Кого можно отнести к безработным и почему. Занятые и безработные

Основные категории населения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL): POP = L + NL.

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

  • занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается заня-тым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;
  • безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.1.). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах: u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

Причины и виды безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);
  2. добровольный уход с работы;
  3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся:

  1. уволенные с работы по приказу администрации;
  2. уволившиеся по собственному желанию;
  3. ожидающие восстановления на прежней работе;
  4. нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
  5. сезонные рабочие (не в сезон);
  6. люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: u фрикц = U фрикц /L*100%.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: u структ = U структ /L*100%.

Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDP gap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

Где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, ??- коэффициент Оукена (??> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный:

а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Начнем с выяснения ключевого понятия - "безработный". По определению Международной организации труда, безработный- это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда).

Сначала все лица подразделяются на две группы:

  1. Экономически неактивное население- жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:
    1. учащиеся и студенты дневных учебных заведений;
    2. пенсионеры (по старости и другим основаниям);
    3. лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);
    4. отчаявшиеся найти работу;
    5. лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
  2. Экономически активное население - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения - доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле

Где Уа - уровень экономически активного населения;
Н - численность населения;
Эа - численность экономически активного населения.

В нашей стране в 1998г. уровень экономически-активного населения составил 50% (экономически активными были 72 млн человек).

В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:

  1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
    1. работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
    2. трудятся без оплаты на семейных предприятиях.
  2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые:
    1. не имеют работу (доходного занятия);
    2. занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);
    3. готовы приступить к работе;
    4. обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле

В 28 индустриально развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития уровень безработицы повысился с 1,1% в 1984-1994гг. до 7,5% в 1996г., а затем стал немного снижаться до 7,1% в начале 1998г.

В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против "тунеядства". С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономическою кризиса численность безработных в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 млн. человек в 1992 г. до 8,9 млн. . человек в 1999 г. (что составляет 12,3% от экономически активного населения).

Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.

Причины и виды безработицы

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.

Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная, которые возникали на уровне микроэкономики.

Текучую безработицу мы обнаруживаем, когда временно становятся незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и регионов, особенно из-за периодически повторяющих спадов в экономике, спрос на рабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в ней возрастает в период хозяйственного подъема. Из-за связи с экономическими циклами такую безработицу называют также циклической.

Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также разоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за счет указанной части общества. По имеющимся оценкам, более 500 млн человек, или 1/3 экономически активного населения, в развивающихся странах не имеют работы или заняты неполный рабочий день.

Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, например работающие на дому лишь в определенные сезоны.

Современный этап развития производства породил причины безработицы, имеющие макроэкономические масштабы. Эти причины непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.

Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники сходящих с исторической сцены видов производства попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию.

С 70-х годов западные экономисты признают неизбежность двух видов безработицы - структурной и фрикционной. Под фрикционной (лат. frictio - трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве - ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезонную работу, или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы - сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень характеризует долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава трудящихся. Так, при увеличении удельного веса молодых людей норма естественной безработицы увеличивается (молодежи труднее найти работу и удержаться на ней). Например, в США за исходный уровень была принята ее норма середины 60-х годов (4,5%). В начале 70-х годов уровень естественной безработицы возрос до 5,5%, а в 80-х годах- до 6%.

С позиции новоклассической теории, признающей действенными только рыночные силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими авторами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

Однако совершенно очевидно, что неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с тем определением, которое было дано в 1-й теме. Производственный потенциал- это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5%.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн. долл. К тому же потеря работы - это психологическое напряжение, уступающее по уровню только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы повысили ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного населения.

Политика занятости

Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В таком случае потребуется применить статистический учет потребности в трудовых ресурсах, метод "затраты-выпуск" и другие средства регулирования макроэкономики.

При таком регулировании важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости. Речь идет о следующих принципах:

  1. о запрещении принудительного труда и о свободе каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  2. о занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящей им трудовой доход;
  3. о полной занятости, связанной с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы, которые установлены Конституцией Российской Федерации.
В правовом государстве действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

  1. сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
  2. рекомендуют проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между тружениками (для увеличения занятости);
  3. досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  4. создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
  5. сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и страдания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды.

Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.

В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:

  1. в США- 36% заработка в течение 14 недель;
  2. в Японии- 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от - возраста безработного и других условий;
  3. во Франции - 40 франков в день в дополнение к 42% заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение З лет;
  4. в Великобритании - 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.
В Российской Федерации в соответствии с Законом "О занятости населения" (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:
  1. образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
  2. установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;
  3. гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;
  4. лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
  5. после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).
Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.

В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетных здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. В связи с этим возрастает доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (сейчас на эти цели идет около 20% всех государственных средств на проведение политики занятости). Усилен также контроль за активностью безработных и ведется более строгий учет их обращений к предпринимателям по поводу трудоустройства.

На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас приступим к изучению второй составляющей индекса нищеты.

Начнем с выяснения ключевого понятия «безработный». По определению Международной Организации Труда, безработный - это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

В данном определении в неявном виде признается так называемая Свобода труда.

Такая свобода впервые признана в нашей стране в Конституции Российской Федерации (1993 г.). В статье Конституции говорится:

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распорядитъся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен."

Вместе с тем в Конституции законодательно признается праща труд и право защиты от безработицы. Теперь необходимо уточнить: кого официально можно отнести к разряду безработных? Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной Организации Труда). Сначала все население страны подразделяется на две части:

1. Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население (в западной экономикой литературе - "совокупная рабочая сила общества") - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Уровень экономической активности населения - это доля ценности экономически активных людей в общей численности селения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

Уа=Н-Эн/Н х 100 , где

Уа - уровень экономически активного населения;

Н - численность населения;

Эн - экономически неактивное население. В нашей стране в 1994 г. уровень экономически активного беления составил 50 % (экономически активными были 75 млн. человек. В свою очередь, экономически активное население делится две группы:

1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работали по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудились без оплаты на семейных предприятиях.

2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые:

а) не имели работу (доходного занятия);

б) занимались поиском работы (обращались в службы занятости и т.п.);

в) были готовы приступить к работе;

г) обучались по направлению службы занятости. На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:

Уб= Эа – З/Эа х 100.

Уровень безработицы в западных государствах имеет тенденцию к повышению, о чем свидетельствуют статистические данные по ряду стран в послевоенный период (табл. 15.1.).

Таблица15.1. Уровень безработицы в некоторых странах Запада\r\nДесятилетия, год Япония США Италия\r\n60-е гг 1 5 5\r\n70-е гг. 2 6 6\r\n80-е гг. 2,5 7 10\r\n1991 г. 2,1 5,8 7,6\r\n1992 г. 2,2 7,4 11,0\r\n1993 г. 2,5 6,8 10,4\r\nВ СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против "тунеядства". С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишней численности рабочей силы), уровень которой доходил до 15 % от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительную численность персонала, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т.п. Скрытая безработица была и во многих малых городах. В них молодежи и квалифицированным специалистам часто негде было устроиться на работу.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономического кризиса численность безработных в России в последние годы увеличивается. В 1993 г. полностью и частично безработных (то есть неполностью занятых) насчитывалось около 8 млн. человек, или 10 % к экономически активному населению. В 1994 г. этот показатель возрос до 10 млн. человек, или до 13,5 % к экономически активному населению. Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.

Еще по теме Кто является безработным.:

  1. Объясните как то, что вы посылаете резюме предполагаемому предпринимателю является маркетингом. Кто является покупателем? Кто является продавцом?
  2. Титул VI. О тех, кто является (лицами) своего или чужого права
  3. Является ли высокая цена на товар незаконной? Этично ли это? Является ли это хорошим маркетингом?
  4. § 3. Правовой статус безработного и понятие подходящей работы
  5. Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызывать на основании эдикта

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

Занятость населения сегодня относится к важнейшим социально-экономическим категориям. Она связана в первую очередь с осуществлением права человека на свободное распоряжение собственными способностями к труду и выбор рода деятельности, а следовательно, профессии. Однако не все люди имеют возможность реализовать данное право. Кто считается безработным по закону Российской Федерации? Столь интересному вопросу и посвящена данная статья. Первоначально, конечно же, следует выяснить, кого можно включить в число безработных.

Понятие безработного

В соответствии с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», люди считаются безработными, если они трудоспособны, однако не занимаются некоторой трудовой деятельностью и, соответственно, не получают заработной платы. Тем не менее они целенаправленно подыскивают работу для себя и как можно скорее желают приступить к ней. Именно данный факт служит причиной их регистрации в органах службы занятости. Таким образом, , которые не являются занятыми. Поэтому признание того или иного лица занятым полностью лишает его возможности иметь статус безработного. Если опираться на приведенное выше понятие и его особенности, можно выделить некоторые обстоятельства, доказанное наличие которых ведет к возникновению права на признание человека безработным.

Трудоспособность как весомый аргумент

Представитель какой категории населения может считаться безработным ? Во-первых, так или иначе, он должен быть трудоспособным. В соответствии с пунктом третьим статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», наличие у индивида трудоспособности появляется по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, после шестнадцати лет гражданин относится к числу трудоспособного населения по причине законодательства в отношении вопроса занятости.

Кстати, именно поэтому на него, как правило, возлагается обязанность, в соответствии с которой ему следует доказать собственную трудоспособность. Большинству известно, что в статье 63 российского Трудового Кодекса установлена такая общая возрастная категория для осуществления трудовой деятельности, как шестнадцать лет. Стоит дополнить, что для отдельных групп лиц возраст непосредственно для поступления на работу в соответствии с приведенной статьей снижен до пятнадцати или четырнадцати лет. Кроме того, некоторые категории могут привлекаться к определенным видам занятости творческого характера и до четырнадцатилетнего возраста.

Таким образом, в отдельных ситуациях законодательством признаются трудоспособными лица, которые достигли пятнадцати или четырнадцати лет, а иногда и не достигли четырнадцатилетнего возраста. Именно в отношении этих лиц Закон «О занятости населения в РФ» в той части, где трудоспособными признаются исключительно индивиды, достигшие шестнадцатилетнего возраста, противоречит статье 63 российского Трудового Кодекса, допускающей определенные обстоятельства для признания трудоспособными пятнадцатилетних и четырнадцатилетних подростков, а иногда и тех, кто еще не достиг четырнадцати лет. Столь яркое противоречие разрешается посредством обращения к статье 63 Трудового Кодекса, который в соответствии с требованиями статьи пятой наделен абсолютным приоритетом перед иными федеральными законами в области труда (даже перед Законом «О занятости населения в РФ»).

Какие граждане считаются безработными ? По причине изложенной в данной главе информации трудоспособные лица, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста, могут изъявить требование признать их безработными в случае доказанности иных обстоятельств, отличающих столь обширное правовое понятие.

Отсутствие трудовой деятельности

По российскому законодательству безработным может считаться человек, у которого отсутствует работа и, соответственно, заработок. Иными словами, безработный индивид не имеет возможности быть занятым. Признание же человека занятым говорит об осуществлении им трудовой деятельности и, конечно же, наличии заработной платы, что полностью исключает возможность отнесения его к числу безработных. Так, безработными считаются граждане , в трудовой книжке которых отсутствует запись непосредственно о приеме на работу. Кроме того, в роли доказательства, подтверждающего анализируемое обстоятельство, может выступать справка из Пенсионного фонда РФ о том, что взносы, которые выплачиваются непосредственно за занятых граждан, отсутствуют.

Регистрация в соответствующих органах

Какой человек считается безработным ? Помимо приведенных выше условий, немаловажным является еще одно. Так, к числу тех обстоятельств, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина, относится и регистрация в соответствующих органах. Безработным считается любой человек, зарегистрированный в службе занятости для того, чтобы найти подходящую для него трудовую деятельность и в последующем ей заниматься.

Здесь важно отметить, что порядок регистрации в отношении безработного населения утвержден посредством Постановления российского Правительства от 22.04.1997. Он предусматривает две разновидности регистрации. Первой является первичная регистрация индивидов, оставшихся без работы. Второй служит регистрация непосредственно в качестве безработных. Сложно не заметить, что из правового термина безработного лица вытекает весьма интересная информация: одна из разновидностей регистрации в государственной службе занятости населения - не что иное, как регистрация в целях поиска трудоустройства.

Кто считается безработным ? Изложенные в данной главе сведения позволяют сформировать вывод о том, что наличие регистрации в отношении безработного населения, носящей первичный характер, так или иначе, вступает в некоторое противоречие с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», где четко определен термин безработного гражданина. Более того, из определения «регистрация безработных индивидов первичного характера» можно сделать вывод о том, что гражданин является безработным. Это именно тот случай, когда ранее и стремящиеся делать это в данным момент. Важно отметить, что анализируемое противоречие, так или иначе, разрешается в пользу использования пункта первого статьи третьей Закона «О занятости населения Российской Федерации». Почему? Дело в том, что он наделен весомой юридической силой по сравнению с Постановлением российского Правительства, которое является нормативным правовым актом подзаконной природы.

Дополнительные сведения

Кто считается безработным ? В силу требований указанного в предыдущей главе Закона «О занятости населения в РФ» службы занятости обязуются производить регистрацию безработных индивидов для того, чтобы у вторых появилась возможность найти подходящую работу. В пункте седьмом Порядка регистрации безработного населения перечисляется документация, необходимая для процедуры регистрации безработным граждан, у которых основная цель операции - поиск трудоустройства. Ниже приведены непосредственно документы:

  • Справка, отражающая средний заработок гражданина (справка о доходе или же о денежном довольствии) за трехмесячный период со дня подачи заявления.
  • Документ, который служит удостоверением личности (как правило, это паспорт).
  • Документация, подтверждающая трудовой стаж гражданина (обычно в роли ее выступает трудовая книжка).
  • Бумаги, служащие удостоверением в отношении профессиональной квалификации.

Если исключается тот факт, что безработные считаются работавшими ранее (то есть, они не имеют специальности (профессии)), то таким гражданам в органах службы занятости необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность (как правило, в роли его выступает паспорт), а также документацию об образовании. Так, по предоставлению перечисленных бумаг у ранее не работавшего индивида появляется абсолютное право, связанное с регистрацией в государственных органах службы занятости для того, чтобы в последующем подыскать подходящую для себя работу. Важно отметить, что у данного государственного органа, так или иначе, возникает обязанность, которая корреспондирует представленному праву, по обязательной необходимости в проведении такой регистрации.

Готовность работать

Какое лицо считается безработным ? Четвертым обстоятельством, характеризующим правовой термин безработного, является готовность индивида приступить к работе, подходящей для него. В свою очередь, отказ человека от реализации возможности, связанной с трудоустройством, служит веским основанием для его лишения статуса безработного. Однако существует исключение. Люди считаются безработными, если они хотят работать, но варианты трудоустройства, которые предлагает им государственная служба занятости населения, не являются для них подходящими. Так, наделение гражданина обязанностями по подходящему трудоустройству в качестве условия для его признания безработным ни в коем случае не может рассматриваться как нарушение принципа, аргументирующего свободное распоряжение собственными способностями к трудовой деятельности. Данное положение закреплено непосредственно в статье 37 Конституции РФ.

Кто считается безработным и может встать в центр занятости ? Индивид наделяется статусом безработного тогда, когда соответствующие государственные органы не могут предложить ему подходящую работу. Именно по этой причине он лишается возможности получения денежных средств для существования. Важно дополнить, что отказ человека от трудоустройства непосредственно на подходящем месте говорит об исполнении со стороны органов службы занятости собственной обязанности, связанной с предоставлением индивиду подходящего трудоустройства. Тем не менее каждый человек наделен правом отказаться от абсолютно любого места работы, предлагаемого соответствующими государственными органами, другими словами, свободным образом распорядиться собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности.

Дополнительная информация

Кто считается безработным ? В процессе ответа на данный вопрос следует помнить, что отказ от осуществления права, связанного с трудоустройством, не может послужить причиной возникновению обязанности, корреспондирующей этому праву. К примеру, обязанности, которая закреплена в статье 37 Конституции РФ, непосредственно по выплате зарплаты. Кроме того, корреспондирующей праву, связанному с трудоустройством гражданина на подходящем месте работы, служит и обязанность регистрации индивида с целью подбора подходящего трудоустройства со стороны государственных органов службы занятости. Логично, что отказ от осуществления этого права влечет за собой абсолютное отсутствие обязанности непосредственно у службы занятости производить указанную регистрацию.

Таким образом, обстоятельство, подтверждающее готовность индивида приступить к работе, подходящей для него, в качестве атрибута для признания этого гражданина безработным не может являться ограничением его права на свободное распоряжение непосредственно собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности. Так, безработными считаются лица , чей отказ от трудоустройства на подходящем месте не несет для них последствий неблагоприятного характера. Значит, трудоустройство, так или иначе, является правом, а не обязанностью. Тем не менее стоит помнить, что отказ от его осуществления не повлечет за собой возникновения обязанностей, которые корреспондируют этому праву.

Отсутствие препятствий

Кто считается безработным ? Пятым обстоятельством, которое характеризует правовое понятие безработного индивида, служит абсолютная пустота в плане препятствий непосредственно для того, чтобы признать его безработным. Так, в пункте третьем статье третьей Закона «О занятости в РФ» представлен исчерпывающий список условий, наличие доказанности которых может служить причиной для признания индивида безработным.

В соответствии с указанной нормой гражданин не может быть признан безработным, если он не достиг шестнадцатилетнего возраста. Как отмечалось выше, по статье 63 российского Трудового Кодекса существуют случаи признания трудоспособными некоторых категорий лиц, которые не достигли приведенного возраста. Важно дополнить, что это является веской причиной для наделения их статусом безработных в случае необходимости.

Безработными не могут считаться индивиды, которые получают пенсионные выплаты по старости в соответствии с российским пенсионным законодательством. Кстати, совершенно не имеет значения, пенсии предоставляются по возрасту или же за выслугу лет. Пусть даже данные лица не занимаются трудовой деятельностью, они получают денежные средства со стороны государства в виде пенсионных выплат. Так, представленное обстоятельство не относится к перечню условий, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина.

Важно знать!

Следует отметить, что веской причиной для отказа в наделении гражданина статусом безработного служит, конечно же, начисление ему пенсионных выплат по федеральному законодательству. Интересно то, что получение пенсий по региональному законодательству не является значимым обстоятельством для отказа в процедуре регистрации человека как безработного. Основанием же для подобного отказа в соответствии с пунктом третьим статьи третьей приведенного выше Закона служит непосредственно отказ индивида на протяжении десяти дней с момента регистрации в соответствующих государственных органах для поиска подходящего места работы от двух вариантов подходящего трудоустройства (в том числе и в отношении работ временного характера). Важно дополнить, что в случае людей, которые впервые ищут работу и ранее не осуществляли трудовой деятельности ранее, актуален отказ от получения подготовки профессиональной направленности или же от предложенной государством оплачиваемой работы (сюда же относится и работа временного характера). Необходимым условием является то, что индивиду запрещено предлагать одну и ту же работу либо профессиональную подготовку, соответствующую одной и той же профессии, дважды.

Перечисленные выше разновидности отказа человека говорят также об исключении его желания воспользоваться правом трудоустройства или обучения. Таким образом, не возникает и корреспондирующей по этому праву обязанности в плане признания индивида безработным. В ряд оснований для отказа в наделении гражданина статусом безработного необходимо отнести и неявку в государственные органы службы занятости без уважительной на то причины в течение десяти дней непосредственно с момента регистрации для того, чтобы государство могло предложить данному человеку подходящее место работы. Кроме того, сюда же следует отнести и неявку в установленный соответствующими государственными органами срок для произведения процедуры регистрации индивида как безработного.

Сложно не заметить, что отказ того или иного лица от явки в государственные органы по занятости населения без уважительной причины в случае наличия двух вариантов в отношении подходящего места работы приравнивается к абсолютному отсутствию желания с его стороны осуществлять право непосредственно на трудоустройство. Именно поэтому применение данной причины для отказа в наделении гражданина статусом безработного ни в коем случае не противоречит соответствующему правовому термину, хоть и неявка на процедуру регистрации гражданина как безработного в случае отсутствия вариантов в плане подходящего места работы не вытекает из правового термина безработного индивида как причина для отказа в наделении его соответствующим статусом. Важно дополнить, что права и свободы личности, в том числе касательно области занятости, не ограничиваются посредством процессуального законодательства исключительно по формальным соображениям.

Студент считается безработным?

Заключительным вопросом, который будет целесообразным рассмотреть в данной статье, является причисление студентов и учащихся к безработному населению. Так, в соответствии с Законом от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» индивиды, которые проходят дневной курс обучения в государственных либо частных учреждениях общего образования, а также в учреждениях профессионального начального, среднего или высшего образования, включая обучение непосредственно по направлению службы занятости населения государственной направленности, не являются безработными.

Часть трудоспособных людей не работают и не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Поэтому из трудоспособной части населения следует выделить экономически активную часть населения или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением. Таким образом, экономически активное население, или совокупная рабочая сила – это все те лица, которые могут работать, и намерены работать. Но не все люди, которые могут и намерены работать, трудятся на государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая – то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых

и безработных

Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Это отражено в российском законодательстве. Согласно действующим в России законом, занятыми считаются граждане:

Работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;

Отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;

Проходящие службу в Вооружённых Силах и органах внутренних дел;

Обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Российское законодательство признаёт безработными граждан, которые:

Не имеют работы и заработка;

Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

Готовы преступить к работе.

Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесён к категории безработных. Существуют так называемые добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально имеют возможности работать, но не работают и не ищут работу. К добровольно незанятым относят, например, пенсионеров, домашних хозяек, выполняющих неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей. В эту категорию входят и безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск. Безработными же являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировались в службе занятости, периодически проходят перерегистрацию и осведомляются об имеющихся там вакансиях.

В состав экономически активного населения не включаются и лица, отбывающие сток заключения в тюрьмах или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к институциальному населению