К расходам государственного бюджета относится. Государственные расходы: виды

Государственный бюджет на 2018 год принят и сформирован. Наш обзор освещает ключевые направления в экономике. Чему государство отдало приоритет в 2018 году, как будет расходоваться государственный бюджет, ожидается ли повышение зарплат государственных служащих, и что год готовит учителям.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Государственный бюджет - это важнейший инструмент регулирования финансовой сферы. Бюджет состоит из доходной и расходной части. Доходная - это та, откуда поступают денежные средства: налоги, государственные займы и т. д. Его расходная часть определяет, каким образом будут распределены аккумулированные государством средства. Какова будет направленность государственной политики, какие отрасли получат наибольшее финансирование. 2017 год не был простым для российской экономики. Сформированный на 2018 год бюджет в первую очередь опирается на курс доллара не менее 40$ за баррель нефти, а также на сокращение финансирования части программ и направлении средств в наиболее важные отрасли. Итак, остановимся подробнее на том, каким образом будет распределяться государственный бюджет.

Как будет расходоваться бюджет в 2018 году

Главными статьями расходов государственного бюджета в Российской Федерации на 2018 год являются:

Социальные расходы. Это основной пункт распределения средств расходной части государственного бюджета. Сюда будет направлено 36,4% денежных средств.

Оборона. Порядка 29% средств бюджета будет направлено на национальную безопасность.

Остальные денежные средства будут распределены между следующими категориями: общегосударственные расходы, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура, здравоохранение, СМИ, спорт, гос. долг и межбюджетные трансферты.

Подробнее хочется остановиться на наиболее значимых для населения расходных частях государственного бюджета.

Приоритетное направление политики государства. Даже несмотря на сокращение всех расходов, сумма выделенных средств на 2018 год превышает прошлый бюджет на 620 млрд и составляет 5,08 трлн рублей. Основной статьей расходов в данном направлении останется выплата пенсий, при этом ожидается 2 индексации, которые призваны перекрыть инфляцию. Остальные средства будут потрачены на различные пособия, которые также будут проиндексированы. Продлены различные программы материальной поддержки отдельных категорий граждан, в частности материнского капитала. Введены новые пособия. Например, семьям, чей доход меньше 1,5-кратного размера прожиточного минимума на одного члена семьи положено пособие на первого ребенка до достижения им 1,5 лет в размере прожиточного минимума, предусмотренного на ребенка в каждом конкретном субъекте РФ.

В отличие от социальной политики, здесь произошло сокращение бюджета. В основном оно связано со снижением инвестирования в региональные проекты. Особо существенно сокращена программа развития Дальнего Востока, снижено финансирование развития энергетики. Часть регионов в 2018 году продолжат получать гос. поддержку в полном объеме (Крым, Севастополь, Калининградская область, Северный Кавказ). Продолжится дотационная политика и для банков, в частности денежные вливания коснутся испытывающего трудности Внешэкономбанка. Такие гиганты, как Сбербанк и "ВТБ" получат средства в рамках реализации программ поддержки ипотечного кредитования. Также предполагается, что все дополнительные доходы от продажи нефти, свыше 40$ за баррель будут направляться в резервный фонд.

Приоритетные национальные направления

За несколько последних лет было разработано немало приоритетных направлений. Общее их количество порядка 45. Оптимизация бюджета, стабилизация экономики, санкции и общая экономическая напряженность привели к тому, что в 2018 году только часть из них будет профинансирована. В данном случае к расходной части государственного бюджета относятся следующие направления:

Повышение зарплат бюджетникам в 2018 г.

Заработная плата государственных служащих повысится впервые с 2013 года. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 2716-р работникам бюджетной сферы с 1 января 2018 года будет произведено повышение заработных плат в 1,04 раза, иными словами, на 4%. Таким образом, обещанное повышение зарплат бюджетникам в 2018 году все же было реализовано на практике. Также данное повышение коснется работников федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей.

Заработная плата педагогов: что ждать в 2018?

Последние годы доход учителей постепенно возрастал, согласно майским указам президента рост ее продолжится и в 2018 году. К расходной части государственного бюджета относится данная статья распределения денежных средств в весьма небольших объемах. В связи с экономическим кризисом и общим спадом в экономике темпы роста невелики. Согласно вышеуказанным указам к 2018 году уровень заработной платы должен быть повышен в 1,5 раза по отношению к уровню 2012 года и при этом на 200% превышать среднерегиональную заработную плату. В таком объеме указ не реализован. Какого-то существенного скачка в росте заработной платы учителей не предвидится. Судя по всему, будет проведена индексация, называются цифры от 5,5% до 8%. При этом поступают сведения о том, что будет реализована программа оптимизация учебного состава, учителю необходимо подтвердить свою квалификацию путем сдачи соответствующего экзамена. Будет введена градация званий педагогов, которая также будет влиять на доход. Государством выделяются следующие категории:

  • учитель-начинающий работник;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что повышение зарплат учителей в 2018 году призвано перекрыть инфляцию, большого роста не предвидится.

Итоги

К расходной части государственного бюджета относится огромный перечень направлений и программ. Часть из них получила поддержку в 2018 году, часть получила сокращение финансирования, часть вообще была заморожена. По приоритетным направлениям в социальной сфере реализован целый комплекс мер, но фактическое увеличение расходов на эту часть бюджета связано с введением новых пособий и оказанием материальной поддержки молодым семьям. Здесь и указанные выше выплаты на первого ребенка до 1,5 лет, и компенсация процентов по ипотеке, имеется в виду, что для семей, имеющих двух, трех и более детей будет действовать льготная ставка в размере 6%. В 2018 году повышение зарплат бюджетникам и учителям скорее направлено на перекрытие уровня инфляции, чем на реальное увеличение доходов. В общем и целом, по заявлению Минфина, главная задача сформированного бюджета - это перейти от стабилизации экономики к ее росту, который заявлен на уровне 2%, а также снижение зависимости рубля от цен на нефть. Каким на практике окажется новый финансовый год, покажет время.

Расходы государственного бюджета играют важную роль в развитии страны. Они являются основой обеспечения финансирования социальных программ, регулирования экономики, проведения структурной перестройки народного хозяйства, создание общих условий развития рыночных отношений, увеличение объемов кредитования юридических и физических лиц, развития международных отношений и других важных направлений деятельности. Вместе с тем, в зависимости от уровня развития государства, исторических, культурных и других факторов роль государства в решении социально-экономических проблем меняется, что, в свою очередь, влияет на объемы и структуру государственных расходов.

В процессе выполнения государственного бюджета различают расходы бюджета и расходы бюджета. Расходы бюджета - это средства, которые направляются на финансирование программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом. Расходами не считают те финансовые ресурсы, которые используются с целью погашения долговых бюджетных обязательств, а также возврат излишне уплаченных в бюджет сумм. К расходам бюджета относятся расходы бюджета и средства, направляемые на погашение основной суммы долга, возникающего в процессе финансирования бюджета.

Расходы на осуществление полномочий, которые выполняются за счет средств государственного и местных бюджетов, делятся на следующие группы:

1) расходы, которые не могут быть переданы на исполнение в АР Крым и местного самоуправления, а выполняются за счет средств Государственного бюджета Украины. Это расходы на обеспечение конституционного строя; государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства и др;

2) расходы, обеспечивающие общегосударственные функции, но передаются на исполнение в АР Крым и органов местного самоуправления. Такие расходы осуществляются на основе принципа субсидиарности с целью обеспечения наиболее эффективного их использования;

3) расходы на реализацию прав и обязанностей АР Крым и местного самоуправления.

Расходы, указанные в пунктах 2 и 3 осуществляются за счет средств местных бюджетов.

Расходы бюджета классифицируют по определенным критериям.

1) по функциям, с выполнением которых связаны расходы. Это критерии, которые принимаются во внимание при проведении функциональной классификации расходов бюджета;

2) по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются расходы. Таким образом проводят экономическую классификацию бюджетных расходов;

3) по признаку главного распорядителя бюджетных средств осуществляют ведомственную классификацию расходов;

4) по бюджетным программам осуществляют программную классификацию расходов.

Расходы по функциональной классификации, в свою очередь, делятся на расходы на обеспечение общих функций государства, АР Крым или местного самоуправления. К расходам, которые осуществляются за счет средств государственного бюджета, относятся расходы на финансирование:

Государственного управления, судебной законодательной и исполнительной власти;

Национальной обороны;

Образования и здравоохранения;

Социальной защиты и социального обеспечения;

Культуры и искусства;

Развития телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания и информационных агентств;

Физической культуры и спорта;

Государственных программ (регионального развития, реставрации среды и др.);

Пополнение государственных запасов и резервов;

Обслуживание государственного долга;

Других программ, имеющих исключительно государственное значение.

Основными видами расходов, проводимых из бюджета АР Крым и местных бюджетов, являются:

Расходы на государственное управление (на республиканском, областном, районном, городском, поселковом и сельском уровнях);

Расходы на образование и здравоохранение;

Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение;

Расходы на развитие культуры и искусства;

Расходы на физическую культуру и спорт.

По экономической характеристикой расходы делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитования. Текущие расходы относятся в общий фонд, а капитальные - в специальный. Капитальные расходы - это расходы бюджета для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности. В частности, это расходы на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, структурной перестройки народного хозяйства, выплату субвенций и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Они достигают примерно 9-10% от расходов бюджета.

Текущие расходы охватывают расходы, которые не относятся к расходам развития: финансирование национальной обороны, государственного управления, судебной власти, правоохранительной деятельности, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения, культуры и искусства и др. Они составляют примерно 90% от суммы расходов бюджета.

В Украине сумма расходов, которые используются на финансирование общих расходов, более чем в шесть раз превышает расходы развития. В большинстве стран мира государство является одним из ведущих инвесторов. В нашей стране на государственные капиталовложения приходится менее 10% общего их объема.

Кредитование - операции, связанные с предоставлением средств из бюджета на условиях возвратности, платности и срочности. На основе кредитования возникают обязательства перед бюджетом, которые предусматривают возврат полученных средств в бюджет.

По ведомственной классификации расходы распределяются среди главных распорядителей бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств - это бюджетные учреждения, имеющие право на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета. В состав распорядителей бюджетных средств, в частности, входят министерства, комитеты, комиссии, администрации, управления, агентства, университеты, службы и др. По объемам предоставленных прав распорядители делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Программная классификация расходов бюджета используется в том случае, когда бюджет формируется по программно-целевому методу.

Классификация расходов государственного бюджета приведена на рис. 7.1.

С целью финансирования непредвиденных расходов, то есть расходов, которые не имеют постоянного характера, создается резервный фонд бюджета. Его объемы, согласно законодательству Украины не могут превышать 1% от суммы расходов общего фонда государственного бюджета. Порядок использования средств резервного фонда определяется решениями Кабинета Министров Украины.

Рис. 7.1. Классификация расходов Государственного бюджета Украины

1. К доходам государственного бюджета не относятся:

а) средства от приватизации;

б) акцизы;

в) жалование государственных служащих;

г) сеньораж;

д) средства от продажи государственных ценных бумаг.

2. К расходам государственного бюджета относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) таможенные пошлины;

в) взносы на социальное обеспечение;

г) прибыль государственных предприятий;

д) проценты по государственным облигациям.

3. Доходы государственного бюджета не включают:

а) плату за использование природных ресурсов;

б) тарифы на продукцию естественных монополий;

в) таможенные пошлины;

г) субсидии;

д) аккордные налоги.

4. На состояние госбюджета оказывает воздействие величина:

а) государственных расходов;

б) налоговой ставки;

в) совокупного дохода;

г) совокупного выпуска;

д) все ответы верны.

5. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета;

б) расходы государства увеличиваются;

в) налоговые поступления уменьшаются;

г) обязательства государства превышают его активы;

д) все ответы верны.

6. Дефицит государственного бюджета - это показатель:


а) потока; б) запаса; в) и потока и запаса; г) ни потока, ни запаса.

7. Дефицит государственного бюджета возникает, если в данном году:

а) совокупная задолженность правительства положительна;

б) совокупная задолженность правительства отрицательна;

в) экспорт превышает импорт;

г) импорт превышает экспорт;

д) нет верного ответа.

8. С точки зрения макроэкономической теории дефицит государственного
бюджета равен:

а) G - Т; б) Т- G; в) G+T г) - G; д) определенно сказать нельзя.

9. Если правительство стремится иметь сбалансированный бюджет еже­
годно, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень заня­
тости;

г) будет способствовать ослаблению инфляции;

д) будет стимулировать совокупный спрос.

10. Приверженность правилу ежегодно сбалансированного бюджета ведет к
тому, что:

а) правительство не может использовать монетарную политику для стимулиро-

вания экономики в период рецессии;

б) инфляция становится постоянным явлением;

в) правительство не может снизить налоги для стимулирования экономики в пе-

риод рецессии;

г) правительство перестает пользоваться доверием населения;

д) все ответы верны.

11. Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован:

а) сокращением государственных закупок товаров и услуг;

б) повышением налоговых ставок;

в) уменьшением трансфертных выплат;

г) выпуском государственных облигаций;

д) все ответы верны.

12. Способом финансирования дефицита госбюджета не является заем:
а) у МВФ; б) у ЦБ; в) у КБ; г) у казначейства; д) у населения.

13. Финансирование дефицита госбюджета за счет внутреннего долга:

а) приводит к росту ставки процента;

б) вытесняет частные инвестиционные расходы;

в) может привести к сокращению производственного потенциала в будущем;

г) может в будущем увеличить дефицит государственного бюджета; я) все отве­
ты верны.

14. Какое утверждение верно:

а) дефицит госбюджета является показателем запаса, а госдолг - показателем потока;


б) дефицит госбюджета является показателем потока, а госдолг - показателем
запаса;

в) и дефицит госбюджета, и госдолг являются показателями запаса;

г) и дефицит госбюджета, и госдолг являются показателями потока.

15. Государственный долг - это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;

г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

16. Внутренний государственный долг равен:

а) текущему дефициту государственного бюджета;

б) государственным расходам за вычетом налоговых поступлений;

в) совокупной задолженности правительства гражданам страны;

г) все предыдущие ответы верны;

д) нет верного ответа.

17. Абсолютным показателем государственного долга является:

а) общая сумма долга;

б) темпы роста долга;

г) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП;

д) отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП.

18. Показателем бремени государственного долга для экономики является:

а) абсолютная величина долга;

б) темпы роста долга;

в) сумма процентных выплат по долгу;

г) прирост величины долга по сравнению с предыдущим годом;

д) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП.

19. Величина расходов по обслуживанию государственного долга равна:

а) величине долга;

б) отношению величины долга к объему ВВП;

в) сумме процентных выплат по долгу;

г) отношению суммы процентных выплат по долгу к величине долга;

д) отношению темпов роста долга к темпам роста ВВП.

20. Внутренний госдолг не может привести к банкротству государства, так
как правительство имеет возможность:

а) повысить налоги;

б) рефинансировать долг;

в) увеличить массу денег в обращении;

г) все ответы верны.

21. Если экономика находится в состоянии полной занятости и кандидат в
президенты обещает вдвое уменьшить государственный долг в течение че­
тырех лет за счет повышения ставки подоходного налога и сокращения го­
сударственных закупок, то такая политика, скорее всего, приведет к росту:

а) безработицы;

б) цен на потребительские товары;


в) совокупного спроса;

г) совокупного предложения;

д) темпа экономического роста.

22. К негативным последствиям внутреннего госдолга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства;

г) снижение темпов развития экономики;

д) все ответы верны.

23. Если темпы роста внутреннего госдолга выше, чем темпы роста ВВП,
то это:

а) в итоге приведет к кризису фискальной политики правительства;

б) не имеет большого значения, так как правительство страны должно собствен-

ным гражданам;

в) не представляет собой серьезной проблемы, так как происходит рост эконо-

г) не оказывает влияние на эффективность экономики, поскольку вытеснение

частных инвестиционных расходов компенсируется ростом государственных закупок товаров и услуг;

д) не оказывает влияние на изменение ставки процента.

24. Эффект вытеснения, связанный с финансированием дефицита госбюд­
жета за счет внутреннего долга:

а) сокращает частные инвестиционные расходы;

б) приводит к росту ставки процента;

в) может привести к сокращению запаса капитала и производственных возмож­
ностей экономики в будущем;

г) ведет к перераспределению доходов между частным и государственным сек­
тором;

д) все ответы верны.

25. Отрицательным последствием большого внутреннего долга не является:

а) рост дефицита государственного бюджета;

б) угроза инфляции в долгосрочном периоде;

в) вытеснение частных инвестиций;

г) невозможность погашения долга;

д) нет верного ответа.

26. Значительный внутренний госдолг является нежелательным, потому
что:

а) создает угрозу банкротства государства;

б) всегда сопровождается ростом уровня безработицы;

в) в долгосрочном периоде может привести к высокой инфляции;

г) все ответы верны.

27. Значительный государственный долг:

а) является и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах неинфляционным
способом финансирования дефицита государственного бюджета;

б) может снизить экономические стимулы к инвестированию;

в) ведет к сокращению дефицита государственного бюджета;

г) может сопровождаться оттоком капитала из страны;


д) все ответы верны.

28. К негативным последствиям внешнего госдолга относится:

а) сокращение неравенства в доходах;

б) увеличение стимулов к повышению эффективности производства;

в) отток части национального дохода за пределы страны;

г) рост доли сбережений при всех уровнях располагаемого дохода;

д) все ответы верны.

29. Значительный внешний государственный долг не может:

а) привести к кризису платежного баланса;

б) обусловить истощение золотовалютных резервов страны;

в) способствовать экономическому росту в будущем за счет притока иностранно­
го капитала;

г) привести к банковскому и долговому кризису;

д) все ответы верны.

12.3. Тест. Укажите, что из перечисленного относится:
а) к расходам госбюджета; б) к доходам госбюджета.

1. Расходы на оборону. 2. Финансирование социальных программ. 3. Ак­цизные сборы. 4. Помощь зарубежным странам. 5. Средства от выпуска госу­дарственных облигаций. 6. Обслуживание государственного долга. 7. Сеньо-раж. 8. Обеспечение развития науки и культуры. 9. Выплата пособий по без­работице. 10. Поддержка частного бизнеса. 11. Личный подоходный налог. 12. Таможенные пошлины. 13. Взносы фирм на социальное обеспечение. 14. Со­держание армии. 15. Выплата жалования государственным служащим. 16. При­быль государственных предприятий. 17. Косвенные налоги. 18. Налог на имуще­ство. 19. Содержание государственного аппарата. 20. Налог на добавленную стоимость. 21. Заем у Международного валютного фонда. 22. Выплата пенсий. 23. Налог с продаж. 24. Жалование президента страны. 25. Содержание парла­мента страны. 26. Плата за использование природных ресурсов. 27. Тарифы на продукцию естественных монополий. 28. Аккордные налоги. 29. Средства от продажи приватизируемых предприятий. 30. Проценты по государственным цен­ным бумагам. 31. Охрана общественного порядка.


Похожая информация.


1-в; 2-д; 3-г; 4-д; 5-а; 6-а; 7-д; 8-а; 9-6; 10-в; 11-г; 12-г; 13-д; 14-6; 15-в; 16-в; 17-а; 18-д; 19-в; 20-г; 21-а; 22-д; 23-а, 24-д; 25-г; 26-в; 27-6; 28-в; 29-в.

1. К доходам государственного бюджета не относятся:
а) средства от приватизации;
б) акцизы;
в) жалование государственных служащих;
г) сеньораж;
д) средства от продажи государственных ценных бумаг.
2. К расходам государственного бюджета относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) таможенные пошлины;
в) взносы на социальное обеспечение;
г) прибыль государственных предприятий;
д) проценты по государственным облигациям.
3. Доходы государственного бюджета не включают:
а) плату за использование природных ресурсов;
б) тарифы на продукцию естественных монополий;
в) таможенные пошлины;
г) субсидии;
д) аккордные налоги.
4. На состояние госбюджета оказывает воздействие величина:
а) государственных расходов;
б) налоговой ставки;
в) совокупного дохода;
г) совокупного выпуска;
д) все ответы верны.
5. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
а) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета;
б) расходы государства увеличиваются;
в) налоговые поступления уменьшаются;
г) обязательства государства превышают его активы;
д) все ответы верны.
6. Дефицит государственного бюджета - это показатель:
а) потока; б) запаса; в) и потока и запаса; г) ни потока, ни запаса.
7. Дефицит государственного бюджета возникает, если в данном году:
а) совокупная задолженность правительства положительна;
б) совокупная задолженность правительства отрицательна;
в) экспорт превышает импорт;
г) импорт превышает экспорт;
д) нет верного ответа.
8. С точки зрения макроэкономической теории дефицит государственного бюджета равен:
a) G - Т; б) Т- G; в) G+T г) - G; д) определенно сказать нельзя.
9. Если правительство стремится иметь сбалансированный бюджет ежегодно, то такой бюджет:
а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;
б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;
в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости;
г) будет способствовать ослаблению инфляции;
д) будет стимулировать совокупный спрос.
10. Приверженность правилу ежегодно сбалансированного бюджета ведет к тому, что:
а) правительство не может использовать монетарную политику для стимулирования экономики в период рецессии;
б) инфляция становится постоянным явлением;
в) правительство не может снизить налоги для стимулирования экономики в период рецессии;
г) правительство перестает пользоваться доверием населения;
д) все ответы верны.
11. Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован:
а) сокращением государственных закупок товаров и услуг;
б) повышением налоговых ставок;
в) уменьшением трансфертных выплат;
г) выпуском государственных облигаций;
д) все ответы верны.
12. Способом финансирования дефицита госбюджета не является заем:
а) у МВФ; б) у ЦБ; в) у КБ; г) у казначейства; д) у населения.
13. Финансирование дефицита госбюджета за счет внутреннего долга:
а) приводит к росту ставки процента;
б) вытесняет частные инвестиционные расходы;
в) может привести к сокращению производственного потенциала в будущем;
г) может в будущем увеличить дефицит государственного бюджета; я) все ответы верны.
14. Какое утверждение верно:
а) дефицит госбюджета является показателем запаса, а госдолг - показателем потока;
б) дефицит госбюджета является показателем потока, а госдолг - показателем запаса;
в) и дефицит госбюджета, и госдолг являются показателями запаса;
г) и дефицит госбюджета, и госдолг являются показателями потока.
15. Государственный долг - это сумма предшествующих:
а) государственных расходов;
б) бюджетных дефицитов;
в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;
г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;
д) расходов на оборону.
16. Внутренний государственный долг равен:
а) текущему дефициту государственного бюджета;
б) государственным расходам за вычетом налоговых поступлений;
в) совокупной задолженности правительства гражданам страны;
г) все предыдущие ответы верны;
д) нет верного ответа.
17. Абсолютным показателем государственного долга является:
а) общая сумма долга;
б) темпы роста долга;

г) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП;
д) отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП.
18. Показателем бремени государственного долга для экономики является:
а) абсолютная величина долга;
б) темпы роста долга;
в) сумма процентных выплат по долгу;
г) прирост величины долга по сравнению с предыдущим годом;
д) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП.
19. Величина расходов по обслуживанию государственного долга равна:
а) величине долга;
б) отношению величины долга к объему ВВП;
в) сумме процентных выплат по долгу;
г) отношению суммы процентных выплат по долгу к величине долга;
д) отношению темпов роста долга к темпам роста ВВП.
20. Внутренний госдолг не может привести к банкротству государства, так
как правительство имеет возможность:
а) повысить налоги;
б) рефинансировать долг;
в) увеличить массу денег в обращении;
г) все ответы верны.
21. Если экономика находится в состоянии полной занятости и кандидат в президенты обещает вдвое уменьшить государственный долг в течение четырех лет за счет повышения ставки подоходного налога и сокращения государственных закупок, то такая политика, скорее всего, приведет к росту:
а) безработицы;
б) цен на потребительские товары;
в) совокупного спроса;
г) совокупного предложения;
д) темпа экономического роста.
22. К негативным последствиям внутреннего госдолга относится:
а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;
б) снижение уровня жизни;
в) перераспределение национального богатства;
г) снижение темпов развития экономики;
д) все ответы верны.
23. Если темпы роста внутреннего госдолга выше, чем темпы роста ВВП,
то это:
а) в итоге приведет к кризису фискальной политики правительства;
б) не имеет большого значения, так как правительство страны должно собственным гражданам;
в) не представляет собой серьезной проблемы, так как происходит рост экономики;
г) не оказывает влияние на эффективность экономики, поскольку вытеснение частных инвестиционных расходов компенсируется ростом государственных закупок товаров и услуг;
д) не оказывает влияние на изменение ставки процента.
24. Эффект вытеснения, связанный с финансированием дефицита госбюджета за счет внутреннего долга:
а) сокращает частные инвестиционные расходы;
б) приводит к росту ставки процента;
в) может привести к сокращению запаса капитала и производственных возможностей экономики в будущем;
г) ведет к перераспределению доходов между частным и государственным сектором;
д) все ответы верны.
25. Отрицательным последствием большого внутреннего долга не является:
а) рост дефицита государственного бюджета;
б) угроза инфляции в долгосрочном периоде;
в) вытеснение частных инвестиций;
г) невозможность погашения долга;
д) нет верного ответа.
26. Значительный внутренний госдолг является нежелательным, потому что:
а) создает угрозу банкротства государства;
б) всегда сопровождается ростом уровня безработицы;
в) в долгосрочном периоде может привести к высокой инфляции;
г) все ответы верны.
27. Значительный государственный долг:
а) является и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах неинфляционным способом финансирования дефицита государственного бюджета;
б) может снизить экономические стимулы к инвестированию;
в) ведет к сокращению дефицита государственного бюджета;
г) может сопровождаться оттоком капитала из страны;
д) все ответы верны.
28. К негативным последствиям внешнего госдолга относится:
а) сокращение неравенства в доходах;
б) увеличение стимулов к повышению эффективности производства;
в) отток части национального дохода за пределы страны;
г) рост доли сбережений при всех уровнях располагаемого дохода;
д) все ответы верны.
29. Значительный внешний государственный долг не может:
а) привести к кризису платежного баланса;
б) обусловить истощение золотовалютных резервов страны;
в) способствовать экономическому росту в будущем за счет притока иностранного капитала;
г) привести к банковскому и долговому кризису;
д) все ответы верны.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.