К категории безработных будет относится. Кто является безработным по российскому законодательству

    выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;

    временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;

    выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, - от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

    не имели работы (либо занятия, приносящего доход);

    искали работу;

    готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

Для адекватного отражения и изучения происходящих процессов на российском рынке труда создана система показателей статистики рынка труда.

Население страны = Экономически активное население + Экономически неактивное население.

Экономически активное население = Рабочая сила = Занятые + Безработные

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики - это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям полной занятости населения.

Численность безработных - это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие безработицы . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле:

ЭАН - экономически активное население (рабочая сила),

Н - общая численность населения.

ЭАН = Занятые + Безработные

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2012г. составил 65,2%.

Обычно различают 5 статусов занятости для экономически-активного населения, включая и безработных:

1. Наемные работники – это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору), либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

2. Работающие на индивидуальной основе – лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие, либо использующие наемных работников только на короткий срок.

3. Работодатель – лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.д. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемным управляющим, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий – лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.

5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости: безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносящей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.

По данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2011г. составила 76,7 млн.человек, или более 54,0% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 72,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Рис.9. Динамика численности экономически активного населения

Это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в рыночной экономике они не могут быть отнесены ни к занятым, ни к безработным.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В России данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.

Безработными признаются граждане, которые:

а) являются трудоспособными;

б) не имеют работы и заработка;

в) зарегистрированы в службе занятости;

г) готовы приступить к работе.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту его жительства не позднее 11 дней с момента обращения и предъявления необходимых документов. Лишь со дня предъявления требуемых документов гражданин признается безработным.

Выделяются виды категорий безработных, исходя из существующих на сегодняшний день типов и форм безработицы, с учетом российских особенностей. Прежде всего, выделяют безработицу добровольную и вынужденную по характеру отношения индивида к процессу общественного производства. По данному критерию можно говорить о добровольном безработном и вынужденном. Обычно добровольную безработицу рассматривают в рамках фрикционной безработицы, возникающей в результате естественного желания части активного населения периодически менять место работы. Но в российских условиях фрикционная безработица приобретает черты вынужденной безработицы. Безработица может носить сезонный характер в таких отраслях, как сельское хозяйство, промысловые отрасли, строительство и т.п., значит есть сезонные безработные. Безработица выделяется краткосрочная и застойная. Соответственно есть безработные, длительно не работающие и безработные, не работающие менее года. Выделяют полную и частичную безработицу, т.е. есть полностью безработный и частично безработный. Частичная безработица-это сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени. По российским критериям к такой безработице можно отнести работников, переведенных на режим неполного рабочего времени в соответствии со ст. 74 ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации 21 декабря 2001 года. (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2001, №256.. Различают безработицу открытую и скрытую. Открытая безработица означает, что реальное число безработных известно. В зависимости от способа учета она может быть официальной - по числу зарегистрированных безработных, и фактической - с учетом тех, кто не пожелал обратиться в органы занятости. Значит, можно выделить официально зарегистрированных безработных и фактических безработных. Под скрытой безработицей понимается наличие формально занятых граждан, но не имеющих дохода. По российским критериям к ним можно отнести работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по желанию работодателя; работников, находящихся в длительном простое по вине администрации. Смирнов О.В., Снегирёва И.О. Трудовое право: учебник - М., Проспект, 2012. С. 148.

Выделяют половозрастную безработицу, так называемую женскую и молодежную безработицу. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011 г. составила 48,3%, средний возраст безработных -34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2%. Есть еще фиктивная безработица -- это безработица лиц, состоящих на учете в органе службы занятости, но не с целью получения работы, а с целью получения пособия по безработице. См. там же. С. 133.

По критерию обращение за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости выделяются две категории безработных: безработные, обратившиеся в органы службы занятости; безработные, ищущие работу самостоятельно. Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно без содействия службы занятости. Среди лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве в орган службы занятости, выделяется еще две категории: лица, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, и зарегистрированные в качестве безработных.

Безработными не могут быть признаны граждане:

Не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия;

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Никифорова A.A. Рынок труда: занятость и безработица М.: Международные отношения, 1991, С.133.

Однако такой отказ не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости, но не ранее чем через две недели. В этом случае он может быть признан безработным со всеми вытекающими отсюда последствиями. С отказами от подходящей работы связано и сохранение статуса безработного. Если безработный отказался от двух предложений подходящей работы, выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая возможность конфликтов по этому поводу, законодательство раскрывает понятие как подходящей, так и неподходящей работы.

Требования подходящей работы не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих специальности, а также для лиц, отказавшихся восстановить квалификацию или получить смежную профессию после трехгодичного перерыва в работе или после окончания 12-месячного периода безработицы, эти требования понижаются. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует или не требует она предварительной подготовки. По смыслу Закона, предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения. При возникновении спора вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости, так и в судебном порядке.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка гражданина за 2 последних месяца по последнему месту работы, за исключением некоторых случаев.

Право граждан на трудоустройство, т. е. право на выбор места работы, может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора между работодателем и гражданином, устраивающимся на работу. Однако учитывая двусторонний характер договора и провозглашенную свободу предпринимательской деятельности, следует признать, что реализация этого права зависит от усмотрения работодателя.

Во втором случае обращение гражданина к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при подыскании подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

Наряду с этим правом граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку и переподготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда Малева Т.М. Российский рынок труда и политика занятости: противоречия и перспективы реформирования. Политэконом, // М.: - 2011 С. 92..

Было бы целесообразно с позиции обеспечения эффективной занятости ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы, облегчило поиски новой работы и содействовало в конечном счете трудоустройству потенциальных безработных.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, можно предвидеть, какое значение будет иметь зарубежная миграция в нашей стране.

Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Поэтому и выплата пособия по безработице ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу и неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С.183.

Потеря работы для трудоспособного человека по существу означает лишение средств существования его самого и нетрудоспособных членов семьи. Поэтому государство вынуждено брать на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей.

Системы материального обеспечения безработных в других странах различаются по уровню обеспечения, условиям выплаты пособий, но все они имеют один общий знаменатель -- они опираются на участие самих наемных работников в образовании фондов страхования. Эта идея воспринята и в российском законодательстве -- трудящиеся производят страховые отчисления в Государственный фонд занятости. По нашему законодательству пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за два последних месяца по последнему месту работы. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, «о максимальный размер его не может превышать среднего заработка по последнему месту работы.

Социальные гарантии и компенсации устанавливаются как для граждан, потерявших работу, высвобожденных с предприятий, из учреждений, организаций, так и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимыми условиями предоставления таких гарантий и компенсаций являются достижение трудоспособного возраста (16 лет) и получение статуса безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста право на получение пособия по безработице или компенсации утрачивается и возникает право на пенсионное обеспечение.

К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных относятся:

Предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице;

Возможность участия в общественных работах;

Компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Сафонов В.А. Профсоюзное право: теоретические и практические проблемы. 2009, С.77.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.

Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает стажа.

По условиям выплаты пособий безработные могут быть разделены на три категории. Первую категорию составляют граждане, потерявшие работу и заработок, -- пособие им выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели доход не менее 12 календарных недель. По нашему мнению, началом безработицы в этом смысле следует считать календарный день, последовавший после дня увольнения, а под «доходом» -- любую оплачиваемую работу, независимо от юридических оснований ее выполнения, в том числе работу по договорам подряда и поручения. Для этой категории безработных размер пособия зависит не только от размера среднего месячного заработка по последнему месту работы, но и от продолжительности пребывания в качестве безработного. Чтобы заинтересовать безработного в самостоятельном поиске работы, размер его пособия по мере удлинения сроков его выплаты уменьшается Иванов С.А. Трудовое право переходного периода// Государство и право. 1995. С. 93..

К «иным категориям» относятся граждане, ищущие работу впервые или возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва, а также уволенные граждане, не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение года перед безработицей. Им выплачивается пособие в размере минимальной месячной заработной платы.

Наконец, третью категорию составляют трудоспособные безработные, имеющие общий трудовой стаж, который дает им право на пенсию по старости, в том числе на пенсию на льготных условиях. Для этой категории продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. К этой категории примыкают также граждане предпенсионного возраста. Они имеют право по предложению службы занятости на досрочный выход на пенсию или удлинение срока выплаты пособия до 24 месяцев.

Органам государственной службы занятости населения предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок и признанным безработными, в размере установленного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней.

В условиях массовой безработицы и нестабильности экономики возможны ситуации, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не найдено. Для этих случаев законодательство предусматривает возможность оказания материальной и иной помощи безработным и членам их семей, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания помощи определяются законодательством, решениями местного самоуправления, коллективными договорами и иными соглашениями. Курс российского трудового права. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. С.П. Маврина, A.C. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2001. С. 176.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

a) потерявшие работу в результате увольнения;

б) добровольно оставившие работу;

в) пришедшие на рынок труда после перерыва;

г) впервые пришедшие на рынок труда.

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка.

Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели:

Уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда;

Продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии;

Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают различные факторы: мультузианцы видят причины безработицы в избытке народонаселения, т. е. рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину на технический прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается “отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен”, от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной “относительного перенаселения” является рост органического строения капитала в процессе его накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. -- М.: ИРИСЭН, 2006. -- 644 с..

Является бесспорным факт, что все эти теории правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность безработицы. Обобщив их, мы сможем получить объективное единое определение: образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса.

Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывая фактор времени, т.е. продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким.

Не совсем значительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют мобильности рабочей силы, интенсивности миграционного потока трудовых ресурсов, наличии добротной информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национально экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает естественным условиям рынка труда. Естественная форма безработицы находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 186.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Фрикционная безработица - безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать.

Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем больше размер пособия, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 29.

Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы. Однако в рыночной экономике возникают ситуации, когда человек согласен трудиться за сравнительно низкую заработную плату, но работодатель не вправе нарушать законы и устанавливать оплату ниже минимума.

Иногда институциональную безработицу провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Другой тип безработицы представляет собой, так называемая вынужденная безработица, к которой относятся следующие виды.

Структурная безработица - безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и меду регионами страны.

Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих не таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест Андреева Л.А., Медведев О.М. К вопросу о понятиях трудовой занятости и ее обеспечения / Сборник научных трудов (межвузовский). Т. IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / Под ред. Г.К. Овчинникова. -М.: МГИУ, 2010. С. 218..

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003. С.123.

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

Как следствие данных фактов могут возникнуть такие проблемы проблемам, как:

Низкая эффективность труда

Стагнация в экономике:

Оттеснение России к странам третьего мира

Потеря научного потенциала страны

Рост девиантного поведения

Рост социальной напряженности

Рост правового нигилизма

Возможность манипуляции населением

Последствия социальной напряженности могут вылиться в следующее:

Рост числа забастовок

Рост преступности

Отрицательный естественный прирост населения

Уменьшение количества браков

Увеличение разводов

Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума

Увеличение количества самоубийств Доброхотова E.H., Филиппова М.В. Курс российского трудового права. 1999. Т. 2. 448 с..

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы») См. там же. Т. 2. 460 с..

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. С. Теркел. “Тяжёлые времена: Ненаписанная история Великой депрессии” (Hard Times, 1970). С 55.

В отличие от заграницы, поиски работы и статус безработного у нас вызывает более мягкие последствия, у нас нет такого общепринятого понятия как ""неудачник"", то время когда профессора становились дворниками еще свежо в памяти и заставляет нас относиться к безработице по философски. К тому же тот незначительный разрыв в уровне жизни у многих категорий работающих и безработных сглаживает эту черту.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные в новейших отраслях экономики. Например, в развитых странах ожидается безработица среди специалистов вычислительных центров, где эксплуатируются устаревшие компьютеры, которые вытесняются персональными компьютерами, объединенными в интегрированные системы связи. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие «рабочее место». Например, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к увеличению надомной занятости.

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза.

Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет неполный объем работ Подшибякина Н.Д. Проблемы трудовых отношений: атипичные формы занятости. Труд и социальные отношения. 2009. С. 23-28..

Начнем с выяснения ключевого понятия «безработный». По определению Международной Организации Труда, безработный - это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

В данном определении в неявном виде признается так называемая Свобода труда.

Такая свобода впервые признана в нашей стране в Конституции Российской Федерации (1993 г.). В статье Конституции говорится:

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распорядитъся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен."

Вместе с тем в Конституции законодательно признается праща труд и право защиты от безработицы. Теперь необходимо уточнить: кого официально можно отнести к разряду безработных? Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной Организации Труда). Сначала все население страны подразделяется на две части:

1. Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население (в западной экономикой литературе - "совокупная рабочая сила общества") - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Уровень экономической активности населения - это доля ценности экономически активных людей в общей численности селения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

Уа=Н-Эн/Н х 100 , где

Уа - уровень экономически активного населения;

Н - численность населения;

Эн - экономически неактивное население. В нашей стране в 1994 г. уровень экономически активного беления составил 50 % (экономически активными были 75 млн. человек. В свою очередь, экономически активное население делится две группы:

1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работали по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудились без оплаты на семейных предприятиях.

2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые:

а) не имели работу (доходного занятия);

б) занимались поиском работы (обращались в службы занятости и т.п.);

в) были готовы приступить к работе;

г) обучались по направлению службы занятости. На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:

Уб= Эа – З/Эа х 100.

Уровень безработицы в западных государствах имеет тенденцию к повышению, о чем свидетельствуют статистические данные по ряду стран в послевоенный период (табл. 15.1.).

Таблица15.1. Уровень безработицы в некоторых странах Запада\r\nДесятилетия, год Япония США Италия\r\n60-е гг 1 5 5\r\n70-е гг. 2 6 6\r\n80-е гг. 2,5 7 10\r\n1991 г. 2,1 5,8 7,6\r\n1992 г. 2,2 7,4 11,0\r\n1993 г. 2,5 6,8 10,4\r\nВ СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против "тунеядства". С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишней численности рабочей силы), уровень которой доходил до 15 % от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительную численность персонала, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т.п. Скрытая безработица была и во многих малых городах. В них молодежи и квалифицированным специалистам часто негде было устроиться на работу.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономического кризиса численность безработных в России в последние годы увеличивается. В 1993 г. полностью и частично безработных (то есть неполностью занятых) насчитывалось около 8 млн. человек, или 10 % к экономически активному населению. В 1994 г. этот показатель возрос до 10 млн. человек, или до 13,5 % к экономически активному населению. Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.

Еще по теме Кто является безработным.:

  1. Объясните как то, что вы посылаете резюме предполагаемому предпринимателю является маркетингом. Кто является покупателем? Кто является продавцом?
  2. Титул VI. О тех, кто является (лицами) своего или чужого права
  3. Является ли высокая цена на товар незаконной? Этично ли это? Является ли это хорошим маркетингом?
  4. § 3. Правовой статус безработного и понятие подходящей работы
  5. Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызывать на основании эдикта

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

1.1 Понятие безработицы, кто является безработным

Безработица возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).

Таким образом, безработица 1 – это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости.

Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработный 2 – это человек, который хочет и может, но не имеет рабочего места, при этом занимается активным поиском работы и готов приступить к ее выполнению. По российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:

Рабочая сила = Занятые + Безработные (1.1)

Рабочую силу страны еще принято называть экономически активным населением.

Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику (в ней утрачены рекомендации МОТ).

Сначала все лица подразделяются на две группы.

1. Экономически неактивное население 3 – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включают:

а) учащиеся дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т. ч. осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население 4 – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства благ (товаров и услуг).

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

У а = Э а /Н*100, (1.2)

где У а – уровень экономически активного населения;

Н – численность населения;

Э а – численность экономически активного населения.

В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:

1) занятые 5 – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

2) безработные 6 – лица 16 лет и старше, которые:

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

в) готовы приступить к работе;

г) обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы 7 – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения, определяется по формуле:

У б = (Э а -З)/Э а *100, (1.3)

где У б – уровень безработицы

Э а – численность экономически активного населения;

З – занятость.

В СССР с конца 1930-х гг. официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х гг.


1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.

Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как: а) текучая (временная потеря работы, например в период кризисов); б) скрытая (незанятая часть сельских работников); в) застойная (случайная занятость).

Современный этап развития производства породил причины безработицы, которые имеют макроэкономические масштабы и непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К формам сокращения занятости рабочей силы относится одна из главных форм безработицы – циклическая 8 , вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства. Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии (застоя) и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше. Она же – самый «неприятный» вид безработицы, часто массовый и болезненный.

Масштабы и продолжительность циклической формы безработицы достигают пика при спаде экономики, и минимума – при подъеме. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 10% и более.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством.

Далее, в современных социально защищенных обществах неизбежна институциональная безработица 9 , возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда. Она названа так потому, что порождается действиями тех или иных общественных институтов. К примеру, государством, когда оно выплачивает щедрые социальные пособия, побуждая часть людей жить не работая. Или взять профсоюзы: настойчиво добиваясь повышения оплаты труда, они делают рабочую силу все дороже, вынуждая нанимателей сокращать свой спрос на рынке труда.

Сезонная безработица 10 вызывается сезонным характером некоторых работ. Например, к ним относятся сельхоз. работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и т.д. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость.

Одна из новейших форм сокращения занятости рабочей силы –технологическая безработица 11 , связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике, то есть машина заменяет человека полностью, тем самым, выталкивая его с производства.

С 1970-х гг. западные экономисты говорят о неизбежности двух видов безработицы – структурной и фрикционной.

Широко развивается структурная безработица 12 , которая возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу, она обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники в этом случае теряют не только занятость, но и профессию. Другими словами структурная безработица 13 – результат несовпадения спроса на труд и предложения его в различных фирмах, отраслях, по разным профессиям. Подобное несовпадение может возникнуть из-за того, что спрос на один вид работников растет, а на другой, наоборот, сокращается, а предложение немедленно приспосабливается к таким изменениям. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

Фрикционная (лат. frictio – трение) безработица 14 отражает текучесть кадров, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы, профессию, квалификацию или место жительства, а так же связанная с выходом из декретного отпуска, переходом с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую или интересную. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое; кто временно теряет сезонную работу; молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Таким людям нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

Поскольку часть работников увольняется по собственному желанию, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер. Ее результатом является повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение трудовых ресурсов.

Как правило, фрикционной безработицей охвачено 2-3% экономически активного населения 15 .

Совокупность фрикционной и структурной безработицы, по мнению некоторых экономистов, образует уровень естественной безработицы 16 , соответствующий потенциальному объему ВНП или ситуации макро-экономического равновесия. Так определяется доля естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменений состава трудящихся. При этом число свободных рабочих мест в целом примерно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость 17 не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают, что фрикционная и структурная безработицы совершенно неизбежны. Поэтому “Полная занятость” определяется при отсутствии циклической безработицы.

В 60-е годы XX в. М. Фридмен и Э. Фелпс выдвинули теорию “полной занятости” и “естественного уровня безработицы”.

“Полная занятость” – это поддержание доли незанятых в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели, конечно, могут колебаться по разным странам.

Норма (уровень) безработицы = Число безработных *100% (1.4)

Численность рабочей силы

С позиции «экономикс» возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполную занятость многие авторы оправдывают необходимостью обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов незанятых работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для подержания строгой трудовой дисциплины.

Неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с определением: производственный потенциал – это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

По характеру проявления различают открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую 18 .

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистрированная безработица – это часть открытой, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем обращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, которые работают по найму, но:

а) неудовлетворенны работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.

По продолжительности безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная безработица продолжительностью один – два месяца характерна для фрикционной ее разновидности. Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев. Длительная – от 12 до 18 месяцев. Застойная – свыше 18 месяцев 19 .

Нельзя не отметить и такие специфические разновидности безработицы, как женская и молодежная, безработица инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в отставку 20 .

Отличительной чертой женской безработицы является ее более продолжительный период, чем у безработных мужчин. Для молодежной характерно отсутствие у молодых людей, впервые желающих приступить к работе, производственного опыта при достаточно высоких требованиях к уровню оплаты своего труда.

Известный исследователь макроэкономики, американский экономист, математик Артур Оукен (США) выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта (ВНП) составляет 2,5%. 21

Так, например, при естественной безработице в 6% и фактической – 9% потеря ВНП составит 7,5% [(9-6)*2,5]. Можно встретить и другой вариант закона Оукена, показывающий обратное воздействие: каждый процент снижения безработицы обеспечивает 3-процентный прирост ВНП. 22

Экономическая наука, изучая проблему безработицы, питается выяснить ее причины 23:

1. Французский экономист Ж.Б. Сэй рассматривая рынок труда, с учетом взаимодействия спроса и предложения на труд делает вывод, что причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы. Одновременно следует отметить, что это утверждение весьма спорно, которое уже полтора века подвергается полемике.

2. Английский экономист, священник Том Мальтус (1766-1834 гг.) утверждал, что и капитал и население в течение значительного периода могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а их уменьшение в свою очередь вызывается демографическим фактором: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения.

3. Принципиально иное объяснение причины этого социального явления дал К. Макс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, выделяемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, инвестируемым на покупку средств производства. В этих условиях спрос на труд отстает от темпов роста спроса на средства производства. Другая причина безработицы – банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

4. Через 100 лет после закона рынка труда Ж.Б. Сэя концепция автоматического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на рынке труда была подвергнута критике Дж.М. Кейнсом. Он утверждал, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость, которая скорее случайна, чем закономерна. Причины безработицы кроются в отсутствии синхронности потребления, сбережений и инвестиций. Субъекты сбережений и инвесторы – это различные социальные группы. Чтобы превратить сбережения в инвестиции, необходимо иметь эффективный спрос – как потребительский, так и инвестиционный. Падение стимулов к инвестированию приводит к безработице.

5. Английский экономист Артур Пигу (1877-1959 гг.) причину безработицы видел в несовершенной конкуренции, которая действует на рынке труда и ведет к повышению заработной платы. Он пытался утверждать мысль, что всеобщее сокращение денежной заработной платы стимулирует занятость.

6. Принципиально новый подход к данной проблеме был представлен английским экономистом Албаном Филипсом (1914-1975 гг.). Он построил кривую, характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей.


W – темпы прироста номинальной зарплаты.

Р – уровень цен (инфляции).

U – уровень безработицы, %.

Кривая Филипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая, обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы и наоборот. В экономике существует уровень занятости при котором цены практически не растут.

В целях практического сокращения могут быть использованы различные методы.

1. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Это сбор информации у работодателей о существовании вакансий;

Устранения факторов снижающих мобильность рабочей силы. Это развитие рынка жилья; увеличения масштабов жилищного строительства; устранение административных преград и т.д.

2. Создания условия для роста спроса на товары. Занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Более разумными способами увеличения спроса являются:

Стимулирование роста экспорта;

Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции;

Поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих.

3. Создание условий для сокращения предложения труда. Это снижение импорта товара, досрочный уход на пенсию.

4. Создание условий для роста самозанятости. Это возможности открывать собственное дело, поощрение и содействие малому бизнесу.

5. Реализация программ поддержки молодых работников. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

Экономическое стимулирование молодежной занятости – это налоговые льготы фирмам, привлекающие для работы молодых людей;

Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

Создание центров обучения молодых людей тем профессиям, которые более востребованы.

Безработица несет ряд негативных последствий:

1. Потеря и недоиспользование экономического потенциала общества и в первую очередь недовыпуск продукции.

2. При длительной безработице работники теряют квалификацию, навыки к работе.

3. Безработица ведет к прямому падению уровня жизни населения, так как пособия по безработице ниже зарплаты.

4. Безработица приводит к политической нестабильности общества, недовольство правительством, росту преступности и т.д.

5. Росту психологической напряженности населения, неуверенность в завтрашнем дне, болезням, преждевременной смерти, самоубийства и т.д.

В целях борьбы с безработицей должна быть разработана программа по активизации экономики страны с конкретными мероприятиями.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. К тому же потеря работы – это психологическое напряжение, уступающее только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности, увеличение количества самоубийств 24 .

Населения, позволяя избежать социально-политических катаклизмов. Таким образом, рассмотрев основные теоретические положения безработицы, перейдем к анализу текущей ситуации с безработицей в РФ и субъектах. 2. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам 2.1 Анализ занятости в Российской Федерации Для начала проанализируем динамику занятости в РФ за период с начала...

Есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы. Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России 2.1 Проблемы занятости в российской экономике В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько...

Квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации. Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к...

Часть трудоспособных людей не работают и не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Поэтому из трудоспособной части населения следует выделить экономически активную часть населения или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением. Таким образом, экономически активное население, или совокупная рабочая сила – это все те лица, которые могут работать, и намерены работать. Но не все люди, которые могут и намерены работать, трудятся на государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая – то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых

и безработных

Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Это отражено в российском законодательстве. Согласно действующим в России законом, занятыми считаются граждане:

Работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;

Отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;

Проходящие службу в Вооружённых Силах и органах внутренних дел;

Обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Российское законодательство признаёт безработными граждан, которые:

Не имеют работы и заработка;

Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

Готовы преступить к работе.

Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесён к категории безработных. Существуют так называемые добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально имеют возможности работать, но не работают и не ищут работу. К добровольно незанятым относят, например, пенсионеров, домашних хозяек, выполняющих неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей. В эту категорию входят и безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск. Безработными же являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировались в службе занятости, периодически проходят перерегистрацию и осведомляются об имеющихся там вакансиях.

В состав экономически активного населения не включаются и лица, отбывающие сток заключения в тюрьмах или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к институциальному населению