Как считаются пени по усн. Авансовые платежи по УСН: расчет, сроки уплаты, КБК

Пеня представляет собой разновидность санкций, предусмотренных за наличие просрочки по уплате налога или же за то, что уплата произведена не в полном объеме. Кроме того, она полагается в том случае, если в декларации допущены ошибки, которые привели к уменьшению размера налога и образованию задолженности перед бюджетом.

Ее начисление происходит в соответствии с порядком, устанавливаемым 75-й статьей Налогового кодекса : со дня, идущего непосредственно за крайним днем для уплаты налога .

Порядок начисления

Расчет пени происходит путем перемножения суммы неуплаченного авансового платежа на число дней просрочки и 1/300 часть ставки рефинансирования , действительной в период просрочки. Начисление происходит за каждый просроченный день, включая праздничные и выходные.

Помимо пени, существует также понятие штрафа , который полагается за то, что декларация не была предоставлена в требуемый срок. Размер штрафа составляет 1/20 от суммы неперечисленного налога, но менее 1000 рублей.

КБК и размеры

Пеня по доходам уплачивается по КБК 182 1 05 01011 01 2100 110 . Данный КБК используется с 2015 года. В случае, если налогоплательщиком в качестве объекта выбраны не доходы, а доходы за вычетом расходов, то используемый при уплате пени код будет следующим: 182 1 05 01021 01 2100 110 .

На 2018 год предусмотрен единый КБК, используемый для уплаты УСН как в том случае, если в качестве объекта выступают доходы за вычетом расходов, так и при уплате . Этот код имеет следующий вид: 182 1 05 01021 01 1000 110 .

При осуществлении расчетов по данным налогам не предусмотрено использование действовавших ранее КБК.

За авансовые платежи

Начисление инспекторами пени может осуществляться исключительно с тех авансовых платежей , размер которых составляет не более минимального налога. Эта норма указана в Письме Минфина, датированном 24 февраля 2015 года.

При наличии просрочки по авансовым платежам начисление пени происходит исходя из 1/300 ставки ЦБ за каждые сутки, следующие за днем, когда средства должны были быть уплачены в госбюджет. Однако в том случае, если величина налога по итогам года не дотягивает до авансов, то налоговые служащие имеют право выполнить расчет пени исключительно с тех авансов, которые не превышают годовую сумму.

Правда, на практике ряд предприятий, избравших для себя упрощенную систему налогообложения, уплачивают не обычный, а минимальный налог в размере 1% от полученных доходов. В таком случае не совсем понятно, как может быть рассчитана пеня, если размер минимального налога оказывается меньше.

В вышеупомянутом Письме Минфина говорится, что подсчет пеней возможен только с авансов, которые не превышают по своему размеру минимальный налог. К примеру, если фактически по результатам каждого отчетного периода полагается уплата 50 000 руб., а размер минимального налога составляет 10 000 рублей, то именно с последней суммы и будет подсчитана пеня.

За несданную декларацию

За каждый просроченный месяц в связи с несданной предполагается начисление штрафных санкций в 5% размере. При его расчете за основу берется сумма годового упрощенного налога . Минимальный порог штрафа, как для индивидуальных предпринимателей, так и для предприятий, равен 1000 рублей.

На штраф в таком размере можно надеяться при нулевой отчетности. Если же задержка подачи декларации превысила полугодовой срок, то налоговики вправе применить и максимальный штраф, составляющий 30% от налоговой суммы.

Выписка налогового штрафа производится после того, как была произведена декларации. При этом по ее итогам возможно доначисление упрощенного налога, который потребуется уплатить. Соответственно, штраф будет рассчитываться исходя из подсчитанных инспектором сумм.

Следует учитывать, что избежать штрафа, не сдав декларацию и надеясь на то, что не будет произведена «камералка», не получится. По истечении 10-ти дневного срока с того момента, как прошел «дедлайн» для подачи декларации (для индивидуальных предпринимателей - 4 мая, а для физлиц - 31 марта), сотрудниками инспекции будет произведена блокировка всех счетов.

В таком случае у плательщика просто не останется иного варианта, кроме как подать декларацию. Кроме налоговой ответственности, задержка с предъявлением отчетности может обернуться еще и административной. Судебный орган на основании заявления налоговой службы может наложить на предпринимателя, управляющего или главного бухгалтера штраф в размере 300-500 рублей.

За нулевую декларацию

Обязанностью любой организации, даже при условии, что деятельность не ведется, является ежеквартальное предоставление в налоговые органы отчетности . Законодательством предусмотрены санкции в отношении тех, кто не подает отчет своевременно. Так, если срок опоздания не превышает 180 дней, то взимается 5% штраф за каждый просроченный месяц от суммы, которая должна была быть уплачена в виде налога.

Нулевая декларация также не является поводом для освобождения от штрафных санкций. В данном случае штраф взимается в минимальном размере, который, согласно 119-й статье Налогового кодекса , равен 100 рублям.

В том случае, если допущена просрочка, превышающая 180-ти дневный срок, то законодательство предусматривает уже более серьезный штраф, равный 30% от налоговой суммы и еще по 10% за каждый просроченный месяц, следующий после 181-го дня.

Причем, для подобных ситуаций минимальная сумма штрафа не регламентируется, так что при предъявлении нулевой декларации в 180-ти дневный срок штраф накладываться не должен.

Когда и куда платить

Штрафы и пени выставляет сама налоговая служба. Осуществлять уплату платежей самостоятельно не следует, поскольку они могут быть причислены к категории невыясненных.

При этом ФНС, несмотря на наличие права взыскивать пени и штрафы, вполне может этого и не делать. В большинстве случаев, особенно при первых и несущественных нарушениях, налоговая служба не прибегает к штрафным санкциям. Поэтому оплачивать пени и штрафы имеет смысл только после того, как они уже назначены.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете

В бухгалтерском учете пени и штрафы следует отражать на счете 99. Что касается налогового учета, то сумма штрафов и пени, которые были начислены, не сказывается на расчете налога на прибыль.

В налоговом законодательстве понятия пени и штрафа четко разграничены. Под пеней понимают некую денежную сумму, которая должна быть перечислена в бюджет компанией, не выполнившей вовремя свои обязательства, касающиеся уплаты налога.

Штрафом называют разновидность налоговой санкции, подлежащей взысканию с предприятия, допустившего правонарушение налогового характера.

Для целей бухучета возможно объединение пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов за налоговые правонарушения в общую категорию учетных объектов, называемых налоговыми санкциями.

Данный подход не идет вразрез с задачами бухучета, касающимися обеспечения полных и достоверных данных относительно функционирования предприятия, равно как и с ключевыми принципами его ведения, то есть рациональностью и прерогативой содержания перед формой.

Средства, начисленные в виде налоговых санкций, не участвуют в формировании условного расхода по налогу на прибыль. Поэтому в бухучете данные средства отражаются на счете 99 «Прибыль и убытки», который корреспондируется также с и счетами, предназначенными для записи расчетов по налогам со сборами и по соцстрахованию с соцобеспечением соответственно.

Чтобы обеспечить аналитический учет налоговых санкций к 68-му и 69-му счетам, рекомендуется открытие субсчетов, имеющих отношение к налогам, в связи с которыми возникли санкции.

Калькулятор для расчета

Пени назначаются и рассчитываются органами налоговой службы, однако каждому проштрафившемуся хотелось бы заранее знать, какого размера будут насчитанные штрафные санкции. Сделать это можно, опираясь на цифры, указанные в нормативно-правовых документах, однако для этого требуется постоянно следить за изменениями в законодательстве.

Пени с 1-го по 30-й день будут, как и ранее, рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, после их размер будет увеличен вдвое и составит 1/150 от суммы.

Учитывая эти нюансы, можно воспользоваться более простым методом - калькулятором для расчета. Это удобный онлайн-инструмент, позволяющий при наличии исходных данных моментально получить информацию о сумме пеней и штрафов, которые будут выставлены ФНС.

Все, что для этого требуется — ввести в специальную форму дату, до которой должен был быть уплачен налог, дату, когда он в действительности был уплачен (или подана декларация), а также сумму налога.

Новый расчет пени от авансов по УСН представлен на данном видео.

"Упрощенцы" с некоторых пор избавлены от необходимости представлять в налоговый орган декларацию по единому налогу по итогам отчетных периодов. Однако от уплаты авансовых платежей на УСН их никто не освобождал, и за их несвоевременную уплату начисляются пени. В то же время в том случае, если по итогам года сумма авансовых платежей превышает годовую сумму налога (в том числе и минимального), пени должны быть пересчитаны. Разумеется, инспекторы производят все расчеты с помощью специальной программы. Однако практика показывает, что программа нередко дает сбой (причем, как правило, в пользу бюджета). Поэтому налогоплательщикам имеет смысл вручную пересчитать размер пеней, которые инспекция им "предъявит" после проверки декларации по УСН за 2015 г.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансов начисляются пени. Таковые рассчитываются в порядке, который прописан в ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Согласно данной норме пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. При этом процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ. "Капать" же пени начинают со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Между тем порядок расчета авансов предполагает, что по итогам года налогоплательщику либо придется доплатить, либо, напротив, у него образуется переплата, то есть авансы перекроют исчисленный за год налог. Соответственно, возникает вопрос: в каком порядке тогда должны быть начислены пени в случае, если авансовые платежи уплачены с опозданием или налогоплательщик и вовсе "забыл" их перечислить в бюджет?
Ответ на него можно найти в Письме Минфина от 30 октября 2015 г. N 03-11-06/2/62714. В нем чиновники, сославшись на правовую позицию Пленума ВАС, выраженную в п. 14 Постановления от 30 июля 2013 г. N 57, пришли к выводу, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. В Минфине посчитали, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если суммы авансовых платежей по уплачиваемому в связи с применением УСН налогу, которые исчислены за I квартал, полугодие и 9 месяцев, больше суммы минимального налога. Получается, что если компания вообще не платила авансы по "упрощенному" налогу, то пени нужно рассчитывать за период с той даты, когда закончился срок уплаты авансовых платежей, до дня, когда был уплачен минимальный налог.
Представители ФНС в Письме от 5 февраля 2016 г. N ЗН-4-1/1711@ пояснили, что если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи, в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период. При этом чиновники отметили два момента. Во-первых, перерасчет пеней производится в автоматическом режиме. А, во-вторых, указанный порядок соразмерного уменьшения пеней является универсальным, то есть никаких особенностей в механизме расчета пеней применительно к конкретному налогу нет. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса, на пересчитанную сумму авансовых платежей.

Основные положения

Осталось только разобраться, как действует этот механизм перерасчета. И лучше всего сделать это на конкретном примере. Для начала лишь напомним, что авансовые платежи по УСН уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Таковыми, в свою очередь, являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Налог по итогам года организациям надлежит уплатить до 31 марта года, следующего за отчетным, а ИП - не позднее 30 апреля. Поскольку 30 апреля в 2016 г. выпадает на субботу, то крайним сроком уплаты "упрощенного" налога и представления декларации ИП будет 4 мая 2016 г. (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ). В 2015 г. крайними сроками на уплату авансовых платежей по итогам отчетных периодов (с учетом их переносов в случае совпадения с выходными днями) являлись:
- за I квартал 2015 г. - 27 апреля 2015 г.;
- за полугодие 2015 г. - 27 июля 2015 г.;
- за 9 месяцев 2015 г. - 26 октября 2015 г.
Для расчета нам также потребуется ставка рефинансирования Банка России. В 2015 г. она была равна 8,25 процента. А с 1 января 2016 г. ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (Указание Банка России от 11 декабря 2015 г. N 3894-У).

Конкретный расчет

Предположим, авансовые платежи ООО "Гвоздика", которое применяет УСН, составили:
- за I квартал 2015 г. - 15 000 руб.;
- за полугодие 2015 г. - 20 000 руб.;
- за 9 месяцев 2015 г. - 25 000 руб.
Аванс за первый отчетный период уплачен своевременно, за второй - 5 сентября 2015 г. (опоздание - 40 дн.), за 9 месяцев - 12 января 2016 г. (12 дн. опоздания приходится уже на 2016 г., а 66 дн. - на 2015 г.). Сумма исчисленного налога за год - 45 000 руб.
Поскольку за полугодие авансовый платеж перечислен с опозданием и сумма авансов за первый квартал и полугодие (15 000 руб. + 20 000 руб.) меньше суммы налога за год, то будут начислены пени на весь полугодовой аванс. Их размер составит 220 руб. (20 000 руб. x 40 дн. x 1/300 x 8,25%).
Теперь рассчитаем пени за несвоевременную уплату авансового платежа по итогам 9 месяцев. Авансы в сумме нам дают 60 000 руб., что превышает сумму исчисленного за год "упрощенного" налога. Соответственно, пени могут быть начислены только в пределах 40 000 руб., а если учесть, что в 2015 г. авансы в сумме 35 000 руб. (по итогам первого квартала и полугодия) уже уплачены, то база для начисления пеней за несвоевременную уплату авансового платежа по итогам 9 месяцев 2015 г. будет равна всего 5000 руб. (40 000 руб. - 35 000 руб.). Однако рассчитывать пени придется в два этапа - в связи с тем, что ставка рефинансирования Банка России в период просрочки уплаты аванса изменилась:
5000 руб. x 66 дн. x 1/300 x 8,25% = 90,75 руб.;
5000 руб. x 12 дн. x 1/300 x 11% = 22,00 руб.
Итого за несвоевременную уплату авансовых платежей в 2015 г. ООО "Гвоздика" придется уплатить пени в размере 332,75 руб. (220 руб. + 90,75 руб. + 22 руб.).
Отметим, что приведенный порядок соразмерного уменьшения пеней применяется и в случае, если организация по итогам года вышла на уплату минимального налога. Отличие лишь в том, что размер авансов нужно сопоставлять с минимумом, подлежащим уплате по итогам года.

В связи с длительной болезнью бухгалтера наша компания два месяца подряд не перечисляла в бюджет ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. Какие штрафные санкции нам грозят за этот проступок? Будут ли в этом случае начисляться пени? Ведь мы фактически просрочили уплату аванса, а не налога.

Если ваша компания в срок не перечислила в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль, то можете не сомневаться - налоговые органы на сумму аванса, не поступившую в бюджет, начислят пени. А вот штрафных санкций не будет. Расскажем подробнее.

Нарушил срок - получи пени

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ компании, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода, должны перечислить в бюджет платеж в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Если указанный срок будет нарушен, то на сумму просроченного платежа будут начислены пени. Это прямо предусмотрено абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ.

Согласно указанной норме обязанность по уплате авансовых платежей считается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Если же авансовый платеж перечислен в бюджет в более поздние сроки по сравнению с теми, что установлены законодательством о налогах и сборах, то на сумму просроченного платежа начисляются пени. При расчете пеней используется порядок, предусмотренный ст. 75 НК РФ.

Минфин России в письме от 18.10.2007 № 03-02-07/2-168 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 31.10.2007 № ШС-6-14/847) рекомендовал налоговым органам при применении п. 3 ст. 58 НК РФ учитывать постановление Пленума ВАС РФ № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» (далее - Постановление № 47). На необходимость применения данных рекомендаций ФНС России еще раз обратила внимание в письме от 11.11.2011 № ЕД-4-3/18934.

Согласно п. 2 Постановления № 47, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Отметим, что на сегодняшний день Постановление № 47 утратило силу. Вместо него применяется постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 57). Однако в п. 14 этого документа содержатся точно такие же разъяснения относительно применения п. 3 ст. 58 НК РФ, что и в п. 2 Постановления № 47.

Кроме того, в п. 14 Постановления № 57 указано, что пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат начислению до даты их фактического перечисления или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Штрафным санкциям скажем нет

За неуплату авансового платежа по налогу на прибыль в установленный срок компанию нельзя привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ. Дело в том, что в этой норме Кодекса предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия). Его размер составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Как видите, в ст. 122 НК РФ речь идет только о неуплате налога. Кроме того, в п. 3 ст. 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отметим, что данное положение было введено в п. 3 ст. 58 НК РФ с 2007 г. До этого налоговики на местах пытались привлечь компании к налоговой ответственности за просрочку в уплате авансовых платежей. Но суды не поддерживали такой подход проверяющих. Еще в 2003 г. Президиум ВАС РФ указал, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ (п. 16 информационного письма от 17.03.2003 № 71).

Быть или не быть принудительному взысканию аванса?

Могут ли налоговые органы применить к неуплаченным суммам аванса по налогу на прибыль меры принудительного взыскания?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Из разъяснений официальных органов по этой проблеме нам удалось найти только письмо УФНС России по Московской области от 28.02.2006 № 22-22-И/0094 «О принудительном исполнении обязанности по уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль». Вот какая позиция в нем содержится.

По мнению региональных налоговиков, ежемесячные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.

Если по итогам отчетного периода компания представила декларацию по налогу на прибыль, из которой следует, что налогоплательщиком должны быть исчислены ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, то при неуплате или уплате указанных авансов в сроки, более поздние по сравнению с установленными, у компании образуется задолженность. На сумму этой задолженности распространяется действие ст. 46 и 47 НК РФ о принудительном взыскании налога.

Что касается арбитражной практики по данному вопросу, то здесь следует обратить внимание на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В пункте 12 этого документа как раз рассмотрен вопрос о правомерности направления налогоплательщику требования об уплате авансовых платежей.

Высшие арбитры пришли к выводу, что налоговый орган вправе направить организации требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества компании. В качестве примера Президиум ВАС РФ привел следующее судебное разбирательство.

Налоговый орган выставил компании требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, а также принял решения о взыскании задолженности по данным платежам за счет имущества организации и о приостановлении операций по счетам. Организация с действиями налоговиков не согласилась. Она указал на то, что выставление требования, а также применение предусмотренных ст. 46 и 47 НК РФ мер по принудительному взысканию могут быть осуществлены только в отношении задолженности по налогам и пеням, начисляемым за их несвоевременную уплату. Применительно к авансовым платежам по налогу на прибыль эти меры можно использовать только в отношении авансовых платежей, исчисляемых по итогам отчетного периода (так как порядок их расчета аналогичен порядку расчета налога).

Однако арбитры не согласились с доводом налогоплательщика и признали действия налогового органа правомерными. Приведем аргументацию судов.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена ими самостоятельно (п. 1 ст. 45 НК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. 46, 47, 69 НК РФ).

Отсутствие в указанных нормах НК РФ положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). При этом порядок исчисления налогоплательщиком соответствующего авансового платежа, а именно: в зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или в отсутствие таковой обусловленности, - не имеет правового значения.

Отметим, что косвенно вывод о правомерности направления налогоплательщику требования об уплате авансового платежа подтверждает и п. 52 Постановления № 57.

В нем содержится вывод о том, что требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, предусмотренных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании. Пленум ВАС РФ указал, что аналогичный подход применятся и к требованию об уплате авансовых платежей по налогу.

Неуплата УСН ИП иногда происходит по каким-либо причинам. Предприниматели часто забывают, что налог по упрощенной системе надо рассчитывать каждый квартал. Многие предполагают, что неуплата УСП ИП по закону наказывается только выплатой пени. Но предприниматели не учитывают, что ставка на выплату пени составляет 1/300 от ставки Центробанка, умноженной на коэффициент рефинансирования за каждый день просрочки, а это может составить 10% от годового дохода.

Как ведется налоговый учет при УСН ИП

Предпринимательская деятельность предполагает знание законов. Когда и как подавать налоговую декларацию, чтобы избежать возможных невыплат по налогам? Каждый ИП, которым используется упрощенная система налогообложения, обязан до 30.04 подавать в налоговые службы декларацию. Делать это необходимо каждый год.

Обязательным является регистрация книг доходов и расходов, в которых отражен учет предпринимательской деятельности. Регистрировать книгу учета необходимо в начале каждого года в Федеральной налоговой службе. ИП, применяющие УСН, освобождены от бухгалтерского учета, но, следуя налоговому кодексу, должны вести строгий учет доходов, расходов, других объектов налогообложения, как установлено в законодательстве (ст. 346.24).

Как правильно вести учет доходов и расходов? Предприниматели обязаны полностью отражать в книге учета все существующие доходы, расходы, другие хозяйственные действия.

Все данные должны быть достоверны и зафиксированы. В каждом отчетном периоде предприниматель обязан отражать в книге учета имущественное состояние и результаты своей деятельности в качестве предпринимателя. Все хозяйственные процедуры сопровождаются оправдательными документами.

Учет необходимо вести по каждой отдельной позиции.
В графе расходов должен быть отражен учет всех основных средств, то есть то имущество, которое является амортизируемым (гл.25 НК). К такому имуществу причисляются объекты, которые используются для приобретения доходов. Их эксплуатационный период составляет более года, а стоимость больше 20 тыс. рублей.

Вернуться к оглавлению

Как подавать декларацию ИП на УСН

Налоговую декларацию можно скачать на сайте УФНС. Есть разные способы подачи декларации:

  • принести лично в налоговую службу;
  • отправить почтой;
  • с помощью интернета.

Нарушение сроков подачи декларации о доходах и расходах индивидуального предпринимателя всегда влечет за собой наказание, то есть штраф за неуплату налога УСН ИП.

Вернуться к оглавлению

Штрафные санкции за неуплату УСН

Все физические лица обязаны уплачивать сборы и налоги. Индивидуальные предприниматели причисляются как налогоплательщики к физическим лицам.

За неуплату налога начисляется штраф в размере 20% плюс пеня. При особо крупных нарушениях допускается уголовное преследование. Кроме сбора земельного, транспортного, имущественного налогов ИП обязаны выплачивать НДФЛ, НДС и другие. Если ИП после получения уведомления не оплатил налоги, то вступает в силу система наказаний, в которую входят:

  • начисление пени за каждый день просроченного платежа;
  • штраф в размере 20% от невыплаты;
  • взыскания, в случае вынесения судебного решения.

Начисление пени за неуплату налогов ИП по УСН начинается с первого дня просроченного платежа. Для штрафа устанавливается правонарушение, для признания правонарушителя виновным. Устанавливаются причины и факты невыплаты. Неплательщику высылается уведомление о нарушении.

Если сумма неплатежа составляет больше 3 тыс. рублей, то суд имеет право на подачу искового заявления в течение 6 месяцев после установленного факта просрочки. В случае меньшей суммы суд начинает рассмотрение дела о невыплате через 3 года.

Вернуться к оглавлению

Расчет штрафа

Штраф за неуплату налога на прибыль предпринимателя составляет 20% от суммы дохода, которую получил индивидуальный предприниматель за отчетный период. Важно знать, что за невнесение авансовых платежей начисляется только пеня.

Невыплата и просрочка налоговых платежей оплачивается в двойном размере, то есть на долги накладывается и пеня, и штрафы.

К тому же ФНС вправе подать исковое заявление в суд, и неплательщик понесет уголовное наказание за невнесение в бюджет налоговых выплат.
Предусмотрен штраф за несвоевременное предоставление в налоговые органы декларации:

  • до 180 суток составит 5% от ежемесячного сбора;
  • 180 и больше дней составит 10% за каждые 30 дней просроченного платежа.

Предприниматель может быть освобожден от наказания в том случае, если он исправит ошибки в декларации до последнего срока ее подачи. Или докажет непреднамеренные действия невыплаты налогов.

В новой редакции ст. 58 НК РФ устанавливается: в случае просрочки уплаты авансовых платежей на их сумму начисляются пени. Ранее ни в ст. 58 НК РФ, ни в ст. 75 НК РФ прямо о такой возможности не говорилось. Судебная практика шла по следующему пути: начисление пеней на авансовые платежи возможно только в том случае, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода определяется на основе реальной налоговой базы, а не иным образом (об этом указывалось в п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5). То есть налоговые органы могли начислить пени при несвоевременной уплате, например, авансовых платежей по единому налогу при УСН, авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Однако при неуплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль или по единому социальному налогу пени взыскиваться не могли.

Теперь пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей, вне зависимости от того, каким образом они рассчитываются (то есть и в случае уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, по ЕСН). Это подтверждает и Минфин РФ (Письмо от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600), и Пленум ВАС РФ (п. 1 Постановления от 26.07.2007 N 47).

Возможна ситуация, при которой сумма авансового платежа за отчетный период, определенная на основе фактической налоговой базы, будет меньше, чем сумма ежемесячных авансовых платежей. Минфин РФ указал, что в таком случае сумма пеней при просрочке уплаты ежемесячных авансовых платежей (в части превышения их суммы над суммой авансового платежа по итогам отчетного периода) не может признаваться излишне уплаченной. Следовательно, требовать ее зачета или возврата налогоплательщик не вправе (Письмо Минфина РФ от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74). Однако Пленум ВАС РФ в п. 2 своего Постановления от 26.07.2007 N 47 придерживается иной точки зрения - если по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше суммы уплаченных авансовых платежей, то пени за неуплату таких авансовых платежей должны быть соразмерно уменьшены. Это правило применяется и в случае, когда сумма ежемесячных авансовых платежей превысила сумму авансового платежа, начисленного по итогам отчетного периода.

Пени за неуплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН должны начисляться, начиная со следующего дня после истечения срока уплаты авансовых платежей (Письмо Минфина РФ от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18). Аналогичный подход, как говорится в данном Письме , нужно применять и при начислении пеней за неуплату (несвоевременную уплату) авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. По этому поводу нужно отметить следующее.

Действительно, изменения в п. 3 ст. 58 НК РФ прямо предусматривают, что пени начисляются в том числе и за несвоевременную уплату авансовых платежей. Однако страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом, их уплата регулируется не Налоговым кодексом РФ, а Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Закон различает сами взносы (п. 1 ст. 24 Закона) и авансовые платежи по страховым взносам (п. 2 ст. 24 Закона). При этом пени, как прямо указано в п. 2 ст. 26 Закона, начисляются лишь при просрочке уплаты самих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Суммы авансовых платежей не являются окончательными, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца.

Поэтому в данном случае возможна вторая точка зрения: при просрочке уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени не начисляются. Их начисление возможно только по итогам отчетных периодов. Такой подход поддерживается и судебной практикой (см. п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2005 N А56-5342/2005 , от 05.03.2004 N А66-6932-03 , от 02.03.2004 N А13-3770/03-21 , Постановление ФАС Поволжского округа от 13.03.2007 N А55-14379/2006-34, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2006 N Ф03-А16/06-2/357 , от 01.12.2004 N Ф03-А73/04-2/3224 , Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2003 N А79-4347/02-СК1-3846).

Другой спорный вопрос решен в пользу налогоплательщиков. Нарушения, связанные с исчислением или уплатой авансовых платежей (их просрочка, неправильное определение суммы), не будут влечь за собой привлечение к ответственности (взыскание штрафов, в частности по ст. 122 НК РФ) (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). На практике ранее этот вопрос также решался в пользу налогоплательщика, о том, что при неуплате или несвоевременной уплате авансового платежа штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ, не взыскивается, говорилось, в частности, в п. 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71.