Работает ли мост через каму. Когда начнут действовать тарифы? Когда откроют официально мост

С чего началась стройка?

Необходимость строительства моста через Каму в районе Камбарки стала очевидна ещё в конце 1970-х. Но реальная возможность связать камские берега, сократив путь от Москвы до Екатеринбурга на 164 км (если следовать через Пермь) и на 269 км (если ехать через Уфу), появилась лишь несколько лет назад. Вместе с законом о частно-государственном партнёрстве. В нашем случае партнёром государства решил стать ВТБ. Конкурс выиграла «Региональная инвестиционная компания». Подписи под концессионным соглашением были поставлены в мае 2012 года. Стоимость проекта стороны оценили в 13,9 млрд рублей. 27% этой суммы выделяли федеральный и региональный бюджеты, 73% давал инвестор.

Сколько задолжали?

Первое время строительство мостовых переходов шло по плану. Но в 2015 году в дело вмешался мировой кризис. У ВТБ не оказалось средств на кредитование концессионера под чётко прописанный в договоре процент. Пока решали эту проблему, весной 2016-го забастовали рабочие, которым в течение полутора месяцев не платили зарплату. «Ну, верещание, недовольство было. По моим сведениям, там глубина задолженности была месяц-полтора, - говорит Виктор Вахромеев, министр транспорта и дорожного хозяйства УР. - Главное, работы идут по графику, а проблемы своевременно решаются».

Как выяснилось позже, не так уж и своевременно. На днях стало известно, что компания «АрктикСтройМост», являющаяся подрядчиком на строительстве мостов через Каму и Буй, должна своим работникам 46,7 млн рублей.

Какие цены в планах?

Мост будет эксплуатироваться концессионером в течение 49 лет, после чего уйдёт в собственность республики. До выхода на окупаемость вся прибыль остается у концессионера. После (лет через 15-17) она начнёт делиться между инвестором и республикой. Но реально всё будет зависеть от трафика и стоимости проезда по мосту.

Изначально чиновники заявляли, что она будет сопоставима с ценой паромной переправы. Сейчас она составляет 250 рублей через Каму и 80 рублей через Буй. Но в середине апреля этого года Правительство УР опубликовало максимальные тарифы на проезд по двум мостам: через Каму и Буй. Они шокировали. Проезд по двум мостам обойдётся водителю легкового автомобиля в 489 рублей, среднегабаритного - в 979 рублей. Хозяин двухосного транспортного средства раскошелится уже на 1713 рублей, трёхосного и более - на 2 тыс. 202 рубля.

«Соглашение подписано, - комментирует эти цифры Александр Соловьёв, глава республики и не может сдержать пессимистических нот. - И если сегодня концессионер не будет дополучать средства от проезда транспорта, мы будем вынуждены доплачивать ему из регионального бюджета. Но это же страшно!» Чиновника можно понять: и цены повысить хочется, и трафик сокращать нельзя.

Цены проезда: 489 рублей - цена проезда по двум мостам для легкового автомобиля; 979 рублей - среднегабаритного; 1713 рублей - для двухосного транспортного средства; 2202 рублей - для трёхосного и более.

Чем недовольна Камбарка?

Пока республиканские власти препираются по поводу перспектив эксплуатации будущего моста, около 500 жителей Камбарки подписали петицию на имя Владимира Путина. Они требуют заморозить для них стоимость проезда по мосту через Каму на уровне 90 рублей и через Буй на уровне 18 рублей. Просьба вполне разумная.

Но Александр Соловьёв почему-то решил, что камбаряки требуют для себя бесплатного проезда: «Бесплатно никто по мосту ездить не будет, ни я, ни жители города Камбарки. Потому что в этот мост концессионер вкладывал свои личные деньги». Такая забота - дело хорошее. Вот только 2 года назад в Удмуртии выбирали главу республики, а не представителя концессионера. Как говорится, ощутите разницу.

Что забыли сделать?

Чем ближе открытие моста, тем реже республиканские чиновники говорят о его экономической целесообразности. И тем чаще о его роли в улучшении имиджа республики. Особый упор делается на возможный приезд на церемонию открытия Президента России.

Но этот имидж может полететь прахом, если не будут отремонтированы подъездные дороги и не будет построена объездная дорога вокруг г. Сарапула. О подъездных дорогах вспомнили только в феврале этого года и выделили на их ремонт 400 млн рублей. При том, что необходимая сумма приближается к 6 млрд рублей. Обещания выделить остальные деньги в 2017-2018 гг. пока ничем не подкреплены. Зато всё острее встаёт вопрос: согласятся ли водители-дальнобойщики платить за проезд через новый мост, если добираться к нему придётся по бездорожью?

Как уберечь Сарапул?

Движение по мосту может обернуться для Сарапула транспортной и экологической катастрофой. В сентябре основной поток автомобилей на ту и с той стороны Камы пойдёт именно через этот город. Точнее, по улице Гончарова, буквально зажатой между частными и многоквартирными домами. Она и сегодня-то «стоит» в часы-пик. А любое ДТП на ней оборачивается «пробками». Страшно даже представить, что будет происходить на этой улице, когда по ней поползут до 1700 (расчётный трафик) многотонных фур в сутки.

Впрочем, поползут ли? На ул. Гончарова их поджидают два моста. Грузоподъёмность одного из них 18 тонн, а другой откровенно дышит на ладан. Объезда вокруг Сарапула нет существует. Проект объездной дороги будет готов только в 2017 г., а его строительство обойдётся, как минимум, в 3 с лишним млрд. То есть подъездная и объездная дороги обойдутся бюджету республики, как минимум, в 9 млрд рублей. Где их взять при острейшем дефиците бюджетных средств и громадном долге республики, никто не знает.
Поэтому жители Сарапула вполне обоснованно беспокоятся и за городские дороги, и за возможность проехать по городу. А самое главное - за здоровье своё и своих детей, поскольку именно автотранспорт наносит городам самый значительный экологический ущерб. А пока Глава Удмуртии искренне недоумевает: «Сейчас жители города Сарапула зря возмущаются. Естественно, объездная вокруг Сарапула будет, но нужно будет немного потерпеть».

Нет сомнений, что в сентябре движение через Каму и Буй откроется. Слишком много выдано авансов, слишком много истрачено денег, слишком много внимания привлечено к проекту. Но высоких гостей, а тем более Президента России, вряд ли повезут по сарапульской улице Гончарова: и опасно, и могут возникнуть неприятные вопросы. На которые у властей республики нет ответов.

«Всё-таки ждём мы строительства объездной дороги. И минтранс обещает, что в этом году её запроектируют, - говорит Александр Ессен, глава г. Сарапула . - Я знаю, что все жители опасаются, что пойдёт очень много транспорта. На самом деле специалисты говорят, что трафик какой был, такой и будет: сегодня же есть сообщение между тем берегом Камы и этим, есть переправа и летняя, и зимняя. Так что мы сильного отличия или увеличения не ожидаем. Но, тем не менее, определённые работы по приведению в соответствие дороги и моста запланированы. Этот мост ограничен в грузоподъёмности - до 18 тонн. И если пройдёт обследование и специалисты скажут, что нельзя туда пускать транспорт большей грузоподъёмностью, его никто пускать не будет. К тому же все видели информацию по ценам - это не дешевое удовольствие. Думаю, что это тоже будет определённым ограничением и не даст такого увеличения трафика».

«31 марта состоялось заседание нашей гордумы, на которой было принято обращение к Главе республики о строительстве объездной дороги, - комментирует Сергей Смоляков, председатель Сарапульской городской Думы. - Мы заявили, что депутаты обеспокоены вопросом строительства объездной дороги, которое необходимо ускорить. Также было принято обращение к Госсовету республики. Из Госсовета получен ответ, что этот вопрос находится на рассмотрении и сделано обращение в министерство дорожного строительства».

0

Рабочая встреча Владимира Путина с и. о. главы Удмуртии | фото пресс-службы Кремля

Строительство моста через Каму, которое подается как главная заслуга двух лет руководства республикой Александром Соловьевым, может стать его личной проблемой. Дело в том, что у компетентных органов могут появиться серьезные вопросы к проекту самого моста, а также они могут дать свою оценку законности действий удмуртских чиновников в реализации этого проекта. Глава Удмуртии, чувствуя надвигающиеся проблемы, пытается искать защиту за широкой спиной первого лица государства.

Мост стоит, экспертизы нет

Мы уже писали, насколько тернист был путь к началу реального строительства мостового перехода. От обсуждений первых проектов и планов до первых забитых свай прошло не меньше десяти лет. Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда банк «ВТБ» выделил кредитную линию ООО «Региональная инвестиционная компания», победившей в конкурсе на строительство моста.

Общая стоимость строительства на сегодняшний день оценивается почти в 14 млрд рублей, 10 из которых должен вложить инвестор, тот самый «РИК» - структура влиятельного бизнесмена, гражданина Израиля Александра Забарского, чьи бенефициары – кипрские и лихтенштейнские оффшорные компании. Остальные, почти 4 млрд рублей должны были инвестировать в проект республиканский и федеральный бюджеты.

Напомним, что компания Забарского , превышающую 100 миллионов рублей мост на проезде Дерябина в Ижевске. При этом НММ уже писал о том, что как проектирование реконструкции моста, так и его ремонт велись с нарушением федерального законодательства в части конкурсной документации.

Материалы о нарушениях в действиях чиновников и подчиненных Забарского представители Удмуртского УФАС передали в суд, который встал на сторону антимонопольщиков, наказав, пусть и символически, подрядчика. Личная роль в этих процессах Александра Соловьева не подвергается сомнению – он несколько раз инспектировал ход ремонта моста и под камеры в присутствии СМИ в высшей степени комплиментарно высказывался в отношении подрядчика.

Впрочем, вернемся к другому мосту – Камскому. Несколько недель назад Глава Удмуртии Александр Соловьев посетил строящийся объект и даже прошелся по мосту с правого берега Камы на левый.

Глава Удмуртии - о строительстве моста через Каму

май 2016 года

Он заявил, что окончательная сдача моста состоится 19 сентября этого года и, что на это историческое событие приглашен Президент России Владимир Путин.

Об одном только не упомянул Александр Васильевич – о проблемах с проектом, по которому строится этот мост. А проблемы выглядят серьезными.

Дело в том, что первоначальный проект моста, который презентовал бывший президент Удмуртии Александр Волков Владимиру Путину еще в 2010 году, предусматривал строительство моста из железобетонных конструкций. Тот мост, который начал строить Александр Забарский под пристальным вниманием Александра Соловьева, практически целиком состоит из железных и металлических конструкций. В этом может убедиться любой, кто например, отслеживает ход строительства моста, например, по сообщениям официального сайта Главы Удмуртии.

Так в 2014 году заместитель генерального директора ООО «Мостовик-12» Александр Клещевник рапортовал, что «для возведения пролетов моста на строительную площадку уже завезено около девяти тысяч тонн металлических конструкций».

Александр Соловьев и Александр Забарский инспектируют строительство моста через Каму, февраль 2015-го | фото пресс-службы главы Удумртии

Где миллиард?

Кто и на каком этапе внес изменения в проектную документацию – неизвестно. Зато понятно, зачем это было сделано. Замена железобетонных конструкций на металлические, как минимум, должна была сказаться на удешевлении строительства моста, но никто пока не слышал заявлений о том, что строителям удалось сэкономить какую-то часть общей сметы.

По оценкам экспертов, разница в стоимости между двумя конструктивами сооружений может оцениваться в сумму порядка 1 миллиарда рублей. Где сейчас этот миллиард?

Но «условная экономия» - это еще полбеды. Есть информация о том, что проект моста (в его нынешнем «металлическом» обличье) до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза». Вот как бывает – мост уже почти построен, на его открытие ждут президента, а документов на его строительство попросту нет!

При этом НММ располагает сведениями о том, что Глава Удмуртии дал команду оплачивать бюджетную часть вложений по строительству моста (не дожидаясь получения документов на строительство и получения заключения Госэкспертизы) за фактически не выполненные объемы работ.

Вместе с тем, желание заплатить бюджетные средства строителям моста, на который еще нет заключения экспертизы, выглядит, по меньшей мере, странно. Нет ли здесь взаимосвязи с растворившимся в воздухе «сэкономленным» миллиардом? Не является ли он своеобразным «откатом» республиканским чиновникам со стороны застройщика за то, чтобы те «закрыли глаза» на все проблемы этого проекта?

Мы не можем утверждать, куда пошла разница в 1 миллиард рублей, но то, что сегодня Александр Соловьев сделал многое для нарушения далеко не одного нормативного акта и целого ряда федеральных законов, это очевидно. За нарушение каждого из них предусмотрена уголовная ответственность. Надеемся, это не останется без внимания правоохранительных органов.

Александр Забарский (в центре и Александр Соловьев инспектируют строительство моста через Каму, февраль 2015 года | фото пресс-службы главы Удумртии

Следует заметить, что подрядчик строительства моста ООО «Мостовик-12» Александра Забарского уже не в первый раз рискует быть пойманным за руку за «отклонение от проекта». «Мостострой-12» ранее уже было уличено в «не совсем законных» манипуляциях при строительстве моста через реку Надым, которое проводилось по инициативе государственного ОАО «Корпорация Развития». В ходе проверки выяснилось, что на объекте было допущено превышение объемов работ на сумму более 2 млрд рублей.

По мнению экспертов, именно из-за этого «отклонения», допущенного компанией Забарского, смету могло «раздуть» на 2 млрд рублей. Эти «фокусы» лишили «Мостострой-12» права завершить выполнение «надымского проекта»!

«Нас спасет приезд Путина»

Горячее желание Александра Соловьева «завлечь» всеми способами на открытие моста Владимира Путина легко объяснимо. В случае появления на объекте первого лица государства, ни у одного, даже самого принципиального чиновника, не дрогнет рука подписать все, даже самые сомнительные документы.

С другой стороны, аппарат российского президента и соответствующие службы очень четко отслеживает «историю» возведения различных технических объектов. А после недавнего ЧП на космодроме Восточный, когда в присутствии Путина не смог стартовать ракетоноситель, требования к технической стороне вопроса объектов, на которые приезжает президент, еще больше ужесточились. И теперь вряд ли президент поедет туда, где в чистоте документов есть хоть какие-то сомнения.

Отсутствие Президента России на открытии моста через Каму будет косвенно свидетельствовать, что с этим объектом есть проблемы. Этот же факт может стать сигналом и для силовиков, которые начнут раскручивать «дело камского моста» на самых высоких уровнях.

15 ноября в Ижевске состоялась очередная встреча между Главой Удмуртии Александром Соловьевым и концессионерами моста через Каму: «Региональная инвестиционная компания» и банком ВТБ. В начале встречи Соловьев отметил, что 3 года строительства объекта «потерялись» в августе 2016. И встреча с концессионерами должна определить будущее моста через Каму.

Объект был интересным для всех. Сегодня мы собрались вновь, чтобы понять, что 90% работ должны быть выполненными. Мы с вами с трудом запускали рабочее движение, с трудом шли работы. А завершение строительства все ушло куда-то не туда. Надо провести совещание и определить: что мешало, что сейчас мешает и когда будем вводить мост в эксплуатацию, - отметил Глава Удмуртии.

Александр Соловьев считает, что задержка зарплаты у рабочих и отсутствие у них питания пагубно влияют на репутацию руководства республики

В последнее время люди, которые оставлены у моста, без зарплаты и с перебойным питанием. Это пагубно повлияло на репутацию Удмуртии, ведь обвиняют всегда во всех грехах руководство республики. Я не имею ввиду себя лично, а в целом, - высказался Александр Соловьев.

Сдача будет в июле

По крайней мере рабочее движение открыто, машины идут по мостам, люди благодарят. Я получил уже много телефонных звонков. Люди благодарят как с Башкирии, так и с Удмуртии, - рассказал про рабочее движение по мосту Соловьев.

После совещания (слева направо) Александр Соловьев, Александр Забарский, Юрий Молчанов Фото: Юлия Стерхова

Также Глава Удмуртии объяснил причину задержки финансирования объекта. По его словам виной стала ликвидация банка «Пересвет», где лежали деньги концессионера на объект. Как пояснил сам концессионер, председатель совета директоров ООО «Региональной инвестиционной компании» Александр Забарский, финансы из исчезнувшего банка не удалось забрать, проблему решили из других источников.

Кстати, концессионеры объяснили причину удорожания объекта.

Виной стало изменение экологических нормативов. Например, пришлось установить шумозащитные экраны, которых в составе проекта не было

По концессионному соглашению все риски лежат на концессионере. Объем финансирования республики не изменился. Нам пришлось изыскать дополнительно 400 млн рублей, - пояснил вице-президент банка ВТБ Юрий Молчанов.

Удмуртии остается выплатить за строительные работы 308 млн рублей. И тогда обязательства республики в концессионном соглашении будут выполнены.

Еще одна проблема – отсутствие зарплаты у рабочих – решится на следующей неделе. По словам Забарского, в понедельник-вторник придут средства, которые направят строителям моста.

Платный проезд введут позднее

Как помнят наши читатели, министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев рассказал, что . Концессионеры пересмотрели сроки, теперь они говорят о марте 2017 года. То есть жители Удмуртии смогут всю зиму перебираться с одного берега Камы на другой бесплатно.

Инвалид 1-й группы из города Камбарка в Удмуртии написал письмо президенту РФ. В нем Андрей Козлов просит главу государства предоставить жителям самого маленького города республики льготу на проезд по платному мосту через Каму, который строится в рамках концессии и в ближайшие месяцы будет введен в эксплуатацию. Корреспондент "РГ" отправился в Камбарку и узнал, почему под письмом Козлова готов подписаться чуть ли не каждый житель района.

Статус города Камбарка получила в 1945 году, а первые фабрики по переработке чугуна и распиловке леса появились в этих местах еще в 1760-м. Местные жители всегда предпочитали заводскую работу сельскому хозяйству, и к концу 80-х годов прошлого века Камбарка превратилась в мощный промышленный центр с машзаводом в качестве градообразующего предприятия. На нем производили железнодорожную технику и тепловозы для узкоколейной железной дороги и детских аттракционов. Местные старожилы вспоминают, что до развала Союза камбаряк мог позволить себе с тринадцатой зарплаты если не автомобиль, то уж точно подержанный мотоцикл.

В том, что в городе-заводе давно что-то пошло не так, убеждаешься сразу на выходе из междугородного автобуса, привозящего сюда несколько раз в день редких пассажиров. Муниципального общественного транспорта в Камбарке, где по официальным данным живут 11 тысяч человек, нет, предприятие закрылось практически одновременно с развалом местных заводов. Чиновники уверяют, что проблему решают частные "ГАЗели", однако за пять часов пребывания в городе увидеть их корреспонденту "РГ" так и не удалось.

Вслед за автобусами в Камбарке закрыли роддом и перенесли некоторые ведомства, например налоговую и военкомат, в соседний Сарапул, находящийся за 40 километров отсюда на другом берегу Камы. Какие-то справки можно получить в местном МФЦ, однако для решения более сложных вопросов людям нужно ездить в Сарапул. Раньше для этого использовались паромная переправа или электричка.

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством региона, ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Кама и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 миллиардов рублей, из которых 1,3 миллиарда - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще пять миллиардов рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

В конце 2015 года министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев заявил журналистам, что объект введут в эксплуатацию 16 сентября 2016 года, однако этого не произошло. Позже удмуртские власти несколько раз переносили дату открытия моста. Так называемое "рабочее" движение по нему началось 4 ноября, однако официально объект не сдан. В качестве новой даты официального открытия названо 17 июля 2017 года.

По словам Андрея Козлова, жители Камбарки обрадовались новости о строительстве моста через Каму. Чтобы понять их, нужно представить географическое положение города. От Удмуртии и соседней Башкирии он отрезан реками Кама и Буй. Теперь, чтобы попасть в ближайшие города Сарапул и Нефтекамск, людям придется ехать по платным мостам или отдавать деньги за ледовые и паромные переправы. По суше район связан напрямую с Пермским краем, но до ближайшего Чайковского 70 километров. Если добираться до Удмуртии в объезд через тот же Пермский край, нужно проехать почти 110 километров.

Мы все думали - как хорошо, что мост свяжет нас наконец-то с Удмуртией, ведь мы же все-таки в Удмуртии находимся. Но когда его стали строить, цены на паромы сразу взлетели. Например, паром через Каму в Сарапул стоил 100 рублей, а теперь 250, переправа до Нефтекамска была 30 рублей, стала - 80. Кроме того, все структуры у нас начали переносить в Сарапул, - вспоминает Андрей.

Он также рассказывает, что до последнего момента камбаряки были уверены, что власти Удмуртии не забудут о них и предусмотрят льготы на проезд по мосту.

Надежды эти развеял глава республики Александр Соловьев. В ноябре 2016 года, общаясь с журналистами после встречи с председателем совета директоров РИК Александром Забарским, Соловьев сказал, что жители Камбарки будут ездить по мосту на общих основаниях.

- "Хотелка" со стороны жителей Камбарского района есть, но я сказал - этого не будет. Тогда уж всю республики надо пропускать, при чем тут камбарчане. Поэтому нет, не будет. Что касается спецтранспорта, то он будет ездить бесплатно, - пояснил глава региона. Больше комментариев по этой ситуации власти Удмуртии не дают.

Пока проезд по камскому мосту бесплатный, пункты взимания денег должны открыться здесь в мае. В январе 2017 года правительство Удмуртии утвердило предельные тарифы для проезда по мостам. Документ определил цены в зависимости от тарифных зон и тарифных групп. Платить можно будет за каждый мост отдельно или за оба сразу. В свою очередь, транспортные средства разделены на четыре вида: легковые автомобили и мотоциклы, среднегабаритные авто, машины для перевозки тяжелых грузов и автобусы, а также автомобили для перевозки сверхтяжелых грузов.

В итоге проезд по камскому мосту для легковых автомобилей обойдется в 340 рублей (через Буй - 187), для среднегабаритных транспортных средств - 679 (357), для тяжелых грузовиков - 1189 (611) рублей, для сверхтяжелых - 1528 (781). Проезд через оба моста сразу будет стоить 509, 1019, 1783 и 2292 рубля соответственно. Несложно посчитать, что всего одна поездка в Сарапул с учетом бензина обойдется примерно в тысячу рублей: ни о какой доступности объекта для жителей района в данном случае говорить не приходится.

Через несколько дней премьер-министр Удмуртии Виктор Савельев во время аппаратного совещания органов власти сказал, что СМИ неточно интерпретировали информацию о тарифах и стоимость проезда будет такой же, как на пароме, а указанные цифры - это только предельные, но не реальные значения.

Бывший депутат муниципального совета депутатов, а ныне простой камбарский пенсионер Александр Новокрещенов рассказывает, что сейчас большинство жителей города, оставшихся без работы, живут на пенсию родителей. По данным республиканского центра занятости населения, на 1 января 2017 года в Камбарском районе Удмуртии был самый высокий уровень регистрируемой безработицы в регионе - 4,38 процента. Для многих возможность ездить в соседний Сарапул была практически единственной альтернативой найти нормальную работу, но повышение цен на паром и тарифы за проезд по мосту свели на нет и эту перспективу. Единственной альтернативой сейчас осталась электричка, билет на которую в один конец стоит 95 рублей. Кроме того, люди боятся, что с введением платы за проезд цены на продукты в местных магазинах вырастут, потому что предпринимателям придется тратить больше денег на их доставку в отрезанный от "большого мира" город.

Спрашивается, для чего, с какой целью правительство Удмуртии вложило больше миллиарда рублей бюджетных средств, если с вводом моста в эксплуатацию значительно ухудшается социальное и экономическое положение почти 20 тысяч жителей Камбарского района, который является составной части этой самой Удмуртской Республики? В тарифной политике всегда бывают скидки для тех, кто покупает билет в оба конца, туда и обратно. Почему бы не предусмотреть это для жителей Камбарки, для тех, кто собирается съездить по делам на один день, например из Камбарки в Ижевск или Сарапул и обратно? - недоумевает Новокрещенов.

По мнению камбаряка, основной доход от эксплуатации моста и власти, и концессионер должны получать с транзитного грузового транспорта. Однако дальнобойщики не спешат пользоваться переправой, даже когда проезд по ней остается бесплатным. Дело в том, что дорога к мосту для автопоездов лежит через Сарапул, где на основных улицах города одностороннее движение и много мостов с существенным ограничением грузоподъемности. Да и улицы провинциальной Камбарки не рассчитаны на коммерческий трафик. Водителям большегрузов проще дать многокилометровый крюк через Пермский край, чем терять полдня в пробках в Удмуртии. Да и сарапульцы с камбаряками вряд ли будут рады круглосуточному гулу мощных грузовых двигателей на центральных улицах городов, расположенных в кварталах плотной жилой застройки.

Планировалось, что с началом строительства камского моста дорожники Удмуртии либо расширят транспортные артерии Сарапула, чтобы они могли пропускать возросший автотрафик, либо построят объездную трассу для дальнобойщиков рядом с городом. Однако ни того ни другого пока не произошло. По условиям соглашения в случае, если трафик по мосту так и не достигнет плановых коммерческих показателей, бюджет Удмуртии будет компенсировать затраты концессионера, не покрываемые доходами от эксплуатации объекта. В 2013 году бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики Олег Гарин называл журналистам сумму в 450 миллионов рублей в год, предусмотренную на подобные выплаты.

Дмитрий Манылов

Накануне Дня космонавтики правительство Удмуртии приняло постановление, устанавливающее «космические» тарифы на проезд по строящимся мостам через Каму и Буй, которые откроются в сентябре этого года. С момента открытия и до конца мая 2061 года проезд по мостам будет платным. Минимальная цена за проезд только по камскому мосту для легковых автомобилей и мотоциклов — 326 рублей.

«Пусть разбирают свой мост и увозят к себе в Думу, и ездят по нему на санках. Я лучше за 200 рублей на пароме или за 200 рублей через Чайковский поеду», — возмущается Жорж Константинов, один из участников группы Kambarka official в социальной сети «ВКонтакте». «Если продукты будут возить через этот мост, то подорожает все…» — приводит аргумент участник той же группы Даня Коротков.

На Марковских форумах развернулась аналогичная дискуссия. «326 рублей? Они там с дуба рухнули. Москвичи 500 рублей зажали на дорогу до Шереметьево. Этот мост та же судьба ждет», — рассуждает ижевчанин Василь.

Большинство местных жителей собираются продолжать пользоваться паромом. Тариф на паромной переправе Тарасово — Камбарка для легкового автомобиля — 200 рублей.

Ошибка вышла, и опять не в нашу пользу

Вообще-то, это довольно странная ситуация, когда паромная переправа обходится дешевле, чем проезд по мосту, но государство у нас привыкло соглашаться с бизнесом, а интересы бизнеса иногда превалируют над логикой — не хочешь платить, отправляйся по альтернативному бесплатному маршруту Сарапул — Чайковский — Камбарка длиной 215 км, как сказано в постановлении. Вот это альтернатива, с таким же успехом можно было написать: Сарапул — Набережные Челны — Камбарка.

Строительство моста должно было способствовать упрощению коммуникаций между Сарапульским и Камбарским районами, но при таких тарифах для регулярного сообщения маршрут через мост не подходит. Ежедневное движение, исключая выходные дни, на легковом автомобиле через мост и обратно в месяц выливается в сумму около 15 тыс. рублей.

Бизнес-трафик межрайонного уровня по этому маршруту также практически невозможен, поскольку тариф на проезд по мосту для мини-фургона на легковом шасси составит 652 рубля в одну сторону. При нынешней рентабельности малого бизнеса Камбарка в этом смысле так и останется изолированной от Удмуртии. Из-за того, что транзитный поток переключится на мост, на паромной переправе теперь вполне могут поднять тариф, и тогда уже Камбарка точно окажется в полной изоляции.

В кои-то веки мы отметились на федеральном уровне громким проектом, но он не сулит республике каких-то серьезных выгод, а финансовый вклад Удмуртии в строительство немалый — озвучивалась сумма 1,3 млрд рублей. Республика гордится, что оказалась в числе передовиков по развитию частно-государственного партнерства в дорожном строительстве, но регионы, которые стартуют с подобными проектами позже нас, могут избежать наших ошибок.

Освободите от платы автотранспорт Удмуртии

Появилась информация, что в Татарстане планируется в рамках частно-государственного партнерства построить еще один мост через Каму, чуть ниже Елабуги и Набережных Челнов. Он свяжет Мамадыш с Нижнекамском. В результате Набережно-Челнинская агломерация получит два автомобильных моста, причем бесплатный альтернативный вариант здесь гораздо ближе и доступнее, чем в Удмуртии. То есть у них уже был один бесплатный мост — скоро, возможно, к нему добавится платная альтернатива.

Платная безальтернативность не приводит ни к чему хорошему. Доказательством тому может служить как раз история существующего моста через Каму в районе Набережных Челнов. Ведь его тоже когда-то пытались сделать платным. Предприимчивое правительство Татарстана с 1 декабря 1996 года в качестве эксперимента ввело плату с проезжающего через мост автотранспорта. Тогда это было еще в диковинку — я сам простоял в очереди и заплатил 34 рубля за счастье погулять по Набережным Челнам. Собранные средства предполагалось направить на покрытие расходов, связанных с содержанием дорог в Татарстане. Заметьте, в отличие от удмуртского проекта деньги, по крайней мере, остались в регионе.

Дальше было еще интересней: возмущение местных автомобилистов, и особенно предпринимателей, нарастало, начались стихийные протесты, закончившиеся ультиматумом. По информации местных СМИ, полтора десятка директоров предприятий из Набережных Челнов, регулярно возивших грузы в соседнюю Елабугу, пригрозили перекрыть движение по мосту до отмены платы за проезд. В результате в апреле 1999 года было решено установить нулевой тариф за проезд по мосту для автомобилей, зарегистрированных на территории Татарстана.

Потом плату за проезд по этому мосту вообще отменили, выдвинув аргумент о том, что плата за проезд нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения по стране. Тот мост был построен еще при СССР, поэтому проблема возврата инвестиций не стояла. То есть мысль о полной отмене платежей за проезд можно оставить навсегда, а вот использовать опыт соседей в части установления нулевого тарифа для автомобилей, зарегистрированных в Удмуртии, было бы вполне разумно.

Вкладываясь в строительство моста, частный инвестор рассчитывал прежде всего на транзитный грузопоток. В презентации Банка ВТБ по этому проекту так и сказано: «Проект позволит увеличить транзитный транспортный потенциал региона и разгрузит сеть федеральных дорог М5 и М7». Ради чего же тогда Удмуртия вкладывала 1,3 млрд рублей, чтобы ижевчане и сарапульцы ездили через Чайковский, а жители Тарасово только вздыхали, глядя в след чадящим фурам? Да и пойдут ли фуры при сегодняшнем состоянии дороги между Сарапулом и Нефтекамском?

d e