От каких факторов зависит безопасность банковской системы. Концептуальные основы безопасности банка

Финансовая безопасность является важной составляющей экономической Это понятие характеризует эффективность функционирования страны на макроуровне. Правительство обязано защищать национальные интересы государства, а также финансовую безопасность. Это необходимо для усиления позиций страны на международной арене. Суть, критерии и основные показатели финансовой безопасности государства будут рассмотрены далее.

Определение

Финансово-экономическая безопасность государства - это понятие, которое подразумевает комплекс мероприятий, средств и способов защиты интересов государства на глобальном уровне в условиях рыночной экономики. Это широкое понятие, которое рассматривается с разных точек зрения. Поэтому единого определения понятия финансовой безопасности не существует. Есть только ограниченные определения отдельных аспектов этого явления.

Есть несколько подходов к трактовке финансовой безопасности государства. С точки зрения ресурсно-финансовой теории это понятие рассматривается как экономическая защищенность интересов страны на всех уровнях рыночных отношений. Это обеспеченность предприятий, корпораций, организаций различного типа, а также домохозяйств, которое ведет к созданию гармоничных условий для развития регионов, всех отраслей экономики. Они обеспечиваются таким количеством ресурсов, которого будет достаточно для удовлетворения их потребностей.

Статистика рассматривает это понятие как состояние всех систем, которое является сбалансированным и устойчивым к разным негативным воздействиям (внутренним или внешним). Это не допускает экспансию извне, обеспечивая необходимые условия для функционирования национальной экономики и ее развитие.

С нормативно-правовой точки зрения это понятие рассматривается как процесс создания условий для функционирования всей системы, при которых финансовые ресурсы невозможно направить на незапланированные сферы потребления. Это снижает вероятность нерационального распределения денежных потоков.

В общем понимании безопасность финансовой сферы следует понимать как защищенность интересов в этой области на всех уровнях национальных рыночных отношений. Это обеспечивает определенную степень независимости страны, ее устойчивость и стабильное развитие. Функционируя в постоянно меняющихся условиях, а также под воздействием неблагоприятных факторов (внутренних и внешних) финансовая система государства быстро адаптируется к разным переменам. Это значительно уменьшает риски, способствует стабильному, гармоничному развитию экономики.

Объект, предмет, цели и задачи

Обеспечение финансовой безопасности государства - одна из первостепенных целей правящих органов на всех уровнях. Это главный критерий, по которому оценивается эффективность, рациональность действий Правительства РФ. Чтобы исследовать основные аспекты финансовой безопасности, необходимо рассмотреть ее Он включает в себя объект, предмет, а также цели и задачи.

Объектом проведения подобной деятельности государства является национальная финансовая система. Она рассматривается как явление и механизм, которые направляют деятельность соответствующих органов на обеспечение защиты от неблагоприятных факторов, которые сдерживают развитие.

Субъектом в этом случае выступает государство в целом. Его рассматривают с точки зрения исполнительной, законодательной и судебной власти. Также субъектом является финансовая система, которая включает в себя различные институты, регионы, население, мировые сообщества или первичные звенья экономики страны.

Предметом финансовой безопасности государства выступает деятельность различных субъектов, которые реализуют совокупные принципы защиты и конкретные действия для стабильного развития экономики, снижения рисков. Они функционируют с целью воздействия на объекты.

Концепция и стратегия финансовой безопасности обеспечивает достижение поставленных целей в общей структуре национальной защиты страны. Основными целями этого процесса являются выявление тенденций и факторов, которые влияют на экономическую деятельность страны. Также подобная работа проводится для устранения негативных влияний, которые сдерживают развитие нерационального подхода к распределению имеющихся ресурсов.

Для решения установленных целей решается масса задач специалистами в разных сферах государственной деятельности. Разрабатываются новые пути развития системы или совершенствуются уже имеющиеся направления. Это позволяет оптимизировать структуру капитала страны, поступления и распределения имеющихся средств. Бюджет государства должен быть правильно сбалансирован. Его структура должна быть оптимальной. Риски покрываются разными резервными фондами. Это обеспечивает выживание и развитие всей системы в рыночной среде, которая сложилась в мире.

Уровни и элементы

Представленный процесс рассматривается с позиции разных уровней. Каждая ступень функционирует для обеспечения общих экономических интересов страны. Основными уровнями финансовой безопасности государства являются отдельные граждане, домохозяйства, общества, организации. Они формируют последующие ступени. Это уровни отрасли, государства и мировой экономики. Все процессы, происходящие в нижних структурах, влияют на глобальные процессы. Также действия ответственных органов на макроуровне воздействуют на состояние экономики микроуровня.

Перечисленные составляющие функционируют с целью защиты национальных интересов. Это жизненно необходимые ценности, которые определяют уровень благосостояния народа и каждого отдельного гражданина. Только при условии слаженной работы всех элементов системы возможно гармоничное развитие и защита страны от неблагоприятных воздействий.

Составляющие финансовой безопасности государства является ряд элементов. Одним из главных факторов, который воздействует на всю систему, является эффективность экономической политики государства. Правительство должно обеспечить условия для достижения долгосрочных, тактических целей в процессе развития страны.

Еще одной составляющей, которая обеспечивает защиту государства, является независимость системы финансов. Это необходимо, дабы руководящие органы могли самостоятельно принимать решения относительно целей, механизмов и путей развития государства. В противном случае интересы страны не будут учтены при определении направлений деятельности системы.

Третьей составляющей финансовой безопасности является конкурентоспособность системы финансов. Это позволяет занимать выгодные позиции на мировом рынке, получая доступ к ограниченным ресурсам.

Составляющие

Составляющие финансовой безопасности государства обеспечивают гармоничное развитие системы. В их число входит несколько элементов. В их число входят:

  • Безопасность банковской системы. Это обеспечивает ее неподверженность неблагоприятным факторам.
  • Защищенность небанковской сферы. На этом уровне рассматривается развитие страхового, фондового рынка. Они полностью удовлетворяют потребности общества в услугах подобных организаций.
  • Безопасность в сфере задолженности. Обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность долговых обязательств. При этом учитывается стоимость их обслуживания, определяется оптимальное соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью, собственными источниками финансирования.
  • Защищенность бюджета. Действия направлены на обеспечение платежеспособности государства, его финансовой стабильности. Это позволяет всем звеньям системы выполнять возложенные на них функции.
  • Безопасность валютной сферы. Это процесс курсообразования, при котором у общества складывается высокое доверие к национальным деньгам. Это создает условия для постепенного развития национальной экономики. Такое ее состояние привлекает в страну внешние инвестиции.
  • Защищенность денежно-кредитной системы. Это позволяет обеспечить всех субъектов экономики страны кредитными ресурсами по доступной цене и на выгодных условиях. Это необходимо для обеспечения экономического роста.

Все элементы финансовой безопасности государства должны работать слаженно. Если наблюдаются проблемы в одной из перечисленных сфер, страдают и другие составляющие. Поэтому системный подход в процессе обеспечения высокого уровня безопасности крайне необходим.

Характеристики уровня безопасности

Существуют определенные методики, которые позволяют определить уровень финансовой безопасности. Это позволяет объективно оценить состояние системы, сделать выводы о ее перспективах в будущем. К таким категориям относятся критерии, угрозы, показатели и индикаторы уровня безопасности. Они рассматриваются в комплексе, освещая сложившуюся ситуацию с разных сторон.

Критерии финансовой безопасности государства представляют собой нормы, при сопоставлении с которыми определяется состояние экономики страны. Ситуация в этом случае рассматривается с позиции обеспечения устойчивого развития финансовой системы.

Еще одной категорией, которая часто применяется в процессе оценки, являются угрозы финансовой безопасности государства. В их число входят потенциальные и имеющиеся факторы. Они создают опасность для обеспечения финансовых интересов страны. Соответствующие государственные органы обязаны вовремя выявлять угрозы. Далее разрабатывается план действий по снижению их влияния на ситуацию. Измеряется уровень опасности подобных явлений. Также принимаются меры по предотвращению в будущем возможных угроз и их негативных последствий на отечественную экономику.

Индикаторы

Чтобы определить степень воздействия выявленных угроз на развитие системы, применяются специальные индикаторы. Это показатели, которые в количественном выражении отражают состояние экономики. Индикаторы характеризуются высокой чувствительностью, сигнализируя о возможных опасностях для общества, государства при переменах на макроэкономическом уровне. Также подобные показатели отражают последствия тех или иных управленческих решений, которые принимаются в сфере финансов.

Индикаторы должны находиться в оптимальном интервале. В его пределах ситуация в стране является наиболее благоприятной и стабильной. При пересечении показателя пороговых значений индикаторов происходят нарушения и развиваются неблагоприятные тенденции в экономике и государстве в целом.

Угрозы финансовой безопасности в РФ

Рассматривая показатели финансовой безопасности государства, можно определить степень и тип угроз, которые могут препятствовать гармоничному развитию экономики. В нашей стране подобные опасности делят на внутренние и внешние. Они формируются под воздействием разных тенденций.

Внутренние угроз возникают из-за нерационального ведения политики государства в сфере финансов. Это происходит из-за просчетов и ошибок при принятии определенных решений управленцами высших и низших уровней. К появлению внутренних угроз также может привести общая бесхозяйственность ответственных лиц, злоупотребление ими своими полномочиями, а также совершенные ими экономические преступления.

В нашей стране большее влияние на состояние финансовой системы влияют внешние факторы. К числу таких угроз относятся глобализация мирового хозяйствования. Интернациональные процессы интенсивно влияют на отечественную экономику, меняют структуру мировых хозяйственных связей. В результате меняется содержание глобальных финансовых потоков. Они становятся оторванными от процессов воспроизводства. Деньги перемещаются в спекулятивный капитал. Это приводит к трудностям при проведении эквивалентного обмена.

Проведение анализа показателей финансовой безопасности государства позволяет выявить основные угрозы. Это необходимо для их выявления, прогнозирования, а также для разработки стратегии действий государства в сложившейся и постоянно меняющейся обстановке.

Для построения пороговых значений показателей ответственные органы на федеральном уровне под руководством Минэкономразвития РФ разрабатывают планы и прогнозы процессов развития экономики на будущий год. Минфин РФ при этом проводит работу по созданию проекта госбюджета. Именно в этой документации содержатся основные показатели, которые отражают уровень экономической безопасности государства.

К ним относится несколько основных коэффициентов. Они представлены в процентном выражении. К таким показателям относятся:

  • внешний долг в отношении к ВВП;
  • инвестиции в основной капитал к ВВП;
  • дефицит бюджета к ВВП;
  • уровень инфляции.

Показатели рассматривают в динамике за несколько периодов. Это позволяет определить общие тенденции.

Принципы обеспечения безопасности

Обеспечение финансовой безопасности государства происходит по определенным принципам. Для этого закон во время деятельности правящих органов является первичной инстанцией, которой руководствуются при проведении этого вида деятельности. При этом является необходимым проведение разработки, утверждения и реализации стратегии государства в ходе обеспечения защищенности интересов всех его субъектов.

Важным принципом, на котором базируется представленный процесс, является принятие на высшем уровне интересов страны в области финансов. При этом требуется придерживаться баланса интересов отдельных лиц, организаций, региона и государства в целом. Это элементы одной системы, они должны работать слаженно и двигаться к одной цели. От их действий зависит безопасность экономики на макроуровне.

Важным принципом в процессе обеспечения защиты от внутренних и внешних неблагоприятных факторов является проведение мониторинга индикаторов, отслеживание угроз. Это финансовые составляющие экономической безопасности государства. На основе собранной информации проводится выбор действий по предотвращению их отрицательного воздействия на систему, защите национальных интересов в этой сфере.

Требуется формирование структуры и правового оформления всех ее составных частей. Для каждого субъекта определяются функции, которые должны в точности выполняться для обеспечения требуемого уровня защиты.

Совокупность этих принципов формирует методы обеспечения госбезопасности в финансовой сфере.

Механизм обеспечения безопасности

Существует определенный механизм обеспечения финансовой безопасности государства. Это система, которая закреплена законодательством. Она включает в себя ряд органов, институтов, действия которых направлены на создание благоприятных условий для развития экономики.

Механизм этот имеет несколько составляющих. Первой из них является правовые факторы (законодательные акты, регулирующие финансовые отношения на разных уровнях). Второй является институциональная составляющая. Они обеспечивают выполнение установленных норм и принципов. Третьей составляющей является инструментальный аспект. Это все способы, действия, направленные на достижение поставленной цели.

Контролирующие органы

Влияние финансового контроля на экономическую безопасность государства значительное. От правильности выполнения поставленных перед всеми субъектами системы задач зависит общий результат. Поэтому подобная работа проводится на разных уровнях. Их разделяют на два типа. Это федеральный и региональный уровень.

Финансовый контроль и экономическая безопасность государства тесно связаны. Эту систему возглавляет Президент РФ. Соответствующие условия для этого создает Администрация Президента. Далее поставленные на высшем уровне цели доводятся до подчиненных органов. Ими являются Совет Безопасности и Федеральное Собрание. Задания передаются по структуре ниже. Каждый вышестоящий орган выполняет контроль их выполнения. Это обеспечивает стабильную работу системы.

Рассмотрев определения, составные элементы финансовой безопасности государства, можно понять устройство этой системы, а также принципы ее функционирования.

В условиях сформировавшейся рыночной экономики банковский сектор выступает как один из важнейших компонентов финансовой системы страны. Так, в Концепции развития финансового рынка России до 2020 г. была отмечена его значимая роль в модернизации экономики Российской Федерации.

Действительно, банковский сектор играет огромную роль в аллокации ресурсов (т.е. в процессе перераспределения ресурсов из финансового сектора в реальный), в трансформации сбережений в инвестиции, а также в формировании механизмов для реализации основных функций государства.

Структура рынка банковских услуг может служить своего рода индикатором состояния финансовой системы государства, т.к. она отражает уровень доверия бизнеса и населения к банковской системе, эффективность взаимодействия данной системы с государственными структурами, а также позволяет сделать вывод о стабильности экономики и инвестиционном климате государства.

Динамика основных показателей российского банковского сектора определяется преимущественно ситуацией на внешних рынках, динамикой роста экономики, а также изменением курса рубля.

На рисунке 2.5 представим динамику количества действующих в РФ кредитных организаций за 2010-2014 гг.

Рис.2.5. Динамика количества действующих в РФ кредитных организаций за 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что общее число кредитных организаций в РФ за 2010-2014 гг. сократилось на 178, в том числе за 2014 г. - на 89 (из них 76 банков). Тем снижения за 5 лет - 82,4%.

Как уже было отмечено, на рынке банковских услуг происходя типичные для рынка любого товара или услуги процессы. Одни банки выходят на рынок, другие уходят с рынка, идут процессы слияния, поглощения и т.д. Однако, в данном случае следует отметить такое существенное событие, как увеличение ЦБ РФ норматива по минимально допустимому размеру уставного капитала кредитных организаций со 180 до 300 млн. руб. (с 1 января 2015 г.). Т.е произошло не что иное, как повышение барьеров для вступления на рынок.

Докапитализация банков, как и в предыдущие годы (к 2010 г. банки должны были пополнить капитал до 90 млн. руб., к 2012 г. - до 180 млн. руб.) идет медленно, особенно, если учесть, что в середине 2014 г. только 136 кредитных организаций обладали уставным капиталом, превышающим 300 млн. руб. Общая сумма нехватки капитала составляла более 9 млрд. руб. За второе полугодие 2014 г. докапита- лизироваться удалось менее чем 50 банкам.

В связи с вышесказанным банки с небольшим капиталом вынуждены либо прибегать к слиянию с более крупными банками (с целью увеличения и сохранения капитала), либо поглощаться крупными банками, либо уходить с рынка вследствие невозможности выполнять требования ЦБ РФ по размеру уставного капитала. Кроме того, банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Очевидно, что сокращение числа кредитных организаций продолжится и будет происходить за счет ухода с рынка мелких региональных банков. По нашему мнению, стремление регулятора к повышению эффективности регулирования банковского рынка именно таким образом не вполне оправдано. Возможно, следовало бы лучше сориентировать региональные банки на работу с местным малым бизнесом и населением. При этом - ограничить размер кредитов и вкладов в зависимости от величины уставного капитала. В настоящее же время следует констатировать дефицит качественных банковских услуг в регионах и ожидать улучшения ситуации нет оснований.

Проанализируем динамику совокупных активов, объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, а также собственных средств (капитала) российских банков (рис.2.6).

Рис.2.6. Основные показатели деятельности кредитных организаций

РФ за 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что все основные показатели деятельности кредитных организаций РФ в период с 2010 по 2014 гг. росли. Так, совокупные активы увеличились за 5 лет на 129,7%, капитал - на 67,5%, объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств - на 119,4%.

Стоит отметить, что только за 2014 г. прирост совокупных активов составил 35,2%, а прирост совокупного капитала - 12,2%. Таким образом, несмотря на введение антироссийских санкций и структурные проблемы в российской экономике, банковские активы демонстрируют не просто уверенный рост, а рост на уровне, который ранее наблюдался исключительно в благоприятные периоды.

Однако, рост совокупного капитала банков значительно отставал от роста активов под риском в связи с обесцениванием российского рубля. Если бы процесс девальвации продолжился, сумма активов под риском у многих банков достигла бы критического уровня, т.е. нарушился бы норматив достаточности капитала. Укрепление рубля в первом квартале 2015 г. вызвало к жизни снижение большинства балансовых показателей банков, в том числе - активов под риском. Несмотря на это, улучшение капитализации банков, скорее всего, будет временным, т.к. из-за ухудшения состояния экономики ожидается рост дефолтов заемщиков, что неизбежно повлечет за собой рост отчислений в резервы и убытки.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что надежность банковской системы РФ в настоящее время снижается в силу ее высокой валютизации и «раздувания» активов вследствие девальвации рубля.

Одной из важнейших характеристик любого рынка является активность (интенсивность) конкуренции. Для того, чтобы оценить конкуренцию на рынке банковских услуг принято использовать коэффициент Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов удельных весов заданного показателя в общем объеме показателя банковского сектора и показывает, какое место (какую долю) на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

Низкоконцентрированные - при HHI - умеренноконцентрированные - при 1,0 На основании данных, представленных в Отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2012 и 2014 годы, сформируем сводную диаграмму значений индекса Херфиндаля- Хиршмана (рис. 2.7) по следующим показателям:

Совокупные активы;

Объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям - резидентам;

Объем вкладов физических лиц;

Совокупный капитал.

Рис.2.7. Показатели концентрации банковского сектора РФ (индексы Херфиндаля-Хиршмана) в 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что концентрация банковского сектора РФ в 2010-2014 гг. по основным группам активов и обязательств находилась на среднем уровне при наличии тенденции к росту (за исключением рынка вкладов). За 2014 г. индекс концентрации активов увеличился с 0,107 до 0,108, индекс концентрации капитала - с 0,098 до 0,103, индекс концентрации кредитов нефинансовым организациям - резидентам - с 0,131 до 0,144. Таким образом, можно сделать вывод, что концентрация банковской деятельности в РФ находится на среднем уровне, что соответствует рынкам с высокой степенью конкуренции (олигополистическим рынкам).

Таким образом, рынок банковских услуг РФ развивается под давлением негативных явлений, происходящих в российской экономике. Его основными чертами можно назвать высокий уровень валю- тизации и монополизации, наличие региональных диспропорций и устойчивую тенденцию к сокращению числа действующих на нем кредитных организаций.

Одной из важнейших характеристик рынка банковских услуг РФ является его институциональная структура, а точнее структура институтов - непосредственных участников кредитных отношений, и институтов, организующих эти отношения (рис. 2.8).

Рис.2.8. Институциональная структура банковской системы РФ

По рисунку видно, что институциональная структура банковской системы РФ имеет двухуровневую систему. Первый уровень представлен Банком России и Г осударственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», которое осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов, управляет средствами фонда страхования вкладов. На втором уровне находятся коммерческие банки, небанковские кредитные организации, «Внешэкономбанк», представительства иностранных банков, а также институты банковской инфраструктуры.

В структуре российского банковского сектора традиционно выделяют шесть основных групп кредитных организаций:

1) банки, контролируемые государством;

2) банки, контролируемые иностранным капиталом;

3) крупные частные банки;

4) средние и малые банки Московского региона;

5) региональные средние и малые банки;

6) небанковские кредитные организации.

Институциональную структуру банковского сектора РФ по состоянию на 01.01.2015 г. и представим ее графически на рис. 2.9.

Рис.2.9. Институциональная структура банковского сектора РФ по состоянию на 01.01.2015 г.

Видно, что в структуре банковского сектора преобладают средние и малые банки регионов (34%), а также средние и малые банки Московского региона (31%). При этом на их долю приходится соответственно 1,4 и 1,6% совокупных активов и 2,4 и 2,9% совокупного капитала. 17% всех кредитных организаций приходится на крупные частные банки, доля в совокупных активах которых составляет 28,3%, доля в совокупном капитале - 24,4%. Банки, контролируемые иностранным капиталом, составляют 9% от общего числа кредитных организаций, с долей в активах - 9,8%, в капитале - 12,4%. Удельный вес небанковских организаций - 6%, их доля в активах и капитале банковского сектора незначительна.

Следует обратить внимание на банки, контролируемые государством. При доле в банковском секторе, составляющей 3%, они владеют 58,5% совокупных активов и 57% совокупного капитала. Это говорит о высокой роли государства в развитии банковского сектора РФ.

Если проанализировать динамику численности отдельных групп кредитных организаций, то можно сделать вывод, что сокращение происходит всего за счет ухода с рынка средних и малых банков (как Московского, так и иных регионов). За 2010-2014 гг. прекратили свое существование в общей сложности 149 таких банков. Сократилось и количество иностранных банков - со 108 до 78. При этом количество крупных частных банков увеличилось на 8 и на 01.01.2015 г. составило 139 организаций. Количество государственных банков стабильно (сократилось за 5 лет на 1 организацию).

Все вышеизложенное позволяет подтвердить вывод о высоком уровне монополизации рынка банковских услуг РФ.

На основе данных Банка России об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям РФ за 2010-2014 гг. (см. Приложение 1) рассчитаем структуру кредитного рынка РФ по типам заемщиков (см. Приложение 2).

Структура рынка рублевых кредитов на 01 января 2011 и 2015 годов представлена на рис.2.10, структура кредитов в иностранной валюте на те же даты - на рис.2.11.

Рис.2.10. Структура рублевых кредитов в РФ

На рынке рублевого кредитования в РФ преобладают кредиты юридическим лицам. Их доля на 01 января 2011 г. составляла 69%, на 01 января 2015 г. - 60%. То есть за анализируемый период произошло снижение удельного веса кредитов организациям в пользу кредитов физическим лицам. Доля последних выросла за тот же период с 24 до 31%. На 2 п.п. возросла и доля межбанковских кредитов. Таким образом, в настоящее время практически 1/3 потребителей рублевых кредитов в РФ - это физические лица, которые все интенсивнее пользуются банковскими услугами, особенно с началом массового использования кредитных карт.

Рис.2.11. Структура кредитов в иностранной валюте

На рынке рублевого кредитования в РФ преобладают кредиты юридическим лицам. Их доля на 01 января 2011 г. составляла 69%, на 01 января 2015 г. - 60%. Т.е. за анализируемый период произошло снижение удельного веса кредитов организациям в пользу кредитов физическим лицам. Доля последних выросла за тот же период с 24 до 31%. На 2 п.п. возросла и доля межбанковских кредитов. Таким образом, в настоящее время практически 1/3 потребителей рублевых кредитов в РФ - это физические лица, которые все интенсивнее пользуются банковскими услугами, особенно с началом массового использования кредитных карт.

Что касается рынка кредитов в иностранной валюте, то здесь доля населения очень невысока (6% на 01 января 2011 г. и всего 2% на 01 января 2015 г.). Основная масса кредитов приходится на юридических лиц (63-71%), третья часть приходится на межбанковские кредиты. Следует отметить, что в 2015 г. стоит ожидать дальнейшего снижения доли кредитования физических лиц в связи с событиями 2014 г. Дело в том, что девальвация российского рубля привела практически к троекратному увеличению кредитной нагрузки по валютным кредитам. И самыми незащищенными в данной ситуации оказались именно физические лица, которые при заключении кредитного договора сделали выбор в пользу валютного кредита из-за более низкой по сравнению с рублевыми кредитами процентной ставки. Данную ситуацию банкам следует обязательно учитывать при разработке

продуктов для населения, в том числе путем включения в договор условий реструктуризации долга при колебаниях валютных курсов.

Однако, наиболее крупной группой заемщиков являются организации. Именно на эту группу сориентированы продуктовые линейки российских банков, предлагая бизнесу кредиты на пополнение оборотных средств, инвестиционные и ипотечные кредиты, автокредиты и т.д. Проанализируем структуру кредитов юридическим лицам по срочности, чтобы получить представление о преимущественных целях их привлечения (рис.2.12).

Рис.2.12. Структура кредитов (в валюте РФ и иностранной валюте) юридическим лицам по срочности погашения

Видно, что совокупная доля краткосрочных кредитов (до полу- года) возросла с 11,8 до 13,3%. Чаще всего такими кредитами предприятия пользуются для возмещения дефицита оборотных средств, т.е. на текущую деятельность. Доля кредитов, привлекаемых на срок от полугода до 1 года, снизилась с 18 до 11%. Скорее всего, это можно объяснить тем, что для восполнения оборотных активов такие кредиты привлекать уже менее выгодно, а для покупки основных фондов - не всегда такой срок достаточен. То же можно сказать и о снижении доли кредитов на срок от 1 до 3 лет (с 29 до 23%). Обратная сторона - это увеличение доли долгосрочных кредитов (на срок свыше 3 лет). Причин тому множество: активизация инвестиционной деятельности, необходимость обновления устаревшего фонда машин и оборудования, рост популярности ипотечного кредитования и т.д. Бизнес сегодня предпочитает более длительный срок погашения кредитов, зачастую прибегая, если это возможно, к отсрочке выплат

суммы основного дола, прекрасно осознавая основной постулат теории временной стоимости денег: сегодняшний рубль всегда дороже завтрашнего. Банки относят такие кредиты к наиболее рискованным, также осознавая нестабильность экономических условий и пытаясь покрывать свои риски за счет высоких процентных ставок.

На основании сведений об объемах кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств за 2010-2014 гг. (см. Приложение 3) рассчитаем структуру кредитного рынка РФ в разрезе отраслей экономики (см. Приложение 4) и представим ее графически на рис.2.13.

Рис.2.13. Структура кредитного рынка РФ в разрезе отраслей экономики

в 2010-2014 гг., %

По рисунку видно, что основным потребителем кредитных услуг банков выступают торговые предприятия. На них на 01 января 2010 г приходилось 23,37% всей задолженности, а на 01 января 2014 г. - уже 28,03%. Около 15% долга приходится на предприятия обрабатывающей промышленности, около 6% - на строительные организации. Такая структура говорит о неэффективном использовании кредитных ресурсов в масштабах экономики. В идеале они призваны обеспечивать развитие наиболее важных отраслей, обуславливающих экономическую безопасность страны (сельского хозяйства, обрабатывающих производств и т.д.), а не обеспечивать торговлю.

Возвращаясь к кредитованию физических лиц, отметим, что информация по направлениям использования населением кредитных средств Банком России не предоставляется, поэтому анализ структуры потребительского кредитного рынка представляется затруднительным. Полагаясь на различные источники, можно сформировать примерную структуру, которая сложилась в 2014 г. (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Структура потребительского кредитного рынка в 2014 г., %

По рисунку видно, что половина кредитов, предоставленных физическим лицам была выдана на неопределенные цели; 27% составили ипотечные кредиты; примерно по 9% приходится на автокредиты и кредитные карты. Отметим, что рынок ипотечного кредитования в России в последние годы рос значительными темпами, при этом незамедлительно реагируя на негативные явления в экономике. Начиная с 2010 г., средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам колебалась около отметки в 12%. То есть именно такой уровень обеспечивал ежегодный прирост ипотечного рынка, удовлетворяя потребность российской экономики в так называемых «длинных» деньгах.

17 марта 2015 г. Правительство РФ поддержало предложение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субсидированию ипотечной ставки до 12%. При этом Сбербанк решил снизить ставку по субсидируемой ипотеке до 11,9%. Критерии выдачи субсидируемых кредитов остались прежними (первоначальный взнос 20%, максимальный срок кредита - 30 лет). При этом жилье должно быть приобретено у юридических лиц в объектах, которые строятся или построены в рамках 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Субсидируя процентную ставку по ипотеке, Правительство РФ достигает нескольких целей (рис.2.15).

Рис.2.15. Цели субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам

Таким образом, решение о субсидировании процентной ставки - это мера по стабилизации ситуации в российской экономике за счет создания «длинных» денег (ипотека позволяет аккумулировать весомый объем денежных средств в долгосрочном периоде). Кроме того, это и мера поддержки граждан, и мера поддержки жилищного строительства. За счет такой «комлексности» данная мера представляется разумной и позволяет ожидать от ее реализации устойчивого положительного эффекта.

Проанализируем также и структуру рынка депозитов (см. Приложение 5, рис.2.16), рассчитанную на основе данных об общей сумме банковских депозитов (вкладов) юридических и физических лиц в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах за 2010-2014 гг. (см. Приложение 6).

Рис.2.16. Структура рынка депозитов РФ в 2010-2014 гг.

Анализируя рисунок 2.16, приходим к выводу, что на рынке депозитов РФ преобладают рублевые депозиты физических лиц, доля которых при этом снижается в динамике (с 52,39% на 01 января 2011 г. до 45,91% на 01 января 2015 г.). Чуть менее четверти всего объема депозитов приходится на рублевые депозиты организаций. Доля депозитов в иностранной валюте и драгоценных металлах довольно ощутимо выросла в 2014 г., составив в общей сложности около 32% от всего объема вкладов. Это связано с динамикой валютных курсов последнего года и ростом недоверия к отечественной валюте.

Что касается объемов депозитов, то за 2010-2014 гг. они выросли более, чем в 2 раза, причем наиболее существенно росли депозиты именно в иностранной валюте.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, на развитие рынка банковских услуг РФ оказывают влияние негативные явления, происходящие в экономике на протяжении последнего года. Современный рынок серьезно валютизирован и монополизирован, подвержен существенному влиянию государства.

Во-вторых, рынок кредитных услуг динамично развивается, несмотря на рост кредитных ставок, однако, кредитуется в основном сфера торговли, что неблагоприятно для экономики. Все более интенсивно пользуются кредитными услугами банков физические лица, использующие заемные средства для организации бизнеса, покупки

жилья, автомобилей и удовлетворения прочих нужд. Все более прочно входят в российскую действительность кредитные карты банков.

В-третьих, рынок депозитных услуг РФ также развивается. Основным потребителем здесь в отличие от кредитного рынка выступает население. Отмечено, что в последний год растет объем депозитов в иностранной валюте и драгоценных металлах в связи с девальвацией российского рубля.

В целом видно, что рынок банковских услуг достаточно подвижен и гибко реагирует на конъюнктурные изменения. Однако, высокий уровень рисков как со стороны банков, так и со стороны потребителей их услуг, требует понимания и изучения наиболее важных факторов, влияющих на структуру данного рынка.

Для установления наличия, степени и направления влияния отдельных факторов на структуру рынка банковских услуг необходимо оценить совместную динамику показателей объемов той или иной услуги и факторов, предположительно на них влияющих.

Рассмотрим влияние на рынок банковских услуг такого довольно нового регулятора как ключевая ставка. Данная ставка была введена Банком России 13 сентября 2013 г. в рамках реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно- кредитной политики (с целью таргетирования инфляции).

Слово «таргетирование» происходит от английского «target» (цель, мишень) и «targeting» (установление целевых ориентиров и стремление их достичь). Таким образом, таргетирование представляет собой регулирование уровня инфляции в стране с помощью установления целевых ориентиров роста денежной массы и других показателей для достижения планируемых результатов. В рамках таргетирования устанавливаются пределы роста нескольких показателей, вырабатываются способы воздействия на эти показатели и достигается контроль над уровнем инфляции.

Ключевая ставка Банка России введена путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя.

Банк России принял решение использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что должно способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.

В настоящий момент ключевая ставка является ставкой, по которой ЦБ России предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Исторически, эту роль выполняла ставка рефинансирования, однако, в настоящий момент она служит в основном для определения процентов по банковским депозитам и прочим денежным расчетам. К 1 января 2016 года Банк России планирует скорректировать ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования имеет второстепенное значение.

Роль изменения ключевой ставки в той или иной мере ощутили все в нашей стране. На протяжении кризисного 2014 г. ключевая ставка менялась 5 раз, за 5 месяцев 2015 г. - 3 раза (рис.2.17).

Рис.2.17. Динамика ключевой ставки, %

Вторым фактором, влияние которого на структуру банковского рынка РФ следует оценить, является курс доллара США. Действительность такова, что российский рубль находится в зависимости от мировых цен на нефть: при снижении цен рубль начинает стремительно обесцениваться по отношению к доллару, что мы наблюдали во второй половине 2014 г. - первом квартале 2015 г. В настоящее время цены на нефть стабилизировались, рубль несколько укрепился, однако, это негативно отражается на наполняемости бюджета РФ, зависящего от объемов валютной выручки. Именно поэтому ЦБ РФ предпринимает усилия (манипулируя ставками РЕПО и ключевой ставкой) по удержанию курса рубля на отметке около 55 руб. за 1 долл. США.

Динамику курса доллара США за период существования ключевой ставки представим на рис.2.18.

Рис. 2.18. Курс доллара США, руб. за 1 долл.

По рисунку 16 видно, что динамика курса доллара в целом повторяет динамику ключевой ставки.

В качестве третьего фактора выбираем уровень инфляции.

Формируем таблицу с исходными данными (см. Приложение 6) и посредством использования Пакета анализа ППП MS Excel (инструмент «Корреляция») строим корреляционную матрицу (см. Приложение 7).

Матрица представляет собой совокупность парных коэффициентов корреляции (г), посредством которых оценивается теснота связи между двумя величинами. Коэффициент корреляции изменяется от +1 до -1, достигая значения +1, когда показатели полностью положительно коррелируют между собой, и (-1), когда показатели коррелируют между собой полностью отрицательно.

На основе полученной корреляционной матрицы сформулируем выводы относительно влияния отдельных факторов на структуру рынка банковских услуг РФ.

1. Как и следовало ожидать, между ключевой ставкой и средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам существует сильная связь (г = 0,69-0,87). Изменение ключевой ставки вызывает немедленное повышение ставок по кредитам (и это в полной мере обосновано), а также рост ставок по вкладам.

2. Курс доллара очень сильно коррелирует со ставками по кредитам и депозитам организаций (г > 0,9), т.е. удорожание доллара влечет за собой рост стоимости кредитных средств для бизнеса, что объясняется повышением рискованности осуществления хозяйственной деятельности в условиях девальвации российской валюты. Влияние на ставки для населения также оценивается как сильное, но выражено гораздо менее существенно.

3. Неожиданным является тот факт, что ставки по кредитам и депозитам чрезвычайно слабо увязаны с объемами кредитного и депозитного рынков. Причем по матрице видно, что рост ставок не всегда приводит к снижению объемов кредитования, наблюдается и обратная динамика. Наиболее существенно рост курса доллара сказывается на объеме кредитования предприятий обрабатывающей промышленности и торговли. При этом зависимость прямая. Возможно, здесь сказывается ситуация с импортозамещением: в условиях подорожания импортных товаров начинают развиваться отечественные отрасли и, прежде всего, реагирует именно легкая промышленность.

4. Рост курса доллара приводит к снижению объемов кредитов в иностранной валюте из-за негативных и волне обоснованных ожиданий заемщиков относительно дальнейшей динамики курсов валют.

В целом же следует отметить присутствие большой доли стихийности в формировании структуры рынка банковских услуг РФ, что может свидетельствовать о недостаточной степени финансовой грамотности как среди представителей бизнеса, так и среди населения. Объемы долга растут из-за попыток решать финансовые проблемы за счет заемных средств, при этом заемщики далеко не всегда верно оценивают свои возможности. Отсюда, рост просроченной задолженности и, как следствие, снижение устойчивости всей финансовой системы страны. Все это требует внимания со стороны государства, учитывая опыт США 2007-2008 гг., когда в стране разразился настоящий ипотечный кризис. Таким образом, эффективный, но не чрезмерный контроль государства - залог стабильного развития банковской системы РФ.

Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера.

Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п. Возможна дифференциация безопасности субъекта в зависимости от причин ее нарушения. В частности, выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка и т.п. Угрозу безопасности субъекта могут определить и внутренние факторы, например, низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов. Поэтому изучение проблемы обеспечения безопасности осуществляется в рамках многих учебных дисциплин, ориентированных на подготовку специалистов и менеджеров для различных работодателей (государства, предприятий, общественных организаций) и разнообразных специализаций (информационная, экологическая безопасность, безопасность персонала и т.п.).

В настоящем курсе рассматривается один из аспектов обеспечения безопасности кредитно-финансовой организации. Он связан с защитой лишь от тех угроз, которые определены деятельностью юридических и физических лиц, специально направленной на нанесение конкретному банку имущественного или неимущественного ущерба. С учетом этого ограничения, изучению процесса управления обеспечением безопасности должна предшествовать классификация подобных угроз.

Предметная классификация угроз безопасности банка.

а) По признаку целевой направленности угрозы выделяются:

Угроза разглашения конфиденциальной информации, которое может нанести банку ущерб в форме ухудшения его конкурентных позиций, имиджа, отношений с клиентами или вызвать санкции со стороны государства;

Угроза имуществу банка в форме его хищения или умышленного повреждения, а также сознательного провоцирования к осуществлению или непосредственного осуществления заведомо убыточных финансовых операций;

Угроза персоналу банка, реализация которой способна ухудшить состояние кадрового направления деятельности, например, в форме потери ценного специалиста или возникновения трудовых конфликтов.

б) По признаку источника угрозы (субъекта агрессии) выделяются:

Угрозы со стороны конкурентов, т.е. отечественных и зарубежных банков, стремящихся к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например, экономического шпионажа, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискредитации соперника в глазах партнеров и государства;

Угрозы со стороны криминальных структур и отдельных злоумышленников, стремящихся к достижению собственных целей, находящихся в противоречии с интересами конкретного банка, например, захвату контроля над ним, хищению имущества, нанесению иного ущерба;

Угрозы со стороны нелояльных сотрудников банка, осознанно наносящих ущерб его безопасности ради достижения личных целей, например, улучшения материального положения, карьерного роста, мнения работодателю за реальные или мнимые обиды и т.п.

в) По экономическому характеру угрозы выделяются:

Угрозы имущественного характера, наносящие банку прямой финансовый ущерб, например, похищенные денежные средства и товар но-материальные ценности, сорванный контракт, примененные штрафные санкции;

Угрозы неимущественного характера, точный размер ущерба от реализации которых обычно невозможно точно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах его клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста.

г) По вероятности практической реализации угрозы выделяются:

Потенциальные угрозы, практическая реализация которых на конкретный момент имеет лишь вероятностный характер (соответственно, у субъекта управления есть время на их профилактику или подготовку к отражению);

Реализуемые угрозы, негативное воздействие которых на деятельность субъекта управления находится в конкретный момент в раз личных стадиях развития (соответственно, у субъекта имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба);

Реализованные угрозы, негативное воздействие которых уже закончилось и ущерб фактически нанесен (соответственно, субъект управления имеет возможность лишь оценить ущерб, выявить виновников и подготовиться к отражению подобных угроз в дальнейшем).

Проведенная классификация позволяет сформулировать три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:

Информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность;

Безопасность персонала банка, предполагающая его защищен ность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части;

Имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.

Более детальная классификация будет проведена в соответствующих разделах курса. Общая же направленность мероприятий по защите банка от рассмотренных выше угроз иллюстрируется с использованием следующей принципиальной схемы:

Факторы, определяющие отраслевую специфику управления

обеспечением безопасности банка. Первым и наиболее важным фактором является автоматическое перенесение возможных потерь от реализованных угроз на клиентов и партнеров банка. В зарубежных условиях на один доллар его собственного капитала приходится не менее десяти долларов привлеченных средств. Соответственно любые имущественные потери кредитно-финансовой организации уменьшают ее возможности выполнить свои обязательства перед клиентами.

Второй особенностью является большая степень уязвимости банка как хозяйствующего субъекта в случае возможной утечки конфиденциальных сведений. Наряду с характерной для любых отраслей необходимостью защиты коммерческой тайны (т.е. информации, разглашение которой наносит ущерб самому банку), обеспечение информационной безопасности кредитно-финансовой организации имеет еще один аспект. Он связан с сохранением банковской тайны - части конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении кредитной организации, разглашение которой наносит ущерб интересам ее клиентов. К ней относятся любые сведения о размерах и движении денежных средств на открытых в банке счетах, о финансовом состоянии заемщиков, переданных ему в трастовое управление имуществе или сохраняемых ценностях. Разглашение подобной информации имеет своим основным негативным последствием утерю кредитно-финансовой организацией имиджа доверенного лица в глазах не только имеющихся, но и потенциальных клиентов. Допустивший подобную утечку информации банк в короткие сроки лишается наиболее привлекательной клиентуры из числа корпоративных структур и крупных частных вкладчиков. Поэтому в системе управления безопасностью защита банковской тайны всегда имеет приоритет перед защитой тайны коммерческой.

В заключение можно отметить более обширный в сравнении с другими сферами деятельности перечень потенциальных угроз банковской безопасности и, соответственно, объектов защиты. Это связано со спецификой уставной деятельностью кредитно-финансовой организации, в частности, постоянной работой ее с высоколиквидными средствами - денежными средствами, валютой, драгоценными металлами, ценными бумагами и т.п.

Дополнительные особенности организации банковской безопасности в современных отечественных условиях:

Общий уровень криминагенности экономики переходного периода;

Высокая степень криминагенности банковской деятельности, например, участие отдельных банков в противоправных финансовых операциях, связи с “теневой” экономикой и преступными группировками;

Более высокий уровень распространенности угроз банковской безопасности насильственного характера (ограбления, покушения на персонал);

■ недостаточная лояльность банковских служащих к своему работодателю;

■ не всегда достаточная квалификация сотрудников службы безопасности в области защиты компьютерной информации;

■ недостаток у многих банков финансовых ресурсов для внедрения высокоэффективных систем защиты информации и имущества;

■ непонимание многими руководителями службы безопасности необходимости системного подхода к решению этой проблемы из-за общей ориентации на односторонние по своей направленности методы - защита персонала, защита имущества, защита информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1.1. Общее понятие безопасности банка и ее компоненты:

  1. 5. Дайте понятие собственного капитала банка. Назовите основные элементы собственного капитала банка. Приведите отличия понятий собственных средств банка и собственного капитала банка. Охарактеризуйте капитал-нетто и капитал-брутто.

Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Сам термин не следует воспринимать узко как систему мер, направленных на обеспечение безопасности банка посредством его защиты от посягательств на собственность (ограблений, хищений, стихийных бедствий и пр.). Эти факторы криминогенного свойства, техники обеспечения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) составляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих (и не только коммерческих) структур и кредитных учреждений.

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал. Цель обеспечения безопасности банка-ограждения его собственности, внутренних угроз безопасности, предотвращение правонарушений возникновения чрезвычайных ситуаций.

К внешним угрозам безопасности банка относятся:

  • - спецслужбы иностранных государств;
  • - зарубежные организации и частные лица, специализирующиеся на экономическом шпионаже;
  • - отечественная и международная организованная преступность;
  • - организации и отдельные лица, имеющие противоправные намерения;
  • - стихийные бедствия и катастрофы.

К внутренним угрозам безопасности банка относятся:

  • - противоправные и иные негативные действия сотрудников банка;
  • - нарушение режима сохранности сведений;
  • - иные нарушения порядка и правил соблюдения режима безопасности.

Угрозы безопасности можно также разделить на две группы: случайные и преднамеренные.

К случайным угрозам относятся:

  • - чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, наводнения, пожары и т.п.);
  • - непреднамеренные сбои и отказы в работе технических и программных средств;
  • - неумышленные ошибки персонала, возникающие в результате халатности или некомпетентности.

К преднамеренным угрозам можно отнести:

  • - несанкционированные проникновения в учреждения банка;
  • - несанкционированный доступ к информации с целью её получения или искажения;
  • - навязывание ложной информации. Фетисов Г. Г. Об устойчивости банковской системы// Финансы 2003. № 2 С. 11.

Современный банк представляет собой сложную систему, в которую входят аппаратные и программные средства вычислительной техники, организационные мероприятия, нормативно-методические материалы, технологии, телекоммуникации и т.п. По мере развития и усложнения средств, форм и методов обработки информации возникает её уязвимость, т.е. увеличивается опасность её уничтожения, искажения, раскрытия. Объектами посягательств могут быть как сами технические средства, так и программное обеспечение и базы данных. Кроме того, появляются новые общественно-опасные формы преступной деятельности в сфере кредитно-денежных отношений. Развивается тенденция, когда при совершении преступлений против банков всё в большей мере используются недостатки организации и контроля за выполнением операций в сочетании со знание слабых мест деятельности банка.

Система безопасности банка включает:

Правила учреждения и закрытия банка;

  • - регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;
  • - порядок отчетности и ее публикации в печати;
  • - процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;
  • - систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;
  • - механизм, обеспечивающий защиту вкладов.

Рассмотрим данные подсистемы более подробно.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны:

Осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

Соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные Банком России;

Организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, банк может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показатели, рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, составляемых кредитными учреждениями. Банковская система// Российская бизнес газета 2001. № 34 C. 3.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов, в современных условиях обеспечивает защиту вкладов посредством формирования Федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования. Этот механизм в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно. О мерах по защите вкладов населения в банках// Российская газета 1998. № 11 С. 5.

вопрос:

16.1. Сущность финансовой безопасности банковского сектора.

16.2. Методический инструментарий обеспечения финансовой безопасности банков.

16.3. Моральные риски и асимметрия информации в банковской деятельности и методы их минимизации.

Сущность финансовой безопасности банковского сектора

Банковская система является главной составляющей финансово-кредитной сферы страны. Состояние и развитие банковского сектора определяет уровень финансово-кредитной безопасности страны. Финансовая безопасность охватывает все составляющие финансово-кредитной сферы государства, а именно:

Безопасность бюджетного сектора;

Безопасность денежно-кредитного сектора;

Безопасность банковского сектора;

Безопасность валютного сектора;

Безопасность фондового сектора;

Безопасность инвестиционного сектора;

Безопасность страхового сектора.

Функционально банковская безопасность охватывает все звенья сферы денежно-кредитных отношений и рассматривается в двух аспектах:

С точки зрения результатов деятельности банков для страны;

С точки зрения устранения угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны (НБУ и отдельных банков).

Финансовая безопасность отдельного банка тесно связана с безопасностью других банков, а также банковского сектора в целом. Это обусловлено функционированием банков в едином законодательном и нормативно-правовом поле, индикативным регулированием банковской политики со стороны государства.

К ключевым характеристикам финансовой безопасности банков относят:

Обеспечение стабильного финансового состояния банка;

Содействие эффективной деятельности банка;

Определение на ранних стадиях проблем и влияние на их устранению;

Нейтрализация кризисных ситуаций и предотвращения банкротства.

Основными задачами финансовой безопасности банков являются:

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости банка;

Поддержка конкурентоспособности, развитие высокого технического и технологического потенциала;

Постоянная оптимизация организационной структуры, усовершенствования функций менеджмента;

Правовое сопровождение всех видов деятельности банка;

Защита информационной среды и коммерческой тайны;

Формирование условий для производительного труда сотрудников банка;

Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов банка.

Финансовая безопасность банка является важной составляющей национально экономической безопасности и характеризуется возможностью банковского учреждения противодействовать влиянию как внешних так и внутренних угроз.

К внешним угрозам безопасности банков относят угрозы, которые содержат в себе негативное влияние окружающей среды, деятельность государства, экономическая конъюнктура в стране и мире, конкуренты (табл. 16.1).

Внутренние угрозы связаны с обеспеченностью финансовыми ресурсами, структурой активов и пассивов, деятельностью высшего руководства и персонала банка, информационной безопасностью (табл. 16.2).

Таблица 16.1

Основные виды внешних угроз банка

Виды внешних угроз

возможны проявления

1. Нормативное регулирование банковской деятельности

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Изменения условий лицензирования

Отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности

2. Денежно-кредитная политика НБУ

Ставки обязательного резервирования;.

Размер учетной ставки;

Объем рефинансирования;

Предложение денег в обращении;

Объем операций с ОВГЗ;

3. Нестабильность

внешнего

Финансовые кризисы (глобальные, локальные);

Ограничение доступа к внешним финансовым ресурсам;

Банковские риски (валютный, процентный)

Блокирование активов банка за рубежом

Государственный дефолт

4. Степень доверия к банковской системе

Недоверие со стороны инвесторов;

Недоверие со стороны кредиторов;

Недоверие со стороны населения;

Изъятие единовременно большого объема средств;

Информационное провоцирование кризиса банковской системы;

Банкротство крупного банка

5. Конкурентная среда

Неконкурентоспособность банка;

Резкий рост рыночных ставок по депозитам;

Резкое снижение рыночных ставок по кредитам;

Непредвиденная деятельность конкурентов;

Экономический ущерб предприятий-контрагентов банка

6. Преступная деятельность

Мошеннические действия третьих лиц;

Кража имущества и ценностей банка;

Рейдерские атаки на банк;

Махинации с акциями банка.

7. Негативные макроэкономические условия

Высокий уровень инфляции;

Низкий уровень инвестиционной активности;

Экономический кризис в стране;

Падение спроса на кредитные ресурсы

8. Деятельность государства

Несовершенство налоговой, кредитной и страховой политики;

Политическая нестабильность;

Военные и межнациональные конфликты

Таблица 16.2

Основные виды угроз банка

Виды угроз

возможны проявления

1. Качество кредитного портфеля

Невозврат кредитов;

Уровень проблемных кредитов

Несбалансированная кредитная политика;

Рост просроченной задолженности.

2. Уровень банковского менеджмента

Невозврат кредитов;

Неэффективная деятельность потенциала банка;

Ошибки в планировании стратегии банка;

Нерациональная структура банка.

3. Структура активов

Дефицит собственных средств

Недостаток ликвидных активов;

Повышенный уровень рисковых активов;

Недостаток капитала;

Увеличение активов низкого качества;

Расхождение активов и пассивов по срокам.

4. Зависимость от инсайдеров

Льготное кредитование учредителей;

Принятие непопулярных решений под давлением владельцев;

Превышение интересов владельцев над интересами самого банка

5. Преступные действия персонала

Мошенничество;

Неэффективная работа персонала;

Разглашение закрытой информации;

Низкий уровень квалификации персонала;

Переход квалифицированных работников к конкурентам.

6. Неэффективная деятельность банка

Снижение уровня доходов;

Низкий уровень доходности активов;

Недооценка кредитных рисков;

Низкий уровень маркетинга и диверсификации банковского портфеля