Зачет больничных за счет фсс. Возмещаем расходы на пособия в счет платежей по страховым взносам

Владимир Волков
24 декабря 2011 г.

Советский Союз распался два десятилетия назад в огромной степени потому, что рабочий класс, стихийно поднявшийся на рубеже 1980-90-х годов на борьбу против тоталитарной власти сталинистской бюрократии, не сумел своевременно выдвинуть собственное руководство и создать партию, которая помогла бы ему ясно сформулировать свою независимую революционно-интернационалистическую программу, аналогичную той, которая вдохновляла большевиков в 1917 году.

Задача построения политического авангарда, ориентирующегося на перспективу революционного интернационального социализма, остается в течение двух десятилетий капиталистической реставрации в бывшем СССР центральным стержнем, вокруг которого должны концентрироваться усилия любого честного и думающего левого активиста — рабочего, представителя молодежи или интеллигенции.

Исторические условия, определяющие сегодняшнее положение, связаны с тем, что советский сталинизм укрепился у власти как могильщик революции, как ее контрреволюционный антипод. Большой террор 1937-1938-го годов не только физически уничтожил несколько поколений социалистических рабочих и интеллигенции, но и вырвал с корнем саму культуру марксистского, социалистического сознания в советском обществе.

Вопрос стоит, таким образом, об исторической задаче возвращения марксизма в бывший СССР. Это означает целенаправленное и сознательное усвоение уроков борьбы за социалистическую перспективу в XX столетии, воплощенную в истории и политическом наследии Четвертого Интернационала, основанного Львом Троцким в 1938 году в борьбе против сталинистского перерождения большевистской партии, советского государства и Коминтерна.

Международный Комитет Четвертого Интернационала (МКЧИ) является единственным международным политическим течением, которое последовательно боролось за сохранение исторической преемственности перспективы Троцкого с момента создания Четвертого Интернационала. МКЧИ боролся за мобилизацию рабочего класса против капиталистической системы прибыли, независимо от всех форм леворадикального приспособления к капитализму, социал-демократической, профсоюзной и сталинистской бюрократии.

Возвращение марксизма в бывший СССР в самом общем смысле тождественно построению в России и других бывших советских республиках секций МКЧИ.

В отличие от этого, Российское Социалистическое движение (РСД), созданное в начале марта этого года, выступает как образование, пытающееся насадить в России культуру псевдо-левого оппортунизма, полностью враждебного рабочему классу и нацеленного на то, чтобы не дать ему развить собственное классовое самосознание.

В Европе наиболее яркими представителями этой тенденции являются французская Новая антикапиталистическая партия и германская Левая партия, на которые РСД в значительной степени ориентируется. В России одним из главных "импортеров" этой политики до сих пор выступает глава Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, который с самого начала взял на себя роль одного из политических менторов РСД.

Программные установки РСД, характер входящих в его состав тенденций, ориентиры его текущей политики, равно как и характер его международной аффилиации, — все это служит недвусмысленным индикатором того, что РСД образовано в качестве одного из инструментов по поддержанию и спасению правящего олигархически-бюрократического режима в России. Этот режим стремительно теряет свой авторитет в глазах большинства населения, — процесс, который особенно ускорился под влиянием развивающегося мирового экономического кризиса, арабских революций и роста массовых протестов в странах Запада, аналогичных движению "Оккупируй Уолл-Стрит".

Вопреки своему названию, РСД не ставит перед собой задачи действительной борьбы за социализм и замены ублюдочного русского капитализма революционным правительством рабочих. Оно хочет лишь реформировать существующий режим, сделать его чуть более "демократичным", распространяя иллюзии относительно того, что он может быть реформирован. РСД заявляет, что стремится мобилизовать массы снизу, однако делает это под расплывчатыми лозунгами, сводит все к давлению на существующую власть снизу и пропагандирует насквозь обанкроченную перспективу "модернизации" кремлевских структур и механизмов власти русской капиталистической олигархии.

Пессимизм в отношении рабочего класса

Сквозной линией в документах и публикациях РСД настойчиво проводится мысль о том, что рабочему классу нет самостоятельного места в "актуальной" политической жизни.

В упредительном манифесте движения под названием "К построению организации антикапиталистических левых" утверждается: "Основным вектором противостояния в актуальной отечественной политике остаётся противостояние между правительством и либеральной оппозицией... С другой стороны… ультраправые, националисты также наращивают свои мобилизационные ресурсы… В конечном итоге, дальнейшее развитие ситуации смогут определить те политические силы (увы, не обязательно левые), которые сумеют сделать свою повестку повесткой широких масс, а свою организацию — центром общественной мобилизации".

Суть этой фразы сводится к тому, что определяющим фактором социально-политической реальности России является не классовая борьба пролетариата, а разногласия в группах правящей элиты. В манифесте РСД есть, правда, оговорка, что "с точки зрения интересов трудящегося большинства это противостояние [между правительством и либеральной оппозицией] носит по большей части мнимый характер". Однако данная оговорка носит чисто ритуальный характер, потому что абсолютно ничего не меняет в классовой ориентации РСД.

Степень политической зрелости рабочего класса, его "актуального" участия в политической жизни определяется не только и даже не столько размахом стихийной борьбы, как бы значима она ни была сама по себе, сколько масштабом влияния на него революционной партии. В отсутствие этого влияния он оказывается политически безоружен, и неизбежно становится объектом манипуляций враждебных классовых сил. Но именно против создания революционной партии-авангарда категорически выступает РСД, внося таким путем свой вклад в то, чтобы какая-либо из фракций правящей элиты, говоря словами РСД, "сделала свою повестку повесткой широких масс".

Глубоким пессимизмом в отношении рабочего класса пронизана статья одного из лидеров РСД Ильи Будрайтскиса, опубликованная 3 июля на сайте Рабкор.ру под названием "Пабло Эскобар российской политики". Написанная по поводу избрания Михаила Прохорова лидером либеральной партии "Правое дело", эта статья звучит как панегирик политической проницательности и "народности" одного из одиозных русских миллиардеров.

В своей статье Будрайтскис предрекает, что "в декабре партия Прохорова станет главной сенсацией выборов-2011" и заявляет о "предсказуемой победе "Правого дела"" на этих выборах. Откуда такая уверенность в успехе Прохорова? Потому что, по мнению Будрайтскиса, призыв Прохорова к эгоистическому личному успеху разделяется массами российских рабочих, безнадежно отравленных мелкособственническими иллюзиями.

Не прошло и трех месяцев, как в середине сентября Прохоров был демонстративно и с позором вышвырнут из "Правого дела" кремлевскими "кукловодами", как только они почувствовали, что не могут ему полностью доверять. С этого момента "Правое дело" очутилось в глубокой коме и набрало на прошедших 4 декабря парламентских выборах ничтожный процент голосов.

"Демократическая", а не социалистическая революция

Перспектива, на которую ориентируется РСД — это демократическая революция, которая предположительно возможна в условиях капиталистической России под эгидой широкой коалиции оппозиционных сил, от либералов до националистов включительно. В рамках этой объективно правой коалиции пролетариат не может выступать с собственной революционной и интернациональной программой. Он может лишь играть роль младшего партнера, ведомого и контролируемого другими.

Эта ориентация противоположна теории перманентной революции Троцкого, согласно которой в современных условиях буржуазия в лице всех ее возможных фракций и оттенков не в состоянии бороться за демократию, потому что ее классовые интересы несовместимы с интересами абсолютного большинства общества. Задача борьбы за демократию целиком ложится на плечи рабочего класса, ведущего за собой все угнетенные классы в рамках интернациональной социалистической революции.

Примером "демократической революции", за которую ратует РСД, являются "цветные революции" на постсоветском пространстве 2003-2004 годов, которые привели к власти в Грузии и на Украине проамериканские режимы, немедленно начавшие свирепое наступление на права и жизненный уровень рабочего класса.

Многие политические группы, вошедшие в РСД, в частности та, от имени которой выступает Будрайсткис, приняли активное участие в "оранжевой революции" на Украине, разоблачив себя в качестве пособников империализма и продажных клик национальной буржуазии.

Перспектива демократической революции, на которую ориентируется РСД, была теоретически обоснована, в частности, в статье "Когда уйдёт Путин", опубликованной на сайте Anticapitalist.ru 1 июля. В ней говорилось: "При всей внешней непохожести на т. наз. "западную демократию", при всей критике наступившего в 2000-е авторитаризма, путинское государство оказалось куда ближе к действительной буржуазной демократии, чем государство ельцинское. Во всяком случае, технически появилась возможность политической либерализации, которой в 90-е просто не было".

Этот поразительный вывод — авторитаризм есть путь к демократии! — можно было бы посчитать новым открытием РСД в области политологии, если бы он не был прямым заимствованием из арсенала наиболее агрессивных слоев антикоммунистов, которые, по крайней мере, со времен Пиночета всегда настаивали на благодетельности авторитаризма для построения цветущей демократии.

Согласно взглядам РСД, если в России Путин десять лет занимался искоренением картонных декораций буржуазно-парламентарной республики, возникших при Ельцине, то этим он прокладывал дорогу к расцвету "действительной буржуазной демократии". По существу, позиция РСД — это не более как повторение апологии "исторической миссии" Путина, пропаганда которой составляет ключевой элемент официальной кремлевской идеологии а-ля Вячеслав Сурков.

Кремль пытается оправдать свой авторитаризм ссылками на то, что это якобы более "прогрессивная" стадия капитализма по сравнению с "первоначальным накоплением" "лихих 1990-х", и обещает в скором времени демократизацию "сверху". С целью придать видимость этому обману был, в частности, выдвинут Медведев как номинальный выразитель "модернизаторских" тенденций в верхах власти.

РСД принял всю эту лживую мишуру по одурачиванию масс за чистую монету и на свой лад "обосновал" неотвратимость реформ сверху, полностью приспособляясь тем самым к "повестке" правящего режима, как она формулировалась до 24 сентября этого года, когда Путин, а не Медведев был объявлен кремлевским кандидатом в новые президенты.

В другом материале РСД, "Манифесте Артели аналитиков", перепечатанном с сайта Sensus Novus , декларировалось, что "некоторые люди во власти все более отчетливо понимают необходимость модернизации "сверху", чтобы рано или поздно не рвануло "снизу"". Затем в качестве основной цели документ объявлял поиск "позитивной программы перемен, способных превратить, наконец, Россию из бюрократического динозавра в современное демократическое государство".

Вот это построение "современного демократического" капиталистического государства и есть подлинная программа РСД.

Подобная перспектива более чем обанкрочена, имея в виду, что в странах Запада, где зародилось парламентское правление, демократия не расцветает, а подвергается все более глубокому упадку. Мы видим в последние годы беспрерывные атаки на демократические права и жизненные стандарты рабочего класса. Во всех странах Запада сокращения зарплат и социальных расходов идут рука об руку с ростом полицейского государства под предлогом "войны с террором", в рамках которой эти режимы организовали вторжения в Афганистан, Ирак и Ливию, ведя там жестокие империалистические войны.

В наиболее обнаженном виде социально-экономические и политические перспективы РСД прозвучали на конференции "Социальный кризис и будущее левых сил", проведенной 9-10 июля входящим в РСД Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО) Б. Кагарлицкого совместно с германским Фондом Розы Люксембург (связанным в Германии с проправительственной Левой партией, наследницей сталинистской СЕПГ).

Один из докладов на конференции был сделан сотрудником ИГСО Василием Колташовым. Изложив меры, которые в чистом виде сводились к задачам стабилизации русского капитализма в условиях кризиса, он подчеркнул, что изложенная программа не может быть названа "социалистической", и что он не рассматривает ее в качестве таковой.

Другим докладчиком выступил известный либеральный философ и журналист Борис Межуев. Он говорил о необходимости демократической коалиции, отмечая при этом (вполне справедливо), что российская буржуазия "не может реализовать и заявить требования демократии".

"В условиях, когда российская буржуазия — настаивал он, — неспособна стать ведущей демократической силой и обеспечить необходимый минимум демократических прав и свобод народу, именно левые должны стать ведущей демократической силой". Никем из участников конференции позиция Межуева не оспаривалась.

В итоговом документе конференции декларировалась необходимость "поворота к новому социальному государству". "Этот поворот потребует, — говорилось там, — не только прекращения разрушительных мер в области образования и здравоохранения, но и расширения государственного присутствия в экономике, включая, возможно, национализацию энергетического сектора и сырьевых монополий".

Еще раз программу Российского Социалистического движения, как она была выражена до осени этого года, можно сформулировать следующим образом: левые должны помочь русскому капитализму в проведении мер по собственному спасению, включая, при необходимости, национализацию. При этом здесь игнорируется самое главное — вследствие своего подчинения "либералам" и кремлевским олигархам силы вокруг РСД могут лишь оказывать давление в сторону проведения такой политики, убеждая олигархию в том, что эта политика, включая национализацию, соответствует их интересам. Но национализация, проведенная подобным образом, не может иметь прогрессивного характера, поскольку приведет не более как к перераспределению ресурсов между олигархами, которые контролируют государственный аппарат.

РСД пытается организовать массы, но так, чтобы те никоим образом не заявляли о собственных классовых интересах, ограничиваясь "низовой", то есть неполитической самоорганизацией. Отмобилизованные таким образом, массы должны придать видимость народной поддержки определенным слоям правящей элиты, которые предположительно смогут принудить благодаря этому остальные слои господствующего режима принять косметические по сути реформы. Цель всей затеи — не допустить развития самостоятельной классовой борьбы пролетариата и отвести в сторону угрозу социалистической революции.

Историческое перерождение "левых" в международном масштабе

РСД был образован в качестве коалиции псевдо-левых, сталинистских, либеральных и анархистских групп, профсоюзных организаций и социальных движений. Название стало результатом долгого обсуждения и призвано избежать ясной идентификации с марксизмом. РСД как бы говорит о социализме, но на самом деле оставляет отрытым двери и для либерала, для которого любое вторжение государства в экономику — уже социализм, и для анархиста, для которого неприемлема партийная организация пролетариата, и для многих других сил, не имеющих ничего общего ни с марксизмом, ни с рабочим классом.

РСД хочет лавировать между либеральными, сталинистскими и националистическими силами, не подрывая их доминирования в политической жизни. Приспосабливаясь к ним, РСД хочет искать "точки соприкосновения" с буржуазными политиками вместо принципиального размежевания с ними, осуждает революционных социалистов за "сектантство", стремится затушевывать классовые вопросы под видом "актуального" единства целей. В конечном счете, оно стремится быть орудием в руках реакционных сил, включая русских олигархов и западный империализм, враждебных рабочему классу.

Заигрывание с либералами выражается, например, в вопросе об отношении к академику Д. Сахарову. Вместо честной и бескомпромиссной оценки его правой либерально-антикоммунистической политики 1970-1980-х годов представители РСД повторяют избитые фразы о "моральном авторитете Сахарова".

Заигрывание со сталинистами состоит в отказе РСД безусловно осудить сталинские репрессии, ликвидацию сталинистами Советского Союза и в целом продекларировать беспощадную борьбу с наследием и остатками сталинизма. В учредительном манифесте РСД в разделе, посвященном истории рабочего движения в России в постсоветский период, с одобрением говорится о том, что поскольку в первой половине 1990-х годов "сталинизм и реваншизм были… доминирующей силой", то "радикальные левые, так или иначе, действуя в рамках этого широкого движения, пытались изнутри бороться за его интернационалистическую и демократическую составляющую".

В качестве своих ближайших политических партнеров РСД провозглашает движение "Левый фронт", образованное на базе сталинистской РКРП. Публичный лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов не первый год выступает одним из организаторов протестных акций либерально-националистической "несистемной" оппозиции, а ведущий аппаратчик "Левого фронта" Анатолий Баранов долгое время играл роль важнейшего идеолога и медиа-специалиста в руководстве зюгановской КПРФ.

Формальным поводом для образования РСД стало воссоединение двух бывших псевдотроцкистких групп — Социалистического движения "Вперед" во главе с Будрайтскисом и Социалистического сопротивления Овсянникова. Обе группы когда-то были частью Комитета за Рабочий Интернационал — паблоистской тенденции, опирающейся на британскую "Милитант".

Паблоизм — это течение антитроцкистского ревизионизма, возникшее в международном троцкистском движении в конце 1940-х годов и поставившее себе цель ликвидировать Четвертый Интернационал как самостоятельную политическую силу. Названное по имени Мишеля Пабло, это течение отвергло независимую политическую мобилизацию рабочего класса, рассматривая советскую бюрократию — равно как и разного рода национально-буржуазные движения и реформистские бюрократии профсоюзов и социал-демократии — как силы, способные стать суррогатом Четвертого Интернационала в деле политического руководства рабочим классом в борьбе за социализм. Паблоизм пытался ликвидировать секции Четвертого Интернационала в различные сталинистские или буржуазно-националистические движения.

Предательство паблоизма было осуждено революционным крылом мирового троцкистского движения, объединившимся в 1953 году в Международный Комитет Четвертого Интернационала, который с того времени представляет собой единственную интернациональную тенденцию, последовательно борющуюся за перспективу революционного социализма.

Капитуляция советской бюрократии перед мировым империализмом в годы горбачевской "перестройки" и последовавшее вслед за тем упразднение Советского Союза привели паблоистские организации по всему миру к еще большему сдвигу вправо. В продолжение последних двух десятилетий они шаг за шагом отказывались от последних остатков своих революционных претензий, превратившись к настоящему моменту в прямые инструменты влияния правящих элит на рабочий класс.

Именно такую эволюцию проделала французская паблоистская группа, которая сегодня действует под именем Новой антикапиталистической партии (НАП). Она тесно связана с Социалистической партией, представляющей во Франции интересы большого бизнеса. НАП поддержала войну в Ливии. Один из ее представителей присутствовал на учредительной конференции РСД в качестве почетного гостя и выступил с приветственным словом.

РСД открыто солидаризуется с этой правой буржуазной партией, равно как и с ее аналогом в Германии — Левой партией, много лет входящей в правительственные коалиции на уровне федеральных земель Германии и несущей прямую ответственность за социальные разрушения, проводимые немецкой буржуазией.

Это полнейшее перерождение паблоистов и других левых радикалов не случайно. Объективные корни данного процесса связаны с историческим кризисом мировой системы прибыли и исчерпанием каких-либо возможностей для реформ в рамках существующего общества.

По всему миру рабочие сталкиваются с необходимостью выработки единой интернациональной программы революционной борьбы за социализм, без чего сегодня невозможна борьба даже за минимальные гарантии трудовых, социальных и демократических прав. В России это означает тщетность всяких надежд на демократизацию и самореформу правящего олигархически-бюрократического режима. Задача дня — заниматься подготовкой рабочего класса к революционной борьбе против системы прибыли у себя в стране и по всему миру. РСД является препятствием на этом пути.

МСВС ждет Ваших комментариев:

© Copyright 1999-2017,
World Socialist Web Site

Чтобы возместить расходы на пособия за периоды с 2017 года, компании нужно подать в ФСС два новых документа: справку-расчет и расшифровку расходов. Как их составить и куда подавать - в налоговую или в фонд?

Примечание. Обновленный перечень документов, которые нужны, чтобы возместить расходы на пособия, Минтруд привел в приказе от 28 октября 2016 г. № 585н

С 1 января контроль над взносами по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перешел к ФНС. Но за ФСС остаются проверки расходной части этого вида страхования. Причем как за периоды до 1 января 2017 года, так и по страховым случаям, которые наступили после этой даты.

Куда обращаться и какие подать документы

Обращаться за возмещением во всех случаях надо по-прежнему в ФСС. Какие представить документы, зависит от того, за какой период вы хотите возместить расходы на выплату пособий.

Если пособия выплатили до 1 января 2017 года

Если компания обращается за возмещением расходов, которые она произвела до 1 января, действует старая схема.

Чтобы возместить сумму превышения расходов на выплату пособий над начисленными взносами, надо подать в ФСС бумаги по старому перечню (в соответствии с приложением к приказу Минздравсоцразвития от 4 декабря 2009 г. № 951н в старой редакции).

  1. заявление на возмещение (официального бланка не было, каждое региональное отделение ФСС разрабатывало свою форму);
  2. расчет 4-ФСС;
  3. копии документов, которые подтверждают обоснованность и правильность расходов на обязательное социальное страхование. В их числе листки нетрудоспособности для больничных и декретных и расчеты сумм выплат по этим пособиям; справки из женской консультации, справки о рождении ребенка и т. д. — для других видов пособий.

Фонд должен перечислить деньги на расчетный счет организации в течение 10 календарных дней со дня представления этих документов (ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Обратите внимание! Фонд не вернет деньги без проверки.

На практике ФСС не выделяет деньги без проверки (камеральной или внеплановой документальной). В рамках этой проверки компания должна представить дополнительные документы, которые подтвердят обоснованность назначения и выплаты пособия (ч. 4 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Решение о выделении средств фонд принимает по результатам проверки.

Срок камеральной проверки не может превышать трех месяцев со дня, когда представили расчет 4-ФСС и заявление (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Выездной — двух месяцев со дня, когда фонд вынес решение о ее назначении (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Перерасход, который образовался на 1 января 2017 года, необходимо забрать в ФСС. Зачесть его в счет уплаты взносов в 2017 году в ФНС нельзя (возможно, что-то изменится, но пока так).

Если пособия выплатили после 1 января 2017 года

Примечание. Чтобы возместить пособия за 2017 год, сдайте с заявлением справку-расчет и расшифровку расходов

Если компания обращается за возмещением по страховым случаям, которые наступили уже после 1 января, она должна подать новые документы (письмо ФСС от 7 декабря 2016 г. № 02-09-11/04-03-27029):

Справку-расчет компании представляют, только когда получают деньги за периоды начиная с 1 января 2017 года. В ней укажите сумму:

  • задолженности компании по взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
  • начисленных к уплате взносов, в том числе за последние три месяца;
  • доначисленных взносов;
  • не принятых к зачету расходов;
  • средств, полученных от территориальных органов ФСС в возмещение произведенных расходов;
  • возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) взносов;
  • средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
  • уплаченных взносов, в том числе за последние три месяца;
  • списанной задолженности страхователя.

Для чего понадобилось вводить новые формы

Обратите внимание! Новый расчет по взносам не подходит для возмещения расходов из ФСС

Все эти документы появились из-за того, что в новом расчете, который организации начнут сдавать в ФНС с I квартала 2017 года, нет информации для возмещения.

В частности, сумм входящего и исходящего сальдо (задолженности за страхователем или фондом), которые необходимо учитывать.

Нет также возможности сдать расчет по страховым взносам в ФНС в середине квартала.

Фактически справка-расчет и расшифровка расходов — это кусок раздела 1 из старой формы 4-ФСС.

Можно ли зачесть расходы в счет предстоящих платежей

В 2017 году в регионах, которые не входят в число пилотных, сохранится возможность зачета расходов в счет предстоящих платежей по взносам. Но только после того, как фонд эти расходы подтвердит.

Как это будет происходить?

Компания укажет в новом расчете по взносам назначенные пособия.

Данные о пособиях ФНС передаст в фонд (не позднее пяти дней со дня, когда получили расчет в электронном виде и не позднее 10 дней со дня получения его на бумаге).

На основании этих сведений ФСС проведет проверку. Специалисты фонда либо подтвердят расходы, либо откажут в зачете.

В любом случае фонд сообщит о своем решении в налоговую инспекцию в течение трех дней с момента вступления его в силу.

Если ФСС подтвердит расходы и их сумма превысит взносы, фонд вернет разницу либо ИФНС зачтет ее в счет будущих платежей.

Такой порядок сохранится до перехода всех регионов на прямые выплаты пособий из фонда.

Какой порядок для взносов на травматизм

Примечание. Порядок, по которому фонд возмещает расходы по травматизму, с 1 января не изменился.

По этому виду страхования проверок в связи с возмещением мало. В основном все компании используют зачетный принцип.

Она применяется с I квартала 2017 года. В ней остались лишь .

Как возмещать расходы на пособия в 2017 году

1. Если обращаетесь за возмещением расходов на пособия по больничному и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 года, подавайте заявление по форме, рекомендованной в вашем регионе. И расчет 4-ФСС по форме, которая действовала до 2017 года.
В таком же порядке возмещайте расходы по взносам на травматизм.

2. Если обращаетесь за возмещением расходов на пособия по больничному и в связи с материнством за периоды с 1 января 2017 года, подавайте заявление по утвержденной форме. А вместо 4-ФСС — новую справку-расчет и расшифровку расходов.
Для взносов на травматизм порядок остался прежним, но вместо старой формы 4-ФСС подайте ее новую форму.

В 2017 году у страхователей (работодателей) сохранилось право возмещать суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий связанных с рождением детей из средств ФСС РФ. То есть начисленную величину страховых взносов на обязательное социальное страхование, страхователь вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату пособий (п. 2 ст. 431 НК РФ).

Автоматический зачет пособий в счет уплаты взносов в ФСС следует также из формы расчета по страховым взносам, которую страхователи согласно п.7 ст.431 НК РФ, представляют не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

В разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» нельзя одновременно заполнить:

  • строку 110 «Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период», и
  • строку 120 «Сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами за расчетный (отчетный) период».

Заполняется какая- то одна из строк.

Строка 110, если начисленные страховые взносы превышают сумму начисленных пособий, а строка 120, если сумма начисленных страховых взносов меньше суммы начисленных пособий.

Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных страховых взносов в ФСС за конкретный месяц расчетного периода (заполнена строка 120 раздела 1 расчета по страховым взносам), то у страхователя есть два варианта возмещения пособий.

Вариант 1:
Сумму превышения пособий над суммой взносов в ФСС, начисленных за этот же месяц, страхователь может зачесть в счет уплаты взносов в ФСС в следующих месяцах (п. 9 ст. 431 НК РФ, Письма ФСС от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282, ФНС от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@).

Обратите внимание! Зачет в счет предстоящих платежей можно начисленные пособия в рамках расчетного периода (календарного года).

Вариант 2:
Запросить у ФСС недостающие средства, то есть вернуть на счет организации. Данный вариант, как правило, используют страхователи, у которых на конец расчетного периода недостаточно начисленных страховых взносов в ФСС для возмещения пособий.

Изменения в выплате пособий в 2017 году

С 2017 года порядок возврата недостающих средств на выплату пособий обновлен. Это связано с тем, что администрируют поступление страховых взносов в ФСС налоговые органы, а сотрудники ФСС осуществляют проверку правильности заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной). После проведения контрольных мероприятий результаты направляют налоговому органу. В случае положительного результата налоговый орган перечисляет на счет страхователя (работодателя) заявленные суммы.

Процедура обращения за недостающими средствами для выплаты пособий Фондом социального страхования осталась прежней (действовавшей до 2017 года). Минтруд обновил только перечень документов, представляемых предприятиями для получения денег на выплату страхового обеспечения или пособия за счет ФСС РФ.

Документы на возмещение пособий из ФСС в 2017 году

В приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения» внесены уточнения. В частности страхователь для возврата из ФСС денежный средств должен предоставить, следующие документы:

  • письменное заявление;
  • справку - расчет;
  • копии документов подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Письмом ФСС РФ от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029 доведены до страхователей формы заявления и справки-расчета, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

Если компания хочет получить возмещение, не дожидаясь окончания отчетного периода, то надо подать промежуточную справку-расчет.

Заполняя справку-расчет, бухгалтер должен сопоставлять данные, отраженные в справке-расчете и информацию, которую будет представлять в налоговую инспекцию. Дело в том, что проверка расходов страхователя на выплату страхового обеспечения будет происходить следующим образом:

  • налоговый орган, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передаст соответствующие сведения ФСС;
  • сотрудники ФСС проверят правильность заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной);
  • результаты проверки ФСС направит информацию налоговому органу.

Если результат проверки окажется отрицательным (страхователь не подтвердит расходы), налоговый орган направит ему требование об уплате недостающих взносов. Если результат проверки будет положительным - расходы будут приняты и налоговый орган зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами.

Зачетный порядок возмещения пособий из ФСС за счет начисленных страховых взносов не распространяются на организации, которые расположены в регионах участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294. Участники пилотного проекта своим работникам не начисляет и не выплачивает пособия. Их расчетом и выплатой занимается непосредственно территориальный орган ФСС. А страхователь (работодатель) начисленные страховые взносы в полном объеме перечисляет в бюджет.

— Порядок зачета соцстраховских пособий в счет уплаты взносов на ВНиМ регулируется двумя законами - гл. 34 НК РФ и Законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ. И тем, и другим предусмотрено, что сумму взносов на ВНиМ можно уменьшить на расходы на выплату пособий по болезни и в связи с материнством (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).
Но в гл. 34 НК дополнительно сказано, что если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату пособий превышает начисленную сумму взносов на ВНиМ, то полученная разница (п. 9 ст. 431 НК РФ):
(или) зачитывается ИФНС в счет уплаты взносов на ВНиМ на основании полученного из ФСС подтверждения расходов на выплату пособий за этот отчетный период;
(или) может быть возвращена по заявлению плательщика непосредственно из ФСС (подробнее об этом см. ниже).
В связи с этим ФНС разъяснила, что внутри отчетного периода взносы уменьшаются на пособия без проблем на основании п. 2 ст. 431 НК РФ. А для распоряжения суммой превышения расходов над взносами, получившейся по итогам отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев) и года надо руководствоваться п. 9 ст. 431 НК РФ (Письмо ФНС от 14.02.2017 № БС-4-11/2748@).
А этот процесс подтверждения проходит так. Сначала вы сдаете в ИФНС расчет по взносам. Она в течение 5 рабочих дней (со дня сдачи электронного расчета) или 10 рабочих дней (со дня получения расчета на бумаге) передает в ваше отделение ФСС Приложения 2 - 4 к разделу 1 расчета с данными по начисленным взносам на ВНиМ и выплаченным пособиям (п. 16 ст. 431, п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 5.2 Порядка, утв. ФНС № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ № 02-11-10/06-3098П от 22.07.2016).
В свою очередь у ФСС после получения приложений расчета по взносам есть максимум 3 месяца для проведения камеральной проверки и подтверждения заявленных вами расходов на выплату пособия (п. 8 ст. 431 НК РФ, ч. 1, 1.1 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, ст. 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Причем в рамках этой проверки ФСС может запросить у вас документы по расходам (например, больничные листы, заявления работников и др.).
Если ФСС нарушения не найдет, тогда он подтверждает расходы и сообщает об этом в ИФНС (п. 5.2 Порядка, утв. ФНС № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ № 02-11-10/06-3098П 22.07.2016). А инспекция делает зачет превышения в счет уплаты предстоящих взносов на ВНиМ (п. 8, 9 ст. 431 НК РФ).
Если же ФСС решит, что вы выплатили пособия неправомерно, он составит акт и вручит его вам. Если вы не будете его оспаривать, Фонд вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату пособий. Это решение он направит вам в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения. А его копию - в ИФНС в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения в силу (ч. 4, 5 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). А инспекция в свою очередь, выставит вам требование об уплате недоимки по взносам на ВНиМ. Взыскивать ее она будет по тем же правилам, что и налоги (ч. 6 ст. 4.7 Закона № 255-Ф).
Представитель ФНС в интервью в нашем журнале заверил, что подтверждение расходов от отделений ФСС должно поступать в ИФНС оперативно, т.е. до окончания камеральной проверки расчета по взносам. Также он подтвердил, что если по итогам I квартала у организации расходы на выплату пособий превысили исчисленные за этот период взносы на ВНиМ и уже известно, что сумма превышения перекроет суммы взносов и за апрель, и за май, то можно не перечислять суммы взносов по срокам 15.05.2017 и 15.06.2017 (ГК, 2017, № 9, с. 11).
Кроме того, Минфин разъяснил, что зачесть в счет уплаты взносов на ВНиМ 2017 года можно и сумму превышения пособий над взносами, образовавшуюся по итогам 2016 года (Письмо Минфина от 28.04.2017 № 03-15-09/26588)..
Теперь что касается порядка возврата денег из ФСС живыми деньгами. Для этого в свое отделение ФСС вам нужно представить пакет документов (ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ, п. 1, 2(1), 3 Перечня, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н, Письмо ФСС от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029):
(и) заявление о выделении средств на выплату пособий;
(и) справку-расчет. Это новый документ. Но отражаемые в справке данные такие же, как и в таблице 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» старого расчета 4 - ФСС (который вы сдавали в свое отделение ФСС за 2016 г.);
(и) расшифровку расходов на выплату пособий. Этот документ - аналог таблицы 2 раздела 1 старого расчета 4 - ФСС;
(и) документы, подтверждающие расходы: листки нетрудоспособности, справки о рождении детей и др.
Представить эти документы в ФСС вы по-прежнему можете, не дожидаясь окончания квартала.
После получения документов ФСС может (ч. 3, 4 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ)
(или) в течение 10 календарных дней перечислить деньги на ваш расчетный счет;
(или) назначить камеральную проверку. И в этом случае он либо вернет деньги после проверки, либо откажет в выделении средств, если нашлись ошибки. Кстати, решение о выделении средств либо об отказе в выделении ФСС направит вам, а копию в ИФНС (ч. 4.1, 5 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/2748@ от 14.02.2017

В связи с поступающими массовыми вопросами плательщиков страховых взносов ФНС России разъясняет.

1. По вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками страховых взносов - организациями, имеющими обособленные подразделения.

Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

На основании подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщик страховых взносов обязан сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Соответственно, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями, у плательщиков страховых взносов отсутствует.

В силу особенностей норм законодательства порядок представления отчетности и уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, различны.

Так, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.

2. По вопросу уплаты страховых взносов организациями, применяющими "зачетный" механизм.

Согласно пункту 2 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за вычетом расходов по данному виду страхования.

Исходя из положений пункта 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС России в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Таким образом, случай, указанный в пункте 9 статьи 431 Кодекса, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило пункта 2 статьи 431 Кодекса о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.

Одновременно сообщаем, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования в случае, если плательщики страховых взносов стоят на учете в налоговых органах в субъектах Российской Федерации, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 в настоящее время пилотный проект реализуется в: Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской области, Астраханской области, Курганской области, Новгородской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Хабаровском крае, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Татарстан, Белгородской области, Ростовской области, Самарской области, Республике Мордовия, Брянской области, Калининградской области, Калужской области, Липецкой области, Ульяновской области.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести указанное письмо до сведения территориальных органов и плательщиков страховых взносов.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК