Предложение денег в экономике является. Предложение денег в экономике

  • Национальная денежная единица — мера денег принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и др.);
  • Формы денег — овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и выступает законным платежным средством в наличном обороте;
  • Валютный паритет — соотношение с другими валютами;
  • Институты денежной системы -государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа денежных систем:

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств.

История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных систем как биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов — золота и серебра (XVI — XIX вв.), и монометаллизм, использующий в обращении лишь один металл, — золото.

В свою очередь монометаллизм существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлению суммы, соответствующей цене стандартного слитка); золотодевизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную валюту — девизы, разменную — на золото).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег, которая характеризуется следующим:
  • демонетизация золота;
  • отмена золотого содержания банкнот;
  • значительное расширение безналичного оборота;
  • господствующее положение кредитных денег;
  • усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;
  • государственное регулирование денежного обращения.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может быть увеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляции), так как не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы.

Денежная масса и предложения денег

— совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квази-деньги" (от латинского "quasi" — как будто, почти), т.е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют также монетарной или денежной базой, поскольку они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковского сектора и от спроса на деньги, т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Предложение и спрос на деньги определяют, в основном, объем и конъюнктуру денежного рынка.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:
  1. Агрегаты М-1 — "деньги для сделок" — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
  2. Агрегаты М-2 и М-3включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами".
  3. Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L, наряду с М-3, включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, поскольку без особых трудностей могут быть обращены в наличность. Агрегаты D включают как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений:

  • коммерческими банками
  • государственным казначейством
  • эмиссионным банком.

Спрос на деньги и теоретические модели спроса на деньги

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег — быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций).

Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному . Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость представлена кривой спроса на деньги D м (рис. 3.1). Кривая общего спроса на деньги D м обозначает общее количество денег, которое население и
фирмы хотят иметь для сделок и приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Теоретические модели спроса на деньги

1. Спрос на деньги и количественная теория . Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращении денег в движении доходов, которая определяется как:

  • М — количество денег в обращении;
  • V — скорость обращения денег;
  • P — абсолютный уровень цен;
  • Y — реальный объем производства.

Если преобразовать формулу этого уравнения следующим образом

то мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отншению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр D м — величину спроса на деньги, то получим

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
  • от абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
  • от уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются и реальные доходы населения, а значит людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
  • от скорости обращения денег, все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут воздействовать и на спрос на деньги.

2. Спрос на деньги в кейнсианской модели . Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 считаются абсолютно ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
  • для использования денег в качестве средств платежа (транзакционный мотив хранения денег);
  • для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
  • спекулятивный мотив — мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.

Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

3. Современная теория спроса на деньги .Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели следующими особенностями:

  • она рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах, краткосрочные ценные бумаги, облигации и акции корпораций и т.п.;
  • современная теория отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;
  • современная теория рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
  • современная теория включает в себя и другие условия, влияющие на желание население и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях: при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
  • современная теория учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке

Денежный рынок — это часть финансового рынка, рынок краткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

На рис. 3.2 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кривая предложения S m имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный банк, контролирующих денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменений номинальной процентной ставки.

Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которое хозяйственные агенты хотят сохранить в форме М-1, количеству денег, предлагаемому центральным банком.

Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд руб. лишь при равной 7%. При других ставках процента равновесие невозможно. При более низкой процентной норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым толкая вниз цены на ценные бумаги, а норму процента вверх, достигая тем самым равновесия, и наоборот.

А сейчас попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Предположим, что предложение денег увеличилось со 150 млрд руб. до
200 млрд. руб. (рис. 3.3).

Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшении ставки процента с 7% до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд руб. Излишек предложения в 50 млрд руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшится, и население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов.
При ставке процента, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будет равно
200 млрд руб.

Проанализируем последствие изменения в спросе на деньги. Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е 1 при номинальной ставке процента, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение D м 2 .

3.3 Увеличение предложения денег

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, что может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм в соответствии с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

Денежный рынок сеть институтов, которые обеспечивают взаимодействие предложения и спроса на деньги, а также сами денежные потоки . Он характеризуется определенным объемом денежной массы. Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

Предложение денег ( MS ) – это наличные деньги (бумажные и металлические) и деньги на депозитах в банках, т.е. наличие всех денег в экономике, что можно выразить формулой: MS = C + D , гдеMS– предложение денег; C – наличность;D– депозиты.

В современной экономике предложение денег создается банковской системой. Центральный банк создает путем эмиссии (выпуска) денег (банкнот и монет), а коммерческие банки – путем выдачи ссуд фирмам и населению (кредитная эмиссия).

Предложение денег регулируется Центральным банком. Если оно фиксировано на определенное время и не зависит от процентной ставки, то графически кривая предложения денег имеет вид вертикальной прямой (рис. 1).

Рис.1. Предложение денег не зависит от процентной ставки

Если же Центральный банк ставит своей целью сохранение на определенном уровне ставки процента, не обращая внимания на количество денег на денежном рынке, то кривая предложения денег будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 2).

Рис. 2. Предложение денег при фиксированной процентной ставке

Предложение денег в реальной жизни – величина переменная. Кроме банков на него оказывает влияние поведение других экономических субъектов, например, домашних хозяйств. Они самостоятельно решают, какую часть своих сбережений хранить на депозитах в банках, тем самым формируют возможности коммерческих банков осуществлять кредитную эмиссию, а, значит, и влияют на предложение денег в экономике.

3. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка

Совокупный спрос на деньги (D m ) – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Основными факторами, определяющими величину спроса на деньги, являются: необходимость совершать сделки по приобретению товаров и услуг и необходимость сбережения денег в виде наличности, акций или облигаций. Поэтому совокупный спрос на деньги состоит из двух составляющих:

– спрос на деньги для сделок (MD t)

– спрос на деньги со стороны активов (MD a).

Спрос на деньги для сделок связан с функцией денег как средство обращения. Он определяется уровнем номинального ВВП. Чем больше в стране производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше будет спрос на деньги для сделок. Между двумя названными переменными прямая зависимость. Кроме того, спрос на деньги для сделок находится в обратной зависимости от скорости обращения денег. Это можно выразить следующим равенством: М = ВВП / V , где М – количество денег; ВВП – номинальный ВВП;V– скорость обращения денег.

Спрос на деньги для сделок не зависит от процентной ставки (i), поэтому графически он выглядит как вертикальная прямая линия (рис.3).

Рис.3. Спрос на деньги для сделок

Причина существования спроса на деньги со стороны активов вытекает из функции денег как средства сбережения. Люди хотят накопить деньги, чтобы в любой момент приобрести другие финансовые активы – акции, облигации. Если хранить деньги дома в виде наличности, то они не приносят никакого дохода (процента). Но их можно незамедлительно использовать для покупки товаров и услуг, поскольку деньги обладают высокой ликвидностью. Привлекательность хранения финансовых активов в форме акций, облигаций состоит в том, что ценные бумаги приносят владельцу доход в виде процента. Поэтому человек стоит перед выбором: сколько финансовых активов держать в виде наличных денег, а сколько в виде ценных бумаг. Исход решения зависит от процентной ставки: чем она выше, тем выше спрос на ценные бумаги и тем ниже спрос на наличные деньги, и наоборот. Следовательно, спрос на деньги со стороны активов обратно пропорционален уровню процентной ставки. Эту зависимость графически можно изобразить следующим образом (рис. 4):

Рис. 4. Спрос на деньги со стороны активов

Таким образом, совокупный спрос на деньги можно определить как сумму спроса для сделок и спроса на деньги со стороны активов: MD = MD t + MD a .

Cтраница 1


Сокращение предложения денег [ денежной массы) обычно связано с падением ВВП. Компоненты предложения денег и их роль в макроэкономике являются предметом гл.  

Равновесие денежного рынка.| Механизм денежного рынка.  

Сокращение предложения денег также ведет к росту ставки процента (рис. 4 - 3 6), и наоборот.  


При сокращении предложения денег все происходит в обратном порядке.  

ДЕНЕЖНАЯ ГИПОТЕЗА - утверждение, что сокращение предложения денег является причиной большинства экономических кризисов. Сторонниками этой гипотезы являются А.  

ДЕНЕЖНАЯ ГИПОТЕЗА - утверждение, что сокращение предложения денег является причиной большинства экономических кризисов.  

Массовый перевод чековых вкладов в наличность, охвативший страну в 1930 - 1933 гг., привел к сокращению предложения денег в экономике. Отток наличных денежных средств из банков означал для них утрату резервов и многократное уменьшение объема ссуд и чековых вкладов.  

Стабилизационная кредитно-денежная политика реализуется как экспансионистская (расширение предложения денег) в период экономического спада и как рестриктивная (сдерживание роста денежной массы или сокращение предложения денег) в период перегрева экономической конъюнктуры.  

Таким образом, сокращение объема производства уменьшает спрос на деньги. Более того, замедление деловой активности приводит к тому, что предприниматели меньше обращаются в банки за ссудами, а тем самым - к сокращению предложения денег.  

Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.  

Задача Д.п. состоит в поддержании равновесия между спросом на деньги и предложением денег на уровне, обеспечивающем наиболее высокую эффективность развития экономики страны. В краткосрочном периоде сокращение предложения денег повышает процентную ставку, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций и, следовательно, к падению объема производства. Чрезмерное же предложение денег ведет к снижению процентной ставки и расширению производства, но это будет перегрев экономики, чреватый опасностями ускоренной инфляции. В долгосрочном периоде влияние Д.п. уменьшается. России), но в долгосрочном плане это ничего, кроме ускорения инфляции, дать не может, а спад производства возобновится.  

Банк получает дополнительные резервы при депонировании клиентом денежных средств, снятых им со счета в другом банке, однако осуществление этой операции не влечет увеличения объема резервов в банковской системе в целом. Чтобы это произошло, в банковскую систему извне должны поступить новые резервы, либо должна быть снижена норма обязательных резервов, что увеличивает объем денежной массы, необходимой для поддержания определенного уровня резервов. Таким образом, понижение и повышение нормы обязательных резервов изменяют объем денежной массы, необходимый для поддержания резервного объема, и посредством мультипликатора денежно-кредитной экспансии изменяют объем платежных средств частных банков, вызывая рост или сокращение предложения денег.  

Страницы:      1

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный мо-мент. Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

В современной рыночной экономике предложение денег создаётся банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путём предоставления ссуд.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Рисунок 4 - Компоненты денежного рынка.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.

Для измерения количества денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами М 1 , М 2 , М 3 , группирующими различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

М 1 - это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные.

М 2 - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М 1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. Различие между М 1 и М 2 заключаются в том, что в состав М 2 включены квази-деньги, которые, по крайней мере, затруднительно использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.

Следующий агрегат М 3 включает в себя М 2 плюс крупные срочные вклады и суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг.

В США для определения денежной массы используются четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три, в Англии и Франции - два.

В Беларуси используют четыре денежных агрегата:

М 0 - выпущенные в обращение Национальным банком РБ наличные деньги, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Нацбанка РБ, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях (по РБ - 14009,2 млрд. рублей);

М 1 - включает наличные деньги (М 0) и переводные депозиты (остатки средств небанковских кредитно-финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) (по РБ - 42185,4 млрд. рублей);

М 2 - рублевая денежная масса, которая кроме агрегата М 1 включает срочные депозиты, открытые в банках в белорусских рублях, а также средства в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных банками и находящихся вне банковского оборота(по РБ - 98592,4 млрд. рублей);

М 2 - новый денежный агрегат (введён в действие с 1 января 2004г. постановлением Правления Национального банка от 25.11.2003 г. № 200) - «рублевая денежная масса в национальном определении». Он включает все виды денежных средств агрегата М 2 , а также средства в ценных бумагах физических и юридических лиц в белорусских рублях (по РБ - 96069,7 млрд. рублей);

М 3 - «широкая денежная масса» - наличные деньги вне банков (М 0) (по РБ - 230336,5 млрд. рублей), переводные депозиты, срочные депозиты резидентов Республики Беларусь (коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, небанковских финансовых организаций и физических лиц), размещенные в Нацбанке РБ и банках - резидентах Республики Беларусь в валюте Республики Беларусь и иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) выпущенных Нацбанком и банками - резидентами Республики Беларусь, находящиеся вне банковского оборота, депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь.

Предположим, что предложение денег уменьшилось, тогда кривая S m сдвинется в положение S m1 .


Рисунок 5 - Равновесие денежного рынка и его изменение.

Рисунок 6 - Изменения предложения на деньги.

При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Чтобы получить необходимое количество денег, банки, население начнут продавать облигации. Рост предложения облигаций приведёт к снижению их рыночной стоимости. Однако, чем ниже цена облигаций, тем выше процентная ставка. По мере увеличения процентной ставки будет расти спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги, что соответствует движению вверх и влево по кривой спроса D m . Когда ставка процента станет равной i 1 , денежный рынок достигнет нового положения равновесия в точке Е 1 .

Увеличение предложения денег сдвигает кривую S m вправо, в положение S m2 . При существующей ставке процента r E предложение денег будет больше спроса. Пытаясь наиболее эффективно задействовать имеющиеся «лишние» деньги, банки, население начнут покупать облигации. Спрос на них возрастёт, что приведёт к повышению рыночной цены облигаций и соответственно к уменьшению ссудного процента. По мере его снижения будет сокращаться спрос на облигации и увеличиваться спрос на наличные деньги до тех пор, пока денежный рынок не достигнет нового положения равновесия в точке E 2 при ставке процента r 2 .

Теперь допустим, что увеличение ВВП привело к росту спроса на деньги с D m до D m1 .

Рисунок 7 - Изменения спроса на деньги.

При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Попытка приобрести необходимое количество денег приведёт к продаже облигаций. Рыночная цена ценных бумаг снизится, что обусловит повышение процентной ставки. По мере её роста будет сокращаться спрос на деньги. Этот процесс закончится тогда, когда ставка процента станет равной i 1 . Новое положение равновесия наступит в точке E 1 .

Уменьшение спроса на деньги приведёт к сдвигу кривой D m1 в положениеD m . В этом случае при ставке процента r 1 предложение денег будет превышать спрос. Банки, население попытаются избавиться от «лишних» денег, покупая ценные бумаги. Эти действия вызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в точке Е, когда ставка процента станет равна r Е.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.

Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Как считал Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:

  • 1) для использования денег в качестве средств платежа (транзакционный мотив хранения денег);
  • 2) для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
  • 3) спекулятивный мотив -- мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.

Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Ситуация в экономике Республики Беларусь в 2013 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста. Снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к ухудшению сбалансированности внешней торговли, падению объемов промышленного производства при увеличении запасов готовой продукции. Негативное влияние на устойчивость экономики оказали высокая импортоемкость, превышение роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, недостаточный уровень прямых

иностранных инвестиций.

Поддержанию экономического роста в 2013 году способствовали сохранение потребительского спроса на достаточно высоком уровне и возобновление инвестиционной активности.

Объем валового внутреннего продукта в 2013 году составил 636,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2012 года на 0,9 процента (в 2012 году - на 1,7 процента).

Энергоемкость ВВП в 2013 году сократилась на 11,1 процента (в 2012 году увеличилась на 5,6 процента).

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 18,2 процента (в 2012 году - на 14,1 процента). Реализация платных услуг населению в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на 7,9 процента (в 2012 году - на 7,6 процента).

Реальная заработная плата населения в 2013 году увеличилась на 15,8 процента (в 2012 году - на 21,9 процента), реальные располагаемые денежные доходы - на 15,4 процента (в 2012 году - на 21,5 процента).

Инвестиции в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах увеличились на 7,5 процента (в 2012 году сократились на 11,7 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал составил 202,7 трлн. рублей, их удельный вес в ВВП - 31,8 процента (в 2012 году - 29,1 процента).

В технологической структуре инвестиций в основной капитал

преобладали расходы на строительно-монтажные работы (52,7 процента), на инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транспортные средства) приходилось 36,7 процента, прочие работы и затраты - 10,6 процента общего объема капиталовложений. Инвестиции в основной капитал за счет средств республиканского бюджета в 2013 году увеличились в сопоставимых ценах в 1,5 раза, местных бюджетов - на 30,6 процента (при росте в 2012 году на 4,4 и 24,3 процента соответственно). Доля бюджетных ресурсов в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась до 21,2 процента (в 2012 году - до 16,1 процента).

В финансировании инвестиционной деятельности в 2013 году преобладали собственные средства организаций и кредитные ресурсы, несмотря на замедление темпов их роста. На долю собственных средств организаций и кредитов банков приходилось 62 процента всех капиталовложений (в 2012 году - 66,5 процента).

По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов, включая иностранные кредиты и кредиты по иностранным кредитным линиям, в 2013 году составил 48,8 трлн. рублей. денежный рынок мультипликатор экономический

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. Составил 154 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 25,3 трлн. рублей, или на 19,6 процента.

Государственный внутренний долг Республики Беларусь на 1 января 2014 года составил 35,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 9,8 трлн. рублей, или на 38,1 процента.

В 2013 году размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 803,4 млн. долларов США, рублевых облигаций - на сумму 764,9 млрд. рублей.

Государственный внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись за 2013 год на 0,4 млрд. долларов США, или на 3,6 процента. В 2013 году привлечено внешних государственных займов на сумму 2,4 млрд. долларов США, погашено - на сумму 2 млрд. долларов США.