Концепция развития рф до.

Концепция социально-экономического развития РФ – это национальная социально – политическая государственная концепция, разработанная представителями Государственного совета Российской Федерации с целью проведения комплекса мероприятий по улучшению уровня жизни граждан страны, укреплению системы обороны, развития и унификации экономических методов производства. Другое сокращенное название концепции – «стратегия 2020», что объясняется предположительными сроками её реализации.

В чем заключается Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ?

  • Определение долгосрочных методов развития страны с учетом современных мировых тенденций.
  • Определение методов и субъектов политического партнерства
  • Определение приоритетов в сфере развития технологий и науки, социального прогресса и здравоохранения.
  • Приоритеты политики внешней экономики.
  • Определение задач развития на государственном и локальном уровнях.

Структура концепции долгосрочного развития

Концепция структурирована на 6 основополагающих разделов:

1) Первый раздел концепции гласит о новой модели развития страны в целом и о конкретных методах поощрения развития всех форм бизнеса, создания более выгодных условий для развития частного предпринимательства методом адаптации российской экономики к запросам мирового уровня.

2) Во втором разделе описываются макроэкономические тенденции, делается предварительный анализ их развития до 2020 года, упоминаются налоговые и пенсионные реформы.

3) Третий раздел дает представление о том, как до 2020 года возрастет уровень трудоустройства, какие реформы будут приняты по улучшению социальных условий проживания граждан. Особый акцент делается на политике по уравновешиванию социального положения различных слоев населения и преодолению финансового разрыва между ними. Так же упоминается о необходимости проведения мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки кадров во всех сферах деятельности. Отдельной главой подаются политические планы правительства относительно политики здравоохранения.

4) В четвертом разделе говорится об общих чертах развития государственной инфраструктуры в период с 2008 по 2020 год. Речь идет о создании комфортных условий для жизнедеятельности граждан страны. Раскрываются аспекты планирования государственной жилищной политики, то есть рассматривается вопрос о строительстве новых жилищных объектов, ликвидации архитектурных объектов, срок эксплуатации которых подошел к концу. Разработан план по заселению новых жилых домов. Заселение граждан будет происходить соответственно с разработанным планом принятия их на учет.

Еще одной проблемой на данный период является проблема территориальной разобщенности. Россия – огромная страна, имеющая множество политических локальных единиц, которые характерны массой политических, этнических, региональных и социально – культурных различий. Государственная политика, изложенная в концепции, направлена на устранение этих различий и сбалансировании социально – экономической системы страны.

Следующим пунктом рассматривается проблема ограниченного развития электроэнергетики. Предлагается план по усовершенствованию системы теплоснабжения и электроэнергетики, а так же её адаптации под новейшие стандарты оснащения. Так же проводится политика, направленная на устранение информационной разобщенности между регионами страны.

5) Пятый раздел имеет название «Эффективное государство» и сообщает о проведении ряда мероприятий по оптимизации государственного вмешательства в различные сферы жизни. Определенный акцент делается на развитии и оптимизации системы функционирования различных общественных институтов.

Отдельным параграфом оговаривается планирование системы управления государственной собственностью и вопросы передачи государственных объектов в распоряжение частных предпринимателей. Рассматриваются пути оптимизации государственных закупок и инвестирования финансов из государственных фондов в различные сферы жизнедеятельности общества. Особое значение уделяется проведению реформы бюджетного сегмента в экономической системе государства.

Концепция социально-экономического развития регионов РФ рассматривает вопросы развития и усовершенствования системы местного самоуправления и межбюджетной политики. Пересматриваются и расширяются полномочия органов местного управления в целом и отдельных его представителей в частности. Эти мероприятия направлены на утверждение реального федерализма, о котором неоднократно упоминается в тексте Концепции.

6) Шестой раздел представлен информацией о внешнем контуре развития государства до 2020 года, определении экономических ориентиров и круга экономических и политических партнеров Российской Федерации во внешней политике на указанный период. Раскрывается позиция российского представительства на международной политической арене касательно вопросов европейской интеграции всех систем жизнедеятельности в российских реалиях. В этом разделе так же имеется предложенный план по развитию бюджетных линий, который конкретизирует распланированную систему доходов и расходов государственного бюджета.

Суть концепции

Стратегия развития составлена, исходя из двух базисов, первым из которых есть новая модель развития экономики, вторым – новая социальная политика. Известно, что прежняя модель функционирования экономического развития в современных реалиях уже не является эффективной и нуждается в серьезных поправках и концептуальных изменениях. Исходя из планирования новой модели развития, происходит построение новой социальной политики, предусматривающей ускоренные темпы развития отечественной экономики на государственном уровне. Для развития экономической системы и устранения кризисных тенденций необходимо провести перераспределение всех финансовых потоков внутри страны. Это даст возможность пополнить государственные фонды финансовыми ресурсами, создать большое количество новых рабочих мест.

Новая стратегия развития предусматривает не используемого ранее маневра, который позволит повысить уровень конкурентоспособности России на мировом рынке. Речь идет о повышении ценностного уровня человеческих и научных ресурсов, то есть это означает, что в России будет проводиться усиленная политика по повышению уровня квалификации кадров всех сфер деятельности.

Если раньше основное внимание уделялось мало защищенным категориям населения, то теперь государственная политика будет направлена так же и на реализацию законных прав и интересов тех слоев общественности, которые имеют потенциал и возможности для наращивания научного и технологического развития, поднимая тем самым финансовый и политический авторитет страны в глазах мировой общественности.

Экономическую систему государства, развитую соответственно с данной стратегией, можно будет назвать постиндустриальной. Основной упор, судя по политическим прогнозам, будет сделан на человеческий , то есть развитие медицинской, образовательной, информационной отрасли. Раньше эти отрасли не финансировались подобающим образом, чем и спровоцированы кризисные тенденции в российской системе развития.

Проблема экономического застоя объясняется тем, что ранее все основные стратегически важные сферы жизнедеятельности финансировались только из государственного бюджета, который не был способен покрыть все необходимые расходы в вышеуказанных сферах. Теперь же Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года обещает, что в общую систему финансирования будут вовлечены и частные коммерческие структуры, которые имеют возможность поспособствовать развитию основных сфер жизнедеятельности за счет своего финансового состояния.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью Концепция формулирует:

Основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

Стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

Формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

Цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

Цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

Параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Концепция состоит из восьми блоков, разделенных по основным стратегическим направлениям:

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития:

1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав.

Подраздел, призванный осветить исходное состояние российской экономики и провозглашает, что «за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы».

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции. Разработчики концепции считают, что для России трансформация мировой экономики «создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала». Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. «Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений». Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

3. Целевые ориентиры:

Высокие стандарты благосостояния человека

Социальное благополучие и согласие

Экономика лидерства и инноваций

Сбалансированное пространственное развитие

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Институты экономической свободы и справедливости

Безопасность граждан и общества

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:

Концепция рассматривает переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

II. Этапы инновационного развития

Предусматривается, что инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Последующие шесть разделов конкретизируют достижение поставленных целевых показателей и включают:

III. Развитие человеческого потенциала:

1. Демографическая политика и политика народосбережения

2. Развитие здравоохранения

3. Развитие физической культуры и спорта

4. Развитие образования

5. Развитие культуры и средств массовой информации

6. Развитие рынка труда

7. Повышение доступности жилья

8. Развитие социальных институтов и социальная политика

9. Молодежная политика

10. Развитие пенсионной системы

11. Экологическая безопасность экономики и экология человека

IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности:

1. Формирование институциональной среды инновационного развития.

2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики.

3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора.

V. Повышение национальной конкурентоспособности

1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий

2. Развитие высокотехнологичных отраслей:

Авиационная промышленность и двигателестроение;

Ракетно-космическая промышленность;

Судостроительная промышленность;

Радиоэлектронная промышленность;

Атомный энергопромышленный комплекс;

Информационно-коммуникационные технологии.

3. Развитие базовых отраслей промышленности

4. Реформирование естественных монополий

5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре

6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики

Развитие электроэнергетики

Развитие нефтегазового комплекса

7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов

VI. Внешнеэкономическая политика

1. Цель и принципы внешнеэкономической политики

2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики

3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Содружество независимых государств

Страны дальнего зарубежья

VII. Региональное развитие

1. Основные принципы государственной политики регионального развития

2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития

3. Центры регионального развития

4. Совершенствование системы государственного регионального управления

VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

1. Преимущества инновационного сценария социально-экономического развития

2. Прогноз развития мировой экономики

3. Основные макроэкономические параметры инновационного развития Российской Федерации

4. Формирование спроса и предложения

5. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и сельского хозяйства

6. Динамика доходов населения

7. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью Концепция формулирует:

  • - основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
  • - стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
  • - формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
  • - цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
  • - цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
  • - параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Концепция состоит из восьми блоков, разделенных по основным стратегическим направлениям:

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.

1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав.

Подраздел, призванный осветить исходно состояние российской экономики, а также тенденции развития, по своему объему занимает около 1 % текста Концепции (2 страницы), перечисляет проведенные реформы и преобразования в 1990-2000-х гг. И провозглашает, что «за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы».

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции. Разработчики концепции считают, что для России трансформация мировой экономики «создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала». Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. «Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений». Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

3. Целевые ориентиры:

Высокие стандарты благосостояния человека

Социальное благополучие и согласие

Экономика лидерства и инноваций

Сбалансированное пространственное развитие

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Институты экономической свободы и справедливости

Безопасность граждан и общества

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Концепция рассматривает переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Редакция Концепции уже шестая. В первой редакции документа было три сценария, по которым может развиваться российская экономика: инновационный, инерционный и экспортно-сырьевой. К марту 2008 года (четвертая редакция документа) остался только инновационный вариант (несмотря на всемирно принятую практику рассмотрения нескольких версий, и трех вариантов прогнозов), согласно которому российская экономика к 2020 году должна стать пятой в мире по объему ВВП, средний размер ВВП на душу населения вырастет с нынешних $13,9 тысячи до $30 тысяч, а продолжительность жизни -- с 65 лет до 72--75 лет. Средняя заработная плата составит $2,7 тысячи вместо нынешних $536.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

II. Этапы инновационного развития.

Предусматривается, что инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

На первом этапе в соответствии с Концепцией будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):

  • - увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;
  • - рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 %;
  • - рост производительности труда - 140 - 141 %;
  • - снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - - 81 - 83 процента;
  • - рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 %;
  • - рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 %;
  • - расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 % валового внутреннего продукта.

На втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):

  • - увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;
  • - рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 %;
  • - рост производительности труда - 171 - 178 %;
  • - снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 %;
  • - рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 %;
  • - рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 %;
  • - расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7 - 7 % валового внутреннего продукта.

Последующие шесть разделов конкретизируют достижение поставленных целевых показателей и включают:

III. Развитие человеческого потенциала:

  • 1. Демографическая политика и политика народосбережения
  • 2. Развитие здравоохранения
  • 3. Развитие физической культуры и спорта
  • 4. Развитие образования
  • 5. Развитие культуры и средств массовой информации
  • 6. Развитие рынка труда
  • 7. Повышение доступности жилья
  • 8. Развитие социальных институтов и социальная политика
  • 9. Молодежная политика
  • 10. Развитие пенсионной системы
  • 11. Экологическая безопасность экономики и экология человека

IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности:

  • 1. Формирование институциональной среды инновационного развития.
  • 2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики.
  • 3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора.

V. Повышение национальной конкурентоспособности

  • 1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
  • 2. Развитие высокотехнологичных отраслей:
    • - Авиационная промышленность и двигателестроение;
    • - Ракетно-космическая промышленность;
    • - Судостроительная промышленность;
    • - Радиоэлектронная промышленность;
    • - Атомный энергопромышленный комплекс;
    • - Информационно-коммуникационные технологии.
  • 3. Развитие базовых отраслей промышленности
  • 4. Реформирование естественных монополий
  • 5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре
  • 6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики

Развитие электроэнергетики

Развитие нефтегазового комплекса

7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов

VI. Внешнеэкономическая политика

  • 1. Цель и принципы внешнеэкономической политики
  • 2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики
  • 3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Содружество независимых государств

Страны дальнего зарубежья

VII. Региональное развитие

  • 1. Основные принципы государственной политики регионального развития
  • 2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития
  • 3. Центры регионального развития
  • 4. Совершенствование системы государственного регионального управления

VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

  • 1. Преимущества инновационного сценария социально-экономического развития
  • 2. Прогноз развития мировой экономики
  • 3. Основные макроэкономические параметры инновационного развития Российской Федерации
  • 4. Формирование спроса и предложения
  • 5. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и сельского хозяйства
  • 6. Динамика доходов населения
  • 7. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики [см. Приложение, Таблица 1].

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

2.2 Особенности разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

В соответствии с распоряжением В.В. Путина положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года следует руководствоваться при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. п. 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-рЗадачу разработать концепцию социально-экономического развития страны до 2020 предыдущий Президент Владимир Путин поставил перед Правительством на расширенном заседании Государственного совета 21 июля 2006 года. Однако интерес к Концепции, судя по упоминаниям в прессе появился только в начале 2008 года. В феврале на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» Владимир Путин буквально «потребовал» доработать и принять Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны: «Считаю крайне важным, чтобы планы развития страны прошли через широкое обсуждение в российском обществе, с участием всех его институтов. И такое обсуждение не должно закончиться одними разговорами - результатом должно стать принятие правительством Российской Федерации Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и конкретного плана действий по всем обозначенным выше направлениям». по стенограмме: Выступление на расширенном заседании Государственного совета `О стратегии развития России до 2020 года`// Информационный портал VIPERSON.RU http://nacproject.viperson.ru Однако вместо "широкого обсуждения" 6 марта на заседании правительства Виктору Зубкову пришлось требовать от МЭРТа завершить работу над концепцией после 8 марта и разослать проект концепции для рассмотрения в министерствах и ведомствах. Премьер-министр указал министрам "внимательно проработать не только свои разделы, а весь этот документ от корочки до корочки". Нетреба П. Второй сеан удвоения ВВП // Газета «Коммерсантъ» № 42/П(3859) от 17 марта 2008 года

Разработанный в результате данных поручений документ включал семь глав, названия которых в основном повторяют программные тезисы Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Период с 2007 по 2020 годы предлагалось разбить на три этапа -- две пятилетки и одну трехлетку. На первом этапе, с 2007 года по 2012 год, ВВП должен был вырасти на 35-36%. На этом этапе предполагалось заняться расширением глобальных преимуществ в «традиционных» сферах -- энергетика, транспорт, переработка природных ресурсов. На втором этапе - 2012-2017 годы - ВВП должен вырасти на 37-39%: рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу -- информационные, био- и нанотехнологии. На третьем этапе, с 2017 до 2020 года, предусматривал закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики, рост ВВП должен составить от 19% до 22%. Особое внимание уделено социальным задачам. Например, описание всей налоговой реформы заняло одну страницу, на которой нет каких-либо цифровых расчетов. Зато социальные обязательства бюджета до 2020 года подробно разъясняются в нескольких главах. Суть предложений -- увеличить их к 2020 году до 9,8-10,3% ВВП против 8,1% ВВП в 2006 году. В условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов это достигается за счет использование Резервного фонда, объем которого к 2020 году снизится ниже целевого уровня в 10% ВВП. Первый вариант предусматривал три сценария развития российской экономики: инновационный, инерционный и экспортно-сырьевой. К марту 2008 года (четвертая редакция документа) Правительство решило основываться только на инновационный вариант. Интересным обстоятельством явилось и то, что главы четвертой мартовской редакции проекта Концепции часто заканчивались ссылкой "Подробно см. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 г.". Проблема состоит в том, что этот документ был написан и опубликован на сайте МЭРТа только в августе 2008 года. В итоге проект был подвергнут серьезной критике со стороны министерств и ведомств - и претерпел еще две редакции. Утвержденная 17 ноября 2008 года редакция Концепции - уже шестая. В последней, шестой редакции документа появилось три новых раздела: по энергоэффективности, молодежной политике, естественным монополиям. Товкайло М., Смирнов А. Кризис до 2020 года не доживет. // Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru 29 сентября 2008 года

Основная часть Концепции написана до обострения ситуации на мировых финансовых рынках, но кардинально менять документ из-за разразившегося кризиса ликвидности Минэкономразвития не стало, объяснив это тем, что риски замедления роста российского ВВП в связи с непростой ситуацией в мировой экономике были заложены в предыдущих вариантах концепции и в параметрах прогноза социально-экономического развития до 2030 года. Хотя в концепции замедление темпов роста ВВП прогнозировалось не из-за мирового финансового кризиса, а из-за снижения цен на нефть и роста объемов импорта, что и должно было привести к обнулению сначала торгового баланса, а затем и счета текущих операций. Развивая подобные оптимистичные прогнозы, Минэкономразвития не пересматривает и долгосрочный прогноз цен на нефть: в течение ближайших 11 с половиной лет цена на нефть останется на уровне $95--115 за баррель, при оптимистичном варианте - $115--169 за баррель. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Минэкономразвития России. М. август 2008 г. Несмотря на утверждение Концепции Минфин, в свою очередь, все-таки попросил Правительство отложить срок внесения бюджетной стратегии до 2023 года до 1 апреля 2009 года, т.е. экономическая политика, по крайней мере, в 2009 году будет определяться не концепцией, а более приземленными расчетами. Шаповалов А. Кризис пощадил мечты Минэкономики // Газета «Коммерсантъ». № 215(4032) от 26 ноября 2008 года Концепция писалась на пике успехов мировой и отечественной экономики и практически не учитывает неприятностей, характерных для последних полутора лет. Уже это предполагает корректировку некоторых излишне оптимистичных прогнозов. Ведь от правильности и реалистичности выбранного курса и применяемых средств зависит развитие нашей страны и благополучие ее граждан.

2.3 Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития как основы Стратегии развития Российской Федерации

Нас часто и нередко справедливо упрекают в отсутствии системного подхода к решению проблем. Мы сейчас принимаем целый ряд долгосрочных программ, которые порой не увязаны друг с другом: генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, стратегия развития РЖД, стратегия развития регионов или краёв России. Всё это отдельные блоки здания, но общего рисунка, плана и сметы строительства этого здания пока нет. Концепция как раз и должна дать системную картину развития страны, конкретный план работы.

Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ У нас всё впереди! Власти -- за «светлое будущее», но как туда попасть? // АиФ. № 29 от 16 июля 2008 года

Обнародованный впервые в марте 2008 года программный документ Минэкономразвития «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» сразу же стал объектом острой критики со стороны многих экономистов, социологов, демографов, историков, которые оценили как необоснованные и нереализуемые содержащиеся в этом тексте оптимистические прогнозы относительно увеличения средней зарплаты (почти в 5 раз к 2020 г.), средней продолжительности жизни российских граждан (до 75 лет) и других запрограммированных достижений в области социального прогресса. Одна из ключевых ошибок заключается в том, что Концепцию называют Стратегией, что ошибочно с точки зрения науки «стратегического планирования и управления». Соответственно на Концепцию пытаются возложить несвойственные ей функции. Министерства и ведомства проделали большую работу по определению перспективных ориентиров, а Министерство экономического развития проявило роль координатора разработки этой долгосрочной концепции. Концепция может стать основой для нескольких разделов будущей стратегии России, но саму ее назвать стратегией или даже основой цельной стратегии нельзя. Как выразился Владимир Квинт, заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Этот 165-ти страничный документ, прежде всего, страдает болезнью, свойственной работам, подготовленным экономистами без участия социологов, политологов и правоведов, -- экономическим детерминизмом». Квинт В. План развития нашей экономики до 2020 года больше похож на заклинание // АиФ. № от 16 июля 2008 г. Именно поэтому в Концепции ничего не говорится о задачах, которые необходимо решить для социального сплочения общества и повышения его толерантности. Не уделяется внимания вопросам этнической, национальной и религиозной терпимости, а это может привести к дестабилизации общества, что ставит под угрозу любые планы. В результате декларируемые показатели и пожелания Концепции окажутся недостижимыми.

Концепция обоснованно ставит задачу перехода от использования преимущественно природных ресурсов к инновационному характеру развития. Но ученые задаются вопросом: а осуществим ли вообще переход к инновационной экономике до 2020 года? И кто будет осуществлять инновационный прорыв в будущее? Этого можно было бы добиться, только если в 2008-2009 учебном году инвестиции в российские университеты были бы увеличены в три-четыре раза. Те, кто в этом году приходит учиться в высшую школу, закончат двухступенчатое образование через шесть лет. Еще три года им потребуется на обретение необходимого опыта. И, таким образом, им остается всего три года для осуществления инновационного прорыва. Но такой революции в образовании и науке Концепцией не предусмотрено. Кадровое обеспечение реализации поставленных стратегических целей также остается незатронутым вопросом.

Возникают сомнения и по поводу того, кто должен заниматься разработкой концепции и проектов для нее. Это творческая работа. Поэтому наилучшим образом такую работу могут выполнить творческие коллективы, научные институты и другие структуры. Сначала Президент Путин, а затем Президент Медведев призывали к тому, что разработка Концепции должна проходить при активном участии всех гражданских институтов. Целесообразным представлялось бы проводить национальный конкурс по созданию Концепции, а затем проектов и программ для нее. Важно, чтобы в состав оргкомитета для проведения конкурса входили люди, действительно заинтересованные в инновационном развитии страны: специалисты из инновационных отраслей производства, научные работников из РАН, представителей высшей и средней школ, представители частного бизнеса, НКО и других организаций. Бирский А. О концепции развития до 2020 года // http://www.nasledie.ru публикация от 24 июня 2008 года

Редактировать Концепцию в связи со сложившейся кризисной ситуацией в мире МЭРТ не стало. Дмитрий Сорокин, первый замдиректора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, подтверждает, что финансовый кризис и концепция -- вещи не связанные, и руководство страны абсолютно правильно занимается долгосрочной программой. Товкайло М., Смирнов А. Кризис до 2020 года не доживет. // Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru 29 сентября 2008 года Так во многих изданиях проводится аналогия с программой ГОЭЛРО, которой занимались в 1919 году, когда страна была в разрухе. Долгосрочные цели -- обязательное условие выхода из системного кризиса. Но практика показывает, что необходимо иметь пакет антикризисных мер, которые должны быть предусмотрены и в Концепции, ведь это, не последний кризис.

Другой серьезной проблемой Концепции является отсутствие ресурсной оценки - обязательного элемента любого стратегического документа. В результате предложенная Концепция носит декларативный, лозунговый характер пожеланий, достижение которых весьма проблематично. Квинт В. План развития нашей экономики до 2020 года больше похож на заклинание // АиФ. № от 16 июля 2008 г. Авторы Концепции явно недооценивают, по крайней мере публично, те трудности и ограничители, которые имеются на пути модернизационных реформ. Это касается в первую очередь дефицита ресурсов. Недостаточная эффективность современной российской экономики и инвестиций в нее ставит под сомнение реализуемость ряда положений Концепции. Россия еще не вышла на курс стабильного, предсказуемого развития. Более того, не вполне верно, охарактеризована и сегодняшняя траектория развития. Негативные тенденции 1990-х годов не преодолены, а по ряду параметров даже усугубляются (растущая инфляция вопреки всем прогнозам МЭРТа, дифференциация общества и т.д.). Казеннов С. Концепция-2020: в поиске реализуемого сценария // Официальный сайт Фонда исторической перспективы http://www.prospects.ru

Изучение Концепции показывает, что несмотря на заверения министра экономического равития Эльвиры Набиуллиной в Концепции не наблюдается достаточная системности ее методологии. Многие обязательные элементы системы упущены, а имеющиеся -- прогноз, анализ прошлого, цели, задачи, приоритеты -- представлены вне взаимоочередности, взаимозависимости и недостаточно подробно и аргументировано расчетами. Так очень существенным является разрыв между региональным разделом Концепции и ее национальными и отраслевыми приоритетами. В Концепции не определено, как достижение отраслевых ориентиров будет обеспечиваться в разных регионах страны. Закладываемые темпы роста российской экономики существенно отличаются друг от друга в разных разделах Концепции. Если в целевых ориентирах отмечено, что производительность труда «должна будет» повыситься в 2,4-5 раз, то в разделе рынка труда этот показатель уже существенно ниже и составляет 6,7% в период 2011-2015 годов и 7,5% в следующую пятилетку до 2020-го года, что, естественно, не сможет компенсировать существенное отставание от экономически развитых стран.

Особой декларативностью отличается раздел «Демографическая политика», в котором определяется, что население к 2025 году должно вырасти вновь до 145 миллионов со средней продолжительностью жизни 75 лет. При этом не закладывается ни дополнительных инвестиций в здравоохранение, не разработано никаких механизмов и методов достижения данных показателей. Отмечается что некоторые взятые в Концепции ориентиры, наоборот, выглядят крайне скромно. Так, указывается, что Россия займёт к 2020 году 10% рынка высокотехнологичных товаров всего лишь по 4-6 позициям. Такие показатели нехарактерны для инновационного сценария. Многочисленные показатели Концепции вызывают сомнения, а отсутствие ресурсного обеспечения приводит к недоверию к этому документу. Среди способов реализации поставленных задач важнейшее место должно отводиться, во-первых, созданию благоприятного инвестиционного климата и, во-вторых, совершенствованию правовых вопросов. Пока нет нормально функционирующего правового поля, реализовывать серьезные крупномасштабные программы очень сложно. Пока страна не справились с монополизмом, который образовался повсеместно, пока невозможно защитить свои (предпринимательские) права в суде, пока невозможно оградить собственность от рейдерства, пока российское общество не преодолеет сложившийся правовой нигилизм, будет сложно достигать целей, стоящих перед страной.Панина Е. Общество ждет детализации Стратегии- 2020 http://politik.km.ru/index.asp?data=10.04.2008%208:00:00&archive=on

В разделе внешнеэкономической политики среди приоритетов совершенно справедливо названо повышение роли России в формировании международного экономического порядка. Но при этом не предлагается мер по изменению роли России в таких организации Всемирного Банка и особенно в Международном Валютном Фонде. Всемирный Банк вообще в Концепции не упоминается. Россия не задействует мощный ресурс международных экономических организаций, что может привести к упущению даже нынешних позиций. Одним из самых неудачных моментов данного раздела является то, что Концепция не согласована с аналогичными долгосрочными программами других стран, отсюда создается впечатление будто только Россия будет двигаться вперед, а остальные участники мировой конкуренции замрут на своих. Существенным изъяном Концепции является то, что в нее не закладываются очевидные уже сегодня сложности предстоящего десятилетия. Специалисты считают, что оно будет богато на природно-климатические катаклизмы, а это, несомненно, скажется на экономике, политике, сфере безопасности. Россию ждет очень жесткая конкуренция, причем лежащая и за рамками экономики, технологий - прежде всего в политике. Не только на Западе, но и на Востоке и даже на Юге успело сложиться определенное представление о будущей роли РФ. И эта роль отнюдь не предусматривала воссоздания России ни в качестве сильного, самостоятельного центра силы и принятия решений, ни в качестве мощного экономического и технологического ядра. Казеннов С. Концепция-2020: в поиске реализуемого сценария // Официальный сайт Фонда исторической перспективы http://www.prospects.ru Поэтому российское руководство в настоящее время предпринимает подчас жесткие шаги, стремясь переубедить зарубежных оппонентов.

24 сентября 2008 года специалисты из ведущих экономических аналитических центров собравшиеся в Институте современного развития (ИСР, попечительский совет возглавляет Президент Дмитрий Медведев) и пришли к консенсусу, который вряд ли мог порадовать разработчиков Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ: "Правительство научилось оперативно реагировать в пожарном порядке, но стратегического видения пока нет. Концепция долгосрочного развития до 2020 года большинством участников совещания раскритикована. Она не просчитана с учетом всех рисков, принятие ее в нынешнем виде было бы политически наивным. Те молодые люди, которые в 2020 году будут полноценными участниками экономической жизни, будут принимать ее с иронией",-- выразил общий взгляд председатель ИСР Игорь Юргенс. Шаповалов А. Экономисты отрецензировали планы Минэкономики // Газета «Коммерсантъ» № 173(3990) от 25 сентября 2008 года Но хотя принятие документа, названного Концепцией, в существующем специалисты сочли неприемлемым, так несогласованными оставались пять ключевых вопросов - модель пенсионной системы, характер макроэкономической и бюджетной политики, вопросы регионального развития и план действий по реализации, документ был утвержден. Что означает дальнейшую доработку положений Концепции в будущем периоде с учетом названных недостатков.

Российской Федерации стали основным инструментом решения важнейших задач социального и экономического развития. Инновации - неотъемлемая часть прогресса экономики любого государства. Поэтому особенно важно изучить стратегию развития экономики России в части инноваций, ее задачи и методы реализации.

Что такое инновация?

Сравнение определений термина «инновация» зарубежными учеными

Опреде-ление термина «иннова-ция»

Шумпетер

Изменение

Результат

Средство

На сегодняшний день существует очень много определений инновации. В таблице приведен сравнительный анализ основных зарубежных теорий, определяющих инновации по-разному. Основателем же учения об инноватике принято считать И. Шумпетера, который, изучая природу изменений, связанных с мезофитпоявлением новых материалов или подходов в жизнедеятельности человека, назвал любые такие изменения инновациями.

Наиболее широко раскрывается понятие инноваций в международных рекомендациях под названием Руководство Осло и Руководство Фраскати. В этих документах, переведенных практически на все языки мира, понятие инновации трактуется как результат деятельности, который в качестве нового/усовершенствованного продукта, технологии или процесса используется на практике.

Инновации приводят к обновлению капитала и включают не только само новшество, но и этапы создания, внедрения и использования новшества для удовлетворения меняющихся человеческих потребностей.

Какими бывают инновации?

Инноватика - молодая, развивающаяся наука, поэтому существует множество направлений их деления на группы. Инновации классифицируют по характеру применения, причинам возникновения, степени влияния на производственный или иной процесс. В основном принято использовать следующую классификацию инноваций:

  1. Они ориентированы на производство и внедрение новых продуктов. При этом происходит главенствующая роль предложения над спросом в экономическом смысле. Продуктовой инновационностью можно охарактеризовать экономику России в советский период.
  2. Технологические инновации. Их часто называют процессными, так как они направлены на модификацию технологических процессов и повышают эффективность производства. Технологические инновации также часто наиболее прибыльны, так как могут приносить доход при продаже, не теряя при этом полезности для владельца.
  3. Социальные инновации. Это изменения в структуре общества и взаимоотношений в конкретных социальных группах. Они часто внедряются для изменения приоритетов в обществе, например, повышения роли общественно полезной деятельности по сравнению с личными интересами работника.
  4. Управленческие инновации. Включают адресные обновления для менеджмента организации.
  5. Экономические инновации. Оказывают влияние на развитие экономики целого региона или процесс функционирования в рыночных условиях конкретного хозяйствующего субъекта.

Закон о планировании развития инноваций в России до 2020 г.

Нормативно-правовая база развития науки и техники начала развиваться задолго до наших дней. Еще в советский период разрабатывались законы о стратегиях экономического развития государства, включающие указания по модернизации важнейших для страны производств. В рамках таких изменений были популярны от работников о повышении эффективности выполнения той или иной операции. Это было достаточно простым и дешевым методом мотивации развития нестандартного подхода людей к своей работе и позволяло без лишних трат бюджета прямо на местах усовершенствовать технологические цепочки, что приносило вполне ощутимый эффект.

Развитие инноваций также нашло свое отражение в нормативных документах, а самым важным из них стала"Стратегия инновационного развития России до 2020 года", 8 декабря 2011 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р.

Она призвана существенно изменить структуру экономики нашей страны, поднять на новый уровень технологические и научные аспекты хозяйствования, а также обеспечить возможность российскому образовательному сектору успешно конкурировать с мировыми лидерами в этой сфере.

Цели и задачи

"Стратегия инновационного развития России до 2020 года" предопределяет основные подходы и механизмы модернизации и совершенствования страны. Она содержит ключевые показатели, которых планируется достигнуть к 2020 году. Они могут меняться в зависимости от хода реализации мероприятий, заложенных в стратегии.

В частности, предусмотрено увеличение количества предприятий промышленности, что приведет к росту экспорта и доли России на международных рынках новых технологий. В качестве индикатора также указывается степень цитирования и объем публикаций российских ученых в международных научных журналах. Развитию патентования и качеству высшего образования также уделяется особое внимание.

Пути реализации

Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривает следующие мероприятия:


Стратегия «Инновационная Россия-2020» будет реализовываться с учетом приоритетов технологического развития отдельных регионов страны и эффективной государственной поддержки частного предпринимательства в области новейших разработок.

Основными механизмами реализации этой стратегии стали программы федерального уровня научно-технической направленности, а также региональные долгосрочные и краткосрочные программы развития науки, образования и инноваций.

Риски при реализации

Государственные программы Российской Федерации не всегда достигают поставленных задач. Каковы же риски того, что новая стратегия инновационного развития России до 2020 года окажется несостоятельной?

Во-первых, к негативным последствиям могут привести причины, вызванные внешними факторами:


Во-вторых, существуют и внутренние риски:

  • Существенные изменения в системе образования, которые подрывают процесс формирования потенциала научных изобретений.
  • Изменение количества ученых фундаментальной и прикладной науки.
  • Резкое сокращение финансирования образовательной отрасли.

"Стратегия инновационного развития России до 2020 года" призвана осуществить настоящий инновационный прорыв отечественной экономики и обеспечить благополучие россиянам на долгие годы вперед. Текущее реформирование образовательной отрасли как раз подтверждает нацеленность российского правительства на этот результат.