Что такое сектор экономики? Первичный, банковский, муниципальный, частный и финансовый секторы экономики.

«И.В. Барсегова ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА Для каждого российского предприятия важную роль играет...»

И.В. Барсегова

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА

Для каждого российского предприятия важную роль играет его финансовый

потенциал, который позволяет оценить эффективность использования имеющихся у

него ресурсов и возможностей, способствует его росту и развитию.

Неотъемлемым элементом финансовой системы являются корпоративные

финансы коммерческого сектора экономики, главной задачей которых является

обеспечение деятельности и роста организации. В условиях рыночной экономики доминирующим элементом корпоративных финансов становится эффективное использование различных финансовых инструментов. Значимой категорией в данном вопросе выступает финансовый потенциал предприятия, важность которого, на наш взгляд, сегодня недооценена.

Проанализируем накопленный теоретический базис и уточним термин «финансовый потенциал». До сих пор нет развитой и обоснованной нормативноправовой базы анализа и оценки финансового потенциала коммерческих организаций. К тому же рассматриваемая тема не нашла широкого отражения в литературе.



В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского potensia - как сила, мощь 1. Слово потенциальный заимствовано в XIX в. из французского языка; potentiel происходит от латинского potentialis, в свою очередь производного от potens - «могущий быть» 2. В Большой российской энциклопедии приводится определение термина «потенциал»: «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» 3.

Экономические работы, рассматривающие потенциал с точки зрения производственно-хозяйственной деятельности, появились сравнительно недавно. В 1980-х гг. было несколько публикаций, отражающих различные аспекты понятия «потенциал» 4. В большинстве работ отмечается важность изучения проблем оценки потенциала и указывается на существование значительных различий в определении этого понятия, его сущности, состава и соотношения с другими категориями. В основном же рассматриваются вопросы экономического потенциала социалистического общества, а также вопросы демографического потенциала и трудовых ресурсов регионов. Анализ публикаций советского периода по проблеме оценки потенциала выявляет их слабую проработку в условиях рыночной экономики на уровне отдельной отрасли и предприятия.

В современной литературе больше внимание уделяется производственным ресурсам - трудовым, информационным, финансовым и материальным. Авторы выделяют трудовые ресурсы как наиболее важные 5, предлагая рассматривать их на уровне интеллектуальных ресурсов 6. Люди рассматриваются в качестве важнейшего ресурса организации, оставаясь центральным звеном в любой системе управления.

В данной статье мы рассматриваем финансовый потенциал как важнейшую составляющую экономического потенциала. Ужесточается конкуренция, которая провоцирует постоянный рост предприятия для обеспечения устойчивости на рынке, а значит, привлечение и использование новых ресурсов. Финансовый потенциал в свою очередь является ресурсом, который может обеспечить развитие компании, гарантируя сохранение и упрочение его рыночных позиций.

Основываясь на данном подходе, будем рассматривать финансовый потенциал предприятия как ресурс развития и роста, имеющийся на конкретный момент времени. Финансовый потенциал включает собственные финансовые ресурсы, возможный для привлечения заемный капитал и интеллектуальный ресурс. В условиях постоянного обновления знаний и жесткой конкуренции интеллектуальному ресурсу уделяется важная роль в организации. Трудно переоценить значение менеджмента, в частности финансового. Эффективный финансовый менеджмент подразумевает обеспечение рентабельности вложенного капитала, наличие эффективной системы управления финансами, гарантирующей прозрачность текущего и будущего финансового состояния, что обеспечит эффективную реализацию инвестиционных проектов.

Финансовый потенциал можно разделить на объективный и субъективный.

К объективному относятся ресурсы, которые участвуют в производственном процессе или могут быть реально вовлечены в него. Данная категория легко поддается фактическому измерению. Предприятия, имея в своем распоряжении какое-либо количество материальных, трудовых или иных ресурсов, не могут использовать их без финансового базиса. Финансовый потенциал позволяет извлечь максимально возможную эффективность от использования имеющихся ресурсов.

К субъективному потенциалу относятся способность рядовых работников эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а менеджмента, в том числе финансового персонала предприятия, - эффективно выполнять свою работу и оптимально распределять существующие средства. Эти показатели требуют глубокого изучения и анализа.

Важно понимать, что основной составляющей финансового потенциала предприятия является совокупность собственных и привлеченных финансовых ресурсов, т.е. денежных средств, которые находятся в его распоряжении. Оценив имеющиеся финансовые ресурсы, можно оценить финансовый потенциал предприятия.

Финансовый потенциал характеризуется реальными возможностями, т.е.

зафиксированным на теоретическом уровне конечным уровнем состояния предприятия, который может быть реализован с помощью имеющихся в данный момент ресурсов и возможностей.

Финансовый потенциал можно рассматривать как ресурс развития и роста предприятия. Финансовый менеджмент использует методологию финансового анализа для эффективного управления финансовым потенциалом организации.

Диагностика финансового потенциала предприятия позволяет выявить существенные проблемы в производственно-хозяйственной и способы усилить положительный финансовый результат, что является важным условием стабильности и конкурентоспособности организации. Финансовый потенциал обладает синергетическим эффектом, будучи реальным ресурсом, направленным на развитие и повышение эффективности предприятия при заданных внутренних и внешних условиях.

Проанализируем способы привлечь на предприятие финансовые ресурсы. В современном виде российскую систему финансирования можно характеризовать как развивающуюся, что дает возможность для корпоративного сектора экономики использовать многие еще не освоенные отечественным бизнесом финансовые продукты. Помимо внутренних источников финансирования (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов) российские компании используют внешние источники привлечения капитала. Наиболее распространены такие инструменты финансирования, как банковский кредит, включающий единовременный кредит, кредитную линию, овердрафт. Лидеры рынка, крупные компании с высокими оборотами и финансовыми потребностями, монополии прибегают к синдицированным (консорционным) кредитам. Это форма заимствования, при которой несколько банков (синдикат) предоставляют кредит одному заемщику.

Она особенно востребована естественными монополиями.

Диверсификация источников внешнего финансирования необходима российским предприятиям для увеличения финансового потенциала. Кредитные продукты доступны для использования предприятиями, но еще не получили широкого распространения. Один из них - вексельное кредитование, которое позволяет рассчитаться с поставщиками даже при временном недостатке оборотных средств. Кредит выдается в виде банковских векселей, которые выступают в роли платежного средства. Российские банки предоставляют услуги по акцептному и авальному кредитам, гарантируя платежи в установленные сроки.

Онкольный кредит связан с ценными бумагами: выдача денежных средств обеспечивается залогом ценных бумаг. Определенным сходством с онкольным кредитом обладает контокоррентный кредит. Главное достоинство онкольного кредита - возможность пролонгации кредитных отношений.

Еще одна форма банковского кредита, широко используемая в России, - аккредитивная форма кредитования. При применении аккредитива кредитный риск от покупателя и продавца передается банку. Похожим банковским продуктом является кредитование под паспорт сделки, который часто используют крупнейшие российские экспортеры. Заемщик предоставляет банку паспорт - набор документов, содержащий подробное описание условий контракта, сведения о покупателе, подтверждающие его платежеспособность. Эта операция приносит банку немалую прибыль, позволяя выдавать кредиты для данной компании под низкие проценты.

Набирает популярность относительно новое для крупных российских банков направление деятельности - факторинг. По итогам 2010 г. объем российского рынка факторинга приблизился к 500 млрд руб. 7 Преимущества факторинга перед традиционным банковским кредитом - возможность улучшить показатели оборачиваемости, отсутствие необходимости в залоговом обеспечении.

Близким к факторингу способом финансирования организации является форфейтинг, который используется в международных расчетах. Этот инструмент средне- и долгосрочного финансирования отличается от краткосрочного факторинга.

Выход российских предпринимателей на международный рынок привел к развитию форфейтингового кредитования. Банки-форфейторы финансируют программы иностранных капиталовложений без права регресса к экспортеру, т.е.

все риски потери средств, как и фактор, они берут на себя. Форфейтинг позволяет экспортеру получить финансирование, тем самым избавиться от риска ликвидности, сократить объем дебиторской задолженности, избежать кредитных, валютных и политических рисков. Для России, обладающей большими экспортными сырьевыми потоками, форфейтинг может стать важным инструментом финансовой деятельности.

Почти у каждого крупного российского банка есть родственная лизинговая компания, выступающая кредитором при лизинговом кредитовании. Лизинг - это финансовая операция по передаче права пользования на длительный срок недвижимого или движимого имущества. Особенность лизинга в том, что получаемый кредитором доход от предоставленного в аренду имущества включает процент за кредит и сумму износа имущества за время пользования им заемщикомарендатором. Предприятие, работающее с банком по лизинговой схеме, может существенно экономить при уплате налога на прибыль и на имущество. Это происходит благодаря тому, что российское законодательство позволяет компаниям включать лизинговые платежи в статью «Себестоимость услуг». К тому же лизинговые платежи заемщика оказываются на 3-5% ниже, чем выплаты по обычному кредиту, т.к. при использовании такой схемы банк совершает меньше операций, оформляя залог, поскольку лизинговая компания входит в тот же банковский холдинг. По итогам 2010 г. рынок лизинга продемонстрировал стремительный рост после финансового кризиса 2008 г.

Компании, планирующие запуск бизнес-проекта или модернизацию производства, пользуются преимуществом проектного финансирования. Это получение целевых кредитов на реализацию инвестиционных проектов, использование различных сочетаний стандартных банковских инструментов и услуг. В силу своей гибкости эта форма банковского кредитования является эффективным инструментом по привлечению средств в условиях нестабильной экономики. Проектное финансирование - сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, доступный компаниям со стабильной позицией на рынке. С каждым годом число таких компаний на российском рынке растет.

Кроме банковских кредитных продуктов коммерческая организация может рассчитывать на государственное финансирование и кредитование. Российское правительство разрабатывает различные программы по поддержке бизнеса, одной их самых масштабных стали программы кредитования правительством среднего и малого бизнеса. Активную роль в программах играют фонды поддержки предпринимательства.

Чтобы увеличить финансовый потенциал, российским компаниям необходимо обратиться к ресурсам рынка капитала. Для компании рынок капитала является практически бездонным источником средств, если инвесторы сочтут условия вознаграждения привлекательными. Российский рынок капитала уступает по развитию западным экономикам. К тому же он сильно пострадал от финансового кризиса 2008 г. Однако наш рынок капитала обладает большими потенциальными возможностями на фоне общего восстановления мировой экономики, что подтверждает быстрый возврат российских фондовых индексов к докризисному уровню. За 2010 г. индекс ММВБ вырос на 13,6%, индекс РТС укрепился на 11,4% 8. На российских биржах наблюдался более энергичный подъем, чем на американских.

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала. При долевом финансировании компания выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций путем увеличения числа собственников либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. При долговом финансировании компания выпускает и продает на рынке срочные долговые ценные бумаги - облигации, которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при заключении данной сделки.

Одним из наиболее перспективных инструментов финансирования на рынке капитала, по нашему мнению, является первичное публичное размещение акций компании (IPO - Initial Public Offering). Пройдя длительный путь эволюции, этот способ привлечения капитала имеет высокую эффективность для развития компаний. IPO включает процедуру подготовки компании и осуществление публичного размещения акций. Ключевая особенность IPO - структурирование сделки, в ходе которого проводится подготовка и оценка эмитента, определяются параметры и порядок проведения эмиссии, выбираются рынки капитала для размещения акций. IPO позволяет привлекать на почти безвозвратной основе крупные объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе могут быть использованы для развития бизнеса. Выход на публичный рынок - это не просто источник привлечения финансовых ресурсов, прежде всего он определяет переход компании на новый уровень развития.

Существует немало законодательных и рыночных проблем, связанных с рынком IPO, характерных именно для российской действительности. Финансовый кризис 2008 г. затормозил развитие рынка IPO в России. Многие компании приостановили процесс размещения. Однако сейчас можно говорить о восстановлении данного сегмента экономики. Рынок публичных размещений акций российских компаний в 2010 г. показал впечатляющий рост по сравнению с 2008 и 2009 гг. Количественно (25 размещений) объем близок к максимальному значению за все время существования российского рынка IPO / SPO, а стоимостной ($6,7 млрд) показывает 3-е значение за последние 7 лет 9. Основными эмитентами IPO на российском рынке являются сырьевые и торговые компании, но на биржевой рынок начинают выходить производственные, телекоммуникационные и инновационные компании, что приближает отечественный рынок к передовым западным экономикам.

Наряду с выпуском акций дополнительным источником финансовых средств для предприятия остается выпуск облигаций. В развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10 до 65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций 10. Рынок корпоративных облигаций в России обладает большим инвестиционным потенциалом и является перспективным источником дополнительных финансовых ресурсов для реального сектора экономики. Около 100 компаний выпустили облигации на общую сумму $1,5 млрд 11. Популярность облигационного займа превосходит распространенность IPO. Облигационные займы могут стать одним из наиболее эффективных инструментов по привлечению, аккумуляции средств как для реализации средне- и долгосрочных программ, так и для решения текущих проблем реального сектора. В условиях, когда многие хозяйствующие субъекты вынуждены искать новые варианты привлечения средств инвесторов, корпоративные облигации могут стать эффективным инструментом финансирования.

Управление финансовым потенциалом следует рассматривать как комплексный процесс объективного и обоснованного воздействия на его составляющие с целью увеличения потенциала предприятия, финансового роста, финансовой стабильности, повышения экономической и социальной эффективности. Оно направлено на перспективное решение приоритетных экономических задач и является важнейшим направлением развития компании.

Управление финансовым потенциалом предприятия - это непрерывный процесс, определяющий механизм принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений по улучшению и стабилизации развития с учетом воздействия факторов риска и неопределенности. Эффективное управление финансовым потенциалом российских предприятий обеспечит рост их конкурентоспособности.

Примечания Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. 25 000 слов и словосочетаний. М.: Азбуковник, 2003. С. 783.

Zaharenko E.N., Komarova L.N., Nechaeva I.V. Novyj slovar" inostrannyh slov. 25 000 slov i slovosochetanij.

M.: Azbukovnik, 2003. S. 783.

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2004.

Shanskij N.M.Shkol"nyj jetimologicheskij slovar" russkogo jazyka. Proishozhdenie slov. M.: Drofa, 2004.

Большая российская энциклопедия // URL: http://www.dict.t-mm.ru/all/bol0shaya_roccijckaya_yenstciklopediya.html Bol"shaja Rossijskaja jenciklopedija // URL: http://www.dict.t-mm.ru/all/bol0shaya_roccijckaya_yenstciklopediya.html Экономический потенциал развитого социализма / Под ред. Мочалова Б.М. М.,1982; Задоя А.А.

Народно-хозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство. Киев, 1986; Экономический потенциал страны Советов. М., 1989.

Jekonomicheskij potencial razvitogo socializma / Pod red. Mochalova B.M. M.,1982; Zadoja A.A. Narodnohozjajstvennyj potencial i intensivnoe vosproizvodstvo. Kiev, 1986.; Jekonomicheskij potencial Strany Sovetov. M., 1989.

Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 4.

Akulov V., Rudakov M. K harakteristike sub’ekta strategicheskogo menedzhmenta // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 1998, № 4.

Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 5.

Barancheev V. Strategicheskij analiz: tehnologija, instrumenty, organizacija // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 1998, № 5.

По данным Эксперт РА // URL: http://www.raexpert.ru/conference/2011/factoring/ Based on Expert RA Anasysis // URL: http://www.raexpert.ru/conference/2011/factoring/

По данным Центра оценки и консалтинга С.-Петербурга // URL:

Based on Centr ocenki i konsaltinga S.-Peterburg’s Analysis // URL:

http://www.estimation.ru/ru/analytics/2010/12/18-3/

Обзор российского рынка публичных размещений акций (январь-декабрь 2010). Проект URL:

www.offerings.ru

Obzor rossijskogo rynka Publichnyh razmewenij akcij (January-December’2010). Proekt URL:

www.offerings.ru Маковецкий М.Ю. Облигационные займы – источник финансирования корпораций. Зарубежный опыт и российские перспективы // Менеджмент в России и за рубежом. 2000, №4. С. 42.

Makoveckij M.Ju. Obligacionnye zajmy - istochnik finansirovanija korporacij. Zarubezhnyj opyt i rossijskie perspektivy // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2000, №4. S. 42.

По данным Эксперт РА // URL: http://www.raexpert.ru/researches/expert-inno/ Based on Expert RA Anasysis // URL: http://www.raexpert.ru/researches/expert-inno/

Похожие работы:

«И.Э. Фролов, С.Н. Македонский, А.А. Широв СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ К ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ ШОКАМ В 2013-2015 гг.1 В статье представлены результаты прогнозного моделирования устойчивости российской бюджетной системы к внешнеэкономическим шокам. Рассмотрены два сценария: Сценарий 1 – «краткосрочный кризис», острая фаза которого длится примерно три квартала (по аналогии с кризисом 2008-2009 гг.); Сценарий 2 «затяжной кризис», которой предполагает длительность...»

« УДК 330.341.2 ББК 65.049 (2Рос) Ответственный редактор доктор экономических наук, доцент Ю.Г. Лаврикова Рецензенты: доктор экономических наук, проф. В.Е. Стровский доктор философских наук, проф. А.Ф. Суховей И 72 Институциональные проблемы инновационного развития территориальных систем. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. –...»

«Осипян А. Л. ЭКОНОМИKA ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ: основы и формированиe в условиях рыночной трансформации Донецк – 2001 Рецензенты: E. M. Воробьев д-р экон. наук, проф. (Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина) O. Л. Яременко д-р экон. наук, проф. (Харьковский гуманитарный институт “Народная украинская академия”) Рекомендовано к печати Ученым советом Харьковского гуманитарного института “Народная украинская академия”, протокол №5 от 24 декабря 2001г. ББК 65.01 О 74 Oсипян A. Л....»

«СПИСОК научных трудов д.э.н., профессора, Глуховой Людмилы Владимировны на 01.11.2015г.КАЧЕСТВО ЖИЗ НИ НАСЕЛЕ НИЯ К АК ИНТЕГРИРОВАННЫ Й ПОК АЗ АТЕЛЬ ЭКОНОМ ИЧЕСКОЙ БЕЗОПАС НОСТИ СТРАНЫ Глухова Л.В., Золотарева Е.Н. В сборнике: Татищевс кие ч тения: актуальны е проблемы науки и практики. Материалы XII Межд ународной научно -пр актической конфер енции: в 4 -х том ах. Волжский университет им ени В. Н. Татищева. 2015. С. 92 -96. 02 МОДЕЛЬ ОЦЕНК И К АЧЕСТВА ИНФОРМАЦИО ННО ПЕД АГОГ ИЧЕСКОЙ С ИСТЕМЫ...»

«BAXI Testlr/2210#01#Y15#01 YEN/2210#02#Y15#01 YEN/Bax TEST: 2210#02#Y15#01 YEN Test 2210#02#Y15#01 YEN Fnn 2210 ­ Maliyy nzarti v audit Tsviri Mllif Barl . Testlrin vaxt 80 dqiq Suala vaxt 0 Saniy Nv mtahan Maksimal faiz 500 Keid bal 170 (34 %) Suallardan 500 Blmlr 45 Blmlri qardrmaq Krmy qadaa Ancaq irli Son variant BLM: 01#01 Ad 01#01 Suallardan 25 Maksimal faiz 25 Suallar qardrmaq Suallar tqdim etmk 2 % Sual: Когда появился контроль над ресурсами? (ki: 1)...»

«110 Вестник СибГУТИ. 2013. № 1 УДК 556:332.62 Основы комплексной оценки подземных вод Республики Алтай в условиях перехода к многоукладному землепользованию Г.Г. Шалмина, Н.В. Петрова В статье приведены результаты научного исследования по разработке основ комплексной кадастровой оценки гидроресурсов земельного потенциала Республики Алтай. Ключевые слова: основы комплексной оценки водных ресурсов, гидропотенциал территории, гидрорекреационная специализация, критерий гидрорекреационной ёмкости...»

«1 АКТ г. Чудово «14» апреля 2014 года На основании приказа Контрольно – счетной палаты Чудовского муниципального района от 15.01.2014 г. № 2 «О проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности» контрольной группой в составе: аудитора Контрольно – счетной палаты Ивановой Елены Александровны, ведущего инспектора Контрольно – счетной палаты Соловьевой Людмилы Леонидовны проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств: комитета экономики и...»

« Social and Economic Institute С.Х. Берлина ст. преподаватель кафедры экономической теории, экономики и управления, Институт экономики и предпринимательства S.H. Berlina Art.Lecturer, Department of Economic Theory, Economics and Management Institute of Economics and Business АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ...»



2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Секторами экономики являются связанные друг с другом отрасли. В своем взаимодействии они формируют единую систему. Предприятие в рыночных условиях считается главным хозяйствующим элементом. Его роль достаточно значима во всей этой системе. Экономика страны не просто отводит ему определенное место в целом. Предприятие отличается и обязательной принадлежностью к той либо иной хозяйственной отрасли в частности. Далее в статье подробно рассмотрим, что собой представляют секторы РФ.

Общая информация

Не секрет, что экономика страны в целом представляет собой достаточно сложный и динамичный организм. Вся система представлена разными направлениями, что объясняется многообразием самого производственного процесса. Структура секторов экономики отражает ее строение, соотношение всех звеньев и существующих подсистем, взаимосвязи и пропорции, образованные между ними. Исследование разных направлений важно для развития хозяйственной деятельности государства, оптимизации ее компонентов.

Сферы, формирующие систему

С позиции выпуска и создания дохода выделяется две достаточно крупные области: непроизводственная часть и Последнее состоит из нескольких подсистем. Это:


В составе выделяют следующие элементы:

  • соцобеспечение;
  • физическую культуру;
  • пассажирские перевозки;
  • обслуживающую население и организации данной сферы связь;
  • искусство и культуру;
  • страховые и кредитные системы;
  • народное образование;
  • здравоохранение;
  • научное обслуживание в частности и науку в целом;
  • деятельность органов управленческого аппарата.

На сегодняшний день вся эта система включает в себя огромное количество организаций, компаний, объединений.

Строение системы

Обобщая характеристики хозяйственных процессов, компоненты всего производственно-промышленного комплекса принято разделать на секторы. Под этим термином следует понимать совокупность всех институциональных единиц, отличающихся сходными функциями, поведением, задачами. Существует классификация подсистем в соответствии с направлением деятельности. Так, в РФ выделяют внешний сектор и систему, включающую в себя госучреждения, предприятия и домашние хозяйства. Рассмотрим их подробнее.

Предприятия

В составе этого сектора экономики России присутствуют различные организации. Деятельность одних может быть направлена на извлечение прибыли. Другие же имеют статус "некоммерческих" компаний. В сферу предприятий входят финансовые и нефинансовые компании. К последним следует отнести коммерческие организации, занимающиеся выпуском товаров либо предоставлением услуг для получения прибыли. Нефинансовыми предприятиями считаются некоммерческие объединения, которые не преследуют целью извлекать выгоду из своей деятельности. Значение в данной классификации имеет и регулирующий орган. В зависимости от его характера выделяют государственные, негосударственные и зарубежные предприятия. Финансовый сектор экономики включает в себя как некоммерческие, так и коммерческие объединения. Деятельность предприятий данной области направлена на посредничество, страхование, обеспечение и прочее. В банковский сектор экономики входят соответствующие предприятия (ЦБ РФ, например). К данной отрасли относят и другие коммерческие компании. В финансовый сектор экономики входят инвестиционные фонды, спонсорские, пенсионные, страховые, лизинговые, благотворительные фонды и организации, биржи и прочие предприятия.

Госучреждения

Этот сектор экономики включает в себя различные органы судебной и исполнительной, а также законодательной власти. В эту же область деятельности входят фонды соцобеспечения и некоммерческие корпорации, контролируемые ими. Сфера госучреждений, в свою очередь, разделяется на федеральный, региональный и муниципальный сектор экономики. Верхний уровень контролирует нижний. Деятельность госучреждений регулируется законодательно.

Домашние хозяйства

Аграрный сектор экономики, в основном, объединяет потребляющие элементы. К ним, в частности, относятся различные хозяйства и предприятия, которые ими сформированы. Этот сектор экономики разделяется еще на несколько. Хозяйства в целом классифицируются по отрасли труда, квалификации и специализации лица, выступающего в качестве руководителя, а также, собственно, по роду занятий. С учетом вида дохода специалисты отмечают следующие подкатегории: работающие по найму, получающие прибыль от собственности, работодатели. В подгруппу могут входить хозяйства по количеству членов, объему общего дохода либо по своему местоположению.

"Остальной мир"

Этот сектор экономики включает в себя комплекс институциональных единиц. Эти элементы представляют собой нерезидентов, располагающихся в других государствах. При этом они имеют консульства, посольства, связи, базы и прочие организации на территории РФ. Этот сектор экономики тесно связан с внешней политикой страны. Он включает в себя не только организации-нерезиденты, но и те объединения, с которыми они взаимодействуют.

Другие виды

Рассматривая страны в целом, специалисты выделяют также государственный, а также частный сектор экономики. В составе первой подгруппы находятся учреждения, компании, объединения, предприятия, контроль над которыми обеспечивается со стороны государственного управленческого аппарата. На вторую подгруппу госрегулирование не распространяется. Выделяют также нерыночный и рыночный секторы. Такая классификация устанавливается с позиции отношения к торговой сфере. Для того или иного сектора характерно наличие производственного процесса. Предприятия занимаются выпуском товаров, формированием разнообразных услуг, предназначенных для сбыта по стоимости, воздействующей на спрос. В этой же подгруппе осуществляется обмен по бартеру продукции или предложениями, запас готовых изделий, выплата вознаграждения за труд в натуральном виде. Внутри нерыночного сектора экономики происходит выпуск услуг или продукции, применяемых хозяевами предприятия или непосредственно, самими производителями. Здесь же может осуществляться передача произведенных товаров либо услуг безвозмездно или же по стоимости, не оказывающей существенного влияния на спрос. В этой области деятельности следует выделить и первичный сектор экономики. Он объединяет отрасли, которые связаны с добычей различного сырья и дальнейшей его переработкой. Первичный сектор экономики имеет большое значение для развития страны в целом.

Отрасли

Необходимо отметить, что секторы в экономике формируются из однородных типов занятий. Эти виды деятельности называют отраслями. В соответствии с международной статистикой, вся хозяйственная система разделяется на "производство товаров" и "оказание услуг". К первой категории следует отнести сельскохозяйственную деятельность, промышленность, строительство и прочие области производства материальных ценностей (утилизацию сырья, издательство, сбор ягод и так далее). К отрасли оказания услуг следует относить образование, общее госуправление, торговлю, здравоохранение, оборону и прочее.

Межотраслевые комплексы

Эти категории формируются внутри тех или иных экономических отраслей либо между ними. Под следует понимать интеграционную систему, которая отличается наличием взаимодействия разных компонентов и сфер деятельности, стадий выпуска и распределения продукции. К примеру, в промышленности можно выделить металлургический, топливный энергетический, машиностроительный участки. Комплексы, в которых объединяются различные отрасли экономики, отличаются более сложной структурой. К таким, например, можно отнести, строительный участок.

Целевые и функциональные системы

В основу данной классификации положены различные критерии. Так, например, для целевых комплексов характерен воспроизводственный принцип. В основе данной межотраслевой системы лежит критерий участия в производстве конечной продукции. В качестве примеров могут выступать транспортный, топливный энергетический, В основе функциональных систем используется критерий и принцип ее специализации в соответствии с определенной задачей. В этом случае в качестве примеров можно привести экологический, научный и технический, инвестиционный комплексы. Объединение формирующегося многообразия - это следствие повышения качества части в производстве, направленной на удовлетворение общественных потребностей.

Развитие экономической структуры в РФ

По оценке большинства специалистов, система отечественного народного хозяйства не является постоянной. Изменения в ней могут происходить как стихийно, так и под влиянием регулирующей государственной деятельности. Кроме того, большое влияние оказывают и различные внутренние и внешние условия. Последние включают в себя конкуренцию со стороны заграничных производственных предприятий. Особое значение имеет и внешнеэкономическая конъюнктура - состояние мировых торговых площадок по конкретным видам продукции, а также стоимость нефти. К внутренним факторам следует отнести инвестиционную активность, конкурентоспособность изготавливаемого товара, производственные мощности и потенциал, степень платежеспособного спроса.

Факторы, влияющие на развитие экономики

Среди основных инструментов, способствующих развитию экономики страны, следует назвать целевые программы, субсидии, госинвестиции, закупки, а также разнообразные льготные уступки для предприятий, отраслевых групп, регионов. Как отмечают аналитики, необходимость в перестройках, усовершенствовании хозяйственной деятельности РФ обуславливается сменой приоритетов в стране. На смену административно-командной системе пришли давно рыночные отношения. В связи с этим характер хозяйственной деятельности должен соответствовать современному положению дел. Усовершенствование и развитие в соответствии с требованиями времени возможны в России благодаря ряду факторов. Немаловажными являются наличие на территории страны обширных природных запасов, а также осуществление непрерывных научно-технических изысканий.

Заключение

В России осуществляется разработка различных программ для поддержания и дальнейшего развития экономики. В частности, в нефтедобывающей отрасли предполагается продолжать формирование вертикально интегрированных объединений. Их деятельность направлена не только на добычу, но и переработку полученного из недр сырья. На металлургических предприятиях предусматривается постоянное расширение объема и качества выпускаемого металлопроката. Для осуществления всего задуманного необходимо использование высокотехнологичного оборудования, новых передовых схем производства. В связи с прогнозируемым повышением цен на металл данная отрасль является одной из наиболее привлекательных для инвестиций. Это, в свою очередь, быстро приведет к оздоровлению этих предприятий. Отраслям, характеризующимся высоким научным и техническим уровнем (например, производство ракетно-космических комплексов, атомная промышленность, биотехнологическое направление, тяжелое станкостроение и прочие), государство оказывает прямую поддержку. Выражается она в форме экспортных кредитов, разного рода субсидий, госинвестиций и закупок. Однако к основному методу перестройки экономики России относится перепрофилирование и свертывание компаний со сниженной дееспособностью, повышение объемов производства товаров, которые пользуются наибольшим спросом как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Неотъемлемой частью усовершенствования системы считается формирование оптимальных условий для развития передовой и перспективной деятельности, образующих действительный хозяйственный потенциал государства.

Финансы - это экономические отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, с помощью которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования. Финансы – это не деньги, а денежные отношения, возникающие при переходе части дохода от одного его владельца к другому. В качестве таких владельцев дохода или субъектов финансовых отношений, могут выступать государство, местные органы власти, предприятия и фирмы, население.
Объектом финансовых отношений являются финансовые (денежные) ресурсы, которые включают доходы участников национальной экономики, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи и др.
Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие:
между государством и предприятиями (фирмами) различных форм собственности и хозяйствования;
непосредственно между различными предприятиями, фирмами;
между предприятиями (фирмами) в целом и их структурными подразделениями;
между органами власти различных уровней;
между государством и общественными организациями;
между государством и населением;
между отдельными государствами.
Финансы выполняют ряд функций:
Аккумулирующую, которая состоит в концентрации денежных средств и создании материальной базы существования государства.
Регулирующую, которая заключается в стимулировании деятельности хозяйствующих субъектов.
Распределительную, состоящую в распределении денежных средств между материальной и нематериальной сферами производства, предприятиями (фирмами), учреждениями, бюджетами различных уровней власти, различными социальными слоями населения страны
Контрольную, заключающуюся в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.
Финансы являются основой финансового сектора страны, который представляет собой важнейшую сферу национальной экономики, базирующуюся на системе финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов в соответствии с нуждами национальной экономики. Финансовый сектор включает следующие звенья, составляющие его структуру:
децентрализованные финансы, которые охватывают финансы предприятий (фирм), финансы учреждений и организаций, финансы населения и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне;
централизованные (государственные) финансы, которые являются главной частью финансового сектора и включают государственный и местный бюджеты, а также внебюджетные фонды (фонды социального, имущественного и личного страхования) и государственный кредит. Централизованные финансы используются для регулирования экономических процессов на макроуровне.
В основе организации финансового сектора лежат два принципа. Первый называется демократическим централизмом и характерен для периода, когда преобладают экстенсивный экономический рост и административно-командные методы управления. В соответствии с данным принципом нижестоящие финансовые учреждения обязаны выполнять директивные указания центральных финансовых органов. Второй принцип характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Он носит название фискального федерализма и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Так, правительство вкладывает средства в оборону, фундаментальные научные исследования, финансирует внешнеэкономические отношения, а местные органы власти из своих бюджетов осуществляют расходы на охрану общественного порядка, поддерживают учреждения здравоохранения, образования и т.д. Таким образом, при руководствовании данным принципом осуществляется четкое распределение функций между различными уровнями финансового сектора.

Еще по теме 9.1. Финансы и их функции. Финансовый сектор национальной экономики, его структура и принципы построения:

  1. Тема 3. Общегосударственные финансы РФ: структура, функции, принципы построения
  2. Денежный сектор национальной экономики и его основные пропорции
  3. 6.1. Финансы организаций: сущность, функции и принципы построения
  4. Тема 9. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
  5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
  6. Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства
  7. 5.2. Организация государственного финансового контроля в Англии и ФРГ 5.2.1. Национальный ревизионный совет Великобритании (НРС) и его функции

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

При анализе финансового сектора (финансовой сферы) изучают налогово-бюджетную систему страны и ее налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную систему и денежно-кредитную политику страны, а также состояние ее фондового рынка. Данный анализ нередко совмещают с анализом финансовых ресурсов страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) система страны состоит из налоговой и бюджетной систем. Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин и сборов (сокращенно — налогов), правил их уплаты и налоговых органов. Налоги по методу взимания делят на прямые и косвенные (в постсоветских странах последние преобладают), по характеру ставок — на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (последние два вида налогов редки в постсоветских странах), по объектам поступлений — на федеральные, региональные и местные (нередко один налог «расщепляют» между федеральным, региональными и местными бюджетами).

Сопоставляя объем поступающих в бюджет налогов с размерами ВВП страны, определяют величину налоговой нагрузки (налогового бремени), которая в постсоветских странах тяготеет к среднемировой величине. При этом важно выявить, на чьи плечи падает основная часть налогового бремени — на юридических или физических лиц. Для расчета налогового бремени юридических лиц обычно измеряют отношение выплачиваемых фирмами налогов к величине их прибыли, а при расчете налоговой нагрузки физических лиц сопоставляют доходы домашних хозяйств с выплаченными ими прямыми и косвенными налогами. В России, например, на уплату налогов домохозяйства тратят около Уз своих доходов, преимущественно на косвенные налоги при покупках товаров и услуг. Распределение налогового бремени по разным видам налогов обычно подробно отражено в статистике бюджетной системы.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах с федеральным устройством), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в странах с федеральным устройством), местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования). Совокупность бюджетов первых трех уровней называют консолидированным бюджетом, а при добавлении к ним государственных внебюджетных фондов — бюджетом расширенного правительства (general government budget). Однако нередко национальная статистика, как, например, в России, под консолидированным бюджетом понимает бюджет расширенного правительства. Особое место в бюджетной системе занимают резервные фонды (в России это прежде всего Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), создаваемые для будущих непредвиденных расходов и для других целей.

При анализе бюджетной системы особое внимание обращают на сбалансированность бюджета. Ведь дефицит бюджета ведет к государственным заимствованиям, а это увеличивает государственный долг. В отличие от развитых стран, где государственный долг состоит из государственных обязательств в национальной свободно конвертируемой валюте, в странах с формирующимися рынками он состоит из долга в национальной валюте (обычно ограниченно конвертируемой) и в иностранной валюте (свободно конвертируемой). При выплате обязательств иностранным резидентам такая страна может испытывать трудности: ее возможности выплачивать эту часть государственного долга зависят от поступлений свободно конвертируемой валюты в страну. Поэтому в отличие от развитых стран, где государственный долг не делят на внутренний и внешний, в остальных странах такое деление необходимо.

Денежно-кредитная (монетарная) система страны состоит из денежной и кредитной систем. Денежной системой называют форму организации денежного обращения в стране. При ее анализе внимание обращают на объемы, динамику и структуру (по денежным агрегатам) денежной массы, а также величину денежной базы (в узком определении — это наличные деньги плюс обязательные резервы коммерческих банков в национальном банке страны, в широком определении — то же самое плюс корреспондентские счета и депозиты коммерческих банков в национальном банке). Показатель денежной базы особенно важен при конъюнктурном анализе, так как денежная база — это наиболее чуткий показатель состояния денежного обращения в стране.

Не менее важно изучение инфляции, под которой обычно подразумевают потребительскую инфляцию (она измеряется ростом потребительских цен). Темпы роста потребительских цен обычно рассчитываются на базе среднегодовых или как уровень цен в конце декабря к уровню цен предшествующего декабря (в России чаще по последнему варианту).

Как видно из табл. 7.2, в России и других постсоветских странах инфляция остается и прогнозируется на более высоком уровне, чем в развитых странах. Примеры Китая и Бразилии говорят, что высокая инфляция — это не феномен переходной экономики или экономической отсталости.

Таблица 7.2. Постсоветские страны: среднегодовые темпы роста потребительских цен, %

Белоруссия

Молдавия

Азербайджан

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

В среднем по странам СНГ

Справочно:

В среднем по развитым странам

Кредитная система является совокупностью кредитных отношений (отношений между кредиторами и заемщиками), форм и методов кредитования, а также кредитных организаций. Основными кредитными организациями всюду являются коммерческие банки, поэтому анализ кредитной системы сосредоточивается на банковской системе. При этом изучают ее масштабы (величина активов банковской системы по отношению к ВВП), концентрацию, участие в ней государственного и иностранного капитала, ставки и размах кредитования. Последний показатель систематически публикуется в ежегоднике World Development Report и рассчитывается как отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны.

Таблица 7.3. Постсоветские страны: отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны в 2008 г., %

Казахстан

Белоруссия

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Азербайджан

Справочно:

Бразилия

Как видно из табл. 7.3, кредитные системы России и других постсоветских стран слабо справляются со своей основной задачей — выдачей займов экономическим агентам, если сравнивать их с кредитными системами стран аналогичного и даже более низкого уровня развития. Исключением являются кредитная система Украины и Литвы (а также других стран Балтии, в которых она перешла в руки иностранных банков). В результате многие компании постсоветских стран вынуждены обращаться за кредитами к зарубежным банкам (что вело к росту внешнего долга страны) или полагаться преимущественно на собственную прибыль как источник средств для своих инвестиций (что сдерживало рост этих инвестиций).

Фондовый рынок. При анализе фондового рынка стран с формирующимися рынками аналитик часто испытывает трудности со статистикой. Они вызваны объективными причинами — небольшими размерами фондового рынка в подавляющем большинстве стран этой группы. Об этом говорят такие показатели, как небольшой объем торгов на фондовых биржах, ограниченный набор торгуемых ценных бумаг, малое количество компаний, включенных в биржевой листинг.

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики.

Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: ?

нефинансовые организации, ?

финансовые организации, ?

государственные учреждения, ?

некоммерческие организации, ?

обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.

Имеется также один внешний сектор - "остальной мир".

Сектор финансовых организаций состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями и страхованием на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Структура финансового сектора экономики?

Кредитные учреждения. ?

Страховые учреждения. ?

Инвестиционные фонды. ?

Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и пайщики ПИФов (юридические и физические лица). ?

Профессиональные участники рынка ценных бумаг. 1)

Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кредитные общества и ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и распространение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др. Свои издержки эти единицы финансируют главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные услуги, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы. 2)

К страховым учреждениям относят государственные и частные компании, занимающиеся всеми видами страхования.

Их издержки финансируются в основном за счет страховых премий. 3)

Инвестиционные фонд - Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. 4)

ПИФ - Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность и определяющие особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики в Российской Федерации: 1.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ Ч.1 И Ч.2. 2.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ) № 86-ФЗ. 3.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. № 395-1. 4.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ № 39-ФЗ. 6.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ N 115-ФЗ. 7.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ № 156-ФЗ. 8.

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №4015-1. 9.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ N 39-ФЗ. 10.

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 2.

Еще по теме Финансовый сектор экономики - его структура и место в современной рыночной экономики.:

  1. Государственный сектор и его место в рыночной экономике
  2. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
  3. ДВА СПОСОБА РЕШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ” ” ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПЛАНОВАЯ СИСТЕМА РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ КРУГООБОРОТ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ