Необходимость государственного регулирования рыночной экономики кратко. Необходимость и причины государственного регулирования рыночной экономики

Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной чётко очерченной теории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю граждан и с точки зрения призвано выражать, защищать и регулировать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решаемую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентным повышением жизненных стандартов, противодействий произволу корпораций и т.д.

Государственное регулирование экономических и социальных процессов преследует несколько основополагающих целей. К ним прежде всего относят обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующие воздействия государства, где это не приведет к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникации и т.д.); защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определенную роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто, может и хочет работать. Он не несет ответственность за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство признано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, проводит мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берет на себя государство, доказывая необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.

Рыночный механизм не в состоянии решать всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики; железных дорог, почты, телеграф и т.д.

Государство и экономика – два эти понятия тесно связаны с друг с другом, причем в двояком отношении. Любая экономика определяет экономику государства. В данном случае речь идет о происхождении государства. А с другой стороны, политика государства активно влияет на экономику любого общества, что свидетельствует о её роли. При этом последняя может быть двоякой: политика государства либо тормозит, либо способствует развитию экономики общества.

Исторически сложилось два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство, как субъект экономической системы, обладающие определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Различие между концепциями сводится к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австралийский экономист Хаек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного» сторожа, не вмешиваясь в экономические процессы.

Джон Кейнс и посткейнсианские представители считают, что необходимость слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесие воздействия должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на стабилизированные рост. Так, правительство может воздействовать на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое. Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, образование, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибыли предпринимателей.

Неоклассическая школа и её представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро и макро вмешательства государства на определенный уровень доходов различных слоев населения, координацию инвестированной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры.

Рассмотрим объективные обстоятельства, которые обуславливали необходимость государственного регулирования экономики и проследим, как исторически осуществлялся этот процесс.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйство представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющих правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Рыночная экономика никогда, даже на первых этапах её становления, не обходилась без государственного вмешательства. Менялись лишь задачи, формы, инструменты такого вмешательства и его масштабы. Поначалу это была просто охрана прав частной собственности нового класса предпринимателей, содействие развитию транспорта и связи, поддержка молодой национальной промышленности и сельского хозяйства путем защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов.

Позднее, по мере развития экономики, формирования кредитно-финансовой системы, усложнения отраслевой структуры производства и социальной структуры самого общества потребовалась все более разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма. При всем совершенстве этого механизма как регулятора пропорций общественного производства в соответствии с постоянно меняющихся спросом и предложением в его компетенцию входят лишь сравнительно узкий сегмент осуществленных отношений, за пределами которого остается широкий диапазон тесно связанный с ним социальных экономических, международных и других проблем.

Одной из главных причин необходимости государственного регулирования экономики является необходимость обеспечения рыночных условий для существования и развития экономической системы. Реальный экономический строй всегда существует под управлением центральных и местных властей, поддерживающий внутренний порядок, формирующий правила, определяющий характер и механизм существования и развития строя. Функции государства по созданию и поддержанию рыночных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики называется полицейскими или функциями ночного сторожа.

Другой важной причиной ГРЭ является необходимость координации хозяйственной деятельности, т.е. согласования многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. В рыночной экономике воздействия на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию. Огромную роль в обеспечении общества информацией играет государство.

Третьей важной причиной необходимости государственного регулирования является недостатки в функционировании рыночного механизма, а именно:

Поддержка рыночной конкуренции;

Обеспечение общеэкономической стабильности;

Выравнивание кризисов на микро уровне;

Создание системы социальной обеспеченности;

Выравнивание внешних эффектов;

Поддержание внутренней и внешней безопасности, функционирование центральных, муниципальных, управленческих и судебных органов, оказание общеобразовательных и медицинских услуг.

Четвертой причиной государственного регулирования является необходимость существования государственного сектора. Он служит одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта и способствует повышению эффективности народного хозяйства.

Следовательно, перечисленные причины свидетельствуют о том, что государственное регулирование экономики становится необходимым там и в такой мере, где и поскольку рыночный механизм развития экономики и решением назревших проблем.

Есть множество причин, объясняющих необходимость государственного регулирования экономики, но не все их понимают. контроля представляет собой потенциально эффективный метод обеспечения координации и согласования различных хозяйствующих субъектов. Рынком обуславливается достаточно высокая, и при этом постоянная ответственность за принятие своевременных и качественных хозяйственных решений, а также за результаты проведенной деятельности.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется тем, что если рыночные цены будут складываться под влиянием спроса и предложения, то у производителей будет возможность получения наиболее полноценной информации касательно того, что конкретно нужно изготавливать и в какие сроки. При этом обуславливают принятие различных решений в сфере инвестиционной политики и множестве других.

Необходимость государственного регулирования экономики возникает еще и по той причине, что при отсутствии контроля и прогнозируемости рынка просто объективно нет возможности достижения каких-либо действительно важных долгосрочных задач, а также решения каких-либо серьезных социально-экономических вопросов. При недостаточной координации отношений могут появляться нерациональные затраты по причине выпуска ненужной товарной продукции, частое банкротство по причине возникновения непредусмотренных изменений рыночной конъюнктуры, платежеспособности и состоятельности контрагентов и других причин. Законы рынка сами по себе могут устанавливать перспективы развития общества в целом только стихийно, с абсолютно непредсказуемыми результатами, и именно в этом заключается их органичность, что и диктует необходимость государственного регулирования экономики.

Что оно собой представляет?

По причине того, что рынок является несовершенным и несостоятельным, даже в развитых странах государство вмешивается в экономику вполне оправданно. При этом стоит отметить, что чем более высоким является уровень производственных возможностей, тем выше будет и разделение труда между всеми работающими предприятиями, а чем более высокой является конкуренция, тем сильнее особенности рыночной экономики требуют государственного регулирования.

Такой контроль представляет собой использование определенного комплекса мер, направленных на централизованное воздействие самого государства, а также его региональных и федеральных органов на основные элементы рынка, то есть условия реализации, спрос и предложение, рыночную инфраструктуру, качество продукции, конкуренцию и еще множество других. В основном принято выделять три наиболее масштабные функции государства: стабильность, справедливость и эффективность.

Эффективность

Особенности рыночной экономики привели к тому, что государством при использовании различных экономических инструментов должна создаваться такая экономическая обстановка, которая обеспечит наиболее эффективную работу производства. В частности, особенное значение здесь уделяется антимонопольной деятельности государства, активизации конкурентной среды на рынке, а также обеспечению наиболее благоприятных условий для работы рыночных механизмов.

Справедливость

Для современного рынка справедливая среда заключается в том, что высокие доходы имеют те организации, которыми обеспечивается цена и ценообразование, и которые преуспели в конкуренции в области рынка услуг и товаров, капиталов и рабочей силы, и в то же время низкой прибыли у тех, кто в этой сфере потерпел неудачу. Исключительно рыночное распределение вовсе не является гарантией получения прожиточного минимума, и по этой причине государство должно перераспределять полученные доходы через различные налоги, а также обеспечивать полноценное поддержание престарелых, нетрудоспособных и других нуждающихся лиц. Другими словами, правительство должно заботиться о занятости всех граждан, гарантировать минимально возможный уровень потребления через определение минимальной заработной платы.

Стабильность

Государством поддерживается экономическая стабильность, при которой цена и ценообразование находятся в предельно спокойных условиях, а также сглаживается циклическая форма развития. Также стоит отметить, что им осуществляется проведение

Государство должно решать те функции, которые не могут принципиально осуществляться рынком самостоятельно. Таким образом, регулирование и других сфер позволяет дополнить и скорректировать чисто рыночный механизм.

В разных странах используются самые разнообразные технологии контроля над экономикой, которые выбираются за счет приобретенного историей опыта. Это может быть контроль над стоимостью, налоговая система, проведение экспертных оценок, предельные лимиты, введение долгосрочных нормативов и еще целого ряда других мер. Благодаря этому регулирование и других организаций обеспечивает активное влияние на рынок, а также позволяет урегулировать отношения между потребителями и производителями. При этом стоит отметить тот факт, что используемые методы должны непрерывно обновляться и модернизироваться, подстраиваясь под новые условия и задачи развития экономической структуры, и в то же время не препятствовать предприимчивости и инициативе. Таким образом, можно добиться гибкого использования рыночных и плановых начал, основываясь не на их противопоставлении, а на наиболее эффективном сочетании.

Основные понятия

Инструменты государственного регулирования экономики позволяют ему воздействовать на деятельность различных хозяйствующих субъектов, а также рыночную конъюнктуру для того, чтобы добиться наиболее оптимальных условий работы различных механизмов.

Любые негативные стороны, которые присутствуют в современной рыночной экономике, могут вполне объяснить причины того, почему роль в ней государства постоянно усиливается. Именно предотвращение каких-либо отрицательных последствий работы рыночных регуляторов или их сглаживание представляет собой основную задачу, которую ставит перед собой экономическая деятельность государственного аппарата.

Функции

Учитывая все вышесказанное, можно определить несколько наиболее важных функций, для обеспечения которых используются инструменты государственного регулирования экономики:

  • создание правовой базы для нормальной работы частных предпринимателей;
  • перераспределение прибыли за счет использования системы прогрессивного налогообложения, а также трансфертных платежей;
  • внесение корректировок в структуру производства для изменения распределения ресурсов;
  • финансирование фундаментальных наук и обеспечение охраны окружающей среды;
  • контроль, а также регулировка уровня занятости, темпов экономического роста и стоимости различной продукции;
  • финансирование производственных мощностей, а также непосредственное изготовление определенных общественных товаров или услуг;
  • обеспечение защиты конкуренции.

По последнему стоит отметить, что речь идет о работе антимонопольных структур, ведь любые формы государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы исключить возможность монополии. Господство определенных компаний в своей сфере в конечном итоге крайне негативно сказывается на обществе в целом, поэтому поддержание конкурентной среды является одной из наиболее перспективных функций любого государства.

При этом стоит отметить тот факт, что существует две основные формы государственного регулирования экономики:

  • через государственный сектор;
  • за счет воздействия на работу частного сектора при использовании различных экономических инструментов.

Как оно обеспечивается?

Государственное регулирование в условиях современного рыночного хозяйства предусматривает использование ряда мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными правомочными учреждениями или же различными общественными организациями с целью стабилизации и дальнейшего приспособления имеющейся социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям.

В данном случае по объектам воздействия определяется деятельность, связанная с регулированием трех взаимосвязанных между собой частей производственного процесса: регулирование производства, ресурсов и финансов.

По уровням же региональной иерархии цели государственного регулирования экономики выполняются в двух направлениях: региональном и федеральном уровнях.

Основные принципы

Стратегия обеспечения такого контроля основывается на следующих основных принципах:

  • При равных условиях всегда должно отдаваться предпочтение рыночной форме организации экономики. На практике это говорит о том, что государством должны финансироваться исключительно социально значимые отрасли, которые являются непривлекательными для представителей индивидуального бизнеса по причине незначительной прибыльности.
  • Государственное предпринимательство никоим образом не должно конкурировать с частным бизнесом, а, наоборот, только способствовать его развитию, так как этому противоречат цели государственного регулирования экономики. При игнорировании данного принципа в конечном итоге государственные предприятия просто начинают доминировать над частными,
  • Кредитная, финансовая и налоговая политика государственного регулирования экономики должна быть направлена на обеспечение социальной стабильности и экономического роста.
  • Государство сможет вмешиваться в рыночные процессы более эффективно, если у него имеется рыночная форма.
  • Государством усиливается регулирование для того, чтобы обеспечить контроль общехозяйственных кризисов, а также различных процессов в области экономических отношений с другими странами.

Цели и методы

Развитие государственного регулирования экономики осуществляется в следующих целях:

  • минимизация неизбежного отрицательного воздействия различных рыночных процессов.
  • формирование правовых, социальных и финансовых предпосылок эффективной работы рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты для тех групп рыночного общества, которые имеют наиболее уязвимое положение в конкретных экономических ситуациях.

В то же время методы подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы, которые использует система государственного регулирования экономики, основываются на различных административно-правовых методах воздействия на работу различных субъектов хозяйствования.

Косвенные же отличаются тем, что они не предусматривают какого-либо ограничения свободы экономического выбора, а вместо этого, наоборот, предоставляют дополнительную мотивацию при принятии рыночных решений. Основной областью их использования является вся Такие механизмы государственного регулирования экономики предусматривают использование возможностей и средств, которыми располагает кредитно-денежная и финансовая системы страны.

При этом стоит отметить тот факт, что указанные методы взаимосвязаны между собой.

Инструменты

Если говорить об инструментах, которыми обеспечивается государственное регулирование экономики, то можно выделить несколько основных:

Также стоит отметить, что, помимо вышеперечисленных инструментов обеспечения государственного контроля над экономикой, которые в основном имеют исключительно внутриэкономическую направленность, есть также целый арсенал средств, которыми обеспечивается внешнеэкономическое регулирование. Практически все рычаги, которые предусматривают воздействие на процедуру воспроизводства внутри определенной страны, также значительно сказываются и на Таким образом, их использование предусматривает изменение учетной ставки и налогообложения, введение новых субсидий и льгот на и еще множество других мер.

Таким образом, государством обеспечивается регулирование экономики для достижения оптимальной рыночной среды.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Реальная рыночная экономика, даже на первых этапах ее становления, не обходилась без вмешательства государства, она крепла и развивалась вместе с государственностью. Государственное регулирование, начинаясь с охраны прав частной собственности, поддержки предпринимательства и защиты внутреннего товарного рынка, в дальнейшем охватывает широкий диапазон тесно связанных проблем общественного производства, социальных, экономических, межнациональных, межгосударственных и других отношений.
В каждом сегменте рынка товаров, услуг, ресурсов появились новые формы, методы и инструменты. В ходе эволюции совершенствовались, дополняя друг друга, обе составляющие - как рыночная, так и государственная. Наряду с обеспечением общественных потребностей (оборона, поддержания правопорядка в стране, защита ее экономических интересов и т.п.) государство активно участвует в перераспределении национального дохода между социальными группами общества, между сферами производства и регионами страны.
К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование относятся, прежде всего:
1. Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление. А оно привязывается к социальной сфере обитания, имеющей территориальную организацию. Определенность и целостность же территориального пространства хозяйствования обеспечивает именно государство. Весьма значимы в современных условиях также функции в сфере международных связей и экономических отношений, включая защиту хозяйственной деятельности на мировом рынке.
2. Необходимость постоянного воспроизводства и поддержания экономической среды, определяющей коренные цели развития страны и долговременные интересы всего населения. При формировании государством общенациональных целей и интересов должны учитываться ценностные ориентиры общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры, связанные с историческим, индивидуальным и коллективным выбором. Бизнес, сколько бы масштабным он ни был, обязан поддерживать эти цели и интересы, считаться сними. Недопустима ситуация, когда не соблюдаются интересы национальной безопасности и духовные ценности общества.
3. Создание и поддержание баланса экономических интересов в стране требует от государства взвешенной политики и выбора приоритетов развития в целях консолидации общества.
4. Поступательное развитие производительных сил страны предполагает определенность институционного целеполагания и корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.
5.Необходимость учета общемировых тенденций развития приводит к необходимости создания и поддержки развитой коммуникационной инфраструктуры, необходимой для осуществления экономического взаимодействия на рынке, которое требует не только государственного регулирования, но согласованных действий нескольких стран.
«Рыночная экономика, обладает некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов доказывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в Росси все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для Росси особенно велика в силу своеобразия ее рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путем, а путем уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, такое являлось советское общество. Основой производительных сил советской экономики были, как известно, крупные специализированные предприятия. Такие производительные силы не приспособлены к рыночному механизму и рыночной конкуренции. В частности, поэтому так трудно налаживаются рыночные отношения современной Росси, слабо развивается мелкий бизнес, ни как не формируется так называемый средний класс».
Большинство отечественных исследователей на сегодняшний день поддерживают идею неразрывности государства и экономики. В их понимании государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр. С момента возникновения государства для развития экономики в той или иной форме являются необходимыми государственная собственность, государственное перераспределение ресурсов, капиталов, доходов, государственная институциональная деятельность и государственное регулирование хозяйственной сферы.
Бытовавший последние несколько лет в России тезис о необходимости полного ухода государства из экономики в настоящее время не разделяется даже серьезными теоретиками либерального направления. Предметом анализа и рассмотрения может являться лишь степень влияния государства на ход экономических процессов. Причем, определенное сужение сферы и масштабов его действия может иметь место только тогда, когда требуется скорректировать меры огосударствления экономической жизни в сторону его уменьшения или разрушить малоэффективную форму государственности.
«Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики – один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные социально-экономические теории – марксизм, кейнсианство, монетаризм – используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.
Должно ли государство по возможности «уйти из экономики» или это может привести к «уходу экономики из государства»? В последнее время тема «минималистского» государства, имеющего минимум прав (в том числе прав собственности) и соответственно минимум обязанностей, зазвучала уже в операциональном ключе в служебных поручениях министрам РФ со стороны бывшего премьер-министра. Она прослеживается и в выступлениях президента РФ В. Путина. Ряд экономистов связывают уменьшение роли государства с развитием процессов глобализации, с одной стороны, регионализации – с другой и транснационализации производства – с третьей. В месте с тем немало авторов отстаивают и другую точку зрения, указывая на возрастание роли государства в развитых странах. В настоящие время можно, по-видимому, говорить о своеобразном балансе сил в ходе «противостояния» государственности и глобализации.
В данной работе, основанной на предложенной Г. Клейнером системой модели взаимодействия макромасштабных факторов социально-экономического развития страны, предлагается один из возможных методологических подходов к исследованию этой проблемы. Он базируется на следующих принципах.
1. Отношения между социально-экономическими подсистемами (или агентами) носят взаимный характер. Это касается как чисто иерархический структур типа «центр - регион», «принципал - агент», так и неиерархических систем типа «спрос - предложение», «финансовый сектор – реальный сектор» и т.п. Сколько-нибудь устойчивых односторонних отношений в экономике практически нет, ни на каком уровне управления.
2. Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, является государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация, осуществляющая управление странной), общество (также понимаемое в узком смысле как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, и различных политических и иных организаций) и экономика (понимаемая как совокупность производительных сил и производственных отношений). Каждая из этих подсистем действует в масштабе всей страны, однако их можно рассматривать как относительно самостоятельные.
3. Все макросистемы характеризуются специфическими функциями, реализуемыми во взаимодействии друг с другом. При этом государство выступает фактором, интегрирующим во времени и в пространстве разнородные элементы процесса развития страны.
Развивая эти принципы на основе модели взаимодействия страновых факторов, в каком-то смысле аналогичной модели межотраслевых взаимодействий «затраты - выпуск» В. Леонтьева, мы приходим к новой систематизации и классификаций функции государства вообще и в экономике в частности. В работе показано, что успешное функционирование и развитие страны зависят от взаимодействия и баланса сил государства, общества и экономики; если одна из этих составляющих доминирует над другими, возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства» . Данная статья показывает о необходимости государственного регулирования экономики.

В случаях несостоятельности рынка - рынок не может эффективно распределять ресурсы (общественные товары и услуги, регулирование доходов, недостаточность конкуренции) - нужно государственное вмешательство.

Государство - система органов власти, которые должны обеспечивать выполнение общественного договора.

Смешанная экономика - система, объединяющая элементы систем (рыночной, централизованной). Современные экономисты называют смешанной экономикой ту, в которой ведущую роль играют рыночные элементы.

"Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля, направляет экономику в нужную сторону" (В. Леонтьев).

Государство с момента своего появления играло и играет определенную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Однако степень его влияния на экономические процессы на разных этапах развития была различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической истории общества.

Ι этап (XVIII –XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характеризовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономики успешно решались на основе функционирования рыночного механизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к обеспечению обороноспособности страны, содержанию арсенала, поддержанию правопорядка и защите прав собственности, обеспечению нормального денежного обращения, взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал А. Смит, явившись родоначальником идей экономического либерализма классической школы в экономической теории. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он отмечал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития. А.Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства – это проводить политику laisser faire (невмешательство в экономику). Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

ΙΙ этап обозначился в начале XX века и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.


Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

Возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929–1933 гг.);

Усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

Необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

Излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

Необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

Проявление внешних эффектов(загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

Обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Впервые необходимость такого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Дж. Кейнс произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «Кейнсианской революции ».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему, Дж. Кейнс доказал, основываясь на опыте «Великой депрессии» (1929 -1933 гг.), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, по Кейнсу, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу «нового курса» Ф.Рузвельта в США, с помощью которого он вывел страну из глубочайшего кризиса 1929-1933гг. Проведение этого нового курса экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

Государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости путем строительства государственных предприятий, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;

Широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

На государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть до середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств строилась исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974-1975гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианской концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешалось в экономику, взвалив на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возможностей. Это привело к дефициту госбюджета, резкому увеличению налогов, снижению деловой активности в экономике.

Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кредитам и печатанию денег. Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974-1975гг. проявилась «английская болезнь» - стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручиванию инфляционной спирали. В это время перед государством встала проблема – как стимулировать производство и занятость, не стимулируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсианской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения структурной перестройки экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х годов появилось неоконсервативное направление в экономической теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они считали, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание им условий для нормального функционирования рынка.

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: монетаризма, рациональных ожиданий и эффективного предложения.

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную конкуренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, проводимой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последовательными ее вариантами явились «Тэтчеризм» в Англии и «Рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существенно снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую очередь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания инфляции.

Все это, вместе взятое, способствовало успешному развитию НТР, переходу наиболее развитых стран к ресурсосберегающему типу экономического роста путем глубокой структурной перестройки всей экономики. Были значительно снижены и темпы инфляции, которая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следует отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслены роль и значение различных концепций. Большинство экономистов вполне разумно считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику, прежде всего, определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях, на протяжении всего периода, начиная с 1920-х гг., шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормального функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике – не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.