Классификация, элементы конструкции и ТТХ автомобилей основного и специального назначения,пожарные автомобили. Основные пожарные автомобили. ТТХ


К атегория:

Пожарные автомобили


Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей


Защита населенных пунктов и различных объектов народного хозяйства от пожаров осуществляется пожарными частями. Пожарные части состоят из трех-четырех дежурных караулов. Караулы несут круглосуточное дежурство.

Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением. Он самостоятельно может решать задачи по спасению людей и тушению пожаров. Караул может быть усилен отделениями на специальных или вспомогательных машинах.

Отделение из 4-9 чел. на автоцистерне или насосно-рукавном автомобиле способно самостоятельно выполнять лишь отдельные задачи по спасению людей и тушению пожаров и является первичным тактическим подразделением.

Тактические возможности отделения в основном обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля и численным составом отделения.

Совокупность показателей, определяющих технические возможности шасси и пожарного оборудования, а также запас огне-тушащих веществ и численность боевого расчета, называется тактико-технической характеристикой (ТТХ) пожарного оборудования. Тактико-технические характеристики позволяют оценить техническое совершенство пожарных автомобилей, их возможности по тушению пожаров. Показатели являются решающими при выполнении боевых действий расчетами пожарных автомобилей. Тактические возможности пожарных автомобилей определяют: технические данные базового шасси; оптимальное количество и характеристики пожарного оборудования; возимый запас огнетушащих средств на АЦ; рациональность размещения пожарного оборудования.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей должны быть такими, чтобы все боевые действия можно было выполнять с большей эффективностью в минимальное время.

Выезд и следование на пожар. Выезд пожарных автомобилей’ по сигналу тревоги определяется надежностью пуска двигателя и его тепловым состоянием. На базовых шасси пуск двигателей осуществляется стартерами от аккумуляторных батарей. На дизеле кроме пуска стартером предусмотрен пуск сжатым воздухом.

Продолжительность следования на пожар определяется совершенством базового шасси и мощностью двигателя, установленного на автомобиле. Поэтому для пожарных автомобилей используют шасси с наилучшими показателями по проходимости и устойчивости и с достаточно большой мощностью. Максимальная мощность двигателей, устанавливаемых на пожарных автоцистернах, достигает 130-140 кВт. В ближайшие годы на ряде пожарных машин могут быть установлены двигатели мощностью 169 кВт и более. На тяжелых пожарных аэродромных автомобилях мощность двигателей достигает 400 кВт.

Максимальные скорости движения современных пожарных автомобилей находятся в-пределах 80-95 км/ч.

Спасениелюдей на пожарах. Основные требования к специальным автомобилям для проведения этих боевых действий - быстрота развертывания, хорошая устойчивость и безопасность проведения работ.

Боевое развертывание - приведение сил и средств в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре. Размещение пожарного оборудования на машинах должно быть таким^ чтобы оно было надежно закреплено и его можно было легко снимать. Размещение его должно осуществляться в соответствии с последовательностью боевого развертывания. Наиболее часто используемое оборудование размещается в наиболее удобных местах. Кроме того, необходимо, чтобы пожарные невысокого роста могли легко снимать наиболее часто используемое оборудование. Конструкция различного снимаемого оборудования должна быть удобной для переноски его одним-двумя бойцами боевого расчета.

Рис. 1.3. Авто
а - АЦ-30 (66)-!46; б - АЦ-40 (131)-137г

Важным требованием к пожарно-техническому вооружению является то, что соединение и разборка систем (например, рукавных линий) должны производиться без больших усилий и обеспечивать надежную их работу.

Тушение пожара. Для тушения пожара имеется запас огнетушащих средств на пожарных автомобилях и насосы (или другие устройства), обеспечивающие необходимую подачу их в очаги горения.

Пожарные автоцистерны могут быть следующих типов: легкие - с вместимостью цистерны до 2000 л. К ним относятся автоцистерны АЦ-30 (53А)-106А, АЦ-30 (66)-146 (рис. 1.3, а) и др.; средние - с вместимостью цистерны 2000 -4000 л. К ним относятся пожарные автоцистерны АЦ-40 (130)-63Б, АЦ-40 (131)-137 (рис. 1.3, б), АЦ-40 (375)-Ц1 А (рис. 1.3, в) и др.; тяжелые - с вместимостью цистерны свыше 4000 л. К ним относятся пожарные автомобили АЦ-40 (133Г1)-181, АА-40 (7310)-160М.

Вместимость баков для пенообразователя достигает 200-500 л (табл. 1.2). Пожарные насосы обеспечивают подачу воды, равную 30-40 л/с. На тяжелых пожарных автомобилях устанавливают насосы с подачей воды 60 л/с, а на пожарных насосных станциях - 100-110 л/с.

Вместимость цистерн и производительность насосов достаточны для тушения большинства пожаров. На крупных пожарах цистерны устанавливаются на водоисточник или организуется специальная подача воды с помощью пожарных насосных станций или пожарных насосов.

К атегория: - Пожарные автомобили

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

АЛ - автолестницы- Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях.

Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35?С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.

Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода.

По длине они бывают: МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2, СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22, БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109.

По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.

АПК- автоподъемники коленчатые - Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.

Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника:

Базовое шасси;

Опорная база;

Подъемно-поворотная база;

Звенья подъемника;

Механизм подъема и поворота;

Органы управления.

На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции.

Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание. Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров.

АР - рукавные - Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.

ДУ - дымоудаления - Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в по.мещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

ГДЗС - газодымозащитной службы - Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента.

Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее.

АСА – автомобили аварийно-спасательные - Предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара или чрезвычайного происшествия.

АШ - штабные - Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Автобусы

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

К средствам технической службы относится пожарная техника, в состав которой входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование . Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА).

В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные

Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны.

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ

АКП - 30 /камаз/

Пожарные коленчатые подъемники предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные коленчатыми подъемниками во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества, работу лафетного ствола закрепленного в корзине автоподъемника, управление которым осуществляется с земли, а также для подачи пены средней кратности на высоту.

АКП - 30

Тип шасси - КамАЗ

Габаритные размеры, мм:

Длина – 14300

Ширина - 2500

Высота – 3600

Максимальная скорость – 100 км/ч

Угол подъема – 90 град.

Высота подъема – 30 м

Грузоподъемность люльки – 350 кг

Ширина между крайними точками опоры –5,5 м

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 53/мерседес/

Поворотная лестница ДЛ 53 К/Ф представляет собой спасательное транспортное средство с подъемной платформой, которое используется в первую очередь для спасания людей, тушению пожаров и обеспечения технической поддержки.

Достигаемая высота спасания составляет приблизительно 53 метра.

Конфигурация лестница ДЛ 53

1.Лестница;

2.крепление;

3.Ходовой механизм;

В качестве шасси используется шасси с передним рулевым управлением типа Мерседес Бенц. Двигатель обеспечивает передвижение автомобиля и перемещение специальных приспособлений.

Кабина водителя и отделения команды обеспечивает место для водителя, помощника водителя и команды до 4 человек имеется две двери.

Рабочая платформа состоит из нержавеющего, нескользящего жесткого алюминиевого покрытия, а внешний кожух выполнен из стального листа. Складывающаяся лестница – стремянка установлена в задней части платформы слева. Рабочие органы пожарного насоса расположены на платформе слева. Доступ в левый и правый отсеки для хранения осуществляется через встроенные жалюзи.

Ходовой механизм соединен с основанием ходового механизма и шасси автомобиля посредством зубчатого колеса. Оно обеспечивает вращение на 360 градусов соединения шасси и крепления узла лестницы. Привод осуществляется посредством ходового механизма с гидравлическим управлением.

Пульт управления расположен с внешней левой стороны ходового механизма и состоит из панели управления и сиденья оператора.

Лестница состоит из 6 секций, 5 из которых могут телескопически выдвигаться и убираться. Нижняя секция лестницы вращается на оси крепления лестницы. Секции лестницы выполнены из замкнутых стальных полых профилей квадратного сечения, а нижние пояса выполнены из специальных гнутых профилей.

Работа поворотной лестницы в целом состоит из следующих функций:

Подъем /наклон;

Вращение;

Выдвижение / уборка;

Выравнивание на местности

От уровня земли лестницы может быть поднята максимально на 75 градусов.

Лестница может быть опушена максимально на минус 12 градусов ниже уровня пола

Поворотная лестница может непрерывно вращаться на 360 градусов, м если она поднята приблизительно на 30 см под углом 7 градусов от положения покоя.

Лестница выдвигается и убирается при помощи 4 гидравлических цилиндров.

Обеспечение оптимальной работы лестницы при вызовах необходимо соблюдать следующие инструкции:

1. Температура окружающей среды в гараже лестницы должна быть минимум + 5 0С;

2. Проводить обслуживание и ремонт через интервалы определяемые заводом – изготовителем;

3. проверять приспособления и запасные части на их комплектность и правильность хранения;

4. Соблюдать инструкции завода – изготовителя;

5. Каждый раз перед выездом необходимо убедится, что лестница полностью убрана, надежно закреплена на опоре и замок лестницы закрыт.

Выбор площадки для установки лестницы:

1. Установить автомобиль на выбранной площадке как можно ближе к объекту на котором будет использована лестница / расстояние не должно быть менее 9 метров;

2. Проверить твердость грунта и неровности площадки, обращая внимание на:

Задние колеса автомобиля или гидравлические цилиндры опорной системы не должны располагаться на мягком грунте, закрытых люках или крышках гидрантов.

Боковой наклон поворотной лестницы на неровном грунте не должен превышать 7 градусов.

Подъем по лестнице

При подъеме по лестнице следует соблюдать следующие меры предосторожности:

Перед завершением маневров лестницей установите секции, чтобы секции были выровнены по оси;

Командир лестницы должен убедиться в том, что лестница находиться в правильном вертикальном положении, на наклоненную лестницу, поднятую чем на 40 градусов нельзя подыматься, если лестница находится без нагрузки.;

По лестнице нельзя подниматься до тех пор, пока не будут завершены маневры;

На пульте управления лестницей всегда должен находиться оператор во время подъема по лестнице, необходимо постоянно следить за индикатором нагрузок и опорной системой.;

в ночное время площадка должна быть освещена

Каждый поднимающийся по лестнице должен быть хорошо знаком с рабочими и предохранительными устройствами лестницы и должен иметь страховочный пояс;

По лестнице нужно взбираться равномерными шагами и не слишком быстро;

При спасательных операциях, человек, которого спасают должен быть либо привязан веревкой к верху лестницы или же спасатель спускается по лестнице впереди спасаемого человека;

При маневрах лестницы, на лестнице не должно находиться люди.

АВАРИЙНО _ СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Техническая характеристика АСА

Шасси УАЗ 452

Число мест 3 ;

Скорость,км/ч 95 ;

1.Комплект гидравлического инструмента

« ЛУКАС»:

Электростанция «Bosh» - 1 ;

Гидронасос с электроприводом - 1;

Гидронасос ручной - 1 ;

Цилиндр гидравлический LSR - 1 ;

Ранорасширитель LSР – 1 ;

Режущее устройство LS – 1 ;

Гидравлические шланги - 2 ;

Галагеновые прожектора – 2 ;

2.Комплект гидравлического инструмента «Эконт»:

Насосная станция НС «ХОНДА» - 1 ;

Ручной гидравлический насос Н – 80 ;

Расширитель – ножницы с насадкой для открывания стальных дверей - 1 ;

Гидроцилиндр ЦС –2 - 1 ;

Комплект приспособлений к гидроцилиндру

А) ось – 2 ;

Б) струбина – 1 ;

В) крюк - 2 ;

Г) серьга – 2 ;

Д)цепи –2 ;

Е) завхат - 1 ;

Гидравлические шланги - - 4 ;

3.Радиостанция «MOTOROLA»

4. Сигнально – громкоговорящая установка СГУ – 80 , Элект – 1 ;

5.Катушка кабельная – 1 ;

6.Резак – 1 .

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ЗИЛ 131/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ –модель Л22)

Тип шасси - ЗИЛ – 131

Габаритные размеры, мм:

Длина – 9800

Ширина - 2500

Высота – 3160

Масса с полной нагрузкой, кг – 10500

Наименьший радиус поворота, м – 10,2

Максимальная скорость. км/ч – 80

Мощность двигателя. кВт (л. с.) –

Расход топлива на 100 км. л – 40

Запас хода по топливу, км – 400

Емкость топливного бака, л – 170

Длина полностью выдвинутой лестницы, м: без дополнительного колена – 30,2

с дополнительным коленом – 32,2

Максимальный угол поворота колен – неограничен

Время выполнения маневров лестницы, с:

Подъем колен на 75 – 30

Выдвигание колен на полную длину - 30

Поворот колен в право на 90 – 15

Грузоподъемность лифта, кг - 180

АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ / АСО – 8/

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для освещения места работы пожарных подразделений на пожарах и обеспечения связи управления и информации. Они доставляют к месту пожара боевой расчет и комплект специального оборудования для обеспечения связи и освещения на месте пожара.

Подразделения вооруженные автомобилем связи и освещения может обеспечить связь управления с помощью переносных радиостанций, громкоговорящей установки, телефонной связи, связь информации с помощью автомобильных радиостанций и телефона, подключаемого к АТС, а также освещение четырех – шести боевых позиций при работе подразделений по тушению пожара. Данный автомобиль может использоваться в качестве электростанции, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструменты. Подача электроэнергии осуществляется от генератора, установленного непосредственно на автомобиле, либо от городской электросети. Вблизи от автомобиля связи и освещения, как правило располагается штаб пожаротушения.

АСО – 8 (66)

Шасси - ГАЗ – 66- 01

Число мест боевого расчета – 5

Габаритные размеры, мм:

Длина – 5655

Ширина – 2322

Высота –2880

Масса, кг 5780

Максимальная скорость, км/ч – 85

Контрольный расход топлива, л – 24

Запас хода по топливу, км – 870

Генератор:

Марка – ЕСС5 – 62 – 42 – М - 101

Напряжение,В – 230

Мощность, кВТ – 8

Прожектор стационарный:

Тип – ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Лампа накаливания - КН – 220 – 1500

Прожектор переносной:

Марка ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Число, шт - 4

Кабель магистральный

Средства связи:

Стационарные радиостанции

Радиус – 40 км

Переносные –6 шт.

Установка громкоговорящая.

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ПМ 512/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ – 30 ПМ 512

Тип шасси - Камаз

Высота полностью выдвинутой лестнице при угле 75 - не менее 30 м;

Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы:18 м – 350 кгс; 24м - 100 кгс;

Грузоподъемность автолестницы/ кран / - угол 30 – 75 0 – 2000 кг;

Рабочий диапазон от –7 до + 75 ;

Угол поворота не менее 360 0;

Ширина в ТС - 2500 мм;

Высота в ТС – 3800 мм;

Длина в ТС – 11000 мм;

Тип шасси – полноприводное;

Число мест для боевого расчета – 3 ч;

Максимальная скорость – 70 км/ч;

Средний срок службы - 11 лет

АР – автомобиль рукавный, АШ – автомобиль штабной, АТСО – автомобиль техники и связи.

2.ОСНОВНЫЕ.

АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ /АА/

Пожарные аэродромные автомобили пред предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродрома, тушение пожаров в самолетах и вертолетах , работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, ВМП, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили, укомплектованы бензиномоторными дисковыми пилами ПДС – 400 , предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ и порошковыми огнетушителями.

Тактико – техническая характеристика АА – 60

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 2,5 – 40 /ЗИЛ –131/

В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушение пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны,способно самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул, состоящий из двух и более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Автоцистерна пожарная АЦ – 2,5 –ПМ – 548 А.

Полная масса – 10280 кг;

Тип кабины – сдвоенная;

Тип шасси – полноприводное;

Мощность двигателя – 110(150) кВТ (л. с);

Число мест – 6 ;

Производительность насоса – 40л/с;

Базовое шасси – ЗИЛ – 433440 ;

Наибольшая высота всасывания – 7,5 м;

Максимальная скорость – 80 км/ч;

Длина – 7000 мм;

Ширина 2500 мм;

Высота 2800 мм;

Вместимость емкости – 2500 л;

Вместимость пенобака – 200 л;

Полный срок службы – 10 лет

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 5– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 5 – 40 ПМ 524

Масса – 15600 кг;

Число мест - 7 ;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3100 мм;

Вместимость емкости 5000 л;

Вместимость пенобака 400 л;

Срок службы – 10 лет.

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 7– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 7 – 40 ПМ 524

Масса – 18255 кг;

Число мест - 7 ;

Напор ПН – 100 м; производительность – 40л/с;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Максимальная скорость движения – 80 км/ч;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3400 мм;

Вместимость емкости 7000 л;

Вместимость пенобака 700 л;

Срок службы – 10 лет.

АНР – автомобиль насосно – рукавный. ПНС – пено-насосная станция, АГВТ – автомобиль газоводяного тушения, АВ – пенного тушения,

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» .

Изображение автомобиля производства общества
«Г. А. Леснер» 1904 года на почтовой марке СССР

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки . Имелись также автобочки , доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2-3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует целая серия пожарных автомобилей первой помощи , у которых подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов . Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15 . Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8 . Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Полная статья здесь: История пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от направления оперативной деятельности

В данный момент принято разделять пожарные автомобили в зависимости от назначения на:
  • Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили

Основные ПА - Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования , а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников .

Основные ПА общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах .

К ПА общего применения принято относить:
Основные ПА целевого применения предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах . К ПА целевого применения принято относить:

  • Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  • Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  • Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  • Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  • Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные пожарные автомобили

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  • Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  • Пожарные штабные автомобили (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  • Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  • Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  • Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.
    категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
    категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
    категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

    Классификация пожарных автомобилей по посадочной формуле

    По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

    Классификация пожарных автомобилей по компоновочной схеме

    По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

    Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению

    По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
    1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У ).
    2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С ).
    3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т ).

    У данной страницы нет кураторов!

Утвержден

Приказом Федерального

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 18 февраля 2009 г. N 18-ст

Дата введения - 1 января 2010 года

с правом досрочного применения

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

FIRE-FIGHTING TECHNICS. FIRE-ENGINE VEHICLES.

CLASSIFICATION, TYPES AND DESIGNATIONS

ГОСТР 53247-2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России).

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 18-ст.

4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах.

В стандарте классифицируются пожарные автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. Пожарные автомобили (ПА): оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах.

2.2. Основные пожарные автомобили (ОПА): пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

2.3. Специальные пожарные автомобили (СПА): пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.

2.4. Основные пожарные автомобили общего применения: пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.

2.5. Основные пожарные автомобили целевого применения: пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

2.6. Тип пожарного автомобиля: пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи.

2.7. Пожарная автоцистерна (АЦ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

2.8. Пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах.

2.9. Пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.

2.10. Автомобиль пожарно-спасательный (АПС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

2.11. Автомобиль пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2.12. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП): пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

2.13. Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР): пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

2.14. Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

2.15. Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП): пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

2.16. Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ): пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

2.17. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

2.18. Пожарный автомобиль газового тушения (АГТ): пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

2.19. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

2.20. Пожарная автонасосная станция (ПНС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

2.21. Пожарный пеноподъемник (ППП): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

2.22. Пожарный аэродромный автомобиль (АА): пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

2.23. Пожарная автолестница (АЛ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.24. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.25. Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

2.26. Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ): пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.27. Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

2.28. Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА): пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

2.29. Пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

2.30. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

2.31. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

2.32. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД): пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени .

2.33. Пожарный рукавный автомобиль (АР): пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

2.34. Пожарный штабной автомобиль (АШ): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.

2.35. Пожарная автолаборатория (АЛП): пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.

2.36. Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств св язи (АПРСС): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.37. Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.

2.38. Пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы (АБГ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.

2.39. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС): пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.

2.40. Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ): пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно -отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.

2.41. Пожарная компрессорная станция (ПКС): пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.

2.42. Пожарно-технический автомобиль (АТ): пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.

2.43. Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС): пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

2.44. Главный параметр ПА: один из основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и служащий для определения числовых значений других основных параметров.

3. Классификация

3.1. ПА в зависимости от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:

легкие - с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);

средние - с полной массой от 7500 до 14000 кг (M-класс);

тяжелые - с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

3.2. ПА в зависимости от проходимости делятся на 3 категории:

3.3. ПА в зависимости от направления оперативной деятельности делятся на 2 группы:

основные пожарные автомобили;

специальные пожарные автомобили.

3.3.1. ОПА в зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения.

3.3.1.1. ОПА общего применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:

пожарные автоцистерны;

пожарные автоцистерны с лестницей;

пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником;

автомобили пожарно-спасательные;

автомобили пожарно-спасательные с лестницей;

пожарные автомобили первой помощи;

пожарные насосно-рукавные автомобили;

пожарные автомобили с насосом высокого давления.

3.3.1.2. ОПА целевого применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:

пожарные автомобили порошкового тушения;

пожарные автомобили пенного тушения;

пожарные автомобили комбинированного тушения;

пожарные автомобили газового тушения;

пожарные автомобили газоводяного тушения;

пожарные автонасосные станции;

пожарные пеноподъемники ;

пожарные аэродромные автомобили.

3.3.2. СПА в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

пожарные автолестницы ;

пожарные коленчатые автоподъемники;

пожарные телескопические автоподъемники с лестницей;

пожарные автолестницы с цистерной;

пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной;

пожарные аварийно-спасательные автомобили;

пожарные водозащитные автомобили;

пожарные автомобили связи и освещения;

пожарные автомобили газодымозащитной службы;

пожарные автомобили дымоудаления ;

пожарные рукавные автомобили;

пожарные штабные автомобили;

пожарные автолаборатории ;

пожарные автомобили профилактики и ремонта средств св язи;

автомобили диагностики пожарной техники;

пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы;

пожарные автомобили технической службы;

автомобили отогрева пожарной техники;

пожарные компрессорные станции;

пожарно-технические автомобили;

пожарные оперативно-служебные автомобили.

4. Обозначения

4.1. Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

XXX XX-XX/X (XXXX) мод. XXA-XX XX X,

где:

XXX - тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АП и т.д.);

XX - главный параметр пожарного автомобиля (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.);

XX/X - главный параметр главного агрегата или оборудования пожарной надстройки;

(XXXX) - индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности;

мод. XXA - обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и т.д.);

XX - двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т.д.);

XX - условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;

X - обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

4.2. В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

вместимость цистерны для воды - куб. м;

вместимость бака для пенообразователя - куб. м;

масса вывозимого порошка - кг ;

масса огнетушащего газа - кг ;

подача насоса при номинальном числе оборотов - л/с ;

напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:

нормального давления - м вод. с т.;

высокого давления - м вод. с т.;

расход лафетного порошкового ствола - кг/с ;

мощность электрогенератора - кВт;

длина рукавной линии - км ;

высота подъема стрелы - м ;

производительность вентиляторной установки - тыс. куб. м;

число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;

грузовой момент - тм .

4.3. Примеры условных обозначений.

Пример 1: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель XXX-XX.

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 куб. м, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).

Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель XXX-XX.

Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели XXX.

Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX.

Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 куб. м на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.

Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX.

Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 куб. м, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX.

Во всех приведенных примерах при серийном производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.