Элементы и эффективность экономической безопасности. Критерии, показатели и пороговые значения экономической безопасности личности

Понятие экономической безопасности

Считается, что объект находится в безопасности, если он сохраняет возможность эффективно функционировать, находясь под воздействием внешних и внутренних факторов, способных нанести ему ущерб.

Определение 1

Экономическая безопасность выделяется в отдельную область знаний теории экономики. Она представляет собой такое состояние хозяйственного субъекта, при котором он сохраняет стабильность своих экономических показателей и имеет тенденции к росту, испытывая факторы воздействия внутренней и внешней среды.

Экономическая безопасность может относится к экономическим субъектам и объектам разного уровня организации. Так можно выделить экономическую безопасность на мировом, международном, национальном уровнях, а так же на уровне регионов, хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и домашних хозяйств.

Элементы экономической безопасности на разных уровнях

Для обеспечения защищенности экономических объектов и субъектов необходимо понимать из каких частей состоит экономическая безопасность на разных уровнях организации экономических систем.

Для национального уровня организации выделяют следующие элементы:

  • сохранение независимости национальной экономики;
  • конкурентное функционирование национальной экономики на международном рынке;
  • рост и развитие экономических показателей государства в условиях взаимодействия с международным рынком.

Для обеспечения экономической безопасности на уровне предприятий важными элементами являются трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные и материальные ресурсы. Они сами могут выступить как угрозы экономической стабильности предприятия, так и испытывать негативное влияние извне.

На уровне домашних хозяйств к элементам экономической безопасности можно отнести:

  • сохранение достойного уровня жизни;
  • платежеспособность;
  • социальная защищенность;
  • возможность пользоваться услугами образования, медицины.

Замечание 1

Надо отметить, что защищенность экономических систем разного уровня организации обеспечивается только в комплексе. Уровень жизни населения напрямую зависит от стабильности экономики страны в целом. Как и внутренний валовый доход государства зависит от эффективной деятельности предприятий в условиях их экономической защищенности.

Эффективность экономической безопасности

Являясь одним из важнейших параметров обеспечения жизнедеятельности экономики каждого человека в отдельности и страны в целом, экономическая безопасность должна иметь определенные параметры оценки. Это необходимо для отслеживания состояния защищенности тех или иных экономических объектов и субъектов. Важно понимать, что экономическая безопасность представляет собой динамическое явление. Как правило, для определения степени экономической защищенности применяют пороговые значения различных показателей.

Определение 2

Пороговые значения – это предельные величины экономических показателей, превышение которых лишает экономику возможности эффективно функционировать.

Кроме того, применяются различные методики оценки уровня экономической безопасности:

  • анализ динамики показателей экономического роста;
  • использование методов экспертной оценки;
  • сравнение основных показателей экономики с валовым продуктом;
  • применение балльной системы оценки;
  • математические методы.

Ни один из методов не является идеальным, обычно для анализа используется совокупность методов оценки.

Экономическая безопасность является сложной системой взаимоотношения экономических систем разного уровня организации, которые постоянно испытывают влияние угроз как изнутри собственных систем, так и извне от других систем. Чтобы экономическая защищенность эффективно работала, необходимо проводить систематический анализ ее качественных и количественных показателей, а так же пороговых значений для выявления проблемных мест и их своевременного устранения. От эффективности экономической безопасности зависит стабильность экономики страны и ее способность к росту.

Уровни экономической безопасности.

Принципы экономической безопасности.

УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами, а также последовательная реализация национальных государственных интересов.

Экономическая безопасность является органичным компонентом современной экономики. Учитывая общепринятое выделение уровней в экономической системе, полагаем, что многоуровневое представление экономической безопасности является обязательным условием для достижения результативности в исследованиях по ее обеспечению.

Р.Ф. Исмагилов считает, что экономическая система страны имеет сложное иерархическое строение, где в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня. Он предлагает следующие уровни экономических отношений, которые формируют уровни экономической безопасности:

  • экономический уровень семьи - экономические интересы каждого гражданина страны;
  • микроэкономический уровень - хозяйствующие субъекты;
  • региональный и отраслевой уровни - экономика субъектов Федерации;
  • макроэкономический уровень - экономика страны в целом . Следует отметить, что и многие другие авторы, исследующие обозначенную проблему, придерживаются примерно такого же подхода к формированию уровней экономической безопасности. В.А. Богомолов , прямо не выделяя уровни, подчеркивает, что понятие экономическая безопасность применимо к различным субъектам: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике, государству в целом. В работе под редакцией В.К. Сенчагова также не называются уровни экономической безопасности . При этом рассматриваются экономическая безопасность государства, экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, экономическая безопасность региона.

Несмотря на близость подходов, они имеют и различия, что вызывает необходимость уточнения в определении уровней экономической безопасности. Полагаем, что это имеет существенное значение для разработки унифицированных механизмов управления процессами, способствующими ее обеспечению на каждом из уровней.

В классическом представлении экономической системы страны выделяются макро- и микроэкономический уровни.

Под макроуровнем понимается национальная экономика.

Микроэкономический уровень охватывает хозяйствующие субъекты. Учитывая, что экономическая безопасность является необходимым и неотъемлемым условием развития любой экономической системы и ее составляющей, целесообразно к экономической безопасности применять такой же принцип построения. Поэтому под макроуровнем следует понимать экономическую безопасность страны, а под микро-уронем - экономическую безопасность хозяйствующих субъектов.

Современные условия хозяйствования как в Российской Федерации, так и в мире требуют детализации при выделении уровней экономических систем. Такая необходимость обусловлена различием в масштабах хозяйствования, в методах управления и т.д.

В последнее время в экономической литературе все активнее обсуждаются проблемы мезоэкономики - относительно нового направления отечественной экономики. В настоящее время нет однозначного понимания указанного термина.

И.П. Бойко и В.К. Лосина считают, что уровень концентрации собственности в современной России привел к воссозданию мезоэкономики страны «олигархического» типа со значительным преобладанием в ней холдинговых мезоструктур . Причем особенности российской экономики привели к тому, что восстановление произошло чрезвычайно быстро, но возникшие структуры не обладают ни достаточной эффективностью, ни достаточной устойчивостью.

По мнению О.В. Сиднина, мезоуровень - это уровень регионов страны, так как именно здесь экономическая и социальная жизнь населения воплощаются в специфике параметров рынка труда .

О.В. Иншаков предлагает вместо традиционных уровней выделение девяти уровней, среди которых четыре мезоуровня. По его мнению, мезоуровень может составлять: экономическое пространство производств отраслевого или межотраслевого комплекса, региона, ФПГ или группы местных регионов 1 .

Проведенный анализ публикаций в специализированной литературе способствовал выделению трех признаков, позволяющих классифицировать подходы к определению мезоуровня экономической безопасности:

  • по отраслевой принадлежности;
  • уровню концентрации собственности хозяйствующих субъектов

или по типу их объединения;

Административно-территориальному признаку.

Выделение мезоуровня экономической безопасности на основе отраслевой принадлежности объектов защиты является дискуссионным. Так как для современного состояния системы управления характерно отсутствие отраслевой иерархии, это ограничивает применение механизмов по обеспечению экономической безопасности. Кроме того, отрасль представляет собой совокупность независимых и самостоятельных хозяйствующих субъектов, что указывает на их принадлежность к микроуровню. Следует также учитывать, что интересы хозяйствующих субъектов по большей части требуют решения проблем собственной безопасности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и только лишь опосредованно касаются проблем обеспечения экономической безопасности страны.

Рассматривая второй классификационный признак, следует подчеркнуть, что независимо от уровня концентрации собственности , хозяйствующий субъект является (или, скажем, должен являться) элементом совокупности участников экономических отношений, и в этой связи его экономическая безопасность располагается на миниуровне.

Мы же в целом поддерживаем точку зрения О.В. Сиднина и О.В. Иншакова и считаем, что мезоуровень экономической безопасности - это региональный уровень, который описывается интегральной моделью совокупности уровней состояния экономической безопасности каждого региона Российской Федерации.

Таким образом, мезоуровнь представляет собой экономическую безопасность регионов Российской Федерации, что логично формирует трехуровневую систему.

В национальной безопасности выделяют три основных уровня безопасности:

  • 1- йуровень - личности. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организации, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
  • 2- й уровень - общества. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм обществен- ного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).
  • 3-й уровень - государства. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических и производственных сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, экономическо-политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические и кризисные для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы (бывший СССР), постоянно создающие также критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократического общества наиболее ценны свобода и безопасность личности. Безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

После распада СССР Российская Федерация столкнулась с новыми для нее проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами вхождения в мировую экономику и мировое сообщество. Оказавшись на международной арене в новой роли Российская Федерация окунулась в качественно иную среду, в которой его внешнеэкономический и внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. При этом внешняя политика России призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит ее народам достойное место в мировом сообществе.

Между тем само понятие «национальные интересы» трактуется неоднозначно. Серьезную дискуссию вызывают вопросы о том, что считать национальными интересами, кем и как они формируются, как соотносятся частные, общественные и государственные интересы. Изучив подходы к определению категорий «экономические интересы» и «национальные интересы», попытаемся раскрыть сущность понятия «национальные экономические интересы».

Экономические интересы являются побудительным мотивом экономической деятельности и движущей силой экономических отношений 1 . Носителями экономических интересов выступают отдельные граждане, их объединения, различные социальные группы, бизнес, общество в целом, государство. Экономические интересы определяются объективно сложившимися на данном этапе развития экономическими потребностями и отражают место и роль своих носителей в системе экономических отношений. Действуя в собственных

1 Экономическая теория /Подред. А. Грязновой, Т. Чечелевой. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. С. 79.

экономических интересах, их носитель всегда стремится к получению для себя экономической выгоды и экономических преимуществ. Преследуя собственные экономические интересы, он может вступать в конфликт с другими участниками экономических отношений. Такое противоречие внутренне присуще экономическим интересам. Оно обусловлено несовпадением интересов участников экономических отношений. Так, в условиях рыночной экономики продавец будет всегда стремиться назначить максимальную цену, а покупатель - уплатить минимальную. Предприниматель будет стремиться снизить издержки, в том числе по оплате труда, а наемный работник - получить более высокую заработную плату.

Тем не менее в условиях взаимозависимости участников экономических отношений противоречие, в конечном итоге, порождает взаимодействие. Реализовать собственные экономические интересы возможно, только лишь обеспечив реализацию интересов другой стороны. Это противоречивое взаимодействие позволяет найти компромиссное решение, отвечающее в той или иной степени интересам каждой из сторон. Однако в ситуации, когда одни участники экономических отношений попадают в сильную зависимость от других, возникает опасность ущемления их экономических интересов.

Когда речь идет об отдельных гражданах и предпринимателях, то имеют в виду индивидуальные экономические интересы. Если говорится о бизнесе, социальных группах и объединениях граждан, то подразумеваются групповые экономические интересы. Они отличаются тем, что их разделяют одновременно многие носители индивидуальных экономических интересов. Основой групповых экономических интересов выступает, например, территориальная или отраслевая принадлежность, принадлежность к тому или иному фактору производства. Индивидуальные и групповые экономические интересы по своей сути являются частными экономическими интересами. Частные экономические интересы конкретны. Их носители осознают свои потребности и стремятся их удовлетворить. Когда же носителем интересов выступает общество, возникают два вопроса. Первый связан с тем, что считать экономическими интересами общества и на основе чего они возникают, второй - с тем, кто представляет эти интересы.

Общими для всех носителей частных экономических интересов являются интересы, которые заключаются в существовании равных экономических прав и свобод, в возможности их реализации и защите, в наличии института частной собственности, в материальном благополучии и т.п. Назовем их базовыми экономическими интересами. Однако совпадение базовых экономических интересов различных членов и групп общества само по себе не превращает их в экономические интересы общества, так как их реализация по-прежнему может порождать конфликты между различными участниками экономических отношений. В то же время экономическими интересами общества могут стать только повсеместно разделяемые интересы, а такими интересами выступают лишь базовые экономические интересы. Возникает вопрос о том, при каких условиях базовые экономические интересы могут превратиться в экономические интересы общества. Ответ один - появление для участников экономических отношений условий и факторов, ущемляющих или способных ущемить их базовые экономические интересы. Именно при появлении общей угрозы базовые экономические интересы становятся той основой, вокруг которой происходит сплочение носителей частных экономических интересов. При этом характер экономических интересов общества принципиально отличается от характера частных экономических интересов. Если последние состоят в достижении вполне конкретных целей их носителей, то экономические интересы общества заключаются в создании, поддержании и защите таких условий и такого порядка, которые обеспечат реализацию базовых экономических интересов.

Проявление экономических интересов общества как экономических интересов исторически сложившейся общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, социально-культурной и экономической жизни, придает экономическим интересам национальный характер 1 . В этой связи национальные экономические интересы можно определить как экономические интересы исторически сложившейся нации по поводу существования такой экономической системы и такого экономического порядка, которые обеспечивают беспрепятственную реализацию базовых экономических интересов.

С движением от индивидуальных интересов к национальным растет оторванность экономических интересов от их конкретных носителей, что порождает проблему представителя экономических интересов общества. Носитель индивидуальных экономических интересов, участвуя в экономических отношениях, сам является их выразителем. Групповые экономические интересы находят выражение через представителей, уполномоченных носителями индивидуальных экономических интересов. Такими представителями становятся профессиональные союзы и ассоциации, партии и движения и т.п. Они отстаивают и обеспечивают реализацию экономических интересов своих членов. Когда вопрос касается экономических интересов общества, то для их выражения возникает сходная потребность в представителях, которым общество передаст право отстаивать свои интересы. Такими представителями становятся органы государственной власти, так как в принципе сама необходимость государства обусловлена наличием подобных потребностей 2 . Как следствие, заинтересованность

Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 7-8.

Абалкин Л. Избранные труды. Т. 4. М.: Экономика, 2006. С. 336.

общества в существовании государства как выразителя его интересов становится частью национальных интересов.

Реализация экономических интересов общества государством будет состоять в создании, поддержании и защите таких условий и такого порядка, при которых будет достигаться полноценная реализация базовых экономических интересов. Реализация экономических интересов общества получит свое выражение в деятельности государства по обеспечению макроэкономической стабильности, поддержанию законности и правопорядка, гарантии соблюдения носителями частных интересов общепринятых правил и норм при вступлении в экономические отношения.

Вместе с тем государство само способно стать причиной нарушения экономических прав и свобод граждан. Органы государственной власти, призванные выражать интересы всего общества, на практике могут способствовать реализации экономических интересов, прежде всего, наиболее влиятельных социальных групп и бизнес-элиты, что способно привести к дискриминации интересов остальных членов общества. Более того, они могут препятствовать изменению сложившегося дискриминационного порядка и достижению большей сбалансированности экономических интересов. Разрешение подобной проблемы возможно лишь с достижением обществом определенной степени зрелости, когда развитые гражданско-правовые институты позволят добиваться соблюдения базовых экономических интересов всех членов общества.

Выделяются внутренняя и внешняя макросферы экономической безопасности, а также ее внутренний и международный макроуровни. Разделение на внутреннюю и внешнюю макросферы относится не только к экономической безопасности страны в целом, но и к каждому из ее субъектов. Категория «уровень системы экономической безопасности» отличается от понятия «уровень экономической безопасности», поскольку последнее отражает степень адекватности деятельности субъекта по обеспечению экономической безопасности, т.е. фиксирует состояние дел в сфере обеспечения экономической безопасности субъекта.

Классификация факторов и направлении экономической безопасности субъекта :

  • выявление действительных и возможных угроз (деструктивных факторов);
  • профилактика возможного воздействия реальных и вероятных угроз (деструктивных факторов);
  • подготовка к отражению возможного деструктивного воздействия угроз (деструктивных факторов);
  • непосредственное противостояние воздействию угрожающих деструктивных факторов;
  • преодоление последствии воздействия угрожающих деструктивных факторов;
  • мониторинг отражения непосредственного воздействия угрожающих деструктивных факторов и его последствий;
  • подготовка более совершенной системы экономической безопасности субъекта на основе учета итогов отражения непосредственного воздействия и последствий воздействия угрожающих деструктивных факторов по отношению к системе экономической безопасности субъекта.

На уровне глобальной экономики формируются международные криминальные отношения экономического характера, например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем, контрабанда, незаконный вывоз через границу денежных средств и т.д.

На макроуровне теневая экономическая деятельность рассматривается с точки зрения ее влияния на структуру производства, распределения, перераспределения и потребления валового внутреннего продукта, на занятость населения, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне необходимо концентрировать внимание на изучение экономического поведения субъектов противодействия экономики, предприятий и структур, в той или иной степени вовлеченных в теневой и криминальный бизнес, и факторов принятия решений. В контексте решения данной задачи детально анализируются отдельные нелегальные рынки, пути и способы перелива капитала в эффективные отрасли данного сегмента рынка.

Институциональный уровень отражает социально-экономические институты теневой и криминальной экономики, т.е. формальные и неформальные правила поведения, санкционированный механизм, режимы и процедуры решения конкретных задач в сфере противоправного предпринимательства.

Социологические концепции исследования теневой и криминальной экономики рассматривают данную категорию сточки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе антиобщественных институтов, а также экономического поведения субъектов в значимых для них условиях.

В рамках кибернетической концепции противоправная экономика представлена как саморегулируемая управляемая система, в рамках которой разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления поведением вовлеченных людей в эту систему.

В рамках юридических концепций криминальная и теневая экономика рассматривается как особая сфера противоправного поведения.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Экономическая безопасность тесно связана с такими понятиями, как «развитие» и «устойчивость».

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы.

Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».

Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Критериальная оценка экономической безопасности включает в себя оценки:

  • ресурсного потенциала и возможностей его развития;
  • уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
  • Бойко И.П., Лосина В.К. Влияние уровня концентрации собственности на тип мезоэкономики страны // Вести. С.-Петерб. ун-та. Вып. 2. 2006.
  • Сиднин О. В. Экономические ограничения рынков труда в России: макро-, мезо- и микроуровни. М., 2006. Ишаков К.Д. Нечеткие модели определения уровня соцэкономического развития региона // ЭНСР. 2009. № 3.

Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

Международная экономическая безопасность – такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда.

Национальная экономическая безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Экономическая безопасность страны – способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие – создается способностью экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Это способность сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, военных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.

Экономическая безопасность личности – это такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности является нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Экономическая безопасность личности во многом зависит от общего состояния экономики.

УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ:
ГЛОБАЛЬНАЯ; ГОСУДАРСТВА;
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВА;
РЕГИОНА;
ЧАСТНАЯ (ФИРМЫ; ЛИЧНОСТИ)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое опасность? Дайте формулировку понятий «опасность» и «угроза».

2. В чем отличие угрозы от опасности?

3. Назовите виды источников опасности по природе их происхождения.

4. Что такое национальный образ жизни?

5. История возникновения термина «безопасность».

6. Ключевые понятия в области теории безопасности.

7. Что такое источники опасности естественно-природного происхождения?

8. Что такое источники опасности техногенного происхождения?

9. Что такое источники опасности социального происхождения?

10. Субъекты и объекты безопасности.

11. Назовите уровни экономической безопасности.

12. Назовите виды безопасности.

13. Дайте определение международной экономической безопасности.

14. Дайте определение национальной экономической безопасности.

15. Дайте определение региональной экономической безопасности.

16. Дайте определение экономической безопасности страны.

17. Дайте определение экономической безопасности предприятия.

18. Дайте определение экономической безопасности личности.

19. Какие вы знаете методы оценки экономической безопасности ?

Угрозы экономической безопасности

2.1. Классификация угроз международной экономической безопасности

2.2. Классификация угроз экономической безопасности страны

2.3. Классификация угроз экономической безопасности предприятия

2.4. Классификация угроз экономической безопасности личности

Классификация угроз международной экономической безопасности

1) Резкие колебания международной экономической конъюнктуры;

2) Обострение борьбы евро, доллара, иены;

3) Неконтролируемое вторжение в природную среду;

4) Компьютерное пиратство, разрушение компьютерных сетей баз данных;

5) Обострение международной напряженности и региональных конфликтов;

6) Демографический взрыв;

7) Истощение природных ресурсов.

8) Отсутствие стабильности валютных курсов государств.

9) Экономические блокады, эмбарго и санкции, не предусмотренные решениями ООН.

10) Чрезмерный протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.

Классификация угроз экономической безопасности страны

Экономические угрозы экономической безопасности страны подразделяются на внешние и внутренние.

К внутренним

· нарастание структурной деформации экономики страны;

· снижение инвестиционной и инновационной активности;

· разрушение научно-технического потенциала страны;

· действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

· усиление имущественного расслоения общества;

· криминализация экономики и общества.

К внешним угрозам экономической безопасности относятся:

· «утечка умов за границу»;

· «бегство капитала» за рубеж;

· рост государственного долга;

· нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам;

· излишняя открытость экономики;

· утрата рынков сбыта военной продукции;

· скупка иностранным капиталом предприятий в целях вытеснения национальной продукции и с внешнего, и с внутреннего рынков;

· низкий уровень развития транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.

Классификация угроз экономической безопасности предприятия

Внутренние угрозы экономической безопасности предприятия :

1) преступные и иные негативные действия сотрудников фирмы;

2) нарушения установленного режима сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну;

3) нарушения порядка использования технических средств;

4) нарушения порядка и правил соблюдения безопасности фирмы, создающие предпосылки для возникновения чрезвычайных происшествий (нарушение правил противопожарной безопасности, радиационной безопасности);

5) отставание техники и технологии;

6) ошибочные действия персонала предприятия («человеческий фактор») и т.д.

Внешние угрозы экономической безопасности предприятия:

1) специальные структуры, спецслужбы, занимающиеся добыванием экономической информации;

2) фирмы, отдельные лица, специализирующиеся на проведении промышленного шпионажа;

3) организованная преступность;

4) изменение финансовой ситуации в стране в худшую сторону;

5) снижение стоимости на фондовом рынке акций предприятия, т.е. снижение капитализации предприятия;

6) преступления в области компьютерных технологий и т.д.

Классификация угроз экономической безопасности личности

Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности являются:

· нарушение прав потребителя;

· невыплата пенсий и заработной платы;

· безработица;

· невосполнимое обесценение сбережений;

· мошенничество и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Приведите классификацию угроз международной экономической безопасности.

2. Приведите классификацию угроз экономической безопасности страны.

3. Приведите классификацию угроз экономической безопасности предприятия.

4. Приведите классификацию угроз экономической безопасности личности.

5. Каково влияние демографического взрыва на международную экономическую безопасность?

6. Какие последствия обострения международной напряженности и региональных конфликтов?

7. Дайте характеристику угрозы международной экономической безопасности - неконтролируемое вторжение в природную среду.

8. Каковы последствия истощения природных ресурсов?

9. Дайте характеристику законодательно – правовому обеспечению экономической безопасности России. На каких законодательных актах оно основано?

10. В чем заключаются угрозы инвестиционной безопасности государства?

11. В чем заключаются угрозы инновационной безопасности государства?

12. Каково воздействие внутренних угроз экономической безопасности страны на сферы общественной жизни?

13. Каково влияние внешних угроз экономической безопасности страны на внутренние угрозы?

14. С чем связана структурная деформация экономики, и каковы ее последствия?

15. Почему снижение топливно-сырьевого потенциала является угрозой экономической безопасности страны?

16. Меры по снижению уровня экономической безопасности страны в сфере разрушения научно-технического потенциала.

17. Почему возникает вопрос о необходимости ослабления импортной зависимости, о разумной мере продовольственного импорта?

18. Докажите, что отток российского капитала за границу - это одна из ключевых угроз безопасности российской экономики.

19. Назовите меры предотвращения угрозыимущественного расслоения населения.

20. Какие меры организационно-экономического характера требуется осуществить государству для преодоления криминализации российской экономики?

21. Каковы основные причины интеллектуальной эмиграции?

22. Каковы последствия воздействия коррупции на общество?

23. Дайте определение понятия «риск».

24. Перечислите группы рисков экономической безопасности предприятия.

25. Что относится к объектам, подлежащим обязательной защите от потенциальных угроз и противоправных посягательств при обеспечении экономической безопасности предприятия?

26. Каковы основные побудительные причины ошибочных действий персонала предприятия?

27. Что является причиной противозаконных действий персонала предприятия?

28. Что является непременным условием успешного функционирования любой организации?

29. Какие меры предпринимает наше государство по снижению уровня безработицы?

30. Как проблема бедности влияет на экономическую безопасность личности?

31. Какие факторы влияют на экономическую безопасность личности?

Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

Международная экономическая безопасность – такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда.

Национальная экономическая безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами государства, в том числе и за пределами ее территории. Национальные интересы для любой страны – это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся:

· территориальная целостность страны;

· государственное самоопределение и политическое самоуправление народа;

· достойное место в мировом сообществе среди других государств;

· процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, происходящие за рубежом, могут самым существенным образом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей.

Экономическая безопасность страны – способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие – создается способностью экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Это способность сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, военных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Региональная экономическая безопасность – это такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним (Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Теория государственного управления).

Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.

Экономическая безопасность личности – это такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности является нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др.

УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭБ:НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭБ: - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭБ; - ЭБ ГОСУДАРСТВА; - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭБ - ЭБ РЕГИОНА; - ЭБ ПРЕДПРИЯТИЯ; - ЭБ ЛИЧНОСТИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое опасность? Дайте формулировку понятий «опасность» и «угроза».

2. В чем отличие угрозы от опасности?

3. Назовите виды источников опасности по природе их происхождения.

4. Что такое национальный образ жизни?

5. История возникновения термина «безопасность».

6. Ключевые понятия в области теории безопасности.

7. Что такое источники опасности естественно-природного происхождения?

8. Что такое источники опасности техногенного происхождения?

9. Что такое источники опасности социального происхождения?

10. Субъекты и объекты безопасности.

11. Назовите уровни экономической безопасности.

12. Назовите виды безопасности.

13. Дайте определение международной экономической безопасности.

14. Дайте определение национальной экономической безопасности.

15. Дайте определение региональной экономической безопасности.

16. Дайте определение экономической безопасности страны.

17. Дайте определение экономической безопасности предприятия.

18. Дайте определение экономической безопасности личности.

19. Какие вы знаете методы оценки экономической безопасности ?

Общеизвестно, что существенным элементом управления является анализ состояния исследуемой системы. Значимость анализа и его достоверность возрастает в связи с тем, что базовые показатели закладываются в прогноз, что определяет социально-экономической развитие на будущее.

Экономическая безопасность государства обеспечивается безопасностью социально-экономических систем более низкого уровня управления, каждому из которых соответствует определенная система элементов безопасности, что представлено в таблице 1.

Таблица 1. Элементы экономической безопасности на различных уровнях управления

Уровень управления

национальный

региональный

личностный

Способность экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта

Способность региональной экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта

Способность человека к самостоятельному финансовому обеспечению индивидуального воспроизводства

Приемлемый уровень жизни населения

Приемлемый уровень подушевых доходов

Устойчивость финансовой системы страны

Устойчивость финансовой системы региона

Устойчивость личных и семейных доходов

Единство экономического пространства страны

Единство экономического пространства региона

Единство экономического пространства семьи

Обеспечение условий, противодействующих криминализации общества

Обеспечение условий, противодействующих посягательствам на личное имущество

Адекватное государственное регулирование, обеспечивающее нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях

Семейное и личное бюджетирование и страхование, создающие условия для нормальной жизни, как в обычных, так и в экстремальных условиях

Обеспечение безопасности по этим элементам на всех указанных уровнях управления достигается системой мер экономического, организационного и иного характера, адекватной возникающим угрозам. Оценка уровня безопасности на национальном уровне осуществляется на основе определенной системы показателей, пороговые значения которых рассматриваются как критерии принятия управленческих решений. В качестве приемлемого уровня пороговых значений обычно используются аналогичные среднемировые показатели.

Большинство экспертов сходится во мнении, что к основным показателям угрожающим экономической безопасности населения необходимо отнести:

Низкий уровень ВВП на душу населения.

Низкий уровень среднего и минимального размера оплаты труда по различным отраслям народно-хозяйственного комплекса, особенно в социальной сфере.

Разрыв в доходах населения. (В России он особенно он показателен для таких регионов как Москва и Санкт-Петербург по сравнению с провинциальными регионами).

Дифференциация в доходах 10% самых богатых к 10% самых бедных;

Высокий уровень открытой и скрытой безработицы;

Низкую продолжительность жизни населения;

Высокий уровень преступности среди различных категорий на 1000 человек. Шлыков В.В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: Организационные и криминологические аспекты / В.В. Шлыков. - Рязань: Пресса, 2000. - С.221.

Все эти показатели характеризуют состояние экономической безопасности личности как основного источника, создающего продукт, приносящий прибыль. А в центре внимания государства должна быть именно экономически активная личность.

Именно для нейтрализации экономических угроз личности государство вырабатывает систему взглядов на ее обеспечение, имеет концептуальную модель основанную на пороговых показателях, которая на практике реально служила бы нормальному функционированию личности.

До недавнего времени пожалуй, наиболее широкое распространение, в том числе и в официальных документах (в частности, в документах Совета Безопасности РФ, Государственной Думы и Совета Федерации РФ), получили показатели экономической безопасности государства и личности, подготовленные С. Глазьевым, в которых в интегрированы пороговые оценки критичности того или иного показателя. Система показателей личной экономической безопасности подготовленной по методике С. Глазьева демонстрируется на таблице 2.

Таблица 2. Система расчета показателей экономической безопасности личности с использованием критических пороговых значений

Показатели

По данным Глазьева

пороговые значения

фактическое состояние

соотношение фактического и порогового значений*

1. Объем валового внутреннего продукта:

1а. в целом от среднего по «семерке»

1б. на душу населения от среднего по «семерке»

1в. на душу населения от среднемирового

2. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

3. Продолжительность жизни населения

4. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных груп

5. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

6. Уровень безработицы о методологии МОТ.

7. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

Кажется, что в этих показателях учтены все основные угрозы экономической безопасности личности и подобная система должна широко применяться, но как оказалось использование данной методике на практике столкнулась с массой проблем.

Во первых предложенные величины пороговых значений показателей экономической безопасности оказались совершенно произвольными и каждый исследователь пытался вывести свое пороговое значение.

А во вторых, (и это главное) мировой экономической науке за рубежом ничего неизвестно ни о таких пороговых значениях, ни о странах, которые при достижении этих пороговых значений оказались бы «за критической чертой». Илларионов, А. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева / Аналитические материалы Вестника Совета Федерации, 2003, №2. - С.50. Так подавляющее большинство стран Африки не соответствуют не одному из пороговых критериев, но тем не мене продолжают существовать.

На ряду с методикой Глазьева зачастую использовались и методические рекомендации ООН по учету качества жизни и уровня бедности приложительно к определению экономической безопасности личности.

Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.

В 1978 г. ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.

Для измерения общественного развития страны предлагались синтетические индексы «качества жизни» населения, включающие демографические, социально-экономические и культурные компоненты.

В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (англ. The Human Development Index - HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны. Этот индекс определяет ООН с 1990 года.

Он представляет собой среднюю арифметическую трёх индексов: долголетие, образованность, доход.

Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная характеристика возможностей, не получающих отражение в двух других компонентах индекса. Она оценивается показателем ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности валют. Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (англ. Life expectancy at birth), определяемым по демографическим таблицам смертности. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования (англ. Education index) как компоненту ИРЧП.

При построении отдельных индексов наряду со значением Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и максимальное значения, которые называются реперными точками. Что такое человеческое развитие? Из истории вопроса // Материалы Представительства ПРООН в РФ. 2001. - С.43.

Помимо этого в рамках ООН, а также Совета Европы широко используются и другие индексы качества жизни, например:

а) индекс интеллектуального потенциала общества. Отражает уровни образования населения и состояние науки в стране;

б) человеческий капитал на душу населения. Отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие социальные сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала;

в) коэффициент жизнеспособности населения. Характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. Серебряков В.В.,Яновский Р.Г. Социальная-экономическая безопасность как исследовательская проблема. Вестник РАН, 2006, Т.76, №4. - С.294.

Кроме интегральных показателей в мировой практике не забыты и частные показатели характеризующие отдельные стороны качества жизни. К ним относятся:

Социально-демографические показатели;

Экономическая активность населения;

Социальная напряжённость;

Развитие социальной сферы;

Экологические показатели.

В России для конкретизации этих общих систем показателей были введены индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.

В индикаторы уровня жизни стали включают:

Реальную заработную плату;

Реальные доходы населения (в том числе с разделением на доходы от вторичной занятости, доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям и облигациям), проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии).

К индикаторам уровня жизни были отнесены:

Показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);

Показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

При этом все такие показатели могут быть сгруппированы:

Натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;

Стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности. // Вопросы экономики, 2005, №10. - С.36.

Огромное значение для определения экономической безопасности личности оказались и замеры по критерию бедности.

Бедность? это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2002. - С.43.

Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности.

Абсолютная черта бедности? минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России это прожиточный минимум.

Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС - ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).

Бедность характеризуется следующими показателями:

Число бедных;

Коэффициент глубины бедности;

Коэффициент остроты бедности.

Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В России, по некоторым источникам, число бедных превышает 25% общей численности семей.

Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.

Коэффициент остроты бедности - средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.

Профиль бедности связан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей. Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика./ Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. ? СПб.: Питер, 2002. - С.286

Наконец современная система показателей измеряемых в рамках экономической безопасности населения приняла законченный вид в 2009 году с утверждением указом Президента «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» когда произошел отказ от системы пороговых показателей экономической безопасности в пользу динамического измерения этих показателей и создания векторных систем оценки прогресса или регресса экономической безопасности в отдельных сферах. Некоторые исключения прямо указаны в статье 112 этой стратегии из которых к экономической безопасности личности относиться лишь уровень безработицы (доля от экономически активного населения) и децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), а также уровень роста потребительских цен. Загашвили В.С. Комментарии к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. / В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, 2010. - С.149.

В связи с принятием данной Стратегии национальной безопасности Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности по которым в 2009 и начале 2010 года были составлены официальные отчеты. Достойный уровень жизни - лучшая стратегия безопасности России. Интервью Николая Патрушева. // Известия от 20 мая 2009 года.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания единого аналитического центра при Совете Безопасности РФ, обладающего достаточным потенциалом для проведения полноценного мониторинга основных показателей экономической безопасности личности в соответствии с их пороговыми значениями.