Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Реформа, проведённая в 2000-2004 гг. в России, - важнейшее достижение Путина в его первый президентский срок. Она так и называется в народе - "Путинская налоговая реформа" или "налоговая реформа Путина "

Так исторически сложилось, что в России до 2000-ого года был сильно завышен уровень налогообложения, что давало благодатную почву для коррупции, массового уклонения от выплаты налогов всем предприятиями страны

Налоговой системой Владимир Путин занялся практически сразу же после избрания его Президентом РФ в 2000 году.

Цели реформы

Снизить чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, создающую предпосылки к уклонению от уплаты налогов.

Упростить налогообложение малого бизнеса.

Сократить количество налоговых льгот и изменить их направленность.

Увеличить значение добывающих отраслей как важного источника налоговых поступлений.

Сделать налоговую систему максимально справедливой для налогоплательщиков, независимо от того, в каких экономических условиях они находятся.

Что было сделано в рамках налоговой реформы

Установлена ставка налога на доходы физических лиц с любыми доходами в размере 13%. Данная мера позволила значительно увеличить бюджет налогами с доходов, которые ранее скрывались «в тени».

Взносы (страховые) во внебюджетные фонды заменены Единым социальным налогом.

Отменён налог на содержание жилищного фонда, а также объектов, относящихся к социально-культурной сфере.

Ставка налога на прибыль предприятий снижена до 24% (впоследствии она была снижена до 20%).

Введена зависимость налога на добычу полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) от цен мирового рынка на сырьё. Указанная мера поспособствовало крупному увеличению российского бюджета.

Отменены налоги с владельцев транспортных средств и пользователей автодорог. Взамен введён транспортный налог.

Режим налогообложения малого бизнеса и производителей сельхозтоваров облегчён и упрощён. Для предпринимателей, применяющих УСН (упрощённую систему налогообложения), снижены ставки налогов.

На всех налогоплательщиков обеспечено более равномерное, чем ранее, распределение налоговой нагрузки. Этому, в частности, помогла ликвидация неэффективных налоговых льгот и упразднение «внутренних оффшорных зон».

Налоговое администрирование заметно улучшилось. Это, в свою очередь, привело к видимому увеличению собираемости налоговых платежей.

Итоги налоговой реформы

Реформирование налоговой сферы в РФ поспособствовало стимулированию значительного экономического роста в стране, начало которого пришлось на 2000 год. Реформа также стала значимым фактором устранения теневой экономики, увеличения предпринимательской активности и привлечения в нашу страну иностранных инвестиций в действительно крупных масштабах.

Владимиром Путиным на посту Президента РФ и правительством в первый срок его президентства была проделана колоссальная работа по реформированию налоговой системы. Благодаря проведённой налоговой реформе, в России появилась работоспособная, полноценная налоговая система, которой фактически не существовало в предыдущий период жизни и развития страны. По мнению экспертов, налоговая реформа является одним из самых весомых, серьёзных успехов В.В. Путина.

«Школа XXI века» - Курс «Литературное чтение». Ради чего учить? Технология обучения построена на целенаправленном использовании: Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. «Начальная школа ХХI века». Чему учить? обновление содержания. Курс «Русский язык». Приоритетные цели «Начальной школы XXI века».

«Комплект «Начальная школа 21 века»» - Диагностика сформированности регулятивных УУД. Контрольно – измерительные материалы. Планируемые результаты внедрения КИМов. Задание диагностики. Освоить виды УУД, их отличительные особенности. Гипотеза. Дополни схему числовыми данными. Диссеминация опыта. Создание диагностического инструментария. Теоретические основы проекта.

«Начальная школа 21 века» - Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня. Младший школьник ХХI века. Технология обучения построена на целенаправленном использовании: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения. .

«Программа «Начальная школа XXI века»» - Алгебраическая и геометрическая части. Интегрированные предметы. Математическая подготовка. «Начальная школа XXI века». Элементы арифметики. Современные методики. Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования. Проект «Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований. Величины и их измерение.

«Школа 21 века» - Карга боткасы. Качество знаний учащихся по литературному чтению. Игровые. Мониторинг обученности класса. Цели: Безопасное колесо 2006. Кружок. Мониторинг обученности класса по математике. «Овеянный славой флаг наш и герб». Дифференциация обучения. Открытые мероприятия. Данные качественной успеваемости обучающихся за три года (со 2 по 4 класс).

«Начальная школа XXI века» - Учебник.В 2-х частях. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Ефросинина Л.А. Учимся читать выразительно. Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Учебная хрестоматия. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.(2-4 класс) Романова В.Ю., Петленко Л.В. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок.

Всего в теме 7 презентаций

В последние годы в области совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику произошли большие изменения.


В этот же период отменен налог на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года введена в действие упрощенная система налогообложения предприятий малого бизнеса, предусматривающая минимальную отчетность и низкие налоговые ставки. Отменен налог с продаж.
В апреле 2003 г. Правительством были одобрены основные направления налоговой реформы на 2004 - 2006 гг. Ими, в частности, предусматривалось продолжение курса на снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования. При этом должны обеспечиваться стабильность налоговой системы, понятность налогового законодательства и определенность в объемах налоговых платежей на длительный период. Было отмечено, что некоторой корректировки требуют и приоритеты налоговой политики. В частности, необходимо исправить определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и на остальные отрасли экономики, в целях ускоренного развития обрабатывающих отраслей и сферы услуг и стимулирования притока инвестиций в эти отрасли. На повестке дня стоит снижение эффективной ставки единого социального налога. Налоговую систему Российской Федерации необходимо продолжать совершенствовать, чтобы она эффективнее стимулировала предпринимательскую активность и способствовала перетоку капитала в отрасли с высоким уровнем переработки.
В соответствии со Сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года и параметрами прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2005 год, подготовленными Минэкономразвития РФ предусматривается дальнейшее реформирование налоговой системы.
Минфин РФ внес 2 апреля в Правительство пакет законопроектов по налоговой реформе. 8 апреля Правительство РФ одобрило пакет законопроектов по налоговой реформе. До конца апреля пакет законопроектов предполагается направить в Государственную Думу.
В состав налогового пакета входят законопроекты о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ о снижении единого социального налога (ЕСН), корректировке налога на прибыль и индексации акцизов на 2005 год. Также в пакет входят поправки к НК, корректирующие формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, и поправки в закон "О таможенном тарифе", изменяющие шкалу экспортных пошлин на нефть. Эти изменения позволят увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании при более высоких ценах на нефть.
В налоговый пакет входят поправки, касающиеся перехода России с 1 января 2005 года в отношениях с Белоруссией на принцип страны назначения при уплате НДС. В настоящее время Белоруссия является единственным государством, с которым у России сохраняется принцип страны происхождения при взимании НДС.
Кроме того, в налоговый пакет входят законопроекты об имущественных налогах - налоге на имущество физических лиц и налоге на землю, которые были ранее представлены в Правительство.
Рассмотрим, в чем суть конкретных изменений в налоговое законодательство, прелагаемых новыми законопроектами.


Налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный и противоречивый путь развития, налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. За период 2000-2004 гг. был осуществлен целый ряд важных мероприятий по коренному реформированию налоговой системы РФ. В частности, в ходе налоговой реформы: упразднены «оборотные» налоги и налог с продаж, а также некоторые другие неэффективные налоги, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы; введен единый социальный налог вместо имевшихся ранее самостоятельных отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды с суще-
1 При подготовке главы 21 использованы: рабочие аналитические материалы Министерства финансов РФ; замечания по подготовленным Экспертным управлением Президента РФ материалам к совещанию по экономическим вопросам у Президента РФ 17 марта 2005 г. по вопросам, относящимся к налоговой политике; рекомендации рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ по направлению «Совершенствование налогообложения и налогового администрирования»; другие материалы.

ственно меньшей ставкой и возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат наемным работникам; снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что в конечном счете привело не к снижению, а к росту поступлений по этим налогам; введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике; реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и прежде всего добычи углеводородного сырья. Это наряду с новой системой экспортных пошлин обеспечило поступление в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье; упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов; начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков; обеспечено более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации «внутренних оффшоров»; улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.
Приняты и вступили в действие 17 глав второй части НК РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, вступивших в действие с 1 января 2005 г., следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога).
Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета влияния изменения мировых цен на нефть, за 2000-2004 гг., снизилась с 31,7 до 28,4% (табл. 21.1.1). При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему РФ (табл. 21.1.2, рис. 21.1.1 и 21.1.2).
Как можно видеть, в 2001-2004 гг., несмотря на принятые решения по снижению налоговой нагрузки, рост налоговых доходов в целом превышал уровень инфляции. В 2002 г. произошло снижение поступления налоговых доходов по сравне-

Таблица 21.1.1
Динамика надоговой нагрузки на экономику РФ за 2000-2005 гг.1

Таблица 21.1.2
Динамика поступления налоговых доходов за 1999-2005 гг.



1999 г. факт.

2000 г. факт.

2001 г. факт.

2002 г. факт.

2003 г. факт.

2004 г. факт.

2005 г. прогноз

Всего налоговых и иных обязательных платежей, млрд руб.

1499,6

2453,0

3070,2

3608,7

4311,9

5661,6

5987,4

В % к предыдущему году

-

163,6

125,2

117,5

119,5

131,3

105,8

Всего указанных платежей без учета влияния цен на нефть, млрд руб.

1475,8

2314,3

2889,4

3285,7

3953,2

4743,1

5127,2

В % к предыдущему году

-

156,8

124,8

113,7

120,3

120,0

108,1

Уровень инфляции, %

-

20,2

18,6

15,1

12,0

11,7

10,0

Изменение без учета уровня инфляции и цен на нефть, %

-

130,4

105,2

98,8

107,4
/>107,4
98,3 .

нию с уровнем фактической инфляции, что в значительной степени обусловлено резким уменьшением поступлений налога на прибыль в первый год введения нового режима его исчисления (вступление в действие гл. 25 НК РФ), а также отменой «дорожного» налога. Только с 2004 г. динамика поступлений по налогу на прибыль приобрела положительный характер, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также значительными доначислениями в бюджетную систему РФ в результате усиления контрольной работы налоговых органов. Вместе с тем нельзя не отметить, что резкое снижение налоговых прав региональных органов власти в части установления льгот по налогу на прибыль лишает регионы возможности проведения активной инвестиционной политики и влияния на экономический рост.
Всего за указанный период в целом по всем налоговым и иным обязательным платежам в реальном выражении (без учета влияния инфляции), по оценке Минфина РФ, дополнительно получено около 1,2 трлн руб., что составляет 7,2% к общему объему таких платежей, поступивших за указанный период. Обращает на
1 Здесь и далее по тексту главы использованы данные Департамента налоговой политики Минфина РФ.





себя внимание стабильное превышение сверх инфляции и увеличение доли к ВВП поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Причем самый существенный рост имел место в первые два года после введения «плоской» шкалы налогообложения по этому налогу. В целом доля НДФЛ в структуре налоговых доходов увеличилась почти в полтора раза. Однако, проводя анализ поступлений по НДФЛ, необходимо учитывать, что введение «плоской» 13%-ной ставки налогообложения связано по времени со значительным повышением оплаты труда работников бюджетной сферы и включением в число налогоплательщиков военнослужащих лиц. Иначе говоря, рост поступлений по НДФЛ обусловлен влиянием целого ряда факторов, и не следует излишне переоценивать значение только фактора «плоской» шкалы. К сожалению, незаконные схемы оплаты труда не ушли в прошлое, есть еще резервы повышения собираемости НДФЛ. Так, по нашему мнению, остается актуальной дискуссия о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения по этому налогу.

Произошли изменения в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего связанной с добычей и переработкой нефти), с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями. Это стало следствием более существенного снижения налоговой нагрузки именно на такие предприятия (прежде всего благодаря отмене оборотных налогов и новому порядку исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций). Увеличились доли налогов, уплачиваемых в торговле, общепите и материально-техническом снабжении, что является отражением процесса создания крупных торговых сетей и общего повышения цивилизованности торговли.
Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т. д. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно и практически нет рычагов для е^о увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.

Налоговая реформа, проведённая в течение 2000-2004 гг. в России, – одно из важных достижений Владимира Путина в его первый президентский срок. В народе реформа налоговой системы известна как «налоговая реформа Путина».

Состояние налоговой системы в России до 2000 года оставляло желать лучшего. В стране был завышен уровень налогообложения, который год от года ужесточался. Это являлось причиной массового и успешного уклонения от уплаты налогов множества фирм и предприятий.

Реформированием налоговой системы Владимир Путин занялся практически сразу же после избрания его Президентом РФ в 2000 году.

Цели реформы

Налоговая реформа в РФ преследовала такие цели, как:

Снизить чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, создающую предпосылки к уклонению от уплаты налогов.
Упростить налогообложение малого бизнеса.
Сократить количество налоговых льгот и изменить их направленность.
Увеличить значение добывающих отраслей как важного источника налоговых поступлений.
Сделать налоговую систему максимально справедливой для налогоплательщиков, независимо от того, в каких экономических условиях они находятся.

Налоговая реформа и изменения в законодательстве

Для возможности исполнения целей налоговой реформы в налоговое законодательство России были внесены существенные изменения. В частности, Налоговый кодекс РФ был дополнен четырьмя новыми главами: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог» (главы 21-24 НК РФ соответственно).

Что было сделано в рамках налоговой реформы

Установлена ставка налога на доходы физических лиц с любыми доходами в размере 13%. Данная мера позволила значительно увеличить бюджет налогами с доходов, которые ранее скрывались «в тени».

Взносы (страховые) во внебюджетные фонды заменены Единым социальным налогом.

Отменён налог на содержание жилищного фонда, а также объектов, относящихся к социально-культурной сфере.

Ставка налога на прибыль предприятий снижена до 24% (впоследствии она была снижена до 20%).

Введена зависимость налога на добычу полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) от цен мирового рынка на сырьё. Указанная мера поспособствовало крупному увеличению российского бюджета.

Отменены налоги с владельцев транспортных средств и пользователей автодорог. Взамен введён транспортный налог.

Режим налогообложения малого бизнеса и производителей сельхозтоваров облегчён и упрощён. Для предпринимателей, применяющих УСН (упрощённую систему налогообложения), снижены ставки налогов.

На всех налогоплательщиков обеспечено более равномерное, чем ранее, распределение налоговой нагрузки. Этому, в частности, помогла ликвидация неэффективных налоговых льгот и упразднение «внутренних оффшорных зон».

Налоговое администрирование заметно улучшилось. Это, в свою очередь, привело к видимому увеличению собираемости налоговых платежей.

Итоги налоговой реформы

Реформирование налоговой сферы в РФ поспособствовало стимулированию значительного экономического роста в стране, начало которого пришлось на 2000 год. Реформа также стала значимым фактором устранения теневой экономики, увеличения предпринимательской активности и привлечения в нашу страну иностранных инвестиций в действительно крупных масштабах.

Владимиром Путиным на посту Президента РФ и правительством в первый срок его президентства была проделана колоссальная работа по реформированию налоговой системы. Благодаря проведённой налоговой реформе, в России появилась работоспособная, полноценная налоговая система, которой фактически не существовало в предыдущий период жизни и развития страны. По мнению экспертов, налоговая реформа является одним из самых весомых, серьёзных успехов В.В. Путина.