Почему перестройка была необходима. В обществе: нарастает разочарование и недовольство

Нужна ли была перестройка? Планово-директивная экономика сталинского образца нуждалась в реформировании - руководство страны осознало это еще в 50 - середине 60-х годов. Начатые тогда реформы дали импульс новому экономическому развитию, какое-то время сохранялись высокие темпы экономического роста, произошел заметный скачок в благосостоянии советских людей. Но в начале 70-х годов реформы были свернуты, хозяйственная жизнь перешла в фазу стагнации, политическая - в фазу “застоя”.

Между тем, к началу 70-х годов в связи с резким повышением цен на энергоносители экономика Запада претерпела глубокие структурные и технологические сдвиги. К сожалению, СССР не смог адекватно ответить на этот вызов, - вместо структурной перестройки экономики, перевода ее с индустриальной на научно-техническую стадию началось наращивание нефтяного экспорта, доходы от которого шли на поддержание энергоемкой, материалозатратной и сверхмилитаризированной экономики, на дотирование восточноевропейских и ряда развивающихся стран. Шанс для экономического рывка был упущен, быстрыми темпами шло отставание советской экономики от западной. В начале 80-х годов наша экономика была уже неспособна поддерживать рост реальных доходов населения, дефицит стал изматывающим фактором повседневной жизни людей. Экономика фактически переключалась на обслуживание нужд обороны, но и с этим справлялась все хуже.

Когда в середине 80-х годов упали мировые цены на нефть, реально встал вопрос о выживании СССР как великой державы и современного индустриального государства. Экономическая реформа была необходима, страна полным ходом шла к экономической катастрофе.

Проблемы реформаторов

Политика перестройки возникла в Союзе как реакция на затухание темпов экономического роста и возрастающее отставание от развитых стран, на апатию общественно-политической жизни. Она имела своей целью обновление существующего социалистического строя и придание ему большего динамизма и авторитета на международной арене. В политике надежды возлагались на резкую смену кадрового состава в управленческих структурах и "очищение" общественной жизни на основе "гласности". В экономике был задуман грандиозный структурный маневр: предполагалось на протяжении двух-трех лет (1985-1987) резко увеличить капиталовложения в отрасли тяжелой промышленности (прежде всего - в машиностроение) и добиться смены технологий и скачка темпов роста производства в них, а затем, на этой основе, обеспечить рост в отраслях, производящих потребительские товары. Эти три лозунга - перестройка, ускорение и гласность - составляли суть первого этапа перестройки. Внутренняя политика дополнялась "новым мышлением" в международной политике, курсом на разоружение и компромиссы.

Капиталовложения в отрасли тяжелой промышленности не дали ожидаемого эффекта и, видимо, не могли дать. Дополнительные инвестиции финансировались за счет дефицита бюджета, перераспределение материальных ресурсов явно отставало. Экономика оказалась не способна к структурным маневрам, не удалось провести даже первую часть задуманного маневра, средств для развития потребительских отраслей не было.

Заметными достижениями в политической области были новая международная политика и расширяющаяся гласность. Однако, перемены затронули лишь столичные города и часть интеллигенции, носили поверхностный характер.

Выход из всех этих затруднений, казалось, был найден на путях развития экономической реформы (курс на которую был принят летом 1987г.) и перестройки политической системы (начало 1988г.): общество должно было "ожить" само. Это был колоссальный шаг вперед - смягчены и во многом фактически устранены оказались социалистические догматы, мешающие преобразованиям, конкретные мероприятия реформ становились все более прагматичными, все менее идеологизированными.

Как продолжение идей реформы 1965г. был выдвинут лозунг экономической самостоятельности предприятий (тогда - только государственных), который затем постепенно трансформировался в лозунг перехода к регулируемым рыночным отношениям. Были приняты законы, легализующие предпринимательскую деятельность (прежде всего в виде кооперативов), разрешающие предприятиям самостоятельный выход на внешний рынок, был существенно либерализован государственный сектор, перестроена система управления им.

Политическая система претерпела существенные изменения - в 1989г. были проведены первые за последние десятилетия соревновательные выборы в законодательные органы Союза, а весной 1990г. - вполне свободные выборы в представительные органы республик, а также в местные органы власти. В начале 1990г. был введен пост Президента СССР, власть быстро переходила от партийных структур к государственным.

Это движение в безусловно правильном направлении выявило изначальную упрощенность и непродуманность концепции реформ.

С 1989г. в связи с ослаблением традиционного давления партийного и государственного аппарата по выполнению планов производства и расстройством денежного обращения началось сокращение физических объемов производства. Проблемы некоторое время решались за счет внешних займов, однако, с конца 1988г. из-за резкого возрастания платежей по обслуживанию внешнего долга и сокращения производства даже в экспортных отраслях все больше стал обостряться кризис платежного баланса страны.

Крайне противоречиво развивалась и политическая ситуация.

Выборы на I Съезд народных депутатов дали трибуну различным общественным силам. На выборах 1990г. в республиканские и местные органы власти с незначительным перевесом победила радикально настроенная оппозиция во главе с Б.Ельциным в России и сепаратистские (не обязательно демократические и либеральные, но, как правило, под демократическими и либеральными лозунгами) силы в ряде других республик. Политическая борьба начала трансформироваться в борьбу национально-государственную.

В 1990-1991 годах сложилась ситуация противостояния центральных органов власти - республиканским и местным. Почти 70 лет бывшая пустой формальностью запись в Конституции страны о праве выхода республик из Союза превратилась в лозунг в борьбе за власть: ряд республик заявил о невхождении в состав СССР, другие объявили о своем суверенитете и верховенстве республиканского законодательства. Началась "война законов". Бывшее долгое время во многом формальным подчинение предприятий тому или иному уровню государственного управления превратилось в проблему разделения собственности союзной и республиканской. Местные Советы провели законы о выделении коммунальной (муниципальной) собственности из состава государственной, объявили о своем суверенитете автономные образования и т.д.

Во второй половине 1990г. страна вступила в период нарастающей политической и экономической анархии, когда существовавшие вертикальные связи тоталитарного государства стали рушиться быстрее, чем успевали их заменять горизонтальные связи гражданского общества.

В этих условиях и была предпринята попытка остановить уже набравшие инерцию деструктивные процессы на основе выработки рациональной экономической программы, предусматривавшей стабилизацию экономики на основе осуществления жесткой финансовой и денежной политики, последовательной либерализации цен, постепенного введения конвертируемости рубля, ускоренного развития рыночных структур и горизонтальных взаимосвязей предприятий, проведения широкой приватизации и земельной реформы. Предполагалось сделать ставку на добровольный Экономический Союз республик в целях стабилизации экономики и проведения реформ, центральные экономические органы - естественно перестроить в межреспубликанские управленческие структуры. Эта программа, получила название "500 дней".

Однако в процессе принятия программы союзным Верховным Советом ее содержание было фактически заменено декларациями о переходе к рыночным отношениям. С конца 1990 года начался период импровизационной экономической политики: неподготовленный переход к договорным ценам в промышленности, неудачная денежная реформа, реформа розничных цен и доходов, резкий рост дефицита бюджета и катастрофическая растрата всех валютных ресурсов государства.

После отказа от наиболее естественных форм интеграции - Экономического Союза - советское руководство активизировало усилия по достижению политической интеграции и заключению нового Союзного Договора. Однако процесс находился под сильным давлением глав республик и, особенно, России и подписание Союзного Договора должно было привести к полной реорганизации всей союзной власти, включая замену персоналий. Это и послужило фактической причиной так называемого “августовского путча”, который проходил под лозунгами сохранения СССР и предотвращения развала экономики. Однако очевидно антиконституционные действия “путчистов” не были поддержаны народом, армией, средствами массовой информации - “путч” закончился полным провалом.

С конца августа 1991 года политическая ситуация резко изменилась - союзное руководство почти в полном составе (кроме Президента СССР) скомпроментировало себя и вся структура союзной власти начала строиться фактически заново. Во многом под давлением России произошел отказ от разработанного и готового к подписанию Союзного Договора, работа законодательных структур СССР была приостановлена, Правительство СССР ликвидировано, создание дееспособных исполнительных или хотя бы координирующих союзных органов фактически не было допущено. Все усилия по созданию действенного Экономического Союза во второй раз оказались сорваны. Логичным завершением такой политики была денонсация Союзного Договора 1992г., ликвидация СССР и создание символического Содружества Независимых Государств. Это было политической трагедией, а для очень многих людей, живущих на территории бывшего СССР, стало личной драмой и по сей день воспринимается как тяжелая беда.

Тотальная либерализация экономики, начавшаяся 2 января 1992 года, позволила добиться только одной из намеченных реформаторами целей - устранения дефицита. Не была решена другая задача, на которую была сделана главная ставка, - снизить инфляцию в течение нескольких месяцев. Основные причины неудачи: игнорирование сверхмонополизированной структуры экономики, рассечение хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, пренебрежение проблемами собственности и поведением предприятий на микроуровне. Приватизация была проведена по экономически бессмысленному и социально ущербному “номенклатурному” варианту, при котором контроль над собственностью перешел к “директорскому корпусу” на фоне огромного количества “титульных”, то есть символических собственников. Исключительно высокой оказалась цена реформ: спад производства, падение жизненного уровня большинства населения, резкая поляризация доходов, обостренное переживание социальной несправедливости, быстрая криминализация экономики.

Поведение реформаторов определяли: жесткая приверженность теоретическим схемам наряду с пренебрежением экономическими реалиями России, нежелание идти на компромиссы, прямолинейность, приверженность тактике лобового удара, невнимание к социальным последствиям экономических преобразований. Все это очень быстро привело к обострению отношений с Верховным Советом России, политическая ориентация которого менялась под влиянием настроений тех слоев населения, которые претерпели наибольший ущерб от неудачных реформ. Провал всех планов и обещаний Президента и Правительства России, политическая бездарность исполнительной власти и неумение разрешить конфликт с Верховным Советом политическими методами подтолкнули президента Б. Ельцина к серии нецивилизованных действий, закончившихся фактической отменой Конституции и разгромом парламента. Ответственность за кровопролитие 3-4 октября 1993 года несут обе стороны конфликта - Президент, ставший инициатором конфликта, а также Верховный Совет и его сторонники, которые не смогли остаться в рамках мирных действий по стабилизации ситуации.

Одержав силой оружия победу над парламентом, президент закрепил ее в Конституции, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Роль законодательного органа - Государственной Думы, была принижена Конституцией до такой степени, что он оказался неспособным влиять на принятие важнейших решений.

В условиях полной бесконтрольности не могла не заявить о себе вновь склонность президента к силовому авантюризму при разрешении сложных политических проблем. Поводом на этот раз послужила ситуация в Чечне, где в силу длительного бездействия, ошибок и провалов федеральных властей возник и укрепился криминально-сепаратистский режим генерала Д. Дудаева. Не имея ни терпения, ни умения распутать образовавшийся клубок проблем политическими методами, рассчитывая на то, что скорая победа, укрепит его пошатнувшийся авторитет, президент Ельцин отдал приказ о вводе войск в Чечню, что положило начало длительной, кровопролитной и бесперспективной войне на Северном Кавказе.

Результаты реформ: что нас тревожит?

Конечно, безошибочных реформ не бывает. Но наша страна прошла уже длительный путь - 10 лет активных усилий по проведению всеобъемлющих реформ. За этот период было достигнуто многое - пробивают себе дорогу многие демократические свободы, сломана мощнейшая партийно-административная машина по руководству обществом и экономикой. Однако, мы не испытываем удовлетворенности произошедшими преобразованиями. Мы сегодня не уверены даже в главном - в необратимости происходящих перемен. Что нас тревожит?

В политике: авторитарные тенденции на фоне дезорганизации и беспорядка

В настоящее время в России фактически отсутствует разделение властей. Законодательная власть не имеет возможности контролировать исполнительную. В своем нынешнем составе парламент не может реализовать даже те ограниченные возможности, которыми он располагает (как это показала, в частности, кавказская война). Судебная система не обеспечивает ни эффективной борьбы с преступниками, ни защиты прав граждан. Руки президента развязаны до такой степени, что это уже представляет угрозу для безопасности и стабильности такой огромной страны как Россия. Правительство формально ответственно перед Государственной Думой, но оно не имеет своей политики, поскольку целиком зависит от президента. Президент не присягал на новой Конституции, не избирался народом после того, как отменил старую Конституцию, процедура конституционного отрешения его от должности практически нереализуема.

Административный произвол господствует не только на федеральном уровне, но и в регионах, где представительные органы ослаблены, а местное самоуправление так и не введено. Усиление исполнительной вертикали не принесло долгожданного порядка. Скорее наоборот: освободившись от контроля извне, власть перестала контролировать себя изнутри, что ведет к ее разложению. Самое опасное - утрата контроля над передачей властных полномочий, которые порой даруются власть имущими (начиная с президента) “с барского плеча” либо просто растекаются по непредсказуемым направлениям, рано или поздно попадая в нечистые руки.

На всех уровнях власть облеплена “раковыми опухолями” избыточных бюрократических структур, клановых и лоббистских образований. Все это - питательная среда для процветания коррупции и организованной преступности. Полным ходом идет сращивание мафии с государственными органами. Милицию превращают в наемную силу, обслуживающую либо власть имущих, либо организованную преступность. Честные профессионалы уходят из правоохранительных органов, отчаявшись обрести поддержку и понимание своих проблем у политического руководства страны. В результате государство оказывается бессильным, а граждане беззащитными перед разгулом преступности.

Нынешнее политическое руководство не готово признавать ошибки, эффективно их искоренять, оно все больше озабочено проблемой сохранения власти. Добиваясь этой цели, оно идет на сближение с самыми реакционными националистическими силами, пытается восстановить пошатнувшийся авторитет безответственными средствами, вплоть до развязывания кавказской войны, создает административными методами “партию власти”. Все это свидетельствует о том, что не только нынешнее руководство, но и вся политическая система России переживает глубокий кризис.

В экономике: отсутствует фундамент для экономического роста.

Шесть лет продолжается спад производства, уже четвертый год - высочайшими двузначными темпами. Отсюда неполная занятость и рост официальной безработицы, крайне низкая зарплата, на рынке господствуют импортные товары. Уже более трех лет держится опасно высокий уровень инфляции. В результате тают сбережения населения, раз за разом накатывается волна финансовых спекуляций, уменьшаются возможности долгосрочных инвестиций людей в образование, покупку жилья, товаров длительного пользования.

Правительство в этой ситуации видит своей главной целью сбить инфляцию любой ценой. Используя почти только монетарные методы, руководство России каждый раз проваливает амбициозные планы по сокращению роста цен. Однако, средства, которые оно использует приводят к росту неплатежей между предприятиями и недоимкам в бюджет, кризису банковского сектора, задержкам с выплатой пенсий и зарплаты на крупных предприятиях, падению доходов основной массы населения, и в конечном счете - опять к повышению инфляции. Резко ухудшается финансовое положение предприятий и государства в целом, сокращаются инвестиции и углубляется спад производства. Как следствие, инфляционное давление вновь увеличивается. Экономика оказывается в порочном круге: спад провоцирует инфляцию, инфляция - дальнейший спад.

Единственный сектор экономики, который быстро развивается - это теневая экономика в торговле, финансовых услугах, внешнеэкономической деятельности. Этот теневой сектор, получая сверхдоходы, практически не платит налогов. За счет этих денег подкупаются государственные чиновники, финансируется организованная преступность, огромные средства уходят на приобретение предметов роскоши, покупку недвижимости за рубежом при обнищании значительной массы населения. “Грязные” деньги все больше рвутся к власти. Видимое благополучие - дорогие импортные товары, роскошные гостиницы, казино, мерседесы - достигается за счет частичного перераспределения доходов, выручаемых от разницы между мировыми и внутренними ценами на энергоресурсы. Как только этот резерв будет исчерпан и цены сравняются - экономический кризис обострится еще больше.

Тот строй, который формируется в стране, все более напоминает период “дикого” капитализма, который развитые страны пережили еще 100-200 лет назад. Ведется жестокая и порой кровавая борьба за раздел сфер влияния, за доступ к природным ресурсам и государственной собственности. Коммерческие структуры сращиваются с государственной властью, в том числе на самом высоком уровне, формируются государственно-монополистические экономические группировки. Российский гражданин выброшен из процесса этой грандиозной дележки собственности. Ценности демократии, индивидуальных прав и свобод человека, честной конкуренции все более оказываются пустыми разговорами. В реальности же создается сверхмонополизированная “мафиозная” экономика и олигархическое криминально-полицейское государство, равнодушное (а подчас и враждебное) к интересам основной массы населения.

В обществе: нарастает разочарование и недовольство.

Цены продолжают расти и правительство уверяет нас в том, что это - плата за наше приближение к лучшей жизни. Зарплата не поспевает за ценами, тем более, что выплачивается она подчас с огромными опозданиями, то есть в обесцененном виде. Массовое обнищание происходит на фоне сверхобогащения (чаще всего - незаконного) немногочисленных привилегированных групп. Это вызывает у людей острейшее чувство социальной несправедливости.

Преступность принимает все более разнообразные личины. Оставаясь бичом наших улиц, она также научилась открыто и почти законным образом влезать в наши кошельки. Государство же с ледяным спокойствием взирает на то, как мошеннические финансовые компании-пирамиды одна вослед за другой обирают доверившихся им граждан.

Многие люди пытаются проявить себя на ниве предпринимательства. Но здесь их подстерегают рэкетиры, коррумпированные чиновники и огромные налоги, которые нужны правительству для того, чтобы сбалансировать бюджет. При этом от налогового бремени страдает не тот, кто получает колоссальные и уходящие из-под контроля доходы, а тот, кто в силу своей честности беззащитен перед налоговым произволом государства.

Стоит ли после всего этого удивляться, что власть и политика не вызывают доверия у граждан? Люди утрачивают желание формировать политику, не верят в свою способность оказывать какое-либо влияние на власть. На фоне всеобщей апатии выделяется агрессивное меньшинство, готовое добиваться передачи власти в руки экстремистов националистического и левацкого толка.

Нам сегодня нужна не стабильность сложившейся политической и экономической системы, а реальные усилия по ее реформированию практически на всех направлениях.

Однако методы реформирования должны быть решительно изменены.

Реформы должны быть максимально прагматичны и исходить из конкретных нужд людей, а не идеологий и теорий. Они должны вытекать из самой жизни, а не навязываться людям “сверху”.

Реформы должны быть плавными, хватит радикализма и упрямства.

Реформы должны быть нацелены на возможность быстрого получения заметных результатов, но не подменяться сменой вывесок. Люди должны видеть “свет в конце тоннеля”, ощущать перемены к лучшему.

Реформы должны проводится в интересах основной массы населения России, а не горстки наиболее удачливых и предприимчивых. Люди должны быть уверены, что власть действует исходя из их потребностей, доверять политическому руководству страны.

Реформы должны быть мирными и безопасными для всей страны и каждого человека.

На этом и строится программа ЯБЛОКА.

  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.

    В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

    Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

    Причины перестройки:

      Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

      Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

      Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

      Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

      Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

    Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

    В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С.Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

    В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

    Началась борьба с «нетрудовыми доходами». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

    В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

    К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

    После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславская представили хороший п роект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

      Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

      Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

      Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

      Отказ от монополии внешней торговли.

      Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

    Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

    Посмотрим, какие же законы были приняты.

    В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

    С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

    Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

    В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

      Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

      Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

      Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

      Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

      Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

    По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

    В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности, и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

    В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка, в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

    У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки:

      Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

      Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

    Подробное решение параграф § 37 по истории для учащихся 11 класса, авторов Данилов Д.Д., Петрович В.Г., Беличенко Д.Ю., Селинов П.И., Антонов В.М., Кузнецов А.В. Базовый и углубленный уровень 2016

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Какой вопрос может возникать у вас, если исходить из этого противоречия?

    Нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась?

    Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.

    Нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась? Совпадет с авторским.

    ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

    Объясните значение понятий командная (плановая) экономика, рыночная экономика, социализм, тоталитаризм, демократия.

    Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления.

    Рыночная экономика (англ. market economy) - экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

    Социализм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный») - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы. В марксизме социализм считается переходной фазой от капитализма к коммунизму. Согласно определению энциклопедии Британника, социализм - это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами.

    Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, стремящийся к полнейшему (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

    Тоталитаризм в политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

    Демократия (др.-греч. δημοκρατία «власть народа» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

    1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

    2. Народ является единственно легитимным источником власти

    3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

    Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

    Вспомните, какие проблемы встали перед экономикой нашей страны в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

    Перед экономикой нашей страны в конце 1970-х – начале 1980-х гг. встали проблемы:

    Низкая эффективность работы промышленных предприятий вследствие низкой производительности труда

    Кризис в сельском хозяйстве

    Рост инфляции

    Свертывание реформ в промышленности

    Уровень благосостояния поддерживался за счет продажи нефти

    Дефицит товаров народного потребления, т.к. эти товары не практически производились или не пользовались спросом у населения.

    Подумайте, за счёт чего происходило повышение уровня жизни в странах Запада в 1950–1980 гг.?

    После Второй мировой войны государства Запада сумели достичь уровня «всеобщего благоденствия» за счёт перераспределения налогов и беспощадного ограбления бывших колоний, на территории которых создавались предприятия по производству современных товаров, где имелся огромный рынок сырья, сбыта и дешёвой рабочей силы

    Как вы думаете, какое влияние оказала на мир и СССР «холодная война»?

    На мир и СССР «холодная война» оказала сильное влияние. Мир находился в противостоянии двух лагерей – капиталистического и социалистического. Ведущие страны были втянуты в гонку вооружений вместо того, чтобы вкладывать денежные средства в образование, медицину, науку и культуру.

    В результате «холодной войны» экономика СССР из-за высокого напряжения и нагрузки вступила в полосу глубочайшего кризиса.

    Что, на ваш взгляд, стало результатом кратковременного правления Ю.В. Андропова?

    Широкий масштаб эти действия приобрели с декабря 1982 г., когда новый генсек стал вводить меры по укреплению производственной и трудовой дисциплины. Парткомы и профкомы боролись с пьянством на производстве, но антиалкогольных кампаний не проводили, и одну из марок водки народ стал называть «андроповкой». Начавшаяся борьба Ю.В. Андропова с хищениями, взяточничеством, коррупцией положительно воспринималась большинством советских людей.

    1983 г. закончился с хорошими показателями производительности труда, темпов роста производства.

    Преобразования, которые успел осуществить Ю.В. Андропов, не затронули основ плановой экономики и политической системы страны. Они укрепляли трудовую дисциплину, боролись с коррупцией в высших эшелонах партийно-государственной номенклатуры. Это нужно было для наведения порядка.

    Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны.

    Как вы думаете, почему М.С. Горбачёву не удалось командно-административными методами предотвратить начало социально-экономического кризиса в стране?

    М.С. Горбачёву не удалось командно-административными методами предотвратить начало социально-экономического кризиса в стране потому, что были необходимы коренные преобразования – смена форм собственности, переход к рыночной экономике.

    Сделайте вывод: нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась?

    Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. Именно поэтому М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны.

    Как вы думаете, зачем понадобились политические реформы в стране в обстановке неудачных преобразований в экономике?

    Политические реформы в стране в обстановке неудачных преобразований в экономике понадобились как раз для того, чтобы провести удачные преобразования в экономике. Так в январе 1987 г. М.С. Горбачёв и заявил, что перестройка в экономике невозможна без серьёзных политических реформ.

    Сделайте вывод по проблеме: нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась.

    Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. Именно поэтому М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны. Стране были необходимы коренные преобразования – смена форм собственности, переход к рыночной экономике.

    Преобразования, которые успел осуществить Ю.В. Андропов, не затронули основ плановой экономики и политической системы страны. Они укрепляли трудовую дисциплину, боролись с коррупцией в высших эшелонах партийно-государственной номенклатуры.

    М.С. Горбачёв кардинально изменил политическую систему, обеспечил демократизацию общества, гласность принимаемых решений, попытался модернизировать экономические основы государства, начав переход от плановой экономики к рыночной.

    Хронология попыток перестройки социализма в 1982–1991 гг.

    Выделите по 3–4 самых главных события в социально-экономической и политической жизни СССР в данные годы.

    События в социально-экономической жизни

    – Август – разрешение создавать кооперативы по переработке вторсырья и совместные предприятия.

    – Февраль – постановление об организации кооперативов – возрождение предпринимательства в сфере частной торговли, обслуживания и мелкого производства (частная собственность по-прежнему запрещена, т.к. социалистическим нормам отвечает только коллективная кооперативная собственность).

    – начало экономического кризиса – нехватка необходимых продуктов и промышленных товаров, т.к. падение цен на нефть не позволяет закупать их на Западе в прежних объемах.

    – председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков предлагает программу перехода к регулируемому рынку

    – разрастание экономического кризиса – падение производства советских предприятий и колхозов на 15–20%, что при сохранении высоких зарплат приводит к массовому дефициту (невозможности купить товары первой необходимости).

    – Май – Председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков предлагает программу перехода к рынку за 10 лет. Демократы критикуют её, предлагая альтернативные программы, в т.ч. «500 дней» Шаталина– Явлинского.

    – Осень – не удалось спасти большой урожай, массовые перебои с продуктами, введение карточек в отдельных областях. Горбачёв (в отсутствие высоких цен на нефть и газ) вынужден взять кредиты в странах Запада для закупки продовольствия. Начало поставок гуманитарной помощи.

    События в политической жизни

    1982 г. – Ю.В. Андропов избран Генеральным секретарём ЦК КПСС.

    1986 г. – Февраль–март – XXVII съезд КПСС – депутаты в стиле старых времён без дискуссий единогласно одобряют предложенную высшим руководством (Политбюро ЦК КПСС) новую Программу и новый Устав партии

    – Декабрь – демонстрации казахской молодежи под лозунгом «Казахстан – казахам!» после снятия местного руководства компартии Казахстана и назначения на его место русского.

    – Горбачёв объявляет политику перестройки социализма и гласности.

    – на телевидении и в печати появляются материалы об «искривлениях» социализма в период «сталинизма и застоя», журналисты получают возможность ограниченно излагать собственное мнение, но без критики основ социалистического строя и действующего руководства страны.

    – Октябрь – на Пленуме ЦК КПСС 1-й секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин выступил с критикой низких темпов реформ Горбачева (за это Ельцин снят с партийных постов).

    – Весна – начало армяно-азербайджанских столкновений в Нагорном Карабахе (области, населённой преимущественно армянами, но входящей в состав Азербайджана).

    – XIX партийная конференция КПСС – решения о необходимости политической реформы, демократизации (передача реальной власти Советам, альтернативные выборы и т.п.); проявление раскола в высшем партийном руководстве: критика Б.Н. Ельциным низких темпов реформ и ответная критика позиции Б.Н. Ельцина.

    – первые в истории СССР выборы народных депутатов на альтернативной основе: в крупных городах вместо традиционных представителей партийно-хозяйственной номенклатуры были избраны выступавшие против них известные деятели культуры или молодые люди демократических взглядов, в Москве победу одержал Б.Н. Ельцин (снятый со всех партийных постов).

    – 25 мая – открытие Первого съезда народных депутатов СССР, прямая трансляция его заседаний по телевидению. Большинство депутатов традиционно поддерживают действующее руководство КПСС во

    главе с Горбачёвым, который избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР; одновременно часть депутатов образует оппозицию «демократов» – межрегиональную группу.

    – Лето – быстрая политизация советского общества: начало массовых митингов демократов (сторонников западной модели развития – демократия и рыночные реформы), коммунистов (сторонников сохранения советского строя) и национал-патриотов (сторонников особого национального пути для России – при сохранении союзного государства, для национальных республик – при отделении и образовании своих государств).

    – Июль – начало шахтёрских забастовок: от протеста против тяжелых условий труда и перебоев с продуктами в магазинах забастовщики быстро переходят к критике партийно-государственной номенклатуры, которая, пользуясь своими привилегиями (закрытые столовые, продуктовые пайки, спецмагазины и т.д.), может вести образ жизни, недоступный основной массе граждан.

    – Январь – массовые (100-тысячные) демократические демонстрации в Москве и других городах с требованием немедленного перехода от плановой экономики к рыночной и от диктатуры компартии к

    реальной демократии.

    – Март – съезд народных депутатов СССР по инициативе Горбачёва принимает поправки к Конституции СССР: отмена статьи о руководящей роли КПСС, введение многопартийности, поста Президента СССР. На Съезде народных депутатов СССР (а не прямыми выборами) Президентом избран М.С. Горбачёв.

    – 12 июня – Декларация о государственном суверенитете России, при этом реальная власть на территории страны остаётся у союзного центрального правительства. Начинается противостояние союзного руководства во главе с М.С. Горбачёвым и нового российского руководства во главе с Б.Н. Ельциным.

    – Январь – образование на Съезде народных депутатов СССР группы «Союз», выступавшей за сохранение союзного государства и социалистического строя. Консерваторы в руководстве КПСС и союзного правительства требуют от Горбачёва решительных мер по подавлению демократических и националистических движений, разрушающих СССР. В Литве и Латвии советские войска попытались распустить избранное руководство местных Советов, но против выступили тысячи местных граждан, большая часть местной милиции. Не решившись на массовое кровопролитие, Горбачёв приказывает прекратить военные операции.

    – 17 марта – референдум о сохранении СССР проведён в части союзных республик (руководства Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии и Армении, выступавшие за выход из СССР, не проводили референдум на своей территории). Большинство голосовавших граждан (76%) выступили за сохранение Союза.

    – 19–21 августа – попытка государственного переворота ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению, образованного ключевыми министрами правительства СССР). Отстранение Горбачёва от власти, отмена всех демократических свобод и объявление программы мер для сохранения союзного государства и основ социалистического строя. Резко против выступает руководство РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным. Лидеры ГКЧП не решаются на активное использование силы, армия и КГБ выходит из-под их контроля, члены ГКЧП арестованы, Горбачёв вернулся к исполнению своих обязанностей Президента СССР.

    – 23 августа – указом Б.Н. Ельцина запрещена деятельность КПСС – главный становой хребет советской системы управления, связывавший между собой республики, перестал действовать.

    – 8 декабря – лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) на совещании в Беловежской Пуще принимают решение о денонсации договора об образовании СССР, его роспуске и создании Содружества Независимых Государств (СНГ), отвергая тем самым идею даже конфедеративного объединения бывших советских республик.

    – Официальное исчезновение СССР с политической карты мира.

    ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Сравните две цитаты из одного и того же интервью одного из идеологов перестройки – А.Н. Яковлева о существовании «плана перестройки». В чём эти две цитаты дополняют друг друга, а в чём отчасти противоречат?

    Эти две цитаты дополняют друг друга в том, что конкретного плана перестройки не было.

    И противоречат в том, что 1 цитата отвергает существование плана, а 2 цитата утверждает, что был замысел политических преобразований

    Какую проблему можно сформулировать на основе приведённых текстов? Сравните с авторским вариантом.

    Существовал ли замысел, план перестройки? Совпадает с авторским.

    Прочтите отрывки из воспоминаний людей, принимавших непосредственное участие в перестройке. Как вы считаете, можно ли, основываясь на них, сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки?

    Основываясь на воспоминаниях людей, принимавших непосредственное участие в перестройке, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

    Сделайте вывод по проблеме: существовал ли замысел, план перестройки?

    Основываясь на документах и других источниках, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

    Проанализируйте тексты историков и сделайте вывод по проблеме: существовал ли замысел, план перестройки?

    На основании анализа текстов историков, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

    Экономическая модель СССР разительно отличалась от эталонной капиталистической. При этом она имела свои плюсы и минусы в реализации, поэтому её нельзя однозначно оценить (ни как лучшую, ни как худшую, сравнительно с западной). В частности нобелевский лауреат в области экономики (1994) Джон Нэш, чьё имя стало широко известно после х/ф «Игры Разума», считал что в ряде случаев она более эффективна - за счёт гибкости с которой можно было перераспределять ресурсы. Это актуально при решении глобальных задач, например, космонавтика в СССР развивалась намного стремительнее нежели в США, при этом денежных средств на её развитие расходовалось значительно меньше.

    Тем ни менее, это не спасло советскую экономику от упадка. То, что страна движется к банкротству (но не развалу) руководство партии заметило ещё середине 80-х, что и стало причиной начало горбачёвской «Перестройки». Сам ГМС определял её, первую очередь, как перестройку сознания . Что бы понять что-же конкретно собирался перестраивать последний президент СССР, мне придёт продолжить начатый исторический экскурс с последующим возвратом к данному вопросу.


    Итак, некоторые люди считают, что в развале СССР виноват именно Горбачёв со своей не доведённой до конца затеей. Это в корне не верно. Советская Империя начала чахнуть задолго до прихода Горбачёва к власти, причём только он из всех своих предшественников попытался проанализировать ситуацию и что-то предпринять. Но, согласитесь, было бы неправильным обвинять врача, слишком поздно взявшегося за лечение больного, в его неминуемой смерти. Впрочем, неминуемость смерти первого социалистического государства вопрос спорный. Да, но пожалуй роковым фактором стала неуёмная, но объяснимая жадность будущих глав независимых государств. Дело в том, что с началом Перестройки, страна начата окунаться в ещё незамутнённые воды рыночной экономики и перспективы открывались сказочные. Естественно что те, кто понимал откуда дует ветер, не хотели оказаться в стороне, но будучи «вторыми» президентами они не могли гарантировать себе светлого будущего, т.к. в любой момент могли быть сняты с должности со всеми вытекающими. План был прост - путём территориального дележа, отстранить от власти «первого» и прочно закрепится на вершине вновь образованных суверенных субъектов (если не ошибаюсь, Александр Коржаков, в одном из интервью говорил что, после отстранения Горбачёва от власти, Ельцин встал перед висящей на стене картой России, распростёр руки и воскликнул - «Это всё теперь моё»). В середине 1991-м была предпринята попытка пресечь сей заговор. Событие это вошло в историю как августовский Путч, организаторы которого не имели утверждённого плана действий, но, в общих чертах, задумывали следующее:

    1. отстранить от власти ГМС, т. к. он, по мнению путчистов, был не способен остановить надвигающийся крах Империи (последующее развитие событий показало что они были правы)
    2. сохранить территориальную целостность страны.

    Осуществить это, при наличии соответствующих полномочий, было не трудно, возможно именно по этой причине, путчисты не слишком форсировали события, но из-за несогласованности, да и, что там говорить, - нерешительности, не смогли даже толком захватить власть. Да и ЕБН не дремал. Взяв события под контроль он

    1. Восстановил конституционный порядок, вернув ГМС на место, чем значительно повысил свой политический рейтинг.
    2. Устранил политических конкурентов, которые могли помещать ему осуществить «провозглашение независимости» (с 1992 по 2002, 12 июня именовался «Днём принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» или, в простонародье «Днём Независимости»)

    В результате в 8.12.1991 был подписан знаменитый беловежский договор.

    Вообще, историкам следовало бы характеризовать Путч 91-го как неудавшуюся попытку сохранения СССР, а подписания «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» - удавшимся переворотом. Но историю, как известно, пишут победители.

    Что же мы получили в итоге. А в итоге, страна пошла по капиталистическому пути, а Перестройка была похоронена и забыта.

    А между тем, сегодняшняя экономическая модель России ещё очень далека от эталонной капиталистической. Фактически мы застряли где-то на полпути.

    Так чём же была проблема советской модели ? Говоря общими словами - в неэффективном расходовании денежных средств. Денег в бюджет поступало меньше, чем расходовалось. И дело было не только, да и не столько (хотя и в этом тоже) в сокращении источников дохода, а в том, что тратились они неразумно и относительно бесконтрольно . Именно эта проблема была унаследована нашим государством и жива по сей день. Проиллюстрирую на примере.

    Расходы той или иной самостоятельной административной единицы (города, области, региона..) планируются загодя (это уже звучит нелепо, но только не для тех, кто работал по этой схеме ни одно десятилетие). Так вот, в конце каждого года Руководство города N ломает голову - сколько же денег просить у Москвы. Сложность в том, что нельзя попросить N-ную сумму на ремонт мостов, а потом потратить их на озеленение улиц - сиё классифицируется как нецелевое использование бюджетных средств и карается по все строгости закона, вплоть до уголовки. Поэтому каждое ведомство N-ской администрации пишет свой вариант челобитной. Так хозяйственники, среди прочего, хотят заложить в бюджет ремонт городских дорог. Какую же сумму вписать, если достоверно неизвестно сколько дорожного полотна придёт в негодность в ближайшие полгода (зимой у нас асфальт, слава богу, не кладут)? Самый простой способ - взять за основу прошлогодние цифры, прибавить к ней небольшой «запас» (проси больше — получишь сколько надо) и помножить на коэффициент инфляции. Если этого кажется недостаточно, можно просчитать изменения тарифов на материалы и работу за предыдущие годы, выведя некий коэффициент роста цен. Вероятнее всего он окажется больше коэффициента инфляции. В общем - кручу-верчу-запутать-хочу, правда все эти арифметические нагромождения требуют детального обоснования, но, по это существу ничего не меняет - при желании можно обосновать любую цифру и цифры эти, как я уже сказал, ВСЕГДА завышены.

    Наконец бюджет расходов утверждён. И руководство n-ска приступает к его освоению. Асфальт укладывается там, сям... наконец всё что хотели обновить - обновили, а деньги остались. Что делать? За недорасход скорее накажут, чем похвалят. Логика простая - ты сам мотивировал траты, а значит это твоя ошибки, стало быть и сидишь ты не на своём месте... В общем, дабы не оказаться в дураках, деньги продолжают тратить, но - в рамках целевой статьи, что гарантирует, что, с точки зрения закона, ничего не нарушено, не украдено, не распилено. А главное такое бестолковое транжирование практически невозможно выявить и с точки зрения Москвы - все траты были необходимыми и обоснованными (стало быть на следующий год...)

    Живя в Тюмени неоднократно наблюдал, как ежегодно асфальт меняется на одних и тех же улицах. И ладно бы ещё он был вдребезги разбитым (хотя если дорога убивается за год - это тоже бардак)...

    Сей маразматический подход, как я уже сказал, был унаследован от СССР, но если в тогда Горбачёв хотя бы пытался как-то исправить ситуацию, делая ставку на рационализацию трат (для чего и необходимо было перестраивать мышление - что бы сама модель не поощряла дуристику), то сегодня Путин и его команда пытаются выправить бюджетный дефицит исключительно за счёт

    1. Увеличения налоговых ставок (это вроде как должно увеличить приток средств).
    2. Сокращения статей расходов;

    Первый пункт заслуживает отдельного эссе, а вот второй разъясню, ибо устранение расписанного выше бардака сюда, увы, не входит. Сокращения производится за счёт перевода бюджетных организаций на... хозрасчёт (знакомое слово?) или, говоря современным языкам - самоокупаемость. Сначала была медицина, за ней пошли образовательные учреждения... в общем все завоевания социализма, потихоньку сливаются, по лозунгами модернизации экономической политики.

    Понятно, что уменьшение «нахлебников» может несколько сократить бюджет, но изменение самой модели расходов способно дать 30 (если не более) процентов экономии, что попросту исключит необходимость отказываться от социальных льгот.

    А теперь вспомните Перестройку. Тогда в ходу было много «модных» словечек, казавшихся прозападными - гласность , демократия . А между то и другое были призваны - вскрыть неочевидные (для верхов) организационные проблемы (например антиалкогольная компания 85-го, ставила своей целью, в первую очередь, борьбу с пьянством на производстве, только лишь присовокупив социальные мотивы, но в итоге оказалось, что проблема экономического спада была несколько в другом). Или другое слово той эпохи - бесхозяйственность . По недоразумению оно применялось, скорее как ругательство там, где производственный коллапс был наиболее очевидным, а ведь, по замыслу, бесхозяйственность - суть концептуальный дефект системы управления конкретно-взятого предприятия, когда выстраиванию эффективной модели производства мешало отсутствие должной мотивации у руководства (прежде всего - отсюда и название) и исполнителей. Сейчас кажется очевидным, что данная проблема носила повальных характер и слово «конкретно-взятого» здесь лишнее, но в начале Перестройки, ситуация воспринималась не такой удручающей.

    Подытоживая скажу, да Перестройка была, что мёртвому припарки, во всяком случае в том виде, в котором она осуществлялась, но сама проблема неэффективного управления финансовыми потоками именно в бюджетной сфере была, ради устранения которой Перестройка и была задумана, как говориться - имела место быть. И, если мы хотим сохранить хоть что-то из социалистических завоеваний, необходимо вернуться решению данного вопроса, тем более что даже просрав все соцзавоевания, мы рискуем не остановиться на этом и повторить судьбу Греции (пока ещё не плачевную, но всё к этому идёт)

    Вся ее хитрость заключалась в интенсификации труда, но без повышения заработных плат. То есть хотели выехать на людях, еще более эксплуатируя их. Естественно подобный эксперимент сорвался. Не было дураков вкалывать интенсивнее за те же деньги. Существовал Госплан, были расценки и нормы выработки. В случае перевыполнения плана повышались нормы при тех же расценках. Зачем было народу работать интенсивнее? Незачем. И перестройка рухнула, закончившись распадом СССР, а перед этим был опереточный путч.

    Сегодня, при капиталистических отношениях и введении частной собственности на средства производства, нет нужды понукать рабочих. Они сами знают, как поработаешь, так и заработаешь. Вот только зарплаты на госпредприятиях, да и у некоторых частных предпринимателей очень малы. А, следовательно, газеты пестрят объявлениями о найме на работу при существующей безработице в стране. Только зарплаты на таких работах в основном меньше прожиточного минимума. Никто и не будет, естественно, работать себе в убыток. На маленькие ставки пойдут трудиться только пенсионеры.
    Сколько государственных программ рухнуло в . Хрущев строил коммунизм, до того достроил, что убрали Никиту с высокого поста втихаря. Потом, при последних месяцах правления Леонида Брежнева объявили о продовольственной программе, действовавшей до 1990 года. Выполняли ее, выполняли, сегодня живем на «продовольственной игле» Запада. Свернули и программу жилищного строительства. Покупай вон сегодня любую квартиру, если деньги есть. А они есть далеко не у каждой семьи, особенно молодой.

    Слушая сегодня выступление премьера, где он говорит о модернизации, горько и обидно. Как далекий отголосок социалистической экономики, звучат его слова. Чего модернизировать-то? Промышленность, которая при смерти? Или экономику, подпитываемую нефтью и газом? Или может вывести новый сорт людей-рабов?

    Модернизировать что-то, реально работающее, можно. Вот, к примеру, в США можно провести модернизацию сельского хозяйства. Оно, по выражению одного тамошнего профессора, может потянуть за собой, как локомотив, всю экономику. А при нормальном его функционировании отпадет всякий за ним контроль. Чем ниже цены на продовольственные продукты, тем легче жить народу, тем богаче будут граждане страны, тем успешнее можно развивать промышленность. Вот так.