Экономика борисов. Экономическая теория - Учебник - Борисов Е.Ф

Название: Экономическая теория - Учебник.

Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине "Экономика".
Книга обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах экономической теории. Рассмотрены экономические проблемы XXI века: новая экономика, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства.
Особое внимание уделено вопросам практической организации экономических связей, механизмам получения прибыли в современных условиях, способам организации маркетинга, менеджмента и методам управления фирмой. Значительное место в учебнике отведено темам, посвященным отечественной экономике.
Для студентов высших учебных заведений.

В основу настоящего лекционного курса положено изложение современной экономической теории, которая раскрывает нынешнее состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина XX столетия ознаменована большими переменами во всей структуре экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к. информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердились смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре экономики.

Оглавление
Предисловие 7
Раздел I ПРОПЕДЕВТИКА
Глава 1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 11

1.1. Потребности общества и экономическая деятельность 11
1.2. Производство и его современная структура 19
Литература 29
Глава 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 30
2.1. Из истории экономических учений 30
2.2. Что изучает экономическая теория 36
2.3. Методы экономических исследований 42
Литература 46
Раздел II СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 3. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ 49

3.1. Собственность в экономическом и юридическом смысле 49
3.2. Классификация собственности 55
Глава 4. ЭВОЛЮЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ 61
Глава 5. РОССИЯ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ 68

5.1. Полное огосударствление собственности при социализме 68
5.2. Преобразование государственной собственности 69
Литература 71
Глава 6. КООПЕРАЦИЯ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ 73
6.1. Кооперация труда: ее экономическая роль и эффективность 73
6.2. Разделение труда и его значение 75
6.3. Управление: сущность и место в экономической системе 76
Литература 78
Глава 7. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА 79
7.1. Натуральное и товарное производство 79
7.2. Социально-экономические формы продуктов 83
7.3. Теории стоимости (ценности) 88
Литература 93
Глава 8. ДЕНЬГИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА 94
8.1. Деньги: сущность и функции 94
8.2. Современные денежные средства 97
8.3. Инфляция 101
Литература 104
Глава 9. РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 106
9.1. Рынок: функции и структура 106
9.2. Формы и типы рыночных связей 110
9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение - цена - спрос 114
Литература 123
Глава 10. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 124
10.1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль 124
10.2. Монополия: место и роль на рынке 129
10.3. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже ХХ-XXI столетий 135
10.4. Россия: путь к развитому рынку 139
Литература 142
Раздел III МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 11. КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ 145

11.1. Фирма: организация и управление 145
11.2. Производство новой стоимости: его условия и результаты 151
11.3. Теории новой стоимости 159
Литература 163
Глава 12. ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ 164
12.1. Простое воспроизводство 164
12.2. Накопление капитала: сущность и виды 169
12.3. Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности накопления 174
Литература 184
Глава 13. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 185
13.1. Рынок труда: его современная структура и цена товара 185
13.2. Роль форм заработной платы в стимулировании труда 194
13.3. Заработная плата в номинальном и реальном измерениях 198
Литература 202
Глава 14. ПРИБЫЛЬ 203
14.1. Образование и распределение прибыли 203
14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль 209
14.3. Выгодность торгового бизнеса 214
Литература 224
Глава 15. ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ 225
15.1. Кредит и его современные формы 225
15.2. Прибыльность банковского бизнеса 233
15.3. Акционерное общество и рынок ценных бумаг 237
15.4. Рента и цена земли 248
Литература 255
Раздел IV МЕЗОЭКОНОМИКА
Глава 16. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЗОЭКОНОМИКИ 259
Глава 17. ФОРМЫ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 263

17.1. Мезосистемы 263
17.2. Мезоэкономическая интеграция 266
Литература 268
Раздел V МАКРОЭКОНОМИКА
Глава 18. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ 271
18.1. Специфика национального хозяйства 271
18.2. Новые показатели макроэкономики и национальные счета 275
Литература 280
Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 281
19.1. Воспроизводство народонаселения: современные тенденции 281
19.2. Современная теория макроэкономического роста 285
19.3. Типы экономического роста 287
19.4. Противоречия макроэкономического роста 293
Литература 300
Глава 20. МАКРОЭКОНОМИКА: НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И РАВНОВЕСИЕ 301
20.1. Экономический цикл: от падения к подъему производства 301
20.2. Безработица и занятость 310
20.3. Инфляция и устойчивость денежного обращения 315
Литература 323
Глава 21. РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 325
21.1. Рыночный механизм регулирования 325
21.2. Модель государственного регулирования рыночной экономики 329
21.3. Роль рынка и государства в распределении национального дохода 333
21.4. Смешанная система управления национальным хозяйством 339
21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 346
Литература 352
Глава 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 353
22.1. Финансовое регулирование 353
22.2. Государственный бюджет 359
Литература 368
Раздел VI МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Глава 23. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 371

23.1. На пути к мировой экономике 371
23.2. Интернациональные экономические отношения 375
23.3. Современные международные торговые и валютные отношения 383
23.4. Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия 391
Литература 399


Е.Ф. БОРИСОВ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Учебное пособие

Курс лекций

Для студентов высших учебных заведений

2-е издание, переработанное и дополненное

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по экономическим специальностям.

Москва, 1999

Борисов Е. Ф.

Б 82 Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

ISBN 5-85294-086-0

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.

Учебное пособие обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах эконо­мической теории, кроме того автор предлагает сравнительный анализ трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории приба­вочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.

При подготовке второго издания существенно переработаны все темы и разделы лекций, привлечен свежий фактический и статистический материал. Значительное место в курсе отведено темам, посвященным отечественной экономике.

Рассмотрены новые проблемы: предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства. Особое внимание уделено вопросам практической орга­низации экономических связей в современных условиях, подробно рассмот­рены принципы коммерческого расчета, механизмы получения прибыли, способы организации маркетинга, менеджмента и методы управления фирмой.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию.

^ ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

В основу настоящего лекционного курса положено изложение современной экономической теории, которая раскрывает ны­нешнее состояние и тенденции развития всех типов хозяйст­венных систем. Вторая половина XX столетия ознаменована боль­шими переменами во всей структуре экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-тех­ническая революция, обусловило переход к. информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и междуна­родные интеграционные связи. Экономические отношения при­нимают все более цивилизованный и социально ориентирован­ный характер. В странах Запада утвердились смешанная эконо­мика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-эко­номических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре эко­номики.

В курсе лекций последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все луч­шие достижения предшествующего и современного развития эко­номической мысли. Настоящая книга знакомит с историей эко­номических учений. В ней рассмотрены главные направления экономической теории с их достижениями и нерешенными про­блемами. В частности, дан сравнительный анализ важных кон­цепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.

В учебном пособии содержатся новые теоретические разра­ботки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах соб­ственности в ее экономическом смысле, постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стои­мости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения и поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулиро­вания деятельности монополий и конкуренции.

Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объек­тивная необходимость, содержание и ход экономических реформ, призванных преобразовать отношения собственности, сформи­ровать рыночное хозяйство, изменить структуру хозяйства и усо­вершенствовать управление всей экономикой. Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики зара­ботной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни Рос­сии.

В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизмы получения при­были в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы; менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга; деятель­ность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необ­ходимо для работы будущих специалистов в новых и доволь­но-таки сложных экономических условиях.

При подготовке второго издания книги существенно пере­работаны все темы и разделы лекций. В них привлечен свежий фактический и статистический материал. Широко использованы труды многих лауреатов Нобелевской премии по экономике.

Во втором издании рассмотрены такие новые теоретические и практические проблемы, как, например, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор националь­ного хозяйства, экономическая политика государства, воспро­изводственная структура макроэкономики.

Главное внимание уделено освещению новейших явлений: макроэкономической структуре собственности в конце XX в., новым процессам в развитии конкуренции и монополий на рубеже XX-XXI столетий, новым чертам экономического роста национальных экономик в 1990-х годах, глобализации мировой экономики в последнее десятилетие, финансово-бюджетному кризису в Российской Федерации и другим новейшим процессам.

^ РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА

Пропедевтика (от греч. propaideuo - обучаю предваритель­но) - введение в науку. В этом разделе состоится наше первое знакомство с экономикой и экономической теорией. Здесь же рассмотрим общие основы хозяйственной деятельности: собст­венность, типы организации производства, деньги, рыночную систему и экономическую роль государства.

^ ТЕМА 1 ЭКОНОМИКА: ЕЕ ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА

§ 1. ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИКА

Главная функция экономики

Экономика - область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет по­требности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:

1) естественные - земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;

2) экономические - продукты, образно говоря, “второй при­роды”, творцом которой является человек.

Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности об­щества. При этом изготавливаются два вида экономических благ:

А) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательной деятельности).

О степени экономического развития страны в первую очередь судят по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. Иллюстрацией этого положения служат статистические данные, приведенные, напри­мер, в табл. 1.1.

^ Таблица 1.1

Выпуск ежедневных газет, а также число телевизоров и радиоприемных устройств

(разовый тираж), экз. на 1 тыс. человек

Телевизоры, шт.

на 1 тыс. человек.

Радиоприемные устройства, шт. на 1 тыс.человек

Бразилия

Германия

Примечание. Россия- 1996г., остальные страны - 1994г.

Из табл. 1.1 наглядно видно, что наиболее развитые про­мышленные страны очень заметно опережают задержавшиеся в своем прогрессе государства по степени развития ряда важных средств современной материальной культуры.

Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно со­здавать блага второго вида - средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т. п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть, для каждой стра­ны важен и другой показатель хозяйственного развития - объем выпуска разных средств производства на душу населения.

Теперь давайте посмотрим в статистическом сборнике данные о развитии какой-либо процветающей экономики за длительный период. Мы увидим последовательный ряд возрастающих по своей величине цифр. Может показаться, что национальное хо­зяйство поднимается вверх по прямой линии. Но если внима­тельно проследить действительное движение продукции в ее натуральном виде, то мы столкнемся с парадоксом, неожидан­ностью.

Дело в том, что экономике свойственны воспроизводственные процессы. Все создаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить - непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления и средств производства взамен выбывающих.

В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы про­изводства и потребления. Это в какой-то мере напоминает кру­говорот веществ в природе. Однако в экономике происходит иное круговое движение.

^ Экономический кругооборот

Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство- распределение-обмен - потребление. Эта последовательность на­глядно представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Движение продуктов труда

Началом здесь является непосредственное производство - со­зидание полезных продуктов. В это время работники приспо­сабливают вещество и силы природы к удовлетворению чело­веческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).

Производство является основой для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обме­нивать и потреблять.

Распределение - такой отрезок кругооборота, который на­чинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расши­ряется.

Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.

Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудни­чество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и дру­гие вещественные условия выпуска продукции, то есть совер­шается производительное потребление.

Вместе с тем потребление составляет особый - заключи­тельный этап движения продукта, когда он идет на удовлетво­рение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.

Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невоз­можно решительно поднять благосостояние народа. Убедитель­ной иллюстрацией служат данные о производстве валового внут­реннего продукта (сумму -стоимости товаров и услуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1993 г., принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 76, Японии - 83,5, Канаде - 80, России - 20,4%, а в то же время в таких африканских странах, как Танзания, Мозамбик и Эфиопия, - около 2%.

Чтобы лучше разобраться во всех взаимосвязях этапов движения продукта труда, еще раз взглянем на рис. 1.1. Мож­но ли сказать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте?

Экономическая статистика говорит об обратном: в большин­стве стран и в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981-1990гг. производство увеличивалось в среднем за год в промышленно развитых странах на 2,9%, а в развивающихся государствах- на 2,4%. Рост производства здесь продолжился и в 90-х годах. Стало быть, в рассмотренной нами схеме кругооборота явно недостает очень важного звена. Оно не только соединяет по­требление с производством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь сейчас пойдет о потребностях.

^ Роль потребностей

Потребность вообще - это особое психоло­гическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие меж­ду внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. По­этому потребность становится побудителем активности, направ­ленной на устранение возникшего несоответствия.

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивиду­альные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и эко­номические.

Рассмотрим подробнее последний вид потребностей.^ Эко­номические потребност^ ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Что изучает экономическая теория? Хотя это покажется очень странным, но на данный вроде бы элементарный вопрос о пред­мете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают противоречащие друг другу взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись, представления об источниках богатства общества, о роли госу­дарства в экономике и обновлялось даже название самой науки. Чтобы разобраться в таких разногласиях, нам потребуется кратко ознакомиться с историей экономических воззрений.

§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лабиринт экономической мысли

При последовательном знакомстве с трудами видных экономистов прошлого и настоящего читатель может почувствовать, что он движется словно в каком-то запутанном лабиринте.

И это отнюдь не случайно. Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Уже однажды решенные вопросы вновь и вновь пересматриваются, и в научных спорах продолжается нескончаемый поиск истины.

Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах.

^ Первая причина. Экономика с течением времени существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит, говоря, что “на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут...”. Не стоит удивляться, что во всякую по­следующую эпоху ученые застают качественно иные хозяйственные отношения и, естественно, по-новому воспринимают их.

Симметрия первого рода образуется в природе. В ней части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу отно­сительно средней линии, центра. Так, в живой природе одно­именная часть тела или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).

Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух субъектов:

А) продавец - товар - деньги - покупатель;

Б) кредитор - ссуда - ссуда вместе с процентом - долж­ник;

В) землевладелец - земля - плата за пользование землей - арендатор (временный пользователь земли) и т. п.

Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения часто является противоположностью по сравнению с другой сто­роной.

Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению и интересам в экономической симметрии находятся такие не­схожие между собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец и арендатор.

Не случайно в экономической теории возникают несиммет­ричные взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило, отражает лишь одну из противоположных частей двухстороннего отношения. В силу этого она не может полностью и правильно охарактеризовать в целом изучаемую экономическую систему.

^ Третья причина. На известный период главенствующее по­ложение в науке занимает какая-то несимметричная теория, пре­тендующая на полную истинность. Но из-за своей половинча­тости ее положение неустойчиво. Поэтому не случайно со вре­менем происходит переворот в устоявшихся воззрениях - своего рода революция, которая приводит к господству противополож­ной точке зрения. В истории экономических учений отмечают, например, коренной пересмотр существа стоимости товара (на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности, о чем говорится в теме 4).

^ Четвертая причина. Представители несимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобла­дающее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников. Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов и соединить про­тивоположности в свойственное им единство. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются до­стижения каждого из воззрений. Таким способом в теории пре­одолевается несимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.

Например, во второй половине XIX в. начался ожесточенный спор между сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности во вопросу: от чего зависит рыночная цена - от предложения товаров со стороны продавцов или же от спроса покупателей? Английский экономист Альфред Мар­шалл конкретно показал, что рыночная цена одновременно ис­пытывает воздействие и предложения и спроса. В связи с этим профессор Лондонского университета Маркс Блауг указал на значение преодоления несимметричности концепций предложе­ния и спроса: “Маршалл осуществил примирение между теорией предельной полезности и классической политической экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены к более широкому контексту, придала им привлекательность”1. Учение А. Маршалла о рыночной цене мы рассмотрим в теме 6.

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. С. 287.

Итак, теперь мы имеем ту путеводную нить, которая не даст нам заблудиться в истории экономической мысли.

Положение читателя будет облегчено еще и тем, что здесь будут кратко освещены два основных направления экономиче­ской мысли, сохранившие наибольшее значение до наших дней. Ими являются классическая политическая экономия и ново­классическая теория.

^ Классическая политическая экономия

История экономической мысли началась в весьма отдаленном прошлом - в. эпоху становления че­ловеческой цивилизации. Первоначально суждения видных мыслителей об экономике были отрывоч­ными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной дей­ствительности. Примером может служить меркантилизм - учение о богатстве общества, которое непосредственно предшествовало классической политической экономии (XV-XVII вв.).

Меркантилизм (от итал. mercante- торговец) богатство об­щества усматривал в накоплении денег (монет из золота и се­ребра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост денег само­очевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Так, органи­зованная в Англии “Московская компания для торговли с Рос­сией” скупала одно мачтовое дерево за 25-30 коп., а продавала за 4-5 руб.

Задачу экономической теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благопри­ятных условий для внешней торговли государство должно вме­шиваться в экономику - покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, - политическая экономия (греч. politike - искусство управлять государством), то есть наука об управлении государством экономикой.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства со­провождался возникновением классической (лат. classicus - об­разцовый, первоклассный) политической экономии.

Классическая политическая экономия по-своему доказала на­учную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации со­здается, считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а по­этому не нуждается во вмешательстве государства.

Классическая политическая экономия теоретически изучает все сферы экономики - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного опи­сания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов раз­вития экономики. Для этого углубленно исследуются экономи­ческие отношения между социальными группами, классами об­щества.

Своего расцвета классическая политэкономия достигла в Анг­лии в XVII-XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящих товары (теория стоимости подробно изучается в теме 4).

Впервые идею о том, что труд является важнейшим источ­ником богатства, высказал У. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитое изрече­ние: “Природа - мать, а труд - отец богатства”. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А. Смит, пре­вративший политическую экономию в научную систему, после чего она стала преподаваться в высших учебных заведениях. В главном труде - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) - он обосновал “естественный порядок” в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны гос­подство частной собственности, свободная конкуренция и сво­бодная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фаб­ричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают пред­приниматели (теория прибавочной стоимости рассматривается в теме 8).

К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) в своем главном экономическом труде “Капитал”, которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости (см. темы 4 и 8).

Экономическое учение К. Маркса о капитале получило не­однозначную оценку. По словам американского экономиста Ва­силия Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действитель­ности представляют собой прибыль, заработная плата, капита­листическое предприятие, он может получить в трех томах “Ка­питала” более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике1.

М. Блауг в книге “Экономическая мысль в ретроспективе” констатировал: “Маркс подвергался переоценке, пересматривал­ся, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротив­ляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллекту­альное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим”2.

1 См.: Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика / Пер. с англ. М., 1990. С. 111.

2 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 207.

Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по-видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собствен­ников, и стремился поставить свой вариант классического на­правления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.

Учение К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые про­тиворечия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-пер­вых, во многом отражает особую историческую специфику эко­номики Англии в XVII-XIX вв. (период господства единоличной формы капитала и свободной конкуренции). Оно обладает чер­тами несимметричной теории, односторонне отразившей про­тиворечивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое, во многом противоположное воззрение.

^ Новоклассическое направление

В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возникло новоклассиче­ское направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт. Прежде всего новокласси­ческое течение возникло в результате маржиналистской (фр. marginal - предельный) революции. Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной производи­тельности труда и капитала.

Классическая политическая экономия не создала целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа политической эконо­мии. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули субъективно-психологи­ческую концепцию стоимости и цены товара, которую проти­вопоставили трудовой теории стоимости (об этом говорится в теме 4).

Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Концепцию предельной полезности потребитель­ских благ он дополнил теорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил свою теорию клас­сическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочего класса при капитализме. Доходы рабочих и бизнес­менов, по мнению Дж. Б. Кларка, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и ра­бочих (теория предельной производительности факторов полнее освещается в теме 8).

Введение в теорию предельных величин привело к возник­новению математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс, швейцарский экономист М. Э. Л. Вальрас, итальян­ский исследователь Б. Парето). Именно предельные величины позволили применять высшую математику, оперирующую с такими величинами. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математи­ческие зависимости в производстве, потреблении и рынке. Таким способом изыскиваются оптимальные (лат. optimus - наилучший) варианты использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах.

Новоклассический переворот в экономической теории был произведен учеными из разных стран. Обобщить и системати­зировать полученные результаты взялся известный английский экономист профессор Альфред Маршалл. Его вклад в разработку новоклассического направления некоторые историки экономи­ческих учений назвали маршаллианской революцией.

Проведенное А. Маршаллом обновление экономической те­ории коснулось и ее названия. Он исходил из представлений новоклассиков о том, что предметом данной теории является “чистая экономика” - хозяйственная деятельность частных соб­ственников, независимая от общественной формы ее организа­ции. Соответственно была провозглашена “социальная нейт­ральность” экономической науки. Вполне логично А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия теории “политическая экономия”, которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Свой главный труд он озаглавил “Принципы экономике” (англ. economics - экономи­ческая наука). Так, в 1890 г. появился первый “Экономикс”, который на протяжении многих лет стал основным учебником для студентов высших учебных заведений Англии и США.

Однако новоклассическое направление в ряде моментов ока­залось несимметричной теорией. Это неизбежно привело к новым потрясениям в науке.

В 30-х годах XX в. было решительно пересмотрено учение новоклассиков о “совершенной конкуренции”. Было признано, что такая конкуренция не существует (об этом подробнее гово­рится в теме 7).

Существенную роль в преодолении односторонности неко­торых воззрений новоклассиков сыграл институционализм (лат. institutio - указание, наставление). Институционализм - течение в экономической теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX - начале XX в. Оно обусловлено переходом от господства частной капиталистической собственности и сво­бодной конкуренции к усиленному обобществлению хозяйства, его монополизации и огосударствлению. Сторонники этого те­чения под “институциями” понимали разнообразные социаль­но-экономические процессы, которые быстро развивались в кон­це XIX - начале XX в. Так, обновлялась и укрупнялась техническая база производства, совершался переход от индивидуалис­тической к коллективистской психологии, вводились “социаль­ный контроль над производством” и “регулирование экономики”. Эти процессы анализируются в темах 3 и 13.

Огромное воздействие на изменение исходных положений новоклассицизма оказала кейнсианская революция, названная по имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946); В своем главном произведении - книге “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) Дж. М. Кейнс изложил совершенно новые принципы регулиро­вания национального хозяйства. В противовес прочно утвер­дившемуся положению о невмешательстве государства в эконо­мику он обосновал новое учение об экономической роли госу­дарства в современной экономике (это учение освещается в теме 6). Таким образом, экскурс в историю экономических учений показал, насколько сложным и противоречивым оказался путь к познанию существа экономики. Теперь пора определить пред­мет экономической теории.

§ 2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Предмет экономической теории

Из первой темы нам известно, что экономика состоит из множества разнообразных сторон. Сюда входят, скажем, техника произ­водства, технология изготовления благ, социальные, политиче­ские (связанные с деятельностью государства), правовые и экономические отношения. Спрашивается: что же в таком случае является собственным предметом экономической теории (под­лежит ее изучению)?

Чтоб ответить на этот вопрос, из названного перечня эле­ментов хозяйственной деятельности мы должны исключить то, что, по общему признанию, является делом иных наук. Раз­умеется, техника и технология остаются за пределами эконо­мической теории. А социальные, политические и правовые от­ношения изучают соответственно социология, политология и юриспруденция.

Стало быть, предметом экономической теории являются эко­номические отношения между людьми.

Проведенная нами разграничительная линия между эконо­мической теорией и другими научными дисциплинами не пред­ставляет собой какую-то непреодолимую, образно говоря, же­лезобетонную стену. Во второй половине XX в. в науке возникла тенденция к сближению и взаимопроникновению разных направлений исследований, ускорился рост числа открытий и изо­бретений на стыке разных наук.

Так называемые “точки роста” возникли и на границах эко­номической и гуманитарных наук. Эти новые направления об­разно назвали экономическим империализмом. Так обозначили вторжение экономистов на “территорию” истории, политологии, социологии, психологии, правоведения и других смежных наук.

Новаторами выступили видные экономисты нашего време­ни - лауреаты Нобелевской премии по экономике. Попутно за­метим, что начиная с 1969г. Шведская академия наук ежегодно присуждает премии памяти Альфреда Нобиля (шведского химика, промышленника и экономиста) за лучшие научно-практические разработки. Сейчас насчитывается свыше 40 лауреатов этой премии.

Первопроходцами, преодолевшими барьеры между разными науками, стали Джеймс Мид (исследовал взаимодействие между экономикой и политикой), Герберт Саймон (рассмотрел связь экономики и психологии), Гэрри Беккер (один из основателей экономики образования, экономики медицинского обслуживания, экономики преступления и наказания), Рональд Коуз (изучил взаимопроникновение правовой и экономической наук), Дуглас Норт (проанализировал проблемы на грани истории и экономики)1.

1 См.: Хрестоматия по экономической теории. М., 1997. С. 418-499.

В результате стали налаживаться прочные взаимосвязи между родственными науками, а экономическая теория стала шире применяться при исследовании всех общественных отношений. Одновременно это помогло преодолевать пропасть, которая сло­жилась между политической экономией и новоклассицизмом (экономике) в трактовке предмета экономической теории.

^ Политическая экономия и экономикс

Политическая экономия исторически сложилась как наука, в центре внимания которой находится изучение социально-экономиче­ских отношений между классами и социальными группами. Та

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, с. Главной особенностью учебника является глубокое научное освещение нового уровня и тенденций развития экономики в России и во всем мире в конце XX начале XXI столетия. Впервые раскрыты основные элементы новой микроэлектронной экономики {электронные деньги, интерактивный бизнес, электронные технологии в коммерческой деятельности, финансовой сфере и др.). Фундаментом всей экономической теории служат факты реальной хозяйственной деятельности и актуальная информация. Учебнику свойственна логичность рассмотрения системы экономических отношений. В нем широко использованы современные образовательные технологии. Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется экономикой.

2 ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Раздел I ВВЕДЕНИЕ В экономику Глава 1. ВСЕОБЩИЕ ОСНОВЫ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Назначение хозяйственной деятельности людей Что означает слово «экономика» Кто и в каких формах ведет хозяйственную деятельность.. 21 Какова главная цель реальной экономики Почему и как совершается круговое движение благ Роль потребностей в развитии реальной экономики Потребности: их виды и свойства Как взаимосвязаны производство и потребности Сколько имеется вариантов соотношения потребностей и производства Производственные возможности: факторы их развития От каких факторов зависит производство Новый фактор прогресса Как определить производственные возможности Три стадии производства; когда и почему возникли Структура реальной экономики в начале XXI столетия Каков новый облик экономики Какие системы имеются в экономике Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг..., Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Предмет экономической теории Какой элемент реальной экономики изучает теория Какие связи выражены в экономических отношениях. 55 Экономические отношения и элементы хозяйствования: как они взаимосвязаны Чем различаются типы экономических отношений Основные направления экономической теории Когда и как зародилась теория Почему английская политэкономия стала классической наукой Историческое место учения К. Маркса В чем новизна «экономике» Единая система экономических отношений Что из теории не подтвердилось на практике Каков путь к единой теоретической системе, Функции и методы экономической теории В чем состоит роль экономической теории Какими методами вооружена теория Краткие обобщения и выводы...; Интеллектуальный тренинг Раздел II СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Подраздел 2.1 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Глава 3. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Собственность в экономическом и юридическом смысле Что подразумевается под собственностью Каков взгляд экономистов на собственность Что юристы понимают под собственностью... 89

3 Как связаны между собой собственность и социальные от ношения Типы и формы собственности Как классифицируется собственность Два вида частной собственности Общее долевое присвоение: в чем его прогрессивность. 96 Особенности общего совместного присвоения В чем существо криминальной экономики Этапы развития капиталистической собственности С какого типа собственности стартовал капитализм Как капиталисты стали коллективными собственниками. 104 Почему возник государственный сектор экономики Какова структура собственности на рубеже XX XXI столе тий Глава 4. РОССИЯ: КОРЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ОТНОШЕНИЯХ ПРИСВОЕНИЯ Полное огосударствление собственности при социализме.... Ill Как возникла социалистическая собственность В чем состоят противоречия государственного социализма Преобразование государственной собственности В чем сущность преобразования социалистической собст венности Что понимается под приватизацией собственности Каковы особенности приватизации в России Краткие обобщения и выводы (по главам 3 и 4)... J19 Интеллектуальный тренинг Подраздел 2.2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Глава 5. КООПЕРАЦИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Сотрудничество в труде: его масштабы и эффективность Что дает объединение труда Насколько эффективен рост масштабов кооперации труда Разделение труда и его экономическое значение Разделение труда: его сущность и формы Почему растет эффективность разделения труда Преимущества сложной кооперации труда Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 6. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА Натуральное и товарное производство Чем различаются типы хозяйства Какой тип хозяйства прогрессивнее Прошлое и настоящее двух типов организации хозяйства Продукты натурального и товарного хозяйства Общее свойство всех благ Чем различаются продукты натурального и товарного про изводства Теории стоимости (ценности) товаров Почему возникли противоположные концепции О чем говорит трудовая теория стоимости Каково существо концепции предельной полезности Теории стоимости (ценности): каково их значение для практики Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг

4 Глава 7. ДЕНЬГИ Сущность и функции товарных денег Почему и как появились товарные деньги Каковы функции денег при золотом стандарте Современные денежные средства Каковы особенности современных денежных средств Что такое денежные агрегаты Как осуществляется обмен валют Какими будут деньги в информационном обществе Инфляция Инфляция: ее сущность и виды Как измеряют темпы инфляции Фальшивомонетничество: его прошлое и настоящее Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 8. РЫНОК Рынок в системе экономических отношений Что такое рынок Как взаимодействуют товарное производство и рынок Современный рынок: его деление на особые виды деятель ности Какова взаимосвязь рынка и отношений собственности Свободное развитие рынка и его регулирование Почему и от чего рынок свободен Когда и кем регулируется рынок Законы рынка Как действуют законы рынка Зависимость спроса от цены Зависимость предложения от цены Как массовый спрос влияет на рыночную цену Влияние массового предложения на рыночную цену Кто и когда выигрывает от рыночной сделки Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 9. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ Конкуренция и ее экономическая роль Виды рыночного противоборства: что общего и различного между ними Каковы форма и способы конкуренции Что такое свободная и регулируемая конкуренция Индивидуальная конкуренция: каковы условия и результа ты рыночной игры Сущность и механизм национальной конкуренции Монополистические объединения Каковы причины образования и виды монополии Как монополии производят переворот в рыночном ценооб разовании Почему введено антимонопольное законодательство Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий В каких направлениях развиваются конкуренция и монопо лия Формы сочетания монополии и конкуренции Россия; путь к современному развитому рынку Как возник государственный монополизм Каков путь перехода к развитому рынку Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг

5 Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ Каково место управления в экономической системе Как проходило становление управления экономикой В чем состоял переход к научной организации управления. 228 Что изменилось в регулировании национальной экономики 230 Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Раздел III МИКРОЭКОНОМИКА Глава 11. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА МИКРОЭКОНОМИКИ Термин «микроэкономика»: что он обозначает Что такое домашнее хозяйство Каковы особенности, место и роль предприятий в микроэко номике Как взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия. 238 ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ Подраздел 3.1 ПРОИЗВОДСТВО И Глава 12. КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ Коммерческое предпринимательство Что такое предпринимательство...:. 240 Каковы функции предпринимателя Коммерческий расчет: каковы его правила С помощью каких способов уменьшается риск Процесс создания новой стоимости Являются ли деньги капиталом Когда деньги превращаются в капитал Каковы экономические и правовые условия бизнеса Как создается новая стоимость Что такое криминальный бизнес Теории новой стоимости Что утверждает теория прибавочной стоимости Каков взгляд экономике на новую стоимость Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 13. ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО КАПИТАЛА Простое воспроизводство капитала фирмы Как воспроизводится капитал Что означает оборот капитала Почему производительный капитал делится на основной и оборотный В чем значение обновления основного капитала Расширенное воспроизводство капитала Накопление капитала: каковы источники и структура. 263 Первоначальное накопление капитала: что это такое Повышение эффективности накопления на основе научно-технического прогресса В чем состоят особенности современного накопления. 267 Почему бизнесмены смотрят в сторону прогресса техники. 269 Интерактивный бизнес: что нового Что означает эффективность производства на предприятии 272 Что дает больший эффект труд или техника Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Подраздел 3.2 ПЕРВИЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ Глава 14. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

6 1. Сущность и величина заработной платы Что продается на рынке труда От каких факторов зависит величина оплаты труда Как изменяется оплата труда в России Роль форм заработной платы в стимулировании труда Кому выгодна повременная оплата Какую выгоду дает сдельный заработок Почему выплачивается неодинаковое вознаграждение за равное время труда Заработная плата в номинальном и реальном измерении Чем различаются номинальные и реальные доходы Как измеряется реальная зарплата Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 15. ПРИБЫЛЬ Образование и распределение прибыли Где и как образуется прибыль производственной фирмы Котда и как возрастает масса валовой прибыли Кому достается прибыль Могут ли соединиться заработная плата и прибыль Норма прибыли и ее экономическая роль Для чего нужно рассчитывать норму прибыли Как увеличить норму прибыли Прибыль и норма прибыли торгового бизнеса Почему и как образуется прибыль в торговле Насколько выгоден торговый бизнес Как развивался торговый капитал в России Маркетинг: кому он выгоден - продавцам или покупателям. 316 Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 16. ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА Кредит и его экономическая роль Кредит: почему и в каких направлениях он развивается 322 Банки: их экономическая роль Что нового появилось в банковском деле Норма прибыли банковского капитала Как прибыль связана с процентами Какова прибыльность банковского капитала в России Доходы от ценных бумаг Кто и для чего выпускает ценные бумаги Что представляет собой рынок ценных бумаг Как складывается на бирже курс акций Как уменьшить риск от игры на бирже Каковы особенности рынка ценных бумаг в России Рента и цена земли Что называется рентой Как взаимосвязаны земельные и рентные отношения Каким образом возникает земельная рента Цена земли: от чего она зависит Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Раздел IV МЕЗОЭКОНОМИК А Глава 17, МЕЗОЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ Особенности мезоэкономики

7 Мезоэкономика: каковы ее исторические предпосылки. 353 В чем состоят особенности мезоэкономики Формы мезоэкономических объединений Мезосистемы: как они образуются Что такое мезоэкономическая интеграция Каковы место и роль финансовой олигархии... 36) Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Раздел V МАКРОЭКОНОМИК А Глава 18. ОСОБЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ Отличительные черты макроэкономики В чем состоит специфика макроэкономики На что направлена экономическая политика государства Новые показатели макроэкономики и национальные счета Новый тип экономических показателей: их особенности 373 Для чего и как применяются национальные счета Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Воспроизводство народонаселения Как подсчитывается изменение численности населения. 382 Факторы, воздействующие на воспроизводство населения Каковы современные тенденции воспроизводства народо населения Особенности макроэкономического роста В чем состоит цель роста национального хозяйства Каковы факторы увеличения национального дохода Типы экономического роста Что означает экстенсивный рост В чем состоят отличительные черты интенсификации вос производства Почему реальным является смешанный тип воспроизвод ства Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 20. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА МАКРОЭКОНОМИКИ Структурный механизм общественного воспроизводства Из каких структурных звеньев состоит общественное вос производство Каков эффект воспроизводственной модели «затраты вы пуск» Новое в современной структуре воспроизводства Что НТР обновляет в макроэкономической структуре. 399 ОПК: как он воздействует на общественное воспроизводство Россия: структурные перемены в воспроизводстве Какими были структурные перемены в советской экономи ке Что изменялось в воспроизводственной структуре в 1990-х гг Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 21. МАКРОЭКОНОМИКА: НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И РАВНОВЕСИЕ Экономический кризис

8 Виды кризисов: их особенности Что представляет собой экономический цикл Как изменилось течение экономических циклов в XX в. 413 Экономический кризис в России: каковы его причины и особенности Безработица и занятость Кто является безработным Каковы причины и виды безработицы Как проводится политика занятости Инфляция и устойчивость денежного обращения Может ли макроэкономика существовать без инфляции 422 «Цена» инфляции: какая для кого Какие факторы, порождают неустойчивость денежного об ращения Как взаимосвязаны инфляция и безработица Новейшие угрозы инфляции Кто и как регулирует инфляцию Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 22. РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Основные регуляторы макроэкономики Почему надо регулировать макроэкономику Что представляет собой макрорегулятор А. Рыночное саморегулирование Как осуществляется рыночное саморегулирование Почему в XX в. рынок не смог регулировать всю макроэко номику Б. Модель государственного регулирования экономики.. 44] В чем существо кейнсианской модели государственного ре гулирования Каковы практические достижения и недостатки кейнсианства Роль рынка и государства в распределении национального дохода Между кем распределяются доходы в свободной рыночной экономике Для чего государство проводит вторичное распределение доходов Новые циклические потоки Способы разрешения противоречий в распределении благ. 451 Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 23. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Соединение прогивоположных механизмов регулирования В чем противоположны взгляды экономистов на управле ние макроэкономикой Что приемлемо и что неприемлемо в механизмах управле ния В чем состоят особенности смешанной системы управления 460 Модель с минимальными функциями государства Модель с предельно допустимыми функциями государства Преобразование системы управления экономикой в Российской Феде рации Что такое командно-административное управление Каким путем идти к новой системе регулирования макро экономики Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Глава 24. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ

9 1. Финансовое регулирование экономики Какова роль финансов в регулировании экономики Назначение фискальной политики Как устанавливаются налоги..., Государственный бюджет Бюджет: роль и источники доходной части Структура бюджетных расход Что такое бюджетный дефицит и профицит Российский бюджет: его прошлое, настоящее и будущее 487 Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Раздел VI ВСЕМИРНАЯ ЭКОНОМИКА Глава 25. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО На пути к всемирной экономике Когда и как возникла мировая экономика Интернационализация производства: что нового на рубеже XX-XXI столетий Интернациональные экономические отношения Почему происходит международное перемещение капитала 501 Формы экспорта капитала Что является причинами и следствиями миграции рабочей силы...., Цель и способы объединения национальных хозяйств Современная торговля и валютные отношения между странами 508 Что нового в современной международной торговле Почему возросло значение внешней торговли для нацио нальной экономики Как государство воздействует на внешнюю торговлю Что способно изменить валютный курс Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия Сущность и тенденции глобализаций Какие противоречия имеются сейчас в экономическом рос те мирового хозяйства Как изменяется численность людей на планете Как преодолеть бедность развивающихся стран Как спасти человечество от экологической катастрофы 523 Краткие обобщения и выводы Интеллектуальный тренинг Список использованной литературы Ответы на задания интеллектуального тренинга Глава Глава Главы 3 и Глава Глава Глава Глава Глава Глава


ЭКОНОМИКА РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Требования к знаниям: студент должен знать главную функцию экономики, структуру потребностей общества и виды экономических благ; роль собственности

Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум для бакалавров / Е. Ф. Борисов. М. : Издательство Юрайт: ИД Юрайт. 2012. 596 с. Содержание Предисловие Раздел I. Экономика и ее роль в обществе Глава 1.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» Программа и правила проведения вступительного (аттестационного) испытания

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Высшее образование, 2008. 391 с. : ил. (Основы наук). ISBN 978-5-9692-0208-5. Содержание Предисловие...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧАЯ

Специальность: 3.0.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Изменение 0 Лист 1 из 1 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы экономики»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ГСЭ.В3 «Экономика» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования специалитет

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУБКИНСКИЙ ГОРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К читателю...11 РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Лекция 1 Тема: Основные этапы развития экономической науки...15 1.1. Истоки...15 1.2. Меркантилизм первая школа политической экономии...17 1.3. Классическая

Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Краснодарского

Вопросы, выносимые на экзамен. 1. Экономическая теория: предмет, функции, методы исследования. 2. Место экономической теории в системе экономических наук. Экономические законы и закономерности. 3. Меркантилисты,

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (экономическая теория) Учебник 3-е издание Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора В. Д. Руднева Москва Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2012 1 УДК

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ

Содержание Предисловие ко второму изданию...11 Вопрос 1 Экономические науки как система... 12 Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод... 14 Вопрос 3 Зарождение и становление мировой экономической

БИЛЕТЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА» 2015 г. Билет 1 1. Предмет и методы изучения экономической теории. Основные школы экономической теории. 2. Макроэкономические индикаторы

ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ...11 Глава 1. Генезис, основные этапы и направления развития экономической теории... 11 1. Общая характеристика экономической теории как науки...11

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие... 4 РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Глава 1. Экономическая теория: предмет и история экономической науки... 7 1.1. Предмет экономической теории... 7 1.2. Структура предмета...

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, обучающихся по данной программе: Учащиеся должны знать: - понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости; - главные

СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 5 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 0 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Носова С. С. Основы экономики: учебник / С. С. Носова. 3-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2007.- 312 с. Излагаются теоретические основы рыночной экономики. Раскрывается механизм действия экономических законов

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» ЦИКЛА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СО- ЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В кодификаторе зафиксирована преемственность

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Кафедра СПО «Экономическая теория» Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность:

Оглавление Предисловие к 3-му изданию...10 Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Глава 1. Введение в экономическую теорию...12 1.1. Экономические науки как система... 12 1.2. Зарождение мировой экономической

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» (профильный уровень) 0- класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА» В результате изучения экономики на профильном

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) автор Киреев

Экономика: наука и хозяйство. Уровни экономики. Хозяйственная деятельность. Производство. Экономические ресурсы. Экономическая система (традиционная, плановая, рыночная, смешенная экономика). Собственность.

I. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. ФЗ «Об образовании в РФ»; 2. Федеральный компонент государственного стандарта 2004 г. среднего

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Специальность «Менеджмент организации» Стандарты 2-го поколения РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет Гуманитарный

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Луговской» колледж «Экономическая теория» Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский

Пояснительная записка Рабочая программа по экономике для учащихся 0 класса составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего

Раздел I Рабочая программа по «Основам экономической теории» для 11 классов разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Программа рассчитана на

Содержание обучения Предмет и метод экономической науки. Безграничность потребностей человека. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Кривая производственных

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Предмет: Экономика Подготовлена Преподавателем Ершовой Г.Л. Утверждена на заседании ЦМК гуманитарных,социальноэкономических и естественно

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «26» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «ЭКОНОМИКА» Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена БОУ СПО УР «ИТЭТ» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 8014 Операционная

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» (базовый уровень) 0- класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА» В результате изучения экономики на базовом уровне

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие «экономика». Функции экономики. 2. Методы экономической науки. Экономические законы. 3. Экономические потребности. Пирамида человеческих потребностей. Закон

Рабочая программа по экономике 0 классы Пояснительная записка Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования

1 23. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста. 24. Экономический рост и экономическое развитие. 25. Сбережения и инвестиции в теориях экономического роста. 26. Проблема

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АНО ВО «Российский новый университет» Факультет экономики, управления и финансов ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Экономическая теория» 1. Предмет, цели и задачи экономической теории. 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории. 3. Методология экономического

Примерная тематика типовых контрольных заданий (контрольные точки): 1. Предмет изучения микроэкономики и макроэкономики. 2. Сущность и функции рынка. 3. Закон спроса. Детерминанты спроса. 4. Закон предложения.

1 2 3 4 Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы ПГ студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) Другой метод, используемый

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Воскресенский колледж» Методические указания по выполнению домашней

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тематика контрольных работ по дисциплине «Экономическая теория» Тема 1. Теория экономики и ее функции. 1.Предмет, цели и задачи экономической теории. 2.Зарождение и основные этапы развития экономической

Îãëàâëåíèå Предисловие... 12 РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ... 19 Глава 1. Основные элементы и понятие экономики... 19 1. Потребности человека как предпосылка экономики... 19 2. Экономические

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский лесной техникум» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Преподаватель: Бокоева Зарема Сосланбековна Учебная

Ожидаемые результаты В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен: Знать \ понимать: Смысл основных теоретических положений экономической науки; Основные экономические принципы функционирования

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра Экономики и управления, социологии и юриспруденции 2. Направление подготовки

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра Экономики и управления, социологии и юриспруденции 2. Направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий

Содержание рабочей программы по «Экономике». Пояснительная записка 2. Содержание учебного предмета «Экономика» 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебой деятельности 4. Планируемые

Самостоятельная работа студентов Примерные темы докладов 1. Описательная экономическая наука, экономическая теория, позитивная экономика, нормативная экономика, экономическая политика. Микроэкономика и

Содержание К читателю... 9 Раздел I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории. Особенности российской экономической школы... 10 1.2. Предмет и метод экономической

Итоговое тестирование «Основы экономики» Выбрать правильный ответ: 1. Какая черта не характерна для простого товарного производства: А) Общественное разделение труда Б) Частная собственность на средства

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка Данная рабочая программа для 10 класса составлена на основе: программы И.В. Липсица. Экономика, 2011. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по

Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования но учебной дисциплине «Экономика». Книга обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах экономической теории. Рассмотрены экономические проблемы XXI века: новая экономика, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства. Особое внимание уделено вопросам практической организации экономических связей, механизмам получения прибыли в современных условиях, способам организации маркетинга, менеджмента и методам управления фирмой. Значительное место в учебнике отведено темам, посвященным отечественной экономике. Для студентов высших учебных заведений.

Настоящий учебник последовательно продолжает и значительно дополняет важнейшие положения современного экономического мышления, которые были отражены в предыдущем варианте книги. Здесь речь идет о концепциях, дающих углубленное понимание современной хозяйственной действительности и перспектив развития экономики в XXI столетии. Так, концепция трех стадий развития производства отражает современный взгляд на историю развития мировой экономики, новизной отличаются представления о нынешней структуре отношений собственности в промышленно развитых странах, изменении экономической роли конкуренции и монополий в условиях научно-технической революции, распределении доходов в свободной рыночной и социально ориентированной экономике и др.
В книгу внесены значительные изменения, которые устраняют существенные пробелы в экономической теории, полнее отражают ускорившееся развитие мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв. В обновленном учебнике также усовершенствована логическая структура излагаемой учебной дисциплины, восполнены отсутствовавшие ранее звенья научной системы. Прежде всего показано, что термин «экономика» обозначает два понятия:
а) хозяйственную деятельность людей,
б) экономическую теорию, которая научно освещает такую деятельность.
Тем самым предотвращается отождествление этих понятий, что позволяет лучше проследить те изменения и в реальной хозяйственной действительности, и в теории, которые произошли во второй половине XX в. В учебнике более полно рассмотрена вся система экономических отношений, включены новые главы, посвященные анализу кооперации и разделения труда, а также общей характеристике управления экономикой.
Настоящее издание знакомит читателя с новыми разработками многих теоретических и практических проблем. В частности, впервые показано действие таких законов рынка, как закон цены по массовому предложению и закон цены по массовому спросу. Знание этих законов позволяет понять воздействие национальной конкуренции на рыночную цену, ценовую политику монополий и монопсоний, процесс изменения цены на землю.
Совершенно новым является параграф «Воспроизводство народонаселения: современные тенденции». В нем характеризуется противоречивое движение народонаселения в органической связи с динамикой воспроизводства материальных благ во второй половине XX в.
В книге значительное внимание уделено новейшим тенденциям и противоречиям глобализации мирового хозяйства. Во многих главах показана усиливающаяся взаимосвязь национальных экономик с мировыми хозяйственными процессами. В книге углублен анализ конкретных форм хозяйствования на всех уровнях национального хозяйства - микро-, мезо- и макро- экономики, показаны свойственные им особенности видов собственности, кооперации и разделения труда, организации хозяйства и управления экономикой.
В учебнике получили отражение социально-экономические и организационно-экономические процессы, которые определяют облик реальной экономики на рубеже XX-XXI вв., в том числе преобразование экономики России в 1990-х гг. Для освещения этой темы привлечен свежий фактический и статистический материал.
Учебник освобожден от устаревших положений и концепций, которые перестали соответствовать современному периоду исторического развития. Читателю предоставляется возможность уточнить свои взгляды по ряду спорных вопросов: можно ли количественно измерить потребности людей, как увеличить выпуск продукции без расширения использования ограниченных ресурсов, существовал ли когда-либо «чистый капитализм», необходимы и эффективны ли крупные предприятия и др. При подготовке учебника учтены положения нового Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, введенного в действие в 2000 г.

Учебник написан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (базовый уровень). Такие требования определены Государственным образовательным стандартом и новой программой курса «Основы экономики», которые утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 г.

В книге получили отражение социально-экономические процессы, которые характеризуют новый уровень развития экономики в России и других странах мира в конце XX – начале XXI столетия.

В XX в. произошли глубокие изменения в мировой экономике. Экономический рост ускорился настолько, что за 1900–2000 гг. суммарный выпуск продукции во всем мире превысил объем производства за весь предшествующий период истории человечества. Главным двигателем мирового хозяйства стал научно-технический прогресс. В большинстве стран мира изменилось социально-экономическое устройство. Усилилась роль государства в индустриально развитых и развивающихся странах. Вместе с тем расширилось мировое рыночное пространство. Много места стали занимать проблемы глобализации мирового хозяйства.

Учебник состоит из 15 глав, в которых последовательно рассматриваются современные экономические процессы:

Изменение структуры отношений собственности на рубеже XX–XXI столетий;

Развитие кооперации и разделения труда, а также связанное с этим формирование современного профиля подготовки специалистов;

Возникновение новых взаимоотношений участников рынка в XX–XXI вв.;

Образование и распределение новой стоимости;

Появление в XXI столетии новых видов денег;

Применение информационных технологий в бизнесе;

Современные тенденции воспроизводства населения в разных странах;

Глобализация мирового хозяйства.

Особое внимание уделено анализу современного состояния и перспективам развития российской экономики. В специальных разделах речь идет о коренных преобразованиях собственности; о переходе от государственного монополизма к современному конкурентному рынку; об особенностях кризиса экономики России в 1990-х гг. и путях выхода из него; переустройстве системы управления экономикой.

Отличительной чертой учебника является развитие у студентов экономического мышления. Это означает освоение положений экономической теории на основе изучения типичных фактов, статистических данных и хозяйственного опыта. Учебный материал излагается логически последовательно – от одной познавательной задачи к другой. Прививается умение обобщать материал и делать надлежащие выводы. В конце каждой главы даются тесты, задачи и вопросы на сообразительность. Все это помогает студентам творчески осваивать экономическую науку в единстве с современной хозяйственной практикой.

Книга снабжена словарем основных экономических понятий и иностранных слов.

I Экономика и ее роль в жизни общества

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.

За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.

Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.

В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.

Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.

§ 1 Главная роль хозяйственной деятельности

Почему люди ведут хозяйство

Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?

Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.

100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.

Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?

В чем человек экономически заинтересован

Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.

Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.

Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?

В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?

Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать

В Книге рекордов Гиннеса сообщается, что в 1971 г. на острове Миндао (Филиппины) было «открыто» племя пещерных людей. Они не занимались сельским хозяйством, не имели домашних животных, не пользовались колесом и гончарным кругом.

отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?

Экономический интерес – жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.

Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны?

Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления. В этом читателю поможет настоящий учебник. Начнем с того, что ближе познакомимся с результатами хозяйственной деятельности.

Какие виды продуктов создает экономика

Материальное богатство общества состоит из:

естественных благ, создаваемых природой (лес, полезные ископаемые, дикорастущие ягоды, грибы и др.);

экономических благ, творцом которых является человек.