Экономико-политическая ситуация в россии. Предварительные данные и основные тенденции

Экономическая и политическая ситуация

в СССР накануне «перестройки»

Для советского общества середины 1980-х гг. характерны отчуждение населения от собственности и власти, идеологизация всей общественной жизни, сверхцентрализация политической системы. Реальная власть в обществе принадлежала КПСС. В экономике действовали командно-административные методы управления. Готовность такого общества к переменам была ограничена жесткими рамками политической системы. Советская экономика была способна достаточно успешно решать задачи, которые стояли перед обществом, переходящим от аграрного к индустриальному. Эта система обеспечивала миллионы людей стандартным жильем, одеждой, стандартными гарантиями социального государства. Постепенно люди желали улучшить качество жизни, а ресурсов для удовлетворения новых потребностей не хватало. Индустриальная система, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении, не могла обеспечить дальнейший рост эффективности производства. Но руководство страны не было готово к решению постиндустриальных задач. Переход к постиндустриальным отношениям требовал отказа от всеобщей управляемости в пользу большей самостоятельности и интеллектуальности личности и коллективов, более равноправных связей. Для внедрения компьютерных технологий требовались не командные связи между людьми, а автономия творческих групп, интенсивный обмен информацией.

Важнейшим фактором существования советской экономики был военно-промышленный комплекс. Это объяснялось советской политической системой, ориентированной на военное противостояние с Западом. Производство военной техники в общем объеме продукции машиностроения составляло более 60%, доля военных расходов валового национального продукта – около 23%. Зарубежные источники свидетельствуют, что в начале 1980-х гг. СССР выпускал танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5 раз, артиллерийских орудий – в 9 раз, атомных подводных лодок – в 3 раза. В оборонной промышленности СССР работало 5–8 млн человек, в США – 2,2 млн. Этот «перекос» привел к диспропорциям в советской экономике.

СССР как мировая сверхдержава несла тяжесть военных расходов, помогала дружественным странам, проявляла жизнеспособность советской системы, конкуренцию с развитыми странами. Советское государство доказывало свою состоятельность прорывами в отдельных секторах, например, в космосе, отдельных видах вооружений и т. д. СССР, являясь одной из сверхдержав, поддерживал геополитический баланс. Однако этот баланс нарушался вследствие более высоких темпов развития западных стран. Когда экономика развитых стран Запада к началу 1980-х гг. совершила переворот в производстве, науке, технике, сфере услуг и поднялась на новую стадию научно-индустриального развития, экономика СССР продолжала оставаться на индустриальной стадии. Передовые страны сделали ставку на ресурсосбережение, технический прогресс, информатику и компьютеризацию, а в СССР приоритеты оставались за экстенсивным производством. Советская экономическая система оказалась неспособной реагировать на последствия научно-технической революции и продолжала работать в традиционном для индустриального общества направлении – машиностроение, энергообеспечение, металлургия. Это привело к тому, что во второй половине 1980-х гг. СССР лидировал в мире по производству низкокачественной техники.

В СССР оставался неудовлетворенным потребительский спрос. Так, в советском государстве было в 10 раз меньше телефонов, чем в США, в 100 раз меньше компьютеров, не все города и поселки были снабжены водопроводом и канализацией.

Советская экономика теряла свою эффективность. Так, вложения в сельское хозяйство за 1976–1985 гг. составили 150 млрд долларов, а зерно закупалось в Канаде. Страна собирала зерновые в несколько раз меньше, хотя производила зерноуборочные комбайны в среднем в 12 раз больше, чем в США.

Неэффективность плановой экономики компенсировалась «легкими» деньгами от продажи нефти за границу. Это позволяло государству закупать импортные товары и продукты питания для насыщения внутреннего рынка. Но дефицит товаров продолжал усиливаться, а страна все больше становилась зависимой от импорта. В 1980 г. на мировом рынке произошло падение цен на нефть, что привело к уменьшению доходов от экспорта, сокращению покупок импортных товаров. При этом военные расходы страны составили 27% валового национального продукта (в США – 6,5%). Значительные затраты на производство оружия, продажа его в долг странам третьего мира обостряли социально-политическую обстановку в СССР.

Особую роль в экономике СССР выполняла «теневая экономика». К середине 1980-х гг. треть спроса населения страны на услуги погашалась частными лицами. «Теневая экономика» компенсировала неразвитость бытового и других секторов обслуживания населения. Это ставило под сомнение одно из достижений советского строя – бесплатность образования, здравоохранения и жилья. Капиталы «теневой экономики» были сопоставимы с финансированием отдельных отраслей бюджета. Наиболее криминализированными оказались торговля и сфера обслуживания.

Управленческий аппарат был слишком раздут, наделен большими полномочиями, сращен с партийным. В то же время Советы не имели реальной власти. В результате советские граждане были отстранены от реального участия в управлении и решении государственных дел. Это сковывало инициативу, активность народа.

Коммунистическая партия отставала от общественного развития, продолжая верить в свою незыблемость. Подменяя собой хозяйственные органы и отдавая команды, КПСС все более возвышалась над обществом. Тем самым партия подрывала свои основы, а общество утрачивало веру в справедливость. Длительная монополия КПСС на власть превращала ее в бюрократическую структуру. Бюрократизм стал тормозом на пути развития страны. Курс Л.И. Брежнева на стабильность кадров привел к их несменяемости, к старению руководства партии.

К середине 80-х гг. численность КПСС составила более 19 млн человек. В партию пришло много политически пассивных людей, карьеристов, людей, связанных с теневой экономикой.

Конституция СССР 1977 г. провозглашала самую демократическую процедуру выборов, независимость советского суда, демократические свободы и т. д. В действительности демократические выборы с альтернативными кандидатами, подлинная свобода отсутствовали. Конституция утверждала руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе.



Каждые 5 лет собирались съезды партии, на которых провозглашалась задача выработки концепции внешней политики и основных направлений пятилетних планов в экономической сфере. На самом деле съезды постепенно превращались в заранее срежисированные спектакли, которые основная масса участников съезда одобряла. Политические решения принимались не на съездах, а на заседаниях Политбюро.

В СССР в течение десяти предперестроечных лет происходило изменение идеологии, утрачивался идеал построения коммунизма. В период руководства страной и партией Л.И. Брежнева была сформулирована концепция «совершенствования развитого социализма». За этой формулировкой терялся коммунизм как высшая цель.

В начале 1980-х гг. советское общество столкнулось с продовольственным кризисом. Между обществом и политическим руководством произошел конфликт, который выразился в первых крупных забастовках, в несогласии населения с социальными ценностями и нормами. Активизировалось правозащитное и диссидентское движения.

11 марта 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был избран новый Генеральный секретарь ЦК КПСС. Им стал М.С. Горбачев, который в первые месяцы осуществил перестановки в партийно-политическом руководстве страны. На пенсию были отправлены наиболее консервативные руководители. Новый Генсек начал формировать свою команду, в первоначальный состав которой вошли: Н. Рыжков – Председатель Совета министров, Е. Лигачев – секретарь ЦК по идеологии, Б. Ельцин – секретарь ЦК по вопросам строительства, Э. Шеварднадзе – министр иностранных дел.

Основная задача внутренней политики нового руководства состояла в укреплении власти, защищающей интересы номенклатуры, принятие мер по ликвидации кризисного состояния общества. Руководство долго искало методы преодоления кризиса. Поиск альтернатив был назван «перестройкой». Но у руководства отсутствовала готовая программа преобразований. «Перестройка» сводилась к модернизации существующей системы, к обновлению социализма на основе демократизации жизни.

1. Существовала ли в СССР в первой половине 1980-х гг. необходимость экономических и политических преобразований? Ответ аргументируйте.

2. Что такое «перестройка»?

В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой - разного рода полу законной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.

Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.

В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.

Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации» на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны.

Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)...

Когда открылся первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь «игрой в демократию», каковой он, собственно, и являлся. Ко второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным мановением руки сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. Введение президентства.

Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.

К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках приведут к победе радикальных сил («Демократическая Россия», РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по «сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.

Говоря о СССР, нужно сделать существенную оговорку, насчет первого президента Советского Союза, которым стал Михаил Сергеевич Горбачев, поскольку это тоже сыграло свою роль в истории СССР, в частности в распаде. Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, «недоступной простому смертному» аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить курс на обновление социализма с его, ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбел по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.

На этом все партийные «перестройки» до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако «свалить» Лигачева на партийной арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву, в конце концов, пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг двух пунктов. Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического капитализма «сверху»? Или же, напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование капитализма «снизу»?

Таким образом, можно отметить, что первые предпосылки распада СССР возникли ещё с 70-х годов. Росла доля теневого сектора экономики, увеличивалась дифференциация общества, падал уровень производительности труда, увеличение влияния бюрократов, рост коррупции. Всё это сыграло немаловажную роль в развале Советского Союза. Во время перестройки одной из основных политических причин распада СССР являлись разногласия и неопределённость внутри государства, что проявлялось в борьбе между либералами и консерваторами. Не было принято единое, национальное решение: «В какую же сторону двигаться?» Одни выступали за постепенное введение государственно-бюрократического капитализма, другие - за ликвидацию бюрократических структур и стихийное формирование капитализма.

Следует отметить, что в России крепостное право наиболее долго держалось и приняло такие грубые формы, что на практике ничем не отличалось от рабства. Но оно было ужасно не только с моральной и нравственной точки зрения, оно было несостоятельно и по своей внутренней сути. Возможности крепостного хозяйства как экономической системы в России ко второй четверти XIX в. были полностью исчерпаны, и в последние предреформенные десятилетия (30 - 50-е годы XIX в.) оно вошло в полосу глубокого кризиса. «Помещичьи хозяйства, базирующиеся на подневольном, крепостном труде, все более приходили в упадок. Резко упала производительность барщинного труда, показателем чего является падение урожайности в помещичьей деревне. По расчетам историка И. Д. Ковальченко, в регионах с преобладанием барщинной формы эксплуатации крестьян средняя урожайность зерновых культур к середине XIX в. составляла 75-80% по отношению к урожайности первого десятилетия XIX в. ». Помещики увеличивали число барщинных дней в неделю и вместе с тем вводили «урочную систему» (т. е. устанавливали определенные нормы дневной выработки на барщине), иногда практиковали частичную оплату барщинных работ. Однако все эти меры «стимулирования» и интенсификации барщины не могли возместить возрастающие потери от падения производительности барщинного труда. Барщинный крестьянин оказывал явное и тайное сопротивление нажиму со стороны помещика. Помещики постоянно жаловались на «лень» и «нерадение» мужика на барской работе, и это несмотря на применение жестоких наказаний. «Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить», - писал в 1847г. в статье «Охота пуще неволи» крупный помещик А. И. Кошелев. Наиболее дальновидные помещики понимали преимущества вольнонаемного труда перед крепостным, понимали, что крепостная неволя исключает всякие стимулы производительного труда (кроме разве страха наказания).Но осознание этого еще не давало возможности в тогдашних условиях, при узости рынка наемной рабочей силы и ее дороговизне, перейти даже передовым помещикам от крепостного труда к наемному. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них в то время числилось более 70% крепостных крестьян). Однако серьезные трудности переживали и имения оброчные. Начиная с 20-х годов XIX в. повсеместно растут недоимки в уплате оброков по оброчным имениям. (Недоимочность в оброчных имениях, конечно, служила и показателем непосильности для крестьян оброчных платежей.) Помещичьи имения закладывались и перезакладывались. К моменту отмены крепостного права помещиками было заложено в различных кредитных учреждениях более 2/3 крепостных крестьян, а сумма долга этим учреждениям достигла астрономической величины - 425 млн. руб.Крепостное право было неэффективно не только из-за того, что не стимулировало крестьянский труд, но оно также вело к «хозяйственной» деградации помещиков, т. к. в подавляющем большинстве случаев их интерес был направлен не на повышение эффективности производства, которая требовала постоянного внимания и заботы о своих делах, а на более «тщательную» эксплуатацию крестьян. Крепостничество таким образом «било» сразу с двух направлений: оно неизбежно вело к снижению как крестьянской, так и помещичьей инициативы. Выражением социального кризиса явился последовательный
рост в предреформенные десятилетия крестьянского антикрепостнического движения. За вторую четверть XIX в. было зарегистрировано 709 крестьянское волнение (в среднем 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее предреформенное десятилетие (1851 -1860гг.) - 1010 (101 волнение за год). Помимо волнений и восстаний протест крестьянства против крепостничества проявлялся и в других формах: убийства помещиков и управляющих имениями, бегство от помещика, жалобы местным властям и царю, распространение слухов о воле, будораживших умы крестьян. Высшие полицейские власти указывали на опасность всех этих проявлений крестьянского протеста: «Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим, - говорится в отчете III отделения за 1839 год, весь дух народа направлен к одной цели - к освобождению... Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством, и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же». III отделение указывало на появление среди крестьян «рассуждающих голов», которые задумывались над причинами социального неравенства, формулировали крестьянские антикрепостнические требования». Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Крымская война способствовала углублению кризиса феодализма, придав ему всеобъемлющий характер. Громадные расходы на войну серьезно подорвали финансы государства. Частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население. Все это вызвало заметное нарастание массового антикрепостнического движения крестьянства. В 1854-1855гг. ясно обозначилась волна побегов крестьян от помещиков. Таким образом, перед российским правительством со всей неотвратимостью встали экономические и политические задачи: необходимо было разрешить острые социальные проблемы, выйти из тяжелого финансового и экономического кризиса и при этом сохранить положение России в числе ведущих держав мира. Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856г. перед представителями московского дворянства. В этой речи Александр II, упомянув о своем нежелании сейчас «дать свободу» крестьянам, вынужден был в то же время заявить о необходимости в принципе приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно само будет отменено «снизу».

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура внешней торговли Российской Федерации, перспективы развития страны. Характеристика состояния внешней торговли РФ. Цели, принципы и приоритеты ВЭД России. Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики. Экспорт и импорт России.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Правовое регулирование внешнеэкономической политики в РФ. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли. Место России в международных инвестиционных процессах. Перспективы развития внешнеэкономических связей страны в свете вступления в ВТО.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2014

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. Состояние и тенденции развития внешней торговли. Присоединение страны к Всемирной торговой организации: целесообразность, проблемы. Место страны в международных инвестиционных процессах.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли, внешнеторговый баланс. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках. Перспективы присоединения к ВТО, преимущества от членства.

    практическая работа , добавлен 12.10.2009

    Анализ классических и современных теорий международной торговли. Понятие, закономерности развития мировой торговли. Особенности строения внешней торговли Российской Федерации, перспективы и особенности ее дальнейшего развития на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011