Контроль за деятельностью коллекторов. В чем заключаются контроль за коллекторами? Кто такие коллекторы, в чем заключается их работа и кто контролирует их деятельность

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому на Министерство юстиции и Федеральную службу судебных приставов возложены функции по контролю за деятельностью коллекторов. Об этом сообщает РАПСИ со ссылкой на документ, опубликованный 15 декабря на официальном портале правовой информации.

Так, Минюст будет осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей по денежным обязательствам, которые возникли у них в результате осуществления предпринимательской деятельности.

ФССП будет исполнять функции по контролю за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц и включенными в государственный реестр. Также служба будет заниматься ведением реестра коллекторских агентств.

С 2017 года деятельность по взысканию просроченной задолженности разрешено осуществлять лишь компаниям, включенным в соответствующий госреестр.

В свою очередь газета «Известия» сообщила в четверг о том, что законопроект, предполагающий дополнение Уголовного кодекса новой статьей, устанавливающей ответственность за превышение полномочий при возврате просроченных долгов, получил отрицательные отзывы Верховного суда и правительства РФ.

Проект закона предусматривает, что за превышение полномочий и распространение сведений, позорящих должника или его родственников, коллекторы должны получить наказание в виде штрафа размером до 1 млн рублей, ограничения или лишения свободы на срок до четырех лет. Если подобные действия повлекли за собой уничтожение имущества или совершены группой лиц, то они наказываются заключением в тюрьму на срок до восьми лет. А в случае причинения тяжкого вреда здоровью должника наказание увеличивается до 20 лет лишения свободы.

Депутаты предлагают ужесточить ответственность для коллекторов

В Госдуму внесен законопроект об установлении уголовной ответственности в отношении коллекторов, превысивших полномочия при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, сообщает РАПСИ со ссылкой на электронную базу данных нижней палаты парламента.

Верховный суд и Кабмин сошлись во мнении, что деяния, которые криминализируются в проектируемой статье УК, уже и так квалифицируются по статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья. При этом в существующем законодательстве предусмотрено более мягкое наказание. Например, за самоуправство и умышленное уничтожение или повреждение имущества - лишение свободы на срок до пяти лет, а не до восьми.

«Вводить значительно более строгую ответственность, руководствуясь только критерием профессиональной деятельности виновного, не наделенного властными полномочиями, представляется нецелесообразным», - говорится в официальном отзыве Верховного суда.

Тем не менее депутат Олег Нилов, один из авторов законопроекта, считает, что, несмотря на отрицательные заключения Верховного суда и правительства РФ, есть большие шансы, что закон будет принят. По его мнению, «взысканием долгов должны заниматься банки, суды и приставы. А микрофинансовые организации и коллекторские агентства нужно запретить. Ужесточение уголовного наказания - первый шаг к этой цели, своего рода «намордник» для коллекторов».

По его словам, в ближайшее время законопроект будет рассмотрен комиссиями Государственной думы, а окончательно его судьба решится в ходе голосования парламентариев в середине 2017 года.

С 1 января 2017 года на Федеральную службу судебных приставов возложены функции по контролю и надзору за деятельностью коллекторских агентств. Расширение полномочий службы произошло в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря № 670. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», юридическое лицо приобретает права и обязанности со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и, по общему правилу, утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра. В отношении лиц, допустивших нарушения закона, предусмотрена административная ответственность. Должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ. Причем под санкции попадают не только зарегистрированные коллекторы.

Кредитные организации выдают ссуды на определенный срок, под фиксированный процент, с указанием последствий не возврата долга. Каждая микрофинансовая организация прописывает условия пользовательского соглашения клиента, оформляя микрозайм, он автоматически соглашается с ними. Процентная ставка продолжает начисляться согласно тарифу кредитора. Микрофинансовые организации в России работают в диапазоне 0,4-3% в день. По истечению срока займа, начисляется штраф за просрочку, в размере, равному значению, которое указано в договорных обязательствах. В случае невыполнения договорных обязательств, может быть начат процесс взыскания долга либо передача права на взыскания долга, может быть передано третьим лицам. Кредитор вправе передать долг юридическим лицам, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (коллекторские агентства), это должно быть предусмотрено пользовательским соглашением, которое подписывает клиент.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона «Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником» по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

Также стоит знать, что кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны ответить на обращение должника по содержащимся в таком обращении вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, не позднее тридцати дней со дня получения такого обращения.

Если не возвращать займ, финансовое учреждение подает иск в суд. Взыскание долга происходит через Федеральную службу судебных приставов по решению суда. В этом случае в действие вступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Неустойка, штрафы, пени, начисляемые по задолженности, указываются в пользовательском соглашении каждого кредитора, которые вступают в действие с первого дня нарушения сроков возврата микрозайма.

В любом случае, заемщик должен занять активную позицию, быть готовым к диалогу с судом. После передачи МФО дела в суд, ответчику (должнику) придет повестка в суд, в которой будет указано место, дата и время предстоящего судебного разбирательства. Повестка отправляется по месту регистрации. Если заемщик проживает по другому адресу, который не указал при оформлении микрокредита, то ответственность за неполучение повестки лежит на нем. Иначе говоря, не зная о предстоящем слушании, должник его пропустит. Достаточно 2 раза проигнорировать повестку, чтобы слушание состоялось без участия ответчика. В таком случае бесполезно рассчитывать на защиту своих прав.

Многие должники боятся обращений в суд, однако они должны усвоить, что именно благодаря разбирательству можно существенно снизить сумму долга и выбрать для себя оптимальный график его погашения. Именно эти 2 цели должен преследовать кредитуемый, обращаясь в суд или подавая встречный иск.

Также следует отметить, что в случае поступления в адрес заемщика телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (SMS, MMS — сообщения), телефонных звонков, почтовых отправлений по месту жительства или месту его пребывания направленных на возврат просроченной задолженности рекомендуется принять меры к их фиксации любым доступным способом (записи на диктофон, иные средства фиксации, обеспечения сохранности переписки, получения распечаток звонков и СМС — сообщений у оператора сотовой связи, оформлением снимков экрана (скриншот), фотоотчет и др.).

Стоит обратить внимание, что в случае применения физической силы либо угрозой ее применения или причинения вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения необходимо обратиться в правоохранительные органы.

ОСП по Черноморскому району

В феврале текущего года в Госдуму поступил законопроект, регулирующий деятельность коллекторских служб. Он подготавливался в течение нескольких лет, учитывались мнения не только коллекторов, но и должников, которые страдали от действий «вышибал» долгов.

Новый закон о коллекторах – законодательная база работы коллекторов

Проект Федерального закона под номером 999547-6 иназванием «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» был принят 17 февраля в Государственную думу, а опубликован 1 марта 2016 года.

Но в силу он вступил через полгода с момента публикации и огласки - то есть, в августе 2016-го .

Отсрочка была необходима для того, чтобы с новым законом смогли ознакомиться все граждане, заинтересованные в деятельности коллекторских агентств.

Данный законопроект регулирует деятельность коллекторских организаций, а также:

  1. Следит за действиями сотрудников (кредиторов), а также определяет, как следует вести себя при «выбивании» долгов.
  2. Отмечает лиц, которые могут обращаться к должникам.
  3. Определяют лиц, к которым не следует обращаться с решением данного вопроса по причине здоровья.
  4. Указывают на частоту использования в работе указанных способов взаимодействия.
  5. Описывают действия, которые будут считаться правонарушениями, ущемляющими права должников.

Это - главный закон, который будет регулировать коллекторскую работу.

Также в активе законодательной базы имеются и другие нормативно-правовые документы:

  1. Постановление Пленума Верховного суда РФ под номером 17, утвержденное 28 июня 2012 года. В пункте 51 данного документа говорится о том, что банку запрещено передавать, разглашать информацию по кредитным договорам компаниям без лицензии.
  2. Письмо Роспотребнадзора, написанное 23 июля 2012 года, под номером 01/8179-12-32. В данном документе пункт 11 указывается на то, что специалисты могут потребовать у кредитора любые данные, прописанные в договоре кредита.
  3. Статья 382, 388 ГК РФ. Кредитор имеет полное право перепродать долг, но должен уведомить должника.
  4. Статья 857 ГК РФ, а также статья 26 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» контролирует деятельность банковских организаций и коллекторских служб.
  5. Федеральный Закон под номером 152 и названием «О персональных данных» защищает сведения о должнике.
  6. Федеральный Закон под названием «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и номером 149 ведет контроль сведений, их распространения.

Правила работы коллекторов – какие методы работы коллекторских агентств законны?

В соответствии со статьей 4 ФЗ №999547-6, коллекторы могут действовать так:

  1. Звонить и беседовать с должниками.
  2. Оставлять голосовые сообщения.
  3. Проводить с ними личные встречи.
  4. Отправлять письма с просьбой связаться с агентством и решить вопрос долга.
  5. Отправлять телеграммы.
  6. Пользоваться интернетом и писать на электронные ящики должников.

Такие же действия коллекторы могут проводить в отношении представителя заемщика, но проверив перед беседой или звонком соответствующие документы, подтверждаемые законное представительство данного лица и согласие должника. Кстати, согласие третьего лица – представителя - коллектор также должен попросить (ст.9 ФЗ №152).

Еще важные условия и требования к коллекторским службам: осуществляя коллекторскую деятельность, сотрудники должны:

  1. Быть разумными (ст.6 нового законопроекта), ведь часто они переходят грань.
  2. Сообщать о новом лице, которое будет заниматься делом о долге, в течение 30 дней (ст.9 закона о коллекторах).
  3. Отвечать заемщикам на их вопросы сразу по телефону, личной беседе, либо в течение 1 месяца при письменном ответе (ст.10 того же закона).
  4. Быть добросовестными.

Запрещенные методы в коллекторской деятельности – повод обращаться в правоохранительные органы!

Законопроект № 999547-6 предусматривает категорию лиц, с которыми запрещено любое взаимодействие, иначе оно может навредить.

К исключительным должникам относят:

  1. Банкротов, которых суд назначил такими (ФЗ №127).
  2. Недееспособных людей.
  3. Лиц, имеющих ограниченные способности.
  4. Тех, кто лечится в медицинском учреждении.
  5. Инвалидов 1 группы.
  6. Несовершеннолетних детей.

Если коллектор любым методом пытается воздействовать на таких должников, то его запросто можно привлечь к административной ответственности.

В статьях 5-7 данного закона также определены действия, которые будут считаться нарушениями со стороны коллекторских организаций.

Гражданин РФ сможет обратиться в полицию или прокуратуру в любом случае, если со стороны службы возврата долгов было замечено следующее:

  1. Угрожали физическим нападением, расправой, говорили, что причинят вред здоровью заемщику и членам его семьи, родственникам.
  2. Пугали порчей или полным уничтожением имущества.
  3. Собирались или применили способы, которые считаются опасными, вредящими для людей.
  4. «Давили» психологическими способами путем ведения беседы с заемщиком, его родственниками.
  5. Унижали, оскорбляли.
  6. Не отвечали на вопросы должника, касающиеся правовой основы дела. Например, умолчали о сроках и размерах выплат.
  7. Не представляются сами и не предоставляют документы, которые подтвердят об их деятельности. При каждом обзвоне кредитор должен называть свои инициалы и компанию, которую представляет.
  8. Причиняли вред другими способами, злоупотребляя своими правами.
  9. Разглашали личную информацию, передавали ее лицам, которым не должны, без согласия кредитозаемщика. Согласие обязательно оформляют письменно (ст.9 ФЗ №152).
  10. Управляющий банковской организации звонил от имени коллекторского агентства. Запомните, что «выбивать» долг не может руководитель, так как в его обязанности это не входит. Так бывает, что долг продается коллекторской службе, которая и должна пойти на контакт с должником, убедить его выплачивать взятые в кредит средства. Если же вам звонит специалист коллекторской службы и представляется руководителем банка, знайте, таким образом он пытается на вас «надавить» и действует незаконно.
  11. Вас «достают» несколько специалистов коллекторской службы. Помните, что кредитор вправе привлекать только одного специалиста, который будет сотрудничать с должником и договариваться об уплате долгов. Два и более сотрудника вам не должны звонить, у них нет на это права. Но стоит учитывать, что по одному делу могут назначить нового коллектора.
  12. Были совершены действия со стороны коллектора, имеющего судимость ранее или в настоящее время по преступлениям, совершенным против личности человека, либо в экономической сфере, либо против госвласти или общественной безопасности. Злоумышленники не могут работать в коллекторских службах ни на каких условиях.
  13. Иностранные лица, привлеченные организацией, занимались «выбиванием» долгов с российских граждан. Иностранные специалисты таких служб не могут осуществлять коллекторскую деятельность по отношению к гражданам РФ. Запомните также, что сотрудник агентства должен разговаривать на русском языке, иначе можно обратиться в органы прокуратуры, которые быстро «прикроют» работу липовой организации.
  14. Звонки совершались, телеграммы и письма посылались с 10 часов вечера до 8 часов утра в рабочие дни недели.
  15. Коллекторы звонили, писали во время праздников, выходных с 8 часов вечера до 9 часов утра.
  16. Сотрудники очень часто связывались с должником и его семьей, родственниками – встречались, приезжали домой больше 1 раза в неделю.
  17. Надоедали звонками на домашний или сотовый телефоны. Звонить сотрудники могут 1 раз за сутки, либо 2 раза за неделю, либо 8 раз за календарный месяц. Если звонков больше, то действия сотрудников считаются неправомерными. За это их можно наказать.
  18. Очень часто писали сообщения, смс. Могут специалисты служб отправлять 2 сообщения в сутки, либо 4 раза в неделю, либо 16 раз в месяц. Это количество не должно быть другим.
  19. Было получено сообщение по электронной почте, смс или телеграмма без данных: ФИО кредитора, его контактные данные, либо сведения о лице-представителе, а также любая важная информация о долговых обязательствах.
  20. В письме, которое прислали по почте, не была указана такая информация: название организации, ее регистрационный номер, ИНН, адрес нахождения, инициалы физического лица-кредитора и его номер для ИП. Кроме того, возможно будет забыт адрес электронной почты, номер для связи по телефону.
  21. В письме не прислали важные документы. Обязательно к письму должны прилагаться документы. Они должны быть пропечатаны так, чтобы все буквы и цифры были видны. Кроме того, договор должен быть подписан, на нем будет печать и инициалы руководителя. Также обязаны прислать документы, содержащие информацию о долге, его размере, и реквизиты банка для оплаты.
  22. Брали денежные средства у должника. Запомните, если вы хотите сотрудничать с коллекторами, то вам должны предоставить расчетный счет в банке. Оплачивать долг коллектору нельзя, иначе это действие будет считаться взяточничеством.

Заметьте, что коллекторские агентства, их сотрудники при нарушении интересов и прав должников должны быть привлечены к гражданско-правовой ответственности (ст.11 того же законопроекта) .

Краткое содержание:

Правовая инструкция сайт расскажет, как написать в ФССП жалобу на беспредел коллекторов, какая ответственность предусмотрена за нарушение нового «антиколлекторского закона» и как отличить коллекторов от «оборотней».

Кто контролирует коллекторов?

С вступлением в силу «антиколлекторского» ФЗ 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений» изменился порядок обжалования незаконных действий коллекторов. Если раньше пострадавшие – далеко не всегда это были должники – могли в общем порядке жаловаться в полицию и прокуратуру, то с 1 января появился специальный орган государственной власти, контролирующий деятельность «собирателей долгов». Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу судебных приставов РФ.

В чем заключаются контроль за коллекторами?

Должностные лица ФССП России (его территориальных органов) имеют право:

  • запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;
  • выдавать предписания об устранении нарушений с указанием сроков;
  • принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 6 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».

При этом они обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;
  • проводить проверку в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей;
  • не препятствовать представителю юрлица (коллекторского агентства) присутствовать при проведении проверки и предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами и информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия;
  • вносить сведения о плановых и внеплановых проверках и их результатах в единый реестр проверок (в порядке, установленном постановлением N 415);
  • принимая меры по результатам проверки, учитывать тяжесть нарушения, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юрлицами в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать сроки проведения проверки;
  • не требовать от проверяемой организации документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. (п.7 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332).

Как подать жалобу и в каком порядке она рассматривается?

Граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», – это следует из п. 4 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332. Гражданин в своем письменном обращении должен указать наименование организации, которой оно адресовано (территориальный орган ФССП), либо ФИО соответствующего должностного лица, а также свои данные: ФИО и обратный почтовый адрес для ответа. В самой жалобе необходимо в свободной форме изложить суть претензии к конкретным лицам – должностным или юридическим. Заявитель вправе приложить документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Срок рассмотрения такой жалобы/обращения – 30 дней с даты регистрации, срок может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.

Если жалоба станет основанием проверки, то проверка будет проведена в отношении коллекторов, включенных в реестр, в порядке, установленным Приказом Минюста России от 30.12.2016 N 332.

Обращение в ФССП не лишает гражданина права написать также заявление в полицию или прокуратуру, если в действиях коллекторов усматривается состав административного правонарушения или преступления.

Как наказывают недобросовестных коллекторов?

Если в результате контрольных мероприятий подтвердится информация о нарушении коллекторским агентством требований закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, то такое агентство и его должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. Санкция данной статьи предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.

Результатом контрольных мероприятий может быть также предписание об устранении нарушений и даже решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. В последнем случае это будет означать прекращение легальной деятельности коллекторского агентства. Оспорить решение и предписание контролирующего органа агентство может в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения/выдачи (ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).

На сегодня в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, значится 80 коллекторских агентств. Остальные действуют нелегально. Изучив этот список на сайте ФССП (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic), должник может понять, с кем общается – организацией, имеющей государственное свидетельство, или «оборотнями», которые не несут никакой ответственности за свои действия.

Расскажите в комментариях о Вашем опыте общения с коллекторами.