Что такое скрытая безработица. Причины и последствия скрытой безработицы

По уровню безработицы можно судить о стране в целом поскольку, чем больше развито государство, тем меньше процент людей, которые не имеют работы. Необычным является понятие «скрытая безработица», которая все чаще возникает из-за существенного спада производства.

Что такое скрытая безработица?

Явление в экономике, при котором человек имеет место работы и формально сохраняет отношения с работодателем, но фактически занятость отсутствует, называют скрытой безработицей. Стоит заметить, что необязательной является и выплата заработной платы. К скрытой форме безработицы относится часть сотрудников, которые стали не нужны на производстве из-за сокращения выработки изделий или из-за структурных изменений.

В некоторых случаях скрытными безработными считают тех, кто хочет устроиться на работу, но не может это реализовать из-за ряда причин и чаще они не зависят от человека, а связаны с экономическим положением страны. Выясняя, что такое скрытая безработица и ее особенности, стоит рассмотреть основные формы:

  1. Чрезмерное количество сотрудников, которые получают полноценную заработную плату, так при их увольнении предприятие не понесет никаких убытков.
  2. Наличие в штате людей, которые работают не полный график, но при этом они хотели бы трудиться в нормальном режиме, но такой возможности нет из-за сокращений. Такая скрытая безработица называется «частичной».
  3. Оформление отпусков для ряда людей, которые не подразумевают сохранение . Часто эта форма безработицы приводит к тому, что присутствует вторичная занятость.
  4. Наличие внутрисменных или полнодневных простоев оборудования из-за ряда причин, например, отсутствия электроснабжения.

Скрытая и открытая безработица

С понятием скрытой безработицы разобрались, а что касается открытой, то это ситуация, когда индивид понимает, что он лишился работы и ему можно официально регистрироваться в службе занятости. Сюда относится не только регистрируемая часть населения, но и нерегистрируемый тип, то есть люди, которые работают на себя и скрывают доходы от государства, а еще те, кто просто не хотят трудиться по своим жизненным убеждениям. Скрытая и открытая безработица – это два взаимосвязанных понятия, поскольку постоянно присутствует немалая вероятность, что первый тип перейдет во второй.


Причины скрытой безработицы

Есть ряд факторов, которые могут спровоцировать появление скрытой безработицы:

  1. Предприятие для сохранения численности сотрудников, сокращает рабочий день. Проводится это с расчетом на скорое изменение экономического положения.
  2. Некоторые условия возникновения скрытой безработицы связаны с политикой самого государства, которая насчитывает некоторые льготы за зарегистрированных сотрудников.
  3. При отсутствии материальной возможности выплачивать заработную плату, предприятие отправляет сотрудников в отпуск, который не оплачивается.
  4. Описывая причины возникновения скрытой безработицы, стоит указать еще один фактор, так сотрудники предпенсионного возраста соглашаются на скрытую безработицу, поскольку им важен непрерывный .

Негативные стороны скрытой безработицы

Последствия открытой и скрытой безработицы схожи между самой. Если рассматривать их со стороны экономики, так происходит обесценивание обучения, сокращение производства, теряется квалификация и падает уровень жизни. Стоит рассмотреть и то, что происходит при скрытой форме безработицы с социальной точки зрения, например, падает рабочая активность, повышается напряжение в социуме, растет число заболеваний и усугубляется криминогенная обстановка.

Пути решения скрытой безработицы

Чтобы предотвратить массовые сокращения, необходимо проводить борьбу со скрытой безработицей.

  1. Применение гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки.
  2. Скрытая форма безработицы может быть уничтожена при ведении активной инвестиционной политики, направленной на создание большого количества экономически целесообразных рабочих мест и их дальнейшую поддержку.
  3. Увеличение пенсионных выплат и поощрение малого бизнеса.
  4. Применение разных форм вторичной занятости.

Любая рыночная экономика имеет тенденцию к колебаниям и нестабильности. Одним из ключевых критериев, оказывающих влияние на ее развитие и функционирование, представляет собой экономически активное население, которое в свою очередь делится на:

  • занятых;
  • безработных.

Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гласит: под занятыми понимаются граждане, осуществляющие трудовую деятельность по договору, подразумевающему выполнение работы за финансовое вознаграждение на принципах полной либо частичной трудовой занятости, а также располагающие любой другой работой, в том числе носящую периодический характер.

Безработными гражданами признается часть экономически активного населения, одновременно соответствующая следующим факторам:

  • отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы (без учета пособия по безработице или социальных выплат предприятия при его ликвидации);
  • наличие регистрации в социальном фонде как безработного;
  • постоянный поиск рабочего места;
  • готовность незамедлительно приступить к работе.

Международная организация труда (МОТ) имеет несколько другую точку зрения и считает, что безработные — это часть населения, не имеющая работы, способная к работе в настоящий период времени, а также ищущая работу в исследуемый период. МОТ в своем расчете использует данные о населении в возрасте от 10 до 72 лет, Росстат в своей методологии учитывает возраст от 15 до 72.

В понятие «безработное население» МОТ и Росстат не включают учащихся вузов дневной формы обучения, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, работников, задействованных на неполную ставку.

Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что безработица – это ситуация, когда трудоспособная часть населения прилагают усилия по поиску заработка, но не в состоянии найти работу или не хочет работать, так сказать считают условия труда, предлагаемые рынком рабочих мест, несоответствующими их требованиям.

Безработица – это не абстрактное экономическое понятие, а проблема, оказывающая влияние на каждого гражданина и экономику страны в целом. В большинстве случаев потеря постоянного места приводит к эмоциональной травме, ухудшению уровня жизни и стабильности человека. Для населения возможность иметь стабильный доход является одним из главных показателей успешности экономической деятельности правительства. А во время предвыборной гонки политические партии используют эту проблему для привлечения внимания электората, как наиболее острую.

Меню статьи

Показатели уровня безработицы

Уровень безработицы — это доля безработного населения в показателе величины рабочей силы

Рабочая сила – это способность гражданина к труду, общий показатель физиологических и моральных сил, которыми он оперирует и использует в процессе создания материальных благ.

Рабочая сила — ключевой фактор производства в любом современном обществе.

Уровень безработицы принято рассчитывать по формуле:

Рисунок 0

где: U’ — уровень безработицы; U — количество безработных; E – количество занятых; U+E – количество рабочей силы.

Каждая страна рассчитывает и публикует официальные данные по допустимым для уровня ее экономического развития размеры безработицы, которые являются естественными или предельно допустимыми. В течение года этот коэффициент может меняться под влиянием циклического характера развития экономики и изменением курса национальной валюты.

Естественный или предельно допустимый уровень — это уровень безработицы при полной занятости населения, в результате которого отсутствует избыточный спрос и излишнее предложение на рынке. Это состояние описывается как равновесие на рынке труда. Оно образует запас рабочей силы, способной в предельно короткие сроки совершать экономические и географические перемещения в зависимости от изменения спроса и вызванных им нужд производства. Подобный запас рабочей силы позволяет стабильно функционировать экономической системе государства.

Предельно допустимый уровень в развитых странах представляет собой следующую динамику: от 1,5-2% в Японии и Скандинавских странах до 6-8% в странах Северной Америки. Опираясь на эти статистические данные, экономисты пришли к мнению, что предельно допустимый уровень безработицы варьируется в пределах 4-6 %.

Согласно представленным в начале 2017 года Росстатом данным, уровень безработицы в России в конце 2016 года составил 5,3%, что даже превосходит ожидание Правительства РФ, заявлявшего уровень в пределах 6%.

Рисунок 1

Но рассматривая данные Росстата, необходимо учитывать, что его методология, в отличие от МОТ, учитывает только население официально ищущее работу на момент выборки. И строится на исследовании анализа отдельных категорий граждан нашей страны. Также в статистической выборке исключены данные по республике Крым. Поэтому, истинная цифра может разительно отличаться от официальной версии Росстат. Все данные по выборкам можно узнать на сайте www.gks.ru.

Формы, виды безработицы и их характеристика

Для наглядности формы, виды безработицы и их характеристика приведены в таблице.

Рисунок 2

Виды безработицы

1. Фрикционная безработица

Вызванный естественной миграцией тип безработицы, основной причиной которого является переход гражданина с одной работы на другую. Вследствие такого перемещения (в период подбора или ожидания другой работы) эти работники как бы выпадают из занятого населения.

Основными причинами фрикционной безработицы принято считать:

  • географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;
  • изменение жизненных и профессиональных интересов: переобучение, получение высшего образования, переквалификация;
  • новый этап в личной жизни: рождение детей.

Большинство специалистов по экономике считают, что в стабильной рыночной ситуации существование умеренного уровня фрикционной безработицы является, если не желательным, то, по крайней мере, естественным фактом, так как подобный переход в большинстве случаев обусловлен желанием человека получить более высокооплачиваемое или интересное место работы. А это в перспективе несет более качественное и экономически обоснованное размещение своих человеческих ресурсов.

Однако на практике соискатели работы имеют свои требования и наклонности, а существующие вакансии требуют конкретных навыков и профессиональных знаний. Это приводит к дисбалансу между ними. К тому же, не всегда информация о наличии рабочих мест появляется своевременно. А свободные места могут оказаться в другом регионе, требуя аллокацию рабочей силы. Это приводит к задержке трудоустройства и росту безработицы.

Фрикционная безработица как кратковременное явление будет полезным элементом в таком формате рынка труда, который предполагает точное соответствие свободного сотрудника предложениям рынка вакансий. В реальном мире такое равновесие невозможно, и временно нетрудоустроенные граждане приводят к росту безработицы.

2. Структурная безработица

Этот вид возникает по причине несоответствия квалификации или специальности граждан, ищущих работу с предложенными вакансиями. То есть спрос на рынке труда расходится с предложением.

Структурная безработица зачастую возникает в результате усовершенствования производства или переходе с ручного труда на автоматизированный. Также в случае переноса производства в другой регион. В результате такой оптимизации высвобожденные сотрудники вынуждены искать работу в других отраслях экономики.

Этот вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы. Человек вынужден не просто искать себе место, но и новое направление деятельности.

3. Сезонная безработица

Сезонная безработица предопределена тем, что часть отраслей экономики пребывает в непосредственной взаимосвязи с природными условиями. Наиболее ярким примером такой отрасли, является сельское хозяйство. В сфере строительства и туризма сезонность тоже влияет на количество занятых. Например, владельцы кафе в курортных зонах принимают на работу только на период май-октябрь, держать лишних сотрудников «не в сезон» для них очень затратное дело.

Уровень ее нагрузки зависит от того, насколько другие сферы экономики готовы принять освободившихся граждан. А также от желания и возможности последних пройти профессиональную подготовку или переехать в другой регион.

Тем не менее, это вид имеет одну важную отличительную черту – его можно спрогнозировать.

4. Циклическая безработица.

Возникает во время депрессии, кризиса или стагнации в экономике государства. Сокращается потребность в товарах и объемах услуг, впоследствии чего падает общий объем производства. Происходит сокращение затрат предприятий за счет урезания численности рабочих мест. Наиболее заметно проявляется в большом количестве поиска работы и малым предложением во всех структурах и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

Ее размеры высчитываются следующим образом: число занятых на данный период времени в экономике граждан минус численность работников, которые могли бы иметь рабочие места при нормальном уровне производства, то есть в условиях стандартной нагрузки всех имеющихся в производстве мощностей.

5. Институциональная безработица.

Этот вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы.

Сюда относятся:

  • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
  • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
  • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Виновником в подобной ситуации является неэффективная работа рынка труда. Отсутствие актуальной информации о наличии вакансии не позволяет работнику быстро ее занять. Или предпринять попытку переезда в другой регион. В свою очередь фирмы не видят резюме кандидатов на предлагаемые ими должности.

Высокие социальные льготы и пособия неработающим гражданам, позволяющие вести вполне нормальный образ жизни, приводят несознательную часть трудоспособного населения к решению о тунеядстве. А пониженная ставка налога на социальные пособия может оказаться привлекательней, чем достаточно ощутимый подоходный налог с заработной платы.

Формы безработицы

1. Открытая безработица.

Делится два типа:

  • регистрируемый тип (часть населения, обратившаяся за поддержкой в поиске работы к социальным фондам, то есть встала на учет в центр занятости и получает от него ежемесячно социальное пособие);
  • нерегистрируемый тип (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Росстат при составлении выборки учитывает только регистрируемых безработных, поэтому его данные могут разительно отличаться от реальных. Технология оценки МОТ предполагает учет всех категорий и является наиболее эффективной.

2. Скрытая безработица.

Это трудно определимый тип, подразумевающий под собой ситуацию, когда сотрудник официально числится в списке работающих, но фактически не участвует в производстве или участвует в сильно усеченной форме.

Скрытая безработица появляется в результате следующих факторов:

  • Содержание предприятием по разным факторам избыточного числа сотрудников, получающих полную заработную плату. И как следствие внесение расходов на их содержание в себестоимость изготавливаемой продукции.
  • Невозможность обеспечения предприятием сотрудников работой на полный рабочий день с соответствующей зарплатой, но сохранение их как сотрудников с «частичной» занятостью. В данном случае учитываются только работники, желающие, но не имеющие возможность работать на полную ставку, сотрудники, сознательно приходящие на половину дня, в расчет не берутся.
  • Оформление части сотрудников в отпуск без оплаты.
  • Регулярный простой в работе оборудования предприятия по ряду технических причин.

Причины ее возникновения:

  • администрация предприятия проводит политику сохранения численности с расчетом на скорое изменение экономического положения, вводя половинный рабочий день;
  • сохранение работников позволяет руководству рассчитывать на получение ряда льгот от государства;
  • зачастую, у предприятия нет материальной возможности выплачивать сотрудникам пособия по безработице, поэтому сотрудников принуждают уходить сотрудника, создавая плохие условия труда;
  • нежелание работников из малых населенных пунктов уходить с работы при сохранении частичного заработка, в связи с отсутствием другой работы;
  • для сотрудников предпенсионного возраста важен непрерывный стаж;
  • маленький, но стабильный доход в неполной занятости играет для сотрудника более весомую роль, чем возможность увеличения дохода при поиске нового места.

Развитие экономических отношений и конкуренция на рынке сбыта товаров и услуг вынуждает предприятия оптимизировать свою численность. Это несет в себе сокращение уровня скрытой безработицы. Главная задача на данный момент видится в том, чтобы в процессе развития рыночной экономики скрытая безработица не превратилась в открытую.

3. Текучая безработица.

Данная форма обнаруживается при высвобождении работников интеллектуального и физического труда, имеющих ключевые навыки, соответствующие всем нормам. Данная ситуация возникает по разным причинам, основные из них:

  • непропорциональное развитие отраслей промышленности в регионах;
  • периодически повторяющиеся спады, депрессии и стагнации в экономике;
  • скачкообразный спрос на рабочие кадры (недостаточный во время спада и депрессии, излишний во время производственного проста).

4. Застойная безработица.

Застойная или долгосрочная безработица – это форма отсутствия занятости гражданина в течение длительного периода. Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения, как материальных возможностей, так и эмоционального состояния безработных.

Статистически доказано, что возможность получить работу снижается, если затягивается период без постоянной работы. Отчасти это случается потому, что после достаточно продолжительных безуспешных поисков работы соискатель предпочитает оставаться на пособии как на привычном для себя обеспечении. Застойная безработица подразумевает под собой необходимость помощи с переквалификацией персонала или переездом в другой регион, где данное направление деятельности более востребовано.

5. Добровольная безработица.

Под эту форму попадают граждане, которые по различным субъективным факторам не находят нужным осуществлять какую-либо трудовую активность.

Причины могут быть разными:

  • политические и социальные взгляды на труд;
  • религия и традиции (особенно выражено в республиках Кавказа, где бытует мнение о невозможности реализации женщиной себя в профессии);
  • желание женщин посветить себя семье и ведению домашнего хозяйства;
  • нежелание работать на условиях, предлагаемых рынком труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня);
  • выпадение гражданина из социума, вызванное его образом жизни, например, бездомные, бродяги и т.д.

В любом социуме существуют такие люди. Даже в США и Европе ученые определяют их число в 14-16%. Попытки влияния, давления, перевоспитания или призывы к чувству долга и ответственности каких-либо значимых результатов не принесли. В советское время была попытка борьбы с тунеядцами, но она вполне успешно не реализовалась.

Экономические и социальные последствия безработицы

Увеличение доли физически здоровой, но не осуществляющей какой-либо экономической активности, части социума ведет к негативным результатам в различных государственных сферах. Несмотря на это, при внимательном рассмотрении у этого явления можно заметить свои плюсы и минусы.

Среди отрицательных экономических факторов выделяют:

  • расходы, которые несут государственные фонды на социальные выплаты оформленным безработным;
  • потери по недополученному фонду оплаты труда безработных;
  • потери налоговых органов от недополучения налоговых сборов в бюджет по налогам, взимаемым с физических лиц;
  • снижение уровня дохода граждан приводит к сокращению потребления товаров и их производству;
  • обесценивание полученных знаний при обучении;
  • общее снижение уровня жизни населения.

К положительным экономическим факторам относятся:

  • создание резерва рабочих групп различной квалификации для масштабного изменения структуры экономики;
  • сокращение рабочих мест провоцирует сотрудника более активно проявлять себя как необходимого предприятию специалиста, подталкивая его к повышению уровня знаний и стремлению к профессиональному росту;
  • в период вынужденного прекращения трудовой деятельности высвобождается время на переобучение, повышение квалификации или получение образования по более востребованному профилю;
  • стимулирование роста эффективности и производительности труда.

В отрицательных социальных факторах стоит отметить:

  • ухудшение криминогенного климата в регионе;
  • увеличение финансового разрыва и напряженности между различными социальными группами;
  • возрастание физических и душевных заболеваний, вызванных стрессом от потери рабочего места;
  • увеличение социальной апатии;
  • снижение уровня трудовой активности и желания к ней вследствие долгого поиска нового рабочего места.

Положительные социальные факторы:

  • изменение отношения в сознании работника о социальной ценности его рабочего места;
  • увеличение личного свободного времени для общения с семьей и творческого роста;
  • свобода выбора места работы, ограниченная только требуемыми начальными навыками;
  • изменение отношения общества к социальной значимости и ценности труда.

Основной экономический ущерб от безработицы — непроизведенный продукт. Что приводит к уменьшению общего объема производимых в стране материальных благ и оказанных услуг. Рост безработного населения ведет к сокращению потребительского спроса. Ведь заработная плата — это единственный источник заработка для большей части граждан. Ликвидация данного источника заставляет население урезать свои расходы до минимально необходимых потребностей, таких как: коммунальные услуги, питание и медикаменты. Все это препятствует росту производства менее необходимых товаров и снижению объемов изготовления товаров первой необходимости. В результате, это приводит к общему ухудшению уровня жизни населения страны в целом.

Для общества, социальных фондов и институтов, а также отдельных граждан важна социальная составляющая безработицы. Гражданин теряет не только основной источник дохода, но и в процессе длительного поиска нового места, квалификацию. А с ней уверенность в дальнейшем удачном трудоустройстве.

Социальная помощь от государства не способна обеспечить удовлетворительный уровень жизни в условиях постоянного увеличения цен на товары. А большое количество нуждающихся в нём, значительно истощает социальные фонды.

Безработица - это тяжелое и эмоциональное бремя для самого гражданина. Он выпадает из привычной среды, теряя убежденность в необходимости своих профессиональных знаний окружающим, своей квалификации и востребованности себя как специалиста в дальнейшем. Нередки случаи ухудшения физиологического и морального состояния безработного.

Для молодого поколения, у которого нет достаточного опыта работы или необходимого уровня профессиональных навыков, отсутствие рынка труда с вакансиями без опыта работа может стать тяжелым испытанием. Такие трудности приводят к обесцениванию образования.

Многолетняя практика стран с сильной и конкурентоспособной экономикой в области контроля занятости населения выявила, что рынок труда не самостоятелен, и не обеспечивает решение вопросов трудовой занятости населения без вмешательства государства.

Меры, проводимые Правительством РФ по борьбе с безработицей

Государственная политика занятости – это научно обоснованный процесс, включающий в себя меры, реализуемые органами власти в отношении рынка труда.

Её параметры:

  • совершенствование трудовых резервов, увеличение скорости их аллокации, защиту интересов участников российского рынка труда;
  • защиту и предоставление равнозначных возможностей для свободного труда всем категориям трудоспособного населения без учета их политических, социальных и религиозных взглядов;
  • предоставление условий, дающих возможность на достойную жизнь и саморазвитие гражданина;
  • всестороннюю помощь населению в развитии трудовой, производственной, творческой и финансовой деятельности, проводимой в соответствии с существующим законодательством;
  • проведение государственными фондами мероприятий, направленных на помощь гражданам, испытывающим затруднения в самостоятельном поиске рабочего места;
  • принятие превентивных мер для исключения массовой и уменьшения затяжной безработицы;
  • разработку системы льгот для предприятий, сохраняющих действующий штат сотрудников и предоставляющих в приоритетном порядке вновь создаваемые рабочие места гражданам, пребывающим в их длительном поиске;
  • законодательную координацию всех участников рынка труда для согласования их действий;
  • обеспечение взаимосвязи между государственными органами власти, профессиональными союзами предприятий, любыми другими объединениями, представляющими интересы сотрудников и администрации предприятий в выработке и исполнении актов по улучшению ситуации в занятости населения;
  • межгосударственное взаимодействие при устранении вопросов о трудовой деятельности граждан России за ее территорией и граждан сторонних государств на нашей территории, выполнять функцию контроля за исполнением международных трудовых правил.

Доклад: Скрытая безработица

В экономической литературе нет единого мнения о содержании скрытой безработицы. Суть скрытой безработицы заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. В качестве основных критериев отнесения той или иной группы населения к скрыто безработным выступают: формальная занятость (полная или частичная); неэффективное или неполное использование трудовых ресурсов. К сожалению, российская статистика не позволяет определить точные размеры скрытой безработицы. О ней можно судить только косвенно, по отрывочным сообщениям об очередном предприятии, отправившем своих работников в отпуск без сохранения содержания, или по данным о падении производительности труда. Скрытая безработица определяется в 7-8 млн. человек, хотя ученые считают эту цифру явно заниженной и говорят о 10-12 млн. человек.

Теневая занятость - это занятость, функционирующая вне правового поля. К основным факторам развития теневой экономики относят: чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; чрезмерная регламентация экономической деятельности; значительные масштабы государственного сектора в экономике. По оценкам социологов, в среднем доходы, получаемые от теневой занятости, почти на 30% выше, чем от регистрируемой.

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Существует три вида теневой экономики, которую невозможно точно оценить. Это незаконные виды деятельности (торговля оружием и наркотиками), скрытое производство (когда предприятия уводят от налогообложения часть произведенных товаров) и не зарегистрированные нигде фирмы рядовых граждан. Подсчитать полностью нелегальную экономику невозможно. Однако в Росстате стараются отслеживать ее долю во второй и третьей группах. По этим данным в настоящее время в регионах она составляет 20-25 процентов валового регионального продукта.

Среди причин, способствующих возникновению неформальной занятости в Дагестане, можно обозначить следующие:

  • - высокий уровень общей безработицы;
  • - нестабильность формальной занятости;
  • - неспособность экономики обеспечить большую часть населения достойным для жизнедеятельности уровнем доходов;
  • - стремление к обеспеченной жизни;
  • - неразвитость законодательной базы 4 .

Обычно оценки теневой занятости бывают крайне негативными. В России теневая занятость тесно взаимоувязана и переплетена с формальной.

Она присутствует практически везде, вплетена во все отрасли хозяйственного комплекса, образует неотъемлемую их часть. Говоря объективно, теневая занятость обеспечивает значительную часть населения необходимыми недорогими товарами и услугами. Некоторые легальные фирмы, используя свои производственные мощности, технику и технологию и привлекая зачастую своих же работников, выпускают "левые" товары, не различимые по качеству и ассортименту, а доступные по цене, так как их не облагают соответствующими налогами и сборами.

Одними из приоритетных направлений сокращения теневой экономики в сложившихся условиях становится определение реальных масштабов рынка труда, обеспечение занятости населения в соответствии со структурными изменениями в экономике и законодательными нормами, предупреждение массовой безработицы, расширение профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Отсутствие надлежащего оформления занятости ведет к игнорированию работодателями норм трудового права и бесправию работников, отсутствию для них социальных гарантии и правовой защиты. Это означает возможность безнаказанной эксплуатации рабочей силы, в частности, за счет заниженной оплаты труда, несоблюдения требований и норм охраны труда и его использования (высокая интенсивность и чрезмерная продолжительность труда, отсутствие выходных, оплачиваемых отпусков и т.п.). Заниженная оплата труда неформалов, в свою очередь, сокращает стимулы к совершенствованию производства и внедрению новой техники. Все это ведет к утрате здоровья работниками, деквалификации рабочей силы, снижению качества труда и производимого продукта, т.е. в конечном итоге - к снижению качества трудового потенциала России. Наконец, оплата труда в конвертах ведет к сокрытию полученных доходов и недополучению социальных и налоговых платежей. Очевидно, что эффективное управление занятостью населения невозможно без совершенствования административно-правовых и социально-экономических механизмов. А это, прежде всего: разработка новых дополнений к существующим законодательным актам о труде; определение компетенции органов государственного управления различных уровней в осуществлении политики занятости населения; включение новых экономических механизмов, направленных на создание материальных условий для функционирования системы государственных гарантий в сфере занятости населения в формах целевого финансирования, льготного кредитования и предоставления налоговых льгот объектам хозяйственной деятельности, которые обеспечивают расширение масштабов производства, создание новых рабочих мест, повышение занятости населения; финансовое обеспечение своевременной переподготовки освобождающихся кадров и подготовки тех, кто ищет работу впервые, с тем, чтобы достичь наиболее полной и эффективной занятости населения залога экономического и социального развития. безработица теневой экономика

Следует обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневых операций монополистов. Антимонопольная политика проводится через антимонопольное законодательство, которое запрещает соглашение по ценам (договор между компаниями, устанавливающий завышенную цену на товар, демпинговые цены, позволяющие вытеснить конкурентов из отрасли). Важными путями оздоровления экономики нашей страны и отказа теневиков от различных уклонений могут и должны стать следующие направления: ускорение научно-технического прогресса и создание современного высокотехнологичного производства; оптимизация финансовой, бюджетной и банковской систем; повышение активности банков в области инвестиционного кредитования; реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями чиновников.

Государство и общество, поставив целью сокращение размеров теневой экономики, должно действовать в двух направлениях: - с одной стороны, уничтожать общественно вредные криминальные ее проявления, а с другой - создавать все возможные условия для легального развития экономики.

Масштабы неформальной занятости в России могут существенно сократиться при нормализации социально-экономической ситуации в целом, снижении напряженности на рынке труда, повышении уровня жизни населения при расширении возможностей трудоустройства в формальном секторе, повышении привлекательности формальной занятости, значительном уменьшении действия факторов, побуждающих население к неформальной занятости.

С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности.

Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров.

В целях снижения скрытой безработицы необходимо:

  • -создавать новые высокотехнологичные рабочие места в инновационных отраслях экономики, обеспечивающие повышение уровня производительности труда;
  • -обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов;
  • -снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации и повышения эффективности управления производством;
  • -повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров;
  • -содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего высокую оборачиваемость рабочих мест и рост производительности труда.

Скрытая безработица - вид безработицы , который характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. Данный вид безработицы обычно получает распространение в кризисные периоды государственной экономики, когда рабочая сила практически не используется, но и формально не увольняется . Также скрытыми безработными называют людей, не занятых в трудовых отношениях и желающих найти работу, но официально не числящихся безработными .

В России

Скрытая безработица была характерной чертой рынка труда постперестроечной России. О её существовании свидетельствовало то, что несмотря на 35%-ый спад производства с 1991 по 1995 годы, занятость снизилась всего на 10 %. Большое значение этой разницы указывало на наличие фактически неработающего, но формально числящегося на предприятиях населения.

На территории России скрытая безработица больше всего распространена в регионах Дальнего Востока, что обуславливается большой стоимостью выезда из региона для работника малоэффективной организации, равно как и со сложностью привлечения новой рабочей силы в случае восстановления объёмов производства .

Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым высокоурбанизированным районам Сибири и Урала, а также в мегаполисах Москвы и Санкт-Петербурга. Во-первых, здесь сказывается более низкий (или отсутствующий) уровень занятости населения в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица присуща в наибольшей степени ввиду его сезонного характера. Во-вторых, здесь более выражены миграционная мобильность населения (отток избытка рабочей силы за рубеж в начале 90-х, а затем его приток из стран СНГ с началом экономического бума 2000-х). Но в нечернозёмной части Европейской территории страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы - это аграрные степные регионы низовий Волги и Дона, а также северо-западный экономический район, включая Калининградскую область. Скрытая безработица в целом является негативным феноменом для экономики, так как из-за отсутствия оплаты она вынуждает население искать альтернативные методы заработка в теневых секторах экономики, иногда связанных с криминалом .

Также в России к скрытым безработным относят лиц, не имеющих трудовой занятости и желающих найти работу, но официально не зарегистрированных в качестве безработных. В России зачастую это сельские жители или жители небольших провинциальных городов, в которых в принципе отсутствует возможность трудоустройства или же нет возможности посещать ближайший государственный Центр труда и занятости населения 1 раз в 2 недели, для обязательной перерегистрации, как требует "Закон о занятости в РФ" .

Эксперты объясняют разницу между официальными цифрами и рассчитанными по методике МОТ тем, что в службах занятости регистрируется не более 30% из всех уволенных россиян, остальные же ищут работу самостоятельно. Причем только чуть больше половины из них оперативно находят себе альтернативу в виде официального или неформального трудоустройства .

Так как согласно "Закону о занятости в РФ", общий срок выплаты пособий не может превышать 18 месяцев , то по истечении установленных законом 18 месяцев и в случае невозможности найти работу, у безработного отпадает дальнейшая целесообразность регистрации в качестве безработного.

Напишите отзыв о статье "Скрытая безработица"

Примечания

Отрывок, характеризующий Скрытая безработица

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.

Одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица. Как результат функционирования рынка труда безработица оказывает огромное влияние на все стороны жизни страны. Природа, причины и последствия безработицы до сих пор исследуются учеными разных направлений: экономистами, социологами, психологами и др. В практике государственного управления регулированию рынка труда с целью снижения безработицы всегда отводится одно из основных мест.

Понятие безработицы

— социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости.

В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

  • улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;
  • формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;
  • повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;
  • наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям (табл. 2.5).

Фрикционную, добровольную и сезонную безработицу относят к естественной безработице, являющейся необходимой для формирования резерва рабочей силы, составляющего потенциал трудовых ресурсов общественного производства.

Институциональная безработица является следствием несовершенства механизма регулирования рынка труда. Так отсутствие широкого доступа к информации о состоянии рынка, соотношении спроса и предложения рабочей силы создает препятствия для трудоустройства граждан, ищущих работу.

Упрощение на законодательном уровне порядка предоставления и увеличение размера пособия по безработице может снизить интерес части безработного населения к поиску места работы или доходного занятия, порождая тем самым иждивенческие настроения. Вместе с тем, как показала практика середины 1990-х гг., усложнение процедуры получения статуса безработного повлияло на уровень активности граждан, ищущих работу, следствием чего стал, к примеру, бурный рост индивидуального предпринимательства.

Структурная и технологическая безработица, по сути, могут быть отнесены к одному виду, так как причинами и той, и другой является снижение спроса на конкретный труд, вызванное развитием организационных, технических и технологических инструментов и методов управления производством.

Циклическая безработица является следствием экономического кризиса, порождаемого сложной совокупностью макроэкономических факторов и блокирующего не только формирование спроса и предложения рабочей силы, но и функционирование рынка как такового.

Термин «региональная безработица» применяется для характеристики состояния рынка труда конкретного территориального образования (области, города, района). Анализ региональной безработицы позволяет выявить специфические черты, свойственные местному рынку труда, что необходимо для выработки адекватных мер регулирования занятости и безработицы.

Экономическая безработица является одним из результатов конкуренции на товарных рынках. Появление сильных конкурентов всегда приводит к разорению, в частности, мелких производителей, вынужденных, в свою очередь, отказываться от услуг наемных работников.

Причинами маргинальной безработицы является низкая конкурентоспособность на рынке труда некоторых категорий населения: молодежь, впервые выходящая на рынок труда, женщины, лица с ограниченной трудоспособностью, граждане старшего возраста. Анализ безработицы в этих группах населения необходим для выработки мер, реализующих их права на трудоустройство.

Формы безработицы и их характеристика

Форма безработицы

Характеристика

Причины возникновения безработицы

Фрикционная

Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр.

Институциональная

Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы

Добровольная

Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать

Структурная

Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства

Технологическая

Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда

Циклическая

Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом

Региональная

Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств

Экономическая

Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе

Сезонная

Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях

Маргинальная

Безработица среди слабо защищенных слоев населения

Продолжительность безработицы, мес.

Краткосрочная

Продолжительная

Длительная

Застойная

Внешняя форма проявления безработицы

Открытая

Включает всех незанятых граждан, ищущих работу

Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех. чей труд не является необходимым

Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является се структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим признакам:

  • пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин);
  • возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста);
  • трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие);
  • уровень образования;
  • уровень доходов и обеспеченности;
  • причины увольнения;
  • ментальные группы.

Основные показатели, характеризующие безработицу

Полную картину безработицы может отразить совокупность показателей, наиболее важными из которых являются уровень безработицы и продолжительность безработицы.

Уровень безработицы (УБ) - удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах:

УБ = (Б / ЭАН)*100%.

Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МО Г, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. В первом случае это периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Федеральная служба государственной статистики. Обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации проводится во всех регионах с квартальной периодичностью на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте от 15 до 72 лет. Эта методика апробирована во многих странах мира и позволяет с высокой степенью достоверности получать данные о реальном состоянии рынка труда, субъектами которого также являются граждане, не состоящие на учете в государственной службе занятости населения, которые ищут работу собственными силами или прибегают к услугам коммерческих организаций.

Федеральной службой по труду и занятости РФ уровень безработицы определяется на основе численности официальных безработных, зарегистрированных в ее органах в установленном порядке. Эта информация необходима для оценки состояния официального рынка труда, определения динамики обращений граждан в службы занятости и планирования статей бюджета, направляемых на выплату пособий, проведение обучения безработных и другие программы стимулирования занятости.

Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Для России, как и для многих развитых стран мира, чрезвычайно актуальна проблема длительной и застойной безработицы.

При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественногоуровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы, способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.

Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы, который в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивается в 7%.

Типы поведения безработных на рынке труда

По типу поведения на рынке труда можно выделить четыре группы безработных.

Профессиональный тип. Для безработных данного типа в процессе поиска работы существенное значение имеет возможность проявить свои способности, деловые качества, повысить квалификацию, а также сама работа, предполагающая разнообразие, содержательность, возможность творчества. Являясь носителями профессионального типа экономического поведения на рынке труда, потерю работы они расценивают как неприятность, не испытывая при этом особых огорчений. Достаточно высоко оценивают свою конкурентоспособность, верят в себя и свои силы и поэтому самостоятельно и активно ищут работу, в том числе требующую более высокой квалификации. Готовы приступить к работе, как только появится что-нибудь подходящее и даже с переездом в другой город; предпочтение отдают работе в финансовых и управленческих структурах, а также сферах науки, образования и организации досуга.

Инструментальный тип. Это безработные, которым безразлична форма трудоустройства, лишь бы она обеспечивала приемлемый материальный статус. Исследования показали, что безработные данного типа ориентированы прежде всего на высокую зарплату, денежные компенсации, премии, порядок и хорошую организацию труда, удобный график работы, близкое расположение работы от места проживания. Если предлагаемая работа не соответствует их ожиданиям, они от нее отказываются. Если условием трудоустройства является перемена места жительства, либо смена профиля деятельности и переобучение на другую профессию, безработные этого типа, как правило, отказываются от работы, так как надеются еше найти занятие по своей специальности. Большинство из них не соглашаются заняться собственным делом.

Хозяйственный тип - носитель активного рыночного типа экономического поведения. В основном, с одной стороны, это руководители всех рангов всех типов предприятий и организаций (имеющие некоторый опыт организаторской и управленческой деятельности), с другой — продавцы, кассиры, буфетчики. Их объединяет общность в трудовых ценностях — это люди, стремящиеся «быть хозяином на своем рабочем месте», работать самостоятельно с ориентацией на расширение связей и знакомств. Они чаще, чем остальные, стремятся к организации собственного дела, самостоятельно ищут возможности для получения новой профессии и переобучения. Для лучшего трудоустройства готовы переехать в другой регион и даже за пределы России. Если поиски работы затягиваются, они могут заняться огородничеством, садоводством, будут подрабатывать, где придется. При выборе видов деятельности отдают предпочтение сфере услуг, организации отдыха, досуга и общественного питания.

Тип социального иждивенца. Безработные данного типа не способны к самостоятельному решению проблем занятости, основные надежды с трудоустройством у них связаны с государством. Для них характерна установка «жить на пособие государства», «уйти на пенсию». Они надеются на государственную поддержку, и в случае безработицы большинство из них обратится в службу занятости. При поиске работы их привлекает возможность иметь гарантированную работу, стабильность, даже если зарплата не столь высока, проявляя тем самым приспособленческий, потребительский, иждивенческий тип экономического поведения. Такие безработные отличаются сравнительно невысоким уровнем профессионального образования и низкой квалификацией. Главная жизненная ценность для них — стабильность положения и уверенность в завтрашнем дне, они считают, что безработицы быть не должно, согласны на любую работу, даже ниже по уровню квалификации и оплаты труда. Они в большей степени, чем другие типы, считают, что их положение существенно изменилось в худшую сторону, на рынке труда ощущают себя менее уверенно и более тревожно. В случае потери работы значительная часть из них будет сидеть дома, воспитывать детей, а также ждать, когда служба занятости подыщет им работу; часть из них согласна сменить профиль своей деятельности, но сами для этого они ничего делать не собираются.