Меры повышения конкурентоспособности экономики рф. Повышение конкурентоспособности российской экономики

Проблема конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве крайне важна для экономики любой страны, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение для национальных экономик различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости национальных экономик для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастает. Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытой хозяйственной системой к любой национальной экономике. По мнению экспертов ИМЭМО РАН, под конкурентоспособностью страны понимается способность ее национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов 1 .

Динамика производства, уровень занятости и доходов населения страны напрямую зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны, определяется позиционирование конкретной национальной экономики в мировом хозяйстве.

Для России вопрос конкурентоспособности оказался актуален вдвойне: его постановка связана не только с требованиями и вызовами глобализации как таковой, но и с тем, что происходит трансформация всей экономической системы страны. В условиях социализма долгие десятилетия наша страна была почти полностью отгорожена от мирового рынка, претендуя на создание особого «мирового социалистического хозяйства», где вопрос о конкурентоспособности на мировом рынке не имел особого значения.

Переход России к рыночной экономике привел к усилению связей с мировым хозяйством. Достаточно сказать, что в 2010 г. по сравнению с 1995 г. доля РФ в мировом экспорте возросла с 1,5 до 2,4%, а ее доля в мировом импорте увеличилась с 0,9 до 1,5% . В то же время конкурентоспособность российской экономики остается низкой. В наиболее известных мировых рейтингах Россия занимает не самые лучшие позиции (табл. 14.1).

Низкие позиции России по многим международным рейтингам связаны с целым рядом факторов. Рост государственных расходов, ужесточение контроля над иностранными инвестициями, отсутствие существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора, повышение уровня коррупции, недостаточные меры в области защиты прав инвесторов и интеллектуальной собственности.

Таблица 14.1

Индекс

экономической свободы (2010)

Индекс

коррупции

Индекс международной конкурентоспособности (2011)

ИРЧП

Гонконг - 1

Швейцария - 1

Норвегия - 1

Словакия - 16

Словения - 27

Австралия - 2

Венгрия - 28

Ю. Корея - 39

Словения - 29

Тайланд - 38

Латвия - 55

Венгрия - 50

Словения - 45

Россия - 84

Россия -154

Россия - 63

Россия -118

Источник: И. Николаев, О. Точилкина. Рейтинг прогресса (какие страны развиваются быстрее) // Общество и экономика. 2011. № 7.

Все эти и целый ряд других факторов усложняют предпринимательскую деятельность и снижают качество жизни в стране. Из факторов, определяющих низкий уровень России по ряду ключевых рейтингов, следует особо выделить повышение коррупции. Как известно, за последние годы было принято много решений, направленных на борьбу с коррупцией. Однако результаты этих мер пока не обеспечили заметных положительных сдвигов в месте страны в международных рейтингах конкурентоспособности.

Примерно то же самое можно сказать и об отсутствии существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора. Недостатки финансовой системы являются следствием глубоких дисбалансов и проблем российской экономики, наличия массива неконкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе, низкой прозрачности компаний и сфер деятельности, глубокой имущественной дифференциации населения. Высокие политические и правовые риски, а также существование значительного теневого сектора обусловливают повышенный уровень восприятия риска экономическими агентами, удорожание финансовых ресурсов и ограничение их срочности.

При определении стратегии конкурентоспособности любой страны следует учитывать ее конкурентные преимущества, которые, согласно современному их пониманию, следует подразделить на естественные сравнительные преимущества (которыми страна наделена изначально) и развитые, формируемые благодаря осознанной политике данного социума. К первым можно отнести богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы, большое население и дешевизну труда и т.д. Развитые сравнительные преимущества - это научно-технический потенциал, новые технологии и знания, инновации на всех стадиях - от дизайна товара до продвижения его к потребителю, высокое качество человеческого капитала, в том числе квалификация трудовых ресурсов и др. Россия обладает некоторыми естественными сравнительными преимуществами (прежде всего богатыми природными ресурсами в сочетании, однако, с неблагоприятными климатическими условиями на большей части территории страны), однако в отношении многих развитых сравнительных преимуществ страна еще достаточно далека от ведущих в мире позиций.

Не такой простой вопрос и сочетание конкурентоспособности страны на макроуровне и на микроуровне - на уровне отдельных компаний. В настоящее время Россия в определенных пределах (не следует забывать о высоких издержках добычи углеводородов по сравнению, например, с арабскими странами Ближнего Востока) конкурентоспособна по экспорту сырья на мировой рынок, то есть на макроуровне. Такая конкурентоспособность, по определению, неустойчива и нестабильна. Переход от сырьевой модели интеграции России в мировую экономику на модель, опирающуюся на конкурентоспособное высокотехнологичное производство готовых изделий, привел бы к возрастанию роли конкуренции на уровне фирм - микроуровне, где большое значение отводилось бы инновационной активности компаний, на первое место вышли бы преимущества не столько в издержках производства, сколько в качестве и новизне товаров и услуг.

Опыт развитых стран демонстрирует, что за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий своей страны возрастало. Правительства этих стран разрабатывают и осуществляют специальные программы по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, берут на себя заботу о формировании, развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, информационно-коммуникационных систем, пересматривают налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей и т.д. Сложившиеся реалии требуют использования данного опыта в России, перехода к политике государственного стимулирования конкурентоспособности российской экономики.

Среди факторов, воздействующих на конкурентоспособность национальной экономики, следует выделить экономическую политику государства вообще и его целенаправленную промышленную политику в частности. Поддержание устойчивого экономического роста в России предполагает проведение соответствующей промышленной политики, а также взаимодействие структур государственной власти и предпринимательского сообщества в лице крупных производственных корпораций, финансово-промышленных групп и других форм частного капитала. Если сырьевые отрасли, металлургия, энергетика, химическая промышленность, частично - оборонный комплекс нашли свои ниши на мировом рынке, то подавляющая часть обрабатывающей промышленности сегодня не может противостоять иностранной конкуренции и нуждается в защите со стороны государства. И так может продолжаться долго, если не стимулировать эти отрасли к повышению их конкурентоспособности, в том числе мерами промышленной политики.

Возникшие после осуществления приватизации в своем большинстве мелкие по современным мировым стандартам российские промышленные компании не в состоянии конкурировать на мировых рынках с транснациональными гигантами. В то же время зарубежный опыт показывает, что экономические последствия формирования крупных промышленно-финансовых структур следует оценивать как в основном позитивные. Промышленная политика в России должна содействовать формированию подобных структур, способных в полной мере использовать конкурентные преимущества страны и благодаря этому успешно конкурировать с иностранными компаниями на внутреннем и зарубежных рынках. В формировании частных капиталов в реальном и финансовом секторах экономики и образовании крупных финансово-промышленных и промышленно-финансовых альянсов особую роль следует отвести диверсификации предпринимательских доходов и их трансформации в производительный капитал. Большое значение имеет устойчивость структуры акционерного капитала корпораций, от которой в прямой зависимости находятся соотношение интересов основных групп частных акционеров, менеджеров и государства, а также нормы корпоративного поведения.

Таким образом, российское государство в своей политике должно сделать упор на поддержку отечественных финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом должна поощряться их активность в направлении освоения производства продукции с использованием высоких технологий, что пусть даже в отдаленной перспективе потенциально способно вывести отечественные компании на лидирующие позиции в определенных секторах и нишах мирового рынка.

Учитывая сохранение интеллектуального и части научно-технологического потенциала страны, можно сделать вывод, что при проведении благоприятной технологической и промышленной политики Россия обладает существенными возможностями повышения технологической конкурентоспособности своей продукции. Для решения задач технологического прогресса необходимо прежде всего создание среды, поддерживающей и устойчиво воспроизводящей инновации. Должна осуществляться целенаправленная политика по формированию и расширению использования инновационных и интеллектуальных конкурентных преимуществ взамен традиционных естественных сравнительных преимуществ, ориентирующих на экспорт лишь природного сырья. Важно поддержать и расширить новые конкурентные преимущества тех предприятий, которые ориентируются на использование нововведений, производство новой высокотехнологичной продукции, создание собственных брендов.

Большое значение как фактор конкурентоспособности российской продукции на отечественном и зарубежных рынках имеет система внешнеторговой и внешнеэкономической политики России. Подобная политика может быть широко использована как фактор целенаправленной поддержки становления отечественных производств, имеющих шансы стать конкурентоспособными на мировом рынке, а также содействия деятельности российских компаний на рынках других стран. Однако вплоть до настоящего времени таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные) используются преимущественно в иных - фискальных - целях, служат в основном средством наполнения государственного бюджета, а не инструментом создания благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, содействия производству конкурентоспособных на мировом рынке отечественных товаров и услуг. Пока еще мало используются отличные от тарифной политики инструменты защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности - антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле.

До последнего времени крайне слабо или почти не используется и обширный арсенал других мер внешнеэкономической политики государства. Имеются в виду инструменты стимулирования экспорта, общепринятые и доказавшие во многих странах свою эффективность: льготное кредитование и налогообложение экспортеров (вопреки правилам ВТО, льготное налогообложение экспортной деятельности использует даже такой поборник свободной торговли, как США), предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортных поставок в кредит, страхование экспорта от рисков, политическое лоббирование продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Особенно важен вопрос о создании системы государственной поддержки кредитования, в первую очередь долгосрочного, для экспорта отечественной машиностроительной продукции: в современной мировой практике экспортные поставки машин и оборудования осуществляются почти полностью на основе кредита.

  • См.: Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. М.: ИМЭМО, 2001. С. 10-11.
  • Российский статистический ежегодник. М., 2012.

Курсовая работа

по национальной экономике

Конкурентоспособность экономики России

Введение

Теоретические аспекты

1 Понятие конкурентоспособности

2 Факторы конкурентоспособности

3 Конкурентная стратегия страны

Практические аспекты

2 Девальвация как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики

3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места в современной мировой экономике и дальнейшие перспективы развития конкурентоспособности российской экономики - является основной целью данного реферата.

Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.

Конкурентоспособность России - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

Все эти аргументы свидетельствуют о неоспоримой актуальности решения вопроса о конкурентоспособности страны, как одного из основополагающих факторов успешного развития государства во всех сферах жизнедеятельности.

Теоретические аспекты

1 Понятие конкурентоспособности

"Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие достаточно очевидные утверждения:

полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка;

основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный "базовый образец", но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка;

при приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей (Показатели конкурентоспособности - система критериев количественной оценки состояния конкурентоспособности товара или группы товаров одного класса.) и более 100 оценок экспертов-экономистов.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется факторами конкурентоспособности, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. А именно: степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующий внутренним возможностям; умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.

2 Факторы конкурентоспособности

Конкурентоспособность интегрирует (синтезирует) все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. В соответствии с определением системы, как состоящей из внешнего окружения (взгляд вовнутрь, первично) и внутренней структуры (взгляд изнутри, вторично), факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние.

Факторы конкурентоспособности:

) первичным в определении конкурентоспособности товара является конкурентоспособность внешнего окружения: качество управления, конкурентоспособность страны, региона, организации. Эти факторы можно изобразить в виде «матрешки»: в центре организация, далее регион, страна, качество управления;

) среди специфических внутренних факторов конкурентоспособности товара важнейшим является его качество, определяющее уровень цены и затрат на использование товара;

) качество сервиса потребителей товара определяет уровень затрат за жизненный цикл товара;

) структура факторов по степени их влияния на конкурентоспособность для каждой группы товаров будет индивидуальной.

Профессор В.Я. Белобрагин предлагает включить в состав факторов конкурентоспособности товаров, наряду с рассмотренными четырьмя факторами, еще два - сроки поставок и имидж производителя. В предлагаемой нами структуре факторов конкурентоспособности товара «сроки поставок» входят в «качество управления», а «имидж производителя» - в «качество сервиса потребителей товара».

Главным, всеобщим внешним фактором конкурентоспособности является качество стратегических управленческих решений, выражающее степень обоснованности распределения ресурсов, точность прогнозов будущих параметров управляемых объектов. Качество управления можно повысить путем анализа действия экономических законов и законов организации, соблюдения принципов, применения научных подходов и методов.

В настоящее время наиболее конкурентоспособные корпорации мира уделяют большое внимание повышению точности технических и социально-экономических прогнозов на длительную перспективу за счет увеличения количества учитываемых внешних и внутренних факторов, применения современных методов оптимизации. Не меньшее внимание уделяется повышению качества сырья, материалов и комплектующих, качества оборудования и различных процессов с целью уменьшения допуска соединений и производственного брака. Так, корпорации «General Motors», «Ford», «Motorola», «Mercedes», «Toyta» и др. ежегодно тратят миллиарды долларов на повышение качества изготовления, снижение брака до шести сигм (не более 3,5 возможных дефектов на миллион операций). Российская промышленность, по нашей оценке, работает по системам, допускающим количество дефектов в тысячи раз больше шести сигм.

Низкое качество управления на всех уровнях иерархии, то есть игнорирование механизмов действия экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, современных методов и моделей управления (в широком смысле этого понятия), приводит к неоправданным политическим и социально-экономическим решениям, неэффективному использованию ресурсов.

Перечень всеобщих внешних и специфических внутренних факторов повышения конкурентоспособности для каждого вида объекта управления будет индивидуальным.

Специфические внутренние факторы конкурентоспособности региона и страны по степени их воздействия на конечный результат качество жизни рекомендуется подразделять еще и на стратегические и фактические. Формирование, финансирование и реализация стратегических факторов конкурентоспособности (инвестиционный климат, инновационная активность, расходы на НИОКР и на развитие личности и др.) обеспечивают улучшение фактических показателей или факторов (безопасность, качество инфраструктуры, индекс развития человеческого потенциала, уровень безработицы, продолжительность жизни и др.).

На уровень конкурентоспособности региона и страны непосредственное влияние оказывает качество политических, социально-экономических, инновационных процессов. Поэтому эти процессы и конкурентоспособность следует исследовать с применением системного, комплексного, маркетингового и других научных подходов.

3 Конкурентная стратегия страны

Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых - те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкретную стратегию, страна стремится найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.

Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами:

Угрозой появления новых конкурентов;

Угрозой появления товаров или услуг - заменителей;

Способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

Способностью покупателей торговаться;

Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

конкурентный стратегия россия девальвация

Практические аспекты

Россия потеряла 9 позиций и опустилась на 62-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира на 2006-2007 гг., подготовленном Международным экономическим форумом (МЭФ). Это не очень важный показатель, но он наглядно свидетельствует о ненормальном положении дел в российской экономике.

Эксперты МЭФ связывают снижение российского рейтинга главным образом с несовершенством судебной системы страны. "Процесс получения правовой помощи в России, в отличие от большинства развивающихся экономик, занимает долгое время и требует значительных затрат, в то же время не являясь достаточно прозрачным", - говорится в докладе. В "правильном" переводе Гоблина это звучало бы так: "Захваты предприятий в России стали таким обычным делом, что заниматься любым бизнесом, кроме криминального в этой стране стало себе дороже".

В настоящее время российские вузы не готовят специалистов по конкурентоспособности (только с 2002 г. в некоторых ведущих вузах стали изучать курс «Управление конкурентоспособностью организации» в рамках второго высшего экономического образования). В стране отсутствуют какие-либо нормативные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), печатные органы по конкурентоспособности и т.д. А между тем, согласно докладу Мирового экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности среди 80 стран Россия занимает всего лишь 62 место!

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» концептуально изменяет подходы к управлению научно-техническим прогрессом, стандартизацией, сертификацией и другими комплексными проблемами повышения эффективности российской экономики. Упомянутый закон «пронизывает» идея повышения конкурентоспособности продукции. При этом повышение качества управления, качества продукции, качества сервиса потребителей, цена и затраты на применение продукции будут факторами, определяющими конкурентоспособность. В соответствии с принципами системного подхода, требованиям которого отвечает Федеральный закон, сначала следует строить целое (систему), а затем структурировать его и заниматься пропорциональным развитием каждого компонента целого. В России же пытались делать все наоборот, то есть улучшать один компонент (качество продукции) целого (конкурентоспособности) без структуризации целого. Игнорирование в последние 10 лет системного подхода привело к бесполезной трате огромных средств на всех уровнях экономики.

В феврале 2003 г. Правительство РФ приняло «Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)». В п.1.1 программы отмечается: «Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В случае проигрыша в конкурентной борьбе Россия теряет не только значительную часть экономических ресурсов, но и политический вес, позиции на внешних рынках, и, самое главное, теряет потенциал к устойчивому развитию. Задача достижения высоких темпов экономического роста не должна рассматриваться в отрыве от индикаторов конкурентоспособности экономики».

В каждом разделе программы идея повышения конкурентоспособности определяется как важнейший инструмент возрождения национальной экономики.

К сожалению, программа разработана в духе советских «Основных направлений социально-экономического развития страны на пятилетний период». В целом она носит декларативный характер, направления социально-экономического развития Российской Федерации неконкретные. Нет механизма повышения конкурентоспособности страны.

Так, авторы программы предлагают еще более уменьшить долю государственной собственности, степень участия государства в управлении экономикой. Это стратегическая ошибка наших реформаторов, впервые совершенная ими более 10 лет назад, когда руководители без научно обоснованной стратегии реформирования стали проводить «ковбойскую» (сначала стреляют, потом целятся) приватизацию, либерализацию, стабилизацию. Кто будет нести ответственность за то, что коэффициент извлечения из недр природных ресурсов в России примерно в 2 раза ниже, чем в развитых странах? Обновление основных фондов в несколько раз ниже норматива, и их износ превышает критический уровень. В России растет разрыв между доходами богатых и бедных, не снижаются организованная преступность и коррупция, уменьшается продолжительность жизни россиян, ухудшается ее качество. Участие государства в управлении экономикой малоэффективно, о чем свидетельствуют сложности создания и функционирования нового бизнеса, бюрократизм, беспорядок во многих сферах общественной жизни. Государство обязано разработать и реализовать стратегические меры по повышению качества управления, конкурентоспособности страны и качества жизни населения.


2 Девальвация как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики

В настоящее время существует два полярных мнения о девальвации как об инструменте повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С одной стороны, если в стране (при фиксированном валютном курсе) существуют неполная занятость и дефицит платежного баланса, то теоретически считается, что точки двойного равновесия (полная занятость и нулевое сальдо платежного баланса) страна может достичь директивным обесцениванием национальной валюты.

Однако с другой стороны, в длительном периоде подорожавший импорт повысит уровень цен внутри страны, поскольку заграничные потребительские блага включаются в потребительскую корзину, определяющую денежную ставку зарплаты, а иностранное сырье непосредственно включается в затраты производства. Рост цен внутри страны сведет на нет повышение конкурентоспособности отечественных товаров вследствие девальвации.

При плавающем валютном курсе национальная валюта перманентно девальвируется и ревальвируется, и поэтому последствия мероприятий стабилизационной политики в условиях изменяющегося уровня цен становятся трудно предсказуемыми.

Таким образом, перед правительством страны встает вопрос, какова роль девальвации в развитии национальной экономики.

Девальвация должна обеспечивать приток иностранной валюты в страну. Для России, в отличие от развитых и некоторых развивающихся стран, мощный поток валюты от экспорта имеет особое значение, поскольку слишком остро стоит вопрос с внешним долгом. В связи с тем, что предложение иностранной валюты на российском рынке обеспечивают, в основном экспортеры, после каждого этапа выплат по внешнему долгу (перед которым государство покупает валюту) курс рубля будет падать, а экономическая ситуация в стране - ухудшаться. Государство, поддерживая сильный экспорт с помощью девальвации валюты, может сформировать необходимое количество валютных резервов. В этом смысле девальвация в какой-то мере может обеспечить так необходимую нашей экономике стабильность.

Не стоит забывать, что девальвация, имея отрицательные последствия (резкое снижение уровня жизни населения, ослабление импортеров и предприятий, зависимых от импорта) приносит все преимущества увеличившегося экспорта и падения девизного курса, а именно: усиление экспортных отраслей, увеличение занятости, увеличение притока иностранных инвестиций (что особенно важно для повышения конкурентоспособности экономики России) и т. д.

Таким образом, девальвация может служить инструментом повышения конкурентоспособности не всей экономики в целом, а ее экспортных отраслей. Если страна ориентируется на активное развитие экспортных отраслей, то девальвация может быть использована в качестве такого инструмента. Однако дальнейшее развитие национальной экономики требует переосмысления девальвации как основного инструмента повышения конкурентоспособности России.

Также на 4-м экономическом форуме в Красноярске 19 февраля 2007 министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. высказал мнение о том, что перед Россией на ближайшее будущее стоит задача введения эффективного менеджмента и эффективных местных администраций. По его словам, только при выполнении этой задачи в России будет создаваться определенная конкурентоспособность в целом и повышение эффективности работы регионов.

Г. Греф сказал, что ближайшие годы диктуют совершенно другую, чем ранее, макроэкономическую ситуацию. Главной задачей страны является оптимизация текущих расходов и развитие инфраструктуры.

По мнению Г. Грефа, надо задействовать для решения поставленных целей частно-государственное партнерство, которое позволит улучшить экономическую ситуацию в стране. Г. Греф напомнил, что правительство РФ одобрило 8 проектов инвестиционного развития с участием частно-государственного партнерства. При этом он отметил, что государство инвестирует 178 млрд. долл. в развитие инфраструктуры.

Министр подчеркнул, что запуском проектов Инвестиционного фонда Россия создала прецедент для привлечения рыночного финансирования в целях создания инфраструктуры. Россия стоит на пороге существенного пересмотра концепции действий государства в этой сфере, полагает он.

2.3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения

Санкции за монополистические действия должны включать конфискацию монопольного дохода. 5 декабря 2003 года эта мера была внесена в Кодекс об административных правонарушениях, однако 7 июля 2006 года исключена из него, причем по инициативе комитета по защите конкуренции. В качестве обоснования своей инициативы было указано, что изъятие монопольного дохода в бюджет якобы не является мерой административно-правовой ответственности и носит гражданско-правовой характер. Однако изъятие имущества у субъектов рынка со стороны государства всегда носит односторонне-принудительный и властный (публичный) характер и никак не может относиться к гражданско-правовым (частным) отношениям, возникающим между равными субъектами.

Кроме того, за злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением следует налагать штраф в размере, кратном МРП, а за совершение картельного сговора - ввести оборотный штраф (в процентах от оборота компании).

До июля 2006 года были предусмотрены фиксированные размеры штрафов. Затем они начали определяться в процентах от полученного монопольного дохода. При этом не было учтено то обстоятельство, что в результате большинства злоупотреблений доминирующим положением, за исключением случаев установления монопольно высокой цены и нарушения порядка ценообразования, субъект рынка не получает дополнительного монопольного дохода. Поэтому компании, злоупотребляющие своим доминирующим положением, не могут быть привлечены к ответственности.

Картельные сговоры считаются наиболее опасными для конкуренции правонарушениями, поэтому во всем мире за это предусматриваются повышенные санкции, рассчитываемые в процентах от оборота компании (в СМИ часто появляются сообщения о взыскании в Европе и США штрафов в сотни миллионов долларов). Их средний размер составляет 10 процентов от всего оборота компании, в России - от одного до 15%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

Также мы выяснили, что конкурентоспособность российской экономики находится на очень низком уровне, нашли причины сложившейся ситуации и возможные варианты решения этой проблемы.

Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его; проблемы, возникающие с сегодняшним ростом инфляции решаемы, в том числе и с помощью роста конкурентоспособности рынка.

Список используемой литературы

1.Абрамов В. Управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг. - 2004. - N5. - С.19-24.

2.Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2003. - N4. - С.39-48.

3.Баранчеев В. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности // Маркетинг. - 2007. - N5. - С.3-17.

4.Воронова Т. Инвестиционный фактор и рост конкурентоспособности России на мировом рынке // Маркетинг. - 2003. - N5. - С.3-11.

.Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и задачи государственной статистики // Вопросы статистики. - 2006. - N3. - С.3-13.

6.Доклад по глобальной конкурентоспособности 2002-2003. Публикуется Мировым экономическим форумом. Оксфордский университет, 2003.

7.Кормнов Ю.О повышении конкурентоспособности экономики // Экономист. - 2006. - N8. - С.13-20.

8.Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. - 2007. - N8. - С.25-37.

9.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20032005 годы).

10.Российский экономический журнал.-2005.-№9-10

.Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник, 3е изд., перераб. и доп. СПб., 2003.

12.www.finansmag.ru <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарь терминов

Девальвация - осуществляемое в законодательном порядке понижение курса национальной валюты.

Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Конкурентоспособность - свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Монополия - ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монополиста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

Национальная экономика - система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая существующие в народном хозяйстве формы общественного труда; саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности.

Приватизация - передача бывших государственных предприятий на определенных условиях новым частным собственникам в лице негосударственных организаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КритерииСШАЯпонияГерманияКитайБразилияРоссияКонкурентоспособность (рейтинг среди 80 стран)11314334664ВВП на душу населения, 200111013624740Уровень безработицы, 200119235092943Уровень развития финансового рынка23310631174Уровень федерального регулирования бизнеса131553774861Банковская маржа13147168072Технологическое совершенство страны147393764Инновационная активность компаний219381776Расходы компаний на НИОКР153342541Уровень интеграции образования, науки, производства2248162645Утечка умов1716402148Уровень обеспечения персональными компьютерами11619654549Качество инфраструктуры в стране5203524557Охрана интеллектуальной собственности13210454069Эффективность законодательной деятельности24216104851Оргпреступность214719435871Расходы бизнеса на коррупцию162318504952Барьеры для старта нового бизнеса44536344965Уровень интеграции рыночных субъектов324161143Конкурентные преимущества компаний321465272Степень ориентации деятельности на потребителя1313373449Уровень развития маркетинга194691975Инвестиции в подготовку и переподготовку кадров365492971

Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Объективными причинами перехода России к рыночной модели экономики были:

  • 1) тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;
  • 2) существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;
  • 3) перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;
  • 4) отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Была определена общая цель - переход экономики России в состояние эффективной рыночной системы с сохранением социальных функций государства.

Модель рыночной экономики должна была основываться на:

  • 1) эффективном государственном аппарате, способном обеспечить активный экономический рост, с признанием и защитой права частной собственности;
  • 2) активной системе минимальных социальных гарантий населению со стороны государства;
  • 3) конкурентоспособной национальной экономике;
  • 4) создании условий для формирования и существования института частной собственности;
  • 5) формировании и поддержании конкурентной среды внутри национальной экономики, в качестве основного способа активных темпов экономического роста.

Формирование российской модели рыночной экономики происходило под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние на ее характер:

  • 1) геополитического. Он оказал большое влияние на характер формирования и сущность рыночной экономики в России. Геополитическое положение России ставит ее в ранг связующего и промежуточного звена между культурами западного и восточного типа. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;
  • 2) исторического. Формирующаяся модель рыночной экономики в России соединила в себе ряд специфических характеристик, связанных с историческим развитием России. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики. Было реставрировано существовавшее единство права на собственность и политической власти. Проблема состоит в том, что государство в результате приватизации ликвидировало большую часть поступлений в бюджет, при этом сохранив прежний объем экономических, социальных и политических функций. В этой ситуации оно не смогло эффективно их выполнять, что привело к серьезным экономическим и социальным потрясениям;
  • 3) правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними. Большое количество конфликтов, в том числе с применением силы, существенным образом тормозило установление режима эффективного функционирования экономики, а отсутствие действенной правовой базы не позволяло их урегулировать;
  • 4) монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей. Часто для установления господствующего положения на рынке используются не экономически методы, а чисто криминальные - насильственные;
  • 5) ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны. Взаимное влияние низкой инвестиционной активности, ограничение конкуренции, неконкурентоспособность национальной экономики привели к деформации отраслевой структуры экономики в сторону преобладания добывающей и топливно-энергетической отрасли. Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью. В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом - закономерный результат увеличения темпов инфляции. Ресурсная ориентация экономики сделала ее зависимой от мировой экономической конъюнктуры и политики стран-потребителей сырья. Отток важнейших экономических ресурсов (человеческих, капитала) в ТЭК препятствует развитию реального сектора экономики;
  • 6) неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики. Так, торговля, денежно-кредитная система России соответствует мировым стандартам, а сельское хозяйство, производство находятся на уровне экономически неразвитых стран;
  • 7) неравномерности экономического развития регионов. В силу различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно. Например, Москва, Санкт-Петербург находятся на стадии развития, соответствующем мировому уровню (активно развивается предпринимательство, сфера услуг), а Саратовская область по темпам развития экономики соответствует «странам третьего мира» с преобладающим аграрным сектором;
  • 8) совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовыми методами - все это отличительные особенности России;
  • 9) менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения. Разрушение существовавших общественных отношений, ценностей и уклада не происходило одновременно с формированием новых, что оказало влияние на высокий уровень тревожности населения, самоубийств, преступности. Отсутствие развитых демократических традиций и большое влияние тоталитарных режимов стимулировали развитие отрицания закона, недоверия к власти, противоборство государства и частного сектора. Длительное тотальное государственное регулирование привело к формированию пассивной психологии у населения, для которой характерно то, что не сам человек принимает решения, а за него это делает государство.

Все эти факторы, определили сущностные характеристики формирующейся модели рыночной экономики. Невозможность формирования эффективной национальной экономики объясняется значительным регулирующим значением государства, доминированием добывающих отраслей и ТЭК, низкой конкурентной способностью национальной экономики, экстенсивным сельским хозяйством и тенденцией населения к экономической пассивности.

Необходимо учитывать тот факт, что, прежде чем выйти на существующие сегодня показатели экономического роста, мировые державы прошли длительный путь эволюции национальных экономик до того, как сформировалась их эффективная модель. Россия же рыночную экономику начала строить только в конце ХХ в. Прежде чем выйти на позиции активного экономического роста, необходимо провести ряд глобальных институциональных реформ национальной экономики, и прежде всего должны измениться менталитет и психология населения в сторону занятия более активной экономической позиции.

Необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики обуславливается следующими факторами:

1. Современный этап развития мирового хозяйства и мирохозяйственный связей характеризуется высокой степенью открытости экономики. Высокая конкурентоспособность российских предприятий дает им возможность «захвата» своей ниши мирового рынка, и как следствие получение большей доли совокупного спроса на представленные товары/услуги. Большие доходы фирм дают разнообразные возможности для прогресса предприятия и решения всех целей.

2. Финансовое положение высококонкурентных национальных предприятий является основной бюджетной базой государства, что обеспечивает возможность решения социально – экономических задач в обществе и повышения качества жизни населения.

3. Конкурентоспособность национальной экономики, как совокупность конкурентоспособных предприятий и отраслей, гарантирует экономическую, политическую безопасность страны, снижает внешнюю зависимость и дает шанс в создании экономики возрастающего типа, т.е. экономики определяющей приоритеты будущего мирового рынка на основе его современных тенденций. Угроза экономической безопасности может проявиться и проявляется: «в резком усилении иностранных производителей на российском рынка; в ухудшении торгового и платежного балансов, «удорожании» обслуживании государственного внешнего долга; вынужденном сокращении государственной поддержки российским предприятиям и сельхозпроизводителям».

4. Как показывает мировая практика, высокий уровень конкурентоспособности обеспечивает эффективность использования национальных природных ресурсов. Мы не можем использовать свои национальные конкурентные преимущества только на специализации сырьевой направленности, ставя своей целью быть сырьевым придатком стран «золотого миллиарда», так как этот путь имеет естественные ограничения и зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых ресурсов.

5. Конкурентоспособность базируется на производстве наукоемкой продукции. Сегодня, развитые страны живут по законам новой экономики как нового технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и новые информационные технологии. Следовательно, развитие национальной конкурентоспособности – это и развитие новых, современных принципов взаимосвязи науки, техники, производства, что в конечном счете так не хватает современной национальной экономике.

6. Высокая конкурентоспособность предполагает наличие такой структуры экономики, которая должна обеспечивать постоянный экономический рост. На настоящий момент структура российской экономики носит на себе отпечаток «советской системы», связанной с наличием большей доли добывающих отраслей, высоким уровнем монополизации и неразвитостью отраслей с высокой добавленной стоимостью. Это положение может быть исправлено формированием такой структуры экономики, которая обеспечивает выход национальных предприятий на мировой рынок, что, в целом, устраняет ограничения экономического роста.



Если оценивать конкурентоспособность российской экономики, то следует заметить, что наша страна занимает далеко не лидирующие позиции. Такая оценка происходит за счет рейтингов международной конкурентоспособности, которыми занимается ряд авторитетных международных организаций. Наиболее известной из них является международная организация – Всемирный экономический форум, основанная в 1986 году. Сводные показатель индекса конкурентоспособности выводится на основе агрегирования трех индексов:

1. Технологии.

2. Общественные институты.

3. Макроэкономическая среда.

Анализируется 312 показателей, 73 из них используются в качестве вводной информации о стране. Остальные сгруппированы в агрегированные направления:

· Уровень развития экономики.

· Уровень развития образования и науки.

· Уровень развития информатики.

· Наличие инфраструктуры.

· Состояние финансовой системы.

· Степень развития налогового стимулирования.

· Характеристика внешнеэкономической деятельности.

· Наличие государственных систем управления.

· Степень решения социальных вопросов.

Показатели конкурентоспособности России таковы:

· В 1999 году – последнее место из 59 оцениваемых стран;

· В 2000 году – 54 место из 59 стран;

· В 2001 году – 63 место из 80 стран;

· В 2002 – 64 место;

· 2003 год – 70 место из 102 стран.

· В 2006 году 62 место из 112 стран.

Как видно из данных показателей конкурентоспособность очень низкая. Среди лидеров данного рейтинга: США, Сингапур, Финляндия, Канада, Тайвань, Австралия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Гонконг.

Как уже было показано, ключевую роль в формировании национальной конкурентоспособной экономики должно играть государство. Стоит заметить, что эта проблемам конкурентоспособности уделяется определенное внимание со стороны государства. Так неоднократные выступления Президента страны, наличие направлений повышения конкурентоспособности в Программах и Концепциях социально – экономического развития, попытка придании вопросу конкурентоспособности статуса национальной идеи привело к тому, что в 2004 году впервые в России создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.

Под конкурентоспособностью государства следует понимать «его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения. Конкурентоспособность страны характеризует степень развития всех составляющих народнохозяйственного комплекса страны и уровень жизни населения по сравнению с другими странами». Стратегическая конкурентоспособность определяет потенциальную способность страны конкурировать с другими странами в будущем на запланированном рынке.

Государственное воздействие на конкурентоспособность страны должно определятся конкурентной политикой, главной целью которой является содействие повышению уровня конкурентоспособности отечественной продукции, производимой на различных типах предприятий. Она должна включать в себя:

· Снятие барьеров и стимулирование эффективной концентрации в сфере крупного бизнеса.

· Поддержку (в том числе и на внешних рынках) конкурентоспособности специализированного среднего и мелкого бизнеса.

· Создание и совершенствование системы организационно – правовой поддержки венчурного капитала и инновационных предприятий.

· Поддержку формирования отечественных групп конкурентоспособных компаний и производств.

· Недопущение чрезмерной монополизации рынка и недобросовестной конкуренции.

Несомненно, важнейшим направлением конкурентной политики должно стать экономическая, управленческая, техническая подготовка и переподготовка кадров, ориентированная на научный подход повышения конкурентоспособности. При этом, конкурентная политика должна иметь свои приоритеты. На настоящий момент таким приоритетом является инновационный фактор развития отраслей. Фатхутдинов Р.А. к ним относит следующие направления:

· Увеличение ресурсосбережения производства.

· Увеличение доли наукоемкой продукции высокой степени переработки.

· Обеспечение необходимой динамики обновления технологий на конкурентоспособные.

· Оптимизация сырьевой базы производства.

· Обеспечение гибкости производства.

При этом, общими требованиями при формировании конкурентоспособности для всех отраслей могут быть:

· Наличие технологической сопряженности.

· Высокий уровень автоматизации производства и процессов управления.

· Сертификация технологий, систем управления качеством и продукции.

· Экологичность.

Отметим, что Концепция стратегического развития России до 2010 года, принятая Госсоветом РФ, фрагментарно отражает поставленные задачи и не в полной мере использует системный подход в целом по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Механизм реализации конкурентной политики может определяться некоторыми важными направлениями:

Реализация потенциала, заложенного в каждой форме соб­ственности, обеспечение плодотворной конкуренции и сотрудничества между ними в деле использования научно-технологического потенциа­ла;

Обеспечение сбалансированности и внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями производства на инновационной основе;

Поддержание устойчивых стимулов у предпринимателей, ме­неджеров, работников и коллективов для создания качественно новых технологий, форм организации производства реализации квалифика­ции и творческого потенциала всех субъектов воспроизводства;

Создание равных экономических условий, способствующих реализации социально-экономического потенциала каждой формы и субъекта собственности, а также их хозяйствования в организации эффективного инновационного процесса;

Поддержание экономической среды, необходимой для форми­рования современного экономического мышления у предпринимате­лей, менеджеров, работников, коллективов и всего общества в целом, функционирующего на инновационной основе.

Таким образом, комплексный и системный подход к задачам повышения конкурентоспособности нашей экономики, учитывающий научное обеспечение всех этапов ее реализации в долгосрочной перспективе не может не дать положительных результатов.

Отправить другу

экономика России

бизнес

В условиях ускорения процессов глобализации хозяйственных связей и углубления международного разделения труда первоочередной задачей становится обеспечение адекватного уровня конкурентоспособности российской экономики. Для формирования новых условий устойчивого развития мирового хозяйства после острой фазы кризиса, как представляется, должны произойти существенные структурные изменения технологического и организационного характера как на международном, так и на национальном уровне. Поэтому ожидание восстановления докризисного экспортоориентированной сырьевой экономики с доминирующей ролью государства являлось бы самой опасной политикой для России в настоящее время.

В связи с этим востребовано формирование современной конкурентоспособной модели национальной экономики, базирующейся на знаниях, инновациях и передовом управленческом опыте. В принципе, дальнейшая эволюция российской экономики и ее интернационализация могут продолжаться при сохраняющейся специализации страны на преимущественных поставках на внешние рынки сырья и низкотехнологичной продукции традиционных отраслей, но этот путь сопряжен с многочисленными рисками и не ведет к качественному росту и инновационному развитию.

Прежде чем двигаться к новой модели, целесообразно определить, какое реальное положение занимает экономика России на современном этапе в сравнении с другими государствами мира как в количественном, так и в качественном измерении, а также выявить воздействие последствий мирового кризиса на изменение позиционирования страны в глобальном хозяйстве по основным макропоказателям и индикаторам внешнеэкономической сферы.

Согласно оценкам наиболее известного в России международного рейтинга Всемирного экономического форума - ВЭФ, основанным на сравнении индексов глобальной конкурентоспособности экономик, Российская Федерация в 2011 г. заняла лишь 66-е место среди 142 представленных стран, что является худшим показателем для страны с 2005 г. Характерно, что в 2000 г. Россия находилась на 63-й позиции среди 75 государств, т.е. за 10 лет позиционирование страны по данному критерию в мировой экономике качественно не изменилось. При этом по степени вовлеченности стран в международную торговлю согласно индексу ВЭФ позиция России практически не изменилась - 112-е место среди 132 стран.

Итоговый рейтинг данного индекса рассчитывается на основе четырех главных компонентов, по которым ситуация в России выглядит далеко не лучшим образом. Так, по степени свободы доступа товаров на внутренний и внешний рынки страна заняла только 129-е место, по эффективности и прозрачности таможенного оформления 111-е, по качеству логистики и транспортной инфраструктуры 113-е, по уровню зарегулированности бизнеса и безопасности участников торговли 107-е место.

Главные проблемы при осуществлении импортных операций в России, согласно проведенному опросу, коррупция на таможне, высокий уровень тарифов, криминал и рейдерство, а также нарушения сроков доставки. Единственной сильной стороной российской экономики, по мнению авторов доклада ВЭФ, являются IT-технологии, 51-е место по данному субиндексу как компонент транспортной инфраструктуры.

При недостаточно высоком уровне общей конкурентоспособности экономики, т.е. комплекса факторов производства, институтов и мер воздействия государства, обусловливающих общий уровень производительности национального хозяйства, Россия отличается еще и более низким уровнем, как минимум в 1,5 раза конкурентоспособности отечественного бизнеса.

В измененную методологию, используемую ВЭФ в настоящее время, была введена новая система показателей «Business Sophistication» -уровень конкурентоспособности компаний. По суммарному результату этих показателей в 2011 г. Россия заняла только 114-е место среди 142 стран, что ниже уровня годом ранее на 13 пунктов.

В этом контексте показательны сравнения рейтингов ВЭФ по уровню глобальной конкурентоспособности среди стран БРИКС накануне кризиса и после его острой фазы. Так, в 2007 г. Россия находилась на 58-м месте в мире среди 131 страны, уступив ЮАР 44-е место, Индии 48-е и Китаю 34-е, опередив только Бразилию 72-е место. Таким образом, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия в предкризисный период заметно отставала даже от ведущих развивающихся государств по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям.

В 2011 г. Россия опустилась на 66-ю позицию среди 133 стран, ЮАР и Индия также ухудшили свои положение 50-я и 56-я позиции, а Китай и Бразилия поднялись соответственно до 26-й и 53-й позиций. В итоге можно констатировать, что в посткризисный период произошло снижение ряда показателей и общего рейтинга России на фоне роста конкурентоспособности ведущих развивающихся государств, которые постепенно, но неуклонно сокращают разрыв с развитыми странами.

Как отмечают эксперты ВЭФ, Россия не сможет подняться в рейтинге без институционального прогресса, так как это один из самых серьезных ограничителей ее роста. Укрепление верховенства закона и защиты прав собственности, улучшение функционирования судебной власти, повышение уровня личной безопасности, а также создание адекватной конкурентной среды принесло бы экономике страны очень большие преимущества и позитивно отразилось на ее положении в рейтинге ВЭФ. Причем в данном случае стабильность правил предпринимательства и доверие бизнеса к государству важнее уровня регулирования конкретных секторов экономики.

Ранжирование России в международных рейтингах и индексах довольно часто вызывает негативную реакцию в официальных кругах страны и критическое отношение экспертного сообщества. Это обусловлено прежде всего недостаточно высокими в целом или даже крайне низкими позициями Российской Федерации по отдельным показателям, а также неизбежной субъективностью оценок и выводов при составлении таких рейтингов.

Особое неприятие, например, вызывают рейтинг стран «со свободной экономикой» IEF, публикуемый американским фондом Heritage Foundation 143-я позиция среди 183 государств в 2011 г., и индекс восприятия коррупции CPI международной неправительственной организации Transparency International по итогам 2011 г. Россия заняла 143-е место среди 182 стран.

Однако справедливости ради следует подчеркнуть, что и в других известных международных рейтингах складывается в целом аналогичная ситуация. Так, в широко используемом рейтинге инвестиционного климата Всемирного банка - Doing Business 2011 Россия, поднявшись на 4 позиции, заняла только 120-е место среди 183 стран, что в итоге привлекло особое внимание руководства страны.

В опубликованном в 2012 г. Институтом менеджмента в Швейцарии - IMD, Institute of Management Development рейтинге конкурентоспособности мировых экономик Российская Федерация по сравнению с 2011 г. поднялась на одну строчку, до 48-й позиции среди 59 исследуемых государств, хотя еще в 2007 г. была на 43-м месте. В данном рейтинге отечественный бизнес занимает последнее место по нацеленности на удовлетворение потребителей и по уровню социальной ответственности.

В связи с этим необходимо отметить, что наблюдается значительная корреляция позиций Российской Федерации во многих рейтингах, методически построенных на основе разных данных и для различных целей. Публикуемые международными организациями индексы в целом дают согласованную и достаточно объективную оценку качества ключевых институтов, динамики количественных макропоказателей, а также современного позиционирования России в мировой экономике.

В итоге такое положение демонстрирует ее заметное отставание не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран и государств с переходной экономикой, причем этот разрыв продолжает увеличиваться. Было бы целесообразно не отвергать итоги данных рейтингов, а использовать их результаты для углубленного анализа с целью поиска путей исправления ситуации. При этом необходимо принимать во внимание, что при составлении большинства мировых рейтингов используются оценки отечественных экспертов и результаты опросов представителей российского бизнеса.

Вместе с тем в силу неудовлетворенности результатами России в международных индексах периодически звучат призывы к разработке альтернативных отечественных рейтингов со ссылкой на «субъективность» зарубежных оценок. Однако такие инициативы представляются контрпродуктивными, так как требуют высокопрофессионального уровня его разработчиков и международного признания, а не создания «контррейтингов» для внутреннего потребления.

В целом рейтинги - категория субъективная и объективная одновременно, однако в последнее время сложившийся имидж экономики России за рубежом не вполне совпадает с реалиями, существующими в настоящий момент в стране. Однако при всех переживаемых сложностях, а также имеющихся институциональных и инфраструктурных ограничениях российская экономика заслуживает более высоких мест в данных рейтингах. Такой подход предполагает внесение соответствующих корректировок и уточнений со стороны как составителей, так и задействованных экспертов.

Но эти изменения не могут произойти автоматически, так как требуют кропотливой и профессиональной внутренней работы по исправлению положения дел, а также участия в разработке международной системы оценок и показателей, в том числе уровня конкурентоспособности страны и национального бизнеса.

Как представляется, постепенно отношение в стране к таким инструментам международного анализа и сравнения меняется. Так, в последние годы Минэкономразвития России и ряд других ведомств при разработке и оценке реализации программ социально-экономического развития и отраслевых, секторальных концепций уже используют в качестве сопоставлений и даже целевых показателей некоторые индикаторы международных рейтингов.

Особое внимание при этом уделяется кредитным рейтингам ведущих мировых агентств, а также ОЭСР, которые имеют практическое значение как для национальной экономики, так и для крупных компаний России. Также в 2012 г. правительство Российской Федерации поставило задачу в течение нескольких лет, до 2018 г. войти в лидирующую двадцатку рейтинга Всемирного банка Doing Business, в 2011 г. 120-е место.

Так, одобренные в мае 2012 г. правительством четыре дорожные карты Агентства стратегических исследований - АСИ во многом, как представляется, ориентированы на «технику» повышения субпозиций в данном рейтинге, а не на реальное улучшение ситуации в конкретных сферах. Таким образом, международные рейтинги становятся частью госполитики, и внимание экспертного сообщества к подобным международным сопоставлениям заметно возросло.

Для проведения углубленного анализа рассматриваемой проблемы и определения исходного уровня позиционирования России в посткризисный период представляется целесообразным провести сопоставление уровня ее конкурентоспособности по основным макроэкономическим показателям, характеризующим внешнеэкономическую деятельность, как критически важную сферу национального развития в глобальном измерении.

Так, по данным МВФ, в 2011 г. по номинальному объему ВВП Россия заняла 11-е место в мире, а ее удельный вес в глобальном валовом продукте составил 2,35% по сравнению с 8-й позицией и долей в 2,75% в 2008 г., что наглядно отразило негативные последствия мирового кризиса для российской экономики. По предварительным данным, в 2012 г. макроэкономические показатели Российской Федерации в глобальном измерении несколько улучшились, 10-е место и 2,8% соответственно.

С учетом универсального характера показателя ВВП место России в мире по объему валового продукта в долларовом выражении и ее долю в глобальном ВВП, как представляется, можно принять за исходный уровень для сопоставления ключевых индикаторов развития ее внешнеэкономической сферы, и соответственно уровня конкурентоспособности в международном масштабе.

Прежде всего, в качестве сопоставления необходимо отметить позиции России в сфере международной торговли товарами, что традиционно рассматривается как конкурентное преимущество страны, по крайней мере, в количественном измерении. По данным ВТО, в 2011 г. Российская Федерация по сравнению с 2010 г. поднялась на 3 пункта в страновом рейтинге и заняла 9-е место в мире по масштабам экспорта товаров 522 млрд долл., а номинальные темпы его прироста увеличились на 30%. В итоге удельный вес страны в глобальном вывозе возрос с 2,6 до 2,9%. Однако эти параметры полностью совпадают с позициями России в мировом экспорте товаров в 2008 г.

По стоимости импорта товаров 323 млрд долл., прирост на 30% Российская Федерация перешла с 18-й на 17-ю позицию, а ее доля в мировом импорте составила 1,8%, что в целом соответствует показателям 2008 г. Без учета внутрирегиональной торговли стран ЕС, так называемого внутреннего товарооборота между ее участницами Россия заняла 6-е место по товарному экспорту и 11-е по импорту в мире.

В рейтинге стран поставщиков коммерческих услуг в 2011 г. Российская Федерация находилась на 22-м месте 54 млрд долл., рост на 22%, а ее доля составила 1,3%. В сфере импорта коммерческих услуг страна поднялась на одну строчку и заняла 15-е место в мире 90 млрд долл., рост на 24%, а ее удельный вес увеличился до 2,3% по сравнению с 2% в 2010 г. Все эти показатели в сфере экспорта и импорта услуг практически идентичны результатам 2008 г. Без учета внутрирегиональной торговли услугами стран ЕС Россия заняла 11-е место по экспорту и 9-е по импорту в мире.

Таким образом, проведенные сопоставления позволяют констатировать, что, во-первых, динамика показателей национального ВВП и вывоза товаров имеет в России жесткую корреляцию. Это особенно явно проявилось во время кризиса и в последующий период и является отражением традиционной экспортно-сырьевой модели ее экономики. Указанная прямая взаимосвязь занимаемых страной позиций в мире по масштабам и доле в глобальном ВВП и экспорте еще раз демонстрирует зависимость экономического роста в России от объемов вывоза прежде всего энергетических товаров.

Также позиции России по экспорту и импорту ПИИ в глобальном измерении в целом превышают соответствующие показатели ВВП, так называемый индекс динамики ПИИ, а также экспорта товаров и услуг. Вместе с тем объемы накопленных прямых инвестиций как в стране, так и за рубежом еще не столь велики, что свидетельствует о начальном этапе активных трансграничных операций российских компаний.

Таким образом, проведенные сопоставления выявили относительно новое явление в российской экономике, масштабный вывоз прямых инвестиций. Причем это единственный среди рассматриваемых выше показателей, который в истекшем десятилетии продемонстрировал устойчивую положительную динамику.

Помимо этого, еще только два индикатора, накопленные ПИИ за рубежом и в России из девяти рассмотренных показали рост по сравнению с предкризисным периодом. В итоге страна впервые стала нетто-экспортером ПИИ в кризисном 2009 г., и это положение сохранилось в 2010-2011 гг., а также в первой половине 2012 г.

Вывоз предпринимательского капитала отечественными компаниями в значительной степени связан с приобретением материальных активов за границей в форме сделок по слияниям и поглощениям, а также реализации новых проектов. Зарубежное предпринимательство, таким образом, обеспечивает отечественному бизнесу в принимающих странах прямой доступ не только к стратегическим ресурсам и рынкам сбыта, но также и к передовым технологиям и современному опыту управления. Данные факторы, непосредственно обеспечивают рост конкурентоспособности российского бизнеса.

В свою очередь, эта деятельность за рубежом может прямо или опосредованно оказывать позитивные эффекты на развитие экономики страны в целом. Однако ожидаемую отдачу, как показывает опыт государств с сопоставимым уровнем развития, можно получить при соблюдении определенных условий, наличие адекватной рыночной среды и институтов развития, продуманная политика правительства в рассматриваемой сфере, а также способность соответствующих отраслей и секторов экономики абсорбировать приобретаемые таким образом преимущества.

При этом необходимо учитывать, что в перспективе возможности наращивания экспорта товаров из России достаточно лимитированы, прежде всего в силу низкой диверсификации отечественной экономики, а вывоз традиционных товаров, ТЭК и сырьевые отрасли имеет известные ограничения роста. Такой прогноз обусловлен неопределенной ситуацией на мировом рынке энергоносителей, связанной с комплексом глобальных факторов политического, экономического и даже социального характера.

Наращивание экспорта новой, в том числе высокотехнологичной, продукции даже в среднесрочной перспективе в силу неразвитости этого фактора не сможет компенсировать сокращение нефтегазового вывоза страны. Помимо этого, для реализации экспортного потенциала страны необходимо формирование комплексной системы господдержки вывоза несырьевой продукции, товаров и услуг, которая в настоящее время неэффективна. Также требуется создание экспортоориентированных отраслей по массовому производству среднетехнологичной продукции.

Экспорт услуг пока играет второстепенную роль во внешнеэкономической деятельности страны опять-таки в силу диспропорционального развития этой сферы экономики и характеризуется низкой исходной базой, доля услуг в совокупном вывозе страны составляет менее 10% при среднемировом уровне в 20%.

Также необходимо учитывать слабую диверсификацию предоставляемых «традиционных» видов услуг, более половины это транспортные услуги и поездки при незначительной доле перспективных направлений поставок. Поэтому возможности по прорыву в этой сфере экспорта, по крайней мере, в среднесрочной перспективе не просматриваются.

Трансферт технологий в настоящее время имеет ограниченный и неразвитый потенциал. При этом с начала 2000-х годов сложился хронический дисбаланс экспорта и импорта, примерно 1:9, демонстрирующий рост технологической зависимости страны от основных государств - поставщиков инноваций. Возможности расширения значимого экспорта технологий в отдельных подсферах появляются в долгосрочной перспективе только в случае успеха инновационного типа развития экономики по приоритетным направлениям модернизации. Немаловажное значение при этом будет иметь эффективная охрана прав российских и зарубежных владельцев интеллектуальной собственности.

В то же время исходя из приведенных выше соображений экспорт прямых инвестиций можно рассматривать как новое сравнительное преимущество, потенциал конкурентоспособности данного фактора производства России, учитывая масштабность происходящих процессов в рассматриваемой сфере, а также наличие практического опыта, ресурсов и позиций страны на мировом рынке.

В связи с этим вывоз капитала в производительной форме необходимо трансформировать в конкурентное преимущество страны, чему может способствовать реализация последовательной государственной стратегии в рассматриваемой сфере. Поэтому данный процесс требует дополнительного углубленного изучения во всех его проявлениях с точки зрения возможностей и рисков, а также последствий для национальной экономики.