Ордер на арест образец. Европейский ордер на арест

Понятие и значение института выдачи (экстрадиции).

Лекция 5.Выдача в международном уголовном праве

Вопросы лекции:

1. Понятие и значение института выдачи (экстрадиции).

2. Международно-правовое регулирование института выдачи.

3. Европейский ордер на арест и трансформация процедуры экстрадиции.

4. Положения Римского статута о передаче лиц Международному уголовному суду.

5. Принципы российского законодательства, регулирующие механизм выдачи.

Выдача (экстрадиция, от лат. extraditio - выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства) является важной составной частью международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В основе института выдачи лежит принцип "aut dedere aut judicare" (или выдай, или суди), который означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. Выдача - это процесс передачи преступника в соответствии с нормами международного права другому государству для применения уголовного наказания.

Экстрадиция является актом международной правовой помощи, направленным на реализацию принципа неотвратимости ответственности, основанным на принципах и нормах международного и национального права.

С точки зрения процессуального права выдача - это процесс передачи лица, совершившего преступление или обвиняемого в совершении преступления, одним государством (запрашиваемым) другому государству (запрашивающему),

На территории которого было совершено преступление,

Либо государству, гражданином которого это лицо является,

Либо государству, против интересов которого направлено преступление.

Основными целями выдачи являются:

уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, влекущего за собой применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года ;

исполнение постановленного судом и вступившего в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание, в отношении лица, не отбывшего данное наказание.

Экстрадиция включает в себя выдачу обвиняемых в совершении преступления для их уголовного преследования, а также передачу лиц тому государству, где в отношении их вступил в силу обвинительный приговор суда, для приведения приговора в исполнение.

К институту экстрадиции также относится передача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.



Часто используемое словосочетание "выдача преступника" юридически некорректно, так как противоречит основополагающему принципу презумпции невиновности. Субъектом экстрадиции может быть не только осужденный, т.е. лицо, чья виновность в совершении преступления установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, но и лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления. При использовании термина "преступник" применительно к институту выдачи в нарушение принципа презумпции невиновности предрешается вопрос о виновности выдаваемого лица.

Проблема выдачи преступников как одна из форм оказания правовой помощи, по мнению ученых и практиков, является самой сложной, так как непосредственно затрагивает суверенитет государств.

Выдача преступников относится к тем институтам международного права, которые находятся на стыке международного и внутригосударственного права. В связи с этим выдача преступников - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями международных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Выдача - это самостоятельный институт международного уголовного права, включающий в себя материальные и процессуальные нормы, это комплексный юридический феномен. Именно в контексте процессуального и сугубо материального воспринимается институт экстрадиции в системе международного уголовного права. Качественной составляющей экстрадиции, характеризующей ее как самостоятельный правовой институт, является полисистемность выдачи. Она включает в себя нормы международного и национального права

Различают три вида выдачи:

· выдача лица для привлечения к уголовной ответственности;

· выдача лица для приведения приговора в исполнение;

· выдача на время.

Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности состоит в передаче лица, совершившего деяние, предусмотренное международным договором в качестве основания выдачи.

Выдача лица для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства.

Выдача на время осуществляется в тех случаях, когда лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено. В этом случае оно может быть выдано на срок расследования конкретного преступления. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.

Не нужно путать выдачу преступников (экстрадицию) с возвращением преступников, совершивших угон воздушного судна, государству его регистрации. Вместе с угонщиками возвращаются воздушное судно, документы, оружие, личные вещи и багаж, а также другие имеющиеся доказательства.

Кроме экстрадиции осуществляется и передача осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу. Передача осуществляется по инициативе государства, судом которого вынесен приговор, при согласии государства, гражданство которого имеет осужденный.

Упростило бы осуществление этого вида правовой помощи принятие Федерального закона "О выдаче (экстрадиции)", отвечающего требованиям международных конвенций. Необходимо отметить, что в дореволюционной России действовал специальный Закон о выдаче преступников по требованию иностранных государств от 15 декабря 1911 года.

В современном мире с учетом процессов глобализации, динамичного развития межгосударственных отношений в различных сферах, значительной миграции, транснациональной преступности вопросы выдачи преступников, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений, приобретают все большее значение.

2. Международно-правовое регулирование института выдачи .

Правовыми основаниями выдачи преступников являются многосторонние конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений, а также специальные региональные и двусторонние соглашения о правовой помощи или выдаче преступников и национальное законодательство.

Это: Документы ООН, Совета ЕВРОПЫ И СНГ.

1. Типовой договор о выдаче. Резолюция 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН 1990 г.

2. Европейская Конвенция о выдаче 1957 г.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)

Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера, основаниями выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности являются:

совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи;

просьба соответствующего государства о выдаче преступника.

При этом просьба о выдаче может быть не удовлетворена, если у запрашиваемого государства имеются основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или по политическим взглядам.

В конвенциях подобного рода закреплена норма о том, что стороны обязуются включать рассматриваемые правонарушения в качестве правонарушений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, который будет заключен между ними.

При отсутствии между государствами договора о выдаче, они могут рассматривать данные конвенции в качестве основания для выдачи в связи с любым правонарушением, зафиксированным в конвенции (См., например: Ст. 6 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.).

Немного иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Правовой основой в этом случае являются Европейская конвенция о выдаче 1957 года с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года (в рамках СНГ). При подписании Европейской конвенции 1957 года Россией был сделан ряд заявлений и оговорок, в том числе касающихся отказа выдачи в определенных ситуациях.

Основания для выдачи. Понятие «экстрадиционного преступления».

1. совершение лицом деяния, наказуемого по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств (правило двойной криминальности);

2. совершение лицом деяния, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года ) или более тяжкое наказание. (правило минимального срока наказания);

3. лицо, которое было выдано, подвергается уголовному преследованию, только за то преступление, в связи с которым оно было выдано (правило конкретности или правило специальности).

Кроме того, действующие международные акты предусматривают следующие основания для отказа в выдаче. Ониделятся на обязательные и факультативные:

К обязательным основаниям для отказа в выдаче относятся:

1) не подлежат выдаче лица за политические преступления;

2) выдача не осуществляется, если запрашиваемая Сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;

3) не подлежат выдаче лица за воинские преступления;

Факультативные основания для отказа в выдаче .

В выдаче может быть отказано:

1) если лицо является гражданином запрашиваемой страны;

2) если лицо совершило преступление полностью или частично на территории запрашиваемого государства;

3) если в отношении требуемого лица компетентные органы запрашиваемой Стороны ведут собственное судебное преследование в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача;

4) выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемой Стороны вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача;

5) если истекли сроки давности (в соответствии с законом запрашивающей или запрашиваемой Стороны);

6) в выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей Стороны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой и если запрашивающая Сторона не предоставит гарантий, того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.

Мировое сообщество однозначно высказалось за отмену смертной казни, но еще многие государства не исключили ее из своих уголовных законов. Такое обстоятельство, как применение в одном из государств смертной казни в виде наказания, усложняет ситуацию использования института выдачи при сотрудничестве. В подобной ситуации соблюдение международно-правовых норм, регламентирующих институт выдачи, приобретает в буквальном смысле жизненно важное значение.

По Европейской конвенции о выдаче 1957 года запрашиваемая сторона может отказать в выдаче, если запрашивающая сторона не представит гарантий, которые можно считать достаточными о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. На практике встречаются случаи, когда после выдачи выданному лицу предъявляются новые обвинения, предусматривающие в виде наказания смертную казнь. Поэтому некоторые государства стараются не выдавать преступника в государство, где сохранен этот вид наказания.

В международно-правовой практике бывают случаи, когда государства отступают от вышеизложенных правил. Так, в исключительных случаях возможна выдача своих граждан. Обычно это делается на основе принципа взаимности. В.П. Зимин считает, что в договорной практике стран СНГ могла бы быть закреплена такая форма сотрудничества, как выдача (на условиях взаимности) своих граждан, обвиняемых в совершении преступлений на территории запрашивающего государства, для суда над ними и последующей их репатриации для исполнения вынесенного приговора. Это содействовало бы более полному исполнению принципа неотвратимости наказания. Так поступают США и Нидерланды на основе двустороннего договора о выдаче 1983 года. При этом необходимо иметь в виду, что США, Великобритания и Канада в принципе допускают выдачу собственных граждан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ВЫДАЧЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА И ВТОРОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К НЕЙ» от 25 .10.1999 г .

Статья 1. Ратифицировать Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года (далее - Конвенция), со следующими оговорками:

1) "Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче:

а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания

в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья".

2) "Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом";

а также со следующими заявлениями:

3) "Российская Федерация по подпункту "а" пункта 1 статьи 6 Конвенции заявляет, что согласно статье 61 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству.";

Статья 4. Назначенным органом Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выдаче является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Решение компетентных органов Российской Федерации о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого принято решение о выдаче, в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как мы видим, проблема выдачи сложна и в силу того, что затрагиваются многие вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Именно поэтому необходимо скорейшее принятие Закона "О выдаче (экстрадиции)". Безусловно, задача эта трудная, ответственная. Однако опыт других государств мира и исторический опыт России подтверждают необходимость ее решения.

Европейский ордер на арест (далее – ЕОА) представляет собой новый процессуальный механизм передачи лиц по требованию государств, действующий между государствами-членами Европейского Союза. Суть этой процедуры состоит в упрощенном порядке выдачи, основанном на принципе взаимного признания судебных решений. В основе новой процедура лежит концепция «транснационального правосудия», которая основывается на идее о том, что в условиях роста транснациональной преступности, не знающей границ, правосудие также должно носить транснациональный характер, без излишних препятствий для привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, представляющих опасность для всего мирового сообщества.

Концепция транснационального правосудия предполагает:

1.частичное ограничение государственного суверенитета;

2. взаимное признание судебных решений;

3. гармонизацию законодательства на региональном уровне, в том числе упрощенный и ускоренный порядок выдачи лиц с целью привлечения их к ответственности.

Реализацией этой концепции является ЕОА.

ЕОА представляет собой выданное государством-участником судебное решение для ареста и передачи другим государством-участником запрашиваемого лица для осуществления целей уголовного преследования или исполнения наказания, а также мер безопасности, связанных с лишением свободы.

Правовой основой для данной процедуры является т.н. Рамочное решение Совета ЕС от 13 июня 2002 г. "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами", вступившее в силу в январе 2004 г. («Council Framework Decision on the European Arrest Warrant and the Surrender Procedures Between Member States»).

Согласно этому документу, единый ордер на арест и процедура передачи (англ. surrender) практически заменили собой в рамках территории ЕС конвенционную процедуру экстрадиции (англ. extradition). Следовательно, если судебный орган одного государства-члена потребует передачи другим государством-членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы, то его решение должно быть признано и исполнено практически автоматически в любой части ЕС. Главное при этом - соблюсти два условия:

1) ордер может быть выдан в отношении де­яний, за совершение которых закон выдавшего ордер государства-члена предусматривает наказание в виде лишения свободы или меры безопасно­сти сроком не менее двенадцати месяцев, либо в случае осуждения или применения меры безопасности сроком не менее четырех месяцев лише­ния свободы.

2.) если преступления входят в список деяний, содержащихся в ордере, и караются в праве выдающего ордер государства-члена наказанием или мерой безопасности, связанными с лишением свободы с верхним пределом не менее трех лет, то применительно к данным преступлениям передача лица на основании европейского ордера на арест должна выполняться без проведения проверки на предмет двойной криминальности.

Этот список включает 32 преступления, в том числе, участие в преступной организации; - терроризм; - торговля людьми; - сексуальная эксплуатация детей и детская порнография; - незаконная торговля наркотическими средствами и психотропными веществами; незаконная торговля оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами; коррупция; и др.

Рамочное решение в отличие от многих двусторонних экстрадиционных договоров предусматривает ограниченный перечень оснований, позволяющих исполняющему судебному органу государства-участника отказывать в передаче обвиняемого либо осужденного. Прежде всего, надо отметить, что указанные основания подразделяются на императивные и факультативные.

Согласно ст. 3 Рамочного решения судебный орган государства-участ­ника не исполняет ордер на арест в случае, если:

Преступление, являющееся основанием для ордера, подпадает под действие амнистии в исполняющем государстве-участнике, которое обладало уголовной юрисдикцией в соответствии с собственным законодательством;

Исполняющий судебный орган располагает информацией об осуж­дении требуемого лица государством-участником за те же деяния при условии, что назначенное наказание было исполнено либо исполняется в данное время или не может быть исполнено согласно законодательству осудившего лицо государства-участника;

Лицо, в отношении которого выдан ордер на арест, согласно зако­нодательству исполняющего государства не может быть привлечено к уго­ловной ответственности за преступление, являющееся основанием для ордера, в силу своего возраста.

Вышеперечисленные основания относятся к категории императивных, т. е. их наличие является достаточным для отказа от исполнения ЕОА.

    Ордер на арест европейский - Европейский ордер на арест это выданное государством членом судебное решение в целях задержания и передачи другим государством членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры… … Официальная терминология

    - (EAW) ордер на арест действующий на территории всех государств членов Европейского Союза (ЕС). Закондательство о Европейском ордере на арест предусматривает экстрадицию в течение 90 дней со дня ареста или в течение 10 дней, если задержанное лицо… … Википедия

    Арест - (arrest), акт задержания и содержание под стражей к. л. лица, произведенные на основе закона. В судопроиз ве общего и гражд. права полиции, расследующей к. л. преступление, предоставлено право на арест любого человека, заподозренного в совершении … Народы и культуры

    ордер - ОРДЕР, а, мн ордера, м Документ, письменное предписание, распоряжение на выдачу, получение, осуществление чего л. Ордер на арест. Получить ордер на квартиру … Толковый словарь русских существительных

    1. ОРДЕР, а; мн. ордера; м. [от франц. ordre приказ, порядок] Письменное предписание, распоряжение, документ на выдачу, получение чего л. Кассовый, расходный о. О. на арест. Получил о. на квартиру. ◁ Ордерный, ая, ое. О ая выдача товара. 2. ОРДЕР … Энциклопедический словарь

    Ордер - (от лат. ordo ряд, порядок; англ. order, warrant, voucher; фр. ordre; нем. Order) официальный письменный приказ, предписание; документ на выдачу, получение чего либо; правоустанавливающий документ. Напр., права пользования участками лесного фондаЭнциклопедия права

    ОРДЕР, а, мн. а, ов, муж. Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего н. О. на квартиру (т. е. на вселение в квартиру). О. на арест. Кассовый о. (спец.). | прил. ордерный, ая, ое (спец.). Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    ордер - (нем. Order, фр. ordre, от лат. ordo ряд, порядок) 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., О. на обыск и т.п.); 2) документ, удостоверяющий и подтверждающий … Большой юридический словарь

    ордер - I а; мн. ордера/; м. (от франц. ordere приказ, порядок) см. тж. ордерный Письменное предписание, распоряжение, документ на выдачу, получение чего л. Кассовый, расходный о/рдер. О/рдер на арест. Получил о/рдер на квартиру. II … Словарь многих выражений

    Ордер - 1) Письм. приказ, распоряжение, один из эл тов практики и делопроиз ва адм., финанс, судебного и пр. характера. Напр., О. на получение денег, квартирный О., О. на арест и т. п. 2) О. воен. регламентированное по направлению и дистанции взаимное… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Книги

  • Европейский ордер на арест. Право и практика , Сафаров Н.А.. Рассматриваются ключевые вопросы, связанные с введением в европейское правовое пространство нового инструмента сотрудничества по борьбе с преступностью европейского ордера на арест, с 1…

В рамках деятельности Совета Европы большое имеет закрепление механизма сотрудничества государств по борьбе с преступностью, в рамках которого принят комплекс конвенций, регулирующих оказание правовой помощи по уголовным делам, вопросы выдачи преступников; проведена кодификация отдельных транснациональных преступлений; создан целый ряд рабочих органов.

А.Р. Каюмова отмечает, что опыт такой организации, как Европейский союз, чрезвычайно важен для построения эффективной системы антикриминальных мероприятий, поскольку интеграционные процессы именно в рамках данного образования позволяют говорить о создании единого «европейского пространства свободы, безопасности и правосудия». «Созданные в ЕС механизмы представляют весьма продвинутый уровень взаимодействия государств и могут служить моделью для других европейских государств и субрегиональных объединений» .

Процедура экстрадиции в рамках европейского законодательства переживает этап реформы, которая началась давно и в настоящее время завершилась появлением нового института - европейского ордера на арест.

13 июня 2002 года было принято рамочное решение Совета Европейского Союза «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами». Это решение является результатом долгой работы, проводимой по итогам внеочередного саммита Европейского Союза в г. Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 года, который принял концепцию взаимного признания государствами-членами Европейского Союза судебных решений.

Существовавшая до сих пор экстрадиция традиционно представляла собой рискованную и тяжелую процедуру. Рискованную в том, что в нее вовлечены не только правовые инстанции соответствующих государств, но и органы исполнительной власти. Тяжелую потому, что сама процедура содержит большое количество условий, что сильно осложняет механизм экстрадиции.

Это обстоятельство приводило к тому, что на практике судебные власти использовали для передачи лиц способы, часто посягающие на права личности, например, непосредственную передачу лица или его задержание без применения процедуры экстрадиции. Кроме того, при этом возникает разница во времени между процедурой самой экстрадиции и временем на урегулирование всех юридических формальностей, что более всего наносит ущерб интересам выдаваемого лица.

Известно, что борьба с преступностью сегодня является одним из приоритетных направлений интеграционной политики государств - членов Европейского союза, однако те механизмы, которые существуют в рамках данной организации, складывались постепенно.

Принятие в Риме в 1957 г. Договора о ЕЭС и устранение между государствами-членами препятствий свободному перемещению лиц явилось причиной роста транснациональной преступности. В этих условиях возникла объективная необходимость расширения сотрудничества стран Сообщества на сферу внутренних дел и правосудия.

Начало такому сотрудничеству было положено в 1975 г. созданием межправительственной группы ТРЕВИ (TREVI - terrorism, radicalism, extremism, violence international - терроризм, радикализм, экстремизм, насилие) в составе министров внутренних дел государств-членов. Основной функцией группы первоначально стала борьба с международным терроризмом, однако впоследствии ее деятельность была расширена на такие направления, как пресечение нелегальной торговли наркотиками и незаконной иммиграции.

В 1985 г. в Шенгене между Германией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом было подписано Соглашение , главное назначение которого - облегчение прохождения лицами паспортного и таможенного контроля на границах между государствами (вплоть до полной отмены) путем взаимного признания визы одного государства Сообществ на территории другого.

В 1990 г. эти же государства подписали Конвенцию о применении Шенгенского соглашения, определяющую порядок реализации свободного передвижения лиц. Для того чтобы отмена контроля на внутренних границах государств не способствовала росту преступности, договоры предусматривали ряд положений о сотрудничестве в правоохранительной области, в частности вопросы осуществления преследования преступников на территории других участников соглашений, оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников, создание межгосударственной информационной системы, содержащей необходимую информацию о разыскиваемых преступниках.

В 1989 г. был создан Европейский Комитет по борьбе с наркотиками, основное назначение которого - координация деятельности государств-членов в противодействии данному преступлению.

Основой для становления обязательного сотрудничества государств в сфере правосудия и внутренних дел стал Маастрихтский договор 1992 г.

С момента принятия Договора о Европейском союзе вопросы совместной борьбы с преступностью государств-членов стали неотъемлемой частью деятельности организации, и эта форма сотрудничества получила название третьей «опоры» ЕС - сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.

Раздел VI Договора определил следующие направления сотрудничества:

предоставление убежища, порядок пересечения внешних границ государств-членов и пограничный контроль, таможенное сотрудничество, иммиграционная политика;

оказание правовой помощи по уголовным делам; полицейское сотрудничество.

Закрепив обязательства государств - членов ЕС по координации своих действий в указанных сферах, Маастрихтский договор вместе с тем ограничил до минимума возможность вмешательства институтов ЕС в данные направления сотрудничества. В этой связи на протяжении ряда лет после вступления в силу Договора институты ЕС упорно добивались передачи части полномочий государств Европейскому сообществу. В первую очередь эти полномочия должны были касаться иммиграционной политики (в том числе предоставление политического убежища) и пограничного контроля, что было обусловлено предстоящим расширением Евросоюза. Присоединение к организации новых государств могло негативно сказаться на состоянии преступности на европейском пространстве, повысив вероятность роста незаконной иммиграции, торговли наркотиками, актов терроризма и других преступлений.

Эта проблема явилась предметом обсуждения на Межправительственной конференции, проходившей в 1996 - 1997 гг. Одним из ее результатов стала реформа третьей «опоры» в рамках Амстердамского договора.

Амстердамский договор 1997 г. предпринял коренной пересмотр общей уголовной политики, которая стала именоваться как сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. К компетенции Сообщества были отнесены такие вопросы, как предоставление политического убежища, иммиграция, охрана внешних границ Союза.

Европейский союз получил также законодательные полномочия, которые стали реализовываться посредством издания юридически обязательных актов Советом (рамочных решений и решений). Для принятия таких актов Советом введено квалифицированное большинство голосов, а для вступления в силу конвенций достаточно согласия большинства государств. С целью определения правомерности принятия актов был введен судебный контроль, осуществляемый Европейским судом. Кроме того, к Договору были приложены Протокол об интеграции Шенгенских соглашений в право Сообществ и Протокол о порядке предоставления политического убежища в ЕС гражданам государств - членов Союза. Таким образом, приоритетной задачей Европейского союза стало установление «европейского пространства свободы, безопасности и правосудия» (ст. 29 Договора о Европейском союзе).

В соответствии с Конституционным договором ЕС, проведение общей уголовной политики остается в сфере совместной компетенции организации и государств-членов. Этой области сотрудничества посвящен раздел IV документа «Пространство свободы, безопасности и правосудия». Раздел состоит из пяти частей: «Основные положения», «Политика в области пограничного контроля, убежища и иммиграции», «Сотрудничество судебных органов по гражданским делам», «Сотрудничество судебных органов по уголовным делам», «Полицейское сотрудничество».

Конституция гласит, что целью Союза является формирование пространства свободы, безопасности и правосудия на основе различных правовых традиций и систем государств-членов. Он должен обеспечивать отсутствие внутренних границ и проводить общую политику в области предоставления убежища, иммиграции и пограничного контроля, основанную на солидарности государств. Кроме того, Союз будет обеспечивать высокий уровень безопасности посредством профилактики и борьбы с преступностью, расизмом и ксенофобией, координировать сотрудничество полицейских и судебных органов, способствовать сближению национальных уголовных законов и развитию правосудия на основе взаимного признания судебных решений по гражданским и уголовным делам (Art. III-158).

Акты в форме европейских законов и рамочных законов в сфере судебного и полицейского сотрудничества будут приниматься Советом по инициативе Комиссии или по предложению четверти членов ЕС (Art. III-165). В рамочных законах Совет может устанавливать признаки составов преступлений для гармонизации национальных уголовных законодательств. К таким преступлениям Конституция отнесла: терроризм, торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, коррупцию, легализацию преступных доходов, компьютерные преступления и организованную преступность. Данный перечень может быть расширен на основе решения Совета (Art. III-172).

Конституция подробно определяет правовой статус Европола и Евроюста, а также предусматривает возможность учреждения посредством решения Совета Офиса Европейского Прокурора (Art. III-175).

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Пучдемон покинул Каталонию после того, как на прошлой неделе его правительство было уволено

Верховный суд Испании выдал европейский ордер на арест уволенного со своего поста лидера Каталонии Карлеса Пучдемона и четырех его коллег, уехавших в Бельгию.

Помимо Пучдемона ордер выдан на следующих лиц:

  • Меритчель Серрет, бывший министр сельского хозяйства
  • Антони Комин, бывший министр здравоохранения
  • Луис Пуч, бывший министр культуры
  • Клара Понсати, бывший министр образования

Как сообщается, некоторые из них просили разрешения предстать перед судом по видеосвязи.

Эти пятеро бывших политиков в четверг не явились на заседание Верховного суда в Мадриде, в ходе которого группа других бывших членов регионального правительства была взята под стражу.

Еще одного бывшего члена правительства, Санти Вилу, позже отпустили на свободу под залог в 50 тыс. евро. Вила подал в отставку еще до провозглашения независимости Каталонии.

Арестованных министров обвиняют в мятеже, подрывной деятельности и растрате государственных средств. В случае признания их виновными в попытке мятежа им грозит до 30 лет лишения свободы.

Ни одна из стран не признала этого шага, а центральные власти Испании в спешном порядке ввели в Каталонии прямое правление, воспользовавшись положением конституции о применении чрезвычайных полномочий.

Европейский ордер на арест: что будет дальше?

После того как судья Верховного суда Испании выдает европейский ордер на арест (EAW), тот отправляется бельгийской прокуратуре, которой дается 24 часа на то, чтобы принять решение об обоснованности требования. Если они признают обоснованность ордера, им отводится 15 дней на арест Пучдемона и остальных четырех каталонских политиков. Если все указанные в ордере (или хотя бы один из них) подадут апелляцию, то процесс может затянуться еще 15 на дней.

После ареста подозреваемых Бельгия должна в течение 60 дней передать их Испании. Но если арестованные не будут выдвигать юридически обоснованные возражения, передача может произойти в течение нескольких дней.

Страна может отклонить европейский ордер на арест, если есть опасения, что экстрадиция нарушит права подозреваемого. Основаниями для отклонения запроса на арест и выдачу подозреваемых могут также стать дискриминация по религиозным, расовым или политическим мотивам. Еще одной причиной неисполнения ордера может стать опасение, что подозреваемый не получит справедливого судебного разбирательства в стране запроса.

Существует согласованный ЕС список из 32 преступлений, для которых не обязательно, чтобы они считались таковыми в обеих странах (запроса и местонахождения подозреваемого). Иными словами, любое из этих правонарушений может служить основанием для выдачи, если предусмотренное за него наказание составляет не менее трех лет тюремного заключения.

Однако ни "мятежа", ни "подстрекательства к мятежу" в этом списке нет.

В пятницу утром в интервью бельгийскому телевидению Карлес Пучдемон заявил, что готов принять участие во внеочередных региональных выборах в Каталонии, назначенных на декабрь.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Арестованных министров отправили в изолятор без права выхода под залог

Ранее на пресс-конференции в Брюсселе Пучдемон заявил, что не намерен просить политического убежища у бельгийских властей. Свой отъезд из Испании он объяснил соображениями "безопасности и свободы" и выразил готовность вернуться, если Мадрид гарантирует ему справедливое судебное разбирательство.

Карлес Пучдемон занимал пост президента Каталонии до провозглашения независимости региона и продолжает считать себя президентом новопровозглашенной "Республики Каталония".