{ Экономика Сингапура. Основные Характеристики Столица Форма правления ПрезидентТерриторияНаселениеВалюта Сингапур Сингапур Парламентская республика Парламентская

Основные Характеристики Столица Форма правления Президент ТерриторияНаселение Валюта Сингапур Сингапур Парламентская республика Парламентская республика Тони Тан Тони Тан 714,3 км² (174-я в мире) 714,3 км² (174-я в мире) чел. (7 200 чел./км²) чел. (7 200 чел./км²) Сингапурский доллар SGD Сингапурский доллар SGD





2000: 2000: 2001: 2001: 2002: 2002: 2003: 2003: 2004: 2004: 2005: 2005: 2006: 2006: 2007: 2007: 2008: 2008: 2009: 2009: 2010: 2010: 2011: 2011: $ 95,9227 млрд $ 91,1484 млрд $ 90,5828 млрд $ 93,3629 млрд $ 109,3365 млрд $ 123,5069 млрд $ 139,125 млрд $ 168,434 млрд $ 166,7923 млрд $ 175,9349 млрд $ 213,1545 млрд $ 239,6996 млрд


Отраслевая структура экономики Сингапура Сфера услуг: Сфера услуг: Обрабатывающая промышленность: Обрабатывающая промышленность: Сельское хозяйство: Сельское хозяйство: 65,5%34,4%0,1% Основная доля экспорта приходится на продукцию машиностроения (почти 40%). Государство экспортирует также нефтепродукты, химические товары, ткани, одежду, продукцию сельского хозяйства.







Политика в условии кризиса Чтобы поддержать компании и обеспечить занятость населения, из правительственных резервов был выделен стабилизационный фонд в размере S$ 20,5 млрд для финансирования 5 приоритетных направлений: Чтобы поддержать компании и обеспечить занятость населения, из правительственных резервов был выделен стабилизационный фонд в размере S$ 20,5 млрд для финансирования 5 приоритетных направлений: 1. Сохранение рабочих мест 2. Поощрение банковских займов 3. Налоговые льготы 4. Поддержка семей 5. Усовершенствование инфраструктуры


Сохранение рабочих мест На сохранение рабочих мест было выделено S$ 5,1 млрд и создана специальная программа «Jobs Credit Scheme», которая выделяет дотации компаниям на выплату заработной платы местным работникам. На сохранение рабочих мест было выделено S$ 5,1 млрд и создана специальная программа «Jobs Credit Scheme», которая выделяет дотации компаниям на выплату заработной платы местным работникам. Программа «Skills Programme for Upgrading and Resilience» выплачивает часть заработной платы работникам, проходящим (пере) обучение. Программа «Skills Programme for Upgrading and Resilience» выплачивает часть заработной платы работникам, проходящим (пере) обучение.


Поощрение банковских займов Примерно S$5,8 млрд правительственных средств направлено на поддержку банковских займов. Благодаря программе, правительство компенсирует вероятные потери банков в объёме 80 % при займах до S$ 5 млн, а при займах на развитие торгового бизнеса – до 75 %. Примерно S$5,8 млрд правительственных средств направлено на поддержку банковских займов. Благодаря программе, правительство компенсирует вероятные потери банков в объёме 80 % при займах до S$ 5 млн, а при займах на развитие торгового бизнеса – до 75 %.


Налоговые льготы Для обеспечения движения денежных средств приняты следующие меры: Для обеспечения движения денежных средств приняты следующие меры: 1. в 2009 г. скидка в 40 % с налога на промышленную и коммерческую недвижимость; 2. в течение одного года будет действовать скидка в 30 % с дорожного налога для грузовых транспортных средств, автобусов и такси; 3. начиная с 2010 г. ставка корпоративного дохода на прибыль будет снижена до 17 %.


Поддержка семей Правительство Сингапура выделило S$ 2,6 млрд в помощь гражданам для противостояния экономическому спаду. Правительство Сингапура выделило S$ 2,6 млрд в помощь гражданам для противостояния экономическому спаду. Немалые субсидии на покупку государственного жилья. Немалые субсидии на покупку государственного жилья.


Усовершенствование инфраструктуры Подобно многим странам, Сингапур увеличивает расходы на развитие инфраструктуры, что приведёт не только к созданию новых рабочих мест, но и улучшения имиджа страны в целом. Сумма в S$ 4,4 млрд. пойдёт на развитие сети дорог и канализационных систем, а также на инфраструктуру в сфере образования и здравоохранения. Подобно многим странам, Сингапур увеличивает расходы на развитие инфраструктуры, что приведёт не только к созданию новых рабочих мест, но и улучшения имиджа страны в целом. Сумма в S$ 4,4 млрд. пойдёт на развитие сети дорог и канализационных систем, а также на инфраструктуру в сфере образования и здравоохранения.


Военная промышленность Сингапура Сингапур единственная страна АСЕАН, обладающая собственной развитой военной промышленностью. Государство полностью или частично контролирует этот сектор экономики. В рамках холдинга Singapore Technologies военно-промышленные компании сведены в четыре группы по направлениям. Сингапур единственная страна АСЕАН, обладающая собственной развитой военной промышленностью. Государство полностью или частично контролирует этот сектор экономики. В рамках холдинга Singapore Technologies военно-промышленные компании сведены в четыре группы по направлениям.


Monetary Authority of Singapore малайск. - центральный банк и государственное управление финансового регулирования Сингапура. малайск. Penguasa Kewangan Singapura - центральный банк и государственное управление финансового регулирования Сингапура. Президент (председатель) – Го Чок Тонг Президент (председатель) – Го Чок Тонг Центральный банк




На ноябрь 2010 года в Сингапуре действовали 121 коммерческий банк, в том числе местных 7, иностранных 114. На ноябрь 2010 года в Сингапуре действовали 121 коммерческий банк, в том числе местных 7, иностранных 114. Иностранные банки в свою очередь представлены 26 банками, предоставляющими полный набор услуг, 50 оптовыми банками и 38 офшорными банками. Иностранные банки в свою очередь представлены 26 банками, предоставляющими полный набор услуг, 50 оптовыми банками и 38 офшорными банками. В банковской секторе Сингапура также присутствуют 46 торговых банков. В банковской секторе Сингапура также присутствуют 46 торговых банков. Банки Сингапура



Экономика Сингапура - развитая рыночная система. Экономика Сингапура зависит от экспорта продукции, особенно в таких областях как бытовая электроника, информационные технологии, фармацевтика и финансовые услуги. Важную роль в экономики страны играют транснациональные корпорации. Экономика Сингапура является одной из самых открытых и свободных от коррупции экономик. В стране поддерживаются стабильные цены, а ВВП на душу населения - один из самых высоких в мире (более 26 тысяч долларов).

В 2001 году Сингапур испытывал экономические трудности в связи с мировым кризисом в области технологий. В 2005 экономика поднялась снова. Правительство надеется вновь установить стабильный экономический рост. Безработица в 2008 году составила 2,2 % (в 2005 году - 3,3 %).

Реальный рост ВВП в период с 2004 по 2008 год в среднем составил 6,8 %, но в 2009 году из-за мирового финансового кризиса снизился до уровня в 2,1 %. Экономика страны начала приходить в себя в 2010 году и правительство прогнозирует рост в 3-5 % за год. Сингапур привлекает крупные инвестиции в фармацевтику и медицинское производство и будет продолжать усилия по развитию Сингапура как финансового и высокотехнологичного центра Юго-Восточной Азии.

Сингапур причисляют к «восточноазиатским тиграм» за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники, судостроение, сектор финансовых услуг. Широко известны в мире авиакомпания Singapore Airlines, сингапурский холдинг Fairmont Raffles Hotels International владеет международной сетью отелей Swissotel. В стране развиты производства электроники (как многих известных европейских, американских, японских компаний, так и сингапурских, например Flextronics), судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Сингапурский холдинг Raffles владеет международной сетью отелей Swissotel.

Преимущества экономики: благоприятный инвестиционный климат, высококонкурентная среда, ведущие места в рейтингах экономической свободы, высокообразованное и дисциплинированное население, сильно выросший уровень благосостояния. Слабые стороны экономики: зависимость от поставок воды из Малайзии. Импорт почти всего продовольствия и энергии. Дефицит специалистов. Кризис мирового рынка электроники привел к рецессии в 2001 г. Дефицит площадей.

История экономики Сингапура

Первые упоминания о Сингапуре имеются в китайских хрониках III века. Остров был оплотом империи Шривиджая, с центром на Суматре, и носил яванское имя Темасек. Темасек в какое-то время был важным торговым центром, но потом пришёл в упадок. Осталось очень мало свидетельств о городе Темасек кроме отдельных археологических находок. В XV-XVI веках Сингапур входил в состав султаната Джохор. Во время Малайско-Португальской Войны 1617 Сингапур был атакован португальскими войсками.

6 февраля 1819 сэр Раффлз, представитель Британской Ост-Индской компании, заключил договор с султаном Джохора об организации в Сингапуре торговой зоны с разрешением иммиграции разных этнических групп. В 1867 Сингапур стал колонией Британской империи, англичане придавали Сингапуру большое значение как важному опорному пункту на пути в Китай. Во время Второй мировой войны Япония заняла Малайзию и выиграла битву за Сингапур, которую неподготовленные англичане проиграли, несмотря на значительное превосходство в живой силе, 15 февраля 1942 Сингапур перешёл к Японии вплоть до поражения Японии в сентябре 1945. С 1959 Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, Ли Куан Ю исполнял должность премьер-министра после выборов. В 1963 в результате референдума Сингапур вошёл в Федерацию Малайзия вместе с государствами Малайя, Сабах и Саравак. 7 августа 1965 в результате конфликта Сингапур был исключён из Малайзии, и 9 августа 1965 года провозгласил независимость.

С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишённый ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.

Статистические показатели Сингапура
(по состоянию на 2012 год)

10 августа 2004 г. 63-летний премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг, занимавший этот пост последние 14 лет, подал официальное прошение об отставке президенту республики С. Р. Натану. Правительство возглавил 52-летний Ли Сянь Лун - старший сын Ли Куан Ю. Он также оставил за собой пост министра финансов. Сам 80-летний Ли Куан Ю, занимавший должность старшего министра после своего ухода из власти, получил статус советника правительства.

Модернизация 1959-1990 годов

В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружелюбно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров».

Стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», - писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура» и это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники.

При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы - свыше 1 млн долл.). Были жёстко подавлены триады (организованные преступные группировки). Личный состав полиции был заменён с преимущественно малайцев на преимущественно китайцев (этот процесс сопровождался эксцессами и Ли Куан Ю лично приезжал в расположение взбунтовавшихся малайских полицейских для ведения переговоров). Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти (расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю, такие как министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В итоге Сингапур (в соответствии с международными рейтингами) стал одним из наименее коррумпированных государств мира.

Ли Куан Ю в своих воспоминаниях подчёркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. Законодательная система страны была унаследована от английского колониального правления.

В 1960-1970-е годы была реформирована система образования. В Сингапуре имелось множество различных национальных школ, которые получили единые минимальные стандарты. Английский язык стал обязательным для изучения во всех школах, вузы были переведены на преподавание на английском языке. Правительство тратило крупные суммы на обучение сингапурских студентов в лучших университетах мира.

Правительство придавало большое значение тому, чтобы сделать большинство населения собственниками жилья. В 1960-е годы была создана система ипотечного кредитования, резко выросло жилищное строительство и к 1996 году лишь 9 % квартир сдавались внаём, а остальные были заняты собственниками. В том числе помогает налог на недвижимость, который составляет 4 % от цены - для проживающего собственника, и 10 % в год для недвижимости сдающейся в аренду.

Предприятия и промышленность Сингапура

Сингапур – один из крупнейших мировых портов. Сингапур – третий по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировой центр по нефтепереработке и четвертый мировой производитель полупроводников. В Азии по этому показателю страна уступает лишь Японии, а в мире занимает 16-е место, обогнав такие государства, как Испания и Италия. А еще Сингапур – крупнейший в Азии финансовый центр, по многим параметрам не уступающий Гонконгу и Токио.

Экономисты многих государств мира считают Сингапур идеальным местом для ведения бизнеса. Эта страна обладает превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью и правовой системой мирового уровня. Не случайно здесь находятся отделения более 3,5 тысяч ведущих компаний мира, а более 120 транснациональных корпораций имеют здесь свои представительства.

В Сингапуре действует налоговый режим с целой системой поощрений, направленный на привлечение международных инвесторов: беспошлинный перевод прибылей и репатриация капиталов, гарантии капиталовложений, освобождение от налога на процент по банковским вкладам для иностранных подданных, временно проживающих в стране, освобождение от двойного налогообложения. В общем, делается все для привлечения инвестиций из-за рубежа.

Основой сингапурской экономики является оказание разнообразных услуг (транспортных, погрузо-разгрузочных, складских, коммуникационных, торговых, услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовых, туристических, рекреационных и др.). В сфере услуг занято около 70% населения. Многие жители так или иначе вовлечены в предпринимательскую деятельность. Так, около 75% сингапурцев владеют акциями различных предприятий.

Недавно медиаконгломерат CNN Time Warner Group опубликовал результаты исследований, по которым Сингапур занимает 5-е место в мире (после Новой Зеландии, США, Канады и Австралии) по дружественности к малому бизнесу. Как правило, при проведении подобных исследований учитываются такие факторы, как время, необходимое на открытие бизнеса, условия деятельности, законы, регулирующие налоговую политику, и т.п.

Малые и средние предприятия объединены в единую группу. Главным критерием для них является число занятых. Оно не должно превышать 200 человек. А вовлечены фирмы и компании этой категории в самые разные сферы деятельности. Хотя, конечно, с определенной долей условности все малые и средние предприятия можно разделить на два типа.

К первому относятся фирмы и компании, занимающиеся различными видами сервиса. Это – ресторанный, гостиничный, торговый бизнес, бизнес, обеспечивающий грузоперевозки, а также занимающийся строительством, ремонтом, клинингом, парикмахерским делом, торговлей и т.п. Кстати, Сингапур – одна из немногих стран мира, где в сфере услуг определены конкретные стандарты. Причем очень жесткие. Они касаются абсолютно всего: стиля обслуживания, инвентаря и инструментов, квалификации персонала, обустройства помещений и т.п. Во многом именно благодаря высочайшему уровню сервиса Сингапур ежегодно посещает 6-8 миллионов туристов. Это очень высокий показатель, ведь население страны не превышает 4,5 миллиона человек.

Ко второму типу предприятий малого и среднего бизнеса относятся фирмы и компании, занимающиеся производством, в том числе с применением современных технологий. Большую позитивную роль в развитии этих предприятий играет, в частности, проводимая государством политика интеграции. Она предполагает объединение таких предприятий в группы и обеспечение их самыми современными технологиями. Идея достаточно проста и эффективна: одному малому или среднему предприятию часто не под силу запустить новое высокотехнологичное производство на должном уровне. А вот группе таких предприятий сделать это значительно проще. Они делят между собой всю производственную цепочку и добиваются в итоге очень хороших результатов, в том числе в области генетики, иммунологии, экологии, биотехнологии, производства комплектующих для электронной промышленности.

В Сингапуре насчитывается около 130 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это – 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Неудивительно, что государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики.

Правительство старается сделать свои предприятия, относящиеся к категории малых и средних, конкурентоспособными на международном уровне, так как в этой стране уверены: неконкурентоспособный предприниматель делает неконкурентоспособным все государство.

Для поддержки малых и средних предприятий в Сингапуре создано единое на всю страну агентство Spring. Оно осуществляет около 100 различных программ помощи предпринимателям. Состоит агентство Spring из пяти управлений. Первое занимается развитием предпринимательского потенциала компаний малого и среднего бизнеса, в том числе брендингом и совершенствованием управления.

Второе – оказанием услуг, необходимых предпринимателям для своей деятельности. Сюда входят консалтинговые, бухгалтерские, мониторинговые и тому подобные услуги.

Сотрудники третьего управления помогают руководителям предприятий с учетом их отраслевой специфики. Четвертое управление агентства сконцентрировано на проблемах качества и стандартизации. Ну, а пятое – на вопросах корпоративного развития, в том числе совершенствования структуры предприятий и подготовки кадров.

Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые только начинают свой бизнес. В Сингапуре разработаны и внедрены в жизнь десятки разнообразных программ льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Это и выдача специальных займов, и страхование кредитов, и распределение субсидий. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 человек.

Кредитно-банковская система Сингапура, ведущую роль в которой играет государство, объединяет около 700 различных по своему статусу и характеру деятельности финансовых организаций, в том числе 122 коммерческих банка (из них 116 – иностранных), 7 финансовых и 146 страховых компаний. При этом Сингапур не имеет государственного внешнего долга. Государственные структуры Сингапура существенно помогают своим малым и средним предприятиям в обучении и подборе кадров. Именно государство покрывает до 90% расходов на обучение и переподготовку кадров, работающих на малых и средних предприятиях. В стране действуют для этого и государственные учебные заведения, и частные. Более того, предприятие может самостоятельно пригласить к себе на фирму нужного для обучения персонала специалиста (в том числе и из-за рубежа), а потом предъявить счет на оплату его услуг государству. Конечно, при этом выбор такого педагога должен быть обоснованным.

В Сингапуре существует и достаточно активно действует общественная организация ASME (Association of Small & Medium Enterprises), объединяющая, как видно из самого названия, представителей малого и среднего бизнеса. ASME ведет переговоры с правительственными структурами, организует для предпринимателей бизнес-клубы, встречи, тренинги. Оказывая помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, государство не забывает и об их контроле. Осуществляется он по двум направлениям. Во-первых, правительственные структуры ежегодно проводят мониторинг этого сектора экономики с тем, чтобы выявить, каким предприятиям необходима модернизация оборудования, каким – обновление компьютерного обеспечения, каким – переподготовка персонала и т.д. Другими словами, специальные комиссии выявляют нужды предпринимателей с целью предоставления в дальнейшем своей помощи.

Во-вторых, представители различных контролирующих органов, конечно же, постоянно следят за соблюдением на предприятиях малого и среднего бизнеса всех необходимых для конкретной отрасли норм и правил. Вообще чиновники Сингапура – это отдельная тема для разговора. Коротко можно лишь констатировать, что подкуп должностного лица любого ранга (в том числе и ведущего контроль за предпринимательской деятельностью) исключен в этой стране практически на 100%. Сингапурским чиновникам категорически запрещено даже посещать рестораны вместе с предпринимателями, а также принимать от них какие-либо подарки.

Сингапур является примером успешного развития так называемых свободных экономических зон, ориентированных на экспорт товаров. Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть территориями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи и других индустриальных систем. Сейчас в Сингапуре организовано более 25 промышленных районов (в том числе в Джуронге, Кранджя, Сунгев Кадуте, Юти Лоян Геи др.), где создано около 3,5 тыс. предприятий с общим числом занятых более 200 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны.

Наиболее крупной промышленной зоной Сингапура является Джуронг, где на территории в 6500 га расположено 1834 предприятия с числом занятых 100 тыс. человек. Преобладающее число предприятий принадлежит иностранным инвесторам, остальные организованы в форме совместных предприятий. Одним из важных преимуществ Джуронга является близость морского промышленного порта, военно-морской базы и хорошо развитые инфраструктурные системы. На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, которая распространена в мире и присутствует в Сингапуре, - оффшорные зоны, которые служат своего рода «налоговыми оазисами», обслуживающими международные финансовые операции. Оффшорные банки Сингапура дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом).

В очередном рейтинге экономической свободы 123 стран мира, опубликованном институтом САТО (США), Сингапур разделил второе место с США. САТО оценивал уровень свободы экономики по 26 показателям, включая количество и уровень налогов, влияние правительства на экономику, независимость судов, уровень защиты интеллектуальной собственности, наличие или отсутствие скрытых таможенных барьеров.

Грамотная политика руководства Сингапура за три десятилетия вывела государство из категории стран третьего мира в лидеры региона. Остров превратился в настоящую «жемчужину» Юго-Восточной Азии, став настоящим «раем» для обычного и инновационного бизнеса.

Налоги Сингапура

С 2008 года в Сингапуре действует одноуровневая система налогообложения компаний, при которой доходы облагаются только на уровне компаний (ранее действовавшая импутационная система налогообложения, при которой из налоговой обязанности компании вычиталась налоговая обязанность акционера, получающего дивиденды, отменена). Дивиденды, полученные учредителями-резидентами Сингапура, полностью освобождаются от налогообложения.

Налогооблагаемый доход компании (доходы за вычетом расходов) облагается по единой ставке 18 процентов (в 2010 году - 17 процентов), вне зависимости является компания местной или иностранной (глава 134 Свода законов Сингапура). Доход сингапурской нерезидентной компании, полученный из иностранных источников, и не переведенный в Сингапур, вообще не подлежит налогообложению подоходным налогом, по этому принципу территориальности налоговая система похожа на системы Гибралтара и Гонконга.

Помимо корпоративного подоходного налога и налога на товары и услуги, сингапурские компании уплачивают налог на имущество, а также гербовые сборы. Налоговое администрирование осуществляется Службой внутренних доходов Сингапура. Налоги на имущество для физических лиц составляют 4 % от стоимости имущества в год. При средней цене квартиры в 1.2 Млн долларов за 90 кв метров в новостройке, в год придется платит 48 000 долларов налога.

Внешняя торговля Сингапура

Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, информационных технологий, фармацевтики. Сингапур - крупнейшая торговая держава региона. Объём внешней торговли (2008) - около 455,3 млрд долл. США. Экспорт - 235,8 млрд долл., в том числе продукция электронной и электротехнической промышленности, потребительские товары, продукты переработки натурального каучука, нефтепродукты. В основном направлялся в Малайзию (12,9 %), Гонконг (10,5 %), Индонезию (9,8 %), Китай (9,7 %), США (8,9 %), Японию (4,8 %), Таиланд (4,1 %) (2007 г.).

Импорт - 219,5 млрд долл.: машины и оборудование, топливо, химические товары, продовольствие. Главные партнёры по импорту: Малайзия (13,1 %), США (12,5 %), Китай (12,1 %), Япония (8,2 %), Тайвань (5,9 %), Индонезия (5,6 %), Южная Корея (4,9 %) (2007).

Транспорт Сингапура

Сингапурский порт принадлежит к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место. Сингапурский морской порт не имеет себе равных не только в странах Юго-Восточной Азии: по размерам судо- и грузооборота он уступает только двум крупнейшим мировым портам: Нью-Йорку и Роттердаму. Порт располагает шестью зонами свободной торговли для экспортно-импортных грузов.

Крупнейший аэропорт в Сингапуре - Международный аэропорт Чанги. Он является главным авиационным хабом в Юго-Восточной Азии. Находится в районе Чанги в 17,2 км от северо-восточного коммерческого центра и занимает пространство в 13 квадратных километров. Аэропорт является хабом для основного перевозчика Сингапура - Сингапурских авиалиний. Авиакомпания является членом Star Alliance.

Сеть общественного транспорта Сингапура очень хорошо развита, охватывая весь остров. Так что ни у местных жителей, ни у туристов не бывает проблем с тем, как добраться в ту или иную часть острова.

Также в Сингапуре есть метро. Метро остается в любой стране самым быстрым и удобным способом передвижения. Оплата за проезд отличается от нашей и зависит от расстояния, как в такси.

Очень хорошо развита сеть такси в Сингапуре. Все машины, отданные под такси, оборудованы кондиционером, а некоторые и телевизором. Такси в городе очень много. По цене они довольно дешевы, так что без проблем и финансовых потерь можно позволить себе передвигаться по Сингапуру исключительно на комфортабельных такси. Но есть небольшие нюансы с зонами платного въезда. При въезде в некоторые районы города на такси берут дополнительную плату. Все, и владельцы собственных авто, платят за то, чтобы въехать в деловой центр, например и так далее. Это общепринятая мировая практика, направленная на то, чтобы снизить транспортную нагрузку в тех или иных чрезмерно загруженных районах, либо оградить тот или иной район от сильных загрязнений воздуха от выхлопов автотранспорта. Еще одной причиной, по которой обычно и взимается плата за въезд куда-либо, может являться причина нехватки парковочных мест.

Существует и такой вид транспорта, как, пришедшие из Китая, велорикши. Для туристов – это веселый и экзотичный способ не только попасть в какую-то точку города, но и совершить неторопливую прогулку.

Источник - http://путешествиярф.рф/
http://ru.wikipedia.org/

В работе описана банковская система Сингапура, на последнем слайде представлена сравнительная характеристика банковских систем России и Сингапура. В архиве также находится речь к презентации. Работа защищена на отлично

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Сингапур является одним из ведущих финансовых центров мира и основным центром распреде-ления финансов в Юго-Восточной Азии. По оценке Международного валютного фонда, регули-рование и надзор за финансовой системой Сингапура являются одними из лучших в мире. Синга-пур занимает 2-е место в мире по уровню развития финансового рынка. Согласно докладу «Гло-бальная конкурентоспособность 2015-2016» Всемирного экономического форума, сильные сто-роны Сингапура заключаются в доступности кредитования (4-е место) и устойчивости банковской системы (4-е место). Долгосрочный рейтинг кредитоспособности Сингапура по шкале Moody"s - «AAA» (прогноз стабильный).
Сингапурская банковская система признается одной из самых стабильных в мире: осенью 2013 года финансовый сектор юрисдикции успешно выдержал стресс-те ст Международного Ва-лютного Фонда, проводимый в рамках программы оценки финансовой стабильности (FSAP), что подтверждает способность юрисдикции противостоять внешним неблагоприятным экономиче-ским факторам

1. Банковская система Сингапура
2. Банковская система
3. Типы банков
4. Правовое регулирование
5. Крупнейшие ключевые Группы Банков в Сингапуре
6. Достоинства сингапурских банков
7. Банковская тайна
8. Накопительное страхование
9. Сравнение банковских систем России и Сингапура
10. Спасибо за внимание

Интернет

Большинство торговых банков с разрешения MAS свои операции преимущественно 2 осуществляют в единицах азиатских валют, конкурируя с коммерческими банками на азиатском долларовом рынке.Финансовые компанииФинансовые компании концентрируют свою деятельность на финансировании в небольших размерах, в том числе кредитуют приобретение в рассрочку автомобилей, товаров длительного пользования, и выдают ссуды для приобретения жилья. Финансовые компании получают лицензии и функционируют в соответствии с Законом о финансовых компаниях. Финансовые компании не имеют права открывать депозитные счета, по которым можно снимать средства по требованию по чекам, векселям или платежному требованию. Им также не разрешается предоставлять необеспеченный кредит на сумму свыше 5 000 сингапурских долларов любому лицу или для осуществления сделки в любой иностранной валюте, золоте или иных драгоценных металлах, или приобретать пакеты акций, деноминированные в иностранной валюте, акции или долговые ценные бумаги. Однако, финансовые компании, владеющие капиталом более 10 млн сингапурских долларов, могут, обращаться с просьбами о разрешении осуществлять операции в иностранных валютах, драгоценных металлах и акциях, деноминированных в иностранных валютах. Такое разрешение выдается при условии, что в любой момент времени совокупная сумма предоставленного кредита в иностранной валюте не превысит 10% капитала финансовой компании.Слайд 4Правовое регулированиеБанковская деятельность в Сингапуре регулируется рядом законов:Законом о Денежно-кредитном управлении Сингапура (англ. Monetary Authority of Singapore Act);Законом о банковской деятельности (англ. Banking Act);Законом о страховании депозитов и защите владельцев полисов (англ. Deposit Insurance and Policy Owners’ Protection Schemes Act).До 1970 года, различные денежно-кредитные функции были распределены между несколькими правительственными ведомствами и учреждениями. Стремительное развитие Сингапура требовало более сложную банковскую и денежно-кредитную системы. В связи с этим возникла необходимость упорядочить функции, что должно было поспособствовать развитию динамичной и последовательной денежно-кредитной политики. Поэтому В 1970 году Парламентом Сингапура был принят Закон о Денежно-кредитном управлении Сингапура (Monetary Authority of Singapore act). С 1 января 1971 года Денежно-кредитное управление начало свою деятельность. Денежно-кредитное управление Сингапура имеет право представлять интересы Сингапура в качестве банкира и финансового агента Правительства СингапураТ.е. банковскую систему в Сингапуре регулирует только ЦБ в лице денежно-кредитного управленияСлайд 5Крупнейшие ключевые Группы Банков в Сингапуре:1. OCBC (представлены в виде OCBC и Bank of Singapore);2. DBS Bank (в виде DBS Bank Limited и POSB Bank);3. UOB (в виде Far Eastern Bank Limited и United Overseas Bank Limited).1. Oversea-Chinese Banking Corp Ltd (OCBC Bank)Для открытия счета в данном банке необходимо лично присутствовать в банке для открытия счета, а также требуется поддерживать минимальный остаток на счету в размере 30 000 долларов США.Банковский бизнес OCBC представлен: OCBC Bank, Bank OCBC NISP, OCBC Wing Hang China, OCBC Al-Amin, and Bank of Singapore и имеет стратегические доли в других финансовых компаниях, работающих под независимыми брендами: Страхование: Great Eastern; Управление активами: Lion Global Investors; Брокерские услуги: OCBC Securities and OCBC Sekuritas.OCBC Bank - это самый старый из существующих сингапурских банков, образованный в 1932 году в результате слияния трех местных банков. Сейчас это вторая по величине группа, предоставляющая финансовые услуги в Юго-Восточной Азии по активам с самым высоким в мире рейтингом «Aa1» от Moody"s. Признан за свою финансовую устойчивость и стабильность. OCBC Bank входит в число 50 самых безопасных банков мира и был назван лучшим банком в Сингапуре и Азиатско- Тихоокеанском регионе. Основными рынками OCBC Bank являются Сингапур, Малайзия, Индонезия и Китай. Имеет более 610 филиалов и представительств в 18 странах и регионах, включая Австралию, Великобританию, Дубай и страны Восточной Азии. В Индонезии представлено более 340 филиалов и отделений дочерним банком OCBC NISP, а в Китае, включая Гонконг и Макао - более 100 отделений и офисов под брендом OCBC Wing Hang.2. DBS BankСингапурский банк DBS Bank считается ведущей финансовой группой в Азии и работает в 17 странах. На сегодняшний день DBS Bank - крупнейший банк Юго- Восточной Азии по величине капитала. Он обслуживает свыше 4 миллионов клиентов, а штат сотрудников насчитывает 19 тысяч человек из представителей более 30 национальностей. Региональная сеть банка насчитывает более 250 ветвей и более 1000 банкоматов в 50 городах. При этом в течение нескольких лет журнал Global Finance присваивал DBS звание самого надежного азиатского банка. Название банка DBS расшифровывается как «The Development Bank of Singapore» (Банк Развития Сингапура). Именно в этом качестве он был основан правительством Сингапура в 1968 году для поддержки развития экономики страны. Основные географические районы деятельности банка - Сингапур и Гонконг, далее идут Китай, Тайвань, Индия и Индонезия.Является многонациональной банковской организацией со штаб-квартирой в Сингапуре, филиалы которой расположены в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Основанный в 1935 году как United Chinese Bank (UCB) бизнесменом из Саравака (нынешний штат Малайзии) Ви Кхэнг Чиангом вместе с группой бизнесменов, родом из Китая. Банк является третьим по величине банком в Юго-Восточной Азии по совокупным активам. 5 UOB предоставляет коммерческие и корпоративные банковские услуги, личные финансовые услуги, частные банковские услуги, услуги по управлению активами, а также корпоративные финансы, венчурные, инвестиционные и страховые услуги. Банк обладает 68 отделениями в Сингапуре и сетью из 500 офисов в 19 странах и территориях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Западной Европе и Северной Америке. Большинство операций сосредоточены в основном в таких странах Юго-Восточной Азии, как Бруней, Малайзия, Индонезия, Мьянма, Филиппины, Таиланд и Вьетнам. Наибольшая концентрация отделений банков наблюдается в Таиланде и Индонезии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Инженерно-экономический институт

Кафедра " Мировая и региональная экономика "

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Анализ денежно-кредитной системы Сингапура

по дисциплине "Деньги, кредит, банки"

Выполнил студент Ларина С.К.

Руководитель Скрипнюк Д.Ф.

Санкт-Петербург

Содержание

  • Введение
  • 1.1.1 Неоклассическая школа
  • 2.3 Небанковский сектор и кредитно-финансовые институты
  • 2.4 Золотовалютные резервы страны
  • 2.5 Эмиссия денег
  • 3. Анализ влияния денежно-кредитной политики на экономическое развитие Сингапура
  • 3.1 Макроэкономический обзор
  • 3.2 Внешняя торговля и движение капитала
  • 3.3 Государственный долг
  • 3.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их влияние на экономику
  • 3.3.1 Процентные ставки
  • 3.3.2 Валютные интервенции
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Стабильная денежно-кредитная система является основой нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом. Центральное место как в денежно-кредитной системе, так и в рыночной экономике в целом занимают деньги. Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов, цен, на выпуск продукции.

Темой данного курсового проекта является анализ денежно-кредитной системы Сингапура. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием экономики страны. Сингапур входит в число быстро развивающихся стран юго-восточной. Эта страна обладает превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью и правовой системой мирового уровня. Сингапур является одним из крупнейших азиатских финансовых центров, не уступая Токио и Гонконгу. Анализ денежно-кредитной политики позволит выяснить, как государство регулирует растущую экономику Сингапура и какие инструменты для этого использует.

Целью курсового проекта является анализ влияния денежно-кредитной политики на экономическое развитие Сингапура.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих теоретических и практических задач, предопределивших логику и структуру исследования:

изучить теоретические концепции денежно-кредитной политики

рассмотреть функции центрального банка Сингапура

рассмотреть банковскую и не банковскую системы страны

проанализировать золотовалютные резервы страны и денежные агрегаты

сделать обзор макроэкономических показателей

рассмотреть показатели внешней торговли и движение капитала

рассмотреть объем и структуру государственного долга

проанализировать инструменты денежно-кредитной политики Синагпура

Объектом исследования является экономика Сингапура. Предмет исследования - влияние инструментов денежно-кредитной политики страны на ее экономическое развитие.

Данный проект состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы. Первая часть посвящена теоретическим основам денежно-кредитных систем. Вторая часть содержит анализ структуры денежно-кредитной системы Сингапура. В третьей части были сделаны попытки проанализировать влияние денежно-кредитной политики страны на ее экономическое развитие.

Теоретической основой исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области денежных, кредитных и банковских систем. Также при написании работы для наиболее полного, четкого анализа была использована учебная литература, экономические словари, газетные и журнальные статьи, статистические сборники последних лет, интернет-ресурсы, освещающие данную тему, учтенные в списке литературы в конце курсовой работы.

Исследование проводились с использованием общенаучных методов познания: абстракции, индукции, дедукции, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Эти методы позволили наиболее полно, доступно и понятно раскрыть тему данного курсового проекта.

Объем курсового проекта составил ______ страниц.

1. Теоретические основы денежно-кредитной системы

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики в теориях различных школ

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) - это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

1.1.1 Неоклассическая школа

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т.е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер. В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера

MV = PQ,

где М - количество денег в обращении. V - скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q - уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги - один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента - спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.

Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.

Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального банка и постоянно в краткосрочном периоде.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т.е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.

1.1.3 Монетаристская количественная теория денег

Послевоенный период вплоть до конца 1960-х - начала 1970-х гг. Отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 1960-1970-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 1970-е гг.

Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 1970-х - начала 1980-х гг.

Недооценка роли денег, и денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение количества денег в обращении в конце 20-х гг. Существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного

делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен. Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.

Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.

Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

В 1970-е - начале 1980-х гг. практическое применение монетаристских рецептов позволило выработать довольно эффективные меры борьбы с инфляцией. В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменения финансовых институтов и переход к новому качеству экономического роста в 80-е гг. значительно снизили актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря научным достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с утверждением "деньги не имеют значения".

Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные точки зрения по вопросам теории и практики функционирования современной смешанной экономики.

1.2 Денежно-кредитные системы ведущих стран мира

В данном пункте будут рассмотрены денежно-кредитные системы ведущих экономик мира: США, Германии, Японии и Китая.

1.2.1 Денежно-кредитная система США

В течение последнего столетия американская экономика явила собой пример наиболее успешного и удачного экономического развития после экономической катастрофы (30-е годы, Великая депрессия в США), став в конце века самой процветающей страной, переживающей пик своего развития. Но, даже являясь одной из самых совершенных экономических систем в мире, монетарная система США не смогла бы обходиться без финансового института, ответственного за управление этой системой. Таким институтом, способным обеспечить финансовое здоровье банковской и денежной системы США, явилась Федеральная резервная система США (ФРС). ФРС по своей сути эквивалентна центральным эмиссионным банкам других стран

Составной частью денежной системы США является национальная валютная система. В США установлена десятичная система деления 1: 10: 100 (1 доллар США равен 100 центам). В обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл.; казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. Право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе, а мелкокугаорных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству.

В США с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. С 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.

Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика США явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до 13% в год. В связи с этим в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте". В нем указывались цели денежно-кредитной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.

Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются предварительные оценки указанных величин на следующий год.

Данная политика преследует три основные цели: во-первых, ограничение роста цен. Во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями центрального банка. В-третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.

Монетарная политика в классическом понимании имела место в США только в период между октябрем 1979 и октябрем 1982 г. Комитет по операциям на открытом рынке ФРС объявил об изменениях в монетарной политике, обусловленных возможностью нарастания инфляции и неуверенностью в эффективности установления плановых уровней процентных ставок. Было прекращено использование межбанковской процентной ставки в качестве тактической цели, а новой промежуточной целью стал темп роста узкого денежного агрегата M1 (включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования в коммерческих банках).

1.2.2 Денежно-кредитная система Германии

До мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. кредитная система Республики Германии в целом не регулировалась законодательством. Первый закон о кредитной системе (1 января 1935 г.) был порождением этого кризиса. Обострение противоречий капитализма вызвало необходимость вмешательства государства. Закон о кредитной системе впоследствии много раз дополнялся различными постановлениями, что сделало его в правовом отношении весьма неясным. Новый же закон о кредитной системе был принят лишь в 1961 г.

В настоящее время в Германии средством платежа является ЕВРО, которая была введена в обращение с 1 января 2002 года.

Центральный банк Германии - Бундесбанк. Он является государственным юридическим лицом, которое непосредственно зависит от федерации. Тем не менее, Бундесбанк не принадлежал к органу власти федерации. Он не подчиняется ни правительству, ни парламенту, а только закону о Бундесбанке. Полномочия Бундесбанка и правительства четко разграниченные: Бундесбанк отвечает за монетарную политику, а правительство - за фискальную. Годовой отчет Бундесбанка публикуется, но не подается ни правительству, ни парламенту. В его управлении принимают участие 9 земельных банков. Представители земельных банков однозначно и монопольно руководят функциями Бундесбанка.

Совет центральных банков является высочайшим органом, который определяет валютно-кредитную политику, общие направления операций и деятельности правления банка. В состав Совета входят правления: исполнительный орган и президенты земельных банков, которых назначают правительства земель. Правление (Совет директоров) отвечает за реализацию денежно-кредитной политики через соответствующие монетарные инструменты, организацию управления деятельностью банка, другие полномочия, которые вытекают из функций банка. Членами правления являются президент, вице-президент и восемь членов правления, которых назначает на эту должность президент ФРГ сроком на восемь лет по представлению федерального правительства. Немецкая модель центрального банка является базовой в странах Центральной Европы.

Важнейшими функциями Бундесбанка являются: эмиссия банкнот, с золотом и девизами, кассовое выполнение бюджета, кредитование государства и международных организаций, учетная политика, регулирование банковских резервов и денежной массы и т.п.

Следующее звено в кредитной системе ФРГ - коммерческие банки. Наибольшие из них - Дойчебанк, Коммерцбанк, Дрезднер банк, Гроссбанки, филиалы иностранных банков, частные банкиры, региональные банки.

Немецкая модель базируется на основе норм минимального резервирования, усреднения этих норм и редких операций на открытом рынке с целью сглаживания колебаний ликвидности в банковской системе и стабилизации процентных ставок. Особенностьюn немецкой банковской системы является универсальность банковских учреждений независимо от размеров банков, различия в правовых формах и отношениях собственности. Каждая из них выполняет для своих клиентов все возможные банковские операции.

1.2.3 Денежно-кредитная система Японии

В 1995 г. в Японии действовало около 6200 коммерческих финансово-кредитных организаций. Банковский бизнес возведен вЯпонии в ранг первейшей государственной важности. За послевоенный период в Японии не было отмечено ни одного случая банкротства или банкротства банка, как результат политики государства в области банковского контроля и надзора, а также поддержки слабых банков. Следует подчеркнуть, что получить государственную лицензию на право осуществления банковских операций в Японии крайне сложно. Тем не менее дефицита банков в стране нет.

В настоящее время денежная единица Японии - иена - содержит 100 ен, а одна сена - 10 рин. Почти 40 лет (с 1963 г.) Япония обходилась банкнотами всего трех достоинств - 1000,5000 и 10 000 иен. Более мелкие номиналы - 500, 100, 50,5 и 1 - это монеты.

сингапур денежный кредитный политика

Денежно-кредитная система Японии двухуровневая и состоит из Центрального банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов. На первом уровне денежно-кредитной системы находится Центральный банк Японии. Ему принадлежит исключительное право эмиссии банкнот, он осуществляет денежно-кредитную политику, регулирование экономики и кассовое обслуживание государственной казны. На втором уровне денежно-кредитной системы находятся банковские и небанковские кредитно-финансовые институты.

Коммерческие банки в Японии делятся на городские и региональные банки. Их операции законодательно регламентируются. Коммерческий банк должен быть организован в форме акционерного общества и иметь уставной капитал не менее 1 млрд. иен. Коммерческий банк не имеет права на деятельность без специальной лицензии Министерства финансов. Для получения такой лицензии учредители обеспечить соответствие капитала, активов и пассивов банка установленным нормативам, иметь необходимый опыт и знания.

Особенности денежно-кредитной системы Японии:

Высокая степень концентрации и централизации капитала.

Жесткая регламентация банковской деятельности.

Специализация банковских институтов на определенных видах деятельности.

Суть денежно-кредитной политики Банка Японии в настоящее время состоит не в предотвращении инфляции, а в преодолении отрицательных для экономики последствий дефляции - торможения потребительского и инвестиционного спроса. Для этого необходимо не сокращать, а увеличивать количество денег в обращении. Количество денег в обращении растет более высокими темпами, чем ВВП, но эти деньги оседают в сбережениях и используются для кредитной поддержки экономики.

2. Анализ структуры денежно-кредитной системы Сингапура

2.1 Центральный банк и его функции

Денежно-кредитное управление (Monetary Authority of Singapore) является центральным банком Сингапура.

До 1970 года, различные денежно-кредитные функции были распределены между несколькими правительственными ведомствами и учреждениями. Стремительное развитие Сингапура требовало более сложную банковскую и денежно-кредитную системы. В связи с этим возникла необходимость упорядочить функции, что должно было поспособствовать развитию динамичной и последовательной денежно-кредитной политики. Поэтому В 1970 году Парламентом Сингапура был принят Закон о Денежно-кредитном управлении Сингапура (Monetary Authority of Singapore act). С 1 января 1971 года Денежно-кредитное управление начало свою деятельность.

Денежно-кредитное управление Сингапура имеет право представлять интересы Сингапура в качестве банкира и финансового агента Правительства Сингапура. На Управление возложены функции по поддержанию финансовой стабильности, кредитного и валютного регулирования в стране, способствующие развитию экономики страны. В апреле 1977 года Правительством Сингапура на Денежно-кредитное управление возложены обязанности по регулированию страховой деятельности в стране. Обязанности по регулированию рынка ценных бумаг были возложены на Управление в сентябре 1984 году Законом о рынке ценных бумаг (Securities Industry Act). После слияния 1 октября 2002 года Денежно-кредитного управления Сингапура с Советом председателей по денежному обращению (Board of Commissioners of Currency) на Управление были возложены функции по выпуску сингапурских долларов.

В настоящее время председателем Денежно-кредитного управления Сингапура является Тарман Шанмугаратнам, а управляющим - Рави Менон. Миссия Управления заключается в содействии устойчивому неинфляционному экономическому росту, а также развитие Сингапура как прогрессивного финансового центра.

Основные функции Денежно-кредитного управления Сингапура:

1) осуществлять деятельность как центральный банк Сингапура, включая осуществление денежно-кредитной политики, эмиссию денежных знаков, надзор за платежными системами и обслуживание Правительства Сингапура в качестве банкира и финансового агента

2) осуществление надзора за финансовыми услугами и мониторинг финансовой стабильности

3) управление валютными резервами Сингапура

4) развивать Сингапур как международный финансовый центр.

2.2 Банковская система страны

Сингапур является одним из ведущих финансовых центров мира и главным распределительным узлом финансов в Юго-Восточной Азии. Неудивительно поэтому, что страна создала одну из самых передовых банковских систем мира, насчитывающую, примерно, 700 местных и иностранных банковских и финансовых учреждений, оказывающих услуги начиная от потребительского банковского обслуживания и управлением активами и кончая биржевыми, банковскими инвестиционными и специализированными стразовыми услугами. На конец 2010 г. внутренний банковский сектор Сингапура, по оценкам Денежно-кредитного управления, насчитывал активов/пассивов на сумму 764 млрд. сингапурских долларов. Ведущими банками Сингапура являются АБН АМРО, Ситибанк, ДБС, ЭйчЭсБиСи, ОуЭсБиСи, Стандард Чартерд и ЮОБ.

Банковская деятельность в Сингапуре регулируется рядом законов:

Законом о Денежно-кредитном управлении Сингапура (Monetary Authority of Singapore Act);

Законом о банковской деятельности (Banking Act);

Законом о страховании депозитов и защите владельцев полисов (Deposit Insurance and Policy Owners" Protection Schemes Act).

В Сингапуре существует система страхования банковских депозитов. В 2005 году вступил в силу Закон о страховании депозитов (Deposit Insurance Act). В 2006 году на основании Закона о компаниях была создана Сингапурская корпорация по страхованию депозитов и запущена система страхования вкладов. Вступивший в силу в 2011 году Закон о страховании депозитов и защите владельцев полисов предусматривает следующие основные изменения в системе страхования вкладов:

а) размер страхового возмещения был увеличен с 20 тыс. сингапурских долларов до 50 тыс.;

б) система страхования была распространена на счета юридических лиц в пределах 50 тыс. сингапурских долларов на один счёт;

в) установлен целевой размер фонда страхования депозитов в размере 0,3 % от суммы страхуемых депозитов.

В настоящее время стране насчитывается 121 коммерческий банк (по состоянию на 2010 год), в том числе местных - 7, иностранных - 114. Деятельность коммерческих банков в Сингапуре лицензируется и подчиняется Закону о банковской деятельности. Коммерческие банки могут заниматься всеми возможными видами банковской деятельности. Помимо оказания коммерческих банковских услуг, в том числе приема депозитов, чековых расчетов и кредитования, банки могут также заниматься любым иным видом банковского бизнеса, который регулируется или разрешается Денежно-кредитным управлением, включая консультационные услуги в сфере финансов, брокерские услуги в сфере страхования и услуги по размещению капитала на рынке (раздел 30 Закона о банковской деятельности устанавливает все возможные виды банковской деятельности). Коммерческие банки и их представители не обязательно должны отдельно лицензироваться для осуществления такой деятельности, но обязаны соблюдать требования кодекса поведения при осуществлении хозяйственной деятельности, предписываемого в Законе о финансовых консультантах (IA) и Законе о ценных бумагах и фьючерсах (SFA), соответственно. В июле 2001 г. Закон о банковской деятельности был изменен, запретив банкам заниматься нефинансовой деятельностью. Банкам предоставили три года, до июля 2004 г., на завершение своей нефинансовой деятельности. В августе 2003 г. этот льготный период был продлен еще на 2 года до июля 2006 г. для тех банков, которые обратились к Денежно-кредитному управлению с просьбой о продлении. Коммерческие банки Сингапура работают как банки, предоставляющие полный набор услуг, оптовые банки или оффшорные банки. Банки, предоставляющие полный набор услуг, могут оказывать все услуги, предусмотренные Законом о банковской деятельности. В настоящее время в Сингапуре существуют 28 таких банков. Пять из них имеют местную регистрацию и принадлежат 3 отечественным банковским группам, а остальные 23 банка являются филиалами банков, зарегистрированных за рубежом. Шесть из этих 23 филиалов иностранных банков получили привилегию реализовывать полный набор банковских услуг. Иностранные банки, предоставляющие полный набор услуг и пользующиеся указанной привилегией, могут иметь лишь 15 отделений и/или отдельных от их офисов банкоматов, из которых максимум 10 могут быть отделениями филиалов. Эти банки могут использовать банкоматы совместно между собой и свободно менять местонахождение своих отделений. С 1 июля 2002 г. имеющие привилегии банки получили разрешение оказывать дебетовые услуги по сети EFTPOS (электронные перечисления средств), предлагать Дополнительный пакет пенсионного обеспечения, использовать инвестиционные счета (CPF Investment Scheme accounts) и принимать срочные депозиты в рамках инвестиционной схемы и схемы с минимальной суммой депозита.

Оптовые банки могут заниматься такой же банковской деятельностью, что и банки, предоставляющие полный набор услуг за исключением того, что они не имеют права оказывать розничные банковские услуги с сингапурским долларом. Они функционируют в соответствии с изданными Денежно-кредитным управлением рекомендациями по работе оптовых банков. В Сингапуре имеются 37 оптовых банков, и все они являются филиалами иностранных банков.

Оффшорные банки имеют право заниматься такими же видами деятельности, что и банки, оказывающие полный набор услуг, и оптовые банки при осуществлении деятельности с азиатскими валютами, выраженными в единицах азиатских валют (ACU). Единицы азиатских валют - это бухгалтерская единица, используемая банками для учета всех своих операций в иностранных валютах, осуществленных на азиатском долларовом рынке. Операции банков в сингапурских долларах учитываются отдельно во внутренних банковских единицах (DBU). Объем операций, осуществленных во внутренних банковских единицах оффшорными банками, несколько более ограничен в части сделок с резидентами по сравнению с оптовыми банками. Оффшорные банки функционируют в соответствии с изданными Денежно-кредитным управлением рекомендациями для оффшорных банков. В рамках программы либерализации деятельности банков оффшорным банкам была предоставлена большая свобода действий при осуществлении оптовых операций с сингапурским долларом. Лимит выдачи ссуд в сингапурских долларах для оффшорных банков был увеличен до 500 млн. Теперь эти банки могут осуществлять операции "своп" в сингапурских долларах применительно к поступлениям от выпуска сингапурских долларовых облигаций, которыми такие банки управляют или выпускают. Всего в Сингапуре функционируют 48 оффшорных банков, и все они являются филиалами иностранных банков.