Пункт 3 статьи 362 кодекса. Налоговый кодекс рф

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.


2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.


Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.


Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:


1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;


1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;


1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;


2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;


3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;


3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.


При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.


Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.


В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.


Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.


3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.


Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.


Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.


4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.


6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Yurguru.ru / Налоговый кодекс РФ / Глава 28. Транспортный налог / Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налоговый кодекс РФ. Глава 28. Транспортный налог

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.


Статья 362 НК РФ Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу - полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 28. Транспортный налог:

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
(п. 6 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

В 362 статье Налогового кодекса закрепляется на транспорт. Правила предусмотрены и для юрлиц, и для граждан. Рассмотрим подробнее ст. 362 НК РФ с комментариями .

Общие правила

Налогоплательщики-организации производят расчеты самостоятельно.

Налоговая сумма, подлежащая перечислению гражданами, определяется органами ФНС. Основанием для расчета выступают сведения, предоставляемые структурами, уполномоченными осуществлять госрегистрацию транспорта в РФ.

Величина отчисления, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ , определяется по окончании отчетного периода по каждому ТС. Сумма рассчитывается путем умножения базы и ставки, если другое не установлено в рассматриваемой норме.

Также на основании п. 2 ст. 362 НК РФ, налог, подлежащий перечислению организациями, определяется путем вычитания авансов из рассчитанной общей суммы.

Повышающий коэффициент

Он используется при исчислении налоговой суммы. Значения коэффициента зависят от стоимости автомобилей :

Коэффициент

Ст-сть легкового транспорта

Время, прошедшее с года выпуска

менее года.

меньше 5 лет.

меньше 20 лет.

Исчисление сроков начинают от года выпуска ТС. При расчете учитывается его средняя цена, установленная исполнительной федеральной структурой, реализующей политику и нормативно-правовое регулирование в сфере торговли.

Перечень автомобилей, стоимость которых более 3-х млн р., подлежащий применению в предстоящем периоде, должен быть размещен на сайте указанной выше структуры до 1 марта этого отчетного периода.

Вычет

Размер налога, рассчитанного по окончании периода юрлицами по каждому ТС с предельно допустимой массой более 12 тонн подлежит уменьшению на сумму, выплаченную на это транспортное средство в данном отчетном периоде. При этом автомобиль должен быть зарегистрирован в реестре.

Если после применения вычета налоговая сумма, подлежащая перечислению в бюджет, примет отрицательное значение, она принимается равной 0.

Информация из реестра предоставляется в ИФНС каждый год до 15.02 по правилам, установленным исполнительным органов власти, реализующим полномочий в сфере транспорта, по согласованию с ФНС.

Как устанавливает действующая редакция ст. 362 НК РФ, юрлица рассчитывают авансовые платежи по окончании каждого периода. Их размер должен составить 1/4 от произведения базы и ставки с учетом коэффициента.

Регистрация/снятие с учета ТС

При регистрации/снятии с нее транспорта в рамках одного периода (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента. Он определяется как отношение кол-ва полных месяцев, на протяжении которых ТС было на учете, к числу месяцев (календарных) в периоде.

Следует обратить внимание на правила исчисления сроков, предусмотренные в п. 3 ст. 362 НК РФ .

Если автомобиль был зарегистрирован до 15 числа либо снятие с учета после 15 числа месяца, он принимается в расчет как полный месяц. Если действия были осуществлены после и до указанных чисел соответственно, согласно п. 3 ст. 362 НК РФ , месяц их совершения не учитывается.

Законодательный региональный орган власти может освободить отдельные категории плательщиков от отчисления авансов по налогу на протяжении отчетного периода.

Пояснения

В целях обеспечения правильного применения ст. 362 НК РФ необходимо, в первую очередь, привести перечень органов, уполномоченных осуществлять госрегистрацию наземных ТС. В него включены:

  • Подразделения ГИБДД. Они осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, предназначенных для перемещения по магистралям общего пользования, с максимальной скоростью выше 50 км/ч, а также прицепов к ним.
  • Органы госнадзора за техническим состоянием всех видов техники в РФ. Эти структуры проводят госрегистрацию тракторов, дорожно-строительных самоходных машин, прочих ТС и прицепов, в том числе автомототранспортных средств, не предназначенных для передвижения по дорогам общего пользования, с максимальной скоростью 50 и менее км/ч.

Важные моменты

Отнесение транспорта к той или иной категории осуществляется на основании информации, предоставляемой соответствующей регистрирующей структурой. Согласно третьему пункту ст. 362 НК РФ, ставки по налогу определяются на региональном уровне. При этом учитывается категория и мощность мотора ТС.

В отношении транспорта, зарегистрированного в органах госнадзора, на которые оформлены паспорта самоходных машин, применяется ставка, предусмотренная для категории "прочие самоходные ТС, механизмы, машины на гусеничном/пневматическом ходу".

Ставка по ТС, учтенным подразделениями ГИБДД, определяется на основании регистрационной документации.

Разъяснения ФНС

На практике возникает немало сложностей при применении ст. 362 НК РФ . Некоторые вопросы реализации положений нормы освещены в письмах ФНС (от 23.13 2005 и 06.07.2007 гг.)

Согласно пояснениям Налоговой службы, при отнесении ТС к той или другой категории, следует учесть, что:

  • РФ выступает в качестве договаривающейся стороны в международном Соглашении о принятии общих технических требований к колесному транспорту, элементам оборудования, частям, которые могут устанавливаться/использоваться на них, а также об условиях взаимного согласия с официальными утверждениями, выдаваемыми на основе указанных предписаний. Этот документ был оформлен в 1958 г. в Женеве.

Классификация, введенная Соглашением, применяется в России при сертификации ТС. Учитывая эту классификацию, оборудование, транспортируемое на специальных автомобилях, расценивается как груз. Соответственно, спецтранспорт разных марок, модификаций, моделей, на шасси которых присутствуют оборудование, установки, агрегаты, считаются грузовыми. Следовательно, к ним применяются ставки, предусмотренные для грузового транспорта.

Изменения в норме

Ранее в ст. 362 НК РФ была предусмотрена обязанность институтов власти, осуществляющих госрегистрацию ТС, сообщать в ИФНС по месту своего расположения сведения об автомобилях, стоящих на учете или снятых с него, а также информацию о лицах, за которыми числятся эти транспортные средства. Срок для направления указанных данных составлял 10 дней с даты совершения соответствующего действия (регистрации или снятия с нее).

В 5 пункте ст. 362 НК РФ была предусмотрена обязанность органов госрегистрации предоставлять отчеты о ТС и лицах, за которыми они числятся, по состоянию на 31.12 завершившегося календарного года до 01.02 текущего периода, а также информацию о произошедших изменениях.

Формы предоставления сведений утверждались ФНС.

Кроме того, в случае неисполнения предписаний, предусмотренных пунктами 4, 5 ст. 362 НК РФ, виновным грозила ответственность по ст. 129.1 Кодекса. В частности, за неправомерное несообщение или несвоевременное направление информации предусматривался штраф 1 тыс. р., если в действиях лица отсутствовали признаки нарушений, санкции за которые закрепляет 126 статья НК.

Если указанные выше деяния были совершены повторно в рамках одного календарного года, сумма штрафа повышалась до 5 тыс. р.

В настоящее время 4, 5 пункты ст. 362 НК РФ утратили силу.

Дополнительно

В качестве плательщиков налога на транспортные средства, переданные в лизинг, выступают субъекты, на которых они зарегистрированы.

Согласно 6 пункту 362 статьи НК, представительная структура власти региона вправе освободить отдельные категории лиц от обязанности рассчитывать и уплачивать авансы по налогу. Кроме того, уполномоченные органы в субъектах России могут устанавливать определенные элементы транспортного налога. Конкретный их перечень закрепляет НК.

В полномочия региональных законодательных структур, в частности, входит:

  • Определение налоговых льгот и установление условий их применения. Соответствующее положение закрепляет 356 статья НК.
  • Право не устанавливать налоговые (отчетные) периоды. Эта возможность реализуется на основании 3 пункта 360 статьи НК.
  • Установление ставок, изменение их значений в большую/меньшую сторону, но не более чем в 10 раз. Это право предоставляется на основании 361 статьи НК (п. 2).

Плательщики

Лицами, обязанными рассчитывать и уплачивать обязательные платежи по ТС, признаются субъекты, на которых зарегистрирован транспорт, считающийся объектом обложения по правилам 385 статьи НК, если иное не устанавливает ст. 357 Кодекса.

По автомобилям, переданным и приобретенным по доверенности до вступления в действие НК, плательщиком налога выступает лицо, указанное в ней. Субъекты, на которых такие ТС зарегистрированы, должны уведомить ИФНС по месту своего проживания о передаче транспортного средства на основании указанного документа.

Не считаются плательщиками налога FIFA национальные футбольные объединения, ассоциации, в том числе РФС, Организационный комитет "Россия-2018", их дочерние организации в отношении транспорта, являющегося их собственностью и эксплуатируемого исключительно с целью организации и проведения мероприятий, предусмотренные в ФЗ № 108.

Льготы

Они предусматриваются в соответствии со ст. 361.1 НК.

Согласно положениям нормы, от обложения освобождаются субъекты в отношении каждого ТС с разрешенной массой более 12 тонн, учтенного в реестре системы взимания оплаты, если сумма компенсации вреда дорогам общего пользования равна или превышает величину исчисленного налога за соответствующий период.

Для получения льготы заинтересованное лицо предоставляет документы, подтверждающие его право на освобождение, и заявление в ИФНС по выбору.

Если сумма налога больше платы, внесенной в налоговом периоде за ТС, льгота предоставляется уменьшением налогового отчисления на эту сумму.

Ставки

Как выше уже говорилось, они определяются региональными уполномоченными органами. Ставка устанавливается в зависимости от валовой вместимости ТС и мощности его мотора.

Ограничение изменения ставки (десятикратное уменьшение/увеличение), предусмотренное во втором пункте 361 статьи, не действует в отношении легковых автомобилей с двигателем, мощность которого до 150 л. с.

Законодательство допускает введение дифференцированных тарифов для каждой категории ТЧС, с учетом кол-ва лет, прошедших с года выпуска, либо экологического класса.

Декларация

Отчет по налогу с транспортных средств предоставляется по завершении установленного НК периода в ИФНС по адресу нахождения соответствующего транспорта.

Плательщики-организации предъявляют декларацию до 1 февраля периода, идущего за завершившимся отчетным годом.

Субъекты, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, направляют отчеты в ИФНС по соответствующим правилам.