Социально экономическое развитие древнего востока. Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация древнего востока

Часть 1.

Особенности развития древневосточного государства и права отражают специфику эволюции самих древневосточных обществ, глубокое познание которой требует применения цивилизационных подходов к их изучению, включающих в себя выявление не только формационных, объективных, независящих от воли людей общественных связей, но и связей субъективных, на основе общечеловеческих ценностей. Между тем до последнего времени в исторической и историко-правовой литературе формационные подходы, которые сложились на базе изучения форм эволюции европейских обществ, были неоправданно перенесены на весь мир, в том числе и на древневосточные общества, отличающиеся стойкой многоукладностъю, глубоким влиянием на всю общественную жизнь религии, особой системой социальных ценностей и пр. Это обстоятельство крайне обедняло изучение этих обществ, препятствовало выявлению их конкретно-исторической специфики. Модель европейских обществ с чётко оформившейся классовой структурой искусственно переносилась на социальную структуру древневосточных обществ, в которых выявлялись и рассматривались лишь классы антагонисты (рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне), вне границ которых (весьма нечетких) оставались небольшие по удельному весу, но не по значению, социальные слои, общности, группы, играющие, зачастую, очень значительную роль в социально-экономической и политической эволюции этих обществ.

Огромное влияние на развитие любого общества оказывает, как известно, идеология. При формационном подходе не принимались во внимание религиозно-нравственные идеалы, которые оказывали чрезвычайно большое влияние на характер политической власти, государственные и правовые институты в государствах Древнего Востока.

Не могли служить должному познанию древневосточного права и бытовавшие ранее представления о государстве как инструменте, главным образом, политического господства эксплуататорского, как правило, одного класса - рабовладельческого. При этом абсолютизировалась присущая каждому государству функция подавления, не учитывалась огромная социально-творческая роль государства как гаранта безопасности, правосудия, арбитра в споре между публичными и частными интересами и, в конечном счете, хранителя конкретной человеческой общности с присущими ей собственными фундаментальными ценностями, скрепляющими ее единство.

Подчеркивалось и сугубо классовое содержание права, что вело к умалению его роли в развитии духовной культуры и важной интегрирующей функции в древневосточном обществе. С учетом этих методических замечаний следует рассматривать особенности становления и эволюции древневосточного государства и права.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяет характер политической власти в этих обществах, роль и функции древневосточного государства и права.

В Древнем Китае , например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун) , которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений, составляла основу социальной жизни и в Древней Индии .

Таким образом , крепость общинных, родоплеменных, семейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности, развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самая ранняя государственность стала складываться в древневосточных цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще V-III тыс. до н. э., в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда, выделения управленческих общинных функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих управленческие функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем- собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников-крестьян ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые, главным образом, за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющую ту или иную службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференциировать в границах трех основных социально-классовых образований:

2) свободных мелких производителей общинников-крестьян и ремесленников, живущих своим трудом;

3) господствующего социального слоя, куда входила придворная и служилая аристократия, командный состав армии, торговцы, состоятельная верхушка земледельческих общин.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами (например, такие, как «чандалы» и «парии» в Древней Индии), или некие переходные категории свободных от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности мелкому купечеству и чиновничеству. Сословно-правовой статус индивида в обществе мог резко расходиться с его социально-экономическим положением. Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основание для выделения в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ их традиционность . Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай пережили века (Древний Египет и Древний Вавилон , как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э .).

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них . В Древнем Вавилоне , например, крупное царско-храмовое хозяйство существовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных общинников, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников крестьян.

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством. Особенностью Древнеегипетского государства была значительная самостоятельность жреческой верхушки , которая соперничала со светской властью в борьбе за господство в иерархии власти.

Специфической особенностью древнеиндийского общества стало то, что социальная дифференциация приняла здесь самые крайние, абсолютные формы, что нашло своё отражение в жестком делении на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр ), с присущей ему особой общинной организацией, отличающиеся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми. Традиционная социальная приниженность низших варн, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали широкую возможность для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.

В Древнем Китае наряду с рабством рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.

В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тыс. до н.э. - до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, широким распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, «сидящих» как на частновладельческих, так и государственных землях. В последние века до н.э. завершается также формирование в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э. - III в. н.э.) системы эксплуатации государством мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась в Китае вплоть до начала XX в.

Специфические черты были присущи и политической организации древневосточных обществ. Ранее считалось, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна форма государства, определенная понятием "восточная деспотия", которая характеризовалась рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха во главе централизованного государства, с жестким тоталитарным режимом, всеохватывающим контролем над подданными разветвленного и подчинённого деспоту административного аппарата. Эта концепция перечеркивала действительное многообразие политических структур других восточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенным основанием можно отнести к централизованной империи Древнего Китая или царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора - "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль императора.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась или советом знати, или жречеством, или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными и городскими общинами и пр. Древневосточным обществам была известна также и республика как форма государственного правления, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии (например, олигархические республики городах-государствах Финикии, Месопотамии). Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточных деспотий". Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном индийском, относительно централизованном государстве Маурьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие, как совещательный орган при царе - раджасабха и совет сановников - паришад.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли, в целом, общий путь от небольших племенных образований номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем - к относительно централизованным империям.

Но в Индии , в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением . В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам - оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в массовом сознании существовало особое отношение к власти, к правителю. Признание высшего, божественного авторитета органически вытекающего из сущего миропорядка, а.следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом аспектах.

Понятие "восточная деспотия" прочно вошло в советскую историко-правовую литературу вслед за К. Марксом, который широко использовал его в своих ранних работах. Он связывал существование деспотического государства на Востоке с общинными формами социальной организации, с верховной государственной собственностью.

Действительно, выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное «анархическое государство было призвано, вместе с тем, выполнять большой объем функций, связанных с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. Необходимо учитывать, что сельское хозяйство многих древневосточных государств было связано с ирригацией , требующей координации усилий многих людей по ее поддержанию. Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию жизнедеятельности религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного человеческого общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" - правителю.

Так, например, еще в Древнем царстве (III тыс. до н.э.) египетским фараонам стали присваивать священный титул "сына бога Солнца" ; вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строятся знаменитые пирамиды , которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был, так или иначе, связан заупокойной службой вокруг гробниц фараонов.

Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае. Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора - "сына неба" . И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на свои исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена неизменно ставились рядом с именами богов. В массовом сознании правители наделялись всесильными деспотическими полномочиями в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство - господствующая идеология Древнего Китая - прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император.

Индуская политико-религиозная концепция богоугодного царя (дева-раджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных. Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии - Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений. Весьма показательна в этом отношении одна из статей Законов Ману (3, глава VII): «Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается смеете с родственниками страны и власти».

Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их определенной деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону, с его практикой царских приказов - "мишарум", освобождающих бедняков от долгов; с нормами права, ограничивающими долговое рабство трехгодичным сроком; с установленными процентами ростовщического займа и пр. Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто не в процессе борьбы с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами и их сепаратистскими устремлениями. Усиление деспотических полномочий правителя сопровождалось активным правотворчеством, созданием писанных правовых судебников (Законы царя Билаламы из Эшнуны, Судебник Хаммурапи в Вавилоне, Законы царства Вэй в Древнем Китае и др.). Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Часть I . История экономики.

Раздел I .

Азиатский способ производства и античное рабовладение

Техника первобытного общества была столь низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью.

При этом условии никаких классов и классовой эксплуатации быть не могло: нельзя эксплуатировать человека, который сам потребляет все, что производит. С появлением железных орудий производительность труда повысилась, появился прибавочный продукт, т. е. теперь человек мог добыть больше пищи, чем потреблял сам.

За счет этого прибавочного продукта теперь могли жить люди, которые сами пищу не добывали. Они могли заниматься наукой, искусством, ремеслами. И с появлением этого нового слоя людей прогресс человеческого общества ускорился. Но для того чтобы эти люди могли существовать, надо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства. Таким образом, увеличение производительности труда и появление прибавочного продукта привели к рождению государства, классов, цивилизации.

Глава 1 Особенности экономического развития стран древнего Востока

Первые государства, первые очаги цивилизации сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э., Тигра и Евфрата, Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства принято называть государствами Древнего Востока.

Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется, что вся первая половина - это история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже этих двух отрезков.

В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала в три раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей.

Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.

    На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.

    Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности.

    Государство на Востоке имело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.

На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий. Поэтому община сохранялась.

Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и последние практически перестали быть свободными. В отличие от обычных рабов это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.

Маркс К. писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления - управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.

Дискуссия о сущности этого способа производства время от времени вспыхивала в советской исторической науке, не выходя, впрочем, за пределы строго академических рамок. Одни считали, что это особая формация, другие - что это вариант рабовладельческого способа производства, третьи - что это затянувшийся переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, но официальная наука большей частью игнорировала особенности развития стран Азии.

Основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке на протяжении всего европейского феодализма. И если считать, что там, в Азии, феодализм все же был, то он был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме.

В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений, а крестьяне зависели от государства и государственных чиновников. "На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже слово "помещик", - писал Ф. Энгельс. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян - особой формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Строго говоря, там не было классов, потому Что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия - группы Людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, - писал Ф. Энгельс, - составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

Но экономическое развитие этих стран почти остановилось - это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономическом развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным - интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.

Оказывается, совсем не слияние в единую общую массу ("общие даже слезы из глаз") обеспечивает свободу и прогресс, а независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, возможность выбирать собственный путь, возможность иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве.

§ 1. Хозяйство Древнего Египта.

Особенности экономики стран Древнего Востока мы рассмотрим на примере Древнего Египта. Первое, что бросается в глаза при анализе этого хозяйства, - то, что это было государственное централизованное хозяйство. Очевидно, эта особенность была следствием государственной собственности на землю.

Правда, здесь были частные хозяйства отдельных знатных людей, но лишь постольку, поскольку эти люди занимали определенное положение в государстве. Богатство не определяло положения человека в египетском обществе, а наоборот, определялось положением: человек мог быть лишь постольку богатым, поскольку он занимал определенную должность.

Главным занятием населения было земледелие. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Земледелие всецело зависело от орошения. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижними назывались те, которые затоплялись во время разлива Нила. Для орошения этих полей создавались водохранилища, которые заполнялись водой во время разлива, а в сухое время года вода самотеком поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей - шадуфов и водяных колес. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом.

Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время. От государства он получал и зерно для посева. Зато и урожай фактически находился в распоряжении государства: крестьянину оставляли столько, сколько было необходимо для жизни его семьи, а остальное шло на государственные склады.

В Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства - в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах - на полях фараона и храмов, на строительстве различных сооружений.

Металл в Древнем Египте еще не вытеснил камня. Правда, египтяне знали бронзу, но бронза - материал для изготовления украшений и оружия, но не орудий труда. В конце истории Древнего Египта, правда, появилось железо. Но оно пока считалось драгоценным металлом, и изделия из железа оправляли в золото.

Отражением централизованного характера государственного хозяйства было и то обстоятельство, что в городах Египта, кроме обычного ремесла, когда ремесленник работает у себя дома или в своей маленькой мастерской, были крупные государственные мастерские с детальным разделением труда. И особенно примечательно, что, кроме стекольных, текстильных и гончарных предприятий, были предприятия по обработке продуктов питания.

Рабы же в Древнем Египте исполняли обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта, в XVI- XII вв. до н. э., рабы стали использоваться в производстве материальных благ.

Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–IIIтысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.


Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта – в XVI, XII вв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.

Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для.тиОсобая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики : централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией . Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца . Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли . Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни . Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией .

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации.

2 этапа. 1й длится более 2х млн лет. Закончился 45-40 тыс. лет назад. Появляются зачатки разделения труда между мужчиной и женщиной, заложены основы речевого общения. Основная социальная единица – прообщина. 2 этап – около 40 тысяч лет. С 45 тысячелетия до н.э. – 8 тыс. Складывание поведенческих норм и обычаев.

Теории развития:

· Эволюционная. (современный человек появился 40-35 тыс лет назад). Антропогенез – процесс вычленения современного человека из животного мира.

· Теория творения.

· Теория внешнего воздействия.

4. Раскройте сущность, причины и последствия неолитической революции.

Неолитическая революция – переход от присваивающей формы хоз-ва к производящим. 8-5 тыс. лет назад началось складывание экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Гордон Чайлд – назвал это НР.

Последствия: 1.Возрастает численности и плотность населения 2.Формируется новый образ жизни 3.Стали появляться излишки продуктов питания длительного хранения => люди, кот. могли заниматься управлением. Начинают складываться соседские земледельческие общины с родственными связями, кот затем объединились в фратрии (богатства).

Ранние цивилизации называются первичными их отличительные признаки: 1.Ремесло отделилось от сельск. хоз-ва 2. Появились города 3.Началось расслоение общества 4.Сформировались гос-ва 5.Созданна письменность

5. Раскройте особенности и укажите функции деспотической системы правления в цивилизациях Древнего Востока.

Деспотия – тип гос-ва, кот предполагает неограниченную власть, нестеснённую никакими правилами и законами, опирается на военный аппарат. С конца 4го тыс. появляются 1е цивилизации. Выделяют 3 зоны периода древних гос-в: 1.Евро-афро-фзиатская с центрами в долине реки Нил, междуречья Тигра и Евфрата, на Крите и Пелопоннесе (Египет, Вавилон, Ассирия)2.Южно-азиатская в бассейне Инда (Индия)3.Восточно-азиатская по берегам Хуанхэ (Др. Китай)

Особенности политического развития: 1 .Исключитльное положение правителя (фараон, царь, император) Глава гос-ва обладал законодательной судебной властью, был бесконтролен. Он являлся верховным собственником всей земли и верховным жрецом 2 .Политика принуждения 3. Строгая иерархичность (расположение чинов) Общество делилось: - во главе правитель - высший слой знати – жрецы (родовая и военная аристократия)- чиновники- купцы- воины- ремесленники- свободные общинники-крестьяне. Община определена нормы и контролировала их выполнение. Она была самодостаточной и замкнутой. Круговая порука – если 1 крестьянин не может платить налоги на землю, то вся община платила за него. - рабы (долговое – за долги и домашнее рабство – попали в плен) 4. Общественно – государственная собственность (земля)



Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация Древнего Востока.

Политическое: Деспотия (абсолютное преобладание государства над обществом, неограниченная власть царя, бесконтрольность, нестесненность власти законом, глава обожествлялся, собственные земли. Осуществление политики принуждения. Древний Восток – заложенный основы дипломатии.

Признаки: Экономические уклады были однотипными. 2. Основным занятием населения было сельское хозяйство. 3. Развивались ремесло, строительство, хозяйственный связи.

Социальные: Рабство было, но не рабы были ведущей силой, ею были общины.

Культура: обработка железа, стали, порох, бумага, обработка стекла. Шумера – изобретено колесо. Египет – календарь, астрономия. В цивилизациях Древнего Востока зародилась школа.

6. Укажите периодизацию и раскройте особенности социально-экономического и политического развития Древней Греции.

7. Укажите периодизацию и раскройте особенности социально-экономического и политического развития Древнего Рима.
6 век до н.э. - 5 век н.э.

3 этапа: 1й - ранняя античность 6 по 4 век до н.э. 2й - эпоха эллинизма(эллины-греки) расцвет. Др. Греции 4 - 2век до н.э. 3й - римское господство 2 век н.э. по 476г. н.э. 476г.- распад Римской Империи

Общие черты древних Рима и Греции:

1. заложили основы демократии

2. опыт разрушения демократических институтов

3. заложены основы судебной системы, которая стала отдельной ветвью власти

4. 1й опыт гражданского права в Риме - законы 12-ти таблиц

5. 1й опыт организации полит. партий и партийной борьбы (одни за цезаря, другие - оппозиция в лице сената) 6. изменяется содержание функций гос-ва (война)

7. 1й опыт создания межгосударственных союзов. Во 2й половине 6 века до н.э. по инициативе и под руководством Спарты создан пелопонесский союз полисов.

В ответ в 478г. до н.э. Афины создают союз приморских городов малой Азии - Делосская Симархия. Социально-экономические особенности:

А) В процессе колонизации 3 периода:

1 - мирное заселение пустующих земель греками

2 - завоевания Ал. Македонского

3 - завоевания Римской Империи

Б) В период античности изменилась система профессиональной стратификации

594г. до н.э. архонт Солон провел реформу в Афинах:

Всё общество в Афинах, кроме рабов, было поделено на группы в зависимости от имущественного ценза: - пятисотмерники - всадники – зевгиты - феты

Социально-экономические особенности В Греции преобладали торговля и ремесленничество. Колонизация носила сначала мирный, затем военный характер. Большое значение приобретало рабство. Оно было узаконено, велась работорговля. Стратификация общества: одни правили, другие стояли под кнутом. Свободные граждане были отстранены от хозяйственной жизни.

8. Раскройте основное содержание первых памятников права в древних цивилизациях.

В др. Египте считалось, что отношения людей в об-ве строятся на принципе Маат (богиня правды), т.е. на основе божественной справедливости и порядка. В Вавилоне – свод законов царя Хаммурапи. (282 статьи содержат статьи по правовому регулированию общественной и личной сторон) (уголовной, семейной и имущественный). В Индии – законы Маму (12 глав содержат нормы и правила жизни всех слоёв об-ва). Общее в законах: 1.разница в наказании в зависимости от соц. статуса 2. Сберегали частную собственность 3. Защищали права наследования 4. Не лишали защиты рабов 5. Долговое рабство ограниченно 3 годами 6. Закладывались основы гос идеологии с целью укрепления деспотии и общественной консолидации. 7. Охраняли целостность семьи

9. Охарактеризуйте культурное наследие древневосточной и античной цивилизаций.

Древний восток: 1я письменность(Шумеры и Египет), Египет – папирус, Месопотамия – глина. Сказание о Гильгамеше, великие пирамиды, дворцы, гробницы, росписи, рельефы, определённые каноны, Месопотамия – астрономия, медицина-Египет. Религии(буддизм, Индуизм, Конфуцианство, Даосизм,). Античность: Ордеры, Эрейхтон, Парфенон, Фидий, Пракситель, Гомер, философы(Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель), Олимпийские игры. Колизей, Пантеон, христианство.
Египет: были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов, сфинксы. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. Расцвела архитектура храмов. Характерная черта этих сооружений - колоны, символизирующие лес. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым.
Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий. Гораций Флакк, Овидий Назон. Эпоха империи стала золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал, писатель Апулей («Метаморфозы»).

10. Охарактеризуйте европейскую цивилизацию в период раннего средневековья.

Ранее средневековье с 5 -10 века (Падение Византии). Становление цивилизации связанно с великим переселением народов. Факторы: 1.К началу 5 века уже шёл процесс романизации варваров и варваризации римлян. Синтез античности и варварства. 2. К концу 5 века на обломках Зап. Римской империи сложились варварские гос-ва: Вестготское, Вандальское, Франкское в Галлии. 3.Франкское королевство (Хлодвиг) 4.Происходит становление феодальных отношений, основой кот. становится частная собственность на землю. 5. Влияние церкви на все стороны жизни человека 6. Формируется 3 осн. сословия: феодалы (рыцари), духовенство и крестьяне.(Аллод, Бенефиций, Феод)

11. Охарактеризуйте европейскую цивилизацию в период зрелого средневековья. (11век – рубеж 15-16 веков.)

11-12. Становление и развитие государственности на европейском континенте. Оживление экономики. Усиление влияния церкви на все стороны и деятельности средневекового общества. Складывание государственностей Англии, Франции, Италии, Германии, Венгрии, Норвегии, Швеции. Оживление экономики (росло потребление общества, быстрыми темпами развивалось ремесленничество). Усиление влияния церкви.

13-15. Обновления. Крестовые походы (попытки католической церкви освободить из рук мусульман святые места на востоке). 1095 – 1270. Шло сопротивление политике церкви. Ереси (отклонение от церковных догматов). Еретики осуждали роскошь священнослужителей. Утверждали, что миром правят и Бог и Дьявол. Называли себя «божьими людьми». Священники осуждали еретиков. В Европе проходила борьба между королями и землевладельцами. Стихийные бедствия. Мятежи и восстания. Опасность монголо-татарских завоеваний 13 в. Столетняя война 1337-1453. Укрепление феодальных городов, товарно-денежные отношение, централизация государства. Возрастают сословия.

12. Перечислите этапы, раскройте особенности социально-экономического и политического развития Византийской цивилизации.

1. Византия была гос-вом, в котором огромное значение играли централизованный бюрократический аппарат

2. Император был неограниченным правителем, но не собственником гос-ва.

Он подчинялся законам; Мог казнить своих подданных; Издавал законы; Был высшим судьей; Руководил армией; Управлял внешней политикой. НО: Не обожествлялся, считался смертным, ему надо было осознавать свое ничтожество и ответственность перед людьми. Должность была священная. Главной задачей любого правителя считалась забота о подданных. Руководители империи подвергались критике народа.

3. До XII в. Духовенство было полностью отстранено от участия в административной деятельности. Было запрещено сочетать духовную и светскую службы

4. Положение купечества и ремесленников находилось под строгим контролем государства.

Василевс - император

Этапы развития:

1. 4 - 7 века

а) империя - многонациональная страна, рабовладельческий строй сменяют раннефеодальные отношения

б) гос. строй определяется как военно-бюрократическая монархия, совещ.орган при царе - сенат + госсовет + думы

в) система феодальных отношений не сложилась, складываются особые отношения между императором и церковью

г) Византию называли страной городов, активное развитие торговли в т.ч. с Китаем

2 7- 9 век

а) эк. основа - свободные крестьяне, землей распоряжалась крестьянская община.

б) постоянные нашествия арабов и славян, резкое сокращение городов и численности населения в городах

г) столкновение Василевса и церкви

3 . 9 - 11 век

а) при македонской династии начинается практика раздачи земель знати на к. работали зависимые крестьяне - из слоя земельных собственников формируется аристократия.

б) возрождение Византии период роста городов, экон. подъем привел к возрождению культуры

г) в конце 11 века в Константинополе создается патриаршая школа

4. 1081- 1204гг.

а) этап нового подъема при династии Комнинов, которых называют западниками

б) 1204г - 4-й крест. поход: захватили Константинополь и на Босфоре основали свое гос-во - Латинская империя

5 . 1261-1453гг.

а) центр консолидации - Никейская империя

б) 1261г - император Михаил Полиолог (освободил Константинополь)

в) военный потенциал невелик, разорение экономики,ремесло и торговля в упадке

е) 14- 15 века Византия дробится на уделы, власть феодалам => феодальная раздробленность

13. Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни Арабо-мусульманской цивилизации.

Государство арабский халифат образовалось после зарождения Ислама. Исламизация шла быстро. Религия и политика не конкурировали. Собственником земли было государство. Рабами были только пленники.

Арабский халифат (630-1258гг.)

1. при 1х халифах столица - Медина (632-661гг.)

2. династия Омейадов (661-750гг.) столица - Дамаск

3. династия Абасидов – Багдад (750-1258гг.)

особенности и факторы повлиявшие на развитие ислама:

1. Воплощение идеи единобожия => возникновение ислама. Мусульманин должен совершать паломничество - путешествие к святым местам с целью поклонения святым. Хадж - путешествие, обязательное для мусульман, паломничество в Мекку или Медину. Шариат - кодекс законов для мусульман. Джихад - священная война против неверных

2. Распространение ислама при Мухаммеде:

а) Мухаммед в 622г. переселился в Медину, в 630г. он захватил Мекку => Ед. исламское гос- во, во главе Мухаммед, который соединил дух. Власть (умамат) и светскую (эмират).

б) был избран заместитель пророка – халиф - верховный правитель светская + духовная власть - после смерти Мухаммеда

Сунниты - почитают Коран и устные предания о деяниях и высказываниях Мухаммеда (сунны)

Шииты - почитают только Коран

750г. - династия Омейадов в вост. части халифата была свергнута, халифами стали Абасиды, которые перенесли столицу в Багдад.

В западной части правили Омейады, которые основали Кордовский халифат.

Особенности развития: 1. государственность зародилась на основе только что зародившейся религии 2. исламизация и арабизация завоеванного населения + эк. Политика

14. Перечислите и охарактеризуйте особенности развития Индии в Средние века.

Поделена на княжества, общество делится на 4 сословия - варны: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, шудры - зависимые люди.

Варны делились на касты - замкнутые группы людей, объединенные занятием и занимающие определенное положение в обществе.

Правитель – раджа (князь)

Середина VIII в. – Северная и центральная части Индии были завоеваны раджпутами. XIII в. – страна была объединена в рамках мусульманского государства (Делийского султаната). Города Индии успешно развивались, чему способствовало расширение торговых связей с исламским миром, строительство и меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи. В Индии стал распространяться ислам. Но основная часть населения оставалась верна индуизму. Культура. На юге Индии в X – XII веках получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Завоевание Северной Индии в X – XII веках мусульманами принесло новые традиции для Индии – это традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи). Наука. Десятичная система счисления. Таблица для вычисления местонахождения планет. Арнабхата высказал мысль, что Земля – шар и вращается вокруг земли.

15. Охарактеризуйте особенности внутреннего развития Китая в Средние века.

Религия - даосизм, учение конфуцианство.

Принцип большой семьи: император защищал, приближенные подчинялись.

Особенности:

Цикличность развития (династии: Суй - 6-7 века, Тан - 7-10 века, Сунн - 10-13 век, Юань - 13-14 века монгольская династия, Мин – 14-17 века)

Положение государства в обществе и отношение к экономическим процессам

Шан Ян - концепция гос. Управления (3 функции гос-ва: земледелие, торговля, управление), кто ее придерживался - легисты.

Отношения гос-ва и общества: не сложилась система вассалитета, система равных полей, семейно-клановые связи, разветвленный бюрократический аппарат чиновников.

16. Перечислите и охарактеризуйте особенности развития Японии в средние века.

Древняя языческая религия японцев-синтоизм(путь духов)+китайский даосизм+связь с буддизмом=японский синтоизм.

Япония в Средние века развивалась по образцу Китая. Но были особенности развития, связанные со слабостью центра. Государственная власть слаба. Вокруг власти сконцентрировался Дом Фудзивары, который ставил регентов при императорах. Самураи. В целях борьбы с восстаниями и предупреждениями уходов крестьян с земли феодалы стали создавать военные отряды.

17. Раскройте особенности возникновения и развития Древнерусского государства – Киевская Русь (IX- начало XII вв.).

Для формирования государственности у вост. Славян были все предпосылки. Благодаря способностям развития славянского этноса и образовалось государство.

Вервь, вече, вотчина, поместье, полюдье, дань, погост, урок, удел.

В начале 3го тысячелетия на смену родовой общины пришла соседская, единство которой обеспечивалось за счёт эк. отношений.

Эк. предпосылки образования гос-ва: 1. Переход от подсечного земледелия к пашенному. 2. Отделение ремесла от с/х 3.сосредоточение ремесла в городах 4. Преобладание труда над рабством

Полит. предпосылки: 1. Необходимость в защите 2. Формирование славянских племенных союзов 3. Защита от внутренних врагов

Киевская Русь в своем развитии прошла 3 этапа:

1 – начальный (IX – конец X), 2 – расцвет (конец X – середина XI) 3 – Упадок (сер XI – начало XII)

Политические и соц-экономические особенности: 1. Киевская Русь – раннефеодальная монархия. А) Сначал Русь была централизованным гос-м, во главе был князь. При жизни князя-отца его сыновья были наместниками и платили ему дань. После его смерти земля делилась сыновьям. Сюзеренитет. Б) Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и сборщиком налогов. Вокруг него – дружина и между ними складывались феодальные отношения. В) С подвластных территорий собиралась дань. Г) В городах управление осуществляли посадники и тысяцкие. Д) Княжеская власть была ограничена вечем.

2. Соц.-экономич. отношения. В основе лежала не частная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников.

3. Соц. отношения обуславливали соц. структуру общества. Согласно Русской Правде Ярослава на Руси было 2 группы населения: служилые(служили князю, бояре) и неслужилые(платили дань, смерды). После смерти Ярослава 1054г. гос-во поделили между 5 сыновьями. В 1097 в Любиче.

Соц. предпосылки: 1.Смена родовой общины соседской 2.Возникновение соц. неравенства

18. Раскройте причины и последствия принятия христианства на Руси.

1. Надо было удержать славянские земли, но опираясь только на военную силу, без религии, сделать это было нельзя. Требовалось отойти от многобожия т.к. было одно государство, один князь, должен быть только 1 Бог.

2. Европа и окружающие Русь государства перешли к монотеистическим религиям.

3. На повестку дня поставлен вопрос укрепления земли: надо было уходить от многоженства, переходить к уважению к женщинам, поднимать культ матери, воспитывать любовь к детям.

4. Углублялось соц. Неравенство. Надо было объяснить, что все от Бога.

5. Развитие письменности.

6. Необходимость повышения международного авторитета.

Последствия: а) Русь уровнялась с христианскими государствами. Б) Упрочнились связи с Византией. В) Киевские князья породнились с монархами христианских стран. Г) Случилось укрепление государственной власти. Д) Религия учила богатых помогать бедным. Е) Происходило приобщение к мировой культуре. Ж) Появились 1-е святые. З) Владимир стал святым равно апостольским.

19. Укажите причины распада Руси на отдельные княжества, охарактеризуйте тенденции развития крупнейших русских земель в период раздробленности (начало XII- первая половина XIII вв.).

В 1132г. умирает князь Мстислав – с этого и начинается период раздробленности Руси. Под раздробленностью понимается политическая и экономическая децентрализация государства. Когда на терр-ии госва создается несколько практически независимых друг от друга самостоятельных гос-в.

Экономические причины:

1. Изменился порядок владения землей. Князья не только присваивали земли себе, но и наделяли ею своих старших дружинников.

2. Основой богатства бояр стало присвоение чужого труда.

3. Князь стал заинтересован не в замене престола, а в укреплении своего княжества.

4. Утраченная возможность обогащаться за счет заморской торговли

5. Натуральный характер хозяйства.

6. Земли могли существовать самостоятельно.

7. Активно развивались ремесла.

Политические причины:

1. В каждой русской земле собирали свое вече. Было свое народное ополчение, свой князь собирал налоги и т.д.

2. Городское население желало иметь не киевского наместника, а собственного княза.

3. Не было твердого и определенного порядка наследования престола.

4. От усобиц страдала Киевская земля.

5. Не утихали усобицы Руси. Цель – укрепление своего княжества.

Последствия:

1. Раздробленность не привела к упадку Руси.

2. В этот период был подъем экономики и активизации культурной жизни.

3. Более быстрыми темпами шел рост ботчины и собственности на землю.

4. Князья стали держаться своей вотчины.

5. Общая обороноспособность Руси значительно ослабла.

Вывод: период раздробленности носил закономерный характер. Не смотря на то, что Русь раскололась на отдельные княжества, мысль о единении Русских земель продолжала жить в сознании народа.

Ф.р. Баскак, ярлык, выход, курултай.

20. Охарактеризуйте период западноевропейской экспансии, монголо-татарского нашествия на Русь и их последствия.

240 лет Русь была под игом Золотой Одры. Первое столкновение произошло в 1223 г. на реке Калке, а через 14 лет монголы завоевали всю Русь, которая попала в вассальную зависимость. Дань. В августе 1378 года на берегах реки Вожи русские нанесли монголам сокрушительный удар. 8 сентября 1380 года на Куликовском поле русские одержали победу,которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.

К концу XV века Русь превратилась в сильную державу с центром Москвой. Князь Иван III дань платить перестал и чувствовал готовность к окончательному столкновению с монголами. В октябре 1480 года на реке Угре произошло последнее противостояние между русскими и монголами.

Последствия м-т. нашествия:

1. Под влиянием ига утверждались подданнические отношения князей.

2. Изменился состав управленцев. Из 12 князей в Рязани погибло 9. В Ростове из 3х двое, в Суздали из 9 – 5. 3. М-т иго оказало влияние на развитие городов: в Европе шли революции. На Руси из 74 городов 49 было разорено, 14 из которых так и не поднялись из пепла. Переяславль-Залесский разрушался четырежды.

4. Замедлилось развитие сельского хозяйства.

5. Русь оказалась в экономической изоляции.

6. На Руси ограничилась частная собственность в угоду государственной. Вывод: м-т иго способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы. Западные Шведы напали на Русь в течение 2х веков 26 раз. Литовцы – 14. Немцы – 11, Новрержцы и Шведы – 5 раз.

21. Дайте характеристику основным этапам образования единого Русского государства (конец XIII- начало XVI вв.).

1. Выгдное георграфическое положение.

2. Генеалогическое положение московски князей.

3. Потребность выйти из удельной неурядицы и татарского порабощения.

4. Сочувствие к Мск русского боярства. Оно всегда стремилось встать на сторону сильных людей.

5. Политическая близорукость орды. Татары недооценивали потенциала мск. Объединение и становление единого Русского гос-ва прошло 3 этапа:

1. Начало XIV – середина XIV в. Начальный. Шла борьба Московский и Тверских князей. Мск стала церковным центром. 1299- киевский митрополит Максим переехал во Владимир. 1326 – Митрополит переехал в Мск. Территория Мск кяжества расширилась.

2. Середина XIV – середина XV. Утверждение Мск как центра объединения русских земель. 1340-1353 Симеон гордый. 1353-1359 Иван II красный. 1359-1389 – Донской.

3. Середина XV – начало XVI в. Завершение объединения русских земель вокруг Мск. 1462-1505 Иван III. 1505-1533 – Василий III. Вывод: возвышение Мск и образование становления единого Русского гос-ва стало закономерным этапом развития российской цивилизации.

Заключение . Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

22. Опишите Великие географические открытия: причины, ход, последствия.

Причины : 1.Развитие картографии и техники мореплавания; появление компаса и нового вида кораблей – каравеллы. 2. Потребности развития экономики в Европе. 3. Восток считался основным источником золота и серебра. 4.Широкое распространение получили представления о шарообразности земли. 5. Совершенствовалась военная техника, появилось огнестрельное оружие

Метрополия – гос-во по отношению к своей колонии (город, обладающий колонией).

Организатор 1х экспедиций по поиску морского пути в Индию был португалец – Принц Энрики Мореплаватель, который в 1441г достиг Африки.

Географические открытия в основном осуществляли Испанцы, Португальцы. Им была свойственна большая смелость и решительность к освоению нового т.к. они были закалены в борьбе с мусульманами.

Открытия.

1486г – португалец Бартоломео Диас, плывя на юг вдоль берега Африки, достиг её южной оконечности, которую назвал мыс Бурь (мыс Доброй Надежды).

1498г – португалец Васко да Гама обогнул Африку и через Индийский океан достиг Индии.

1492г – Колумб достиг Америки (не зная об этом).

1507г – Америго Веспуччи высадился и описал северную часть Америки.

1519 – 1522г – Фернан Магеллат совершил кругосветное путешествие и доказал шарообразность земли.

Значение: 1. Расширение границы европейской цивилизации 2. Повлияли на темпы экономического развития Европы 3. Революция цен. 4.Было положено начало угнетению народов Азии, Африки и Америки.

23. Раскройте содержание эпохи Возрождения, опишите основные идеи и достижения деятелей культуры.

На рубеже 13-16в в Европе начинает формироваться культура Возрождения. Она преимущественно городская, тесно связанна с рождающимися буржуазными отношениями. Возникла в Италии, которая в этот период являлась передовой в экономических отношениях. Связанна с идеологией и практикой гуманизма – учение о ценности человека. Возрождение означало колоссальный переворот в сознании человека, в его отношении к жизни, труду, богатству. 4 периода культуры: 1. Проторенессанс (13в-14в) 2.Ранее возрождение (15в) 3. Высокое возрождение (1я треть 16в) 4. Позднее возрождение (середина-вторая половина 16в).

1мы реформаторами выступают литераторы и поэты : Данте «Божественная комедия», Боккаччо. В сфере искусства: Джотто «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа». Мозаччо «Троица». Лоренцо Бернини, Сандро Боттичелли «Благовещение», «Весна», «Рождение Венеры». Донателло «Давид». Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря», Микеланджело «Пьета», «Давид».

24. Дайте характеристику Реформации: раскройте причины возникновения, укажите сущность и её последствия для развития Европы.

Реформация – религиозное и общественно-политическое движение: 1. выдвигавшее требования: реформирование церкви и преобразование обрядов санкционированных ее учением. 2. обозначившее радикальные изменения в христианстве. Секуляризация – изъятие земельных богатств из ведения церкви и их передача светским властям.

Индульгенция – письменная грамота об отпущении грехов.

Причины: Людей раздражала жадность и роскошь духовенства. Это выражалось и проявлялось в продаже индульгенций.

Гос-ва с сильной королевской властью ограничивали церковь. Начало было положено в Германии – Мартин Лютер в 1517г опубликовал 95 тезисов, направленные против продажи индульгенций: 1.Спасение человека от ада приходит не от исполнения церковных предписаний, а от веры человека в Бога. 2. Он выступил против контроля за верующими со стороны духовенства. 3. Церковь и духовенство не являлись посредниками между человеком и Богом. 4. Он призвал бороться против римского папы не только словом, но и оружием.

В 1529г. князья священной римской империи выступили с протестом, где выражалось несогласие с ограничением лютеранства.

Кроме Лютера, Томас Мюнцер - протестант (всю жизнь нужно очистить от зла и частной собственности), Жан Кальвин (судьбу человека не знает никто и никто не может ее изменить, даже сам человек. Это суждение легко в основу учения о предопределении. Богатство – богоизбранность).

1555г – Аугсбургский религиозный мир, который признал католицизм и протестантизм равноправными религиями.

Вывод: В результате реформации произошел раскол католической церкви. Римский папа потерял могущество.

25. Раскройте причины, важнейшие этапы революционного процесса в Европе в XVI-XVIII вв. и его значение.

Революция – радикальные, относительно быстрые насильственные изменения политической и социальной структур, а также основных систем ценностей, сложившихся в обществе.

Этот период характеризуется завершением образования централизованных государств. Происходит разложение цеховой системы производства, создаются мануфактуры. Резкий рывок в развитии товарно-денежных отношений, развивается кораблестроение, совершенствуется военное дело (порох, огнестрельное оружие).

Страны в XVI-XVIII веках делятся на периферийные и страны центра.

Периферия: Германия, Италия, Испания, Португалия.

Центр: Англия, Франция, Голландия.

В XVI – XVIII веках в Европе активный процесс перехода от традиционному к индустриальному обществу на основе осуществленной модернизации.

1.Социально-экономическое воздействие вступает в противоречие с костной политической структурой. Политическая структура сдерживает развитие экономики.

2.Складывание революционной ситуации. Недовольство самых широких слоев общества.

3.Готовность людей идти на революцию.

Целью буржуазных революций была ломка устоем феодального общества и утверждение власти на новых, более демократических основах.

26. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI-XVIII вв.

идет активный процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу на основе модернизации.

Модернизация – обновление, изменение чего-либо в соответствии совершенными требованиями. Индустриализация – 1. переход от мануфактурного производства к машинному (фабричного); 2. Перевод отдельных отраслей или экономики в целом на основу крупного машинного производства. В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация. Ломка традиционных устоев получила название – модернизация. Модернизация включает в себя: 1. Урбанизацию (рост количества городов и числа городского населения). 2. Индустриализацию, начало которой положил промышленный переворот в Англии во 2й половине 18 века. 3. Демократизацию политических структур, которая привела к зарождению гражданского общества и правового государства. 4. Рост научных знаний и обмирщение культуры.

Внутри западноевропейской цивилизации наметилось деление по уровню социально-экономического развития на центр и периферию. Периферия: 1.Германия 1) Феодальная раздробленность 2) 30 летняя война 1618 – 1648г 3) Конкуренция на Балтике привела к упадку Ганзейского союза (торгово-политический союз северных немецких городов, который осуществлял посредническую торговлю между восточной, западной и северной Европой).

2. Италия 1) Феодальная раздробленность. 2) Войны (война за испанское наследие 1701-1713). 3) Италия потеряла лидерство в средиземноморской транзитной торговли. 3. США 1) Север – ферма (Капитализм), Юг – плантация (Рабовладение) 2)Отсутствие феодальной традиции. 3) Английская демократическая практика.

Центральное развитие : 1. Англия 1) Развитие капитализма проходило не только в городе, но и в деревне 2) Большая часть дворянства стала заниматься предпринимательством – джентри 3)Появились пауперы – вольнонаемные рабочие 4) Гос. структура с самого начала была перестроена на нужды новой экономики. 2. Голландия 1) Главный источник богатства – посредническая торговля 2) В начале 17 века – самая богатая страна Европы и международный финансовый центр (Амстердамский банк и биржа) 3) промышленность развивалась слабо, своего производства нет.

27. Раскройте содержание основных политических идей эпохи Просвещения.

Просвещение – историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки, познании естественного порядка.

Основные черты:

Вера во всесилие науки и человеческого разума - Причиной всех бед лидеры просвещения видели в невежестве.

Они критиковали всё, что угнетало человека. - Требовали равенства всех перед законом.

Выступали за неприкосновенность собственности. - Выступали за невмешательство церкви в светскую жизнь.

Выступали против абсолютизма. - За свободу печати, справедливые налоги и поддержку науки.

28. Раскройте особенности внутренней политики Ивана Грозного. См.книжку

29. Охарактеризуйте Смутное время в Российском государстве: причины, основные события и последствия.

Причины: Экономический кризис 1601-1603г., Династический кризис. Конфликт между боярами за власть., Политический кризис

Этапы и события.

1598-1605 1604 – появление Лжедмитрия I 1598 – смерть Федора Ивановича

1605 – 1610 социальный Восстание Болотникова – 1606-1607 Сентябрь 1609 – Шуйского свергли.

1610-1613 Национальный 1611 – пол Смоленск. 1610 – оккупация Швеции

Последствия: Смута опустошила Россию, многие деревни и села были сожжены до тла, жители истреблены. Нужно было восстанавливать финансы, земли.

30. Дайте характеристику экономическому и социальному развитию России в XVII веке.

1. Преодоление «великого московского разорения». Восстанавливающий процесс после смуты занял примерно 30 лет и завершился к середине XVII в.

2. Углубление в сельское хозяйство и ремесла. В землях, расположенных юго

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

Особенности государств Древнего Востока:

  • рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;
  • земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;
  • государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.

Строго говоря, там не было классов , т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты — группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.

Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф.Энгельс,- составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

Экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами — интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.