Динамика роста дебиторской задолженности и новые инструменты работы с потребителями. Ситуация с дебиторской задолженностью в ЖКХ

Среди способов извлечения максимальной выгоды от такого актива как дебиторская задолженность, есть в том числе факторинг. Но, к сожалению, не все готовы регулярно его использовать несмотря на то, что он позволяет пополнять оборотные средства, повышает комфорт планирования финансовых потоков и обеспечивает защиту от неплатежей дебиторов.

Причины этого нежелания могут быть разные: возможно, потребность в финансировании не является постоянной, поскольку отгрузки с отсрочкой в адрес покупателей не носят регулярного характера, или поставщик не допускает появления третьей стороны во взаимоотношениях с покупателями. Но даже при таких условиях есть возможность распорядиться своей дебиторкой так, чтобы она не отягощала бухгалтерский баланс, а приносила компании доход в виде реальных денег сразу после отгрузки товара. Пока, к сожалению, только за рубежом.

Зарубежный опыт

В 2011 году таким решением для малого и среднего бизнеса в США стала биржа дебиторской задолженности The Receivables Exchange http://recx.com/, открытая двумя опытными бизнесменами Ником Перкином (Nic Perkin) и Джастином Браунхиллом (Justin Brownhill) в сотрудничестве с одной из крупнейших Нью-Йоркских фондовых бирж.

Идея биржи зародилась еще в 2008 году, когда около 60% всех оборотных средств представителей МСП США были сосредоточены в дебиторке. Такое положение вещей существенного ограничивали возможности развития компаний, а, как следствие, и всей внутренней экономики страны. К тому же в отсутствие механизмов защиты, риск неполучения выручки превышал все допустимые границы.

Ник Перкин и Джастин Браунхилл создали систему, которая позволила поставщикам продавать свою дебиторскую задолженность инвесторам, в основном коммерческим банкам и факторинговым компаниям. Но не каждый поставщик мог воспользоваться данным сервисом: опыт работы не менее двух лет, определенный размер выручки, который должен быть подтвержден финансовой отчетностью компании, отсутствие задолженности перед своими поставщиками и кредиторами. В свою очередь, потенциальные инвесторы, которые покупают дебиторку, должны не только купить право доступа к системе, но еще и пройти финансовую проверку.

Сама же схема работы достаточно проста - поставщик выставляет определенный набор поставок в адрес конкретного покупателя, устанавливает минимальную цену, с учетом дисконта, за которую готов ее продать, и ждет выгодных предложений. Несомненный плюс такой схемы: не нужно ждать оплаты от дебитора - деньги поставщик получает сразу, два - сделки совершаются очень быстро, не нужно проходить процесс одобрения в факторинговой компании, ждать установления лимита на покупателей, подписывать договор. В идеальных условиях с момента появления лота с дебиторской задолженностью на бирже до момента получения денег проходит от двух до 4 дней. В случае, если по окончании срока отсрочки дебитор не оплачивает поставку, сделка аннулируется, и поставщик обязуется вернуть деньги тому, кто купил оказавшуюся неликвидной дебиторку.
Согласно данным на официальном сайте биржи, за время своего существования компании провели сделки по продаже на сумму более чем 5.5 млрд. долл. США.

Европейская практика представлена компанией Marketinvoice (marketinvoice.com), которая работает на рынке Великобритании тоже с 2011 года.

Эта биржа дебиторской задолженности также предъявляет четкие требования к участникам торгов: компания - поставщик должна быть зарегистрирована на территории Великобритании или Ирландии, активно работать на рынке не менее полугода и иметь подтвержденный годовой оборот не менее 100 тыс. фунтов (около 10 млн. рублей или 150 тыс. долларов США). Помимо этого, для участия в бирже нужно пройти оценку финансового состояния и риск-менеджмента компании. Услуги биржи Marketinvoice доступны как компаниям, работающим на внутреннем рынке Великобритании, так и экспортерам. Инвесторами на бирже, судя по информации на сайте, может стать любая инвестиционная компания, пенсионный или хедж-фонд и даже частные инвесторы, разумеется, с определенным опытом работы в этой сфере. В отличие от своего американского собрата, британский проект позволяет заранее просчитать во сколько обойдется использование сервиса в зависимости от объема выставляемого лота, срока отсрочки и того, будет ли это разовая продажа или регулярные торги.

Подтверждением развитого института бизнеса в стране и, что немаловажно, заинтересованности в подобном прогрессе государства является тот факт, что Британское правительство является одним из инвесторов площадки и скупает счета-факторы в рамках проекта «Британский банк бизнес инициатив».
На сегодняшний день, согласно информации на официальном сайте, на платформе Marketinvoice были профинансированы поставки в объеме 573 443,6 фунтов стерлингов (58,9 млдр. Рублей и 864 млн. долларов США соответственно).

А что же в России?

В российской практике мы смогли найти пока только один пример подобной площадки на рынке. В 2014 году Александр Федоров и Александр Карелин cоздали биржу дебиторской задолженности Invoice Market (http://invoice-market.ru/), которая позволила российским компаниям продавать свою дебиторскую задолженность заинтересованным инвесторам с дисконтом.

Юридическая основа этого аукциона - статья № 388 ГК РФ, разрешающего уступку долговых обязательств третьему лицу, и Закон об электронной подписи (№ 63 - ФЗ). Все торги на площадке должны происходить посредством использования электронной цифровой подписи. Поставщики, работающие с площадкой, выставляют на продажу накладные, заверенные дебитором с помощью ЭЦП. То есть передавать бумажные оригиналы документов новому владельцу задолженности не требуется.

Последние новости о деятельности компании за ноябрь 2014 года говорили о том, что на площадке были проданы 1000 лотов. На момент запуска биржи единственным инвестором была факторинговая компания Рост, которая к концу же 2014 года практически прекратила свое существование в качестве самостоятельного игрока и вошла в состав ФК Политекс.

О том, как на деятельности единственной в России биржи дебиторской задолженности отразился кризис в экономике, снижение платежной дисциплины покупателей и, как следствие, рост недоверия к бизнесу вообще, ничего не известно, представители компании комментариев по этому поводу не дают. Но с учетом современных реалий, сложно представить, как подобный проект будет работать в нашей стране сегодня.
Казалось бы - оформляй ЭЦП, подключайся к системе и используй дебиторскую задолженность как ликвидный актив, не позволяя ей висеть на балансе компании тяжким грузом. Но несмотря на соблазнительную простоту этой идеи, в нашей стране она пока не популярна. В чем же причина?

Где товар?

Понятно, что инвестор, заинтересованный в покупке лота (дебиторской задолженности по поставкам в адрес одной компании), купит его только в случае гарантий поступления денег от дебитора. Какую же компанию можно считать надежной и платежеспособной?

Последние тенденции на рынке факторинга говорят о том, что факторинговые компании - а именно их на сегодняшний день можно считать экспертами в сфере оценки качества дебиторской задолженности - ограничивают финансирование по поставкам в адрес региональных дилеров, несетевых дебиторов, и за редким исключением готовы предложить свои услуги только поставщикам крупного сетевого ритейла и компаниям из топ-400, наиболее надежным с точки зрения возможных рисков неполучения выручки.

Падение уровня платежной дисциплины, снижение прибыльности компаний, обусловленное ростом расходов и снижением спроса на продукцию со стороны конечных потребителей, привело в конечном итоге к торможению российской экономики и, в первую очередь, к тому, что поставщики стали перестраховываться, отказывая в отсрочке своим покупателям.

Таким образом, единственными компании, поставкам в чей адрес можно доверять, даже по мнению самих поставщиков, могут стать крупные игроки рынка, чье положение устойчиво, финансовая информация находится в открытом доступе, а значит, риски неоплаты с их стороны минимальны.
Возникает вопрос. А есть ли смысл для поставщика продавать такую дебиторку на бирже? Если раньше перевод федеральной торговой сети на факторинг было задачей более сложной - сети неохотно шли навстречу факторам, не хотели подписывать уведомления и выполнять другие условия работы по факторингу, то только за последний год сразу несколько сетей открыто объявили о работе с факторинговыми компаниями.

Выходит, сейчас поставщикам проще обратиться к Фактору за финансированием поставок в адрес торговых сетей и крупных дебиторов, нежели выставлять такой актив на торги. Это по крайней мере уже известный и более-менее понятный для большинства инструмент управления дебиторской задолженностью.
Влияет на ситуацию еще и условие, которое действует в единственной на сегодняшний день бирже дебиторской задолженности в России - в договоре должна быть запрет на возвраты и ретро-бонусы, т.е. тот объем дебиторки, которую покупает инвестор, не должен меняться ни при каких обстоятельствах. Это еще больше осложняет ситуацию с передачей дебиторки по сетевым дебиторам на торги - ни одна сеть не откажется от возможности осуществить возврат нереализованного товара.

Где купец?

Реализация идеи биржи дебиторской задолженности осложняется еще и нехваткой инвесторов, которые могут купить выставленную на торги дебиторку. Потенциально инвесторами могут стать факторинговые компании, для которых биржа - еще одна площадка для оказания своих услуг. Но банковский подход к оценке клиентов и их дебиторов не позволяет большинству российских факторов быстро оценить не только доходность сделки, но и, что самое главное, потенциальные риски такой покупки. Поставки в адрес крупной сети, разумеется, вызовут интерес, а что если на торги выставлен долг компании «Пироги и пряники» из г. Кемерово? Будь такая компания хоть трижды успешной, надежной и финансовой устойчивой, вряд ли фактор, не имеющий соответствующей инфраструктуры и опыта для работы с региональными компаниями, решится купить подобный лот. Что уж говорить об инвестиционных компаниях, которые принимают участие в торгах за рубежом.

Технологии

Еще одно существенное затруднение заключается в том, что культура ведения бизнеса в России все еще находится на низком уровне: компании недостаточно просвещены в вопросах электронного документооборота- уровень проникновения ЮЗЭДО в нашей стране составляет рекордно низкие 0,5%.
И даже несмотря на то, что государство способствует развитию этого рынка, требуя предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, большей части бизнеса, во-первых, сложно свыкнуться с мыслью о том, что электронный документ с электронной подписью имеет равные права и значимость, что и бумажный. А во-вторых, консервативность мышления и нежелание инвестировать в технологии, которые не принесут компании выгоду здесь и сейчас, служат существенным стоп-фактором в повсеместном внедрении ЮЗЭДО.
Получается, что объем поставок, который может быть уступлен на бирже дебиторской задолженности значительно снижается по этой причине. Вполне вероятно, что на торгах можно продать и накладные, подтвержденные обычной синей печатью, но это значительно повышает риск мошенничества и создает дополнительные сложности при передаче документов по поставке новому владельцу долга.

Выводы и прогнозы

Итак, что мы имеем? Прогрессивную идею, которая действительно может двигать российскую экономику вперед, и успешный зарубежный опыт реализации этой идеи, с одной стороны, и барьеры, обусловленные прежде всего нехваткой опыта в риск-менеджменте и низкой культурой ведения бизнеса в стране в принципе, с другой. Но с учетом того, что бизнес в США и Европе в имеет более долгую историю и находится уже на другом витке развития, в том числе в плане использования инструментов управления дебиторской задолженностью, а биржи там появились сравнительно недавно, можно надеяться, что в недалеком будущем «будет и на нашей улице праздник».

«Если бы в России сегодня успешно работала биржа дебиторской задолженности, то она бы «убила» российский рынок факторинга. Причина тому проста - аппетит к риску у всех Факторов существенно снизился, и большинство игроков рынка с жадностью смотрит на самый лаковый кусочек, а именно поставки в адрес торговых сетей. Выставляя такую дебиторку на биржу, поставщик правил бы бал, ожидая наиболее выгодного предложения по цене. На рынке остались бы пара Факторов, которые готовы конкурировать по цене, обладая более дешевым фондированием, и те, кто сейчас занимает свои ниши. Но для того, чтобы биржа заработала, должна изменится парадигма мышления среднестатистической российской компании: на смену бесчисленному количеству бумажных накладных должен прийти ЮЗЭДО» - комментирует Дарья Николаевская, Директор дирекции инновационного развития НФК.

По состоянию на 21 ноября 2016 года задолженность на оптовом рынке электроэнергии и мощности достигла отметки в 60,7 млрд рублей (задолженность по ценовым зонам составила 59,25 млрд рублей, по неценовым зонам — 1,45 млрд), превысив уровень исторического максимума, зафиксированного в марте 2013 года.

Андрей РОМАНЧУК , председатель Правления Ассоциации «Надёжный партнёр»

Возвращение к историческим максимумам задолженности на оптовом рынке произошло, главным образом, за счёт неплатежей гарантирующих поставщиков Северного Кавказа. С начала года задолженность на ОРЭМ выросла на 5,5 млрд руб., прирост задолженности гарантирующих поставщиков СКФО составил за этот период 5,3 млрд При этом уровень расчётов на оптовом рынке без учёта Северного Кавказа близок к 100 %.

Задолженность на розничном рынке с начала года увеличилась на 32,3 млрд руб. и составила 212,6 млрд по состоянию на начало октября 2016 года. При этом темпы прироста задолженности на РРЭ в 2016 году были ниже, чем в 2015 году — 17,9 % против 20,1 % соответственно. Лидируют по приросту задолженности на розничном рынке регионы СКФО, наибольшие темпы зафиксированы в Ингушетии, Чечне и Дагестане. В этих регионах уровень оплаты электроэнергии не доходит до планки в 80 %.

Основными должниками на РЭЭ по-прежнему остаются предприятия ЖКХ, бюджетные потребители и население, на них приходится больше половины прироста задолженности.

В настоящее время финансовые гарантии в неценовых зонах ОРЭМ применяются только на объём перетока с первой ценовой зоной и гарантируют исполнение обязательств по договорам РСВ и БР перед поставщиками первой ценовой зоны, что составляет не более 11 % от объёма обязательств (для Республики Коми и Архангельской области). В неценовых зонах Дальнего Востока и Калининградской области финансовые гарантии не применяются. Механизм предоставления финансовых гарантий в неценовых зонах может заработать в период март-апрель 2017 года, такое решение принято на очередном заседании Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет Рынка» в ноябре 2016 года.

По состоянию на 28 ноября 2016 года, задолженность только ПАО «Архэнергосбыт» перед ОАО «ТГК-2» составила 670 млн руб. Введение на территории неценовых зон оптового рынка механизма предоставления финансовых гарантий по аналогии с ценовой зоной ОРЭМ, является единственным разумным методом гарантирования оплаты со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии.

По данным Минстроя России совокупный объём долгов регионов России за услуги жилищно-коммунального хозяйства составил на сегодняшний день 1 трлн 86 млн руб. Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ только примерно 60—65 % населения, остальные — через месяц, два, три. Долги управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов приблизились к 270 млрд рублей.

Вопрос лишения лицензии управляющих компаний, допускающих рост дебиторской задолженности за поставленные энергоресурсы, остаётся в актуальной повестке дня.

Законопроект о прямых расчётах граждан с ресурсоснабжающими организациями может быть рассмотрен Госдумой РФ в осеннюю сессию. Точкой преткновения в рассмотрении проекта закона о прямых расчётах стал вопрос регионов (в том числе и Москвы), в которых системы ЕРЦ работают эффективно и переход на прямые расчёты не требуется. Реальным преодолением развилки может быть решение, предложенное в рассмотрении законопроекта, предусматривающего переход на тарифообразование по методу альтернативной котельной, а именно решение руководства региона о применении той или иной модели расчётов. Такое решение, безусловно, потребует введения постоянного мониторинга за расчётами в субъектах Российской Федерации с федерального уровня и включение уровня расчётов за энергоресурсы в критерии оценки эффективности деятельности руководителей регионов страны. Мы прекрасно знаем, что даже в текущей нормативной конструкции, по многим регионам присутствует высокий уровень расчётов на розничном рынке. В качестве примера можно привести Приморский край, Удмуртию, Мурманскую, Вологодскую, Костромскую, Тамбовскую, Кемеровскую области, Еврейскую автономную область.

Сейчас наиболее действенной мерой воздействия на неблагонадёжного контрагента по прежнему остаётся введение режима ограничения или отключения от энергоснабжения. Именно поэтому отраслевое сообщество надеется на скорое принятие нормативных правовых актов в рамках реализации 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», предусматривающих возможность ограничения энергоснабжения «неотключаемых» потребителей, а также определение ответственности за нарушение режима ограничения и упрощение и сокращение сроков процедур ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, нарушающих платёжную дисциплину.

Стоит отметить, что внедрение расчётов через единые расчётно-кассовые центры (ЕРКЦ) само по себе не может рассматриваться альтернативой прямым расчётам. Присутствует необходимость закрепления чётких критериев соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, выполняющим данный вид деятельности. Я бы сказал, что только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости и повышении эффективности системы начисления и сбора денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами деятельности ЕРКЦ. На территории региона этим критериям отвечают только гарантирующий поставщик электроэнергии и единая теплоснабжающая организация. В случае, когда функцию ЕРКЦ пытаются передать независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на данную функцию, даже по сравнению с расходами на содержание собственных абонентских служб. Подобные инициативы сейчас рассматриваются на уровне многих регионов, в связи с чем усматривается явная необходимо утверждения требований к ЕРКЦ в федеральной нормативной базе.

Пока законодатели и регулятор отрасли ведут дискуссию и готовят нормативные и законодательные акты по укреплению платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов, энергетики находят новые способы работы с должниками, однако далеко не все энергокомпании применяют полный спектр разрешённых законом средств и мер воздействия на неблагонадёжного потребителя.

Так, пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платёжные обязательства, однако не всегда в срок. В этом случае угроза передачи данных в бюро кредитных историй служит дополнительным фактором своевременного исполнения обязательств. К сожалению, пока данные о наличии просроченной дебиторской задолженности физического лица могут быть переданы в бюро кредитных историй только в случае наличия вступившего в силу решения суда. Проект «Надёжный партнёр» выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон «О кредитных историях», допускающих передачу в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решение суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платёжная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заёмщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю «забывчивых» граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане, ранее допустившие незначительное нарушение платёжной дисциплины в отношении расчётов по кредитам, смогут, просто вовремя расплачиваясь с энергетиками, поправить свою кредитную историю.

Другим способом работы с потребителями энергетических ресурсов являются часто публикуемые на сайтах энергокомпаний «белые» и «чёрные» списки потребителей энергоресурсов. К сожалению, данные публикации имеют малую эффективность в связи с тем что не находят своего потребителя и данных о платёжной дисциплине конкретной организации. Заинтересованными организациями в данном случае выступают банки, страховые компании, контрагенты организации, сведения о которой обличены.

Многие энергокомпании уже присоединились к проекту «Мониторинг платежей», который позволяет донести сведения о платёжной дисциплине потребителя до целевой аудитории в рамках системы СПАРК. Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Во-первых, конечно, это вопрос выставления приоритетов в оплатах и сокращения срока расчётов. Контрагент будет скорее платить организации, участвующей в обмене данными, чем тем, кто замыкает сведения внутри.

Важно отметить, что система будет работать только при активном информационном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платёжных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

«Оцифровывание» платёжной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платёжной дисциплины.

Ценность «Мониторинга платежей» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства.

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчётов заказчика тоже крайне важныпри определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надёжный партнёр» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК - Мониторинг платежей». 223-ФЗ, регулирующий процедуры проведения конкурсов и торгов у предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, позволяет включение данного требования.

В настоящее время на площадке международной информационной группы «Интерфакс» ведётся подготовка Федерального рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню дебиторской задолженности за энергетические ресурсы. Методика рейтинга обсуждается с ведущими отраслевыми объединениями: Ассоциацией «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», Ассоциацией «Совет производителей энергии», «Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения». Выход первого рейтинга запланирован на второй квартал 2017 года.

Независимый анализ и верификация данных о платёжной дисциплине потребителей энергоресурсов в субъектах страны может стать инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК и факторного анализа ситуации в конкретном регионе, муниципальном образовании или предприятии.

Дорогие друзья, мы постараемся оперативно информировать Вас о развитии наших инициатив и изменениях в нормативной и законодательной базе!

Под просроченной дебиторской задолженностью организаций понимается задолженность, не погашенная в срок, установленный договором (см. методику расчета показателя просроченная дебиторская задолженность).

Статистическая отчетность по данному показателю предоставляется всеми юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями всех форм собственности, осуществляющими производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте Единой межведомственной информационно - статистической системы (ЕМИСС) (https://www.fedstat.ru/indicator/31372), объем просроченной дебиторской задолженности организаций на протяжении последних лет характеризуется относительно устойчивым ростом (данные представлены, начиная с 2013 г.). Так, на 01.01.2013 г. она составляла 1 224 705 000 тыс. руб., на 01.01.2014 - 1 482 765 005 тыс. руб., на 01.01.2015 - 2 015 920 317 тыс. руб., на 01.01.2016 - 2 275 556 025 тыс. руб., на 01.01.2017 - 2 240 920 722 тыс. руб. Таким образом, за 5 лет размер просроченной дебиторской задолженности увеличился почти в 2 раза.

Динамика роста просроченной дебиторской задолженности коррелирует с кризисными явлениями в российской экономике. Так, за 2013 год размер просроченной дебиторской задолженности увеличился на 21 % , за 2014 - на 35,9%, за 2015 - 12,8%. 2016 год характеризуется отрицательными показателями роста просроченной дебиторской задолженности, последняя снизилась на 1,5 %.+

Средний размер просроченной дебиторской задолженности в 2013 году равнялся 1389,3 млрд. руб., что составляло 2 % от ВВП, в 2014 году - 1838,2 млрд. руб. и 2,8 % от ВВП соответственно, в 2015 - 2283,2 млрд. руб. и 2,7 % от ВВП.

Средний размер просроченной дебиторской задолженности в 2016 году равнялся 2355,9 млрд. руб., что составило 2,7 % от ВВП.

Таким образом, в 2014 году наблюдается скачкообразное увеличение объема просроченной дебиторской задолженности относительно ВВП страны, который в последующие годы и до настоящего времени сохраняется на этом уровне.

Характерной особенностью является снижение размеров просроченной дебиторской задолженности в января отчетного года по сравнению с ее уровнем в декабре года, предшествующего отчетному. Это связано с тем, что субъектами предпринимательской деятельности в декабре каждого осуществляется списание просроченной задолженности, по которой истек срок исковой давности либо имеется постановление судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания



Отдельные важные показатели

Ответственный подход к проведению бюджетной политики позволил удержать дефицит в пределах 2,4% ВВП по итогам 2015 года, стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и обуздать инфляцию.

Несмотря на жёсткий подход к бюджетной политике, обеспечено безусловное исполнение социальных обязательств, в частности поддержка наименее защищённых категорий населения.

Сохранен низкий уровень государственного долга – он составляет всего 13,6% ВВП.

Доля доходов бюджета, не связанных с продажей нефти и газа, увеличилась до 56%.

За 2015 год общий объем вкладов в банках вырос на 4,7 трлн рублей, или на 25,2%.

Реализация антикризисных программ

Реализованы антикризисные программы, сформированные в начале 2015 года:

Комплекс мер по поддержке российских регионов – новый механизм бюджетных кредитов и программа по рефинансированию коммерческого долга. В 2015 году из федерального бюджета регионам перечислено 1,6 трлн рублей;

Программа по докапитализации банков, в том числе её распространение на региональные банки – программа позволила добиться прироста корпоративного кредитования с конца I квартала (по декабрь) на 2,8%;

Кредиты нефинансовому сектору выросли на 3,8 трлн рублей, или на 12,7%;

Программа по поддержке ипотечного рынка – по состоянию на 1 января 2016 года по программе выдано 210,6 тыс. кредитов на общую сумму 374,3 млрд рублей, что обеспечило порядка 40% всех выдач ипотечных кредитов с конца I квартала (общий рост ипотеки с марта по декабрь – 9,5%).

Налоговая политика

Меры налоговой политики в 2015 году были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований, проведение антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования:

Рост собираемости внутреннего НДС за счёт улучшения администрирования (Федеральная налоговая служба), на очереди импортный НДС (Федеральная таможенная служба), акцизы на алкоголь (Росалкогольрегулирование), страховые взносы (ФНС/внебюджетные фонды);

Субъектам Федерации предоставлено право снижать ставки налога для применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6 до 1%, снижать ставки налога для применяющих единый налог на вменённый доход с 15 до 7,5%;

Приостановлено создание/изменение консолидированных групп налогоплательщиков;

Проведён анализ системы льгот и преференций по налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам – основа для дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации перечня предоставляемых льгот и освобождений.

Дебиторская задолженность

В 2015 году также была начата работа по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, продолжением которой стала разработка «дорожной карты» по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, одобренной Правительством в начале 2016 года.

Финансовый рынок

На финансовых и долговых рынках проведена работа, позволившая вывести чистые заимствования в положительную область (80 млрд рублей) с существенным привлечением иностранного капитала, несмотря на действующий санкционный режим и стресс на внутреннем финансовом рынке. Для этого:

Расширен инструментарий привлечения ресурсов на рынках капитала (облигации с плавающей ставкой, облигации с номиналом, индексируемым на инфляцию, – импульс к развитию внутреннего рынка капитала, дополнительный ресурс для корпоративных заёмщиков, ориентир инфляционных ожиданий);

Продолжилась работа по улучшению качества сегмента облигаций с фиксированным купоном – завершён обмен неликвидных бумаг в портфеле Банка России на ликвидные выпуски;

Проведена плотная работа с рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом, позволившая обеспечить стабилизацию российских рейтингов, что в том числе способствовало снижению оттока капитала (с 70–80 млрд долларов по первым оценкам до 56 млрд долларов по факту).

Пенсионная система

В рамках обеспечения работы системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения:

Введена система гарантирования прав застрахованных лиц (на 1 января 2016 года в систему гарантирования включён Пенсионный фонд и 33 негосударственных пенсионных фонда (НПФ)).

Завершена процедура акционирования НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию (с 1 января 2016 года такую деятельность осуществляют только акционерные НПФ).

Информация о бюджетном процессе

В 2015 году Российская Федерация сохранила высокий показатель по индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнёрством (74 балла при среднем значении индекса в 45 из 100 возможных баллов), и заняла 11-е место из 102 исследуемых стран. В соответствии с методологией исследования Россия входит в группу стран, предоставляющих «значительный объём информации о бюджетном процессе для общественности».