В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.
Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.
Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.
Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .
Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.
Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.
Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.
Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).
Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.
Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.
Объектами государственного регулирования являются:
1) экономический цикл;
2) отраслевая и региональная структура экономики;
3) условия накопления капитала;
4) занятость и цены;
5) денежное обращение;
6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
7) условия конкуренции;
8) состояние окружающей среды;
9) внешнеэкономические связи и т.д.
Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.
Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.
Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.
Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.
Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :
1. Устойчивый экономический рост.
2. Оптимальная занятость.
3. Экономическая эффективность.
4. Стабильный уровень цен.
5. Экономическая свобода.
6. Справедливое распределение доходов.
7. Экономическая обеспеченность граждан.
8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.
Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.
Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.
Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.
Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.
Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.
Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.
Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.
Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.
Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.
Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.
Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .
Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.
В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.
Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.
Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.
К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.
К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).
Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.
Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.
Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).
Методы государственного регулирования |
||||||
Административные |
Экономические |
|||||
Косвенные |
||||||
Государственное законодательство |
Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий |
Государственное предпринимательство |
Социально-экономическая политика |
Внешне-экономическая политика |
Денежно-кредитная политика |
Налогово-бюджетная политика |
Инструменты |
||||||
лицензирование |
субвенции, прямые субсидии, |
минимальная заработная плата |
таможенные пошлины | |||
регистрация |
пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных |
комплексные программы |
размер пенсий, пособий по безработице |
нетарифные методы регулирования |
обязательные резервы банков |
гос. расходы |
регламентация |
льготные кредиты |
государственные инвестиции |
курс нац. валюты |
операции открытого рынка |
гос. заказы |
|
антимонопольные запреты |
субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам |
валютные интервенции |
займы, субсидии, субвенции. дотации |
|||
квотирование |
кредитные льготы |
компенсации |
||||
запреты. разрешения |
золотовалютные резервы |
налоги (ставки, льготы) |
Рисунок 5. Методы государственного регулирования
Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.
Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .
Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.
В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.
Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.
На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.
Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.
Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).
Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.
Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.
Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.
Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.
Государственные программы могут быть:
1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);
2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);
3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).
Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.
Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.
Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .
Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .
Причинами фиаско (провалов) государства может быть:
1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;
2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.
Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.
Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты
Лекция
Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.
Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, чтополитики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.
Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могу быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.
Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует наглядно данную ситуацию.
Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.
Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.
По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.
Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:
1. Объем государственных расходов.
2. Темп изменения реальной заработной платы.
3. Уровень занятости.
4. Индикатор распределения доходов.
5. Размеры инвестиций.
6. Совокупный спрос.
7. Уровень производства.
8. Сальдо платежного баланса.
Позже, в 70-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:
1. Полная занятость.
2. Стабильность цен.
3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.
4. Устойчивый уровень экономического развития.
В конце 1980-х - середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи:
1. Полная занятость.
2. Борьба с инфляцией.
Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия.
Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим направлением государственной политики, как показывает практика 90-х гг., является борьба с высокой хронической инфляцией.
Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.
Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.
Вопросы для самопроверки:
1. Как связаны между собой теория государственного регулирования экономики и нормативная экономическая теория?
2. Определите, что понимается в экономической теории под государственным регулированием экономики (ГРЭ)?
3. Какими факторами обусловлена объективная необходимость включения государства в экономические процессы?
4. Каковы экономические функции государства?
5. Каковы конечные цели экономической политики (ГРЭ)?
6. В чем заключается, согласно Я.Тинбергу, важнейшая проблема экономической политики государства?
7. Что такое целевая функция?
8. Сколько элементов, по мнению Я.Тимбергена, должно входить в состав целевой функции?
9. Как изменялись представления о целях ГРЭ в 70-х годах, в конце 1980-х середине 1990-х XX века?
10. В каких отношениях друг к другу могут быть цели макроэкономической политики?
11. Каковы основные формы вмешательства государства в экономику?
12. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?
13. Что является основой понимания экономических приоритетов?
14. Каков механизм их определения? Должен ли приоритет определяться общественным интересом или личным?
15. Какова объективная основа деления методов государственного регулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится использовать, как правило, оба варианта?
16. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?
#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4.
Тест учебный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты)
N- Отрицается
N+ Не отрицается
N- Не изменилась
N- Снизилась
N+ Выросла
N- Четыре элемента
N- Шесть элементов
N+ Восемь элементов
N+ Сложную структуру
#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4.
Тест контрольный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструмент)
S Система целей экономической политики имеет:
N- Простую структуру
N+ Сложную структуру
S Размеры государственного сектора экономики служат:
N- Абсолютным критерием экономической роли государства
N+ Одним из критериев экономической роли государства
S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории:
S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить:
N- Четыре элемента
N- Шесть элементов
N+ Восемь элементов
S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП:
N- Не изменилась
N- Снизилась
N+ Выросла
S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют:
N- Прямые методы регулирования
N+ Косвенные методы регулирования
S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов:
N- Отрицается
N+ Не отрицается
S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является:
N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов
N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики
S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно:
N- Достижения главной цели (благосостояния общества)
N+ Выполнение подчиненных задач
S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что:
N- Государство главной движущей силой экономического развития
N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров
N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства
Список литературы:
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.
2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров, 2002 г.- 832 с., гл. 17.
3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.
4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.
Экономики
Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения для достижения определенных целей. При этом различают главную цель ГРЭ – стабилизация и приспособление (адаптация) существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования, которая конкретизируется в других целях. Эти цели называются конкретными, и связаны они непосредственно с объектами ГРЭ. Эти цели были обозначены в теме 1 данного курса как цели макроэкономической политики государства.
Объекты ГРЭ – это как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, это условия, процессы, отношения, элементы, секторы и регионы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще, а также, наднациональный уровень межгосударственных союзов. К таким объектам относят: экономический цикл, секторальную, отраслевую, региональную структуру национального хозяйства; цены; занятость; денежное обращение; платежный баланс; условия конкуренции; социальные отношения и др.
Субъектами ГРЭ, как следует из определения последнего, являются: центральные (федеральные), региональные, муниципальные органы всех ветвей власти – законодательных, исполнительных, судебных, построенных по иерархическому принципу и др.
Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой - конкретные методы и инструменты (регуляторы), с помощью которых государство осуществляет эти функции.
Устойчивая тенденция к расширению экономических и социальных функций государства начинает прослеживаться во всех развитых странах с начала ХХ века. Ее зафиксировали исследователи всех направлений, в том числе и марксистского. В марксистской литературе эта тенденция получила название государственно-монополистический капитализм – процесс сращивания силы государства с экономической силой монополий. Формирование государственно-монополистического капитализма рассматривалось этим направлением как результат экономических, политических, социальных противоречий, которые порождены комплексом внутренних и внешних причин. В немарксистской литературе усиление экономической роли государства связывают с «провалами» (осечками, фиаско) рынка, то есть с обнаружением тех областей экономической жизни, где рынок не способен решить возникающую проблему. Это: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага. Эти проблемы образуют нижнюю границу государственного вмешательства. Они были рассмотрены в курсе микроэкономика (тема 9).
Однако в современном мире направление деятельности государства значительно шире, о чем свидетельствует материал, изложенный в темах 3,4,5,8 данного курса. Верхняя граница государственного вмешательства связана:
· с перераспределением доходов и обеспечением права на стандарт благосостояния всем слоям независимо от форм результатов экономической деятельности.
· с обеспечением права на труд для тех, кто может и хочет работать. Поэтому обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы (выплата пособий безработным; организация для них системы переобучения, переквалификации; установление минимальных уровней заработной платы для занятых и т.п.).
· с обеспечение прорывов в области науки, технологий, структурных преобразований. Речь идет, например, о фундаментальной науке или о инвестициях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса. Здесь не обойтись без участия государства.
· с решением внешнеэкономических проблем. Имеются в виду многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежным балансом и многое другое.
· с необходимостью в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антициклической профилактике, так как любая экономика не имеет врожденного иммунитета против инфляции, любой экономике присуща цикличность развития.
Очевидно, что ГРЭ связанна со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Постепенно государство интегрируется в рыночное хозяйство, то есть происходит симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка. Об этом свидетельствует формирование функциональных экономических систем (ФЭС).
Под ФЭС понимается динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. между странами ФЭС поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течении трех месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% общего числа трудоспособного населения и т.д.
К современным ФЭС относятся:
· Система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции; обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны монополии; регулирует деятельность естественных монополий.
· Система, регулирующая размеры денежной массы с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков и др.
· Система поддержания внутренних цен.
· Система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, которая начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, захватывающих значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушающих сложившееся равновесие и другие системы.
Названные и другие ФЭС в совокупности образуют функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поддержанию ее устойчивого роста. Экономические функции государства многообразны и сложны, но можно выделить следующие основополагающие функции.
1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществление этой функции предполагает, прежде всего, антимонопольное регулирование.
3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты
5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с международной миграцией капитала и рабочей силы, достижением и сохранением национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике и т.п.
2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике
Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.
Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степени ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.
В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.
Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.
К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий, антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования:
- Антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков.
- Внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.
- Социальная защита, т.е. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.
- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.
Таким образом, сфера применения административных инструментов достаточно широка.
Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические методы регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их характеристику.
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).
2. Финансовая политика - это мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны (тема 6).
3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии экспортного кредита, использование двухсторонних и многосторонних экономических соглашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)
4. Регулирование международного движения капиталов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает установление приоритетных секторов экономики для иностранных инвестиций, регулирование распределения прибылей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.
По мере усложнения задач по регулированию экономики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объектами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направления научных исследований.
Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные экономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.
Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые программы.
На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие показатели народного хозяйства.
Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только индикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер.
Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.
Государство способно осуществить свои экономические функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.
Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:
1. Из сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государственной собственности. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.
2. Из сферы государственных финансов, центром которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы - с выполнением государством ряда задач и функций.(тема 6)
3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государственную денежную систему (тема 7).
Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост государственного сектора.
Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вызывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.
Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:
1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного капитала; меры по демонополизации экономики.
2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).
3. Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот и т.п.
4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.
Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.
Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните почему государство вынуждено вмешиваться в рыночный механизм. Как это связанно «несостоятельностью» рынков.
2. Что понимается под государственным регулированием экономики, каковы его цели, объекты и субъекты?
3. Что понимается под функциональной экономической системой и какие современные функциональные экономические системы Вы знаете?
4. Охарактеризуйте основополагающие функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поясните, через какие социальные и экономические инструменты они реализуются.
5. Что такое прямые и косвенные методы государственного регулирования, в каких областях их применение наиболее оправданно?
6. Что собою представляет государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования экономики.
7. Что такое государственный сектор экономики и почему его рассматривают как экономическую базу государственного регулирования экономики?
8. Существует ли «верхняя» граница государственного вмешательства в рыночные механизмы. В чем может проявится «несостоятельность» государства.
Тема 6.Государственный бюджет и финансовая политика государства.
1. Государственный бюджет и бюджетная политика.
2. Налоги и налоговая система.
3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, « осуществляемых государственными структурами и общественными » организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.
В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию системы государственного регулирования экономики. В процессе этой разработки необходимо учитывать ряд обстоятельств:
1) создавая теорию государственного регулирования экономики, необходимо отказаться от неоправданных представлений, понятий и стандартов, но одновременно сохранить накопленный положи тельный опыт;
2) разрабатывая теорию государственного регулирования экономики, следует избегать гипертрофии, как общего, так и особенного (специфического) в ней;
3) в процессе разработки теоретических основ государственного; регулирования экономики необходимо обладать даром предвидения, т.е. улавливать перспективные тенденции экономического развития;
4) следует апробировать на практике теоретические положения
государственного регулирования экономики, другими словами, теория должна ориентироваться на решение практических задач.
Национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования, поскольку она представляет собой:
1)многоуровневую хозяйственную систему с разветвленной
структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем);
2)интегральную взаимосвязанную систему хозяйственных объектов, отличающуюся многомерностью и во многом детерминированностью;
3)сложную систему, включающую экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития;
4) вероятностную динамичную систему, развивающуюся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, изменений в области идеологии, а также целей и интересов основ ной части населения.
Системно-структурный аспект дает возможность провести группировку элементов национальной экономики по различным признакам. Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности. Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и сложностью решаемых задач: макроэкономическую, мезоэкономическую и микроэкономическую.
Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.
Особняком стоит государственный сектор, который одновременно служит и объектом и инструментом государственного регулирования.
К традиционным объектам государственной собственности относится национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (леса, реки, озера, воды, парки, и др.). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструктуры; транспорт, связь, энергетика, институты денежно-кредитной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия.
Государственное участие осуществляется также через смешанные корпорации и другие формы общественного контроля. Так, в Швеции в собственности государства находится не более 5% основных производственных фондов, однако оно перераспределяет до 80% национального дохода. В США на долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг. В государственном секторе западных стран занята большая группа людей: 11% общей численности трудоспособных лиц во Франции и Италии, до 8-9% - в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Становление и развитие государственного сектора в развитых странах проходило практически в одних и тех же отраслях (угольной промышленности, электроэнергетике, морском, железнодорожном и воздушном транспорте, авиации и космонавтике, ядерной энергетике и т.п.).
В настоящее время роль государства связывают с возрастанием доли государственных расходов в валовом продукте. И хотя часть расходов действительно связана с содержанием государственного аппарата, в промышленно развитых странах расходы составляют 2-3%. Как показывает практика, государственное регулирование в области перераспределения доходов (в целях уменьшения социального неравенства) и ресурсов (в целях поддержания налоговой и ценовой политикой межотраслевых пропорций и частного сектора кредитами и субсидиями) направлено на макроэкономическую стабилизацию. В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является упрощенным.
Представляется, что субъекты государственного регулирования экономики - это носители, выразители и исполнители экономических (хозяйственных) интересов. К последним относятся юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Иначе говоря, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны.
Таким образом, государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным исполнителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.
Любой субъект государственного регулирования имеет свои интересы, зависящие от его социально-экономического положения, характера и вида деятельности и регионального расположения. Действиями этих субъектов обеспечивается обратная связь с ними органов, осуществляющих функции государственного регулирования; экономики. Эта связь достаточно жесткая и прослеживается в показателях развития национальной экономики.
Во-первых, успех (неудача) государственного регулирования экономики находит отражение в темпах экономического роста, изменениях структуры национальной экономики, состоянии платежного баланса, устойчивости национальной валюты и т.д.
Во-вторых, об успешности государственного регулирования экономики можно судить по результатам, которые не всегда могут быть количественно измерены (например, степень социальной напряженности, недовольства определенных слоев общества социальной политикой государства и т.п.).
В-третьих, успех (неудача) мер государственного регулирования экономики проявляется в их поддержке (бойкотировании) носителями экономических интересов.
В этой связи необходимо отметить, что уточнение функций и форм государственного регулирования экономики необходимо увязывать с общим историческим фоном развития общества, определенной комбинацией ценностей и различных интересов в обществе. Изменение соотношения интересов в обществе неизбежно приводит, с одной стороны, к смене функциональной деятельности государства, а с другой - к необходимости последующей трансформации национальной экономики. В соответствии с этим государственное регулирование экономики должно улавливать динамику смены приоритетов в ценностях общества и предусматривать адекватные механизмы для их обеспечения применительно к реалиям жизни.
Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения комплекса различных целевых установок.
6.3. Роль государственного регулирования
В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли как в командной, так и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому неверно представление о том, что государство в переходный период должно в значительной степени уступить свои функции рынку. Во всяком случае, на первых этапах реформирования роль государства должна быть достаточно активной для того, чтобы предотвратить анархию и криминальный характер экономики, придать реформам необратимый характер. Государство также должно обеспечивать социальные гарантии малоимущим слоям населения, защищать их от негативных последствий рынка, инфляции, безработицы.
Кроме того, только государство может сохранить от развала производственный потенциал страны, противостоять монополиям, оказывающим мощное противодействие рыночным преобразованиям. Там, где существует монопольная власть, цены не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, не действует рыночная конкуренция. Противостоять монополиям и преодолеть монополизм способна лишь государственная власть, проводящая разгосударствление и приватизацию предприятий-монополистов, принимающая антимонопольное законодательство. Следовательно, роль государственного регулирования на первоначальном этапе переходного периода остается решающей.
Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если вмешательство государства в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия вытесняет механизм конкуренции.
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно и инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно- денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:
1) цели государственного регулирования;
2) методы регулирования (административные, правовые; организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
3) формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
4) субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
5) объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).
Регулирующие функции государства в переходной экономике обеспечивают:
. общественную эффективность — создание условий для экономического роста на основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического процесса;
. общественную стабильность — переход к устойчивому развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;
. общественную справедливость — перераспределение доходов, защита нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.
Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий “правила игры”. В роли партнера оно, например, обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества, — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ также занимается государство.
Что касается функций государственного регулирования, то прежде всего отметим, что государство в переходной экономике, с одной стороны, выполняет те же функции, что и в любой другой системе. Так, оно обеспечивает население “общественными благами”, защищает общество от “внешних эффектов” (охрана природной среды), регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.
Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.
С другой стороны, одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудность государственного бюджета создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Государство в переходный период использует прямые и косвенные методы регулирования. При выборе вариантов использования конкретных методов необходимо учитывать опыт развитых стран. Так, в США накоплен значительный опыт использования преимущественно косвенных (экономических) методов регулирования экономики. Во Франции и Японии применяется более сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов. Для социально ориентированной рыночной экономики Австрии, Германии и Швеции характерно активное участие государства в регулировании отношений в социальной сфере.
На первоначальном этапе переходного периода преобладают прямые методы государственного регулирования (плановые, директивные задания, госзаказ). Это обусловлено следующими причинами. Во- первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая преимущественно косвенными методами, еще не создана в полной мере. В-третьих, глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только с помощью прямого воздействия государства.
Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения целей устойчивого развития общества.
Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени значимости и срокам достижения.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
1. Создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: институты частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.
2. Перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.
3. Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; снижение уровня инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте определение переходной экономики и выделите ее существенные черты.
2. Назовите основные черты рыночной системы хозяйствования.
3. Охарактеризуйте этапы трансформации экономики на примере одной из стран СНГ.
4. Каковы формы и способы приватизации и условия их применения?
5. Что является наиболее характерным для изменения механизма хозяйствования в переходный период?
6. Назовите приоритетные задачи экономического развития на современном этапе на примере стран СНГ.
7. Охарактеризуйте социально-экономическую структуру общества переходного к рынку периода.
8. Чем отличаются понятия “государственное регулирование экономики” и “государственное вмешательство в экономику”?
9. Как изменяются методы государственного регулирования экономики на различных этапах перехода к рынку?
10. Дайте оценку основных направлений государственного регулирования экономики на примере отдельных стран.
1. Переходная экономика.
2. Командная экономика.
3. Разгосударствление.
4. Приватизация.
5. Либерализация.
6. Стабилизация.
7. Демонополизация экономики.
8. Антимонопольное регулирование.
Литература
Бар Р: Политическая экономия: В 2 т. / Пер. с фр. М., 1994.
Макконнелл K.P., Брю C.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1999.
Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995.