Аналитическая часть аудиторского заключения содержит. Основания предоставления модифицированного типа документа

  • 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
  • 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
  • 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
  • 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
  • 13. Учет расчетов с учредителями
  • 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
  • 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  • 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
  • 18. Учет расчетов с бюджетом.
  • 19. Учет импортных операций
  • 20. Учет экспортных операций
  • 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
  • 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
  • 23. Учет амортизации основных средств.
  • 24. Учет аренды основных средств.
  • II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
  • 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
  • 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
  • 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
  • 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
  • 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
  • 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
  • 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
  • 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
  • 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
  • 16. Экономический анализ технического уровня производства.
  • 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
  • 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
  • 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
  • 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
  • 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
  • 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
  • 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
  • III. Аудит
  • 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
  • 2. Виды аудита.
  • 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
  • 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
  • 5. Принцип независимости аудиторов.
  • 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
  • 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
  • 8. Аудит финансовой отчетности.
  • 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
  • 13. Аттестация аудиторов в рф
  • 14. Планирование аудиторской проверки
  • 15. Сущность в аудите
  • 16. Аудиторские риски.
  • 17. Аудиторские доказательства.
  • 18. Документирование в аудите.
  • 19. Структура аудиторского заключения
  • 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
  • Основные виды нарушении:
  • 21. Аудит материально-производственных запасов
  • 22. Аудит расчетов по оплате труда.
  • 23. Аудит затрат на производство.
  • 24. Аудит товарных операций.
  • 19. Структура аудиторского заключения

    Аудиторское заклю­чение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финан­совой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индиви­дуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди­руемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законо­дательству Российской Федерации.

    Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достовер­ности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

    Мнение о достоверности отчетности должно выражать собой оценку соответ­ствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухучет и отчетность в Российской Федерации.

    Если аудитор обнаружил, что из-за имущественного и финансового положения экономического субъекта возникают серьезные сомнения в его возможности про­должать свою деятельность и исполнять обязательства в течение как минимум 12 месяцев, эти сомнения должны быть отражены в аудиторском заключении.

    Аудиторское заключение имеет следующую структуру:

    1. Реквизитная часть

    2. Вводная часть

    3. Аналитическая часть

    4. Итоговая часть

    Ныне действующая форма аудиторского заключения представляет собой неделимый документ , что является принципиальным отличием ее от ранее действовавшей формы, предусматривавшей наличие в качестве отдельных документов вводной части, аналитической части, заключительной части.

    Реквизитная часть аудиторского заключения содержит следующие элементы:

    1. Наименование адресата.

    2. Следующие сведения об аудиторе:

    Организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;

    Место нахождения;

    Номер и дата свидетельства о государственной ре­гистрации;

    Номер, дата предоставления лицензии на осуще­ствление аудиторской деятельности и наименова­ние органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

    Членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

    3. Следующие сведения об аудируемом лице:

    Организационно-правовая форма и наименование;

    Место нахождения;

    Номер и дата свидетельства о государственной ре­гистрации.

    Требования к реквизитной части аудиторского заключения:

    Аудиторское заключение должно иметь наименова­ние «Аудиторское заключение по финансовой (бух­галтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составлен­ных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров;

    Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Россий­ской Федерации и/или договором о проведении аудита; как правило, аудиторское заключение ад­ресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т. п.

    Во вводной части аудиторского заключения содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и ее состава.

    Здесь же отмечается распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма - за высказанное мнение о ее достоверности.

    Пример изложения информации во вводной части аудиторского заключения:

    Бухгалтерского баланса;

    Отчета о прибылях и убытках;

    Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

    Пояснительной записки.

    Аналитическая часть (часть, описывающая объем аудита). В аналитической части аудиторского заключе­ния описывается объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессио­нальных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.

    Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

    Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская), отчетность не содержит существенных искажений.

    В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

    Изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскры­тие в финансовой (бухгалтерской) отчетности ин­формации о финансово-хозяйственной деятельно­сти аудируемого лица;

    Оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготов­ке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    Рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти;

    Оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Аудиторское заключение должно содержать заявле­ние аудитора относительно того, что аудит предоставля­ет достаточные основания для выражения мнения о до­стоверности во всех существенных отношениях финан­совой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Россий­ской Федерации.

    Пример изложения информации в части, описывающей объем аудита:

    «Мы провели аудит в соответствии с:

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельно­сти»;

    Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

    Внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессио­нальное объединение);

    Правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

    Нормативными актами органа, осуществляющего ре­гулирование деятельности аудируемого лица.

    В итоговой части (части, содержащей аудиторское мнение ) аудиторского заключения выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта. Возможно включение мнения по поводу соответствия этой отчетности другим требова­ниям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, если они подлежат обязатель­ной аудиторской проверке в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

    В аудиторском заключении указывается дата, когда был завершен аудит. Аудиторское заключение подписы­вается руководителем аудиторской фирмы или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия квалификационного аттестата, и заверяется печатью аудиторской организации. Если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, заклю­чение должно быть подписано только этим аудитором.

    К аудиторскому заключению прилагается финансо­вая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение, которая датирована, подписана и скреплена печатью проверяемого экономического субъекта. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет, прошнуровываются, опечатываются пе­чатью аудитора.

    Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и экономическим субъектом, однако и аудитор, и экономический субъект должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой отчетности.

    В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки и аудиторского заключения, если предприятие в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Действующим законодательством выделяет 10 групп субъектов предпринимательской деятельности, бухгалтерская отчетность которых должна содержать аудиторское заключение:

    1. Открытые акционерные общества (п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

    2. Банки и иные кредитные организации (ст. 42 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в редакции от 3 февраля 1996 г.) "О банках и банковской деятельности").

    4. Инвестиционные фонды и холдинговые компании (п. 3 ст. 8 Закона РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации").

    5. Финансово-промышленные группы (ст. 16 федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах").

    6. Товарные и фондовые биржи.

    7. Внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления юридических и физических лиц.

    8. Благотворительные фонды.

    9. Предприятия с иностранными инвестициями.

    10. Иные организации, если объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; либо сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

    Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмы о соответствии во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

    Аудиторское заключение - это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки, проведенной по поручению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

    Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации аудиту. Это заключение также носит юридический статус.

    На основании Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.

    Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются юридический адрес и телефоны, сведения о лицензии на право аудиторской деятельности (номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действия лицензии); фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номере квалификационного аттестата аудитора.

    Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

    Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть: наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

    Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Отчет аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Отчет аудитора".

    Аналитическая часть должна быть адресована администрации экономического субъекта.

    Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта должно включать: ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита: общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

    Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта должно включать: общую опенку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

    Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательств при совершении финансово-хозяйственных операции должно включать: цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимым законодательству и нормативным актам при проведении аудита; общую оценку соответствия во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствии в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях применимому законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.

    Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.

    Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    Итоговая часть должна включать: название данной части:

    кому адресована итоговая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, влияние обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.

    Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Заключение аудиторской фирмы", а итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Заключение аудитора".

    В итоговой части должен быть указан нормативный акт, который регулирует бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации и которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность.

    В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности. При этом подразумевается, что: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит; аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

    Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.

    Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

    Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая и итоговая части могут подписываться и скрепляться полностью в отчетности. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы также не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим липам для использования в предпринимательской деятельности.

    В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г. по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

    Безусловно положительное аудиторское заключение безоговорочно подтверждает достоверность проверенной бухгалтерской отчетности. Его составляют, если: бухгалтерией предприятия внесены все изменения, рекомендованные аудиторами в ходе проверки, в отчетность за проверяемый период; отсутствуют иные объективные обстоятельства, препятствующие безусловному подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности.

    Таким образом, безусловно положительное аудиторское заключение (его иногда называют аудиторским заключением без оговорок и без объяснительного абзаца) имеет вполне определенную и недвусмысленную сущность, зафиксированную в "Порядке составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (п. 2.5.): "В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской федерации". За содержание такого документа аудитор должен нести ответственность.

    В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

    В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации

    Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить такое мнение в одной из установленных настоящим Порядком форме.

    Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.

    В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен как "бухгалтерская отчетность" с полным наименованием экономического субъекта и указанием проверяемого периода. Под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная действующим законодательством Российской Федерации.

    При составлении своего заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.

    Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют.

    В аудиторском заключении должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

    Акционер, обладающий 30% акций в ЗАО, обратился в ЗАО с требованием о предоставлении "аудиторского заключения аналитическая часть". Ранее акционеру были предоставлены первичные бухгалтерские документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и аудиторское заключение. Что такое "аналитическая часть аудиторского заключения"? Обязаны ли мы предоставлять акционеру это?

    Действующие нормативные акты не предполагают наличия аналитической части в аудиторском заключении, но, возможно, акционер имеет в виду письменную информацию аудитора по результатам проведения аудита. При этом предоставлять акционеру это Вы не обязаны, поскольку такая часть не относится к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    1. ПРИКАЗ, ФСАД МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.05.2010 №№ 1/2010, 2/2010, 3/2010, 46Н

    «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»

    «Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010)

    Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

    1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    2. По результатам проведенного аудита аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (далее - бухгалтерская отчетность), сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.

    3. Аудиторское заключение должно содержать:*

    А) наименование "Аудиторское заключение";

    Б) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

    В) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

    Г) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилию, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организацииаудиторов, членом которой является, номер в реестре аудиторов и аудиторскихорганизаций саморегулируемой организации аудиторов;

    Д) перечень (состав) бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, при этом, если аудитору становится известно, что проаудированная бухгалтерская отчетность будет включена в документ, который содержит прочую информацию, например, в годовой отчет, аудитор может, если форма представления это позволяет, указать те страницы, на которых будет представлена проаудированная бухгалтерская отчетность;

    Е) распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором;

    Ж) сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);

    З) мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности;

    И) подпись аудитора;

    К) дату аудиторского заключения.

    Аудиторское заключение, помимо указанного в настоящем пункте, должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором*.

    4. Описание распределения ответственности в отношении бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором, а также объема аудита приводится в частях аудиторского заключения, озаглавленных "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность" и "Ответственность аудитора"*.

    5. В части аудиторского заключения "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность" должно быть приведено:*

    А) указание на уполномоченных аудируемым лицом лиц, отвечающих за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. При этом должны использоваться термины в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    Б) описание ответственности указанных лиц за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. Такое описание должно включать заявление о том, что указанные лица несут ответственность за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок.

    6. В части аудиторского заключения "Ответственность аудитора" приводится описание объема аудита и указывается, что:*

    А) ответственность аудитора заключается в выражении мнения на основе проведенного аудита;

    Б) аудит был проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, а также, что эти стандарты требуют соблюдения применимых требований профессиональной этики аудиторов (этических норм), а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях. При этом аудитор не должен указывать в аудиторском заключении на то, что аудит был проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, если аудитором не были выполнены все требования этих стандартов, уместные для применения в условиях конкретного аудиторского задания;

    В) аудитор полагает, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные и надлежащие основания для выражения мнения.

    7. Если договором на проведение аудита бухгалтерской отчетности предусмотрено проведение аудита как в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, так и международными стандартами аудита, то в дополнение к указанию, что аудит проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, аудиторское заключение может содержать указание на международные стандарты аудита. Такое указание может быть включено в аудиторское заключение только в случае, если не существует различий между требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности и требованиями международных стандартов аудита, которые могли бы привести аудитора к необходимости выражения разных мнений или невключения части, привлекающей внимание, в тех случаях, когда это требуется международными стандартами аудита*.

    8. Объем аудита описывается посредством включения в аудиторское заключение следующих положений:*

    А) аудит включает проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытую в ней информацию;

    Б) выбор аудиторских процедур является предметом суждения аудитора, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска аудитор рассматривает систему внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающую составление и достоверность бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица. Если в соответствии с условиями аудиторского задания аудитор принимает обязательство выразить мнение об эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица в связи с аудитом бухгалтерской отчетности, то утверждение, что рассмотрение аудитором системы внутреннего контроля аудируемого лица осуществляется не для целей выражения мнения в отношении эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица, не включается в аудиторское заключение;

    В) аудит включает оценку надлежащего характера применяемой аудируемым лицом учетной политики и обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности в целом.

    9. Аудиторское заключение должно включать часть, озаглавленную "Мнение", в которой приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности (далее - мнение)*».

    2. РЕШЕНИЕ КОМИССИИ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ОТ 09.02.1996 № 1 «Правила (стандарты) аудиторской деятельности»

    «Информация аудитора письменная по результатам
    проведения аудита

    Документ, адресованный руководителям и (или) собственникам экономического субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях подготовки бухгалтерской отчетности, а также другие данные, полученные в ходе проведения проверки и предусмотренные договором на проведение аудита*».

    3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

    «Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам

    1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества*».

    Вводная часть. Аналитическая часть (отчет).
    Итоговая часть. Порядок оформления и представления

    Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.
    Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются юридический адрес и телефоны, сведения о лицензии на право аудиторской деятельности (номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действия лицензии); фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номер квалификационного аттестата аудитора.
    Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово - хозяйственных операций.
    Для облегчения работы аудиторов и аудиторов - ассистентов целесообразно разработать для этой цели внутрифирменный стандарт, в котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму отчета аудиторской фирмы.
    Аналитическая часть должна включать: название данной части; наименование адресата аналитической части; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово

    • хозяйственных операций.
    Аналитическая часть аудиторского заключения должна быть озаглавлена "Отчет аудиторской фирмы". Аналитическая часть должна быть адресована администрации экономического субъекта.
    Результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта включают: ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.
    Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта отражают: общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
    Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово - хозяйственных операций обобщают: цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово - хозяйственных операций применимым законодательству и нормативным актам при проведении аудита; общую оценку соответствия во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово - хозяйственных операций применимому законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных экономическим субъектом финансово - хозяйственных
    операциях применимому законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово - хозяйственных операций.
    Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово - хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения работы аудиторов и аудиторов - ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутрифирменный стандарт, в котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму отчета аудиторской фирмы.
    Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Она должна включать: название данной части; наименование адресата итоговой части; наименование экономического субъекта; объект аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, влияния обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.
    Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Заключение аудиторской фирмы".
    В итоговой части должен быть указан нормативный акт, который регулирует бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации и которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность.
    В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности. При этом подразумевается, что экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит; аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
    Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
    Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. Кроме того, аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.
    Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая и итоговая части могут подписываться и скрепляться печатью отдельно. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы также не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности.

    Заключение аудиторской проверки является официальным актом, предназначенным для пользователей бухгалтерских (финансовых) документов, в котором присутствует мнение ревизора о достоверности проинспектированных сведений и соответствии их порядку ведения учета в РФ. Его формулирование и отражение осуществляется согласно действующим правилам. Достоверностью называют уровень точности информации, позволяющая заинтересованным лицам сделать правильные выводы об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его хозяйственной деятельности и принимать на основе этих показателей обоснованные решения. За содержание аудиторского заключения несет ответственность лицо, осуществлявшее ревизию. При этом необходимо учитывать, что за подготовку и предоставление бухгалтерских (финансовых) документов отвечает руководство инспектируемого лица. Из данного обстоятельства следует, что аудит не освобождает организацию от обязанностей в сфере отчетности.

    Классификация

    Аудит бывает нескольких видов:

    1. Инициативный.
    2. Обязательный.
    3. По специальным заданиям.

    Как показывает опыт, целесообразно использовать для всех итоговых документов единый образец (пример). Аудиторское заключение должно оформляться на русском языке, стоимостные величины указываются в национальной валюте. Документ предоставляется руководителю инспектируемого лица в таком количестве экземпляров, какое предусматривается договором.

    Федеральное правило

    Ревизор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности документации во всех значимых аспектах. Составление аудиторского заключения осуществляется в соответствии регламентируется в первую очередь федеральными стандартами. В частности, основополагающим является правило №6, утвержденное правительственным постановлением №696 от 23 сент. 2002 г. Данный стандарт, как и прочие аналогичные акты, разработан с учетом международных положений, регламентирующих аудиторскую деятельность. Правило устанавливает единые требования к итоговому документу ревизии.

    Приложение

    Аудиторское заключение в обязательном порядке сопровождается финансовой отчетностью, в отношении которой формулируется и выражается мнение. Она должна быть завизирована и скреплена печатью инспектируемого субъекта. В ней также должна указываться дата формирования. Подготовка документации производится в соответствии с предписаниями законодательства в сфере финансовой документации. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет. Листы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью ревизора. На соответствующей странице указывается количество листов в пакете. Как выше было сказано, выдача аудиторского заключения осуществляется в таком количестве экземпляров, которое было согласовано ревизором и инспектируемым лицом. Однако при этом обе стороны должны получить не менее чем по одному пакету документации.

    Состав аудиторского заключения

    Нормами предусматривается перечень основных обязательных элементов, которые должны присутствовать в итоговом документе. К этим компонентам относят:

    1. Наименование. Пример: "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) документации".
    2. Адресат. Согласно договору или нормам законодательства, документ, как правило, направляется владельцу инспектируемого субъекта, совету директоров и так далее.
    3. Информация о ревизоре.
    4. Данные об инспектируемом лице.
    5. Части аудиторского заключения. Их, как правило, три. Это вводный раздел, блоки, описывающие объем ревизии и мнение уполномоченного специалиста.
    6. Дата аудиторского заключения. Здесь проставляется календарное число завершения ревизии. Специалист несет ответственность исключительно за выражение своего мнения о достоверности показателей финансовой документации на момент выполнения аудита. По прочим операциям, которые могут осуществляться после окончания ревизии, он не отвечает.
    7. Подписи.

    Информация о сторонах

    Сведения об аудиторе должны включать в себя:

    1. Указание на организационно-правовой тип предприятия.
    2. от которой действует ревизор.
    3. Место расположения.
    4. Дату, номер св-ва о госрегистрации.
    5. Информацию о лицензии. Здесь указывается дата, номер, наименование инстанции, выдавшей разрешение на ведение деятельности, период его действия.
    6. Членство в аккредитованном профобъединении аудиторов.

    Данные об инспектируемом лице включают в себя:


    Вводный раздел

    В этой части присутствуют сведения о периоде предоставления сведений в финансовой документации, ее структуре. В частности, должны быть: "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчетность об убытках и прибыли" (ф. № 2), приложения к ф. №№ 1 и 2, пояснительная записка. Кроме этого, в вводный блок включаются сведения о разграничении ответственности между ревизором и инспектируемым субъектом. Обязанности, связанные с подготовкой финансовой документации, возлагаются на руководителя проверяемого лица. Аудитор несет ответственность за выражение компетентного мнения об уровне достоверности отчета во всех значительных аспектах.

    Объем ревизии

    В этом разделе присутствует следующая информация о том, что:

    1. Аудит был выполнен в соответствии с федеральным законодательством, правилами (стандартами) деятельности, внутренними нормами, действующими в профобъединении, членом которого выступает ревизор, а также иными актами.

    2. Инспекция была спланирована и проведена для обеспечения разумной степени уверенности в том, что финансовые показатели представлены без существенных искажений.

    3. Проверка выполнялась на выборочной основе и включала в себя:

    1) Исследование доказательств на базе тестирования, удостоверяющих значение и раскрытие сведений о финансовой и хозяйственной деятельности инспектируемого субъекта.

    2) Оценку методов и принципов бухучета, порядка подготовки отчетности.

    3) Определение основных оценочных величин, присутствующих в финансовой документации.

    4) Анализ общего представления об отчетности.

    4. Ревизия обеспечивает достаточные основания для формулирования и выражения мнения о степени достоверности документации во всех значимых аспектах и соответствии правил ведения бухучета действующему законодательству.

    Дополнительные разделы

    В блоке, описывающем мнение ревизора, должны быть раскрыты в установленной форме выводы аудитора об уровне достоверности проинспектированных сведений. В документе должны присутствовать росписи ответственных лиц. Подписание аудиторского заключения осуществляют руководитель организации, от которой действует ревизор, или иное уполномоченное лицо либо главный ревизор. В последнем случае дополнительно указывается номер, тип квалификационного аттестата, а также период его действия.

    Формы аудиторского заключения

    Они определены Федеральным стандартом №6. В правиле предусмотрены следующие виды документа: безоговорочно положительное аудиторское заключение и модифицированный тип. Первое подготавливается в том случае, если ревизор пришел к мнению, что предоставленная для инспекции документация достоверно отражает финансовое состояние предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, соответствует принципам и методам ведения бухучета, требованиям законодательства. При наличии ряда обстоятельств возникает необходимость подготовки модифицированной формы аудиторского заключения.

    Условия

    Ревизор может отказаться от подготовки положительного заключения при наличии хотя бы одного из предусмотренных обстоятельств и если, по мнению специалиста, оно оказывает влияние либо может оказать значительное воздействие на достоверность предоставленных сведений. К таким факторам относят:

    1. Ограничение объема работы ревизора.
    2. Разногласия с руководителем инспектируемого субъекта по вопросам:
    • допустимости учетной политики, выбранной организацией;
    • метода ее использования;
    • адекватности раскрытия сведений в бухгалтерской документации.

    Основания предоставления модифицированного типа документа

    Аудиторская компания или частнопрактикующий специалист могут подготовить такой акт, если появились факторы:

    1. Не оказывающие влияние на мнение ревизоров, но описываемые в документе. Их целью является привлечение внимания заинтересованных субъектов к какой-либо конкретной ситуации, сложившейся у инспектируемой организации и отраженной в финансовых данных.
    2. Влияющие на мнение ревизоров, следствием которых могут стать выводы с оговоркой, отказ от их формулирования или отрицательное аудиторское заключение.

    Вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для подготовки модифицированного акта, в отдельном разделе ревизор раскрывает причины его оформления.

    Специфика

    При оформлении модифицированного документа, указываются конкретные факторы-основания. Пример: "Аудиторское заключение с обстоятельствами, оказывающими влияние на мнение ревизора" - акт содержит мнение с оговоркой в связи с наличием ограничения объема работы специалиста". В качестве причины подготовки такого документа может выступать и разногласие с руководством инспектируемого предприятия по вопросам учетной политики. Следует отметить, что в зависимости от степени ограничения работы специалиста, он вправе не только выразить мнение с оговоркой, но и отказаться от формулирования выводов. Отрицательное заключение может подготавливаться в случае разногласий с руководством инспектируемого предприятия по вопросам адекватности раскрытия сведений в финансовой документации.

    Виды модифицированных актов

    С учетом приведенной выше информации, определяются следующие категории заключений:

    1. Не оказывающие влияния на достоверность финансовой документации.
    2. С оговоркой.
    3. С отказом от формулирования выводов.
    4. Отрицательные.

    Мнение с оговоркой выражается при наличии ряда обстоятельств. В частности, оно допустимо тогда, когда ревизор пришел к выводу, что сформулировать безоговорочно положительный вывод не представляется возможным. Однако влияние разногласий, возникших с руководителем инспектируемого лица либо ограничение объема работы специалиста нельзя назвать настолько существенным и глубоким, чтобы использовать право на отказ. В таком случае в заключении должна содержаться фраза: "За исключением обстоятельств…". Ревизор может отказаться выразить мнение. Это допустимо в случае, когда ограничение объема его работы настолько глубоко и значительно, что специалист не имеет возможности получить достаточные, по его мнению, доказательства. Следовательно, он не в состоянии выразить адекватного мнения по поводу достоверности представленных финансовых документов.

    Существенные разногласия с руководством

    Противоречия во мнениях директора инспектируемого предприятия и ревизора могут иметь определяющее значение для финансовой документации. В такой ситуации аудитор формулирует вывод о том, что вынесение оговорки не может быть адекватным для раскрытия вводящего в заблуждение либо неполного характера отчетности. Для таких случаев на практике выработана соответствующая формулировка. Для лучшего понимания, приведем пример. Аудиторское заключение оформляется следующим образом:

    "По нашему мнению, в связи с влиянием указанных факторов и обстоятельств, документация предприятия "А" отражает недостоверно финансовое состояние на 31 декабря 20_г. и результаты деятельности включительно с 1 января по 31 дек. 20_г. включительно."

    Особый случай

    На практике иногда встречается Оно представляет собой акт, оформленный без проведения ревизии либо с ее выполнением, но явно не соответствующий информации, присутствующей в инспектируемой документации. Признание заключения заведомо ложным производится только в судебном порядке.

    Особенности событий

    Календарное число, которое проставляется в заключении, должно соответствовать дате завершения ревизии и следовать после дня утверждения финансовой документации инспектируемого субъекта. Особое внимание при этом следует уделить порядку отражения событий. В ПБУ 7/98 присутствует несколько требований, относящихся к данному вопросу. В соответствии с этими предписаниями формируются сроки аудиторского заключения. Существует две категории событий. Первые возникают в период между отчетной датой и календарным числом утверждения заключения. Кроме этого, существуют факты, которые были выявлены после ревизии. Все эти события относятся к категории произошедших после отчетной даты. Их определение и правила по отражению зафиксированы в ПБУ 7/98, а также Федеральном стандарте №10. В соответствии с последним, аудитор должен учитывать влияние на состояние финансовой документации и заключения событий, которые произошли после отчетного дня. При этом во внимание принимаются как благоприятные, так и негативные факторы. В финансовой документации отражаются события:

    1. Удостоверяющие существование на отчетный день хозяйственных условий, в которых инспектируемый субъект вел свою деятельность.
    2. Указывающих на возникновение после контрольного календарного числа обстоятельств, в которых предприятие осуществляло работу.

    После даты формирования бухгалтерской отчетности могут произойти события:

    1. Возникшие до дня утверждения акта ревизии.
    2. Появившиеся после подписания заключения и до календарного числа его предоставления заинтересованным лицам.
    3. Выявленные после передачи итогового акта пользователям.

    Необходимые процедуры

    Относительно событий, которые возникли до даты утверждения заключения, специалист должен провести ряд мероприятий. Они направлены на получение надлежащих и достаточных доказательств о том, что все эти факты, существование которых может потребовать корректировки финансовой документации либо раскрытия сведений в ней, установлены. Процедуры, ориентированные на определение указанных событий, реализуются как можно ближе к дню подписания заключения. Если специалист выявит факты, которые могут существенно повлиять на показатели финансовой документации, необходимо установить, были ли они отражены надлежащим образом в бухучете и адекватно ли раскрыта информация о них.

    Федеральное правило № 10

    В этом стандарте присутствуют требования по действиям специалиста относительно событий, которые возникли после дня подписания заключения, но до календарного числа предоставления его заинтересованным лицам. После визирования итогового акта в обязанности ревизора не входит проведение процедур либо отправка запросов, касающихся финансовой документации. Ответственность за извещение аудитора о событиях, которые могут оказать влияние на показатели отчетности, со дня утверждения заключения возлагается на руководство инспектируемого субъекта.

    Действия специалиста

    В случае если аудитору стало известно о событии, которое может существенно повлиять на состояние финансовой документации, после дня подписания заключения, он должен:

    1. Установить необходимость внесения изменений в бухгалтерские бумаги.
    2. Обсудить решение этого вопроса с руководителем инспектируемого субъекта.
    3. Выполнить требуемые мероприятия с учетом специфики обстоятельств, при которых специалисту стало известно об указанных событиях.

    Факты, выявленные после предоставления документа пользователям

    Если были обнаружены события, существовавшие на день подписания заключения после передачи его заинтересованным лицам, но до его утверждения ими, в связи с которыми необходимо было модифицировать акт, специалист решает вопрос о целесообразности пересмотра финансовой документации и обсуждает это с руководителем инспектируемого субъекта. При корректировке бухгалтерских бумаг ревизор выполняет надлежащие процедуры. В его обязанности также входит подготовка нового итогового акта с разделом, привлекающим внимание, с описанием основания для повторного исследования документации и оформленного ранее заключения.

    Спорный момент

    Если специалист счел целесообразным пересмотреть финансовую документацию, но руководство инспектируемого субъекта не предпринимает надлежащих мер, ему следует известить лиц, в подчинении которых находится директор предприятия о том, что пользователи будут проинформированы о невозможности полагаться на итоговый акт. При приближении дня предоставления отчетности за предстоящий период и раскрытия надлежащим образом сведений о фактах хозяйственной жизни необходимость в повторном исследовании бумаг и подготовке заключения может не появиться. Руководитель инспектируемого субъекта отвечает за информацию, присутствующую в бухгалтерской документации, и внесение в нее соответствующих изменений при выявлении событий, оказывающих существенное влияние на ее достоверность. Аудиторская компания либо частнопрактикующий специалист отвечает за адекватность мнения по оценке указанных фактов.