Балтийская трубопроводная система 1. Балтийская трубопроводная система-II

8 ноября 2012, 9:08 Три взаимосвязанных обстоятельства определили актуальную повестку российско-белорусского сотрудничества в сфере транспортировки и поставок нефти в осенний период. Во-первых, это задержки и приостановка в поставках нефтепродуктов (с августа) и сокращение поставок нефти (с октября) в Беларусь. Во-вторых, сообщения о якобы имевших место авариях и неполадках на белорусском участке нефтепровода «Дружба». В-третьих, требование России компенсировать потери российского бюджета от реэкспорта из Беларуси бензина под видом растворителей и смазок. Все три обстоятельства подверстываются под одно важное событие: с сентября введена в промышленную эксплуатацию вторая очередь нефтепровода «Балтийская трубопроводная система» БТС-2. Это событие знаменует важную стратегическую победу Москвы над ближайшим «союзником», до сего момента контролировавшего до трети российского экспорта нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Теперь Минску предстоят непростая борьба за сохранение части прежних российских преференций по нефти при том, что снижение транзита нефти по территории Беларуси – неизбежная перспектива.

БТС-2: начало функционирования

В морском торговом порту Усть-Луга, который является конечным пунктом второй очереди нефтепровода «Балтийская трубопроводная система» БТС-2,введен в промышленную эксплуатацию терминал перевалки нефти, обладающий проектной мощностью 30 млн тонн. БТС-2 – система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча – Андреаполь – Усть-Луга. Морской порт Усть-Луга был выбран в качестве конечного пункта БТС-2 из-за его доступности к мировым рынкам. По информации, опубликованной на веб-сайте порта, Финский залив характеризуется коротким периодом установившегося ледяного покрова – примерно 40 дней – и обеспечивает легкий доступ к основным портам Северной Европы.


Как полагают российские профильные чиновники, полномасштабная работа БТС-2 и нефтеналивного терминала позволит российским нефтекомпаниям существенно улучшить логистические потоки и снизить операционные издержки на транспортировку нефти, которая экспортируется в страны Европы, за счет обхода транзитных стран. В частности это касается Беларуси, через которую транслируется не менее трети всего нефтяного экспорта России.

БТС-2 находится в собственности компании «Транснефть», которая приобрела 26% акций оператора нефтяного терминала Усть-Луга «Невской трубопроводной компании» (НТК). Само ответвление отходит от трубопровода «Дружба» к северу рядом с белорусской границей и покрывает расстояние в 1000 км до морского порта Усть-Луга, полностью обходя «проблемного» соседа России.

Новое направление транспортировки нефти не влияет на географию и экспортные ориентиры нефтекомпаний, поскольку зависит от договоренностей поставщиков нефти с покупателями. По сообщениям официальных представителей «Транснефти», нефтетерминал в Усть-Луге отправляет до 75% экспортных объемов в Нидерланды (порт Роттердам), а 11% – в Испанию. Оставшиеся объемы экспортных поставок распределяются между Германией, Италией, Марокко, Китаем, Италией и другими странами.

Однако запуск БТС-2, разумеется, способствует сокращению экспортных поставок нефти в Беларусь, поскольку «Транснефть» заинтересована в максимальной загрузке нефтепровода и, следовательно, в том, чтобы по возможности быстро окупить этот дорогостоящий проект. В настоящий момент услугами по перевалке нефти в Усть-Луге пользуются нефтекомпании «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть», Shell. Также с терминала отгружается на экспорт казахстанская нефть, на долю которой приходится 20% ежемесячных объемов.

Белорусская сторона настаивает на поставке до 23 млн тонн в год. «Транснефть» считает разумным использовать свободные мощности партнера для транзитных объемов при балансе поставок нефти в 2013 году на уровне 14 млн тонн, что позволяет обеспечить полную загрузку белорусских НПЗ (годовая мощность заводов 14 млн тонн), при этом внутреннее потребление Беларуси составляет в районе 6-7 млн тонн нефтепродуктов (данные белорусской стороны и российского Минэнерго предсказуемо расходятся). Понятно, что особую остроту вопрос поставок в белорусском направлении приобретет в канун нового 2013 года, в момент подписания скорректированного межправительственного соглашения с Беларусью, касающегося поставок нефти.

Представители «Транснефти»последнее время регулярно напоминают, что в течение достаточно длительного времени в Беларусь беспошлинно поставлялось порядка 18 млн тонн нефти. В 2010 году правительством РФ было принято решение поставлять на НПЗ республики 6 млн тонн беспошлинно и еще 6 млн тонн с пошлиной.В 2011-м снова вернулись к 18 млн тонн без пошлины. А в 2012 году объем поставок возрос до 21,5 млн тонн в год, при этом нефтепродукты из Беларуси идут на экспорт. «Транснефть» полагает, что, по меньшей мере, 3,5 млн тонн нефти можно было бы направить в дальнее зарубежье через порт Усть-Луга.

Возможно, что окончательное решение примет вид компромисса – на уровне, скажем, 16 млн тонн с гарантией и еще 2 млн тонн – с условиями. На стороне «Транснефти» – соображения экономического (о которых сказано выше) и стратегического порядка («надежный и безопасный» транзит, развитие транзитной инфраструктуры в целом). На стороне Беларуси – все те же экономические соображения, подкрепляемые интересами нефтяных компаний включая компанию «Роснефть», этот грядущий аналог «Газпрома». Так, например, ряд специалистов изначально выражали сомнения в целесообразности строительства БТС-2. Использование системы нефтепровод «Дружба» – БТС-2 значительно увеличивает плечо перекачки нефти по трубопроводам. Маршрут транспортировки нефти из Западной Сибири к Финскому заливу будет описывать гигантскую дугу, через среднее Поволжье и Центрально-Черноземный район. Протяженность трубопроводной транспортировки будет составлять около 4 тыс. км, в то время как расстояние по прямой составляет 2,3 тыс. км, а при транспортировке через БТС-1 – около 3 тыс. км. Сегодня это выгодно преимущественно компании «Транснефть», доходы которой зависят от перекачанных тонно-километров. Однако «Транснефть» регулярно напоминает правительству о том, что при поставках нефти в РБ государство теряет пошлину.

Ретроспектива

С позиции многих экспертов, именно конфликтная ситуация в отношениях между Россией и Беларусью ускорила реализацию проекта второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в обход белорусской территории. В действительности логика и последовательность событий была скорее противоположной. Россия на высшем уровне еще ранее приняла окончательное решение о реализации проекта БТС-2 как части «обходной» транспортной инфраструктуры, снижающей зависимость от транзитных стран, прежде всего Беларуси и Украины. А обострение полемики Москвы с Минском относительно таможенной пошлины и транзита по системе «Дружба» на Запад оказалась удачным поводом оформить принятое решение и запустить проект в работу. Ускорению реализации проекта БТС-2 способствовали и другие внешнеполитические причины – например, перешедший в практическую плоскость и угрожающий интересам российских компаний разворот (аверс) нефтепровода Одесса–Броды.

Впервые вопрос о строительстве БТС-2 был поднят «Транснефтью» в январе 2007 года – в ответ на заявления белорусской стороны о повышении транзитных тарифов на прокачку нефти по «Дружбе». Тогда «Транснефть» временно приостанавливала прокачку нефти через белорусскую территорию, а сама Беларусь впервые была признана Россией «ненадежным транзитером» – ранее такие обвинения звучали только в адрес Украины. Принципиальное решение о строительстве БТС-2 в обход Беларуси было принято несколько месяцев спустя – в мае 2007 года. Правительство РФ поручило Минпромэнерго с участием «Транснефти» обеспечить подготовку документации по строительству БТС-2.

По итогам 2006 года транзит нефти через Беларусь в страны ЕС (Литву, Польшу, Германию, Венгрию, Чехию и Словакию) составил около 76 млн тонн. Следовательно, уже тогда предполагалось, что с выходом БТС-2 на максимальную мощность Россия сможет полностью или почти полностью отказаться от транзита по нефтепроводу «Дружба», и объем поставок по этой магистрали сократится до 15-20 млн тонн, зарезервированных для самой Беларуси.

28 августа 2007 года Главгосэкспертиза РФ выпустила положительное заключение по проекту, а 30 августа был подписан акт передачи документов.Однако в прессе появилась информация о том, что мощность БТС-2 будет сокращена по сравнению с исходными расчетами. Тогда аналитики посчитали, что «Транснефть» может частично сохранить экспорт по «Дружбе». В то же время в условиях снижения темпов роста экспорта нефти из России возникли опасения, что ни старый, ни новый трубопровод не будут заполнены в достаточной степени, чтобы работать эффективно. В этой ситуации приоритет, безусловно, был бы отдан БТС-2 как более новому трубопроводу (отметим, что необходимостью ремонта «ветхой» «Дружбы» мотивировалось прекращение поставок нефти на литовский завод MazeikiuNafta), который одновременно исключает транзит.

Во II полугодии 2007 г. подготовка к реализации проекта несколько замедлилась, но это не имело отношения к развитию российско-белорусских отношений. Причинами задержки могли стать как смена руководства «Транснефти», так и корректировка маршрута БТС-2 (возможно также, что эти события были взаимосвязаны). В апреле 2008новое руководство «Транснефти» направило в Минэнерго соответствующие предложения. При этом «Транснефть» предложила сложную схему заполнения БТС-2, носящую подчеркнуто компромиссный характер в отношении Беларуси. 19 млн тонн предполагалось найти за счет прекращения поставок в украинские порты Южный и Одесса, еще 12 млн- зарезервировать из ресурсов «Сургутнефтегаза» за счет снятия этих объемов с существующих экспортных направлений. 10 млн тонн планировалось получить путем увеличения транзита нефти из Казахстана, 7 млн – в связи с прекращением поставок в польский порт Гданьск, 2 млн – за счет сокращения железнодорожных поставок от нефтеперекачивающей станции Унеча в направлении Беларуси.

Такой расклад был призван смягчить, очевидно, негативную реакцию Минска на конкретизацию новым премьером планов по БТС-2. Тем не менее белорусские власти негативно воспринимали новости о скором начале строительства БТС-2. Ухудшение отношений Москвы и Минска тем временем продолжалось. В августе 2008 года белорусское руководство воздержалась от твердой поддержки российской позиции в конфликте с Грузией, а затем и от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, что вызвало сильное раздражение в России. Речь идет о стандартной тактике Минска, предусматривающей жесткий торг в отношениях с Россией в обмен на конкретные преференции. Под последними могли подразумеваться отказ от строительства БТС-2 – вместо него Минск предлагал построить вторую нитку нефтепровода в Европу через территорию Беларуси. Кроме того, белорусская сторона настаивала на сохранение льготных цен на российский газ.

В конечном итоге в Москве решили занять жесткую позицию, и строительство БТС-2 началось после указа, подписанного Президентом России Владимиром Путиным в декабре 2008 года. Строительство трубопровода было завершено в октябре 2011 года, но в связи с техническими проблемами начало эксплуатации нефтяного терминала в Усть-Луге было задержано на шесть месяцев. Наконец, работа нефтяного терминала в Усть-Луге в тестовом режиме началась в марте 2012 года после того, как был решен ряд технических и экологических проблем, а в сентябре началась промышленная эксплуатация нефтепровода.

БТС-1 и БТС-2: тактические параллели

Для перенаправления значительной части экспорта углеводородного сырья на российские порты и снижения зависимости от транзитных государств в России еще в декабре 2001 года был введен в эксплуатацию нефтепровод БТС-1 с конечной точкой в порту Приморск (Ленинградская область). Первоначально пропускная способность порта составляла 12 млн. тонн нефти в год, а к концу 2006 года он уже был способен переваливать в танкеры до 75 млн. тонн нефти. В настоящее время Приморск – крупнейший в России порт по отгрузке нефти на экспорт. В ближайшей перспективе его мощность может быть увеличена до 120 млн. тонн. По БТС-1 транспортируется нефть Тимано-Печерского района, Западной Сибири, Урало-Поволжья, а также из стран СНГ.

Специально отметим, что ввод в эксплуатацию в декабре 2001 г. первои? очереди Балтии?скои? трубопроводнои? системы (БТС) резко сократил объемы прокачки по Новополоцкои? ветке белорусскои? «Дружбы» , транспортировка в направлении п. Вентспилс прекратилась.В 2002 г. Новополоцкое предприятие по транспортировке нефти почти восстановило объемы транзита за счет его роста в направлении Мажеи?кяя. Однако затем транспортировка нефти по этои? ветке вновь резко сократилась из-за аварии в июле 2006 г. на россии?ском участке нефтепровода «Дружба» Унеча-Полоцк, случившеи?ся поразительно вовремя – к тому времени совокупная мощность БТС достигла 60 млн. тонн нефти в год. В результате этих событии?транзит по новополоцкои? ветке с середины 2006 г. прекратился, нефтепроводы заполняются исключительно нефтью, поставляемои? на Новополоцкии? НПЗ. Соответственно сократился и общии? объем транспортировки россии?скои? нефти через территорию Беларуси. Кроме того, начиная с 2007 г. стала снижаться транспортировка нефти по маршруту Мозырь-Адамово (т.е. в направлении Польши и Германии): за было 2007 г. перекачано транзитом в направлении Адамово 46,223 млн. тонн (минус 6,6% к уровню 2006 г.).

Очевидно, что по мере вывода на полную мощность нефтепровода БТС- 2, транзит по белорусскои? нефтепроводнои? системе еще существенно снизится . Это снизит доходы Беларуси от транзита, не говоря о том, что обострятся трудности с модернизациеи? «Дружбы» и, наконец, что самое главное, создаст серьезные проблемы в поддержании привлекательности переработки нефти на белорусских НПЗ . Далеко не случайно в российской прессе последнее время становятся популярны сюжеты об авариях и неполадках на белорусской «Дружбе» – это прямиком отсылает к ситуации 6-летней давности.

Опять же: многочисленные угрозы российского руководства по поводу беспошлинного реэкспорта белорусскими предприятиями нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителейпостепенно принимают форму прямого экономического давления. По информации от нефтяных трейдеров, занимающихся «сомнительными» сделками с белорусскими предприятиями, а именно продажей нафты, с августа российские нефтяные компании приостановили экспорт в Беларусь сырья для нефтехимического производства. А в конце октября, во время первого раунда переговоров по поставкам нефти в РБ в 2013 году, Москва потребовала от Минска компенсацию USD 1,5 млрд. В такую сумму оцениваются потери российского бюджета от экспорта из Белоруссии бензина под видом растворителей и смазок.Размер претензий составляет около 20% финансовых резервов Минска. Это – относительно новый тактической ход, на который Москва вряд ли отважилась, не будь она заинтересована в перенаправлении части экспертную потоков по БТС- 2.

Итак, российско-белорусский топливный баланс подписан не будет, пока не будет решен вопрос с поставками «растворителей». Чтобы ситуация не повторилась, Москва рассматривает возможность введения экспортных пошлин на растворители, равных либо пошлине на светлые нефтепродукты (66% от пошлины на сырую нефть), либо пошлине на бензин (90% от нефтяной). Но отказ Минска платить компенсацию (в частности в виде доступа к промышленным активам) повышает риск роста цен на российские энергоносители и приостановки кредитования Беларуси через Антикризисный фонд ЕврАзЭС.

Как уже сказано, компромисс все же будет найден. Причем вероятно, что российское требование компенсаций потерь бюджета будет отозвано в обмен на согласие Беларуси с сокращением поставок нефти в Беларусь. Что же касается контрабандной перепродажи российского бензина в виде растворителей – может быть оставлен ограниченный экспортными квотами российского правительства тоненький ручеек в виде утешительного приза. Тем не менее, при любом решении вопроса поставок нефти и нефтепродуктов в Беларусь, очевидно, что в 2013 г нефтяные доходы Беларуси сократятся по меньшей мере на USD 1 – 1,5 млрд в год, а в дальнейшем – еще значительней.

В качестве предсказуемого заключения. Сокращение нефтяных доходов само по себе вряд ли может быть столь значительным, чтобы спровоцировать в Беларуси экономический коллапс. Более того: даже если из-за продолжения расточительной политики белорусских властей вероятность коллапса повысится, Москва найдет способ профинансировать минимальную стабилизацию иными методами – например через перекредитование или новое кредитование.

Добавить комментарий

Столкновение Европейской комиссии и Газпрома, вне всяких сомнений, было основным событием последних трех лет на европейском газовом рынке. Якобы имевшее место злоупотребление статусом монополиста, строительство «Северного потока-2» и, возможно, продление «Турецкого потока» до Болгарии – все эти темы не перестают находиться в центре внимания. Польша принимала активное участие в каждом из вышеупомянутых вопросов, традиционно выступая против российских интересов на всех возможных площадках. А тем временем официальная Варшава сумела в относительной тишине довольно значительно продвинуться в реализации Балтийского газопровода (Baltic Pipe).

В течение последних 15 лет были рассмотрены несколько вариантов трубопроводных поставок норвежского газа в Польшу. Первая попытка датской компании DONG в 2001 г. была приостановлена из-за экономической нецелесообразности, вторая была быстро свернута в 2009 г. на фоне разрастающегося финансового кризиса.

Начало текущего периода активности датируется 2014-2015 гг. параллельно с возникновением реального спроса на альтернативные от России маршруты импорта газа в Украине и прибалтийских государствах.

К сентябрю 2017 г. Дания и Польша договорились о деталях строительства – пропускная способность предполагается на уровне 10 млрд куб. м в год, причем стороны делят все издержки по датско-польскому подводному участку длиной в 260 км.

Один из значимых вопросов, требующих детального рассмотрения – источник природного газа, Норвегия. Предполагается, что от действующего подводного газопровода Europipe II (пропускная мощность 25 млрд куб. м в год), проложенного от норвежского города Ставангер до северогерманского Дорнума на североморском побережье, будет построено ответвление в сторону Дании. Дальше на территории Дании компании-акционеру Energinet следует расширить мощности имеющейся газораспределительной сети на 10 млрд куб. м в год, чтобы она смогла принять дополнительные объемы газа. Данию с Польшей свяжет подводный интерконнектор, проходящий через исключительную экономическую зону Швеции (через ИЭЗ Германии было бы короче, однако путь более извилист).

На первый взгляд, все кажется логичным и правильно выстроенным, однако невольно возникает ряд вопросов.

В течение последних лет газопровод Europipe II загружен на 86-87% мощностей (20-21 млрд куб. м в год) – соответственно, для обеспечения экспорта дополнительных 10 млрд куб. м в год требуется расширение мощностей.

Если этого не произойдет ввиду отсутствия желания у акционеров газопровода, Польша может рассчитывать только на 4-5 млрд куб. м в год. Следует отдельно отметить, что добыча газа в Норвегии на данный момент находится на пиковом плато порядка 120 млрд куб. м в год , и как раз после 2022 г. (когда Варшава предполагает ввести «Балтийский газопровод» в эксплуатацию) предполагается постепенное снижение объемов выработки. Вопросы добычи газа и экспортные предпочтения норвежских компаний не учитывались в ходе оценки целесообразности проекта, хотя это один из самых проблемных факторов «Балтийского газопровода».

Что касается взаимодействия польской и датской сторон, почти все вопросы упираются в финансирование, например, предмет горячего спора заключается в распределении финансовых издержек на строительство интерконнектора (датская сторона настаивает на принципе 50% на 50%).

Принимая во внимание совокупную стоимость проекта порядка €3 млрд, нежелание (или неспособность) польской стороны вкладываться в надлежащей мере может преподнести еще не один сюрприз.

Согласно договоренности между Копенгагеном и Варшавой, датская Energinet ответственна за строительство ответвления до датского побережья и инфраструктуры на датской территории, в то время как польская Gaz-System отвечает за все остальное.

Примечательно, что предыдущие три попытки Варшавы организовать аналогичный проект были сведены на нет после того, как экономическая оценка целесообразности проекта (ЭОЦ) оказалась отрицательной. На этот раз проекту был дан зеленый свет, так как он якобы представляет коммерческий интерес для заинтересованных сторон.

В то же время выявленные в ходе оценки положительные факторы проекта практически не касаются вопросов коммерческой рентабельности.

А аргументируется это тем, что основные преимущества проекта заключаются в обеспечении безопасности поставок, укреплении энергетической солидарности между членами ЕС, появлении новых маршрутов, укреплении Дании в качестве государства-транзитера и укреплении переговорных позиций Польши в отношении России.

В последнем заявлении кроется один из самых удивительных парадоксов «Балтийского газопровода». Согласно заявлениям польских властей, начиная с 2022 г., т.е. после истечения срока поставочного контракта с «Газпром Экспорт», потребляющая порядка 16-17 млрд куб. м газа в год Польша будет обеспечивать себя за счет трех источников – «Балтийского газопровода» (10 млрд куб. м), СПГ-терминала в Свиноуйсьце () и собственной добычи (3,8 млрд куб. м). Если это так, то зачем Варшаве ключевое для Польши преимущество проекта – усиление своих переговорных позиций в отношении Москвы? К тому же, в случае отказа от российского газа у Польши останется такое же количество источников природного газа, как и сейчас – три.

По вполне объяснимым причинам, проект пользуется поддержкой Европейской комиссии – Балтийский газопровод каждый раз фигурирует в списке приоритетных инфраструктурных проектов ЕС (Projects of Common Interest). Поддержка Брюсселя имеет и материальное отражение, например, экономическая оценка целесообразности строительства газопровода была осуществлена в 2017 г. благодаря финансовой помощи ЕС. Однако до сих пор остается нерешенным ключевой вопрос – сможет и захочет ли Брюссель финансировать строительство газопровода, учитывая вышеупомянутые сложности. Отказ может привести к повторному, уже четвертому, сворачиванию амбициозного проекта.

Виктор Катона, экономист, специалист по закупкам нефти MOL Group (Венгрия)

Вторая очередь магистрального нефтепровода Балтийская трубопроводная система (БТС-2) переведена из режима пуско-наладки в обычный рабочий режим. Об этом сообщил вице-президент "Транснефти" Михаил Барков.

"Буквально на днях БТС-2 переведена из работы в формате пуско-наладки к работе в обычном режиме. Прокачка в этом году составит около 15 млн тонн", - сообщил М.Барков.

По его словам, с запуском БТС-2 произошло "без преувеличения историческое событие": теперь зависимость от транзитеров в сфере нефтепрокачки полностью устранена. "Наличие этого маршрута - гарантия для наших грузоотправителей выполнения обязательств по транспорту нефти. В нашем распоряжении сегодня пять морских нефтяных терминалов в России, откуда танкерами нефть может идти в любую точку мира", - отметил топ-менеджер.

М.Барков также подчеркнул, что теперь Россия впервые получила профицит нефтепроводных мощностей, тогда как ранее, особенно в 90-е годы, они были дефицитными. "Мы можем теперь маневрировать ресурсами в разном направлении в разное время и таким образом, чтобы обеспечивать себе наиболее безопасные и выгодные условия деятельности", - считает вице-президент "Транснефти".

М.Барков отметил, что с запуском БТС-2 об отказе от поставок нефти по нефтепроводу "Дружба" речи не идет. "…ввод БТС-2 не означает прекращения поставок нефти по традиционному маршруту - "Дружбе". Речь идет, в первую очередь, о переориентации нефтяных потоков для разгрузки направлений, работающих с превышением мощности по перевалке", - сказал топ-менеджер. По его словам, необходимо разгрузить порты Приморск и Новороссийск. Так, в Новороссийске некоторые объемы нефти будут заменены нефтепродуктами.

Напомним, "БТС-2" была построена с целью создания альтернативного нефтепроводу "Дружба" маршрута поставок российской нефти в Европу, который позволит избегать транзитных рисков. Строительство БТС-2 началось в 2009 г., и запустить ее планировалось еще в конце 2011 г. К середине ноября прошлого года все строительные и пусконаладочные работы на объектах нефтепровода были завершены, но он не был запущен в срок из-за неготовности необходимых для перевалки нефти двух причалов в порту Усть-Луга. Наконец, 23 марта 2012 г. БТС-2 была запущена в тестовом режиме, на посвященной этому событию торжественной церемонии присутствовал Владимир Путин, тогда еще премьер-министр.

БТС-2 имеет протяженность в 1 тыс. км, ее маршрут проходит от города Унеча в Брянской области до порта Усть-Луга в Ленинградской области. Как в марте этого года сообщала пресс-служба "Транснефти", на первом этапе мощность нефтепровода составляет 30 млн тонн в год. На втором этапе проекта, завершить который планируется к концу 2013 г., объем транспортировки нефти по БТС-2 должен увеличиться до 38 млн тонн в год.

(с ответвлением на Киришский НПЗ компании «Сургутнефтегаз ») .

Ранее планировалось, что конечной точкой нефтепровода станет порт Приморск, а на Усть-Лугу пойдёт ответвление . В дальнейшем из проекта нефтепровода было также исключено и ответвление на Киришский НПЗ.

Параметры

Мощность первого пускового комплекса трубопровода - 30 млн тонн нефти в год, второго пускового комплекса - 50 млн тонн в год . Протяженность трубопровода - порядка 1300 км. Диаметр труб - 1067 мм. Общая стоимость проекта оценивается в $2 млрд.

Предпосылки к созданию

Целью строительства является снижение рисков от транзита нефти через другие страны. После завершения проекта планируется снизить экспортные поставки по участкам нефтепроводов «Дружба» Унеча - Полоцк и Унеча - Мозырь с 78,9 млн тонн в год до 41 млн тонн к 2010 году и до 27 млн тонн к 2015-му. В частности, участок БТС-2 Унеча (НПС-1) - Андреаполь (НПС-5) дублирует аварийный участок нефтепровода «Дружба» Унеча - Полоцк , проходящий преимущественно по территории Белоруссии.

Кроме того, после ввода БТС-2 для России исчезнет необходимость использования порта «Южный» и нефтепровода «Одесса-Броды» .

Целесообразность создания и альтернативные варианты

Ряд специалистов выражает сомнения в целесообразности строительства БТС-2. Использование системы нефтепровод «Дружба» - БТС-2 значительно увеличит расстояние для перекачки нефти по трубопроводам. Маршрут транспортировки нефти из Западной Сибири к Финскому заливу будет описывать гигантскую дугу, через среднее Поволжье (Самара) и Центрально-Черноземный район. Протяженность трубопроводной транспортировки будет составлять около 4 тыс. км, в то время как расстояние по прямой составляет 2,3 тыс. км, а при транспортировке через БТС-1 - около 3 тыс. км. Это выгодно только компании «Транснефть» , доходы которой зависят от перекачанных тонно-километров.

Наиболее разумной альтернативой выглядит создание танкерных терминалов на побережье Баренцева моря , в районах с благоприятными условиями для навигации. Такими районами являются Кольский полуостров (например, Мурманск , расстояние до нефтяных месторождений на севере Западной Сибири около 2000 км) и западное побережье архипелага Новая Земля (например, Белушья Губа , расстояние 1300 км).

Ожидается, что затраты на экспорт нефти через новый трубопровод окажутся выше, чем через существующую систему «Дружба».

Ход реализации проекта

В апреле 2016 года магистральные нефтепроводы БТС-2, а также производственные объекты ООО «Транснефть - Порт Усть-Луга» перешли в зону ответственности дочернего предприятия ОАО "АК «Трансненфть» - ООО «Транснефть-Балтика» (г. Санкт-Петербург).

См. также

Напишите отзыв о статье "Балтийская трубопроводная система-II"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Балтийская трубопроводная система-II

И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...
– Смотри, кто это здесь? – прошептала малышка.
И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди.
– Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла?
Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок.
– А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я.
– Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос.
– Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла.
– А как вы сюда попали? – спросила я.
– Наверняка, так же, как и вы... – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»... Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь... Что же будем делать?
– Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я.
– А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла.
– Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?..
Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать...
– Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал».
– Ничего мы не сможем... – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?..
И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться.
Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой.
– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию...
– А как давно вы здесь? Вы знаете, что с нами будут делать? – стараясь говорить уверенно, тихо спросила я.
– Мы недавно... Он всё время приносит новых людей, а иногда и маленьких зверей, и потом они пропадают, а он приносит новых.
Я с ужасом посмотрела на Стеллу:
– Это самый настоящий, реальный мир, и совершенно реальная опасность!.. Это уже не та невинная красота, которую мы создавали!.. Что будем делать?
– Уходить. – Опять упорно повторила малышка.
– Мы ведь можем попробовать, правда? Да и бабушка нас не оставит, если уж будет по-настоящему опасно. Видимо пока мы ещё можем выбраться сами, если она не приходит. Ты не беспокойся, она нас не бросит.
Мне бы её уверенность!.. Хотя обычно я была далеко не из пугливых, но эта ситуация заставляла меня очень сильно нервничать, так как здесь находились не только мы, но и те, за кем мы пришли в эту жуть. А как из данного кошмара выкарабкиваться – я, к сожалению, не знала.
– Здесь нету времени, но он приходит обычно через одинаковый промежуток, примерно как были сутки на земле. – Вдруг ответил на мои мысли мальчик.
– А сегодня уже был? – явно обрадованная, спросила Стелла.
Мальчонка кивнул.
– Ну что – пошли? – она внимательно смотрела на меня и я поняла, что она просит «надеть» на них мою «защиту».
Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу...
– Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!..
Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности... Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет.
Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни...
– Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!!
Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути... Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть...
Вдруг резко потемнело. Иссиня-чёрные тучи неслись по небу, будто гонимые сильным ветром, хотя никакого ветра пока что не было. В недрах чёрных облаков полыхали ослепительные молнии, красным заревом полыхали вершины гор... Иногда набухшие тучи распарывало о злые вершины и из них водопадом лилась тёмно-бурая вода. Вся эта страшная картинка напоминала, самый жуткий из жутких, ночной кошмар....