное налоговое освобождение не может считаться налоговой льготой. Таким образом, под понятие «налоговая льгота» не подпадает освобождение от налогообложения разного рода операций. Таковыми, в частности, являются многочисленные банковские операции, освобожденные по действующему законодательству от обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку в данном случае отсутствует объект обложения НДС, каковым является оборот по реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Вторым критерием должны являться, на наш взгляд, такие показатели, как возможность определения цели введения конкретного налогового освобождения и, соответственно, - возможность установления его эффективности. При этом, только при наличии одновременно всех этих критериев налоговое освобождение может считаться налоговой льготой. Исходя из этих критериев, нельзя отнести к налоговой льготе, например, снижение общей ставки по конкретному налогу. По данному налоговому освобождению можно установить конкретную цель и определить в будущем его эффективность (или неэффективность). Но оно не отвечает первому требованию: у него отсутствует конкретный налогоплательщик (категория налогоплательщиков) или объект налогообложения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно было бы дать следующее определение налоговой льготы: «Налоговая льгота представляет собой целевое преимущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, введение которого в налоговую систему преследует достижение определенной цели и по которому имеется возможность определить экономическую, бюджетную, фискальную или социальную эффективность». Естественно, что предлагаемое определение понятия «налоговая льгота» (налоговые расходы, налоговые субсидии) не претендует на истину в последней инстанции. Вполне возможно, что в данном определении можно найти существенные или малосущественные недоработки, что оно не полностью решает имеющуюся проблему. Хочется надеяться, что это только первый шаг, за которым последуют другие, с помощью которых проблема сущности и экономического содержания налоговых льгот будет решена. В то же время, по нашему мнению, научная мысль должна констатировать не только необходимость и экономическую целесообразность отделения из всего многообразия налоговых освобождений и исключений из общих правил налогообложения собственно налоговых льгот, но и дать механизмы такого выделения. Предложенные критерии отнесения налоговых освобождений к налоговым льготам, на наш взгляд, являются первой попыткой решить эту сложную, но вполне решаемую задачу. При этом в части уточнения предложенной формулировки понятия «налоговая льгота», скорее всего, необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство. В классическом виде налоговая льгота должна предоставляться, на наш взгляд, исключительно только тем налогоплательщикам, которые не способны в силу недостаточности дохода или капитала платить установленный налог в полном размере. В данном вопросе нельзя не согласиться с Е. Еременко, которая к проблеме сущности налоговых льгот подходит с позиций принципа справедливости в налогообложении. В одной из своих работ она подчеркивает: «Исходя из требований налоговой справедливости, преимущества должны представляться налогоплательщикам с меньшей способностью к уплате налогов . Предоставление налоговых преимуществ на других основаниях должно быть исключением из правил налогообложения, а потому не может иметь неопределенный срок применения. Государство вынуждено «нарушать» им же установленные правила налогообложения, поскольку на разных этапах социально-экономического развития ему необходимо решать неотложные экономические, политические или социальные проблемы. Идеальным и достаточно эффективным финансовым инструментом для их решения являются именно налоги, поскольку с помощью налоговых льгот государство имеет возможность оперативно, не прибегая к системе перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему, влить дополнительные средства для стимулирования экономического роста, снижения социальной напряженности в обществе и т.д. В том случае, если налоговая льгота предоставляется в определенных целях и на оговоренный законодательно срок, она будет представлять собой исключение из правил налогообложения.

Важно то, что только после четкого научного определения понятия экономической категории «налоговая льгота» возможен ответ на злободневные для практики вопросы о критериях и методиках расчета эффективности налоговых льгот, о формах, методах и условиях их предоставления, об их роли и значении для экономики в целом и для каждого налогоплательщика в отдельности. В противном случае в российской налоговой системе продолжится процесс бессистемной отмены одних налоговых льгот и неоправданное появление других, связанных зачастую с проявлением тех или иных лоббистских интересов.

  • Рассчитано автором на основе статистической налоговой отчетности по НДС за 2011 и 2012 гг. исходя из номеров налогового стимулирующего механизма в соответствии с Перечнем налоговых стимулирующих механизмов (Письмо МФ РФ от 11.11.2010 № 03-01-13/7-435).
  • Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности предоставления и применения налоговых льгот и преференций в части администрирования налога на прибыль организаций», Бюллетень Счетной палаты РФ № 7 (187) / 2013 год.
  • Рассчитано автором на основе статистической налоговой отчетности по соответствующим налогам за 2012 г. исходя из номеров налогового стимулирующего механизма в соответствии с Перечнем налоговых стимулирующих механизмов (Письмо МФ РФ от 11.11.2010 № 03-01-13/7-435).
  • Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1979.-С. 741.
  • Еременко Е.Л. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. - 2015. - № 9. - С. 76-79.

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» означал «торговое имя» коммерсант; ныне -- это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и др.

Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты функционирования и связанные с ними резервы экономическом эффективности.

Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновении.

Представитель неоинституционализма Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено прежде всего существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами, можно сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

Итак, в классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологи ческой зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем - сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики.

Предприятие (фирма) - первичное, основное звено общественного произ-водства, потому что именно на предприятии производят, транспортируют, реа-лизуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного про-дукта. Производство, реализацию надо организовать, причем так, чтобы полу-чить прибыль. На эту цель направлена предпринимательская деятельность.

Предприятие (фирма) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Следует выделить главное в этом уточненном определении предприятия (фирмы): 1) самостоятельность; 2) получение прибыли. Эффективная деятельность и ее результат - стабильное финансовое положение - дают предприятию экономическую самостоятельность.

Однако началом для становления экономической самостоятельности служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений. Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:

  • 1. Организационное единство. Это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах.
  • 2. Обособленное имущество. Предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств, самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, реализует, списывает, платит налог за имущество.
  • 3. Имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон.
  • 4. Выступление в гражданском обороте.

Таким образом, фирма, как экономическая система, является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплату налогов участвует в осуществлении социальных программ. Создание продуктов и оказание услуг происходит, как известно, посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

Федеральный бюджет РФ;

Бюджеты национально - государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга;

Местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

До 1991 г. Бюджетная система станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных, бюджетов Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.