Аграрное население. Аграрные общества

  • Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких вот обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Напишите отзыв о статье "Аграрное общество"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аграрное общество

– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.
Так и назвали со временем эту Долину – Долиной Магов, как бы предупреждая непосвящённых о возможности встретить там неожиданные и удивительные чудеса... рождённые мыслью и сердцем одарённых... С Магдалиной и Ведуньей Марией пришли туда шесть рыцарей Храма, которые, с помощью живших там друзей, поселились в их необычных замках-крепостях, стоящих на живых «точках силы», дававших живущим в них природную мощь и защиту.

Магдалина же на время удалилась со своей малолетней дочуркой в пещеры, желая быть вдали от любой суеты, всей своей наболевшей душой ища покоя...

Скорбящая Магдалина в пещерах...

– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.

Традиционное (аграрное) общество

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.

Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.

В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Понятие аграрного общества

Определение 1

Аграрное общество – это исторический этап общественно-экономического развития, наибольшее значение при котором имеют ресурсы, производимые в сельском хозяйстве.

Его возникновение стало возможно благодаря неолитической революции. Главным отличием от охотничье-собирательского общества является тот факт, что люди в аграрных обществах владеют способами получения большего количества продукции с минимально занимаемой площади. В связи с данным фактом многократно увеличивается плотность населения в таком обществе, что в свою очередь неизбежно влечет за собой усложнение социально – политической организации существующего общественного строя.

Основные характерные черты аграрного общества

  • для данного типа общества характерна слабая социальная дифференциация среди его членов;
  • подавляющее преобладание сельского населения над городским;
  • основным типом производства является сельское хозяйство;
  • слабое и незначительное развитие промышленных отраслей;

Характеристика аграрного общества

  1. Технологическую основу аграрного типа общества и аграрной цивилизации в целом составляет разнообразие применяемых людьми сельскохозяйственных орудий с использование энергии человека и животных. Благодаря данному разнообразию возможно возникновение семейной и иной кооперации людей, которая позволяет осуществлять более активное воспроизводство материальных благ.
  2. Демографические и социальные особенности аграрного общества заключаются в главенствующей роли патриархальной семьи, которая включает родителей, детей, прародителей, родственников, проживающих совместно и занимающихся одним делом для получения лучшего результата.
  3. Основу экономической подсистемы аграрного общества составляет земледельческий способ производства, основным предметом труда в котором является земля и постоянно связанная с ней жизнедеятельность человека.
  4. Промышленное производство аграрной эпохи характеризуется изготовлением железа и стали, изобретением железного и стального инструмента и оружия, а также применением производственных знаний и силы людей в процессе обработки земель.
  5. Экономическая сила данной эпохи заключается в частной и общинной собственности на средства обработки, орудия труда и землю. В данный период развития общества происходит процесс углубления разделения труда, происходит активный рост ремесленного сектора.
  6. Политическая подсистема аграрной эпохи представляет собой неустойчивую империю, которая опирается на армию, существующую в обществе бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление. Времена возникновения и существования аграрного общества характеризуются непрерывными войнами, которые стали особенно кровопролитными в связи с изобретением железного оружия. Так же по причине постоянной военной угрозы со стороны активно идет процесс укрепления городов, которые обносились стенами, рвами, охранялись армией практически постоянно.
  7. Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется господством над сознанием людей мифологии и религии. Для аграрного общества характерна борьба между различными религиозными и мировоззренческими системами. Идет активное строительство храмов, развиваются музыкальное, танцевально и архитектурное искусства. Появляются зачатки образования и науки.
  8. Общественное сознание в аграрном обществе носит мифологический, религиозный характер и представляет собой совокупность мифов, в которые безоговорочно верят. В сознании людей бессознательное господствует над сознательным, а духовное развитие отодвинуто на второй план.

1) В аграрном обществе подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве , его доходы и богатство в значительной мере основывались на сельском хозяйстве и на владении землей. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались в значительной мере на сельскохозяйственных предприятиях. 2) Эффективность сельского хозяйства была невелика . Излишки (то, что оставалось от сельскохозяйственной продукции после того, как был накормлен ее непосредственный производитель), которые можно было бы продать на рынке, составляли очень небольшую часть всего урожая. 3) В аграрном обществе люди часто жили мелкими общинами , совместно владея землей и обрабатывая ее. Поэтому и взаимная зависимость членов таких общин была довольно высока. Конечно, в аграрном обществе были и города, но городские жители составляло только малую часть от общей численности населения. Можно сказать, что городская жизнь была скорее исключением, чем правилом.
Определяющим в жизни сельских общин было натуральное хозяйство, основанное на самообеспечении как продуктами питания, так и немногочисленными товарами, орудиями труда или быта. Рынок, а значит и связи между селами или селами и городами играли незначительную роль.
4) Социально-политическое устройство общества еще можно в общем считать феодальным . Это означает, что политическая власть осуществлялась на личной основе, так сказать была «собственностью» местных феодалов, которые были хозяевами на своей территории. Владение землей и политическая власть - это два понятия, которые в аграрном обществе образуют единое целое. Такое политическое устройство имело своим следствием и характерную социальную иерархию, место в которой как правило передавалось по наследству (сословный строй). Западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий. 5) В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления [см. Три типа правления Макса Вебера ]. Традиционный образ правления осуществляется на основании повседневной практики или рутины, которая считается неприкосновенной и священной. Примерами его являются роль и положение «отца семейства» или выводимые из этого понятия роль и статус государя - верховного сеньора. 6) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь тот факт, что только совсем незначительное число людей умело читать и писать: большая часть населения была неграмотна. Это явление связано с мелкомасштабностью многих проявлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной передачи знания, а также с принятием традиционного образа правления. Традиционные отношения, которые уже в силу своего длительного существования приобретают некую обоснованность и законность, находят свое подтверждение в устных контактах .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

  • Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких вот обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Напишите отзыв о статье "Аграрное общество"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аграрное общество

– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.