Современное состояние государственного долга российской федерации. Неравномерность распределения доходов

Экономика России является смешанной: стратегические сферы находятся в государственной собственности. В 90-х годах проходили рыночные реформы, в результате которых многие отрасли были приватизированы. Однако в руках государства остался энергетический сектор и ВПК. Если рассматривать показатель ВВП России по годам, то можно отметить, что страна относится к группе «выше среднего». Кроме того, на территории страны сосредоточено около 30% природных ресурсов планеты. По оценкам Мирового банка, их совокупная стоимость составляет более 75 триллионов долларов США. Значительная доля в ВВП России приходится на доходы от продаж энергетических ресурсов: нефти и природного газа.

Обзор

После распада СССР все теперь уже бывшие начали перестраивать свою экономику, в том числе и Россия. Однако важные сферы так и осталась в руках государства, а защита прав частной собственности не была установлена на должном уровне. Правительство РФ оказывает значительное влияние на экономику. На сегодняшний день Россия является ведущим поставщиком нефти и природного газа, а также экспортером таких металлов, как сталь и алюминий. Поэтому страна крайне зависима от мировых цен на продукты.

Основные показатели

(2017 год): номинальный - 1,56 триллиона долларов США, по паритету покупательной способности - 3,94. Средний рост ВВП России по годам с 1996-го по 2016-й - 3,08%. по данным на декабрь 2015 года, составляет 538 миллиардов долларов США, золотовалютные резервы на август 2016-го - 396,4. Теневой сектор экономики, по официальным оценкам, составляет около 15% ВВП. Еще около 7% не учтено из-за наличия коррупции. По оценкам же Мирового банка, валовый внутренний продукт в полтора раза больше из-за наличия теневой экономики.

Динамика ВВП России

Валовый внутренний продукт РФ на сегодняшний день отражает 2,15% мирового. Рассматривая ВВП России по годам за время независимости, можно отметить, что в среднем он составляет 877,38 миллиарда долларов США. Его минимальный уровень был зафиксирован в 1999-м, максимальный - в 2013-м. Средний по паритету покупательной способности за этот период составил 8621,41 миллиарда долларов.

В 2014 году в России началась рецессия из-за падения цен на нефть, санкций западных стран и последовавшего оттока капитала. Рост составил 0,6%. В 2015 году ВВП сократился на 3,7%. Ожидалось, что в 2016-м данная тенденция продолжится. Однако рост составил 0,3%. По прогнозам Мирового банка и МВФ, в 2017 году валовый внутренний продукт продолжит увеличиваться. Если же цены на нефть будут на уровне 40 долларов США за баррель, то можно ожидать его падение на более чем 5%.

Неравномерность распределения доходов

В 2015 году российская экономика являлась шестой по паритету покупательной способности и двенадцатой - по рыночным обменным курсам. Если рассматривать ВВП России по годам (в 2000-2012), то можно отметить, что жизненные стандарты были увеличены за счет экспорта энергетических ресурсов. За этот период реальный располагаемый доход вырос на 160%, а в долларах - в 7 раз. Однако в то же самое время уровень безработицы и бедности сократился практически вдвое, а оценка удовлетворенности жизнью россиян значительно увеличилась. Такой значительный рост произошел на фоне товарного бума, высоких цен на нефть, эффективной экономической и бюджетной политики. Однако доходы между жителями страны распределяются неравномерно. По оценкам, 110 самых богатых россиян владеют 35% всех финансовых активов. Бездействие государства в этой сфере привело к тому, что Россия находится на втором месте по величине незаконных денежных оттоков. По оценкам, за период с 2002-го по 2011-й она потеряла 880 миллиардов долларов США.

Сейчас же номинальные зарплаты упали ниже 450 долларов США в месяц. Около 19,2 миллиона россиян живет за гранью бедности. В 2015 году их было на 16% меньше. Доходы распределяются неравномерно и в географическом разрезе. Москву часто называют городом-миллиардером. Неравномерность распределения доходов во многом связана с распространенностью коррупционных практик и слабостью законодательных механизмов. Transparency International расположило Россию на 131 месте из 176 в 2016 году.

Секторы экономики

Если рассматривать ВВП России за 10 лет, то можно отметить, что его структура практически не изменилась. На сегодняшний день на сельское хозяйство приходится около 5%, на промышленность - более 30%, на сферу услуг - 60%. Количество экономически активного населения составляет 76,9 миллиона человек. Из них в сельском хозяйстве занято около 9%, в отраслях промышленности - 28%, в сфере услуг - 63%. Уровень безработицы в 2016 году составил 5,3%.

Внешний сектор

Объем экспорта РФ, по состоянию на 2016 год, составляет 251 миллиард долларов США. От него значительно зависит динамика ВВП России. За рубеж вывозятся такие товары, как нефть и продукция из нее, металлы, древесина, химикаты. Основным партнером России по экспорту являются Нидерланды. На них приходится 11,9% от общего объема. На втором месте Китай с 8,3%, на третьем - Германия с 7,4%. Среди экспортных партнеров России также такие страны, как Италия, Турция, Беларусь, Япония. Объем импорта РФ, по состоянию на 2016 год, составляет 172 миллиарда долларов США. Таким образом сальдо торгового баланса является положительным. Импортируются в Россию потребительские товары, техника, транспортные средства, фармацевтическая продукция, пластик, обработанные металлы, мясо, фрукты и орехи, оптика и медицинские инструменты, железо и сталь. Их ввоз осуществляется из таких стран, как Китай, Германия, США, Беларусь, Италия. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию в 2015 году составил 361 миллиардов долларов США.

В соответствии с 6 статьей Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В динамике российского внешнего долга выделяют три этапа: период с 1992 года по 1998 год; период с 1999 года по 2001 год; период с 2002 года по настоящее время.

Первый этап (1992 - 1998 гг.) - многие специалисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства - плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. На момент распада СССР ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме России, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего предшественника. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали России свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, Россия получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Таким образом, к концу первого этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. долларов. Прирост в размере около 92 млрд. долларов пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но и значительно возрос. В конце 1993 года, внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины ВВП этого года. Уже в конце 1998 года внешний долг России превысил валютные резервы в 15 раз, тогда как в рублевом исчислении он почти на 48% превосходил размеры ВВП.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть с 90,2 до 67,9 млрд. долларов. Благодаря реструктуризации и частичному списанию, долг бывшего СССР также сократился до 78,4 млрд. долларов, так что общий внешний долг РФ снизился до 146,3 млрд. долларов.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • - объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • - объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития.

Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета. Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

Финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию,

Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;

Дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам.

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране.

Важным экономическим итогом 2015г. стало сокращение (второй год подряд) внешней задолженности РФ.

Особенно актуальным это является в период рекордно низких цен на нефть и сохраняющихся секторальных санкций США и Евросоюза, включая финансовые.

Объем внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года, по оценке Центрального Банка, составил 518,661 млрд. долларов США и за год практически не изменился (увеличение на 0,244 млрд. долларов США). В то же время вклад секторов экономики в динамику внешнего долга страны был разнонаправленным.

Внешние долговые обязательства банков за год уменьшились на 12,45 млрд. долларов, доля банковского сектора в структуре внешней задолженности по состоянию на отчетную дату составила 23,0 % против 25,41 % годом ранее. Внешние обязательства органов государственного управления за счет новых размещений и покупки нерезидентами суверенных инструментов на вторичном рынке, напротив, выросли на 6,949 млрд. долларов США, их удельный вес в структуре внешнего долга страны за год увеличился с 5,89 % до 7,23%. При этом надо заметить, что долг бывшего СССР снизился за рассматриваемый период на 724 млрд. долларов. Таким образом, долг бывшего СССР, принятый Россией в сумме 96,6 млрд. долларов, за двадцать лет практически выплачен.

Внутренний валовый продукт за 2016 год сократился на 0,2 % к предыдущему году и составил 3508,2 млрд. долларов. На фоне этого, на 0,3 % увеличилась доля внешнего долга к ВВП.

Прочие секторы экономики сохранили лидирующие позиции в объеме внешнего долга (67,68 % по состоянию на 1 января 2017 года), их внешняя задолженность за год выросла на 5,926 млрд. долларов.

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования выросли на 1,78 млрд. долларов, или на 101,3 %, при этом наблюдается снижение долга по кредитам и депозитам на 0,957 млрд. долларов, или на 0,5 %. Так же снижена задолженность по финансовому лизингу на 0,318 млрд. долларов, или на 6,2 %. Практически в два раза выросла в данном секторе внешнего долга прочая задолженность.

Введение экономических санкций привело к положительным результатам - к снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что, если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку - это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая - до 48%, умеренная - до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов, производимых на своей территории.

Министерство финансов планирует в 2017 году погасить 69,574 млрд. долларов в счет погашения основного долга и 17,55 млрд. долларов в качестве погашения процентной ставки.

Выплата внешнего долга РФ во 2 квартале 2017г., предположительно, составит 28,241 миллиардов долларов, из них 24,091 млрд. - основная сумма, 4.15 млрд. - проценты.

В течение 3 квартала 2017г. внешние выплаты оцениваются в 14,432 миллиардов долларов, в том числе 10,93 млрд. - основная сумма, 3.502 млрд. - проценты.

В 4 квартале 2017г. предстоит заплатить 23,952 млрд. долларов, из них 20,361 млрд. - основная сумма, 3.591 млрд. - проценты.

Финансовые аналитики делают выводы: за 2017 год придется выплатить меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности за первые два месяца в 2017 году.

Центробанк прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце 2016 года, когда резко снизились цены на нефть и при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена. Поэтому специалисты советуют с оптимизмом строить планы на будущее.

За последние два года в структуре внешнего долга Российской Федерации произошли существенные изменения. Прослеживается положительная динамика в уменьшении государственного долга более чем на 200 миллиардов долларов. Многие аналитики отмечают, что этот показатель сокращения является самым стремительным за всю историю Российской Федерации.

Как отмечалось выше в современном мире нет ни одного государства без государственного долга. Но очень важно его регулировать и отслеживать изменения в параметрах, таких как структура или величина по отношению к экономике.

Если проследить динамику изменения, то можно увидеть, что внешний долг на протяжении почти 12 лет стабильно рос и за это время увеличился почти на 600 миллиардов долларов. Пик пришелся на июль 2014 года, когда цифра достигла 732,7 миллиарда долларов.

С июля 2014 года тенденция изменилась. В результате, за последние два года внешний долг сократился почти на 30 процентов и составил 522 миллиардов по состоянию на 1 ноября 2015 года. Это является огромным достижением на фоне негативных экономических последствий, таких как девальвация рубля и экономические санкции со стороны Евросоюза.

Нельзя не сказать, что введение экономических санкций привело и к положительным результатам, например к стремительному снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы стремительно расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

По официальным данным статистики на 1 декабря 2015 года государственный долг едва превысил 50 миллиардов долларов, а это в несколько раз ниже, чем у других крупных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. При этом долги банков и компаний с большой долей государственных вложений достаточно велики и составляют около 90 процентов от общего внешнего долга Российской Федерации.

По мнению известного финансового эксперта и аналитика Лазаря Бадалова Компании и банки пользовались своими высокими рейтингами, деньги для них были дешевые и западные банки с удовольствием инвестировали в российскую экономику. Сегодня же ситуация изменилась: отечественный бизнес должен будет погашать свои кредиты самостоятельно.

Рисунок 1. Динамика внешнего долга России

Научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский отмечает, что при высоком уровне государственного долга происходит увеличивается отток капитала, а при нынешней неблагоприятной экономической обстановке это может привести к ряду негативных последствий. Таким образом снижение государственного долгая является положительной тенденцией, ослабляющей давление на экономику. Однако то, что банкам и компаниям раньше позволялось практически бесконтрольно наращивать объемы внешних займов, - будет осложнять ситуацию. В ближайшие год-два придется серьезно заниматься проблемой обслуживания и погашения этих долгов", - констатирует Андрей Чернявский.

Многие эксперты отмечают, что Россия может обратиться к опыту других стран, у которых функционирует более совершенная модель формирования долговой нагрузки. Данную модель активно применяют в США и Японии. Аналитики отмечают высокий уровень государственных долгов в этих странах, но при этом не учитывают, что основной долг именно внутренний, а не внешний. Для примера в США это порядка 60-70 процентов долгов, а в Японии почти 90 процентов. Конечно, в этих странах своя специфика экономики, с высокой долей сбережений населения. Но и россияне накопили достаточный инвестиционный потенциал, который можно направить как раз на развитие российского бизнеса - это вклады плюс сбережения в валюте, которые многие предпочли переложить в банковские ячейки в декабре 2014 года. Перед государством стоит важная задача, которая заключается в формировании благоприятных условий и инструментов развития инвестиционного рынка, который будет способствовать снижению государственных займов извне.

По прогнозам аналитиков в 2016 года уровень внешнего долга продолжит сокращаться в среднем на 40-50 миллиардов долларов и достигнет показателя 2008-2009 годов составит приблизительно 500 миллиардов долларов.

Как отмечала глава Банка России Эльвира Набиуллина, выплат по внешним долгам становится меньше с каждым годом. К примеру, в 2016 году они будут в два раза меньше, чем в 2015-м. В первом квартале их общая сумма составит 21,4 миллиарда долларов - на 43,8 процента меньше, чем в четвертом квартале 2015 года. Во втором квартале выплаты могут увеличиться до 30,1 миллиарда долларов.

По прогнозам минфина развитие внешнего долга не произойдет, хотя в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в объеме до трех миллиардов долларов. На случай, если ситуация изменится. В настоящее же время министерство финансов будет проводить активную политику для развития национального долгового рынка. В программе развития появляется возможность внедрения выпуска выпуска облигаций федерального займа для населения объемом до 30 миллиардов рублей.

Речь идет о специальном долговом инструменте для жителей страны. Сегодня россияне могут купить облигации федерального займа через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ранее в минфине заявляли о намерении предоставить гражданам возможность покупать ОФЗ прямо в банках, как было во времена Советского Союза.

Одним из базовых положений финансовой политики со стороны России на 2016 год является отказ от кредитования других стран, в связи с тем, что в 2015 году объемы кредитования были существенны. Но в нынешней ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками. В том числе, и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем, отмечают в минфине.

За последние годы прослеживается положительна тенденция по уменьшению доли внешнего долга Российской Федерации. В связи со сложившейся экономической обстановке РФ следует пересмотреть свою политику в области регулирования государственных долгов и сделать акцент на снижении доли внешнего долга, что поможет обеспечить независимость страны на мировой арене. Следует провести ряд реформ, направленных на развитие финансового и инвестиционного рынков.

Практика использования частных силовых (военизированных) организаций в вооружённых конфликтах, привлечения на контрактной основе военных специалистов, советников и инструкторов для подготовки полицейских и вооружённых сил имеет длительную историю.

Первая в новейшей истории частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании , её основателем являлся полковник британской армии Дэвид Стерлинг (ранее создавший SAS).

Увеличение численности контрактников было отмечено уже в середине 1970-х годов. Один из первых крупных контрактов в новейшей истории был заключён в 1974 году, когда частная военная компания «Vinnell Corp.», принадлежавшая американскому военно-промышленному концерну «Northrop Grumman», заключила с правительством США контракты более чем на полмиллиарда долларов. Её сотрудники должны были заняться подготовкой Национальной гвардии Саудовской Аравии и защитой нефтяных месторождений в этой стране.

После начала войны в Анголе центры по вербовке наёмников для участия в войне были открыты в нескольких странах мира. На международном уровне получила широкую известность созданная в Великобритании частная фирма «Security advisory services», которая осуществляла вербовку наёмников из числа граждан стран Западной Европы, обеспечение их снаряжением и отправку для участия в войне. В июле 1976 года в Луанде состоялся судебный процесс над взятыми в плен иностранными наёмниками, в ходе которого было установлено, что из Великобритании были отправлены 96 наёмников (36 из которых были убиты, 5 пропали без вести и 13 были ранены в ходе боевых действий, и ещё один - расстрелян по приговору военного трибунала). Результаты процесса стали причиной рассмотрения вопроса английским парламентом, в ходе которого было установлено, что деятельность фирмы «Security advisory services» представляла собой прямое нарушение закона 1870 года, запрещавшего вести вербовку наёмников для участия в войне. Тем не менее, виновные в нарушении закона названы не были.

В дальнейшем, количество ЧВК и их сотрудников имело тенденцию к увеличению: «В последнее время растет численность „наёмников в белых воротничках“. Так называют военных и технических специалистов из США, Англии, Франции и других ведущих капиталистических стран, которые вербуются на работу в военных органах ряда развивающихся стран, например, Ирана, Омана, Саудовской Аравии, Египта. По данным государственного департамента США , в начале 1978 года за границей над реализацией военных программ работали около 11 300 американских граждан - в три раза больше, чем в 1975 году».

В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было).

4 Moran Security Group



Moran Security Group - частная военная компания России, которая предоставляет комплекс услуг в области безопасности, консалтинга, транспортных перевозок, а также медицинского обеспечения и перевозок грузов. Вся деятельность Moran Security Group осуществляется на основе законодательства Российской Федерации. Основные выполняемые функции - вооруженное сопровождение и конвой судов, охрана различных объектов, логистика, разведка и т.д. Moran Security Group является владельцем военно-морского учебного центра, который расположен на территории Санкт Петербурга .

3 Антитеррор-Орел


Антитеррор-Орел - частная военная компания России, которая осуществляет свою деятельность с 1998 года. Организация была создана бывшими военнослужащими. Сотрудниками ЧВК являются военнослужащие запаса, а также ветераны ГРУ, ВЫМПЕЛА и ВМФ. Антитеррор-Орел занимается охраной объектов, подготовкой военных кадров, а также выполняет саперные работы.

2 ЧВК МАР

ЧВК МАР - частная военная компания Санкт Петербурга, которая осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации. Как заявляет МАР, она действует в строгом соответствии с законами страны, где оказываются ее услуги. ЧВК оказывает услуги следующего характера: тех.защита и разведка, военная деятельность, охрана автоколонн, физических лиц, газо- и нефтепроводов, иных объектов, конвоирование грузов, правовое/юридическое обеспечение и т.д.

1 РСБ-Групп

РСБ-Групп («Российские Системные Безопасности») - частная военная компания Москвы, которая имеет несколько направлений. Она имеет дивизион как сухопутных, так и морских операций. Дивизион морских операций оказывает услуги вооруженной защиты, сопровождения и охраны гражданских судов, проведения аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ. Дивизион сухопутных операций оказывает вооруженную охрану объектов, проводит разведку, а также обучение и т.д. Создателями данной ЧВК являются офицеры запаса ГРУ и ФСБ , профессиональные военные, которые имеют богатый командный и боевой опыт. Деятельность РСБ-Групп базируется на соблюдении законодательства Российской Федерации. Сотрудники РСБ-Групп не участвуют в вооруженных конфликтах в качестве наемников, а также не занимаются консультированием организаций и группировок, которые имеют какое-либо отношение к террористическим организациям.

В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2015 года предусматривается в размере 7 245,5 млрд. рублей, что на 1 193,0 млрд. рублей, или на 19,7 %, выше оценки государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2014 года.

Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (по состоянию на конец года) в 2012 – 2016 годах представлена в следующей таблице.

2012 год отчет

2013 год закон

2014 год проект

2015 год проект

2016 год проект

2016 к 2013 году

Млрд. руб

Млрд. руб

Млрд. руб

Млрд. руб

Млрд. руб

Государственный внутренний долг, всего

в том числе:

государственные ценные бумаги

государственные гарантии

Анализ приведенных данных показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. При этом доля указанного долга в объеме государственного внутреннего долга увеличится незначительно - с 69,5 % в 2014 году до 69,6 % в 2016 году.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2014 году составит 5 034,4 млрд. рублей, что на 3,4 % больше, чем в 2013 году. За 2014 – 2016 годы он увеличится в 1,3 раза и к концу 2016 года составит 6 498,6 млрд. рублей.

В соответствии с Основными направлениями главным инструментом привлечения средств в планируемый период выступят ОФЗ, диверсифицированные по срокам до погашения, а приоритетным направлением эмиссионной политики должен стать выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия краткосрочных (до 1 года) инструментов предполагается лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. С целью качественного расширения базы инвесторов в ОФЗ должна будет рассматриваться возможность выпуска государственных ценных бумаг, обеспечивающих «защиту» от инфляции. В качестве целевого ориентира дюрации портфеля ОФЗ устанавливается срок 5 лет.

Как и в предыдущие годы, законопроектом предусматривается активное использование механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий Российской Федерации (далее – государственные гарантии). В 2014 - 2016 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации: с 2 211,2 млрд. рублей на 1 января 2015 года до 2 836,9 млрд. рублей на 1 января 2017 года, или на 28,3 %.

В соответствии с программами государственных гарантий Российской Федерации в 2014 - 2016 годах (приложения № 38 и №40 к законопроекту) планируемый объем их предоставления будет уменьшаться и составит:

в валюте Российской Федерации в общей сумме 1 317,2 млрд. рублей, в том числе в 2014 году – 691,5 млрд. рублей, в 2015 году – 523,2 млрд. рублей, в 2016 году – 102,5 млрд. рублей; в иностранной валюте – в общей сумме 11,8 млрд. долларов США, в том числе в 2014 году – 4,4 млрд. долларов США, в 2015 году – 3,4 млрд. долларов США, в 2016 году – 4,0 млрд. долларов США.

Следует отметить, что программами государственных гарантий на 2014 - 2016 годы как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте предусматривается предоставление государственных гарантий в основном без проверки финансового состояния принципала и без наличия права регрессного требования, что может создавать риски наступления гарантийных случаев по организациям, не расплатившимся с кредиторами, и быть обременительным для федерального бюджета.

В 2014 - 2016 годах предусматривается предоставить государственные гарантии в валюте Российской Федерации: по обязательствам ОАО «РОСНАНО», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Курорты Северного Кавказа»; на осуществление инвестиционных проектов; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов с Министерством обороны Российской Федерации; на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы»; по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, осуществляющими основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа; на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа; на реализацию инвестиционных проектов по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае, Республике Адыгея.

В соответствии с Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложение № 38 к законопроекту) в предусматриваемой общей сумме гарантирования в 2014 – 2016 годах основную долю будут составлять государственные гарантии, предоставляемые по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК).

Удельный вес государственных гарантий, предоставляемых организациям ОПК, в 2014 году составит 80,4 % общего объема, предусмотренного Программой (556,0 млрд. рублей), в 2015 году он будет уменьшаться и составит 76,4 % (399,7 млрд. рублей); в 2016 году предоставление их не предусматривается. По сравнению с 2013 годом объем предоставления указанных гарантий за 2014 - 2015 годы вырастет на 521,8 млрд. рублей, или в 2,2 раза, и составит 955,7 млрд. рублей.

Следует отметить, что фактическое исполнение программы государственных гарантий в валюте Российской Федерации составляло в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %, в 2011 году – 48,1 %, в 2012 году – 67,8 %.

В 2012 году предоставлена 61 государственная гарантия в валюте Российской Федерации на общую сумму 335,4 млрд. рублей и 6 государственных гарантий в иностранной валюте на общую сумму, эквивалентную 10,5 млрд. долларов США.

В соответствии с законопроектом в 2014 – 2016 годах государственный внутренний долг по государственным гарантиям увеличится на 625,7 млрд. рублей, или в 1,3 раза, при этом его доля в общем объеме государственного внутреннего долга будет составлять 30,5 %, 32,3 % и 30,4 % соответственно.

Пунктом 3 статьи 14 законопроекта устанавливаются верхние пределы государственного внутреннего долга по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации: на 1 января 2015 года – 2 211,2 млрд. рублей, на 1 января 2016 года – 2 734,4 млрд. рублей, на 1 января 2017 года – 2 836,9 млрд. рублей.

Так, по данным Государственной долговой книги Российской Федерации, по сроку действия гарантии по состоянию на 1 сентября 2013 года фактически прекращено действие государственных гарантий на сумму 14,8 млрд. рублей, также планируется прекращение действия государственных гарантий за 2013 и 2014 годы на сумму 53,9 млрд. рублей, за 2015 год - на 39,8 млрд. рублей, за 2016 год - на 127,6 млрд. рублей.