Русский крест засекреченная статистика демография. Фактор социальной трансформации

Судьба России и русских… Высчитываемые цифры «русского вымирания» показывают страшные результаты. В начале 1994 года, равнодушные сводки Госкомстата безмятежно сообщили, что всего за шесть предшествующих лет (1988-1993) в русском народе произошла чудовищная демографическая Катастрофа - РУССКАЯ КАТАСТРОФА! В эти шесть лет судьба русского народа была решена самым сокрушительным образом. Судите сами.

В 1987 году, еще в РСФСР, родилось - 2,1 млн русских детей (общая рождаемость - 2,5 млн). Русская смертность составила в том году - 1,3 млн (общая смертность - 1,5 млн). Естественный прирост русского народа в пределах РСФСР составил в 1987 году - "плюс" 800 000 (2,1 минус 1,3); а в пределах СССР - "плюс" 1 000 000. Напомню, что в 1987 году была зафиксирована самая высокая продолжительность жизни в истории России; никогда еще русский человек не жил так долго! В 1987 году ничто не предвещало скорой демографической Катастрофы русского народа. В 1987 году русский народ хотел жить!

Однако в 1993 году, уже в "новой демократической Великой России", родился только - 1 млн русских детей (общая рождаемость - 1,38 млн). Русская смертность в том году вплотную приблизилась к отметке - 2 млн (общая смертность - 2,13 млн). Общий показатель вымирания по России в 1993 году - "минус" 750 000 (1,38 минус 2,13). Увы, но Русское Вымирание 1993 года - без малого "минус" 1 млн! В 1993 году русский народ жить уже не хотел!

Получить цифру Русского Вымирания в 1993 году помогает и "поправка Паина" - Паин Эмиль Абрамович - директор Центра по изучению ксенофобии и экстремизма Института социологии РАН. В "АиФ" №19 за 2004 г. господин директор сказал, что "за последние 10 лет" можно говорить о " естественном приросте исламской составляющей на 2 млн" ! "Поправка Паи на" показывает, что естественный прирост мусульман России - "плюс" 200 000 в год. По всей видимости, "поправка Паина" учитывает естественный прирост и пришлых для России мусульман, дай-то им бог! К тому же "поправка Паина" - показатель растущий. Здесь же отметим, что суммарное соотношение рождаемость-смертность у всех остальных народов России, как коренных, так и пришлых, - около "нуля".

Показатель вымирания в России в 1993 году - "минус" 750 000. При этом естественный прирост у мусульман России ("поправка Паина") - "плюс" 200 000, у остальных народов - 0. Получается, что цифра Русского Вымирания 1993 года - "минус" 950 000! В 1993 году русский народ уже категорически не хотел жить!

Всего за шесть лет (1988-1993) русская рождаемость упала вдвое: с 2 млн в 1987 году до 1 млн в 1993 году! В эти же годы русская смертность выросла в полтора раза: с 1,3 млн до 2 млн!

Всего за шесть лет (1988-1993) демография русского народа в пределах РСФСР (России) рухнула от "плюс" 800 000 в 1987 году до "нуля" в 1991 году, и до "минус" 950 000 в 1993 году!!! Демография русского народа в 1993 году оказалась хуже 1987 года - на "минус" 1 750 000!!! Так, всего за шесть лет (1988-1993) в России оформилась Матрица Русской Катастрофы.Ru В эти шесть лет (1988-1993) у русского народа не было никакой русской партии, которая выражала и отстаивала бы интересы прежде всего(!) русского народа (таковой нет до сих пор). Русский народ не проводил никаких съездов, конференций, симпозиумов, коллоквиумов и тому подобных мероприятий. Русский народ не испросил на то мнения РУССКОЙ православной церкви, т.е. - без единого Поместного собора. Безо всяких ток-шоу типа - "Народ хочет знать" и "круглых столов" типа "Что (же) делать?"; безо всяких "PS" и "Моментов истины"; не выходя "К барьеру!". Русский народ обошелся без всех этих глупостей!

Русскому народу хватило всего шести лет (1988-1993), чтобы оценить деяния своих тогдашних правителей. Всей своей живой плотью от Балтики до Тихого океана русский народ взвесил разрушение прежней жизни и импорт в Россию жизни другой, чужой и смертельной для русского человека. В эти шесть лет (1988-1993), исторически - мгновенно(!), русский народ принял консолидированное решение: "Предложенной жизнью - не жить! Детей в такую жизнь - не рожать, чтобы они не мучились потом этой же самой жизнью! Всему русскому народу уйти в погосты, земли в России много, русскому народу есть где успокоиться!" За семнадцать лет настойчивых реформ (1992- 2008) в России вымерло 13 млн "дорогих россиян"; или - общая смертность превысила общую рождаемость на 13 млн (официальная позиция Росстата). Естественный прирост мусульман России за этот период - 3,5 млн ("поправка Паи на", помните?). Следовательно, за 1992-2008 гг. в нынешней России вымерло 16,5 млн русских! С учетом 2009 года Русская Катастрофа гарантированно проходит отметку в 17 млн вымерших русских! 17 млн русских не умерли и не погибли, нет - 17 млн русских вымерло! И это тот минимум(!), который признает своими хрониками Росстат!

Все мы знаем, что за все хорошее надо платить. Так кто же платит за все прелести рухнувшей на нас "рыночной демократии", чем именно он платит, и какова текущая, уже заплаченная им цена? Кто же среди прочего оказался в самом конце биологической цепочки распределения ВВП?!

Так вот, за все платит русский народ! Платит миллионами безвозвратно потерянных русских жизней, а счет идет уже на десятки миллионов! И на 2009 год уже заплаченная русским народом цена, ее минимальная цифра - 17 млн бессмертных русских душ, положенных на плаху "рыночной демократии"! Цифра - сверхчудовищная!!!

Если бы демография русского народа сохранилась бы на уровне 1987 года, то в последующие двадцать лет в РСФСР (России) родилось бы 40 млн русских детей, на самом деле родилось только 20 млн! Русских смертей было бы на 10- 15 млн меньше! К своей численности 1987 года мы, русские, должны были прибавить естественным приростом 16 млн! Вместо этого наши упорные правители вымертвили нас, русских, как минимум на 17 млн! Нас, русских, было бы сегодня в России на 30-35 млн больше, чем есть на самом деле! Вот он, тот конечный, результирующий ЭКВИВАЛЕНТ всех реформ, как уже прошедших, так и настойчиво идущих в нынешней России!

Какими методами можно было ликвидировать 17 млн русских? Можно было выжечь их ядерным оружием; можно - но это пока что не приветствуется мировым сообществом. Можно было вымертвить их применением химического оружия или пандемией бактериологической войны; можно - но и это было бы осуждено с кафедры ООН. Еще можно было бы 17 млн русских стереть с лица Земли методами Третьего рейха: концлагеря, газовые камеры, массовые экзекуции и ликвидации; можно - однако этот инструментарий осужден еще Нюрнбергским трибуналом!

Ничего этого не потребовалось! 17 млн русских (счет не закончен) были ликвидированы новыми(!) методами, которые вписываются(!) в действующие международные соглашения о соблюдении прав человека и не подпадают ни под какую юрисдикцию! Что это за новые методы - тема отдельного исследования.

В 2010 году Русская Катастрофа, даже по сводкам Росстата, пройдет психологическую отметку в три холокоста - 18 млн вымерших русских!

Еще цифры Русской Катастрофы можно, для наглядности, сравнить с т.н. "сталинскими репрессиями". В феврале 1954 года на стол Н. Хрущева легла справка за подписями Генпрокурора СССР Р. Руденко, главы МВД СССР С. Круглова и министра юстиции СССР К. Горшенина. В ней говорилось, что с 1921 года по 1 февраля 1954 года (т.е. за 33 года) по "политической" 58-й статье были приговорены к высшей мере наказания - 642 980 человек.

17 млн вымертвленных русских - это в 26,5 (двадцать шесть с половиной) раза больше цифры т.н. "сталинских репрессий"! Но это за неполные восемнадцать лет. Самые несложные прогнозные расчеты показывают, что за аналогичные 33 года (1992-2024) вымирает не менее 40 млн русских (см. ниже)! А это уже в 60 (шестьдесят) раз больше т.н. "сталинских репрессий"! Если же соотнести среднюю численность всего населения Советского Союза за 1921-1953 годы и численность одного только русского народа в пределах нынешней России, то приходишь к шокирующему выводу. Нынешнее вымертвление русского народа превосходит по своим масштабам т.н. "сталинские репрессии" в 100 (сто) раз! Увы, но это леденящий душу статистический факт!

ТЕПЕРЬ, каковы же прогнозы для русского народа на XXI век, какой ответ дает на этот вопрос Матрица Русской Катастрофы.Ru Последнее советское русское поколение, рожденное до 1987 года, было в своей численности - 2 млн в год. Сегодня оно начиная с 1993 года рожает первое "новороссиянское" русское поколение, численностью - только 1 млн в год, "плюс минус" 100 000. Например, в 1999 году, сразу после Большого Дефолта-1998, детей родилось всего - 1,2 млн, а русских детей, дай бог если 900 тыс. Своих детей поколение 1993 года рождения начнет рожать уже в 2011 году! Если соотношение "два к одному" в соседних поколениях русского народа сохранится, то в 2015-2020 гг. оформится второе "новороссиянское" русское поколение, которое окажется в своей численности, только - 500 000 в год. И т.д.

Начиная с 1993 года русская смертность - 2 млн в год; общая смертность - до 2,37 млн в 2003 году. Однако, учитывая, что после войны в РСФСР рождалось 3 млн детей, и учитывая нынешнюю продолжительность жизни, есть все основания ожидать, что в 2015-2020 гг. смертность в России может достигнуть 3 млн в год. Русская смертность при этом гарантированно выйдет на уровень - 2,5 млн в год.

Начиная с 1993 года русский народ вымирает по 1 млн в год. Увы, но есть самые веские основания ожидать того, что в 2015-2020 гг. Русское Вымирание достигнет 2 млн в год! И кстати, почему бы этой констатации не быть вкладом скромного провинциального автора в объявленное широким обсуждение "Концепции-2020"?! А далее будет и еще один вклад.

Исходя из всего вышеизложенного, каждый может убедиться, что к 2050 году от русского народа останется дай бог если 50 млн, а к концу XXI века "русский вопрос" будет закрыт окончательно - русский народ вымрет весь! Современные правители России готовы проводить свои перманентные "реформы" буквально до последнего русского! А нынешний глобальный кризис только поспособствует такому прогнозу! Достаточно освежить в памяти, как изменил демографию русского народа Большой Дефолт-1998.

Общий показатель вымирания по России в 1998 году - 700 000. Русское Вымирание в том году ("поправка Паина") - 900 тыс. Однако в последующие четыре года (1999-2002) вымирание по России находилось в интервале от 930 до 960 тыс. Отсюда Русское Вымирание 1999-2002 гг. составляло по 1 150 000 в каждый год, или в каждый из них на 250 000 больше, чем в 1998 году!

Русский народ не хочет жить! Но без русских Россия рассыплется! И рассыплется она гораздо раньше, чем вымрет последний русский! Условием к началу последнего распада России (по югославскому сценарию) станет падение доли русского народа до 50% в общей численности населения!

МАТРИЦА Русской Катастрофы функционирует не только как процесс ликвидации русского народа. Одновременно(!) она функционирует и как встречный процесс замещения обреченного русского народа народами пришлыми. Пограничная служба ФСБ России не торопится публиковать данные пограничного контроля по въезду в Россию и выезду из нее. Но отдельные цифры этого процесса озвучивают в своих интервью высшие чиновники страны. Поблагодарим их за это.

В преддверии переписи 2002 года В. Иванов (помощник президента РФ) дал важный ориентир положительного сальдо миграционного обмена (въезд-выезд) со странами всевозможного зарубежья. "Через посты пограничного контроля только из стран СНГ в Россию в прошлом (2001) году прибыло 14,5 млн человек, а выехало из страны 11,5 млн, остаток - 3 млн. Аналогичная картина была в 1999 и 2000 гг.". Т.е. только за эти три года и только из стран СНГ в Россию перебралось 9 млн мигрантов! А честнейший Госкомстат уверяет, что за межпереписной период (1989-2002) в Россию въехало всего 11 млн мигрантов (выехало - менее 5,5 млн). Хорошо, правда?

Одновременно генерал-полковник А. Чекалин (заместитель министра ВД) сообщил, что " нелегальных мигрантов... по приблизительным оценкам, в России около 12 млн человек " ("АиФ" №32, 2002). Это - вторая категория мигрантов.

Честнейший Госкомстат в октябре 2003 года в окончательных итогах переписи поведал, что в стране зафиксировано всего 2,7 млн НЕ граждан России. Практически мгновенно (05.11.2003, "Человек и закон", Первый канал) в данных показаниях Госкомстата пробил брешь тогдашний глава МВД Б. Грызлов, сообщивший, что "выдано более 8 млн миграционных карт" ! Осталось невыясненным: кому же выдали 5,3 млн (8 минус 2,7) миграционных карт, ведь гражданам России они без надобности?! Это - третья категория мигрантов.

Наконец 17.11.2006 президент Путин признал, что "в стране 10-12 млн незаконных трудовых мигрантов, 500 тысяч - законных" . Это - все та же вторая и последняя, четвертая категории мигрантов.

Анализируя эти неполные данные пограничного контроля и всех четырех категорий мигрантов, держа в уме растущее многомиллионное присутствие китайцев в России, несложно посчитать следующий ориентир: за 1992-2008 гг. в Россию въехало и осталось в ней примерно 30-35 млн мигрантов! И здесь - главный вопрос: почему численность населения России не растет при таком притоке мигрантов, а только падает?!

Получается, что существует скрываемая часть миграции, которую упорно не "показывают" хроники Росстата и которая составляет 15- 20 млн; из них 10-12 млн, как мы теперь знаем, "счастливо нашлись" сообщением президента Путина от 17.11.2006. Далее загадка, развилка вариантов.

Допустим, что 15-20 млн скрываемой миграции по какой-то причине не учитываются в численности постоянного населения России. Тогда это является возмутительным нарушением международной практики и рекомендаций ООН в части статистики международной миграции, согласно которым мигранты, прожившие в стране более одного года, учитываются(!) в численности постоянного населения! Т.е. возможно, что сегодня фактическая численность постоянного(!) населения России: 160-165 млн! Численность русского народа с учетом прошедшего после переписи времени - 110 млн.

Все гораздо хуже, если, во исполнение упомянутых "практики и рекомендаций" , миграция в полном объеме все же учитывается(!) Росстатом в численности постоянного населения России. В этом случае в пределах величины скрываемой миграции (15-20 млн) практикуется подмена(!), сознательное уменьшение(!) фактического показателя смертности. Оба показателя взаимно гасятся! Не исключено, что в реальности за 1992- 2008 гг. в России умерло и, соответственно, вымерло на эти 15-20 млн больше! И русских вымерло не 17 млн, как это следует из официальных сводок Росстата, а - более 30 млн! При этом варианте сегодняшняя численность русского народа - 95 млн!!!

Самое показательное подтверждение моих сомнений в достоверности хроник Росстата поступило 02.08.2007. В новостном выпуске "24" канал "RenTV" сообщил поразительную информацию. Председатель Центральной избирательной комиссии г-н Чуров признал, что между данными ЦИКа о численности избирателей и сведениями, которые подает в ЦИК Росстат, существует дыра в знакомые 15 млн "дорогих россиян" !

Свои данные по смертности избирателей ЦИК получил непосредственно от губернаторов территорий. В ЦИКе их сравнили со сводками Росстата - они не совпали на 15 млн человек! Данные по смертности, полученные непосредственно с территорий и просуммированные в ЦИКе, оказались, по словам г-на Чурова, на 15 млн больше(!) официальных сводок Росстата! Интересно: о реальных параметрах смертности и соответственно вымирания какого именно народа не торопится сказать всю правду честнейший Росстат? Уж не русского ли?!

Как мы видим: "ревизские сказки" от Росстата - продукт неизвестной свежести! Требуются буквально раскопки, чтобы разобраться с тем, какова же в действительности демографическая ситуация в России!

СУММИРУЕМ. За годы реформ начиная с 1992 по 2008 год в России вымерло (минимум) 17 млн русских! Т.е. русский народ вымирает (минимум) по 1 млн в год, а в 2015-2020 гг. начнет вымирать по 2 млн в год! За эти же годы в Россию въехало и осталось в ней 30-35 млн мигрантов. Т.е. мигранты оседают в России по 2 млн в год!

Всякий видит, что "новая демократическая Великая Россия" - это не только стремительно растущий последний русский погост, но также проходной постоялый двор и выгребная яма одновременно! Есть ли в нынешней России что-нибудь более страшное, чем полыхающая в ней Русская Катастрофа? Есть ли что-то, хотя бы сопоставимое с ней? Да близко ничего нет!

Начиная с 1992 года превышение численности русского народа над численностью всех других народов России уменьшается на 3 млн в год, а в 2015-2020 гг. начнет уменьшаться уже на 4 млн в год!

Казалось бы, несложная математическая задача. Требуется посчитать: когда внешне незаметные количественные накопления вызовут неизбежные качественные изменения, которые, в свою очередь, будут иметь тектонические последствия. Конечно, много неясного с количеством и национальностью мигрантов, далее - с фактической численностью постоянного населения, его национальным составом, показателями смертности и вымирания. Тем не менее все же можно утверждать, что тот год, когда доля русского народа упадет до критических 50% в общей численности населения России, находится в интервале 2020-2035 гг.

Увы, при самом худшем развитии процесса ликвидации русского народа и замещения его народами пришлыми уже 2020 год(!) может стать тем годом, когда падающая численность русского народа проскочит отметку в 50% от общей численности населения России! Вот и еще один вклад скромного провинциального автора в объявленное широким обсуждение "Концепции-2020"!

При самом худшем развитии процесса ликвидации русского народа и замещения его народами пришлыми уже 2020 год(!) может стать тем годом, когда падающая численность русского народа проскочит отметку в 50% от общей численности населения России! Вот и еще один вклад скромного провинциального автора в объявленное широким обсуждение "Концепции-2020"!

«Русский крест» - это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности. Название дал график демографической ситуации: кривые рождаемости и смертности, сближаясь, пересекаются и затем снова расходятся наподобие креста.

Россия, которую мы потеряли

«Русским» крест называют потому, что ни в одной стране мира не было ситуации, когда одновременно и рождаемость падала, и смертность росла, да еще с таким катастрофическим размахом. Показательна точка пересечения этих кривых, которая соответствует 1992 году.

Именно через год после ликвидации СССР. И вся болтовня либералов и псевдодемократов о вступлении нашей страны в новую эру развития и цивилизации на деле есть даже не просто демагогия, но информационная и идеологическая война с народом. Если обратится к цифрам, то по данным отечественных экспертов Россия потеряла не менее 18 миллионов человек, включая не родившихся детей, которые могли бы быть рождены, не случись распада страны и последовавшего за ним ужасающего ухудшения жизненных условий. Заметим, что директор Института демографии НИУ ВШЭ (Высшей Школы Экономики) Анатолий Вишневский в интервью корреспондента журнала «Эксперт-Урал» называет цифру 5,5 миллионов человек, оговариваясь: «если учесть результаты переписи 2010 года».

Что же предпринимает власть в ситуации, когда страна вымирает? Каковы ответные шаги на сохранение народа и государства? В 2007 году указом президента РФ была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Этот документ констатирует, что «с 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в два раза больше, чем в европейских странах и США, в полтора раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек». В этом примечательном документе предъявлена самая главная причина низкой продолжительности жизни: «высокая смертность граждан трудоспособного возраста». Ни в бровь, а в глаз! Нечто из серии «- Что случилось с подлодкой? - Она утонула».

Конечно, упоминаются также алкоголизм, наркомания, табакокурение и отсутствие условий для бережного отношения людей к собственному здоровью. Не забыты и формы досуга, стимулирующие здоровый образ жизни, которые развиты недостаточно. Не сказано лишь самого главного: духовный, нравственный, идеологический крах, постигшей нашу страну, повлек за собой обвальное сокращение численности народа, ее населяющего. Государственный документ, который не отражает истинные проблемы и потребности народа, есть документ мертворожденный.

Что же касается низкой рождаемости, «Концепция» выделяет такие факторы, как низкий денежный доход семьи, отсутствие нормальных жилищных условий, а также тяжелый физический труд значительной части работающих женщин. Любопытно проследить, как в жизни все это происходит. Подтверждаются ли указанные властью корреляции материального дохода и высокой рождаемостью?

В поиске ответа на этот вопрос нам помогает альтернативный статистический документ - атлас «Здоровье России», под редакцией знаменитого российского кардиохирурга Лео Бакерия. Атлас ежегодно выпускается Научным центром сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, и недавно вышло в свет восьмое издание. В нем приводится огромное количество статистических данных, по которым можно обрисовать демографическую ситуацию в России, каким болезням подвержены граждане и какими факторами эти болезни обусловлены. Итак, по статистике, Алтайский край входит в группу регионов с самым низким бюджетным финансированием. Но именно Алтай входит в пятерку лидеров по уровню рождаемости среди регионов нашей страны.

В лидерах также Тува, Чечня, Ингушетия и Дагестан. По уровню жизни, медицинской помощи и высоким уровнем безработицы эти регионы совершенно не подпадают под чиновничьи факторы, наоборот, переворачивают их с ног на голову, доказывая, что материальная обеспеченность не является базовой для воспроизводства народом самого себя. В этих республиках смогли сберечь традиционный уклад жизни, культурную, национальную и историческую преемственность поколений. И народ сохраняет себя в сложнейших экономических, политических и социальных условиях.

И вот еще, что важно: именно атлас «Здоровье России» на основе статистических данных показал неэффективность многомиллиардных вложений во все национальные проекты в области демографии и здравоохранения. Эти траты и проекты никак не повлияли ни на показатели рождаемости и смертности, ни на саму структуру смертности от различных заболеваний.

Все хорошо, но это ненадолго

В сентябре текущего года Росстат огласил в своем отчете данные о росте рождаемости, которая впервые за эти двадцать лет превысила смертность. Об увеличении продолжительности жизни и даже об улучшении демографической ситуации в стране. Однако, эксперты предупреждают, что Россию в ближайшее время ожидают последствия демографической ямы начала 90-х. «Рост рождаемости в 2012 году - последняя хорошая новость перед начинающимся демографическим спадом и затем, через несколько лет, катастрофой. Со следующего же года во взрослую жизнь вступает поколение 90-х годов. Это означает невиданное падение рождаемости», - говорил в интервью РИА Новости председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Теперь обратимся к способам решения демографических проблем, кои властные органы предлагают в «Концепции». В ряду различных благ, которые призваны усилить, улучшить, углубить и т.п., стоит также ни что иное, как привлечение мигрантов для решения наших демографических проблем. В том, что нужна «грамотная миграционная политика», уверен и директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский, - и он же сетует, что идея пополнения населения России мигрантами не популярна среди россиян, что российское общественное мнение говорит о непонимании проблемы, и что политики должны пытаться переломить это отношение.

Но Россию нельзя спасти с помощью мигрантов. Можно наполнить роддомы их детьми. Но, во-первых, эти дети, по последним статистическим данным, все чаще пополняют не родильные, а детские дома, и цифры поистине удручающие (в одном лишь столичном регионе за прошлый год - порядка ста тысяч отказников, брошенных матерями из Средней Азии). Во-вторых, привлечение рожениц из ближнего и дальнего зарубежья приведет к тому же, что происходит сейчас в Германии, где из трех рождающихся детей лишь один - немец. Соответственно, возникают этнические и религиозные конфликты на разных уровнях - от бытового до политического. Нередко жертвами в этих конфликтах оказываются коренные немцы.

И самое главное.

Юлия Сысоева

Демографический кризис России удивительным образом совпадает с этноконфессиональными параметрами. Отнюдь не все из российских народов подпали под крест пересечения кривых рождаемости и смертности.

Этноконфессиональные границы демографического кризиса в России

Соотношение показателей переписей 1989 и 2002 гг. обнаруживает резкий контраст репродуктивной динамики по отношению к различным национальностям РФ. Демографический кризис России удивительным образом совпадает с этноконфессиональными параметрами. Отнюдь не все из российских народов подпали под крест пересечения кривых рождаемости и смертности. При общем сокращении населения до уровня в 98,7 % по отношению к показателям 1989 г., численность русских понизилась до 96,7%, т.е. шла с двухпроцентным опережением среднестатистических кризисных характеристик. Демографы же утверждают, что динамика демографического кризиса русского народа могла оказаться и более регрессирующей, если бы в качестве русских в переписи 2002 г. не было учтено значительное число представителей иных этнических групп (прежде всего украинцев), некоторые из которых даже не владели языком идентифицируемой национальности. Убыль населения наблюдается не только у русских, но и у всех прочих народов России (за исключением осетин), принадлежащих к православному культурному ареалу. Для карелов, коми, удмуртов, мордвы и других российских этносов, традиционно придерживавшихся православия, последствия демографической катастрофы оказались еще значительней, чем у русских. Более высокие урбанизационные показатели последних не явились в данном случае определяющим фактором. В то же время у всех без исключения мусульманских и буддистских народов России отмечался численный рост. Демографический кризис, изоморфный каким-либо образом феномену русского креста, их попросту миновал. В ракурсе пафосных обличений военных действий федеральных властей в Чечне не раз в средствах массовых информации говорилось о геноциде чеченского народа. Вопреки данному посылу, статистика свидетельствует о возрастании численности чеченцев в России за межпереписной период в 1,5 раз. Количество ингушей за тот же временной отрезок возросло и вовсе в 1,9 раз. Могут возразить, что мусульманские и буддистские народы России связаны, в отличие от русских, не с индустриально-урбанистической, а аграрно-сельской общественной инфраструктурой, а потому и сравнение с ними не представляется корректным. Однако, сопоставив демографические характеристики русского народа с обладающими сходными квалификационными потенциалами татарами и башкирами, обнаружим ту же тенденцию – увеличения (пусть и не столь стремительного, как у ингушей) численности мусульманских этносов, особо контрастно проявляющегося на фоне регрессирующих репродуктивных показателей соседствующих с ними в Поволжье и на Урале православных народов. (http: www.gks.ru/free doc/2005/d 05_13/04-11.)

Другим возражением может стать указание на преимущественно южные региональные рамки активного репродуктивного поведения населения. Специфика климата юга России определяет меньший объем потребительской корзины, а, соответственно, снижает уровень материальной зависимости многодетных семей. Однако, рождаемость среди русских женщин, проживающих в национальных республиках южнороссийской периферии оказывается, опять-таки, ниже, чем у представительниц автохтонных наций мусульманского или буддистского исповедания. Характерно, что она заметно повышается в случае замужества русской на представителе иноконфессиональной этнической общности. Вопреки предположению о прямой климатологической зависимости репродуктивного поведения, существенный рост численности населения в постсоветский период наблюдается у языческих народов Дальнего Востока, Сибири и Севера. Тяжелые природные условия не стали для них принципиальным препятствием для многодетности. За межнпереписной период численность манси возросла на 44,6%, хантов – на 30 %, ительментов – на четверть и т.д. Причины такого возрастания заключаются не только в том, что принадлежность к коренным малочисленным народам предоставляет определенные преференции, ввиду чего некоторые этнические русские предпочитают записываться автохтонами. Более важным фактором демографической динамики у указанных народов является характерная для языческих поведенческих стереотипов, базирующихся на аксиологии рода, высокая поведенческая ориентированность. Средняя рождаемость у ненцев превышает отметку в три ребенка, фиксируя в этом отношении один из самых высоких показателей среди народов России (среди титульных народов РФ только чеченцы и ингуши имеют столь же высокие цифры репродуктивности). В диапозоне от 2,5 до 3 детей находится репродуктивная динамика долган, хантов, чукчей, эвенков и др. Показатели рождаемости и мусульманских, буддистских и языческих народов России соотносятся, таким образом, с единым для них типом демографического воспроизводства. (Рождаемость. Итоги Всероссийской переписи населения 2002. М., 2005. Т.12.)

Возможно, таким образом, предположить, что у народов православного культурного ареала низкая репродуктивная активность определена, прежде всего, разрывом с традиционной системой ценностей. Следует ли говорить, что именно православие являлось основой мишенью атеистической пропаганды в СССР. Тем же этносам России, которые сохранили преемство религиозной традиции (мусульмане, буддисты, язычники) демографического кризиса удалось избежать. Сам по себе вывод о существовании этноконфессиональных границ демографического кризиса в России приводит к заключению о неисчерпываемости причин депопуляции материальным фактором.

Материальный фактор.

Для определения адекватных средств преодоления деполуляции, выбора основных точек управленческого воздействия, необходим факторный анализ демографической динамики в целом. Осуществление этой задачи возможно в рамках двух различных методологических подходов: либо на основе создания модели, исключающей искомый фактор, либо посредством исключения других сопутствующих обстоятельств. Хотя в исследовательском проекте использовались и методика контрфактического моделирования, мы, в данном случае, представим лишь некоторые промежуточные результаты, полученные при применяемой в рамках второго из обозначенных подходов системы выстраивания парных корреляций. Графически формализуемый на основании статистических данных искомый фактор накладывался на кривую различных показателей демографической динамики, отражаю ту или иную степень соотнесения с ее основными трендами. В результате был опровергнут стереотип подхода соответствующих государственных структур об определяющем влияние на воспроизводство российского населения материальных условий жизни. Наивысшим уровнем воздействия на демографическую ситуацию (интегральный демографический показатель рождаемости, смертности и ожидаемой продолжительности жизни) обладает фактор идейно-духовного состояния российского общества – коэффициент 0,83 (при максимальном значении - 1). Причинно-следственная зависимость демографической динамики от степени национальной ориентированности российской государственности – 0,75. Роль в демографии фактора государственного управления – 0,59. Наконец, корреляционный показатель материальных условий жизни в отношении к демографической динамике – лишь 0,49. Более того, в преломлении к ряду исторических отрезков, материальный фактор и естественное воспроизводство населения находятся в антикорреляции. Рост потребления в эти периоды оказывается прямо пропорционален снижению репродуктивной активности. Следует напомнить, что низшим показателем коэффициента рождаемости в современном мире обладает экономически преуспевающая Германия – 8, 6 ‰.

Опыт осуществления демографической политики в западных странах, (неудачный опыт) также говорит о том, что купированное использование материального фактора тенденцию депопуляции не только не исправит, но, напротив, способно усугубить. Появившееся в СМИ утверждение о беспрецедентности президентских инициатив в области демографии, мягко говоря, не соответствует действительности. К примеру, во Франции совокупные масштабы материальной поддержки матерей даже выше уровня предполагаемого стимулирования рождаемости в России. Соответствующие выплаты французским женщинам ведутся с первой регистрации беременности, а заканчиваются в случае продолжения ребенком образования лишь по достижении им 23-х летнего возраста. Несмотря на это, принципиально исправить ситуацию депопуляции французам так и не удалось. Весь эффект материального стимулирования рождаемости свелся к некоторому сокращению темпов продолжающегося процесса снижающейся репродуктивности. Суммарный коэффициент рождаемости во Франции не обеспечивает даже простого воспроизводства. Полстолетия целенаправленных финансовых вливаний в демографическую сферу потребовалось французам, чтобы обогнать всего на несколько десятых промилей другие западноевропейские страны, тогда как российские реформаторы при гораздо меньших затратах надеются без должных на то оснований на стремительный выход из состояния депопуляции за несколько лет. Обращает также на себя внимание тот факт, что восприимчивыми к материальному стимулированию во Франции оказались отнюдь не этнические французы, а выходцы из Северной Африки, репродуктивная ориентированность которых была и так достаточно высокой. Есть все основания считать, что и в России основными адресантами государственной поддержки матерей станут, прежде всего, представительницы национальных меньшинств. (Население мира: демографический справочник. М., 1989. С. 342 – 343.)

Гораздо большее влияние материальный фактор оказывает на показатель продолжительности жизни, что служит прямым указанием на выбор направления вложений финансовых средств в демографической сфере. Однако и в данном случае, прямая зависимость не всегда прослеживается. Так, в СССР с середины 1960-х гг. продолжительность жизни в течение двух десятков лет неуклонно снижалась, при том, что материальные условия имели устойчивую тенденцию улучшения. В современной России на первом месте по показателю продолжительности жизни находится Ингушетия, на втором – Дагестан, на третьем – Чечня – регионы не отличающиеся, как известно, комфортабельным существование населения. Москва же занимает в этом списке лишь четвертую позицию. (Демографический ежегодник России. 2005: Статистический сборник. М., 2005. С. 121-132.)

Фактор социальной трансформации

Работа по представляемому исследовательскому проекту полемически направлена также против популярной теории фатальности снижения репродуктивных потенциалов при переходе к современному западному типу воспроизводства (низкая смертность и низкая рождаемость), преподносимому как неизбежное следствие урабанизационных процессов, вступления в фазу индустриального развития. Обобщение мирового демографического опыта доказывает недерменированность такого перехода, принципиальную возможность сочетания высоких производственных технологий и инфрастураструктур с интенсивной репродуктивностью. Предлагается концепт о корреляции демографической динамики с факторами мировоззренческого и аксиологического характера. Современная репродуктивная пассивность западных обществ рассматривается в этой связи не только и не столько результатом производственно-экономической трансформации, а следствии широко понимаемого процесса секуляризации.

Первой страной исторически перешедшей к современному типу воспроизводства являлась Франция. Устойчивая тенденция сокращения рождаемости наблюдалось там еще с XVIII века. «Французский демографический крест» обрел свою реальность еще задолго до «русского креста». Однако по степени урбанизации Франция заметно отставала от других ведущих стран Запада. В 90-е гг. XIX в., являющиеся периодом особо острого кризиса репродуктивности, доля городского населения страны составляла лишь 37,4 %. Следовательно, урбанизация далеко не исчерпывала причин снижения демографической динамики. Процесс депопуляции во Франции коррелировался с «передовыми» форсированными темпами секуляризации французского общества. Рубежный характер в смене репродуктивной парадигмы у французов восемнадцатого столетия не случаен. Он являлся отражением влияния на демографические процессы просветительской дехристианизации. Франция долгое время являлась своеобразным символом полового аморализма, разрушения семейных ценностей. (Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л., 1991. С.132-133; Население мира: демографический справочник. С.52; Социальные положение и уровень жизни населения России. С.491; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1996. С.286; Коул Э. Снижение рождаемости в Европе со времен Французской революции до второй мировой войны // Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.)

Первая фаза всеобщего демографического надлома на Западе приходится на 1920-е гг. Данный феномен совершенно не синхронизируется с индустриально-урбанистическими процессами в западных странах, высшая точка которых была пройдена там существенно раньше. Зато двадцатые годы стали временем широкого импульсивного распространения материалистического миропонимания, атеистической пропаганды, аксиологии прагматизма. Репродуктивный кризис определялся, таким образом, парадигмой установившегося как на теоретическом, так и бытовом уровне, материализма.

Второй фазой генезиса современного типа воспроизводства явились для Запада 60-е гг. XX в. Пришедшийся на них системный взрыв сексуальной революции, приведший к нивелировке патриархальных семейных ценностей, не мог не иметь негативных последствий для показателей рождаемости. Традиционный образ женщины – матери (для христианской семиосферы – архетип Богородицы) утратил в процессе феминизационной псевдоэмансипации свою привлекательность. Явно противоречила репродуктивным ценностным ориентирам и голливудизация массового сознания, выразившаяся в культивировании иллюзии о суперчеловеке в качестве желаемого брачного партнера. (Куркин П.И. Смертность и рождаемость в капиталистических государствах Европы. М., 1938; Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996.)

Модернизационный процесс далеко не всегда обусловливал переход к современному типу воспроизводства. Снижение уровня рождаемости наблюдалось, главным образом, при дискретном варианте модернизации. В тех же сообществах, в которых модернизационный процесс осуществлялся при опоре на национальные традиции, кризиса репродуктивности не отмечалось. Зачастую они даже испытывали демографический бум, вызываемый синтезом сохраняемых этноконфессиональных семейных ценностей с улучшением материальных условий жизни населения.

Интенсивную репродуктивность сохраняют и многие высокоурбанизованные страны современного мира. Активная демографическая динамика характера, к примеру, для государств Латинской Америки, несмотря на заметное преобладание в структуре их населения городских жителей. Даже самая урбанизированная страна региона Аргентина, превосходящая по долевому представительству горожан соответствующие российские показатели (83 % аргентинцев проживает в городах), традиционно имеет сравнительно высокий коэффициент рождаемости – по данным на 2003 г. – 17,5‰ (т.е. более чем в два раза больше нежели, к примеру, в Германии). Сходная демографическая ситуация наблюдается и в современном индустриально-убанизированном Уругвае. При проживании более двух третей населения в городах мексиканские и перуанские женщины рожали в среднем по данным на начало 1980-х гг. более пяти детей. Согласно статистике на 1995 г., общий коэффициент рождаемости в Мексике составлял 30,4 ‰ - один из самых высоких показателей в мире. При этом уровень смертности – 4,8‰ был ниже, чем в любой из североамериканских или европейских стран. Мексиканский опыт противоречит, таким образом, популярному среди демографов тезису, что интенсивная рождаемость при традиционном типе воспроизводства является оборотной стороной высокой смертности. Очевидно, что благоприятная демографическая ситуация у латиноамериканцев определяется отнюдь не экономическими факторами, коррелируясь в большей степени с высоким статусом католической церкви. (Население мира: демографический справочник. С.91-96; Здравоохранения в России. 2005. С.41.)

Кризис рождаемости в современной России, совпадая по основным статистическим характеристикам с динамикой снижения репродуктивности в Западной Европе, имеет в отличие от нее совершенно иную природу. Определение его в качестве проявления естественного процесса индустриально-урбанистического развития, перехода к городскому типу жизни и изменения структуры семьи, было бы некорректно. Напротив, снижение репродуктивных показателей в постсоветской России коррелировалось с резким свертыванием индустриальных потенциалов. Урбанизационный же процесс завершился в СССР еще в 1960-е гг., вслед за снятием ограничения на получение колхозниками паспортов. После этого численное соотношение городского и сельского населения страны существенных изменений не претерпевало. Переписи 1989 и 2002 гг. фиксируют абсолютно сходный показатель долевой численности горожан, занимающих 73 % в структуре российского населения. Следовательно, причины репродуктивного кризиса в России заключались отнюдь не в урбанизации, а, специфике осуществленных реформ. Социально-экономический коллапс блокировал для значительной части россиян их стремление к воспроизводству. (Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.г., Батчиков С.А. Белая книга. С.21-23; Демографический ежегодник России. 2005. С.21.)

Сходный по характеру репродуктивный кризис испытали и все другие бывшие социалистические государства Европы. Если до начала реформ, рождаемость в них в целом была заметно выше, чем в капиталистических европейских государствах (суммарный коэффициент рождаемости по Восточной Европе – 2,14, Западной – 1,63, Северной – 1,86, Южной – 1,93), то в настоящее время - однозначно ниже (по имеющимся данным оценки общего коэффициента рождаемости – в Восточной Европе (без учета бывших республик СССР) – 9,32 ‰, Западной – 10,6‰, Северной – 12,3‰, Южной – 11,2 ‰). Помимо демографического кризиса на постсоветском пространстве, обращает на себя внимание и другой тренд – смены регионального лидера по показателю репродуктивности, место которого заняла отличающаяся социальной ориентированностью государственной политики Северная Европа. Таким образом, при среднесрочном измерении демографических показателей обнаруживается связь снижения репродуктивной активности население с отказом от принципа регулировки государством социально-экономических процессов. (Население мира: демографический справочник. С.30; Демографический ежегодник России. 2005. С.587-590.)

Из предположения о недетерминированности современного кризиса репродуктивности проистекает тезис о принципиальной возможности для государства оказания координирующего воздействия на демографические процессы.

Духовный фактор

При долгосрочном ретроспективном анализе выявляются глубинные истоки феномена малодетности в России, рассматриваемые через парадигму глобальной ценностной трансформации. Кризисное духовное состояние в преломление к аксиологии традиционных семейных ценностей характеризовало еще, казалось бы, сравнительно благополучную в статистическом выражении демографическую ситуацию в Советском Союзе. Целенаправленное насаждение материалистического миропонимания и секуляризационная государственная политика привели к вытеснению из общественного сознания, основанного на религиозных традициях, сакрального отношения к процессу воспроизводства.

Обусловленность репродуктивной активности духовными факторами раскрывается через доказательство устойчивых различий по показателям рождаемости у представителей различных конфессиональных общностей, находящихся в сходных экономических условиях. Уровень фиксаций репродуктивности, по отношению к трем христианским конфессиям традиционно распределялся в следующем последовательности: православие, католики, протестанты.

Правда, к настоящему времени общий для Европы процесс секуляризации нивелировал конфессиональные различия культур по демографическим показателям. Можно лишь говорить о большем, или меньшем соответствии репродуктивного поведения современных европейцев религиозным традициям.

Приведенная аргументация вовсе не направлена на опровержение теории демографического перехода. Было бы наивно отвергать влияние на репродуктивность материальных факторов. Задача заключалась не в отрицании их, а в доказательстве одновременного воздействия на репродуктивное поведение населения духовных потенциалов, и, соответственно, недетерминированности процесса снижения рождаемости в современном мире, принципиальной возможности изменения сложившейся демографической ситуации. Лидерами в динамике воспроизводства населения в настоящее время являются Афганистан и Саудовская Аравия, хотя первое из государств характеризуется крайне низким уровнем жизни, а второе – столь же высоким. Очевидно, что в обоих случаях исламская традиция сакрализации деторождения оказалась более значимым условием, нежели материальные параметры развития стран.

Сложность математического определения степени воздействия на демографическую ситуацию духовного фактора заключается в его нестатистичности и связанной с этим трудностью формализации. Способом разрешения данной проблемы явился уникальный для отечественной гуманитаристики эксперимент. Привлеченная группа экспертов (около 30 человек) оценивала по семи десяткам критериев духовного состояния российского общества в десятибалльной шкале различные периоды истории России конца XIX - начала XXI вв. При наложении ее на график демографической динамики обнаруживалось удивительное совпадение основных зигзагов и трендов. Усредненный показатель формализовывался в виде соответствующей графической кривой. Полученный результат доказывал, таким образом, существование прямой зависимости демографической сферы от уровня духовности в обществе. Из этого доказательства следует вывод о том, что первостепенными шагами в исправление тенденции депопуляции является не столько материальное стимулирование матерей, сколько реализация пакета управленческих мер, направленных на усиление ценностного значения семьи, детей, репродуктивного поведения.

Фактор национальной ориентированности государства

Национальная идентичность связана с осознанием единства нации в прошлом (историческая память), а соответственно, с ориентацией на сохранение ее в будущем, достигаемом посредством процесса естественного воспроизводства. В этом смысле национальная рефлексия представляет собой развитие родовой рефлекторики, с характерной для нее репродуктивой ориентации и почитанием предков. Нация, как исторически преемственный организм не может существовать без репродуцирования национальных традиций. По существу у каждого из народов в его традиционалистском арсенале присутствует компонент сакрализации процесса демографического воспроизводства. Таким образом, согласно выдвигаемой в исследовательском проекте гипотезе, национальная ориентированность является фактором, способным воспрепятствовать тренду депопуляции.

Пожалуй, наиболее острые формы выражения среди народов СССР приобрел тренд снижения репродуктивных функций у русского народа, являвшегося основным объектом советской идеологической нагрузки. Столетнее измерение демографической ситуации четко фиксирует тенденцию понижения потенциалов рождаемости у русского населения, в сравнении с другими, объединенными с ним в единое государство народами. Его государствообразующая роль в Российской империи отражалась наивысшими показателями рождаемости. Репродуктивность женщин православного исповедания была в ней в конце XIX века почти в полтора раза выше, чем у мусульманок. Через полстолетие РСФСР, по статистике на 1940 г., занимала, при общем коэффициенте рождаемости в 33 ‰, четвертое место среди союзных республик. Впереди нее по этому показателю находились Армянская, Казахская и Узбекская ССР. Показательно, что первая строчка принадлежала стране христианского культурного ареала – Армении, опровергая тем самым популярный тезис об исключительной репродуктивной ориентированности народов исламского мира. При истечении следующего полстолетия, по данным на 1986 г., РСФСР, с общим коэффициентом рождаемости в 17,2 ‰, опустилась уже на десятое место среди пятнадцати союзных республик. Для сравнения, находящийся на первой строчке Таджикистан имел в это же время показатель в 42 ‰. При общем снижении уровня репродуктивности в Советском Союзе в трех из союзных республик – Таджикской ССР, Узбекской ССР и Туркменской ССР за обозначенные полстолетия он возрастал. Рождаемость у таджиков к концу советского периода была в опровержение теории демографического перехода заметно выше, чем у них же столетием ранее. Таким образом, высокий уровень репродуктивности в СССР удалось сохранить (а то и увеличить) лишь тем народам, которые за внешней советской идеологической маркировкой сумели сохранить приверженность этническим традициям. Детрадиционализация же русского народа затрагивала сами ментальные стороны его существования. Желание иметь потомство у русских женщин к концу советской эпохи было подавлено в большей степени, чем у любой титульной национальности в союзных республиках. Репродуктивная ориентированность у них оказывалась даже ниже реального уровня рождаемости. По показателю ожидаемой численности детей русские прочно занимали последнюю строчку. Цифра в 1946 ожидаемых детей на тысячу опрошенных замужних женщин не обеспечивала бы, при соответствии ее с реальной динамики рождаемости, обычного воспроизводства. На предпоследнем месте по этому показателю находились близкие в культурном отношении украинки, предполагавшие иметь 2059 человек потомства, что уже, по меньшей мере, позволяло воспроизводить численный состав нации. Для сравнения, замужние туркменки (первое место) ожидали в это же время родить на тысячу женщин 6356 детей. Расхождения между ожидаемой и желаемой численностью потомства, как правило, согласно утверждению демографов, незначительны.

Универсальное значение фактора национальной ориентированности государства в демографической сфере доказывается посредством следующего эксперимента. Рабочая группа экспертов определяла применительно к новой и новейшей истории ряда ведущих стран современного мира периоды наивысшего акцентирования идеи нации. Удивительным образом национальные апогеи совпадали с апогеями репродуктивной динамики.

Проследить опосредованную зависимость демографической ситуации от степени национальной ориентированности государства удается даже в отношении современных европейских стран. Об этом свидетельствует в частности представленный на 2003 г. общий коэффициент рождаемости по 32- м странам зарубежной Европы.

На первый взгляд может показаться, что никаких резких отклонений от нормы в приводимой статистике не содержится. Но при дифференциации европейских государств на монархические и республиканские обнаруживается удивительная закономерность. У всех без исключений монархий Европы (8 государств) общий коэффициент рождаемости превышает уровень 10 ‰. Из 25 республиканских стран только 7 перекрывают данный показатель. Среди них находятся Албания и Ирландия, репродуктивный феномен которых также связывается с фактором национальной ориентированности. Конечно же, в современных конституционных монархиях Европы венценосные особы обладают лишь номинальной, во многом декоративной, властью. Однако сам факт сохранения традиционных политических институтов выступает свидетельством о наличие некоторого традиционалистского потенциала. Показательно, что действуя даже в столь ограниченном формате, европейская традиция уже отражается на уровне репродуктивности. (Демографический ежегодник России. 2005: Статистический сборник. М., 2005. С. 75 – 85.)

А вот современная российская статистика. Только 18 субъектов РФ имеют положительную динамику в соотношении рождаемости и смертности. Характерно, что среди них - лишь одна область (Тюменская), а остальные 17 – национально-территориальные образования. Большинство из последних находится при этом на дотационном положении. Даже столь ограниченное использование национального формата, как национально-территориальные образования РФ, уже оказывает опосредованное влияние на улучшение демографической ситуации. Следует предположить, что к аналогичным последствиям могла бы привести и соответствующая идейная переориентация на национальные рельсы российского государства в целом.

Таким образом, для вывода России из состояния кризиса депопуляции нужна не монистическая, а комплексная многофакторная программа развития. Целевая установка разрабатываемой модели демографической политики может быть выражена посредством формулы «жить также долго как на Западе, рожать также много как на Востоке!». Кому как не России, имея в виду ее цивилизационный исторический опыт, реализовать данную, актуальную для всего мира сверхзадачу?

Вардан Багдасарян

Высоко в горах Пакистана разбросано несколько крошечных плато, где проживает загадочный народ - калаши, который пришел сюда несколько тысяч лет назад из русских степей.. Они почти в неприкосновенности сохранили традиции и быт древних русских.

Около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов. Они скорее реликт древних русских в сое время пришедших сюда с территории европейской России.
Лица у калашей - чисто европейские. Кожа белая, а глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Есть еще один штрих, девушки наносят на лицо татуировку в виде «русского креста». Русский крест можно увидеть в России на наличниках домов.

Это фото конька дома в Затверецком районе города Тверь, в самой древней его части. Обратите внимание: опять мы видим «русский крест». Похоже, что он выполняет роль некого оберега. Аналог ему сегодняшний нательный крест у христиан. Калаши живут в окружении мусльман, но паранджи женщины не носят, что в их мире не просто. Татуировка на лице служит им защитой.
В 2007 году российские ученые совершили экспедицию в район города Мурманска, где обнаружили следы самого северного храмового комплекса древней арийской цивилизации.

Одной из целей экспедиции было изучение так называемых «пирамид» к северу от Сейдозера. Их обнаружила в 2004 году исследователь Лидия Ефимова.
Академик Валерий Чудинов, который входил в группу, на камне нашел надписи РУСЬ, РУССКАЯ РУНА и РУССКИЙ ЯР, МАСКА ЯРА. Эти надписи, видимо, были нанесены в каменном веке (возможно, даже в верхнем палеолите).
Камни были указателями, ибо располагались недалеко от холмов, бывших в древности храмами. Западный холм был остатками ХРАМа ЯРА.
В ранее исследованном святилище в Архызе внутри храма Рода размещались храм Яра и храм Мары; при этом храм Яра располагался на западе, а храм Мары - на востоке. Что, собственно, подтверждает нашу реконструкцию истории. Храм Рода в Дивногорье на реке Дон как бы являлся общим и для поклонников Солнца из Храма Яра, и поклонников Луны из Храма Мары. Это как мужское и женское начало. Единство противоположностей. А поскольку расположение всех храмов являлось устойчивой традицией, то и в данном случае на севере, если западный храм посвящен Яру, то восточный должен быть храмом Мары. Но тогда на севере должен быть еще один холм - храм Макоши, а на юге другой - храм Рода. И действительно, на севере и юге экспедиция также обнаружила по небольшому холму. «Пирамиды» представляют собой не что иное, как святилище, состоящее из четырех храмов. Это так называемый «русский крест».

Группа исследователей обследовала камни и на Сейдозере. В ней участвовал пресс-секретарь Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Сергей Сергеевич Смирнов. Здесь на камнях исследователи нашли надписи ХРАМ МАРЫ.
На других камнях были надписи ХРАМ МАКАЖИ ЯРА, ЯРОВ ХРАМ и МАРЫ ХРАМ. С юга холм храма Мары имел широкие вымощенные гравием площадки, как бы лестницу, ведущую на вершину.
К югу от холмов храмов Мары и Яра должен был находиться храм Рода. Таким образом, девушки из народности калаши в горах Пакистана на лице делали татуировку святилища, которое включало в себя четыре храма - Яра, Мары, Макоши и Рода.

В ХVIII-ХIХ веках мусульмане вырезали калашей тысячами. Тех, кто не подчинялся и хотя бы тайком отправлял древние культы, власти гнали с плодородных земель, загоняя в горы, а чаще - уничтожали. Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами Занимаются скотоводством, разводят в основном коз, которые дают потомкам древних арийцев молоко, шерсть и мясо.
В быту бросается в глаза разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения. Для женщин в каждом поселении строят башлени - отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в "критические дни". Калаши празднуют 3 праздника: Йоши - праздник посева, Учао - праздник урожая, и Чоймус - зимний праздник богов природы. Их религия - напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев, которые принес сюда с севера пророк Заротуштра примерно за 1500 лет до Р.Х. .

В. Сарианиди, опираясь на свидетельства англичанина Робертсона, описывает культовые сооружения так: "…главный храм Имры находился в одном из селений и представлял собой большое сооружение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными деревянными колоннами. Одни из колонн были сплошь украшены скульптурными головками баранов. Именно здесь, под портиком, на специальном камне, почерневшем от запекшейся крови, и совершались многочисленные жертвоприношения животных. Передний фасад храма имел семь дверей, знаменитых тем, что на каждой из них было устроено еще по одной маленькой дверце. Створки дверей украшала резьба и огромными рельефными фигурами, изображавшими сидящего бога Имру. Особенно поражает лицо бога с огромным квадратным подбородком, доходящим почти до колен! Кроме фигур бога Имры фасад храма украшали изображения огромных голов коров и баранов. С противоположной стороны храма было установлено пять колоссальных фигур, поддерживающих его кровлю. Это вероятно воспоминание об русских богах Велесе (Вол - бык) и Ярило (Ра или ба РА-н эпохи овна). Руский крест - это четыре храма, защищающих человека. Если мы приглядимся к кресту на православных храмах в России, то увидем семь (по числу дверей у калашей) крестиков на концах православного креста. Вот и скажите, что русские - это не пранарод цивилизации...

Геннадий КЛИМОВ

Русский крест

Наша демография еще никогда не была так политизирована, как сегодня, считает Сергей Захаров, заведующий лабораторией Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.

В последние годы в нашей стране умирает больше людей, чем рождается. Многие общественные деятели говорят о катастрофическом положении России, о "демографической пропасти", в которую мы катимся. Не преувеличена ли опасность?

Никогда еще отечественная демография не была так политизирована, как сегодня. Ни одна партия не обходится без того, чтобы в публичных выступлениях или программных документах не прокомментировать сложившееся положение вещей. Демографические трудности используются политиками и как аргумент для критики нынешнего режима, и в качестве плацдарма для собственных обещаний. В ухудшении демографических показателей сплошь и рядом обвиняют демократическую власть. Мы, мол, вымираем в результате социально-экономических перемен, а значит, реформаторский курс опасен и вреден. В действительности представление о том, что происходит с демографией, имеют только специалисты: большинству обывателей, даже достаточно образованных и грамотных, многие вещи неведомы.

Отрицательный прирост населения в России впервые был зафиксирован в 1992 году. Смертность превысила рождаемость. Если представить себе график, то получится, что их кривые пересеклись - это явление получило название "русский крест". Распространенное мнение, что в возникновении "русского креста" виноваты развал Советского Союза и последовавшая разруха, ошибочно. Никакой российской специфики в этом нет. Подобные тенденции имеют место в любой развитой стране. Отрицательный прирост прогнозировался демографами задолго до 1992 года, а рыночная экономика здесь совершенно ни при чем.

- В чем же причины?

Снижение рождаемости в России началось более ста лет назад, в конце XIX века. Начало этому процессу положило разрушение крестьянской общины - люди сменили аграрный сектор на индустриальный, стали переселяться в города, где образ жизни и социальные нормы коренным образом отличаются от деревенских.

Рождаемость продолжала снижаться весь XX веке, особенно после революции. Голод, войны и репрессии, естественно, не вдохновляли советские семьи заводить помногу детей. На протяжении многих десятилетий рождаемость была ниже уровня, необходимого, чтобы численность населения не сокращалась. Ведь если увеличивается число семей, которые ограничиваются одним ребенком, то понятно, что они не воспроизводят даже родителей. Снижение рождаемости привело к неуклонному уменьшению доли молодежи среди населения, изменялся возрастной состав населения. По численности каждое новое поколение оказывалось меньше предыдущего, а возрастная структура советского общества становилась все более "старой". Рано или поздно количество умирающих должно было превысить число родившихся.

Все без исключения развитые страны за счет отрицательного естественного прироста либо находятся накануне депопуляции, либо уже оказались в этой ситуации. Компанию Российской Федерации составляют такие европейские государства, как Австрия, Германия, Швеция. Если же говорить обо всем мире, то, по прогнозам ООН, в ближайшие десять лет самый высокий темп сокращения численности населения будет вовсе не в России, а в Японии.

- Есть ли отличия между Россией и другими странами с отрицательным приростом населения?

Особенность России заключается в том, что у нас очень высокая для развитых стран смертность, связанная с низкой продолжительностью жизни. Во многих развитых странах средняя продолжительность жизни мужчин - более 70, a женщин - более 80 лет. Наши женщины живут в среднем на 10, а мужчины - на 20 лет меньше жителей западных стран. В результате разница между количеством умерших и рожденных россиян ежегодно составляет порядка 900 тысяч. Впрочем, если бы мы имели такую же смертность, как в развитых странах, население все равно каждый год уменьшалось бы более чем на полмиллиона человек.

Так что, даже если мы решим проблему высокой смертности российского населения, мы лишь чуть-чуть улучшим общую демографическую ситуацию. Необходимо, чтобы уровень рождаемости вырос до уровня простого воспроизводства (примерно два с половиной ребенка в среднем на семью), а затем не снижался несколько десятков лет. Вместо этого на сегодняшний день в средней российской семье рождается примерно 1,3 ребенка. Получается, чтобы устранить угрозу сокращения численности населения, нужно, чтобы на следующий год рождаемость увеличилась практически в два раза.

Население России по итогам переписи 2002 года

Параметры

Перепись 1989 года

Перепись 2002 года

Численность населения

Городские жители

Сельские жители

Средний возраст

Половая структура

На 1000 мужчин 1140 женщин

На 1000 мужчин 1147 женщин

Источник: Федеральная служба государственной статистики

- Что нужно для этого предпринять?

Опыт показывает, что добиться подобных изменений попросту нереально. Сократить рождаемость можно при помощи специальной целенаправленной и жесткой политики однодетной семьи (как делали в свое время в Китае). Но чтобы ее значительно увеличить - таких примеров история не знает.

Не смогли поднять рождаемость даже такие мощные европейские страны, как Франция и Швеция, тратящие только на социальные пособия до 6% ВВП. Такие проблемы, как старение населения и сокращение его численности, остаются весьма актуальными. И решить их, по сути, возможно лишь одним способом - за счет миграции. В большинстве развитых стран вынуждены компенсировать недостаток молодежи за счет приезжих. С низкой рождаемостью ничего не поделаешь - нужна грамотная миграционная политика.

Основная трудность, с которой сталкивается государство, заимствующее иностранные людские ресурсы, - необходимость интеграции приезжих в уже сложившиеся социокультурные условия. Мигранты прибывают с совершенно другими привычками и стереотипами, касающимися самого базового общественного поведения. Естественно, что на опыте тех стран, которые столкнулись с подобными затруднениями раньше, чем Россия, мы можем увидеть типичную картину развития общества в условиях обширного потока мигрантов.

Иностранные общины начинают жить локально. Приехал человек в чужое государство, обосновался, позвал к себе родственников, родственники - друзей и так далее, по цепочке. Понятно, что они предпочитают жить вместе - тесным мирком, помогая друг другу.

Развившись, такие изолированные общины заводят самоуправление. Иногда вплоть до получения фактической независимости от остальных властных органов. Скажем, китайские кварталы всего мира живут по своим, совершенно особенным правилам. Известно, что когда там кто-то умирает, труп прячут, вместо почившего приезжает другой китаец, который и живет по его документам. Таким же образом избавляются и от неугодных: их отправляют в Китай, а на их место привозят новых. И официальные структуры (от полиции до миграционных служб) закрывают глаза на подобную систему. Во-первых, потому, что так легче, а во-вторых, ни один полицейский все равно не сможет отличить настоящего обладателя паспорта от его "заместителя". Например, в парижский Чайна-таун французские полицейские попросту не заходят. Не потому, что не могут, а потому, что это неэффективно: они все равно ничего там не добьются. Полиция вынуждена действовать через китайских старейшин, которые, не желая обострять отношения с официальными властями, практически всегда сразу же выдают преступника. Вовсе не обязательно это тот самый человек, нередко это просто кто-то, "назначенный" преступником.

И вот такая локальная община, по сути, превращается в совершенно "непрозрачный" анклав со своими законами и культурой на территории государства-"хозяина". Далеко не все там знают язык приютившей их страны; неизвестно, ходят ли дети в школу и т.п.

Становясь все более многочисленными, приезжие меньшинства начинают требовать все больше: от изменения школьных и университетских программ до представительства в органах власти.

Именно этого так боится обыватель - изменения сложившегося, традиционного уклада жизни. Он видит, что структура населения в его районе меняется, меняется быт, и, конечно, это вызывает у "аборигенов" раздражение.

Коренные жители напрочь забывают о том, что мигранты в первую очередь занимают секторы, в которых "старожилы" совершенно не заинтересованы работать. Сейчас очень многие бьют тревогу в связи с тем, что рынки захвачены представителями Кавказа. Но покажите мне москвича, который хотел бы торговать на рынке! Ни в одной развитой западной столице вы не найдете коренных жителей, подметающих улицы. Дворниками работают приезжие, если и не из-за рубежа, то как минимум из провинции.

Нельзя забывать и что каждый процент экономического роста России будет оборачиваться увеличением притока мигрантов из бедных аграрных регионов, которых по периметру наших границ более чем достаточно. Это неизбежно: как бы мы ни усиливали пограничный контроль, переселенцы все равно будут просачиваться. Ведь в России огромная потребность в рабочей силе - на конвейере-то работать некому. Уже в советское время все, к примеру, московское производство держалось на трудовых мигрантах, которых московский горисполком разрешал ввозить в лимитированных количествах (отсюда и слово "лимитчики"). И с годами эта ситуация только усугубляется. В конечном итоге России в условиях неуклонного сокращения населения придется выбирать: либо остановится все производство, либо придется открыть границы.

Миграция же стимулирует и производство, и сферу услуг, и другие области хозяйства. Вообще от высокой миграции с экономической точки зрения одни только сплошные выгоды, в чем бы мы ни мерили - в ВВП, росте промышленности, собранных налогах, - налицо ускоренный рост экономики.

- Есть ли способ избежать конфликтов на национальной почве?

Однозначно ответить, как решать столь остро встающую проблему, на данный момент никто не может. Главная проблема миграции - социокулыурная. Фактически это означает, что должна быть изменена парадигма мышления обывателя. Вероятно, мы должны перестать идентифицировать себя как русского, славянина и т.д. Необходимо изменение политических взглядов и этнических стереотипов. Ведь в перспективе, это мое личное мнение, неизбежно разрушение этнических и культурных границ - своего рода межнациональная глобализация. Такая огромная разница демографических потенциалов между севером и югом планеты не может искусственно поддерживаться длительное время. Это в первую очередь касается России.

Значит, иммиграция не только неизбежна, но и экономически выгодна России, ее нужно стимулировать. Как с этим обстоят дела на сегодняшний день?

России нужна хорошо сбалансированная, четкая миграционная политика. Прежде всего нужно привлекать русскоязычное население из бывших советских республик. Эти люди легко интегрируются в российскую жизнь. А что у нас вместо этого? Приезжий, чтобы зарегистрироваться, должен принести справку с работы, а чтобы наняться на работу, продемонстрировать регистрацию. Бюрократический абсурд.

Вдобавок, конечно, нужно менять отношение общества к мигрантам. Ситуация на данный момент очень взрывоопасная: все опросы общественного мнения показывают резко негативное отношение коренного населения к приезжим. В результате вместо взаимовыгодного сосуществования наше общество семимильными шагами идет к погромам.