Сколько заплатят осаго. Выплаты по осаго заменили ремонтом

Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.

До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.

Как работали старые правила?

До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:

  • Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
  • Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.

Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.

С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

​С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:

  • Автовладелец попадает в ДТП.
  • Машина потерпевшего направляется на СТО.
  • Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.

Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.

Главные особенности нового закона

  1. Кто производит выплаты?

В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.

  1. Как производится расчет выплат?

Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.

Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.

  1. Какие сроки ремонта установлены законом?

Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.

На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.

  1. Дается ли гарантия?

Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.

  1. Куда направляется машина для ремонта?

Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.

Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.

  1. Как поступить, если авто на гарантии?

По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.

Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.

  1. Как определиться с СТО?

При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).

В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.

  1. Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?

Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.

  1. Когда можно получить денежную компенсацию?

Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:

  • Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
  • Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
  • Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
  • Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
  • Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
  • Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
  • ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
  • Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
  • Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.

ОСАГО – полис обязательного страхования, который должен быть у каждого водителя. Если страхователь является потерпевшей стороной, он может рассчитывать на компенсацию со стороны страховой компании. Но как быть, если в аварии виноват именно страхователь? Как действовать в подобном случае, какова вероятность получить страховку и какие нюансы следует учитывать - все это будет подробно рассмотрено в нашей статье.

○ Есть ли изменения в новом законе об ОСАГО?

С 28 апреля 2017 года в силу вступили поправки к ФЗ «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ.

Главное изменение в новой реакции заключается в замене денежной выплаты компенсации на натуральное возмещение. Таким образом, теперь водителям будет оплачиваться непосредственно ремонт в СТО, с которым у страховой компании заключен договор.

Следует учитывать, что новые изменения касаются только тех лиц, которые приобрели страховку после 28 апреля 2017 года. Остальные автовладельцы могут выбирать между способом возмещения ущерба.

○ Выплаты по ОСАГО при ДТП виновнику.

ОСАГО предусматривает выплату компенсации потерпевшей стороне, а возмещение ущерба виновнику происшествия в законе прямо не установлено. Кроме того, виновная сторона должна в полной мере оплатить все понесенные потерпевшей стороной убытки.

Тем не менее, выплата денежных средств виновнику возможна, это зависит от обстоятельств дела.

  • Согласно п.22 ст. 12 №40-ФЗ, если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

Таким образом, обоюдная вина является одним из вариантов получения денежных выплат виновником.

Другой вариант получения страховки виновной стороной – признание непредумышленности действий. А так как доказать умышленность действий практически невозможно, это также является возможностью возмещения ущерба.

○ В каких случаях не выплачивается страховка?

Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда страховщик может отказать в выплате денежных средств. К ним относится:

  • Самостоятельная передача денежных средств потерпевшей стороне.
  • Зафиксированное опьянение (алкогольное, наркотическое, токсичное).
  • Отсутствие водительского удостоверения.
  • Доказанная умышленность нанесения вреда потерпевшей стороне.
  • Покидание места аварии до приезда сотрудников ГИБДД.
  • Управление автомобилем лицом, не указанным в полисе.
  • Нанесение ущерба опасным грузом, а также причинение вреда окружающей среде.

Также будет получен отказ в выплате страховки, если авария произошла за пределами страны.

○ Расчет на месте ДТП.

Если повреждения при ДТП незначительные, то виновная сторона может оплатить стоимость ремонта, решив, таким образом, конфликт без привлечения третьих лиц. Однако в данном случае, рассчитывать на страховые выплаты уже нельзя. Расписка, подтверждающая платеж, не рассматривается страховой компанией как основание для компенсации убытков. Заявление претензий возможно только при наличии протокола ГИБДД.

○ Что делать если у виновника отсутствует ОСАГО или поддельный?

Если у виновника ДТП отсутствует полис, то получение компенсации невозможно. В данном случае он должен оплачивать стоимость ремонта из своего кармана. Для этого необходимо оформить протокол с указанием всех подробностей происшествия и отправить ему досудебную претензию. Если виновник отказывается возмещать ущерб, дело рассматривается в судебном порядке.

На практике также бывает, что полис у виновника поддельный, что будет приравниваться к его отсутствию. Соответственно все расходы по возмещению ущерба также накладываются на виновную сторону.

○ Стоит ли оформлять ОСАГО «задним числом»?

Подобное действие позволит переложить ответственность за выплату компенсации на страховую компанию. Однако следует учитывать, что это прямое нарушение законодательства, за которое при ДТП может быть назначена уголовная ответственность.

  • Согласно ст.159 УК РФ мера наказания в данном случае – лишение свободы сроком от 3 до 6 лет.

Кроме того, нельзя забывать про риск обнаружения. Даже если страховая компания выплатит компенсацию по подобному полису, она может в любой момент обнаружить нарушение, что повлечет за собой подачу регрессного взыскания.

Таким образом, следует позаботиться об оформлении страховки заранее.

○ Обращение в суд.

Направить исковое заявление в суд можно в течение 3 лет с даты ДТП, если нет пострадавших. При наличии последних, срок обращения в суд не имеет исковой давности.

Смысл обращаться в судебные инстанции имеется, если:

  • Страховая компания отказывает в выплате компенсации либо оплачивает ее в неполном объеме.
  • Виновник отказывается самостоятельно возмещать материальный ущерб.

Также в роли истца может выступать виновник ДТП, если присутствует:

  • Несправедливое обвинение в происшествии, предоставление новых доказательств своей невиновности.
  • Обман со стороны потерпевшего.
  • Противоправные действия со стороны потерпевшего, повлекшие за собой повреждение автомобиля виновника.
  • Нанесение телесных повреждений виновнику либо его пассажирам со стороны потерпевшего.

По результатам обращения суд может:

  • Удовлетворить иск.
  • Отказать в удовлетворении.
  • Оставить иск без рассмотрения.

Чем больше доказательств будет собрано, тем выше вероятность благоприятного исхода обращения в суд.

○ Порядок выплат по решению суда.

Для судебного разбирательства следует подготовить:

  • Протокол осмотра места происшествия.
  • Протоколы следствия.
  • Материалы с места ДТП.
  • Документы от страховой компании.
  • Показания свидетелей.

После принятия судом решения о выплате компенсации потерпевшей стороне, виновник должен отдать указанную денежную сумму. Порядок выплат контролируется судебными приставами и производится следующим образом:

Если собственных средств виновника недостаточно для оплаты компенсации, но имеется общее имущество, составляется требование о выделе его доли (ст.255 ГК РФ).

Если совладельцы несогласны с разделом имущества, должнику предъявляется требование продать свою долю остальным владельцам по цене, соответствующей рыночной стоимости. Вырученные средства следует направить на покрытие долга.

Правила ОСАГО определяют сумму покрытия страховых случаев, которыми могут быть нанесение любого ущерба транспортным средствам и вреда здоровью и жизни людей в ДТП. Каковы максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП 2018 года? Когда в последний раз они увеличивались? При каких условиях можно получить предельную сумму возмещения по полису обязательного страхования?

Максимальная выплата и сумма покрытия по ОСАГО в 2018 году

Максимальная выплата по ОСАГО несколько раз увеличивалась - в 2014, в 2015 и в 2018 году. Первые изменения коснулись страховых выплат, положенных при причинении в ДТП ущерба транспортным средствам - сумма была увеличена сразу на 70% (280 000 рублей). Следующее изменение предельной страховой суммы касалось ситуаций, когда в результате ДТП вред люди получали травмы - страховая выплата была увеличена на 68% (340 000 рублей). В таблице ниже представлены все суммы возмещения по ОСАГО за последние несколько лет.

Таблица - Максимальный размер выплат по ОСАГО в 2014 - 2018 гг., тыс. руб.

Основания для выплаты возмещения
Лимит выплаты в 2014 году
Лимит выплаты в 2018 году
Получение травм и повреждений
160
500
Причинение вреда имуществу одного потерпевшего
120
400
Причинение ущерба имуществу нескольким потерпевшим
160
400
Гибель потерпевшего
135
475
Расходы на захоронение
25
25
Возмещение по европротоколу
25
100

Источник: ФЗ №40

В 2018 году расчет размера возмещения, положенного после наступления страхового случая, осуществляется на основании единой методики, разработанной Центробанком в Положении №432-П и Постановления Правительства №1164. В первом документе представлены формулы для расчета цены на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, во втором - нормативы для расчета страховой компенсации за вред, причиненный здоровью.

При нанесении вреда имуществу

Размер выплаты по ОСАГО в 2018 году за ущерб, нанесенный транспортным средствам, рассчитывается после осмотра машины специалистом страховой компании или в ходе проведения независимой экспертизы. Порядок процедуры установлен Правилами обязательного страхования. Получить максимальную сумму при таком расчете пострадавший водитель в большинстве случаев не сможет. Согласно единой методике в возмещении ущерба учитывается следующее:

  • Износ деталей;
  • Стоимость ремонтных работ;
  • Стоимость запчастей и материалов, необходимых для ремонта.

Если сумма убытков, определенная страховщиком, меньше предполагаемой, то владелец ТС может провести независимую экспертизу в организации, не имеющей отношения к его страховой компании. На основании результатов экспертизы можно подать претензию страховщику, и если в 10-дневный срок она не будет удовлетворена, подать в суд по месту жительства иск. Дело можно выиграть только, если разница в результатах двух экспертиз составляет больше 10%.

При ДТП с пострадавшими

Сумма возмещения по ОСАГО при аварии с пострадавшими складывается на основании нормативов, определенных Постановлением Правительства. Страховая компания использует данные медицинских учреждений, в которых оказывалась помощь лицам, получившим травмы в ДТП. В зависимости от тяжести полученных повреждений, определяется итоговый размер страховой компенсации. Так, минимальная страховая выплата может составить только 250 рублей в случае, если у пострадавшей стороны зафиксированы лишь ушибы мягких тканей (синяки).

Для лиц, получивших инвалидность из-за аварии, установлены особые лимиты. Так, инвалиды 1 группы получат 100% денежного возмещения, инвалиды 2 группы - 75% и люди с инвалидностью 3 группы - 50%. Несовершеннолетний, который из-за травм после ДТП получил статус «ребенка-инвалида», может рассчитывать на 100% компенсацию. Выплату страховки по заявлению за него получают его законные представители - родители, родственники или опекуны.

Сумма компенсации по ОСАГО при ДТП со смертельным исходом

Полис ОСАГО гарантирует страховую выплату лицам, имеющим на нее право согласно ст. 1088 ГК РФ, в случае гибели потерпевшего в результате ДТП. К таким лицам относятся иждивенцы, один из членов семьи, осуществляющий уход за недееспособным или нетрудоспособным родственником. При отсутствии этих лиц право на страховую компенсацию получают супруги, родители, дети или люди, у которых умерший находился на иждивении. Страховая сумма в 475 тысяч рублей делится поровну между всеми, кто подал в страховую компанию заявление на выплату возмещения, и выплачивается в течение 5 дней после окончания принятия всех заявлений.

Максимальный размер выплаты по европротоколу

До 2014 года предельная сумма выплаты по европротоколу равнялась 25 тысячам рублей. В 2015 году она была увеличена до 50 тысяч рублей. С лета 2018 года по европротоколу можно получить до 100 тысяч рублей. Оформление ДТП без сотрудников ГИБДД возможно только в случаях столкновения не более двух автомобилей, отсутствия пострадавших людей с травмами и повреждениями, а также при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников происшествия.

Как получить максимальное возмещение по ОСАГО?

Получить весь лимит страховой суммы, установленный законом, можно только в случае, если ущерб после ДТП будет оценен по максимуму, а также если у виновника ДТП будет действующий полис ОСАГО. Предельная сумма выплат по ОСАГО в 2018 году положена только в ряде законодательно установленных случаев. К ним относятся следующие:

  • Получение инвалидности 1 группы - 500 тысяч рублей;
  • Полная гибель авто или стоимость ремонта больше страховой суммы - 400 тысяч рублей;
  • Смерть пострадавшего и его захоронение - 475 тысяч и 25 тысяч рублей соответственно.

Все остальные ситуации требует тщательного расчета страховой выплаты на основании методик и нормативов. Если сумма при расчете возмещения ущерба, причиненного автомобилю, будет равна 400 тысяч или более, то страховщик выплатит полный размер страховой компенсации, но не превышающий установленный договором и законом лимит. Оставшиеся убытки, а также моральный вред, потерпевший может взыскать через суд с виновника аварии.

Заключение

Размер страхового возмещения по ОСАГО определяется страховой компанией на основании акта об осмотре транспортного средства, заключения независимой экспертизы, выписок из истории болезни и прочих справок из медучреждений (в зависимости от вида ущерба). Расчет суммы выплаты осуществляется с помощью методики, разработанной регулятором страхового рынка и нормативов, установленных правительством РФ.

  • до 400 тыс. рублей на компенсацию ущерба автотранспорту;
  • до 400 тыс. рублей на восстановление здоровья пострадавшему;
  • 375 тыс. рублей, в случае смерти пострадавшего, а также 25 тыс. рублей, компенсация расходов на погребение.

На сегодняшний день правительство изменило лимиты ОСАГО для пострадавших, при условии, что договор подписывался уже после внесения поправок в закон. Лимит выплат на «железо» не увеличивается, а вот для пострадавших в ДТП максимальная сумма увеличилась с 400 до 500 тысяч рублей на каждого. При оформлении Европротокола сумма компенсации составляет 50 тысяч рублей.

Однако порядок, по которому рассчитывается страховая сумма остался прежним. Давайте разберем, как страховая выплачивает компенсации и в каком размере.

Как оформить и рассчитать компенсацию по ущербу?

Если вы попали ДТП, то первое, что вам нужно сделать – это заглушить двигатель авто и включить аварийную сигнализацию. Второй шаг – проверить состояние здоровья пассажиров и людей, находящихся в автомобиле второго участника. Если есть пострадавшие, то немедленно нужно вызвать скорую помощи и обратиться в ГИБДД для оформления дорожно-транспортного происшествия.

Если же пострадавших нет, а ущерб небольшой, при этом оба водителя согласны, кто из них виноват, а кто пострадавший, то вполне возможно оформлять Европротокол, благодаря которому вы сможете получить страховую выплату до 50 тысяч рублей.

Если видимые повреждения вашего автомобиля превышают лимит в 50 тыс рублей, то Европротокол вам не поможет, необходимо вызывать работников полиции.

Какие действия необходимо сделать, чтобы выплаты, которые должна будет сделать страховая компания, не были занижены или вам в них не отказали?

  1. Активно принимать участие в процессе оформления ДТП.
    Обязательно читайте все, что работники ГИБДД пишут в справках, протоколах, а также не забывайте о том, что Извещение о дорожно-транспортном происшествии вы должны заполнять самостоятельно совместно с другим участником аварии.
  2. В ваших интересах собрать все доказательства вашей невиновности, даже если второй участник, который нарушил ПДД и стал причиной аварии признает это сразу.
    Нет никакой гарантии, что он вдруг не передумает, поэтому все ваши доказательства должны быть зафиксированы сразу в Извещении, в протоколе, в справки, а также на фото и видео свидетельствах. Если у вас есть свидетели (это могут быть случайные прохожие, очевидцы из соседних автомобилей, а также ваши пассажиры, в том числе друзья и родственники), то их данные и показания лучше всего сразу записать в Извещение.
  3. Не употребляйте алкогольные напитки после ДТП до медицинского освидетельствования, а также не отказывайтесь от медицинской экспертизы.
    Отказ, даже при условии, что не вы стали причиной дорожного инцидента, послужит законным основанием для отказа в выплате.
  4. Грамотно заполняйте все документы, это является гарантией того, что страховая компания не сможет занизить положенные вам законом выплаты.
    Обязательно в Извещении укажите, что возможны скрытые повреждения, а также проследите за тем, чтобы в расширенной справке о ДТП, которую будут заполнять работники ГИБДД было указано тоже самое.
  5. Читайте все, что вы подписываете.
    Не соглашайтесь ставить подпись на документах, которые вам зачитывали сотрудники ГИБДД или второй участник инцидента на дороге. Также, если вы не согласны с тем, что изложено в протоколе, так и пишите, что «с вышеизложенными фактами не согласен, все было так и так…».

Для того, чтобы получить выплаты от страховщика, вам необходимо будет предоставить копии следующих документов:

  • заявление о наступлении страхового случая;
  • водительские права (+ оригинал для сверки);
  • страховой полис ОСАГО (+ оригинал);
  • индивидуальный налоговый номер;
  • паспорт или другой документ подтверждающий личность (например, документ для выезда за границу);
  • доверенность на управление авто (если водитель, который попал в аварию не является собственником автомобиля).

Сколько составляет выплата по ущербу? Вопрос достаточно ёмкий, поскольку каждая авария имеет свои нюансы и тонкости. Для того, чтобы получить все, что вам полагается, необходимо тщательно провести осмотр.

После того, как вы подадите документы в страховую компанию, будет запущен процесс рассмотрения вашего страхового случая. В течение 5 рабочих дней компания должна вам дать направление вашего автомобиля на осмотр.

Проводится он, как правило, в аккредитованном партнерском центре независимой оценки, однако, как показывает практика, действуют такие эксперты в интересах страховщика. А значит против вас.

Для того, чтобы выплата была соответствующей ущербу, необходимо инициировать собственную независимую экспертизу.

Результаты этой оценки будут действительны только в случае, если вы сделаете все по процедуре, а именно:

  1. Экспертизу может проводить только дипломированный эксперт, имя которого внесено в федеральный реестр.
    Ваш знакомый автомеханик с СТО не подойдет.
  2. Для проведения экспертизы необходимо присутствие всех участников ДТП, а также страхового представителя.
    Для этого необходимо всех заинтересованных в результатах лиц уведомить с помощью телеграмм.
  3. Результаты автоэкспертизы необходимо получить на руки сразу после проведения данной процедуры каждому участнику.
    Инициатор осмотра может получить оригинал и копию документа, на случай, если этот документ понадобится для суда.

На основании данных осмотра страховая компания рассчитывает компенсацию. Сумма выплаты должна быть равнозначна ущербу и сколько бы не насчитал повреждений эксперт, более 400 тысяч рублей вам не заплатит страховая компания.

Но вы можете взыскать оставшуюся сумму с виновника в досудебном или судебном порядке. А если он имеет полис ДСАГО, который имеет расширенное покрытие, то сумма компенсации может быть увеличена до 1 миллиона рублей.

Какие выплаты по ОСАГО за вред здоровью и жизни?

Как уже было сказано, правительство внесло поправки в закон об ОСАГО, и они коснулись и пострадавших от ДТП.

Изменения эти сводятся к трем важным особенностям:

  • лимит выплат увеличился до 500 тысяч рублей;
  • выплаты страховой компанией производятся по упрощенной схеме на основании медицинских документов;
  • особые условия выплат для пострадавших в коммерческом автотранспорте.

Напомним, что раньше у страховщиков было множество схем, по которым они на законных основаниях уходили от обязанности делать выплаты пострадавшим в ДТП. Как правило, для страховой выплаты компании требовали справку, что данное лечение не входит в программу обязательного медицинского страхования, а лечение не предоставляется бесплатно.

Программа ОМС достаточно широкая и многие травмы попадают под неё. Ведь как известно, многие реабилитационные мероприятия, в том числе и по инвалидности, могут быть бесплатными, однако, качество их оставляет желать лучшего. В отличие от платных реабилитационных центров, где человека могут действительно поставить на ноги.

Кроме увеличения лимита, данные суммы в установленном порядке будут выплачиваться всем потерпевшим, а не делиться равноценно между травмированными в аварии людьми.

Данные изменения теперь позволяют участникам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии получить выплату, предъявив следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Справка о ДТП с указанием того, что данное лицо пострадало в аварии на дороге.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Медицинские документы, подтверждающие необходимость восстановительного лечения.

Также, правительство утвердило определенные суммы, которые будут выплачиваться на основании тех или иных травм.

Сколько выплатит страховая после аварии по ОСАГО при стойком расстройстве здоровья?

  • если пострадавший получил инвалидность 1 степени – то ему выплачивается 100% установленной суммы лимита;
  • инвалидность 2 группы предусматривает выплату 70% от суммы лимита;
  • инвалидность 3 группы – 50% от установленного правительством лимита;
  • если в ДТП пострадал ребенок и ему присвоена категория «ребенок-инвалид», то он получит 100% от максимальной суммы выплаты, т.е. 500 тысяч рублей.

Также, новые поправки закона «Об ОСАГО» устанавливают определенные суммы выплат при каждой травме. Например, если в результате дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего будет зафиксирован перелом свода и основания черепа, то сумма выплаты составит 125 000 рублей (по регламенту 25% от максимальной суммы). В поправках к закону имеется таблица, которая расписывает все суммы за то или иное повреждение.

Также, еще одним важным нюансом новшеств в выплатах для пострадавших является компенсация при дорожно-транспортном происшествии в коммерческом транспорте. Лимит по выплатам до 2 000 000 рублей на каждого пострадавшего. То есть, если происходит смертельное ДТП с автобусом, то родственники ушедшего из жизни получают по 2 миллиона рублей на каждого пострадавшего в аварии, то есть 100%.

Многие юристы и правозащитники считают, что сумма, в которую оценивается жизнь человека при гибели или тяжелых увечья в личном автотранспорте нелогична и возможно, правительство скоро вернется к рассмотрению вопроса уравнения или усовершенствования механизма начисления выплат.

Важные особенности, которые связаны с нововведениями сводятся к следующему:

  1. Выплаты могут получать не только лица, находящиеся у ушедшего из жизни или получившего тяжелые травмы участника ДТП, но и все члены его семьи.
  2. Кроме страховой выплаты, пострадавший имеет право требовать оплату морального ущерба с виновника дорожно-транспортной аварии, вне зависимости от того, что страховая компания уже оплатила.
  3. Страховые выплаты делаются целевыми платежами на реабилитационные процедуры, на покупку и установку протезов, на обеспечение лекарственными средствами, на оплату сиделок, услуг массажиста и других компетентных медицинских специалистов.
  4. Выплаты с виновника аварии, а также от страховой компании может идти на возмещение убытков от потери трудоспособности и источников дохода.

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!