Устойчивость фондового рынка и экономическая безопасность. Фондовый рынок как фактор влияния на экономическую безопасность страны иванов алексей александрович

МВД РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра экономической безопасности и
управления социально-экономическими
процессами
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«РОЛЬ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ»
Выпускник: Маныкин Денис Николаевич, 38.05.01 (080101.65)Экономическая безопасность, 451 учебный взвод
Научный руководитель: Инфантьев Кирилл Алексеевич, к.э.н., профессор
кафедры экономической безопасности и управления социальноэкономическими процессами

Актуальность исследования
В современной ситуации недостаточное внимание
уделено функциям фондовых рынков, что в свою
очередь представляет угрозу экономической
безопасности страны, так как существует прямая
зависимость экономического состояния
государства от уровня экономической
безопасности фондового рынка.
2

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВНИЯ
механизм воздействия фондового рынка
на состояние экономической безопасности страны
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
механизмы решения проблемы и минимизация воздействия операций
на фондовом рынке на экономическую безопасность.
3

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучение основных проблем безопасности
, в совокупности
с выработкой задач его модернизации и
разработкой алгоритма стратегии
безопасности национального фондового рынка.
4

Задачи исследования
1) Определить взаимосвязь и
взаимозависимость между состоянием фондового
рынка и уровнем его экономической
безопасности
2) Выявить причины негативных тенденций на
российском фондовом рынке
3)Определить методику оценки экономической
безопасности на фондовом рынке
4) Выявить основные угрозы экономической
безопасности на основе анализа состояния и
тенденций развития отечественного фондового
5
рынка

Угрозы экономической безопасности фондового рынка
криминальнокоррупционные угрозы
захват
предприятий
через фондовый
рынок
отмывания
доходов
посредством
рынка ценных
бумаг
манипулирование
на рынке ценных
бумаг
осуществление
массовых и
крупномасштабн
ых инсайдерских
сделок
связанные с диспропорциями в
структуре собственности
связанные с уровнем
развития
инфраструктуры
связанные с уровнем
развития
институтов
слабая защита прав
акционеров и
инвесторов
Неразвитость
инфраструктуры
фондового рынка
отсутствие на
фондовом рынке России
массового розничного
инвестора
Недостаточная
роль государства
в регулировании
рынка
Непрозрачность
рынка ценных
бумаг
низкий объем ценных
бумаг находящихся в
свободном обращении
Высокая
волотильность
фондового рынка
Отсутствие
существенной
ответственнос
ти за
проведение
инсайдерских
сделок
монополизация рынка
ценных бумаг
зависимость от
иностранных
6
инвестиций
Значительный
объем сделок с
активами
отечественных
компаний на
иностранных
торговых
площадках
Противоречия и
недостатки в
области
антиинфляционн
ой финансовой и
валютной
политики
государства

Динамика капитализации российского рынка ценных бумаг за период 2012-2014 гг. (млрд.долл.)

817
2014 г.
713
2013 г.
338.5
2012 г.
0
7
100 200 300 400 500 600 700 800 900

Структура российского рынка облигаций за период 2012-2014 гг. (%)

Векселя
32%
32%
Муниципальные облигации
8%
9%
Карпоративные облигации
46%
46%
Федеральные облигации
2012 г.
10%
8
20%
8%
49%
11%
10%
14%
0%
33%
30%
2013.г
40%
50%
2014.г
60%
70%
80%
90%
100%

Динамика индекса ММВБ за 2012-2014 гг. (пункты)

9

Динамика индекса РТС за 2012-2014 гг. (пункты)
10

Проблемы неустойчивости безопасности
национального фондового рынка
Политические
Экономические
Социальные
Информационные
11


национального фондового рынка
Знать нормативные акты,
регулирующие оборот ценных
бумаг, иметь оперативные
позиции в базовых структурах
фондового рынка
12
Иметь оперативные
позиции в базовых
структурах фондового
рынка и устанавливать
доверительные отношения
и тесное взаимодействие с
участниками РЦБ

Комплекс мер для обеспечения безопасности
национального фондового рынка
Обеспечение информационной
прозрачности на рынке ценных
бумаг
Противодействие
отмыванию
криминальных денег на рынке
ценных бумаг
Уголовная ответственность за
использование
инсайдерской
информации и манипулирование
ценами
13

ВЫВОДЫ:
В ходе проведенного исследования выявлены основные
угрозы экономической безопасности фондового рынка
Российской Федерации:
*1. Концентрация фондового рынка в столице, следовательно
это не даёт российским регионам привлекать инвестиционные
ресурсы
*2. Привилегированное положение государственных банков на
РЦБ
*3.Утечка информации и мошенничество с ценными бумагами
*4.Слабая защита прав инвесторов
*5. Неразвитость уголовно – правовых институтов усугубляет
коррупционно – криминалистические угрозы и
злоупотребления на рынке ценных бумаг
14

ВЫВОДЫ:
*6. Не созданы условия и инструментарий для
раскрытия преступлений на рынке ценных бумаг;
отсутствуют специальные знания и квалификация
сотрудников правоохранительных служб в области
рынка ценных бумаг, что требует объединения
усилий в деятельности государственных органов и
разграничение полномочий на рынке ценных бумаг
15

ВЫВОДЫ:
С учётом существующих угроз и на основе анализа схем
нарушений фондового законодательства, предложены
следующие направления совершенствования механизмов
обеспечения экономической безопасности рынка ценных
бумаг:
* 1. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг
* 2. Обеспечение информационной прозрачности на рынке
ценных бумаг
* 3. Противодействие отмыванию криминальных денег и другим
правонарушениям на рынке ценных бумаг
*4. Обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов
16

ВЫВОДЫ:
На основе проделанной работы разработан комплекс мер в
области государственно – экономической политики по
обеспечению экономической безопасности рынка ценных
бумаг:
*1. Повышение ёмкости фондового рынка.
*2. Повышение прозрачности фондового рынка.
*3. Совершенствование рыночной инфраструктуры.
*4. Снижение административных барьеров для компаний на
рынке ценных бумаг.
*5. Защита интересов инвесторов.

В схеме обеспечения национальной безопасности одно из ведущих мест занимает финансовая безопасность. Правовое обеспечение финансовой системы - наиболее отсталая сфера российского законодательства, слабо согласованная с мировой практикой.

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые условия для финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности финансовой системы для нейтрализации угроз в финансово-кредитной сфере.

Основные сегменты финансовой безопасности страны: бюджетно-налоговый, валютно-денежный, кредитно-банковский, внебюджетный.

Финансовое оздоровление предприятий и организаций - главное условие выхода российской экономики на траекторию активного развития, для чего необходимо замкнуть

кругооборот финансовых ресурсов в экономике, прекратить утечку капиталов, развернуть финансовые потоки в сторону реального сектора.

Устойчивость фондового рынка и экономическая безопасность

В настоящее время экономическая безопасность страны во все большей мере зависит от состояния фондового рынка.

Для повышения экономической безопасности России необходимо создать систему пороговых значений на фондовом рынке, важнейшие среди которых - объем внутреннего долга в процентах ВВП; емкость рынка производных ценных бумаг по отношению к емкости рынка первичных ценных бумаг; суммарная короткая позиция участников рынка по деньгам в процентах от общей суммы собственных средств участников рынка; вложения нерезидентов в российские ценные бумаги в процентах емкости рынка и объема ВВП; вложения нерезидентов в производные ценные бумаги в процентах суммарной емкости рынка производных бумаг. Эта система пороговых значений рынка ценных бумаг взаимодействует с общей системой пороговых значений экономической безопасности и позволяет контролировать негативные процессы, ведущие его к неустойчивости и дестабилизации.

Внутренний долг: уроки кризисов и перспективы развития

Рынок внутреннего долга - неотъемлемая часть национальной финансовой системы.

Федеральные облигации традиционно определяют минимальную стоимость свободных средств в экономике России.

В настоящее время доходность федеральных облигаций находится в резко отрицательной реальной области, что, с одной стороны, создает определенные преимущества денежным властям, связанные со снижением реального объема внутреннего долга, стоимостью его обслуживания, а также возможностью перераспределения внешнего долга во внутренний. С другой стороны, отрицательная реальная доходность федеральных облигаций наряду с общим дефицитом обращающихся финансовых инструментов потенциально провоцирует возможность возникновения банковского кризиса, валютного кризиса, а также лишает денежные власти такого инструмента регулирования, как процентные ставки. Учитывая высокую зависимость российской экономики от внешних факторов, подобное положение лишь усиливает незащищенность национальной финансовой сферы от внешних «шоков» и снижает возможности денежных властей по реализации денежной политики.

В данном контексте рынок федеральных облигаций призван содействовать экономическому росту, обеспечивая:

Снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних «шоков» (негативных и позитивных);

Рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы;

Комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка;

Расширение возможностей денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Прошедшее десятилетие предоставршо национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных областях - достижении финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развитии банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития и учет стратегических и тактических ошибок позволят придать эволюции рынка внутреннего долга на современном этапе развития российской экономики стимулирующие и стабилизирующие характеристики.

Фондовый рынок выполняет в рыночной экономике ряд важнейших функций, среди которых – трансформация сбережений в инвестиции, финансирование экономики. Уникальна его роль в формировании оценки финансовых активов, распределении информации, влиянии на принятие экономических решений.

Вместе с тем даже в экономически развитых странах он не является эффективным, способен к накоплению рисков и переносу их в другие сегменты экономической системы. Фондовый рынок относится к числу сверхсложных открытых систем, где взаимодействуют множество участников, которые способны к самоорганизации в очень сложные структуры и участию в коллективном поведении различного типа. Он уязвим для влияния деструктивных факторов и способен транслировать его на другие элементы экономической системы. В этих условиях особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности фондового рынка, то есть такого его состояния, когда гарантируются защищенность развития всей финансовой системы и ее способности удовлетворять интересы участников фондовых операций. Невыполнение фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, то есть существует зависимость экономического состояния государства от уровня экономической безопасности фондового рынка. Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность национальной экономики, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень экономической безопасности, и так же ее социальной и военной безопасности.

А. К. Бекряшев трактует экономическую безопасность фондового рынка как такое его состояние, при котором отсутствует или находится на допустимом уровне риск причинения ущерба субъектам экономических отношений в связи с катастрофическим изменением стоимости финансовых инструментов, неэффективностью рынка и недостаточной защитой имущественных прав его участников. Не менее значимым по его мнению является поддержание на допустимом уровне вероятности переноса системного риска с фондового рынка на другие элементы финансовой, кредитной системы и нефинансовый сектор экономики. Обеспечение безопасности – необходимое условие реализации фондовым рынком его базовых функций.

Интеграция России в мировую экономику, развитие и расширение направлений деятельности субъектов на фондовом рынке, усиление конкуренции, как внутри государства, так и со стороны других государств, внедрение новых информационных технологий, несовершенство действующего законодательства, коррупция и криминализация экономики ставят перед фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее не свойственных угроз и рисков.

Российский фондовый рынок, особенно его внебиржевая часть, характеризуется высокой степенью криминализации, что негативно влияет на его развитие, прозрачность, инвестиционную привлекательность, а так же на имидж российской экономики.

Решение проблемы экономической и финансовой безопасности государства через стимулирование инвестиций в российскую экономику во многом зависит от обеспечения безопасности фондового рынка, становления и развития российского РЦБ, формирование которого началось в 1991 г. с принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении положения об акционерных обществах» и утверждением им «Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».

Согласно п. 54 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Одним из главных стратегических рисков национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Так как рынок ценных бумаг является основным источником перелива капиталов, и через него свободные ресурсы могут направляться в производственный сектор экономики, от его правильного функционирования напрямую зависит развитие несырьедобывающего производства в РФ.

Таким образом, экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формируемой инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит безопасность страны в целом.

По оценкам Т.Е. Кочергиной, главными угрозами функционирования российского фондового рынка являются: высокий уровень зависимости от иностранных инвесторов; низкий уровень привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора; криминализация рынка ценных бумаг и использование инсайдерской информации в торговле на фондовом рынке вследствие неразвитости нормативной правовой базы; низкий удельный вес массового розничного инвестора в качестве участников фондовых торгов, преобладание в структуре российского фондового рынка сырьедобывающих отраслей .

На наш взгляд, дополнительно можно выделить такие угрозы, как чрезмерно быстрый рост капитализации фондового рынка и воздействие на российский фондовый рынок мирового рынка, а также влияние на него финансово-экономического кризиса.

Некоторые из этих угроз переросли в причины развёртывания кризиса на российском фондовом рынке и будут рассмотрены в главе 2.

Рассмотрим подробнее угрозы, выделенные Т.Е. Кочергиной.

Диссертация

Зуева, Анна Сергеевна

Ученая cтепень:

Кандидат экономических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)

Количество cтраниц:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Основные черты и особенности экономической 15 безопасности рынка ценных бумаг

1.2. Угрозы экономической безопасности российского 27 рынка ценных бумаг

1.3. Критерии и индикаторы экономической безопасности 45 рынка ценных бумаг

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1. Государственные институты обеспечения 61 экономической безопасности рынка ценных бумаг

2.2. Негосударственные институты обеспечения 91 экономической безопасности рынка ценных бумаг

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

3.1. Международный опыт в области обеспечения 103 экономической безопасности рынка ценных бумаг

3.2. Основные направления совершенствования механизмов 114 обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг в России

3.3. Экономическая безопасность рынка ценных бумаг в 156 условиях финансового кризиса

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Механизмы и институты обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг"

Рынок ценных бумаг устанавливает связи между хозяйствующими субъектами, аккумулирует и перераспределяет капиталы между сферами экономики. Невыполнение фондовым рынком своих функций тормозит экономические отношения и угрожает экономической безопасности государства, особенно при условии возрастающей роли фондового рынка в финансовой системе страны.

Эффективность рынка ценных бумаг является определяющим фактором экономического роста государства, в связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос о необходимости обеспечения его безопасности. Экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формируемой инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит состояние экономической безопасности государства в целом.

За последний годы для российского рынка ценных бумаг был характерен стеремительный рост, так оборот российского биржевого рынка акций по итогам 2005 года составил 179,8 млрд. долл ., по итогам 2006 г. - 634,3 млрд. долл., по итогам 2007 года - 1 трлн. 503 млрд. долл., то есть увеличение за последние два года было почти семикратным1.

Накопившиеся проблемы на рынке ценных бумаг, в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию, замедляют наращивание инвестиций отечественного финансового сектора в экономику, также в центре внимания до сих пор стоят проблемы, касающиеся основных принципов функционирования фондового рынка.

На фоне финансовой глобализации и формирования общемирового финансового рынка тема обеспечения экономической безопасности рынка

1 Абрамов А.Е., Азимова Л.В. и др. Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 года) http://www.naufor.ru ценных бумаг является наиболее актуальной. Интеграция Российской Федерации в мировую экономику, несовершенство действующего законодательства, криминализация экономики ставят перед отечественным фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее незнакомых для страны угроз.

В таких условиях назрела необходимость в проведении самостоятельного исследования вопросов обеспечения экономической безопасности российского рынка ценных бумаг. Именно актуальность и недостаточная изученность указанных вопросов предопределяет выбор темы работы.

В диссертационной работе обобщается зарубежный и российский опыт обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Особое внимание уделено проблемам современного этапа развития отечественного рынка ценных бумаг и анализу роли государства в обеспечении экономической безопасности этого рынка.

Необходимо также указать еще на один фактор актуальности данного исследования: оно является одной из немногих попыток провести комплексный анализ обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Примеры аналогичных исследований, осуществленных ранее, крайне немногочислены.

В 1999 г. Фондовой биржей Московской межбанковской валютной биржи (далее - ММВБ) было инициировано концептуальное программное исследование предыдущих лет: «Программа развития рынка ценных бумаг России до 2010 года», разработаная силами Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей , Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, кафедрой ценных бумаг Финансовой академии при Правительстве РФ, лабораторией анализа финансовых рынков Высшей школы экономики.

В 2006 году была принята среднесрочная программа действий на небанковских сегментах финансового рынка - Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы. Она представляет собой трехлетний план действий для регулятора финансового рынка - Федеральной службы по финансовым рынкам, а также других государственных органов.

Диссертационное исследование основывается на современных достижениях экономической теории, а также общей теории рынка ценных бумаг и биржевого дела, включая зарубежный опыт в этой области. Некоторые аспекты проблем, связанных с фондовым рынком, исследовались в трудах экономистов , работающих в сфере изучения развития рынка ценных бумаг: Б.И. Алехина , А.В. Аникина, Э.Я. Брегеля, И.С. Королева, Л.Н. Красавиной , Б.Е. Ланина, Г.Н. Мальцева, Г.Г. Матюхина , Д.В. Смыслова и др. Наиболее полное и подробное исследование фондового рынка проведено Н.И. Берзоном , В.А. Галановым, Я.М. Миркиным, Б.Б. Рубцовым , М.А. Эскиндаровым, в работах которых содержится анализ мирового и российского опыта организации рынка ценных бумаг.

Общим вопросам экономической безопасности посвящены труды Л.И. Абалкина , В.М. Баранова, В.Ф. Гапоненко, А.А. Крылова , Б.Н. Порфирьева, В.К. Сенчагова и др. Отдельные положения финансовой безопасности отражены в работах И.В. Горского, М.Н. Сидорова , В.Л. Смирнова, A.M. Тавасиева, Ю.А. Тропина , С.Ф. Хашукаева и др. Системный подход исследования правоохранительных механизмов противодействия экономическим преступлениям в целях обеспечения экономической безопасности предпринимаются в Академии экономической безопасности МВД России А.Г. Хабибулиным, А.Е. Городецким , В.Н. Анищенко, А.Т. Алиевым, С.Б. Вепревым , Р.В. Илюхиной, Р.Ф. Исмагиловым, Н.П. Купрещенко , С.Г. Мещеряковым, А.В. Молчановым, А.П. Опальским , и др. Вопросы экономической безопасности российского рынка ценных бумаг отражены в публикациях

А.Л. Дыховой, А.А. Иванова , Е.А. Олейникова, М.А. Резниченко, А.О. Шабалина , А.П. Шихвердиева и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что еще не достаточно полно исследованы вопросы формирования механизмов и институтов обеспечения экономической безопасности фондового рынка.

Объектом работы является экономическая безопасность рынка ценных бумаг.

Предметом исследования являются институты и механизмы обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг.

Цель исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций, направленных на повышение уровня экономической безопасности рынка ценных бумаг на основе совершенствования механизмов и институтов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

Определить теоретические основы формирования системы экономической безопасности рынка ценных бумаг в условиях новых и трансформации существующих угроз безопасности;

Выявить причины, обусловливающие негативные тенденции на российском фондовом рынке, снижающие конкурентоспособность экономики страны даже в условиях благоприятной конъюнктуры со стороны внешнего рынка;

Осуществить оценку институтов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг в общей системе;

Обобщить зарубежный опыт по формированию институтов и механизмов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг и основные общемировые тенденции в данной сфере;

Разработать предложения по совершенствованию механизмов обеспечения экономической безопасности российского рынка ценных бумаг.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют положения экономической теории, экономической безопасности, теории рынка ценных бумаг, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социологии рынков и экономической криминологии. Нормативной основой исследования служат законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к теме диссертационного исследования, а также законодательство зарубежных стран, в том числе Великобритании, США , Франции, Германии, в области обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг.

Статистическую и информационно-аналитическую базу диссертационного исследования составляют данные Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Росфинманиторинга, саморегулируемых организаций (Национальной ассоциации участников фондового рынка, Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев , Некоммерческого партнерства «Национальная лига управляющих » и другие) и фондовых бирж (ММВБ и Российской Торговой Системы (далее - РТС)). Также работа проводилась на основе аналитических публикаций информационных агентств по фондовым рынкам России, США и Европы, научных отчетов Академии экономической безопасности МВД России, материалов российских и международных конференций по вопросам функционирования фондовых рынков и другой информации.

Методологической основой исследования является системный подход, диалектическая теория развития, методология современного научного познания в социально-экономической сфере, в частности, фундаментальные положения экономической теории (политико-экономический подход, неоинституционализм ), включающие анализ рынка ценных бумаг, а также совокупность статистических и сравнительно-правовых методов, методов прогнозирования, антикризисного управления, категориальный аппарат, развитый отечественной методологической традицией в области исследований фиктивного капитала .

Гипотеза исследования состоит в том, что, по нашему мнению, отсутствие комплексности в организации институтов и механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность рынка ценных бумаг, даже при условии их наличия, объективно обусловливает возможность нарушений рыночного равновесия, возникновения угроз интересам личности, общества и государства. Экономические институты через меры экономической политики государства способны создавать условия для стабильного и эффективного функционирования рынка ценных бумаг в границах установления пороговых показателей. В качестве таких показателей выступают: объем ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, отношение емкости рынка производных ценных бумаг к емкости рынка первичных ценных бумаг и другие. Значительная роль принадлежит правовым институтам, которые на основе законодательной нормы и правил саморегулируемых организаций создают систему правовых регуляторов, обеспечивающих функционирование рынка в рамках правового поля. Слабость правовых институтов приводит к развитию теневых процессов, рейдерству, коррупции, мошенничеству и другим негативным факторам, угрожающим экономической безопасности рынка ценных бумаг. Важную роль в обеспечении экономической безопасности рынка ценных бумаг играют правоохранительные институты, которые в совокупности обеспечивают юридическую квалификацию выявленных правонарушений и формируют специфические механизмы противодействия правонарушениям на рынке, тем самым предотвращают влияние криминальных угроз на экономическую безопасность фондового рынка. Комплекс механизмов и институтов должен обеспечивать экономическую безопасность рынка ценных бумаг, его инвестиционные и кредитные функции и в конечном итоге способствовать обеспечению экономической безопасности национальной экономики в целом.

Научная новизна исследования заключается в определении основных понятий и элементов системы обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг, в систематизации угроз, конкретизации и спецификации критериев, параметров и индикаторов безопасности конкретного сегмента финансового рынка - рынка ценных бумаг. На основе выявленных объективных черт и особенностей конкретизирована сущность экономической безопасности рынка ценных бумаг, как состояния, при котором государственными и негосударственными институтами применяются механизмы, обеспечивающие стабильность и конкурентоспособность рынка ценных бумаг, включая защиту его участников от общеэкономических и криминальных угроз.

К элементам научной новизны диссертации можно отнести следующие положения, соответствующие пунктам 11.4, 11.7, 11.10, 11.26 Паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством » (экономическая безопасность):

Выявление источников и предпосылок возникновения угроз экономической безопасности рынка ценных бумаг, позволяющих определить принципы их классификации с учетом целей, задач и методов макроэкономической политики на разных этапах развития российской экономики, принятой модели финансовой системы, характера соотношения монополии и конкуренции, уровня развития инфраструктуры, колебаний экономической конъюнктуры.

Обоснование структуры институтов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг, специфики их организации и функционирования, способной с наибольшей эффективностью обеспечить экономическую безопасность в условиях формирования рынка. Представлена систематизация институтов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг, в которую включены государственные (регулятивные, контрольные, правоохранительные) и негосударственные институты, а также определены роль и задачи каждого из них. Развит подход к системному обеспечению экономической безопасности посредством взаимодействия контрольных и правоохранительных институтов;

Разработка предложений по использованию зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг и рекомендации по его адаптации в условиях современной российской экономики. Обоснована негативная оценка сложившейся практики использования эклектических моделей, основанных на разнородных элементах опыта отдельных национальных систем (англо-саксонской и континентальной), в особенности американской, исторически привязанной к англо-саксонскому праву. Исходя из этого, уточнены функции и задачи ФСФР России как единого экономического института, обеспечивающего регулирование и контроль рынка ценных бумаг, в том числе применение мер ответственности за нарушение фондового законодательства (например, за использование инсайдерской информации);

Обоснование теоретико-методологических положений по совершенствованию существующих механизмов повышения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Сформулированы основные направления по повышению эффективности механизмов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг с учетом: стандартных условий стабилизации и устойчивости рыночной экономики; исторических особенностей функционирования переходной экономики и возникновения финансовых рынков; видовых черт формирующихся рынков; развития кризисных явлений в глобальной экономике.

Основные научные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Определены теоретические основы обеспечения экономической безопасности фондового рынка, включая обоснование понятия «экономическая безопасность рынка ценных бумаг », специфицирующих рынок ценных бумаг в структуре финансовых рынков, координатах национальных интересов, системе угроз с точки зрения особенностей критериев, параметров и индикаторов экономической безопасности.

2. Предложена классификация основных угроз экономической безопасности рынка ценных бумаг, к числу которых относятся: системная слабость национальных финансовых институтов; осуществление значительного объема сделок с российскими активами на иностранных торговых площадках, территориальная концентрация рынка ценных бумаг, слабая защита прав акционеров и инвесторов, низкая доля ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, монополизация рынка ценных бумаг, сохраняющаяся непрозрачность рынка, неразвитость инфраструктуры рынка, недостаточная роль государства в регулировании фондового рынка. Все представленные угрозы были классифицированы по группам в зависимости от криминально-коррупционной составляющей, диспропорций в структуре собственности, уровня развития инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг.

3. Разработана совокупность показателей, характеризующих состояние экономической безопасности рынка ценных бумаг для целей мониторинга, основными из которых являются: доля иностранных инвестиций на рынках акций, депозитарных расписок и долговых бумаг; доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом; темпы прироста капитализации фондового рынка по отношению к темпам прироста ВВП; объем ценных бумаг, находящихся в свободном обращении; доля десяти крупнейших компаний в совокупном обороте акций.

4. Обоснованы предложения по формированию целостной системы экономической безопасности рынка ценных бумаг на основе формирования единых целей и приоритетов в данной сфере, а также комплексного развития системы институтов обеспечения экономической безопасности фондового рынка, формирующейся в русле взаимодействия государственных и негосударственных институтов, диалога власти и бизнеса (его саморегулируемых организаций), осуществляющих экономическое и правовое регулирование, контрольные и правоохранительные функции. Определены основные направления усиления соответствия правовой инфраструктуры и экономической практики; развития законодательства, необходимые с точки зрения роста эффективности проведения государственной фондовой политики и правоприменительной практики в интересах обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг.

5. Сформулированы предложения по совершенствованию регулирующей и контрольной деятельности ФСФР России путем наделения его рядом правоприменительных функций в отношении нарушений законодательства и правил работы на рынках ценных бумаг. Обоснована необходимость форм системного взаимодействия ФСФР России, Росфинмониторинга и правоохранительных органов при обеспечении экономической безопасности рынка ценных бумаг, в том числе, с учетом международного опыта такого взаимодействия.

Содержащиеся в данной работе научные разработки, конкретные предложения, полученные в процессе исследования, позволяют оценить вызовы и угрозы экономической безопасности, обосновать направления развития и совершенствования институтов и механизмов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Разработанные автором рекомендации представляют практический интерес при разработке новой и совершенствовании существующей нормативно-правовой базы в области обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в области обеспечения экономической безопасности, в учебном процессе в высших учебных заведениях по дисциплинам «Экономическая безопасность », «Рынок ценных бумаг », а также на курсах повышения квалификации сотрудников государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор на рынке ценных бумаг. Результаты работы могут применяться профессиональными участниками и специалистами рынка ценных бумаг, при разрешении конфликтов интересов на фондовом рынке. Некоторые положения данного труда будут интересны менеджменту акционерных обществ, при формировании корпоративной концепции противодействия рейдерству на фирме . Отдельные рекомендации могут быть применимы в практической деятельности правоохранительных органов при разъяснении спорных вопросов квалификации составов преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг.

Выводы, полученные автором, были отражены в научно-исследовательских работах, проведенных в Академии экономической безопасности МВД России: «Развитие теоретических основ стратегического анализа и мониторинга экономической безопасности» (2006 г.), «Разработка системы и механизмов обеспечения экономической безопасности в Московской области» (2007 г.). Результаты диссертации докладывались на научно-практической конференции молодых ученых по проблемам правоохранительных механизмов обеспечения экономической безопасности, противодействия экономическим и налоговым преступлениям (Академия экономической безопасности МВД России,

2005 г.) и на ежегодной межвузовской научной конференции студентов и аспирантов по актуальным проблемам экономического и правового развития России (Московский институт экономики, менеджмента и права,

Основные положения исследования были внедрены в учебный процесс в Академии экономической безопасности МВД России и практическую деятельность сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по г. Москве.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)", Зуева, Анна Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формирующейся инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит состояние экономической безопасности страны в целом. Неконкурентоспособный и неустойчивый рынок ценных бумаг может стать не просто сдерживающим фактором экономического развития государства, но и причиной кризиса любого масштаба.

Основываясь на результатах проведенного исследования, анализе законодательной базы, научной литературы, а также зарубежного опыта в области обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг, делаются следующие выводы:

1. Системная слабость национальных финансовых институтов; осуществление значительного объема сделок с российскими активами на иностранных торговых площадках, территориальная концентрация рынка ценных бумаг, слабая защита прав акционеров и инвесторов, низкая доля ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, монополизация рынка ценных бумаг, сохраняющаяся непрозрачность рынка, неразвитость инфраструктуры рынка, недостаточная роль государства в регулировании фондового рынка и многие другие угрозы экономической безопасности рынка ценных бумаг, свидетельствуют о необходимости применения конкретных мер, направленных на ее обеспечение, прежде всего это касается разработки системы критериев и индикаторов , а также расчета их пороговых значений.

2. Разработка и внедрение критериев, индикаторов и их пороговых значений, характеризующих состояние экономической безопасности рынка ценных бумаг для целей мониторинга, основными из которых являются: доля иностранных инвестиций на рынках акций, депозитарных расписок и долговых бумаг; доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом; темпы прироста капитализации фондового рынка по отношению к темпам прироста ВВП; объем ценных бумаг, находящихся в свободном обращении; доля десяти крупнейших компаний в совокупном обороте акций, позволят отслеживать состояние рынка, вектора динамики его развития и тем самым обеспечить экономическую безопасность не только финансовой сферы, но и экономики государства в целом.

3. В сегодняшних условиях необходимо значительно повысить роль государства в регулировании и обеспечении безопасности рынка ценных бумаг, путем повышения роли Федеральной службы по финансовым рынкам и ее подразделений , как регулятора рынка и расширять ее административные полномочия, в том числе в проведении собственных расследований, а также совершенствования скоординированных действий регулятивных, контрольных и правоохранительных институтов обеспечения безопасности рынка ценных бумаг в целях профилактики и пресечения преступлений и правонарушений на российском рынке ценных бумаг.

В целях достижения наибольшего положительного эффекта необходимо выстраивать деятельность правоохранительных органов по предупреждению, оперативному выявлению и пресечению правонарушений на рынке ценных бумаг, включая» факты финансового мошенничества, подделки ценных бумаг, нарушения практики ведения реестра владельцев ценных бумаг, использования рынка для легализации доходов, полученных преступным путем и направление их на финансирование организованной преступности и терроризма, рейдерства и осуществления инсайдерских и манипулятивных сделок на рынке ценных бумаг.

В стандартной, а тем более в чрезвычайной кризисной ситуации вопросы о проведении оперативно-следственных действий в отношении правонарушений" должны встречать понимание со стороны не только органов контроля, но и негосударственных институтов. На рынке существует ряд сфер (регулирование правил эмиссии ценных бумаг, защита привлеченных инвестиций, внесение в устав предприятий положений, направленных на противодействие захвата компании), которые не могут эффективно контролироваться на государственном уровне и требуют участия представителей бизнеса . Поэтому применение негосударственных институтов при обеспечении безопасности рынка ценных бумаг свидетельствует о высокой степени развития рыночной экономики и приводит к значительному росту степени регулируемости рынка.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности фондового рынка осуществляется сложно структурированной системой институтов в пределах законодательно отведенных полномочий. Без четкой организации деятельности этих институтов и взаимодействия между ними невозможно достижение необходимого уровня экономической безопасности рынка ценных бумаг. Состояние защищенности в данной сфере может быть достигнуто только при высокой степени взаимосвязи каждого из них.

4. Перед каждой из развитых стран в процессе развития национального рынка ценных бумаг вставали схожие проблемы. Так как российский фондовый рынок, пока еще формирующийся целесообразно по решению вопросов обеспечения экономической безопасности в данной сфере обратиться к опыту иностранных государств. Принимая во внимание наметившиеся в мире тенденции к сближению различных типов финансовых систем и моделей корпоративного управления необходимо использовать результаты практики стран в области регулирования использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, реформы системы регулирования фондового рынка, форм и механизмов контроля, а также защиты инвесторов .

5. С учетом существующих угроз и на основе анализа схем нарушений фондового законодательства, предложены следующие направления совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг: развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг; обеспечение информационной прозрачности на рынке ценных бумаг; противодействие отмыванию криминальных денег и другим правонарушениям на рынке ценных бумаг; обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов; взаимодействие регулирующих и правоохранительных институтов по обеспечению экономической безопасности рынка ценных бумаг.

В ходе проведения диссертационного исследования были выявлены следующие проблемные моменты, которые имеют очевидные перспективы дальнейшего развития в рамках иных научных работ, направленных на изучение институтов и механизмов обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг:

Формирование адекватных уголовно-правовых норм и юридического понимания, соответствующих масштабам криминогенности рынка ценных бумаг, общественной опасности и вреда от совершаемых на нем экономических преступлений;

Формирование новых методик расследования правонарушений на фондовом рынке и совершенствование существующих;

Разработка мер обеспечения информационной безопасности рынка ценных бумаг;

Проведение исследований, позволяющих судить о количественных характеристиках эмитентсткой и инвесторской базы; оценка целесообразности участия государства в капитале инфраструктурных институтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Зуева, Анна Сергеевна, 2008 год

1. Нормативно-правовые акты

6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

8. Федеральный закон Российской Федерации от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

9. Федеральный закон от 10.12.03 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

10. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».

11. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1996 г. № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».

12. Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 1244 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере».

13. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти ».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 № 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

15. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" \\ Собрание законодательства РФ 2004 г. N 11 ст.945.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р «Об утверждении программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)».

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 2008 годы».

18. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».

19. Распоряжение ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

20. Письмо ФКЦБ России № 03-ИК-02/2760 «Об утверждении правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».1. Научные труды

21. Азимова JI. Недобросовестная рыночная практика на финансовых рынках // «Право и экономика », № 9, 2001.

22. Азимова JT.B., Мансилья-Круз А.В., Тимофеев А.В. и др. Российский фондовый рынок 2007. События и факты. М.: 2007. - 57 с.

23. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. М.: Аудитор , 1997.

24. Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля М.: ООО Издательство «Вита-Пресс», 1998. -411 с.

25. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: 1973.

26. Ведута Е. Государственные экономические стратегии. Российская экономическая академия. М.: 1998. 440 с.

27. Гололобов Д.В. Акционерное общество против акционера : противодействие корпоративному шантажу. 2-е изд., стер. М.: ЗАО «Юстицинформ », 2004.

28. Гусева И.А. Практикум по рынку ценных бумаг. М.: Юристъ, 2000. С. 299.

29. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.1.М., 1981.-465 с.

30. Институционально-правовое измерение экономической безопасности. Научное издание / Напалкова И.Г.; Науч. ред.: Баринов П.П. -Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. 36 с.

31. Институциональные аспекты экономического развития. Отв. ред.- В.С.Автономов, С.А.Афонцев. М.: ИМЭМО РАН, 2007. 104 с.

32. Ионцева М. Корпоративные захваты: слияния, поглощения, гринмэйл . М.: Ось-89, 2003.

33. История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова , В.Д Нероновой, B.C. Свенцицкой, М., 1982. Кн. 2. 263 е.;

34. Килячков А.А., Чалдаев JI.A. Рынок ценных бумаг и банковское дело: Учеб. пособие. 2-е изд., с изм. -М.: Экономист , 2004.

35. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. Второе издание. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.- 502 с.

36. Крылов А.А. и др. Экономическая безопасность: теоретические и практические аспекты деятельности ОВД : Учеб. пособие. М.: 2002.

37. Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность: Учебное пособие.- М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. 227 с.

38. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. -М.: Логос, 2000.

39. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 624 с.

40. Мировой фондовый рынок и интересы России. Отв. ред. д.э.н. Д.В. Смыслов Наука, 2006, 330 с.

41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. 444 с.

42. Олейник А. Институциональная экономика, Москва, Инфра-М,2000.

43. Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Основы экономической безопасности. М.: Современный гуманитарный университет 2001. - 100 с.

44. Рот А., Захаров А., Миркин Я. и др. Основы государственного регулирования финансового рынка. Зарубежный опыт. Учебное пособие для юридических и экономических вузов. -М.: Юридический Дом «Юстицинформ », 2002. 411 с.

45. Рубцов Б.Б. Современные фондовые рынки: Учебное пособие для вузов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - с. 454.

46. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 060400 "Финансы и кредит" / Б.И. Алехин.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 475 с.

47. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова ,

48. A.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. - 261 с.

49. Сводный отчет по России за январь-октябрь 2006 г. // Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2006. 76 с.

50. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами . - М.: Перспектива; Инфра-М, 2001.

51. Сизов Ю.С. Формирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России. Московский опыт. - М.: Планета 2000, 2001. 218 е.

52. Словарь иностранных слов и выражений / Авт. сост. Е.С. Зенович.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 608 с.

53. Теория государства и права. Под ред. А.И. Денисова. Изд. МГУ , 1967, с. 311-312.

54. Финансовое консультирование на фондовом рынке: для специалистов по корпоративным финансам и специалистов рынка ценных бумаг / под общ. ред. О.Г. Меликяна: в 2 т. Том 1. М.: Флинта: Наука, 2005.- 676 с.

55. Фирсова М., Орлов А., Рыбаков С. Коммерческая недвижимость: приватизация и защита. М.: Вершина, 2007.

56. Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO, облигационных займов и инвестиционных операций / И.А. Никонова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 350 с.

57. Ценные бумаги: Учебник ред. В.И. Колесникова ,

58. B.C. Торкановского . 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 480 с.

59. Шаваев А.Г. Концептуальные основы обеспечения безопасности негосударственных объектов экономики. —М., 1995. 223 с.

60. Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Рынок ценных бумаг. М.: Дашков и Ко, 2000. - 463 е.;

61. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Габов А.В. Основы рынка ценных бумаг. Сыктывкар.: Пролог, 1996. - 138 е.;

62. Шихвердиев А.П. Роль государственного регулирования рынка ценных бумаг в обеспечении экономической безопасности его субъектов. - М.: Экономика, 1999. - 319 с.

63. Шлыков В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: Организационные и криминологические аспекты. - Рязань, 2000. 111с.

64. Экономическая безопасность как политико-правовой институт. Научное издание / Напалкова И.Г.; Науч. ред.: Баранов П.П. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005. - 28 с.

65. Экономическая безопасность России и ее государственно-правовое обеспечение / Кораблев В.Г., Стрельников К.А., Цишковский Е.А. Тюмень: Тюмен. филиал акад. права и управления, 2006. - 176 с.

66. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова . М.: Дело, 2005. - 896 с.

67. Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. № 7 / Гл. ред.: Баранов В.М. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2007. 240 с.

68. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ. Монография / Напалкова И.Г.; Науч. ред.: Баранов П.П. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. - 148 с.

69. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 768 с.

70. Энциклопедия рыночного хозяйства: Россия в современном мировом хозяйстве /Рук. авт. кол. Л.И. Абалкин , А.Г. Грязнова. М., 2003. -243 с.

71. Эргашев Х.Х. Бухгалтерский учет и налогообложение ценных бумаг: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2000.

72. Юридические механизмы функционирования системы экономической безопасности в России. Научное издание / Напалкова И.Г.; Науч. ред.: Баранов П.П. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. - 36 с.

73. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. Учебник для вузов. М., 2004.-389 с.

74. Статьи в периодических изданиях

75. Абалкин Л.И. Бегство капитала: природа, форма, методы борьбы // Вопросы экономики, 1998. № 7.

76. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. - № 12. - С.4-13.

77. Анищенко А.А., Купрещенко Н.П. Оценка угроз экономической безопасности во внешнеэкономической сфере // Вестник Академии экономической безопасности. Сборник научных трудов. М.: Изд-во Акад. экон . безопасности МВД России, 2005, Вып. 1 (4). - С. 137-150.

78. Бобков А.В. Предвидение криминогенных рисков // Преемственность и новации в юридической науке: Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей. Омск: Омская академия МВД России, 2006.

79. Буланцева В.Т. Налогообложение операций с ценными бумагами // Финансовая газета. № 40 7 октября 2002. С 33.

80. Вавилов А.С. Мегарегулятор // Российская бизнес-газета. №5.2004;

81. Васельчук Е. Прекрасное далеко: Финансовый регулятор заглянул в будущее // Российская бизнес-газета, № 671 от 16 сентября 2008 г.

82. Вепрев С.Б., Горбенко А.О. Некоторые аспекты экономической и информационной безопасности хозяйствующего субъекта и предпринимательства // Вестник академии экономической безопасности МВД России. М., 2008, № 2 . - С. 37-43.

83. Веселовский П.С. Устойчивость банковской системы как условие экономической безопасности государства // Вестник Академии экономической безопасности. Сборник научных трудов. -М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005, Вып. 1 (4). С. 389-394.

84. Вишневский П.А. Экономическая безопасность и ее роль в системе национальной безопасности // Интеллект 2005. Сборник научных трудов. - Тюмень: ТГИМЭУП, 2005. - С. 224-227.

85. Выступление Д. А. Медведева на совещании Правительства Российской Федерации от 19 мая 2008 года. // www.president.kremlin.ru;

86. Выступление Д. А. Медведева на совещании с руководством Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13 мая 2008 года. // www.president.kremlin.ru.

87. Герасименко Н.В., Царева О.Е. Кафедре финансового права Академии экономической безопасности МВД России пять лет // Финансовое право. - М.: Юрист, 2005, № 4. - С. 2-3.

88. Гладких В.И. Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии //

89. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научно-методический журнал. Киров: Изд-во Вятск. гуманитар, ун-та, 2006, № 14. - С. 76-84.

90. Гладких В.И., Юрмашев Р.С. О некоторых вопросах экономической безопасности Российской Федерации: понятие, структура, угрозы, противодействие // Российский криминологический взгляд. -Ставрополь, 2007, № 1. С. 159-168.

91. Глинский А.Н. Инфляция как угроза экономической безопасности России // Вестник Академии экономической безопасности. Сборник научных трудов. -М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005, Вып. 1 (4). С. 395-399.

92. Гринько С.Д. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России // Аспирант и соискатель. -М.: Компания Спутник*, 2006, № 2. С. 97-98.

93. Давыдов B.C. Способы легализации преступных доходов. http://www.yurclub.ru/docs/criminal/article65.html.

94. Дембо Л.И. О принципах построения системы права. // Советское государство и право», 1956, № 8. С. 92-99.

95. Демидов Е. Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России \\ Вопросы экономики. 2007. № 4.

96. Дмитриев О.В. Экономическая безопасность России: возникновение организованной экономической преступности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. -М.: Изд-во РУДН , 2005, № 2 (18). С. 20-25.

97. Дыльнов Д.Г. Экономическая безопасность -основа цивилизованного рыночного хозяйства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов: Изд-во СГСЭУ , 2005, № 10. - С. 32-35.

98. Игнатов Ю.В. Международное право как способ обеспечения национальной экономической безопасности // Юридические науки. -М.: Компания Спутник+, 2005, № 4. С. 223-228.

99. Илларионов А. Критерии экономической безопасности//Вопросы экономики, 1998. № 10.

100. Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России в концепции национальных интересов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та МВД России, 2000, № 2. - С. 58-65.

101. Киреев А. Рейдерство на рынке корпоративного контроль: результат эволюции силового предпринимательства \\ Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 83-94.

102. Кирьянов А.Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном Российском государстве // Адвокатская практика. М.: Юрист, 2006, № 1. -С. 37-41.

103. Кирюшин А.В., Плотников С.В. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // История государства и права. М.: Юрист, 2006, № 9. - С. 6-8.

104. Козлов В.А. Теоретико-прикладные вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности. Сборник научных трудов. -М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005, Вып. 1 (4). С. 35-42.

105. Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №6. http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/02.shtml.

106. Коуз Р. (Под ред. О. Уильямсона и С.Уинтера). Природа фирмы, Москва, Дело, 2001.

107. Кочубей М.А. Экономическая безопасность: социально-правовой аспект // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ . М.: Логос, 2004, Кн. 7. - С. 189-208.

108. Кричевский Н. Нефондовые заметки.// Агентство политических новостей, http://www2.apn.ru;

109. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность -главная макроэкономическая функция государства // Вестник Московского университета МВД России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, № 4. - С. 33-39.

110. Лукашов A. MB А (Чикагский университет, специализация -аналитические финансы и финансовый менеджмент), независимый консультант "Консультант", N 3, 5, февраль, март 2005 г. (10-19).

111. Майорова Е.Н. Государственные органы как основные субъекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2004, № 1. - С. 16-22.

112. Макарейко Н.В. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности в России в свете реформирования институтагосударственной службы // Безопасность бизнеса . М.: Юрист, 2004, № 1. -С. 2-5.

113. Мамлеев Р.Ф. Исследование системообразующих принципов совершенствования структуры регионального рынка ценных бумаг. Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ » http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/103.pdf.

114. Медведев В. Проблемы экономической безопасности России// Вопросы экономики, 1997. № 3.

115. Мещеряков С. ДЭБ МВД против теневой экономики // Закон и право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. № И. - С. 59-61.

116. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. - М.: Альпина Паблишер , 2002. с. 360.

117. Миркин Я.М. Ключевое слово: системность. Вестник Науфор . №3. 2007. с.41-45.

118. Миркин Я.М. Тридцать тезисов (ключевые идеи развития фондового рынка). // Рынок ценных бумаг, № 11, 2000. http://www.mirkin.ru.

119. Напалкова И.Г. Юридический статус понятия экономической безопасности // Философия права. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. инта МВД России. 2006. № 1. - С. 48-56.

120. Нестеров А., Вакурин , Криминализация экономики и проблемы безопасности//Вопросы экономики, 1995. № 1.

121. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

122. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 73.

123. О понятии правового института / B.C. Якушев. //Правоведение. -1970.-№6.- С. 61-67.

124. Потемкин A. IPO: вчера, сегодня, завтра. // Рынок ценных бумаг, 2005 г. № 5 (19) с. 4-6.

127. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. М., 2008, № 1. - С. 34-39.

128. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ , 2003. - 328 с.

129. Ревина С.Н. Теоретико-и политико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности // Право и политика. М.: Nota Bene, 2006, № 2. - С. 66-77.

130. Резниченко М.А. Экономическая безопасность рынка ценных бумаг. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Март 2006, № 1. С. 114.

131. Сафонов О.А. Некоторые проблемы финансово-правового обеспечения экономической безопасности // Вестник Российской правовой академии. М.: РПА МЮ РФ, 2006, № 5. - С. 72-75.

132. Сафонов О.А. Понятие и состав финансово-правовых средств обеспечения экономической безопасности // Юстиция. Научно-практический журнал. М. 2007. № 3. - С. 117-124.

133. Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. М.: Юрист. 2007. № 7. - С. 2-9.

134. Сизов Ю.С., Миркин Я.М., Лебедева З.А. Цена правонарушения, http://www.mirkin.ru.

135. Стратегия развития -финансовый рынок должен стать полноценным механизмом привлечения инвестиций для российских компаний./ Ежедневный аналитический обзор «ФИНАМ » от 17 февраля 2006г. http://research.finam.ru.

136. Струченевский А. Как распознать пузырь. http://www.bncommunity.com.

137. Сухарева М.А. Правовые основы информационной безопасности в сфере обращения ценных бумаг на фондовых рынках США // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. -М.: Изд-во МГЮА , 2006, № 1 (3). С. 206-214.

138. Сычев П.Г. Уголовно-правовое противодействие «рейдерским » захватам: реальность и перспективы. \\ Закон. 2007. № 3. С. 71.

139. Тропин С.А. Механизм обеспечения экономической безопасности российского общества и государства // Закон и право. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. № 9. С. 32-35.

140. Тропин С.А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. М. 2004. № 5. - С. 31-33.

141. Туктаров Ю. Секьюритизация и законодательство. http://www.rusipoteka.ru/publications/lp-8.htm.

142. Тюканько А.А. Для обеспечения экономической безопасности России. (Выступление начальника УБЭП ГУВД г. Москвы) // Закон и право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, № 1. - С. 3-5.

143. Уваров О., Фомина JI. Обеспечение безопасности рынка ценных бумаг России. //Рынок ценных бумаг.-1998.-N 17-18.-С. 41-43.

144. Уварова О., Фомина JI. Государственное регулирование основа безопасности рынка ценных бумаг России // Рынок ценных бумаг.-1999.-N 2.-С. 70-72.

145. Уильямсон О. И., Экономические институты капитализма: фирмы , рынки, отношенческая контрактация, Спб., Лениздат, 1996.

146. Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. М.: Норма, 2007, № 2. - С. 45-50.

147. Хабибулин А.Г.: Бюджетные преступления и коррупция при реализации приоритетных национальных проектов как угроза национальной безопасности / www.viperson.ru.

148. Чирков Д.К. Об экономической безопасности в России // Преступность и проблемы борьбы с ней. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007. С. 74-77.

149. Чихирева А.Г. К вопросу о необходимости государственного регулирования рынка ценных бумаг в России. http://www.tisbi.rU/science/vestnik/2000/issue4/9.htm.

150. Чупрова А.Ю. Экономическая безопасность и вопросы уголовной политики // Безопасность бизнеса. -М.: Юрист, 2004, № 4. С. 28-31.

151. Шевченко С.В. Присоединение России к всемирной торговой организации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности //Государство и право. М.: Наука, 2007, № 3. - С. 83-89.

152. International Organization of Securities Commissions (IOSCO). "Causes, Effects and Regulatory Implications of Financial and Economic Turbulence in Emerging Markets", November 1999, p.51.

153. Абрамов A.E., Азимова JI.В. и др. Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу (до 2015 года) http://www.naufor.ru.

154. Абрамов А.Е., Азимова Л.В. и др. Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 года) http://www.naufor.ru.

155. Аналитическая справка о работе Федеральной службы по финансовым рынкам с письменными обращениями граждан и общественных объединений вкладчиков , поступившими в 2007 году.

156. Николаев И.А., Марченко Т.Е. Фондовый рынок: пределы роста и глубина падения / Аналитический доклад ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты», www.fbk.ru.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшем теоретическом изучении проблемы обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Рекомендации и предложения, которые представлены в диссертационном исследовании, могут найти практическое применение в работе государственных и негосударственных регулирующих органов.

Ряд положений диссертационного исследования касается проблем сотрудничества ФСФР России и правоохранительных органов и может быть использован при совершенствовании взаимодействия между ними.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин как « . . », «Рынок ценных бумаг», «Экономическая безопасность».

Полученные научные результаты используются в научно-исследовательской деятельности Академии экономической безопасности МВД России.

Млрд. долл.