Дополнительные нефтегазовые доходы. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных таможенных пошлин на газ природный;
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтега-зового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
в 2008 году - 6,1 %;
в 2009 году - 5,5 %;
в 2010 году - 4,5 %;
- начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Не нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. С 01.02.2008 г. на смену Стабилизационному фонду пришли Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фондов могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Фондов могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте (доллар США, евро, фунт стерлингов). Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Величина нефтегазовых доходов поступивших в федеральный бюджет в 2007 году исчисляется в сумме 2897,4 млрд.руб., резко увеличивается в 2008 году до 4 389,4 млрд. рублей и сокращается в 2009 году до 2 984,0 млрд. рублей. Доля нефтегазовых доходов, соответственно, в объеме ВВП составляет 8,7 % в 2007 году, 10,6 % в 2008 году и 7,6 % в 2009 году. .

В связи с повышением объёмов доходов федерального бюджета с 7781,1 млрд.руб. до 9 275,9 млрд. руб.в 2008 году, доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета повышается на 10,1% с 37,2% в 2007 году до 47,3% в 2008 году, а затем снова падает до 40,7 % в 2009 году, то есть снижается на 6,6 % в связи со снижением объёмов доходов в 2009 году до 7337,8 млрд.руб..

Доля же не нефтегазовых доходов в 2008 году в связи с этим в снижается на 10,1%, а в 2009 году увеличивается соответственно на 6,6% (таблица 1, рисунок 1)

Таблица 1.

Доходы федерального бюджета (млрд. Рублей)

Показатель

Прогноз на

Отклонения к предыдущему году (%)

Доходы, всего

Нефтегазовые доходы

Не нефтегаз. доходы

Рис.1.Изменение доходов федерального бюджета

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2009-2010 годах по отношению к 2008 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти (рисунок 2).

Рис.2. Мировые цены на нефть марки Urals, долл.США.

Докризисный аномально высокий рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом до весны 2009 года.

Структура нефтегазовых доходов за трёхлетний период представлена в таблице 2 и рисунке 3.

Таблица 2

Структура нефтегазовых доходов за период с 2007 да по 2010 год (млрд.Руб.)

Наименование

Исполне­ние 2007 года

млрд. рублей

Исполне­ние 2008 года

млрд. рублей

Исполне­ние 2009 года

млрд. рублей

млрд. рублей

Темп роста к предыдущему году,

Темп роста 2009 года к оценке 2007 года, %

НДПИ при добыче нефти

НДПИ при добыче газа

НДПИ при добыче газово-го конденсата

Вывозные тамо-женные пошли-ны на нефть сырую

Вывозные тамо-енные пошлины на газ природный

Вывозные тамо-енные пошлины на товары, выработанные из нефти

Рис. 3. Структура нефтегазовых доходов.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 3, наибольший удельный вес в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета занимают налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти за 2007 год составили 1017,3 млрд.руб. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 383 млрд.руб. и составили 1400,3 млрд. рублей, а в 2009 году снизились на 460,3 млрд. рублей, или на 32.9 %, а в 2010 году этот разрыв сократится и составит 224,6 млрд.руб. или 16 %. В целом же в 2009 по отношению к 2007 году произошло снижение поступлений НДПИ при добыче нефти на 7,5% или на 77,3 млрд.руб. .

Поступления в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2007 году составили 1151,5 млрд.руб. В 2008 году 1751,4 млрд. рублей. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы сократились на 566,8 млрд. рублей, или на 32,4 % и составили 1184,6 млрд.руб., а в 2010 планируется увеличение поступлений на 264,9 млрд.руб. или 25,5 %. Поступления вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2009 году по отношению к 2007 году увеличилось на 33,1 млрд.руб. или на 2,9%. .

Снижение доходов в течение 2008 - 2010 годов обусловлено прогнозируемым снижением добычи нефти и снижением цены на нефть марки «Юралс» с 55,0 доллара США за баррель в 2007 году до 50,0 доллара США за баррель в 2010 году. Коэффициент, характеризующий динамику основных цен на нефть, составляет в 2008 году 4,3663 и снизится к 2010 году до 4,2100. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент ставка по нефти в 2008 году была принята в размере 1829,47 рубля за тонну и снизится к 2010 году до 1763,97 рубля за тонну.

Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа за 2007 год составили 88,3 млрд.руб. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 88,9 % или на 78,5 млрд.руб. и составили 166,8 млрд. рублей, а в 2009 году снизились на 47,4 млрд. рублей, или на 39,7 %, а в 2010 году снова планируется увеличение поступлений на 25,5%. В итоге в 2009 году доходы федерального бюджета на добычу полезных ископаемых по отношению к 2007 году увеличились на 35,2%. Более положительная динамика доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в среднесрочном периоде объясняется, прежде всего, ростом объемов добычи и отсутствием зависимости ставки налога от мировых цен на природный газ. .

Поступления в федеральный бюджет НДПИ при добыче газового конденсата в 2007 году составили 7,2 млрд.руб. В 2008 году увеличились на 10,3 млрд.руб. или на 243% и составили 17,5 млрд. рублей. А в 2009 году составили 11,9 млрд.руб., то есть в сравнении с предыдущим годом сократились на 5,6 млрд. рублей, или на 32 %. В 2010 году снова ожидается увеличение поступлений на 3,1 млрд.руб. или на 26,05%. В сравнении 2009 и 2007 года можно наблюдать увеличение доходов на 65,3%. .

По вывозным таможенным пошлинам на газ природный наибольший темп роста доходов наблюдался в 2008 году -87,1% по отношению к 2007 году. Однако в 2009 году доходы резко сократились на 29,4%. В дальнейшем снова ожидается подъём – в 2010 году на 27,3%. Таким образом темп роста доходов 2009 года относительно 2007 года составил 32,1 %..

Аналогичная картина наблюдается по доходам по вывозным таможенным пошлинам на товары, выработанные из нефти. Если в 2008 году мы наблюдаем резкое увеличение доходов на 47,4%, то в 2009 году происходит такое же резкое их падение - на 32,6%. В целом же в 2009 году относительно 2007 года наблюдается незначительное снижение доходов на 0,7%..

Таким образом, проанализировав динамику поступления нефтегазовых доходов в федеральный бюджет можно сделать следующий вывод:

1. Доля нефтегазовые доходы поступивших в федеральный бюджет резко увеличивается в 2008 году на 51,5% , однако в 2009 году сокращается на 32%. Это обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс»;

2. В связи с повышением объёмов доходов федерального бюджета на 19,2%в 2008 году, доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета в 2008 году повышается на 10,1% , а затем снова падает до 40,7 % в 2009 году.

3. Доля же не нефтегазовых доходов в 2008 году в связи с этим в снижается на 10,1%, а в 2009 году увеличивается соответственно на 6,6%

4. Наибольший удельный вес в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета занимают налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть сырую.

5. Наибольший темп роста нефтегазовых доходов наблюдался в 2008 году – 51,5%. Такой скачок произошёл из-за роста объемов добычи природного газа и газового конденсата и отсутствием зависимости ставки налога от мировых цен на природный газ.

6. В 2009 году наблюдалось резкое снижение доходов относительно предыдущего года – на 32%. Это произошло из-за более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс».

7. Темп роста доходов в 2009 году относительно 2007 года составил в целом 3%.


Введение

Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт

1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета

Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния

2.1 Резервный фонд

2.2 Фонд национального благосостояния

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность. Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть. Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ 1 Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и нефтегазовые доходы.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Степень разработанности темы исследования.В современных исследованиях проблемам использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ уделяется еще недостаточно внимания. Можно выделить статью Данилина М.В. ″Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния″ (2008г.) 1 , постатейные комментарии к Бюджетному кодексу РФ 2 , различные статьи с официального сайта Минфина, в том числе информационные сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета 3 .

Цель исследования.Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;

Исследовать учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета;

Рассмотреть формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Объект исследования. Использование нефтегазовых доходов федеральным бюджетом.

Предмет исследования. Финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В процессе написания представленной курсовой работы были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также такие частно-научные методы как формально-юридический и сравнительно-правовой.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников информации.

Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

      Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт

Статья 96.7. Бюджетного кодекса РФ 1 вводит понятие нефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Иначе говоря, нефтегазовый дефицит федерального бюджета - это превышение расходов федерального бюджета над доходами федерального бюджета, не являющимися нефтегазовыми доходами и доходами от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А проще - разность между доходами, не зависящими от нефти и газа, и расходами.

В пункте 1 ст. 92 Бюджетного кодекса установлено, что дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Как отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1) в ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 г. до 14,9% в 2010 г. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы;

2) продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы);

3) прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 г. и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в 2010 г.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. они сокращаются до 5,3% ВВП 1 .

Согласно долгосрочному прогнозу к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть - 40 - 50 долл. США в ценах 2006 г.) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 пунктов ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга 2 .

Использование концепции "нефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Норма п. 2 статьи, согласно которой нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, закреплена с учетом нормы п. 2 ст. 96.8 Бюджетного кодекса, согласно которой величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% ВВП, и нормы п. 3 ст. 94 Бюджетного кодекса, согласно которой общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% ВВП. Причем как норма п. 2 статьи 96.8, так и норма п. 2 ст. 96.8 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г.

С учетом переходных положений Закона 2007 г. N 63-ФЗ 1 нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превысить: 7,1% ВВП в 2008 г., 6,5% ВВП в 2009 г. и 5,5% ВВП в 2010 г. При этом Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. принят из расчета планируемого нефтегазового дефицита бюджета в размере 6,6% ВВП в 2008 г., 5,9% ВВП в 2009 г. и 5,3% ВВП в 2010 г.

3. Источниками финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета согласно п. 3 статьи 96.8 являются нефтегазовый трансферт (т.е. средства нефтегазовых доходов федерального бюджета и средства Резервного фонда) и источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Размер нефтегазового трансферта устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 96.8 Бюджетного кодекса. С учетом нормы п. 3 ст. 94 Кодекса размер иных источников покрытия нефтегазового дефицита федерального бюджета не может превышать 1% ВВП (при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. размер прочих источников, нежели нефтегазовый трансферт, планировался как 0,5 - 0,8% ВВП).

В пункте 1 статьи 96.8 Бюджетного кодекса определено понятие "нефтегазовый трансферт": часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Причем Резервный фонд согласно п. 1 ст. 96.9 Кодекса используется для осуществления нефтегазового трансферта только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 199 Кодекса объем нефтегазового трансферта относится к основным характеристикам федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 статьи 96.8 величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год подлежит утверждению в абсолютном размере федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом установлено, что абсолютный размер величины нефтегазового трансферта на финансовый год исчисляется как 3,7% ВВП. Во взаимосвязи с данной нормой находятся положение п. 2 ст. 96.7 Кодекса, согласно которому нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, и п. 3 ст. 94 Кодекса, согласно которому общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП.

Нормы п. 2 статьи 96.8 и п. 2 ст. 96.7 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г. До указанной даты объем нефтегазового трансферта в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ 1 утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:

в 2008 г. - 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП;

в 2009 г. - 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП;

в 2010 г. - 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП.

В пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. указывалось, что максимальный ежегодный размер трансферта 3,7% ВВП позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный, даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда национального благосостояния - обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде национального благосостояния. Учитывая это, предложено на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008 - 2010 гг. - с понижением с 6,1% до 4,5% пропорционально снижению нефтегазовых доходов (см. комментарий к ст. 96.6 Кодекса) примерно на четверть (с 6,8 до 5,2% ВВП). При этом отмечено, что поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП) на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет произойдет значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем уровне цен на нефть.

На базе Стабфонда решено создать Резервный фонд, который будет задействован для покрытия бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Размеры Резервного фонда должны быть на уровне 7-13,5 % ВВП - т. е. примерно такими же, как и у нынешнего Стабфонда, - около 2,7 трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет.

Доходы сверх поступлений в Резервный фонд будут накапливаться в Фонде будущих поколений. Распечатать этот фонд планируется лишь после того, как будет использован Резервный фонд. Накопления Резервного фонда будут инвестироваться в высоконадежные, но низкодоходные инструменты, с тем чтобы в случае необходимости можно было быстро «вытащить эти средства». Это соответствует концепции формирования нынешнего Стабфонда.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

    налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    доходов от управления средствами Резервного фонда.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается объем средств федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

В современных условиях налоги и таможенные пошлины, уплачиваемые субъектами хозяйствования в связи с производством и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, выделяются в отдельную группу - нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы поступают только в федеральный бюджет. К их числу относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; ввозные таможенные пошлины на сырую нефть; ввозные таможенные пошлины на природный газ; ввозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для: финансового обеспечения нефтегазового трансферта; формирования Резервного фонда; формирования Фонда национального благосостояния. Нефтегазовый трансферт служит для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов и объемом расходов федерального бюджета. При этом из объема доходов федерального бюджета вычетаются нефтегазовые доходы федерального бюджета и доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. П Резервный фонд - часть средств федерального бюджета, основ- и ное назначение которого - пополнить нефтегазовый трансферт в случае его недостаточности. Иначе говоря, Резервный фонд выполняет обеспечительную функцию. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов, доходов от управления средствами Резервного фонда. В ряде случаев федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации. П Фонд национального благосостояния - часть средств феде- 5 рального бюджета. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ. Цели управления средствами Резервного фонда - обеспечение сохранности средств этого фонда. Средства Резервного фонда могут размещаться: в иностранную валюту; в долговые обязательства иностранных государства; в долговые обязательства международных финансовых организаций; в депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.