Международные стандарты аудита оформление результатов проверки. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: структура, применение и отражение в законодательстве

Аудиторские стандарты формируют мероприятия по аудиторской подготовке вместе с требованиями по экзаменационным испытаниям на должность аудитора. Именно на них ссылаются судебные органы при проведении проверок, а также аудиторы принимают ответственные меры.

Федеральный уровень

В соответствии с федеральными стандартами осуществляют свою деятельность аудиторские организации, исключая правила нерекомендательного характера .

Эти организации, включая индивидуальных аудиторов, принимают решение о приемах и методах в своей работе, ссылаясь на законодательные правила и нормативные правовые акты.

Сюда не входят операции по планированию экспертизы и ведению ее документооборота. Всего по законодательству насчитывается тринадцать федеральных стандартов .

Разделение аудиторских стандартов состоит из трех групп :

  • общих , то есть независимых, внимательных, объективных, компетентных и прочих правил;
  • рабочих , в которые включаются подготовительные, контролируемые операции, а также внутренние проверки и подробное изучение документации;
  • отчетных , характеризующихся содержанием формы записей с датой, заголовком, подписью, причиной аудита, законами и актуальностью.

Под общими стандартами понимают анализ качества, квалификационный уровень работы аудиторов для эффективных и профессиональных выполненных решений задач, требующих выполнения данными службами.

К рабочим стандартам относятся нормы, согласно которым проводят ревизионные проверки. Это систематические целенаправленные процедуры, позволяющие аудиторам достичь соответствующего итога.

Стандартами отчетности – являются правила, применяемые на завершающей стадии экспертизы. Данные стандарты касаются содержания, распределения и передачи сведений по произведенной проверке.

Внутрифирменные

Принятые законодательством положения и правила по аудиту на федеральном уровне помогают специалистам самостоятельно, а также качественно осуществлять проверки и создавать гарантированные их результаты.

Стандарты, в соответствии с которыми проводятся экспертизы внутри фирмы, подразделяются на два вида .

На первый вид ссылаются саморегулируемые, то есть аккредитованные аудиторские объединения. Следующий тип распространяется на правила внутри компании.

Аккредитованная организация может разработать собственные нормы и систематические данные по использованию стандартов федерального значения с новыми распоряжениями по выполнению аудиторских проверок. При этом очень важно, чтобы они соответствовали законодательным стандартам по проведению экспертизы, не противоречили государственным стандартам и не занижали указанные в них требования.

Внутрифирменные правила состоят из составленных в компании пособий, инструкций, систематических разработок, инструкций и остальных документов по внутреннему алгоритму аудиторских мероприятий.

У таких стандартов могут быть разные назначения :

  • содержание общих положений по проверке;
  • формирование схемы мероприятий по аудиту;
  • составление итогов и финальных заключений специалистов;
  • специализация норм и правил;
  • создание вспомогательных служб по проведению экспертизы;
  • поиск и обучение сотрудников компании.

Планирование

Под планированием аудита понимают комплекс операций по подбору вариантов , позволяющих выбрать стратегические и тактические походы по осуществлению проверок, подобрать виды, общий размер и поочередность аудиторского процесса.

Запланированная экспертиза производится на основе следующих принципов :

  1. Комплексных , то есть включающих в себя все согласованные и взаимосвязанные этапы планирования, начиная с предварительной стадии, и заканчивая финальной.
  2. Постоянных или непрерывных , выраженных в формировании аудиторского состава, координации задач, совмещения с периодами планирования по времени и прилегающих хозяйственных объектов, к которым относятся филиалы, структурные подразделения и представительства.
  3. Оптимальных , способствующих выбору оптимальных вариантов для предстоящей экспертизы и ее проведения.

Составление плана по аудиторским проверкам включает в себя соответствующие процедуры :

  • сбор данных о клиентах, с которыми возможно организация будет сотрудничать в будущем, а именно об их деятельности, методах ведения бухгалтерских операций и проведения контроля внутри компании;
  • анализ степени значимости, то есть допустимых погрешностей и аудиторских рисков;
  • определение учитываемых моментов повышенного риска внутри предприятия, в которых должны быть сконцентрирована основная документация;
  • принятие стратегий по осуществлению экспертиз, определение производственных затрат, размера общих тарифов, а также времени, необходимого на данную деятельность.

К основным документам , применяемым в составлении аудиторского планирования, относят:

  • рабочую спецификацию по исследованию бизнеса клиентов в экономическом отношении;
  • письменную корреспонденцию о предстоящей проверке;
  • договорное соглашение на ее проведение;
  • подробное описание общего плана и программы для нее.

Итоги подготовки по аудиторскому планированию предоставляются в виде двух документов — это программа и сам план. Основываясь на полученных данных, непосредственно определив сроки и стоимость проверки, оформляется и подписывается двумя сторонами договорное соглашение.

Установленные схемы по разработке аудиторских проверок можно разделить на планирование ряда основных этапов , решаемых поочередно:

  1. Сначала на первой стадии предварительно изучают экономический субъект, непосредственно вид и способы ведения его деятельности.
  2. Затем документально оформляют отношения с данным клиентом, путем заключения с ним договора и направления письма с указанными в нем обязательствами.
  3. Далее анализируют устойчивость структуры по контролю внутри компаний экономических субъектов.
  4. На следующем этапе оценивают элементы рисков по аудиту.
  5. После этого определяют степени значимости, то есть допустимые неточности.
  6. Дальнейшее действие заключается в выявлении важных для экспертизы объектов исследования, в которых предполагаются высокий уровень внутренних рисков.
  7. Потом формируют виды методов, подсчитывают объемы и выявляют поэтапное осуществление проверок.
  8. В заключении документально оформляют полученные результаты подготовки к проведению аудита.

На первоначальном этапе оценщик определяет возможные способы выполнения экспертизы, формирует информационные сведения, применяемые на дальнейших стадиях запланированной проверки. Кроме этого, он предварительно оценивает возможные объемы, во сколько обойдется данное мероприятие.

Предположительно, выявленные сведения в течение составления плана по осуществлению экспертизы помогают специалистам установить значимые требования договорного соглашения на данную деятельность, определиться со сроками и общей стоимостью.

Дальнейшее планирование — когда оценивается степень прочности системы порядка внутреннего наблюдения и заканчивается организацией всей программы создается по схеме. Заключаются договора и проводятся подготовительные процедуры по экспертизе.

Предварительное планирование требует встречи аудитора с потенциальным клиентом и выявления целей, для чего ему нужна экспертиза и какие итоги хочет получить по завершению процесса.

Переговоры должны закончиться согласием заинтересованного в проверке лица, предоставить оценщику экономические данные по его работе, имеющие значительное влияние на формирование материальной отчетности.

Аудитору необходимо изучить экономические стороны компании клиента, составляя предварительный план по проверочным мероприятиям. Выяснение степени платежеспособности и ответственности клиента, способствует уменьшению предпринимательского риска оценщика.

Основываясь на предоставленные сведения, специалист по экспертизе определяется с задачей обязательного участия экспертов юридической области, технологической и сотрудников налоговой службы. Их консультации позволяют решить некоторые сложные вопросы , возникающие при аудиторских проверках.

Действительно, стандарты по экспертным проверкам выполняют очень значимую роль для осуществления экспертизы. Ссылаясь на них, оценщики могут наиболее объективно и подробно выразить собственную позицию, связанную с целесообразностью регистрации материальных отчетов, вместе с общепризнанными методами составления бухгалтерской отчетной документации. Таким образом, проводится грамотная и эффективная экспертиза.

Профессиональные стандарты аудита представлены на данном видео.

Для нормальной жизни в любом обществе, деловой среде и в большой экономике нужны общие правила ведения деятельности. Это позволяет не тратить время на изобретение «своего велосипеда», а сосредоточиться на развитии. Во внутреннем аудите такими правилами являются Международные профессиональных стандарты внутреннего аудита (МПСВА, далее - Стандарты)*.

Стандарты начали разрабатываться Международным Институтом внутренних аудиторов (The IIA ) в сороковых годах прошлого века. В них изложены основные правила организации функции «внутренний аудит» и методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества работы внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор», утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году (приказ Министерства труда РФ от 24.06.2015 № 398н), в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики (МОПП). МОПП на сегодняшний день состоят из 7 структурных частей, собственно «Стандарты» – это только одна, но ключевая часть МОПП. В других частях МОПП изложены миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и т.н. дополнительные руководства. Хочется обратить особое внимание на Руководства по применению Стандартов. Это гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты – он занимает почти 200 страниц. Скажем так, что под каждый стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно этот Стандарт перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый стандарт – это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф, а Руководство по применению – это толкование стандарта, которое занимает уже 1-2 страницы текста, иногда больше.

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

    Определение внутреннего аудита

    Кодекс этики

    Стандарты

      Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)

      Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»).

    Очень важный раздел Стандартов – это Глоссарий . Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее, международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях. Институт внутренних аудиторов сейчас участвует в проекте (в рамках деятельности Экспертного совета Открытого правительства) по разработке единого глоссария для сферы внутреннего аудита и контроля. Существует много терминов, которые нельзя кратким образом перевести на русский язык, они требуют дополнительных пояснений. Мы ищем для них аналоги, подбираем как можно более точные определения и формулировки. Возьмем, например, слово «стандарт». Даже оно воспринимается по-разному. В нашей хозяйственной практике «стандарт» представляется объемным документом, утвержденным приказом Росстандарта, в котором всё изложено предельно детально. В той же концепции, которая реализована в МОПП, другое представление: «стандарт» – это тезисы – короткие формулировки требований к тому или иному элементу деятельности. С дополнительными разъяснениями в других документах.

    Изменение Стандартов

    Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется. Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще. Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

    IIA , который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам (The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

    Условно, можно назвать 3 драйвера изменений . Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

    Во-вторых, это кризисные ситуации, связанные с громкими корпоративными скандалами или лопанием «пузырей» на финансовых рынках, когда задаются вопросы, а всё ли правильно делали внутренние аудиторы, чтобы помочь избежать этих негативных событий и насколько их действия отвечали интересам заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

    В-третьих, сбор предложений «снизу». Когда внутренние аудиторы в ходе своей работы сталкиваются с какими-либо сложностями, в том числе недопониманием со стороны пользователей результатов внутреннего аудита – советов директоров, высшего исполнительного руководства компаний. Иногда мы обнаруживаем, что приходится давать много разъяснений по некоторым позициям. Тогда мы сообщаем в IIA , что то-то и то-то нечетко изложено, дано не лучшее объяснение. И нужно либо поменять формулировки, либо выпустить дополнительные разъяснения.

    Стандарты в российских компаниях

    В мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются именно международные Стандарты, разработанные IIA . Поскольку Стандарты – это свод общих принципов, их использование возможно практически в любой стране, в т.ч. и в России. Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем – там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, например, Росимущества. Институт внутренних аудиторов проделал большую работу по включению ссылок на Стандарты в Кодекс корпоративного управления, (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)) и методические документы Росимущества (см. перечень документов Росимущества далее по тексту).

    Законодательство

    Стандарты ни в одной из стран не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения. Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки»: утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA . Например, ИНТОСАИ, КОСО, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

    Правительство РФ уже выпустило несколько постановлений о том, что всем гос. учреждениям нужно применять те же подходы к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, которые предусмотрены международным стандартами.

    Также и Счетная Палата РФ:

    Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов организаций. Поэтому принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

    Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

    Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

    Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

    Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

    Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

    Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

    Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

    В отношении частных организаций с корпоративным устройством есть позиция в законе о Банке России о том, что он является законодателем и имеет право определять нормы корпоративного устройства в публичных акционерных обществах (ст. 4, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). При Банке России действует экспертный совет** по корпоративному управлению, который возглавляет первый заместитель Председателя Банка России. Алексей Сонин, директор Института внутренних аудиторов, входит в его состав. Есть нормативная база – постановление Правительства и решение Совета директоров Банка России о том, что нужно внедрять кодекс корпоративного управления в гос. компаниях и ПАО – а они занимают больше 90% экономики страны. Другие – это различные бюджетные гос. учреждения, для которых правила устанавливает МинФин; у министерства есть соответствующее подразделение, которое занимается внедрением систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях организации контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств. При этом оно руководствуется моделью COSO . Конечно, при этом она интерпретируется в своих, локальных, целях, на основе Стандартов (издаются приказы Минфина, Казначейства, как делать ту или иную процедуру).

    Конечно, нет необходимости делать Стандарты обязательными. Достаточно, чтобы соответствующие документы содержали ссылки или прямо рекомендовали использовать Стандарты. Институт внутренних аудиторов постепенно эту задачу решает: уже есть профессиональный стандарт «Внутренний », утвержденный Министерством труда, Кодекс корпоративного управления, одобренный Правительством, с разделом по управлению рисками и системам внутреннего контроля и отсылкой на Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)). Есть даже модельный закон стран СНГ о внутреннем аудите

    С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

    * Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита. Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

    Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

    ** Экспертный совет по корпоративному управлению создан в целях содействия улучшению практики корпоративного управления в российских компаниях и подготовки рекомендаций по совершенствованию законодательства в области корпоративного управления. Его основными задачами являются создание необходимых предпосылок и условий для повышения качества корпоративного управления в российских компаниях, содействие совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере корпоративного управления, доведение до широкого круга лиц наилучших практик корпоративного управления с целью их внедрения (

    Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

    Дата размещения статьи: 21.02.2017

    В статье рассматриваются порядок вступления в силу и применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, их полный перечень, а также критерии оценки качества аудита, вводимые в действие с 2017 года.

    Аудит в соответствии с международными стандартами аудита

    Российский аудит вступил в 2017 г. с международными стандартами аудита. Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудиторской деятельности, а аналогичным Приказом от 09.11.2016 N 207н - еще 18 стандартов.

    Нормативными документами установлено, что международные стандарты аудита вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования, применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу на территории Российской Федерации, т.е. с 2017 г.

    Перечень международных стандартов и иных международных документов, вступивших в действие с 2017 г., представлен в табл. 1.

    Таблица 1

    Международные стандарты аудита и иные международные документы, вступившие в силу на территории России с 2017 г .

    Наименование документов

    Нормативный акт, на основании которого документ введен на территории РФ

    1. Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг"

    2. Международный стандарт аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    3. Международный стандарт аудита (МСА) 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

    4. Международный стандарт аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    5. Международный стандарт аудита (МСА) 230 "Аудиторская документация"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    6. Международный стандарт аудита (МСА) 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    7. Международный стандарт аудита (МСА) 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    8. Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    9. Международный стандарт аудита (МСА) 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    10. Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    11. Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    12. Международный стандарт аудита (МСА) 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    13. Международный стандарт аудита (МСА) 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    14. Международный стандарт аудита (МСА) 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    15. Международный стандарт аудита (МСА) 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    16. Международный стандарт аудита (МСА) 500 "Аудиторские доказательства"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    17. Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    18. Международный стандарт аудита (МСА) 505 "Внешние подтверждения"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    19. Международный стандарт аудита (МСА) 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    20. Международный стандарт аудита (МСА) 520 "Аналитические процедуры"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    21. Международный стандарт аудита (МСА) 530 "Аудиторская выборка"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    22. Международный стандарт аудита (МСА) 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    23. Международный стандарт аудита (МСА) 550 "Связанные стороны"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    24. Международный стандарт аудита (МСА) 560 "События после отчетной даты"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    25. Международный стандарт аудита (МСА) 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    26. Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    27. Международный стандарт аудита (МСА) 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    28. Международный стандарт аудита (МСА) 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    29. Международный стандарт аудита (МСА) 620 "Использование работы эксперта аудитора"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    30. Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    31. Международный стандарт аудита (МСА) 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    32. Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    33. Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    34. Международный стандарт аудита (МСА) 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    35. Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    36. Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    37. Международный стандарт аудита (МСА) 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    38. Международный стандарт аудита (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"

    Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

    39. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    40. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    41. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3400 (ранее МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    46. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 (ранее МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    47. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    48. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

    МСА применяются начиная с 2017 г., при этом если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., то аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.

    Порядок признания международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России определен соответствующим Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (далее - Положение).

    В частности, решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Положением. В случае если решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Международной федерации бухгалтеров, экспертиза не проводится. Документ, содержащий международные стандарты аудита, признанный подлежащим применению на территории Российской Федерации, прекращает действие с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.

    В случае если при применении на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, между текстом указанного документа на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, уточнение текста документа, содержащего международные стандарты аудита, на русском языке осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров.

    Контроль качества аудиторской деятельности

    Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

    В связи с переходом на МСА в ближайшее время необходимо привести в соответствие с ними документы, регулирующие отдельные аспекты аудиторской деятельности, а именно:

    Перечень аудиторских услуг;

    Вопросы профессиональной этики аудиторов и аудиторских организаций;

    Особенности аудита малых экономических субъектов;

    Внутренний и внешний контроль качества аудиторских услуг;

    Другие аспекты аудиторской деятельности.

    Все необходимые изменения в нормативно-правовой базе аудиторской деятельности предполагается предусмотреть в рамках Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, проект которой был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23 июня 2016 г. Концепция развития аудиторской деятельности направлена на обеспечение и повышение качества аудиторских услуг, снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации .

    Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита .

    Минфин России в Информационном сообщении от 03.10.2016 N ИС-аудит-7 доводит до сведения, что Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол N 26) одобрены критерии оценки качества аудита. Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов (ранее - каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливала и применяла собственные критерии оценки). Они будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

    При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:

    - оценка "1" - ;

    - оценка "2" - ;

    - оценка "3" - выявлены существенные неустранимые нарушения.

    Результатом проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора, не осуществлявших аудиторскую деятельность, станет одно из следующих заключений: существенные нарушения не выявлены или выявлены существенные устранимые нарушения.

    В случае когда существенные нарушения при проверке не выявлены, проверенной аудиторской организации (индивидуальному аудитору) будет выдаваться . По результатам внеплановой проверки и в случае выявления существенных нарушений при плановой проверке саморегулируемая организация аудиторов будет выдавать выписку из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

    Оценка качества работы аудиторских организаций и аудиторов при проведении ими аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности будет осуществляться в соответствии с установленными едиными критериями.

    Кроме этого, определены оценки и виды заключений, формируемых при соответствии определенным критериям, а также виды документов, выдаваемых по результатам проводимых проверок.

    Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов.

    Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (одобрены Советом по аудиторской деятельности 22.09.2016, протокол N 26) представлены в табл. 2.

    Таблица 2

    Единые критерии оценки качества аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подходапри осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

    Вид заключения

    Критерии

    Существенные нарушения не выявлены

    1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

    2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

    3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется

    Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

    Выявлены существенные устранимые нарушения

    1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

    2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не в полной мере обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

    3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

    Выявлены существенные неустранимые нарушения

    1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований и (или) Федерального закона "Об аудиторской деятельности", и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

    2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований

    Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

    В случае когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла (не осуществлял) аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается одно из заключений, представленных в табл. 3.

    Таблица 3

    Виды заключений по результатам внешнего контроля качества работы при отсутствии аудиторской деятельности

    Вид заключения

    Критерии

    Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки

    Существенные нарушения не выявлены

    2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

    3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля способны в целом обеспечить соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

    4. Характер выявленных нарушений не предполагает осуществление организационных мер по их устранению и обеспечению качества аудиторских услуг

    Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

    Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности

    Выявлены существенные устранимые нарушения

    1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял).

    2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) условий членства в саморегулируемой организации аудиторов.

    3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля недостаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

    4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

    Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

    По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

    С 1 октября 2016 г. согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

    Литература

    1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
    2. Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576.
    3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
    4. Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
    5. Информационное сообщение Минфина России от 03.10.2016 N ИС-аудит-7.
    6. Лосева Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 340 с.
    7. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита: признание и применение в России // Аудитор. 2016. N 11. С. 44 - 48.
    8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru.

    Аудит - это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором - об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

    Когда проведение аудита — обязанность

    Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .

    Основные критерии обязательного аудита - критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором - в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

    Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

    Обязательный аудит за 2017 год: критерии
    Критерий Условие
    Организационно-правовая форма или вид деятельности акционерное общество;
    — кредитная организация;
    — бюро кредитных историй;
    профессиональный участник РЦБ;
    страховая организация;
    — клиринговая организация;
    — общество взаимного страхования;
    — организатор торговли;
    — негосударственный пенсионный или иной фонд;
    — акционерный инвестиционный фонд;
    управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
    Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
    Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
    Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
    Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    * За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

    ** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

    Прочие критерии обязательного аудита

    Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

    В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:

    Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

    С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

    • согласование условий аудиторских заданий;
    • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
    • аудиторская документация;
    • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
    • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
    • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

    Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

    Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

    Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

    Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита. Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

    Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

    Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

    Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

    Последствия для бизнеса

    Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

    Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

    Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

    Последствия для бухгалтерии

    Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

    Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

    Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

    С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

    Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

    Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

    Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

    Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.