Тю мен ская об ласть. Регионы России: Тюменская область

Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия. В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государств и права - рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

1. Понятие, предмет и метод правоведения.

2. Государство и право. Их роль в жизни общества.

3. Форма государства: понятие и элементы

4. Норма права и нормативно-правовые акты.

5. Формы (источники) права.

6. Основные правовые системы современности.

7. Система российского права.

8. Отрасли права.

9. Международное право как особая система права.

10. Правонарушение и юридическая ответственность.

11. Законность, правопорядок и правовое государство.

1. Понятие, предмет и метод правоведения.

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократи­ческом правовом государстве. Одним из основных прин­ципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студен тов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, даст студентам необходимый минимум знаний.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности.

Цель курса состоит в овладении курсантами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Правоведение - это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и ос новные отрасли российского права.

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

И право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права .

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства .

Государство - это особая организация политической власти , которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов , законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

Форма правления

По форме правления различают монархию и республику .

При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

Признаками монархической формы правления являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства , юридическая ответственность главы государства по закону.

В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско-националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.

В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права*

*См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ИПП. «Отечество», 1993. С. 56 и далее.

Наличие и действие законодательства еще не свидетельствует о существовании в обществе правовой государственности. Российское государство имеет цель стать правовым. Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Признаки правового государства в условиях демократии рассматриваются в юридической литературе по-разному. Так, С.С. Алексеев относит к ним: выполнение законодательных и контрольных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека *

В.А. Четвернин противопоставляет понятие «правовое государство» и «государство законности », считая, что господство закона не может не ограничивать субъективных прав * .

* См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. - М.: Изд. Дело, 1997. С. 97-98.* См.: Основы права Российской Федерации./ Под ред.В.И. Зуева. - М.:МИПП, 1997. С. 35.

Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.

Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Отметим тот факт - что в современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им)

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности , следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Отметим, что теоретической предпосылкой ϶ᴛᴏму являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. При этом для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством . Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Стоит заметить, что он будет философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно ϶ᴛᴏму подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот) Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать , а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Стоит заметить, что он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Исключая выше сказанное, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Модели соотношения государства и права

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

  1. единство;
  2. различие;
  3. взаимодействие.

Единство

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все ϲʙᴏйственное государству ϲʙᴏйственно и праву, и наоборот. Стоит заметить, что они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них ϲʙᴏя жизнь, ϲʙᴏи цели, задачи, методы.

Взаимодействие

Различия вытекают уже из определений данных понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, кᴏᴛᴏᴩая будет формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы ϲʙᴏбоды и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, кᴏᴛᴏᴩые закреплены государством в официальных источниках и исполнение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Стоит заметить, что они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к разным сферам общественной жизни. Стоит заметить, что они (каждое по-ϲʙᴏему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. По϶ᴛᴏму можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Стоит заметить, что они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как ϶ᴛᴏ всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для ϲʙᴏего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права пробудет:

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства пробудет в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Отметим, что тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со ϲʙᴏими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, будет язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, по϶ᴛᴏму оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или оϲʙᴏбодиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

Отметим тот факт - что в современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При ϶ᴛᴏм наблюдается следующая закономерность: чем точнее право демонстрирует объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в ϶ᴛᴏм случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать ϲʙᴏбодно, а значит, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует историческому предназначению.

Непреходящим общим началом любого правового государства будет ею связанность правом. В ϲʙᴏих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие ϲʙᴏбоды, условие обеспечения правовой справедливости, при кᴏᴛᴏᴩом возможно право, — государственное устройство, отвечающее ϲʙᴏему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью кᴏᴛᴏᴩой будет право. С позиций современного анализа ϶ᴛᴏ означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать ϲʙᴏбодно.

Исходя из ϶ᴛᴏй позиции, некᴏᴛᴏᴩые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — ϶ᴛᴏ признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре ϶ᴛᴏй связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его ϲʙᴏбоду. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее ϲʙᴏбоды. В случае если ценность права и обусловлена связью с государством, то ϶ᴛᴏ имеет место исключительно в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Территория - 1464,2 тыс. км²

Протяженность с севера на юг - 2100 км, с запада на восток - 1400 км

Омывается водами Карского моря

Граничит с Казахстаном, Республикой Коми, Красноярским краем, Свердловской, Курганской, Омской, Томской, Архангельской областями

Плотность населения - 2,5 чел. на 1 кв.км

Административный центр - г. Тюмень

Расстояние от Тюмени до Москвы - 2144 км

Располагаясь в центре Евразии, на западе азиатской части России, Тюменская область простирается от степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана и занимает большую часть Западно-Сибирской равнины. По размерам территории область уступает лишь двум субъектам Российской Федерации - Республике Саха (Якутии) и Красноярскому краю.

Благоприятное экономико-географическое положение региона определяется близостью к экономически развитым районам европейской части страны, прежде всего к Уралу, обеспеченностью разнообразными природными ресурсами. Эти факторы, наряду с политической стабильностью, составляют инвестиционную привлекательность области, являются условиями экономического развития региона.

Экономический потенциал Тюменской области подтверждается абсолютной величиной вклада в формирование валового внутреннего продукта Российской Федерации. По объему валового регионального продукта в расчете на душу населения область (с учетом входящих в нее автономных округов) занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации.

Тюменской областью совместно с Ханты-Мансийским — Югрой и Ямало-Ненецким автономными округами принята и реализуется государственная программа «Сотрудничество», которая направлена на сохранение общественно-политической стабильности, создание более качественных условий жизни населения и активное социально-экономическое развитие территорий.

Административно-территориальное деление

На начало 2016 года в состав Тюменской области входят два равноправных субъекта Российской Федерации: Ханты-Мансийский — Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа, 29 городов (из них 6 с населением свыше 100 тыс. человек, в том числе г.Тюмень с населением 720,6 тыс. человек), 38 районов, 28 поселков городского типа, 1479 сельских населенных пунктов.

Природные ресурсы

Область располагает заметными в мировом масштабе ресурсами углеводородного сырья, в ее недрах сосредоточена основная часть разведанных запасов нефти и газа России. К уникальным нефтяным месторождениям относятся Самотлорское, Приобское, Федоровское, Мамонтовское и др., газовым и газоконденсатным — Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское и др. По оценкам специалистов богатые углеводородные зоны находятся на полуострове Гыдан и в Карском шельфе зоны Ямала. Ведется активное освоение Уватской группы месторождений в южной части области.

На территории области производится добыча торфа, сапропеля, кварцевых песков, кирпичных и керамзитовых глин, известняков, строительного камня и других полезных ископаемых.

Область богата запасами пресной воды. Имеются значительные ресурсы минеральных вод. В подземных водах содержится более половины российских запасов йода и брома.

Область располагает значительными лесными ресурсами, а также ресурсами животного мира.

Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики
по Тюменской области