Затраты на защиту окружающей среды. Зеленый процент

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

« Анализ затрат предприятия на охрану окружающей среды »

МИНСК, 2009

План

1. Характеристика затрат на охрану окружающей среды

2. Характеристика выбросов предприятия, загрязняющего окружающую среду

3. Расчет экологического налога предприятия

4. Пути снижения затрат на охрану окружающей среды

Литература

1. Характеристика затрат на охрану окружающей среды

Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

Платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

Компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

Платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

Дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

Таблица 1. Классификация затрат на охрану окружающей природной среды

Затраты на мероприятия по защите природы от негативного антропогенного воздействия

По видам и направлениям затрат:

По источникам финансирования затрат:

По направлениям охраны природных ресурсов:

текущие расходы предприятий

затраты на содержание и эксплуатацию за счет себестоимости продукции и услуг

земельных

капитальный ремонт

биологических

капитальные вложения

капитальный ремонт (частично)

минеральных

Капитальные вложения

атмосферного воздуха.

Госуправление контроль, мониторинг

Операционные расходы бюджетов

Иностранные кредиты

ликвидация токсичных отходов производства и потребления

Экологическое образование

Иные источники покрытия затрат

другие направления затрат

затраты на другие цели

Правильное определение состава экологических мероприятий и величины соответствующих затрат тесно связано с устранением методической неоднородности официальных данных. В основном это касается капитальных вложений. В частности, за последние десять лет в экологической отчетности перестали учитываться расходы: по строительству канализационных систем, не имеющих сооружений перед сбросом в водоемы, и, наоборот, начали включаться не учитываемые ранее затраты на строительство предприятиями установок по накоплению, утилизации и обезвреживанию токсичных отходов. Причинами подобных корректировок являлись как объективные факторы (изменения в порядке финансирования отдельных природоохранных работ, общие уточнения в учете капитальных вложений и др.), так и конъюнктурные соображения. Кроме того, сказывалось отсутствие единого подхода к классификации мероприятий и затрат по охране окружающей среды.

В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в Германии сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.

Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.

Налоговая система имеет два главных преимущества по cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.

Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Во-вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.

Экологический налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.

Альтернативой экологическому налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.

2. Характеристика выбросов предприятия, загрязняющего окружающую среду

Атмосфера всегда содержит определенное количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками, относятся: пыль (растительного, вулканического, космического происхождения, возникающая при эррозии почвы, частицы морской соли); туман, дымы и газы от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного, животного и микробиологического происхождения и др.

Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

Антропогенное воздействие может быть различным по своему составу и зависит от типа предприятия (например, машиностроительное, химическое, торфяное, энергетическое). Масштабы антропогенного загрязнения также зависит от мощности предприятия, их количества и сосредоточенности в рассматриваемом регионе. Основными источниками этих загрязнений является энергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство и другие виды хозяйственной деятельности человека. Среди отраслей промышленности наибольшее количество загрязнений дает горнодобывающая, металлургическая, химическая промышленность, а меньшее - машиностроительная и приборостроительная промышленности. Воздействие, оказываемое человеком на окружающую среду велико.

Особенно острой проблема загрязнения атмосферы стала во второй половине ХХ века, характеризующейся чрезвычайно высокими темпами роста промышленного производства, выработки и потребления электроэнергии, выпуска и использования в большом количестве транспортных средств.

Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода СО, диоксид серы SO, оксид азота NO x , углеводороды С n H m и пыль.

Кроме CO, SO x , NO x , C n H m и пыли в атмосферу выбрасываются и другие более токсичные вещества. Так, например, вентиляционные выбросы заводов электронной промышленности содержат пары плавиковой, серной, хромовой и др. минеральных кислот, органические растворители и т.п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу.

В числовом виде выбросы в атмосферу предприятий и транспортных средств ежегодно по всему миру составляют 10 млрд. т газов и пыли и столько же сажи, а в водоемы, реки и озера - > 500 млрд. м 3 загрязняющих стоков.

Платежи предприятий за загрязнение окружающей среды устанавливаются отдельно за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов.

За сбросы (выбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов существуют два вида платежей: за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов в пределах установленных предприятию лимитов допустимых выбросов; за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, превышающих эти лимиты.

Лимиты определяются исходя из экологической обстановки в регионе, экономических возможностей предприятий и с учетом необходимости.

Для расчета размеров платежей местные органы власти устанавливают региональные нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов как в пределах установленных лимитов, так и за их превышение. Последние могут рассчитываться либо как среднерегиональный норматив или индивидуально для каждого предприятия по приведенной массе загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ, учитываемых при определении лимитов и нормативов платы, устанавливается местными органами власти, в нашем случае городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При размещении отходов расчет платы производится каждый месяц. Пример расчета платы за размещение отходов ОАО «Мотовело» за февраль месяц 2009 г. можно увидеть в табл.2.

Отчет о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляют предприятия, которые имеют стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха областному (Минскому городскому) управлению статистики; своей вышестоящей организации; областному (Минскому городскому) комитету по природным ресурсам.

Таблица 2. Размер платы за размещение отходов ОАО «Мотовело» за февраль 2009 г.

Наимено-вание

Уста-новле-нный лимит,

Фактически размещено отходов

Норматив платы за размеще-ние отходов, тыс. р.

плата, тыс. р.

С начала года

В отчетном месяце

пред. лимит

пред. лимит

Бытовые отходы

Промыш-ленные отходы

сооруж. 2 кл.

3. Расчет экологического налога предприятия

Экологическим налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов, а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Фактическая сумма налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах лимита и сверх лимита определяется исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух, и количества сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки налога

Вприл. 1представлен расчет экологического налога ОАО «Мотовело» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса за февраль 2009 года.

Применяя для осуществления экологической политики экологические налоги или платежи надо учитывать следующие ограничения:

1) недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей;

2) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;

3) для каждого вида загрязнений должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок налогов или платежей, отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды;

4) экологический налог не применим к регулированию некоторых видов загрязнений (опасных отходов, шумового загрязнения в городе);

5) налог неэффективен для принятия экстренных мер в уcловиях чрезвычайной экологической ситуации;

6) побудительный эффект налогов может ослабляться под действием ряда объективных факторов (инфляции, быстрого экономического роста и некоторых других).

Первые три проблемы не носят принципиального характера и, по всей видимости, могут быть решены технически. Остальные пункты в известной степени ограничивают сферу воздействия экологического налога загрязнениями воздуха и вод.

Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения спроса, когда нет необходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие Факторы, искажающие цена на ресурсы.

Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.

4. Пути снижения затрат на охрану окружающей среды

В каких случаях предприятию выгодно тратить средства на охрану природы? Только тогда, когда объективно (даже с большим допуском) определенный предотвращенный ущерб (в денежном выражении) в большей мере передается предприятию. При этом если выгода от снижения выбросов, т.е. ущерб в денежном исчислении, согласованно делится между предприятием и территориальными органами, то субъективность в определении ущерба не столь существенна. Следует отметить, что использование понятия относительного ущерба (ущерб в деньгах к массе выброса) приводит разные по масштабам выбросов и опасности ингредиентов предприятия к одинаковым условиям формирования материальной ответственности. Такой подход равно приемлем при любой экономической и экологической обстановке в регионе.

Легко представить реакцию предприятия на выставленные счета за загрязнения природы. Если сумма этих счетов превышает необходимые затраты на устранение вредного воздействия, то экономически выгодно вкладывать средства на проведение природоохранных мероприятий до момента, пока эти средства по крайней мере не сравняются с суммой выставленных контрольными органами счетов, т.е. эти затраты можно назвать минимальными предельно выгодными для предприятия. В идеале они должны обеспечивать доведение выбросов до предельно допустимых или, с учетом специфики предприятия и особенностей местности, до временно согласованных.

Экономия топливно-энергетических ресурсов в настоящее время становится одним из важнейших направлений перевода экономики на путь интенсивного развития и рационального природопользования.

Основными направлениями экономии энергоресурсов являются: совершенствование технологических процессов, совершенствование оборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических ресурсов, структурные изменения в технологии производства, структурные изменения в производимой продукции, улучшение качества топлива и энергии, организационно-технические мероприятия. Проведение этих мероприятий вызывается не только необходимостью экономии энергетических ресурсов, но и важностью учета вопросов охраны окружающей среды при решении энергетических проблем.

Надо сказать, что кроме этого принимаются и такие меры, как:

Обеспечение организации производства нового, более совершенного оборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ;

Проведение соответствующих научных исследований и опытно-конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры и оборудования для защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами;

Осуществление на предприятиях и организациях монтажа и наладки газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры;

Осуществление государственного контроля за работой газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалева, А. М. Финансы фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Крейнина, М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. - М.: Экономика, 2008.

3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ИНФРА_М, 2009.

4. Уткин, Э. И. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Расчет экологического налога ОАО «Мотовело» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса за февраль 2009 года

Наименование загрязняющих веществ

Установленный лимит выброса, т

Фактически выброшено с начала года, т

Фактически выброшено за отчетный месяц, т

Ставки налога в руб. за 1 т, руб.

Фактическая плата за выбросы загрязняющих веществ, руб.

1 класс опасности

Хром шестивалентный

Никль раствор.соли

2 класс опасности

Водород хлористый

Диоксид азота

Серная кислота

Формальдегид

Алюминия оксид

Акрилонитрил

Марганец и его соединения

Водород цианистый

3 класс опасности

Ангидрид сернистый

Спирт бутиловый

Пыль неорганическая-70 %

Пыльнеорганичес-кая 20-70%

Пыль неорганическая-20 %

Пыль древесная

Пыль хлопковая

Триэтиламин

Оксид железа

Масло минеральное нефтяное

Этилбензол

Взвешенные вещества

4 класс опасности

Спирт этиловый

Бутилацетат

Окись углерода

Углеводороды предельные 12-19

Углеводороды предельные 1-10

Этилацетат

Уайт-спирт

Класс опасности не определен

Бария хлорид

Сольвент-нафта

Натрия гидроокись

Ацетилен

Натрия карбонат

Натрия хлорид

Пыль бумаги

Соед.хрома 3-валентного

Этилцеллозольв

Подобные документы

    Затраты предприятия на охрану окружающей среды и их анализ. Характеристика состояния природной среды Беларуси. Экономические основы природопользования. Анализ затрат на охрану окружающей среды ОАО «МЗОО». Расчет экологического налога и пути его снижения.

    реферат , добавлен 17.12.2008

    Производство фосфорных удобрений как источник загрязнения окружающей среды. Характеристика технологических процессов и сырья. Разработка экологических нормативов предприятия; выбор методов и расчет оборудования для проведения природоохранных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2013

    Финансовое состояние и производственная деятельность предприятия. Планирование мероприятий по охране труда, техника безопасности при проведении сварочных работ. Снижение загрязнения окружающей среды путем ввода в эксплуатацию пылегазоочистных установок.

    дипломная работа , добавлен 02.10.2012

    Виды отходов производства и отходов потребления. Правовые основы обращения с отходами производства. Оценка опасности отходов в рамках классификационной модели ЕРА. Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей среды расчетным методом.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2009

    Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Иковское" Викуловского района. Определение состояния предприятия в области управления природопользованием и охраной окружающей среды. Изучение системы управления, оценка эффективности природопользования.

    отчет по практике , добавлен 01.10.2009

    Принципы гигиенического нормирования и санитарно-гигиеническая характеристика тяжелых металлов. Нормирования качества окружающей среды. Гигиеническое нормирование содержания тяжелых металлов в объектах окружающей среды: воздух, вода, пищевые продукты.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Влияние окружающей среды на трудоспособность человека. Вредные производственные факторы. Виды опасных факторов производственной среды и параметры, определяющие ее влияние на организм человека. Предложения по улучшению окружающей среды на предприятии.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Объем затрат на ликвидацию последствий возможной тяжелой аварии. Косвенный экономический и социальный ущерб от нее. Понятие, функции и экономическая сущность экологического страхования. Социальный эффект от проведенных мероприятий по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2014

    Управление охраной труда на предприятии как реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала. Взрывоопасность, предупреждение взрывов. Санитарно-бытовое обслуживание. Порядок расчета штрафов и плата за загрязнение окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2009

    Капитальные, эксплуатационные расходы на охрану труда. Учет результатов от реализации мероприятий по улучшению условий труда и связанных с ними затрат на основе показателей чистого экономического эффекта, общей и сравнительной экономической эффективности.

Проблема охраны окружающей среды остро стоит перед всеми странами мира. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Важно грамотно разрабатывать государственную политику в целом, так и в части государственных расходов в разрезе данной сферы.

Анализ государственных расходов Российской Федерации на охрану окружающей среды был проведён по пяти годам: 2005 г., 2008 г., 2009 г., 2012 г., 2013 г. Динамику расходов консолидированного бюджета РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также расходов федерального бюджета РФ представим в таблице 1.

Таблица 1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, расходов федерального бюджета РФ

Показатели

1. Расходы, млрд. руб.
3. В % к ВВП
4. Доля расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов

Федеральный бюджет РФ

1. Расходы, млрд. руб.
2. Расходы на охрану окружающей среды, млрд.руб
3. В % к ВВП
4. Доля расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов, в %

Очевидно, существует тенденция увеличения государственных расходов на охрану окружающей среды. Это объясняется необходимостью финансирования осуществления новых мер в направлении охраны окружающей среды. Однако в 2009 по сравнению с 2008 годом наблюдается незначительное снижение числа таких расходов в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов. Это может быть связано с последствиями мирового экономического кризиса 2008 года.

Тем не менее, несмотря на существующую тенденцию увеличения государственных расходов на охрану окружающей среды, их доля в общем объёме расходов в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов ежегодно сокращается. Если в 2005 г. она составляла 0,31% от общих расходов, то в 2008 г. – 0,22%. В 2013 же году доля расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов составила уже 0,18 %. Это можно объяснить тем, что на протяжении последних лет принимаются социально-ориентированные бюджеты. В федеральном бюджете также прослеживается динамика снижения доли расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов. Примечательно, что в 2013 году доля таких расходов всё же выросла на 0,01%.

Таблица 2. Состав и структура государственных расходов в сфере охраны окружающей среды консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета РФ.

Показатели

Расходы, млрд.руб

Расходы, млрд.руб

Расходы, млрд. руб

Расходы, млрд. руб

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Охрана окружающей среды
Экологический контроль

Федеральный бюджет РФ

Охрана окружающей среды
Экологический контроль
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды
Другие вопросы в области охраны окружающей среды

Интересным видится тот факт, что расходы на охрану окружающей среды в % к ВВП в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов ежегодно сокращались, за исключением незначительного роста в 2013 году на 0,01%. Прекращение снижения таких расходов в % к ВВП может быть связано с замедлением роста ВВП РФ, а также реализацией ряда мероприятий государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы». В федеральном же бюджете рост расходов на охрану окружающей среды в % к ВВП наблюдается уже с 2012 года.

Целесообразно привести состав и структуру государственных расходов в сфере охраны окружающей среды, которая представлена в таблице 2.

В 2005 году в отчётах об исполнении бюджетов группировка данных по представленной классификации не проводилась. Примечательно, что именно на другие вопросы в области охраны окружающей среды как в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов, так и в федеральном бюджете РФ тратится около 65% общих денежных средств, выделяемых в бюджетах на охрану окружающей среды.

Следует отметить, что существуют и доходы бюджетов «экологического характера». Приведём состав выделенных доходов в таблице 3.

Таблица 3. Состав доходов «экологического характера» консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета РФ.

Показатели

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, млрд. руб.

Федеральный бюджет

Платежи при пользовании природными ресурсами, млрд. руб.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, млрд. руб.
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, млрд. руб.
Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, млрд. руб.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду входит в состав платежей при пользовании природными ресурсами. Однако целесообразным показалось отразить и этот показатель. Очевидно, что общее число платежей при пользовании природными ресурсами в каждом из представленных годов превосходит в несколько раз затраты на охрану окружающей среды. Примечательно, что с годами появлялись новые подразделы доходов в экологической сфере, а именно в части негативного воздействия на окружающую среду. Например, государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду начала фигурировать в отчёте об исполнениях бюджетов в качестве подраздела доходов лишь с 2012 года.

Покажем в таблице 4 какую часть расходов на охрану окружающей среды покрывают доходы бюджета от суммы показателей: платы за негативное воздействие на окружающую среду; денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; государственной пошлины за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таблица 4. Доля выделенных доходов «экологического характера» от расходов на охрану окружающей среды.

Показатели

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Федеральный бюджет РФ

Сумма выделенных экологических доходов, млрд. руб.
Доля выделенных экологических доходов от расходов на охрану окружающей среды, %

На протяжении представленных лет наблюдалось снижение доли выделенных экологических доходов от расходов на охрану окружающей среды в федеральных бюджетах РФ, за исключением незначительного увеличения в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1,05%, и увеличение этой доли в консолидированных бюджетах РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов, за исключением незначительного снижения в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 0,76%. Подобная динамика может объясняться тем, что определённая доля из этих платежей приходится не только на федеральный бюджет.

Говоря об анализе государственных расходов на охрану окружающей среды и оценке их эффективности, особое внимание следует уделить государственной программе РФ «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы». Общий объем финансирования государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы из средств федерального бюджета в 2013 году составил 24130098,70 тыс. руб., что составляет 96,5% от объема расходов, предусмотренного паспортом программы и 98,9 % от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью .

С учетом оперативных данных Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году, объем софинансирования мероприятий Программы из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценивается в 9 533 643,3 тыс. рублей.

Наибольший уровень использования средств федерального бюджета сложился по подпрограмме 5 (111,9% к уровню, предусмотренному паспортом государственной программы, что связано с ростом финансового обеспечения деятельности Росприроднадзора, а также с ростом расходов на обеспечение международных обязательств) и по подпрограмме 4 (100%).

Наименьший уровень финансового обеспечения реализации подпрограмм из средств федерального бюджета отмечается по подпрограмме 1 (97,5%), что связано с сокращением финансирования государственных заданий федеральных государственных бюджетных учреждений в 2013 году.

Эффективность реализации программы должна определяться её целевыми показателями и индикаторами, представленными в паспорте программы. На официальном сайте государственных программ РФ приводятся эти целевые показатели и индикаторы. Приведём некоторые из них в таблице в таблице 5 с результатами за 2013 год.

Глядя на представленную таблицу, можно сказать, что программа выполняется эффективно. Однако здесь представлены не все показатели, предусматриваемые программой. Данные об эффективности реализации государственной программы следует рассматривать и в докладе Минприроды и экологии РФ «О результатах и основных направлениях деятельности в 2015-2017 году», и в сводном годовом докладе «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2013 года», предоставляемом председателю правительства.

Напомним, что целью государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы» является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. По итогам 2013 года, по оценкам Минприроды и экологии РФ, достигнуты целевые значения всех показателей Программы.

Таблица 5. Целевые показатели и индикаторы реализации государственной программы за 2013 г.

Показатель

Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта, тонн на млн. рублей валового внутреннего продукта
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, единиц
Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7), млн. человек
Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта, тонн
Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, тыс. чел.
Доля территории, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, процентов.

В 2013 году путём решения представленных в программе задач были достигнуты определённые результаты. Приведем некоторые из них:

− разработаны и приняты значимые нормативные правовые акты, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в природоохранной сфере (например, принят подготовленный Минприроды и экологии России Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя);

− наблюдается сокращение объёмов загрязнения до 4022,8 тонн. Была проведена техническая рекультивация 74 га;

− реализованы практические мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба (в Арктической зоне Российской Федерации, Нижегородской области, на территории Байкальской природной территории в рамках реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы»);

− разработана стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации;

− продолжено развитие экопросвещения и экотуризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, общая численность посетителей которых в 2013 году составила 1,96 млн. человек;

− продолжено расширение географической сети ООПТ (создание 3 новых национальных парков, расширение территории Сочинского национального парка, установление охранных зон 2 государственных природных заповедников);

− наблюдается повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях (до 92,5%);

− продолжено расширение системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. чел. до 84,9 %;

− отобрано 437 проб лабораторных анализов исследуемой среды;

− показатели государственного задания по транспортному обеспечению надзора на море перевыполнены (план – 22429 часов; факт – 26559 часов);

− наблюдается прирост нормативных объемов измерений загрязнения окружающей среды, ежегодно выполняемых государственной наблюдательной сетью на 8% к уровню 2012 года (плановое значение 0,5%).

Необходимо отметить, что 2013 году повысилась эффективность осуществления федерального государственного экологического надзора: по итогам проведенных проверок доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов возросла до 17,6 %, доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей – до 19,6 %.

Тем не менее, не все планируемые на 2013 год мероприятия были осуществлены. Средняя степень достижения показателей государственной программы – 98,7%. Степень выполнения контрольных мероприятий плана составила 66,7 %. Например, в 2013 году было принято 18 нормативно правовых актов из планируемых 32, было создано 3 ООПТ вместо 4.

Минприроды и экологии РФ в качестве основных факторов, которые негативно повлияли на ход реализации государственной программы указал следующие:

Ухудшение макроэкономической ситуации в РФ, сокращение в номинальном выражении объёмов инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом привело к сокращению объёма инвестиций природоохранного характера;

Длительное рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания РФ ключевых законопроектов;

Наличие объективных правовых ограничений по расширению географической сети ООПТ на отдельных территориях (наличие действующих договоров лесопользования и т.д.);

Усложнение процедуры подготовки нормативно-правовых актов.

Согласно сводному годовому докладу «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2013 года», предоставляемом председателю правительства РФ, ход реализации государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы» за 2013 год находится лишь на удовлетворительном уровне.

Таким образом, в целом политика государственных расходов в сфере охраны окружающей среды довольно эффективна. Особо следует отметить, что правительство даже получает доходы «экологического характера» от негативного воздействия на окружающую среду. За прошедший 2013 год было решено множество поставленных задач, в том числе и в рамках государственной программы. Однако по оценкам экспертов ход ее реализации, как и реализации её подпрограмм, находится лишь на удовлетворительном уровне. Рассмотрим перспективы реализации политики государственных расходов в сфере охраны окружающей среды.

  • Доклад Минприроды и экологии РФ «О ходе реализации в 2013 году мероприятий, предусмотренных планом действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»» [Электронный ресурс]: 2014. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/b6b/2423_1.doc . – Версия от 13.11.16
  • Портал государственных программ Российской Федерации РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт, 2014. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/ . – Версия от 13.11.16
  • Cводный годовой доклад «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2013 года» [Электронный ресурс]: 2014. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/summaryReport . – Версия от 13.12.14
  • Кирюшкина А. Н. Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды: необходимость, основные направления и виды // Молодой ученый. - 2016. - №26.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Для дальнейшего развития и существования предприятию нужно оптимизировать взаимодействие с окружающей (внешней) средой и придерживаться норм охраны окружающей среды.

    Природоохранные мероприятия - это все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую природную среду. Можно выделить следующие виды природоохранных мероприятий:

    производственно-технологические (установка очистного оборудования, внедрение замкнутых технологических линий, освоение производства экологически чистой продукции, меры по утилизации и переработке отходов и вторичных ресурсов и т.п.);

    организационно-управленческие мероприятия (разработка и внедрение новых экологических стандартов и нормативов, разработка и внедрение природоохранного законодательства и т.п.);

    научно-исследовательские;

    образовательно-воспитательные

    Расходы на природоохранные мероприятия являются составной частью расходов организации при условии, что они приводят к уменьшению экономической выгоды. В настоящее время основные формы финансовой отчетности не содержат отдельной статьи для этих расходов. Отсутствие единого стандарта представления информации о природоохранной деятельности вынуждает предприятия самостоятельно выбирать направления и подробности представления такой информации. Зачастую в качестве основы для классификации рассматриваемых расходов в бухгалтерском учете организации используются классификации, разработанные в системе статистического учета.

    Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются на текущие затраты и затраты капитального характера.

    К текущим затратам относятся:

    платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм);

    платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования;

    затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы;

    текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;

    расходы по захоронению экологически опасных отходов:

    расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов;

    расходы на очистку сточных вод;

    другие виды текущих природоохранных затрат.

    Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, относятся к статье затрат «Природоохранные мероприятия», когда для этого привлекаются сторонние организации. Природоохранные мероприятия - это все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду.

    К затратам капитального характера относятся:

    плата за экологическую экспертизу;

    затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения;

    затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.

    Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и капитального ремонта природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий и возмещаются главным образом за счет собственных и заемных средств этих предприятий.

    Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ресурсосбережение) финансируются из централизованных источников (государственный бюджет) и из средств (собственных и заемных) предприятий - природопользователей.

    Таким образом, расходы на природоохранные мероприятия являются составной частью расходов организации Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются на текущие затраты и затраты капитального характера.

    Еще статьи по теме

    Экология водных объектов
    Вода является ценнейшим природным ресурсом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве; общеизвестна необходимость е...

    Экологическое состояние почв в Санкт-Петербурге
    Почвенный покров - это тонкая, самая поверхностная часть континентов земного шара, которая обеспечивает круговорот веществ и энергии на поверхности Земли. Через нее идет восприятие солнечной энергии, преобразование ее в продукты, необходим...

    В год экологии в бюджете нашей страны на охрану окружающей среды выделено 76,5 млрд рублей. Много это или мало? Сколько вообще средств нужно, чтобы содержать в порядке и чистоте 1/6 часть земного шара?

    Экологи и экономисты уже давно заговорили о необходимости более щедрого финансирования экологии. Если не вкладывать в эту сферу добровольно, природа всё равно возьмёт своё, и государство неминуемо будет нести, и уже несёт, убытки. Открывая Год экологии, глава государства В.В.Путин отметил, что экологический ущерб вносит отрицательный вклад в ВВП страны. С учетом негативных последствий для здоровья населения Россия ежегодно теряет около 15% ВВП. Каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, на планете умирают семь-восемь миллионов человек. Часть этой тревожной статистики прямо относится к России. Половина городского населения нашей страны живет в условиях высокого уровня загрязнения воздуха, а 7% россиян не обеспечены качественной питьевой водой.

    На сколько же нужно увеличить затраты на охрану природы, чтобы спасти планету от экологического кризиса? Сколько нужно тратить на поддержание нашего общего дома в чистоте?

    С татистика: затраты на экологию в России и в мире

    Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в бюджете России на экологию в последние годы выделяется менее 1% бюджета. Начиная с 2003 года, заметна тенденция к снижению расходов на охрану окружающей среды. С более подробными данными можно ознакомиться в приведённом ниже графике.

    Обращаясь к истории вопроса, стоит отметить, что уровень вложения бюджетных денег в эту сферу всегда оставался весьма невысоким. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России — одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. В 80-е гг. в СССР эта статья бюджета составляла менее 1% ВВП. Экономически развитые зарубежные государства вкладывали в будущее планеты в 1,5-2 раза больше. Так в США на экологические нужды выделялось 1,47%, в ФРГ – 1,5%, в Японии – 1,25%. Но и этого, по мнению экологов, недостаточно.

    За последние 40-30 лет, несмотря на серьёзное ухудшение экологической ситуации, вложения в экологию существенно не возросли, при чём не только в России, но и во всём мире. Совокупные экологические затраты (включая научные исследования и разработки, образование в области охраны окружающей среды и содержание государственного аппарата, занимающегося вопросами экологии) в РФ составили в 2010 году 0,8% ВВП. В этом же году в Нидерландах, например, доля расходов на охрану окружающей среды составляет 2,5%, в Австрии – 1,9%, Германии, Польше, Словакии – около 1,7%, Чехии и Венгрии – около 1,3% ВВП.

    В бюджете на 2017 год затраты по разделу «Охрана окружающей среды» увеличены по сравнению с 2016 годом с 59,4 млрд году до 76,5 млрд рублей. Это связано с тем, что 2017 год объявлен в России Годом экологии. Хотелось бы, чтобы внимание к экологическим проблемам не ослабевало и в будущем.

    Сколько не жалко на экологию?

    Почему вопрос финансирования охраны окружающей среды имеет принципиально важное значение? Затраты на экологию – это косвенный показатель отношения государства и его граждан к природе. Этими цифрами, пожалуй, можно измерить уровень экологической культуры страны.

    Посмотрим на вопрос экологии с иного, философского, ракурса… Частица «эко» в слове «экология» в переводе с древнегреческого означает «дом, жилище». Сколько денег не жалко потратить на обустройство своего домашнего очага? Хорошая хозяйка тратит на поддержание дома в чистоте и красоте гораздо больше чем 1-2% от семейного бюджета. Но если речь заходит о том, что наш дом – это вся Земля, то по планетарным масштабам мы привносим слишком мало средств в заботу о нашем глобальном доме; присваиваем себе гораздо больше, чем отдаём взамен.

    «Время-деньги», – часто говорим мы. И, действительно, деньги – это некий эквивалент времени. В вопросе экологии, деньги – это не просто время, это срок, отмеренный на существование планеты. По распределению денежных средств в бюджете страны, зачастую, можно делать выводы о том, что является ценностью и приоритетом на данном этапе развития.

    Для наглядности рассмотрим на примере бюджета обычной семьи, как деньги и их распределение отражают её интересы и приоритеты. Семья, как микрогосударство, порой очень ярко демонстрирует процессы, которые происходят в обществе. На что вы и ваши домочадцы тратите больше всего денег? На еду или предметы, на оплату жилья, взятого в ипотеку, на путешествия или образование? Это очень показательный срез, и не каждый без предварительных расчётов скажет, куда утекает большая часть бюджета. Однако именно эта статья расходов иллюстрирует ценности и основные потребности семьи.

    Так и в государстве, по бюджету можно сразу выявиться, какие сферы имеют преимущества. По количеству средств, выделяемых на охрану природы в мире, можно констатировать, что экология не является приоритетным направлением не только в России, но и в развитых странах Европы и США. Судя по приведённой выше статистике, ухудшение экологической ситуации нас пока не очень беспокоит. Гораздо более актуальны, например, вопросы безопасности и военной мощи, ведь затраты на оборонную промышленность куда более внушительны.

    Тренд будущего – увеличение расходов на экологию

    Сколько же нужно вкладывать в экологию? По оценкам специалистов-экологов, для стабилизации экологической ситуации на текущем уровне требуется осуществлять затраты не менее 3% ВВП, для ее улучшения – не менее 4% ВВП, для кардинального изменения – не менее 5% ВВП.

    Невероятно смелый ответ на этот вопрос предлагает Е.Д.Лучезарнова, автор философского направления – ритмологии, учредитель Института ритмологии. По её мнению, примерно треть всех расходов целесообразно направлять на экологию.

    Откуда такая арифметика? Е.Д.Лучезарнова поясняет: распределяя свои расходы, нужно учитывать три составляющие. У каждого есть тело, и треть всех средств уходит на питание, поддержание его в чистоте и здоровье. Человек должен учиться и развивать интеллект, значит, еще одна треть пойдёт на образование. И, наконец, нужно позаботиться не только о себе, но и о планете, которая щедро предоставляет человеку всё, без чего просто невозможна жизнь – это треть расходов на экологию, которую вы можете потратить, например, на установление у себя дома экономичных электроприборов, счётчиков для воды или покупку биоразлагаемой бытовой химии. Хороший хозяин использует старые вещи, чинит их, вместо того, чтобы покупать новое и выбрасывать то, что еще может послужить в хозяйстве. Затраты на починку или обновление предметов также можно отнести к вкладу в экологию земли.

    Равномерное распределение средств помогает удержать в гармонии тело, интеллект и окружающую среду, а также сэкономить. Что произойдёт, если постоянно нарушать равенство трёх направлений? Если будут преобладать затраты на тело, человек не получит должного образования, интеллект не разовьётся. Если все ресурсы уйдут на обучение, тело будет страдать и болеть. Недостаточный вклад в экологию ведёт к обострению всех проблем: от загрязнения окружающей среды начинает страдать и тело, и интеллект.

    Такая формула разумного распределения расходов, по мнению Е.Д.Лучезарновой, позволяет грамотно вести хозяйство как отдельно взятой семьи, так и целого государства. Государство, как и человек, чтобы быть гармоничным и стабильным, должно в равной мере финансировать три составляющих: заботиться о телесном комфорте, здоровье и безопасности граждан, об их интеллектуальном развитии и, наконец, о нашем общем пространстве, о его экологичности.

    На сегодняшний день невозможно представить, чтобы какая-либо страна выделила треть своего бюджета на экологию. Но эти расчёты совсем не кажутся фантастичными, например, для руководителей крупных предприятий, на которых стоимость очистных сооружений составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия.

    Природа: мать или кредитор?

    Тема экологии довольна избитая, поэтому всегда хочется найти какой-то новый острый ракурс в отношениях природы и человека. Природу мы сравниваем с матерью, вечно дающей. Почему-то мы решили, что всё природное достояние принадлежит нам. До настоящего времени мы жили как потребители, которые не задумывались о равноценном обмене с природой. Как неблагодарные дети, привыкли брать, потреблять и выкидывать ей обратно, то что нам не подошло, в надежде, что она сама переработает.

    Отношения с планетой оказались намного сложнее. Возможно, природа вовсе не мать, а наш кредитор, а, значит, по закону товарно-денежных отношений, она рано или поздно потребует отдать долг. И, судя по всему, время возврата кредитов уже приближается.

    Экономия на экологии привела к тому, что окружающая среда стала опасна для здоровья человека. Если не вкладывать деньги в природоохранную деятельность сейчас, то, по мнению учёных, нас неминуемо ждёт глобальный планетарный коллапс, который просто вынудит жителей планеты бросить все средства на восстановление природы. К сожалению, на данный момент стимулом к увеличению вложений в экологию часто становятся аварии на предприятиях, повлекшие за собой ущерб для окружающей среды.

    Финансирование экологии, наоборот, приносит свои дивиденды. Запрос на экологичность в мире постоянно возрастает. Экологический туризм уже давно набирает обороты, поэтому такие страны, как Австрия, Швейцария, Швеция, Финляндия используют экологию, как тренд и модное направление. В странах Скандинавии пропагандируется жизнь среди чистых озёр и лесов. Всё больше ценятся экологически чистые продукты питания, взращенные на чистых почвах натуральными методами. В будущем нетронутые природные зоны, будут стоить дороже, чем запасы нефти и газа, тогда и оправдаются средства, вложенные в сохранение природы сейчас.

    Именно России принадлежит особая роль в деле сохранения природы, так как наша страна занимает шестую часть поверхности земного шара, а также имеет огромный потенциал освоения Арктики и Антарктики. Мы активно работаем не только на земле, но и в космическом пространстве, и об экологии космоса тоже уже пора задуматься. В связи с этим экологический бюджет страны должен быть пропорционален той ответственности, которая на нас лежит. Чем больше дом, тем больше заботы и вложений он требует от хозяев, не так ли?

    Статью подготовила Юлия Белова, пресс-секретарь Института ритмологии (irlem . ru )