Большая энциклопедия нефти и газа. Финансы

Финансы - это совокупность денежных отношений, органи­зованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Определение финансов

Термин «finansia » возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стад употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образо­вания государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал:

во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, там не может быть фи­нансов);

во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер;

в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отно­шений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен)» нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денеж­ные отношения гражданско-правовым методом, для которого ха­рактерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отно­шениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отноше­ние. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь чело­вечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отно­шения, государственное устройство, Почему только в средние ве­ка возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государ­ства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.



Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли систе­мы государственных доходов и расходов с определенным соста­вом, структурой и законодательным закреплением. Примеча­тельно, что основные группы расходной части бюджета практи­чески не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре, направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику, на социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в, там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01%, Пруссии - 3,9%, России - 2,7% общего объема государственных расходов.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движе­ния стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития; т.е. из­меняются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формиро­ванием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государ­ственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В современных условиях повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностыо финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этане финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействий на отношения общественного; воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Развитее финансов в РФ с 1992 г. В данный период времени в стране произошла смена политических ориентиров - государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономи­ки в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государствен­ных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и др.; появились институты ры­ночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отноше­ний, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капи­талом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях авансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. При административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и др. Налоговый пресс привел к еще больше­му спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты на­логов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.

3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не боле 12%. Если ранее 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесенв отдельный раздел и долгое время не был обеспечен финансированием.

Безусловно, за последние годы вновь созданная финансовая система России развивалась и совершенствовалась. Значитель­ные сдвиги произошли в налоговой системе, в системе межбюд­жетных, отношений. Большое значение имело принятие налого­вого кодекса, который установил систему налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Налоговый кодекс сократил количество налогов, упростил методики их расчета. Постепенно происходит снижение налоговых ставок. Все это оказало, положительное воздействие на экономику. Если до 1999 г. все макроэкономические показатели имели четкую тенденцию к снижению, то начиная с 2000 г. наблюдается постепенный их рост. Так, в 2002 г. удалось по макроэкономическим показателям выйти на уровень 1994 г. Большими достижениями в настоящее время являются устойчивый профицит федерального бюджета, создание финансового резерва, систематическое погашение го­сударственного долга, возможность перехода к среднесрочному финансовому планированию.

Но все же доходы всей бюджетной системы страны пока что находятся в прямой связи с мировыми ценами на нефть. Продол­жаются проблемы со сбором налогов, К 2002 г. в России только около 17% налогоплательщиков регулярно и в полном объеме платят в бюджет налоги, около40% вообще налогов не платят. В 2003 г. в России зарегистрировано 3,5 млн. организаций, из кото­рых более половины не отчитываются в налоговых органах. Отсюда и финансирование установленных бюджетом всех уровней осуществляется на 63- 75%.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы, Вопрос о количестве и содержании функций - спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. .Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский утверж­дали, что финансы выражаются в формировании, использовании и контроле денежных фондов. И. Т. Балабанов считал, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако, никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос,что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один- валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов - норм, ставок, тарифов, отчислений и др., установленных государством.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность и процесса производства. Она определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть финансов, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, производятся отчисления единого социального налога. Наконец, остается прибыль. Произошло как бы распределение пер­вого порядка, Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему распре­делению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом по нормам, установленным го­сударством.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда, и других, выступает объектом распределения третьего порядка. Предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную . Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов .

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отноше­ний нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится воз­можным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процесс расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отноше­ний.Он «пронизывает» всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и пред­ставляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возника­ющие на основе реального денежного оборота, то контроль руб­лем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборот­ных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных ранетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводятся финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является дея­тельность всех экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государ­ственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль­ные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, таки специально создавае­мыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счет­ной палаты Московской городской Думы,

Контроль за состоянием федерального бюджета Российской федерации, и его исполнением осуществляют созданные при высшем законодательном органе комитеты по бюджету и нало­гам, по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ. В их задачу входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Прези­дентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществление финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функциониру­ет контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется конт­роль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета фи­нансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использо­ванием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов, Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство за­нимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти, отчетность о финансовых операциях, правительства и о состоянии бюджетной системы.

Для выполнения отмеченных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции. В настоящее время стоит вопрос о расширении функций Казначейства, а именно: о передаче контроля над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в систему Федерального казначейства.

Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Она проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущей ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансово­го контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налого­вые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведом­ствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разны­ми формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обя­зательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кре­дитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующее о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налого­вых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузки налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значи­тельные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.

Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых ор­ганах, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций действовал Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» в редакции Федерального закона от 24 июня 1993 г. №5238-1с изменениями и дополнениями.

В 1999 г. выявлено 25,5 тыс. нарушений налогового законода­тельства (на37% больше, чем в 1998 г.). При этом возбуждено 16,5 тыс. уголовных дел, что в 2,7 раза выше показателя 1998 г. По итогам деятельности налоговой полиции поступления в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды составляли 44,6млрд руб. В 2000 г. служба выявила до 40 тыс. на­логовых преступлений и возместила ущерб от них на сумму 80 млрд. руб. В настоящее время данная организация в качестве структурного подразделения передана в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Развитие рыночных отношений и создание, акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита.Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствую­щего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и тре­бованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

Цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита:

внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бух­галтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка ре­комендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на про­ведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требо­ваний руководства предприятия; Внутренний аудит должен про­водиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе; Он должен ох­ватывать все участки хозяйственной деятельности, носить пред­метный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный конт­роль правильности законности и целесообразности произведен­ных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовы­ми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и устано­вить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь име­ют первостепенное значение,

Последующий финансовый контроль организуется в форме про­верок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, прудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и мате­риальной ответственности виновных лиц; принятие мер по пре­дотвращению в дальнейшее случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию фи­нансовых отношений в стране.

ИСТОРИЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В СССР(РОССИИ)


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.  

Финансы – это:

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;


Функции финансов.


Понятие финансовой системы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.

Единствоотдельных звеньев финансовой системы заключается в том, что:

1)все звенья финансовой системы участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;

2)главной целью этих звеньев является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

Вместе с тем, звенья финансовой системы имею опред. отличия, кот. в основном отражают уровень управления, особенности и масштабы хоз. деятельности отдельных субъектов. К отличительным признакам относятся:

Формы и методы формир. и исп. фин. ресурсов;

Цели и конкретные задачи, которые подчинены экономическим интересам общества в целом, отдельным коллективам или индивидуальным их членам.

Современная финансовая система РБ включает централизованные фонды государства: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит и государственный фонд страхования.

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хоз. субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназнач. для финансир. определенных гос-ных нужд, отраженных в названии фондов.

Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит , который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Государственный консолидир. резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-ного и региональных гос-ных резервных фондов.

Одним из важных звеньев финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов , к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предприним. деятельности, формир. доходов и расходов, владением имуществом, вып. обязательств.

Специфическим звеном являются финансы домохозяйств , кот формируются в основном за счет доходов от предприним. деятельности, финн. операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. Они активно участвуют в накоплении денежных сбережений, которые выступают в качестве важного источника финансир инвестиций.

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком , кот. расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения объема источников финансир. расширенного воспроизводства.

Действенность финансовой системы во многом зависит от рациональной организации управления ее конкретными звеньями.


Доходы и расходы бюджетов.

Доходы бюджета -денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете посредством изъятия части доходов хозяйственных субъектов, населения, а также взимания установленных платежей и сборов.

Классифик-я:

По методу аккумуляции доходы: 1.обязательные платежи(налоги,сборы) 2.необяз-е(займы,лотер.доходы) По типу плательщика:1.юр.лица 2.физич.лица

По источнику доходов: 1.Прибыль 2.Имущество субъектов хозяйствования, граждан и гос-ва;

3. Личные доходы граждан;4. Штрафы, удержания.

По характеру поступления платежей:1. Текущие –средства, поступающие в виде налогов и сборов, соц. отчислений 2. Капит. доходы- налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов. Расходы бюджета - денежные средства, которые направл. и затем используются на предусм. в законе о гос-ном бюджете цели, зависят от ситуации в стране.

Классиф-я: По направлениям:1.внешние- на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, 2.внутренние

По функ.назначению: экономические расходы;расходы на социальные нужды;на управление;на оборону страны и др. общегосударственные расходы.

По экономич. содержанию: 1текущие-текущее финн-е органов гос.власти, соц-культурные мероприятия и т.д.; 2капитальные - средсва использ-ся на модерн. производства и т.д.

По ведомтвенному распределению-разделение средств по уровням управления(министерства, ведомства)


12.Дефицит бюджета и пути его сокращения .

Бюджет, как финансовый план, должен быть сбалансирован. Однако кризисные явления в экономике,низкая эффективность произ-ва,инфляция, наличие чрезвычайных обстоятельств и другие факторы приводят к дефициту бюджета превышению расходов над доходами. Выделяют две формы бюджетного дефицита:1.Активный дефицит-увеличение расходов на развитие экономики,ее модерн-ию 2.Пассивный дефицит-увел.расходов в связи с фин-ем мероприятий не отражающихся на росте ВВП. Предельный размер дефицита бюджета и источники его финансирования устанавливаются Законом о бюджете на очередной финансовый год. Меры, которые с одной стороны стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой - способствуют сокращению расходов государства.

1повышение эффективности работы отраслей народного хозяйства;

2диверсификацию направлений государственных инвестиций;3привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики страны;

4разработка и реализация аффективных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.Бюджетный дефицит также может быть ликвидирован при использ-ии следующих источников:1.внутренних-в виде привлечения средств от банков,юрид.и физич.лиц 2внешних-кредитов международных финансовых организаций 3реализация гос-го имущества.


13. Фин. Сист. РБ Фин. сист. гос. представляет собой совокупн. денежных отношений, фондов денежных средств и органов управления ими.Она функц-ет на двух уровнях – централиз-ом и децентрализ. (рис. 1) Каждое звено фин. сист. решает свои задачи, ему соответствует особый финансовый аппарат и законодательные акты, регулирующие деятельность. Наличие различных форм централиз-го руководства финансами со стороны гос. не исключает больших прав, предоставленных предприятиям и местным органам власти.

Финансовая система РБ:

Финансы хоз. Субъектов (коммерч. Пр-тия и орг.; некоммерч. Орг.)

Общегос финансы: (гос.бюджет, бюджетные фонды, госкредит, госконсолид. Рез.фонд)

Фин. рынок(рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок)

Фин. домохозяйств.

Управл. всеми звеньями финансовой системы базируется на единых законодательных и нормативных актах государства. В рамках фин. системы применяется единая система финансовых планов, взаимосвязанных между собой. Исходным звеном фин. системы являются финансы предприятий произв-ой сферы. Именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля нац. дохода страны - главного ист. формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка фин. системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Фин. хозяйствующих субъектов состоят из двух подсфер: финансов организаций материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.Решающую роль в нац. экон. государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятий. В этой подсфере создается наиболее значительный объем финансовых ресурсов предприятий, часть которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.По отраслевой принадлежности фин. предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, и др.В непроизводст. подсфере различают: финансы образования, культуры и искусства; здравоохранения и физической культуры, науки, и др.В зав-ти от формы собственности в составе обеих сфер фин. системы различают финансы предприятий учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.С учетом организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РБ, фин. хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.В усл. В прошлом подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осущ. некоммерческую деят-ть. В посл. годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить натри группы: функционирующие на коммерческой основе, частично работающих на коммерческой основе и полностью финансируемых из бюджета.


14. Уровни бюдж. Сист. РБ Управл. фин. системой возложено на высш. зак-ые и исп. органы власти: Президента, Нац. собрание, Совет Республики, Палату представителей. Они опред. фин. политику гос-ва, утверждают фин. зак-во и осущ. общий контроль за его соблюдением.На региональном уровне полномочиями по управл. наделены местн. орг. власти. На общегос. ур. осн. органами управления фин. явл-ся Министерство финансов РБ, Министерство по нал. и сборам РБ, Госуд. Таможенный комитет РБ. На уровне субъектов хоз-ия управл. Фин. занимаются их фин. службы. На средних и малых предприятиях данные функции возлож. На сотрудников бухгалтерии, полную отв-ть за фин. состояние несет рук-ль предприятия.Этапы процесса управления:1. Прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формир. финансов и направл. их исп-ия 2. Реализ. намеченных планов и программ 3. Текущий и последующий контроль за соблюдением зак-ва и эффективностью принятых и реализ. решений.


15 Особенности организации бюджетов и формы расходов. Бюджет - основной фин. план формир-ия и исп. денежных фондов для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития республики или соответствующей административно-территориальной единицы. В Р Б разл. вышестоящий и нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей админ.-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-тер-ной единицы. Гос-ный бюджет выражает денежные отнош. органов гос-ной власти и органов местного самоуправл. с юридическими и физическими лицами, возникающие в процессе распред. и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и полит. интересов общества и его граждан. Функции бюдж.:1Распределительная 2Регулирующая 3Контрольная 4 Финансирование соц. сферы. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распред. и перераспред. средств.По направл. Различ-ют внешние расходы и внутр.По функциональному назначению определяется целевое направление бюдж. Ср-в, связ.с выполнением осн. Функций гос-ва.Группировка расх. По экономич. Содерж. Отраж. Разгранич. Бюдж. Ср-в на текущие и кап. Нужды. Ведомственное распред-е отраж. Разделение ср-в по уровням управления.Бюдж. классификация рсходов в РБ основывается на принципах функциональности и ведомственности.В бюдж. Классиф. Все расх. Распред-ся по разделам, подразделам, видам и параграфам.


16 Экономич. Содерж. Налогов и признаки налогов Налоги - это обязательные поступления и сборы с юр. и физ. лиц, проводимые государством на основе гос. Зак-ва. Аккумулируя посредством налогов ден. средства, гос институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей нар хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержа ние налога на макроэкономическом уровне - это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности. Налоговые доходы бюджета включают в себя республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременною уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговых кредитов. Доходы республиканского бюджета формируются за счетслед. нал:налогов на доходы и прибыль;налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;налога на добавленную стоимость;других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров;акцизов;налога на приобретение автомобильных транспортных средств;сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;сбора за выдачу разрешений на проезд автотр. средств Р Б по территориям иностранных государств;патентных пошлин;налога за использование природных ресурсов (экологического налога);таможенных пошлин и таможенных сборов;государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Р Б.

следующие признаки налога:

Обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы; индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер; уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может; цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.


Рынок ценных бумаг.

Если рассматривать данный рынок как функциональную структуру, то его можно определить как организационную форму купли-продажи ценных бумаг, обеспечивающую перераспределительные процессы в финансовой сфере с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на капитал, трансформацию сбережений в инвестиции. Рынок ценных бумаг с позиции экономического содержания представляет собой систему экономических отношений между его участниками (эмитентами, инвесторами, фондовыми посредниками, органами регулирования и др.) по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются следующие:

- перераспределительная, которая проявляется в перераспределение денежных средств между отраслями экономики и в переводе сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной формы в производительную;

- функция финансирования дефицита государственного бюджета , которая осуществляется посредством выпуска государственных облигаций, реализуемых как внутри страны, так и за рубежом;

- индикативная , поскольку рынок ценных бумаг является важным индикатором состояния экономики;

- функция страхования (хеджирования) финансовых рисков.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Содержание первичного рынка ценных бумаг состоит в конструировании выпуска ценных бумаг и их продаже первым владельцам. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой обращение ранее размещенных на первичном рынке ценных бумаг. Кроме того, рынок ценных бумаг может быть организованным и неорганизованным. Организованным считается рынок, где обращение ценных бумаг происходит на основе устойчивых правил между участниками рынка. На неорганизованном рынке обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Если купля-продажа ценных бумаг производится через фондовую биржу, то такой рынок ценных бумаг квалифицируется как биржевой , если – минуя фондовую биржу, то этот рынок называется внебиржевым .


Понятие финансов и денежных отношений.

Финансы – это:

В переводе с лат.- «наличность», «доход»;

Определенная сумма ден.ср-в, используемых гос-вом и некоторыми другими участниками ден. отношений;

Экономический инструмент распред. и перераспред. ВВП и нац. Дохода, орудие контроля образов. и исп. фондов денеж.ых ср-в

Специфическая часть денежных отношений, связанных с формир., распред. и использованием целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач гос-ва.

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;

Взаимосвязь с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму фин.ресурсов.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность – представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводит.

Денежные отношения возникают между:

Хозяйствующими объектами в процессе реализации продукции, оказания услуг;

Хоз.субъектами и вышестоящими орг-ми при создании совместных фондов денежных средств и их использования;

Хоз.субъектами и государством, органами местного самоуправления при формир. бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансир. из бюджета ряда затрат;

Гос-вом и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки;

Хоз.субъектов и банковской системой при получении и погашении кредитов, % за пользование;

Внутрихоз-х субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

Правительством РБ и правительствами др стран, между мин. финансов и кредитными орг-ями по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения % за пользование кредитами;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Гражданами и страх.орг-ми при уплате страх.взносов и возмещении из страх.фондов ущерба при наступлении страх.событий.


Функции финансов.

Выделяют следующие функции финансов

Аккумуляция денежных доходов;

Распределение денежных доходов;

Контроль за эффективностью использования денежных ресурсов.

Поскольку распределение финансовых ресурсов предполагает, прежде всего, их формирование и аккумуляцию, то эти процессы следует признать в качестве первостепенной функции. Содержание и назначение данной функции финансов заключается в определении механизма образования доходов соответствующего субъекта (определение видов поступлений, их объема и способов мобилизации).

С помощью распределительной функции происходит обеспечение всех субъектов хозяйствования необходимыми им финансовыми ресурсами для выполнения намеченных задач. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Конкретными субъектами, т.е. непосредственными участниками распределительных процессов являются: государство, низовые звенья хозяйства, граждане, которые используют полученные денежные средства для удовлетворения социальных и хозяйственных потребностей.

С помощью финансов реализуются процессы распределения и перераспределения на разных уровнях управления экономикой (государственный и территориальный) и сферах воспроизводства (материальное производство, сфера услуг, обращение и потребление).

Контрольная функция финансов на уровне государства проявляется в контроле за своевременной и полной аккумуляцией доходов централизованных фондов (бюджет и бюджетные целевые фонды), а также за их расходованием по целевому назначению. Объективность контрольной функции в распределении финансовых ресурсов отдельных звеньев хозяйствования вытекает из свойства финансовых отношений, которые тесно связаны с экономическими интересами этих субъектов и членов их коллектива.

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые ими для решения социальных и экономических задач.

Термин финансы возник в 15 веке в торговых рядах Италии. И сначала обозначал любые денежные отношения. В дальнейшем этот термин получил международное распространение начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондовых денежных средств(где нет денег там не может быть финансов). Сущность финансов как экономической категории в том, что они всегда имеют денежное выражение. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах. Кроме того движение всех инвестиционных капиталов, других ценностей заменяющих в определённый момент времени денежные средства(драгоценные металлы, ценные бумаги, имущество и т.д.).

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондом денежных у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы это многогранное экономическое явление. Денежные средства – это деньги которые находятся в полном распоряжении хозяйствующего объекта или частного лица и используются ими свободно без всякой цели и ограничений.

Денежные фонды – это обособившаяся часть денег имеющаяся целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансовые ресурсы – это деньги задействованные реально функционирующие в экономике в качестве финансовых средств, обращения, платежа, измерения цен и сбережения.

Особенности:

1) денежный характер финансовых отношений;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) в процессе распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы, поступления и накопления, которые используются для решения социальных и экономических задач.

Материальными носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансы выполняют следующие функции:

  1. Распределительная или перераспределительная . Означает участие финансов в распределение и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
  2. Контрольная. Это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.
  3. Регулирующая! . Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства(это государственные расходы, налоги, государственный кредит).

Существует ряд определённых функций финансов:


  1. Образование публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  2. Использование публичных и частнохозяйствующих денежных доходов.
  3. Контрольная.

Существуют следующие принципы финансов:

  1. Принцип единства. Основан на том что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм финансовой документации и отчётности, единство порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учёте.
  2. Принцип сбалансированности. Означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования, за счёт поступлений и доходов, в том числе собственных, заёмных и привлечённых средств. Если имущество формируется за счёт собственных доходов, то отсутствует обязательство и внешняя задолженность перед контрагентами, при этом всегда существуют обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если имущество формируется за счёт банковского и коммерческого кредита, то возникают финансовые обязательства и образуется кредитная задолженность перед контрагентами. Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает что объём запланированных расходов должен соответствовать общему объёму доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заёмными средствами.
  3. Принцип целевой направленности. К традиционным целям предпринимательской относится - получение прибыли, повышение рентабельности производства, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточность материальных трудовых и финансовых ресурсов. К целям государственных финансов относятся – мобилизация доходов в форме налогов и сборов, перераспределение ресурсов с утверждёнными параметрами и направлениями развития в социальных сферах, государственных и муниципальных секторах экономики.
  4. Принцип диверсификации(проявляется двояко). 1. Инвестирование денег из различных источников в разные объекты имущества. 2. В создании многопрофильных предприятий, которые занимаются различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельностью. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов, позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность организации. Вмести с тем, она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов, что требует высокой манёвренности в их использовании.
  5. Принцип стратегической ориентированности. Означает, что для достижения конкретных целей следует выработать чёткую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное функционирование сферой производства, услуг, включая не только покрытия текущих затрат, но и вложения инвестиционного капитала на долгосрочную перспективу.

Совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием денежных фондов, образует финансовые отношения.
К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, которые возникают:

1. между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
2. между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и использовании;
3. между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета разных задач
Отношения хозяйствующего субъекта с государством в связи с формированием бюджетов осуществляется в форме уплаты налоговых и неналоговых платежей, иных обязательных отчислений;
4. между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;
5. между хозяйствующими субъектами и банковской системой по поводу получения, погашения кредита, а также выплаты процентов за пользование кредитом;
6. внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.
7. между хозяйствующими субъектами и работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, материальной помощи.
8. между Правительством РБ и правительствами других стран и международными финансово-кредитными организациями по поводу получения, погашения кредита и уплаты процентов по нему;
9. между отельными звеньями бюджетной системы.
10. между хозяйствующими субъектами (гражданами) и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

В связи с рассмотренными типами финансовых отношений можно дать следующее определение финансов.
Финансы – это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

В связи с этим финансы подразделяются на:
общегосударственные;
материального производства.

Типы финансовых отношений составляют базис финансов.
Надстройка финансов – это тот инструментарий, с помощью которого реализуются типы финансовых отношений.

Еще по теме 4. Типы финансовых отношений:

  1. Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий
  2. 12.1 Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий Финансы предприятий