Стандарты экономического субъекта применяются. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

В законе « О бухгалтерском учете» дано следующее определение стандарта бухгалтерского учета и международного стандарта. Стандарт – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

В зависимости от назначения и статуса статья 21 закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относит:

‒ федеральные стандарты;

‒ стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

‒ определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

‒ допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

‒ порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

‒ требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

‒ план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

‒ условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

‒ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;



‒ состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

‒ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Они применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Основными нормативными документами первого уровня в настоящее время являются: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде таблицы.2.1:

Таблица 2. 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие решения
1 уровень – Федеральные стандарты Федеральные законы, постановления, указы, кодексы Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ
2 уровень – Отраслевые стандарты Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ
3 уровень – Рекомендации в области бухгалтерского учета Методические указания, инструкции, письма Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др.
4 уровень – Стандарты экономического субъекта Организационно – распорядительная документация (приказы, распоряжения и т.п.) Экономические Субъекты

Важное значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимает Федеральный закон № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» вводится в действие с 1 января 2013 г. и состоит из четырех глав, включающих 30 статей (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Структура Федерального закона «О бухгалтерском учете»

В законе расширен перечень лиц, на которые возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета. Действие закона распространяется также на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

В федеральном Законе «О бухгалтерском учете» введены конкретные квалификационные требования к главным бухгалтерам ОАО, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с ценными бумагами.

С введением закона в действие упраздняются обязательные унифицированные формы первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта и должны содержать ряд обязательных реквизитов, перечисленных в законе. Первичные документы теперь могут быть составлены и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В Законе сказано, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено законодательством. Исправление должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Вводятся обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета. Формы регистров учета утверждает руководитель организации с учетом этого требования.

Во второй главе Федерального закона «О бухгалтерском учете» также дается характеристика таких элементов метода бухгалтерского учета как инвентаризация, оценка, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, понятие отчетной даты и отчетного периода, особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, понятие внутреннего контроля.

Третья глава посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. В ней раскрываются принципы и документы регулирования бухгалтерского учета, состав субъектов регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета, вводится понятие совета по стандартам бухгалтерского учета и приводится программа разработки федеральных стандартов. В законе предложен принципиально новый подход в принятии норм права и новый терминстандарт бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта разрабатываются экономическими субъектами самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия – носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

Наряду с государственными органами управления бухгалтерского учета (Минфином), Закон № 402 –ФЗ говорит о негосударственных органах управления – это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т. ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.

Инициатором и разработчиком стандартов должны выступать именно негосударственные органы управления бухучета. Именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется государственным органом – Министерством Финансов.

Если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно.

Стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Закон гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам.

Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Закон № 402 –ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений и дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права.

Четвертая глава включает заключительные положения в части сроков и порядка хранения документов бухгалтерского учета и раскрывает особенности применения настоящего Федерального закона.

Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в работе аппарата бухгалтерии экономического субъекта в современных условиях развития рыночной экономики возрастает. В тоже время при их формировании расширяется роль бухгалтерского сообщества, независимых общественных организаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой основной документ в области бухгалтерского учета Вы знаете?

2. Какие документы относятся к первому, второму, третьему и четвертому уровню нормативного регулирования бухгалтерским учетом?

3. Назовите основные положения Федерального закона № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Назовите принципы регулирования бухгалтерским учетом.

Стандарт экономического субъекта - инструмент управления (Диркова Е.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Мы привыкли к тому, что учетная политика регламентирует и вопросы организации учета. Между тем такой подход устарел. Для этих целей законодатель предусмотрел специальный документ - стандарт бухгалтерского учета экономического субъекта.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает два внутренних документа, регламентирующих ведение учета:
- учетную политику;
- стандарт экономического субъекта.
Из них первый является традиционным и его наличие обязательно. Второй введен в правовое поле только с 01.01.2013 и применяется в добровольном порядке. Формально без него можно обойтись. Каково его назначение и в чем целесообразность внедрения?

Сопоставляем понятия

Мы привыкли руководствоваться определением учетной политики, приведенным в п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Между тем все ПБУ подлежат применению в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Однако противоречий между ПБУ 1/2008 и Законом 402-ФЗ автору выявить не удалось.
Главная функция внутрифирменных стандартов - упорядочение организации бухгалтерского учета и упорядочение ведения бухгалтерского учета. Содержание организации ведения бухгалтерского учета охарактеризовано в ст. 7 Закона 402-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. С этой целью он должен определить, кто именно будет вести бухгалтерский учет. Допустимые варианты:
- работник компании (главный бухгалтер или иное должностное лицо);
- стороннее лицо (физическое либо юридическое) на основании договора об оказании услуг;
- непосредственно руководитель.
Кроме того, организационным аспектом считается регулирование разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета с руководителем. Эти вопросы решаются путем внутренней переписки. В каком порядке - неплохо бы установить до их возникновения.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" устанавливает:

Характеристики

Учетную политику

Стандарты экономического субъекта

Базовое определение

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. п. 3 и 4 ст. 8):

Из числа способов, допускаемых федеральными стандартами;

Разработанных самостоятельно, если федеральными стандартами способ ведения учета не установлен

Относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета наряду с федеральными и отраслевыми стандартами (пп. 4 п. 1 ст. 21).

Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21), но не связаны с ними по содержанию

Назначение

Оказывает влияние на качество информации об объекте бухгалтерского учета (пп. 2 п. 6 ст. 8)

Предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (п. 11 ст. 21).

Не должны создавать препятствия осуществлению деятельности (п. 14 ст. 21)

Обязательность

Подлежит обязательному формированию (п. 2 ст. 8)

Разрабатываются и применяются по решению экономического субъекта (п. 12 ст. 21)

Наконец, к организационным вопросам относится хранение документов бухгалтерского учета, а также средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи. Причем при смене руководителя должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета. Порядок такой передачи следует определить организационно-распорядительным документом (ст. 29 Закона 402-ФЗ).
По каждому организационному вопросу можно издавать отдельный документ, но удобнее объединить подобные документы в едином внутрифирменном стандарте. К тому же упорядочение можно понимать достаточно широко.

Что еще требует упорядочения?

Принципиальный вопрос - определение отчетного периода для промежуточной бухгалтерской отчетности (подробнее см. статью "Отчетный период: новый взгляд на привычный термин" в журнале "Практическая бухгалтерия" N 5, 2014). Соответствующие отчетные даты могут устанавливаться договорами компании, ее учредительными документами либо решениями собственника (п. 4 ст. 13 Закона 402-ФЗ). Так что периодичность отчетности не элемент учетной политики, хотя ее во многом определяет.
Продолжим наведение порядка.
К числу важнейших относятся вопросы кассовой дисциплины. Федеральными стандартами они не регламентируются, поэтому учетной политикой не определяются. В то же время такой показатель, как лимит остатка наличных денег в кассе, определяет порядок операций с наличностью. Соответствующие решения (включая расчет, обосновывающий лимит) могут быть выделены в самостоятельный раздел внутрифирменного стандарта.
Наведению порядка в бухгалтерии способствует наличие должностных инструкций специалистов разного уровня. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).
А еще напомним: в бухгалтерии сосредоточен значительный объем персональных данных работников (да и не во всех компаниях кадровая служба выделена в самостоятельное подразделение). Работодатель должен иметь документы, устанавливающие порядок обработки, хранения и использования персональных данных, обеспечивающий их защиту (ст. ст. 86 - 88 ТК РФ). Почему бы не включить и эти локальные нормативные акты во внутрифирменный стандарт? Как правило, их объединяют в положение о защите персональных данных. Добавим, что требование о защите персональных данных распространяется не только на работников, но и на всех физических лиц, являющихся контрагентами компании (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

Важно знать. Сведения, касающиеся заработной платы работников, относятся к персональным данным, распространение которых возможно лишь с согласия самих работников (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 17АП-13098/2013-ГК). А значит, согласия требует и применение зарплатных ведомостей - платежных и расчетно-платежных.

Настало время вспомнить о коммерческой тайне. Заметим, что многие хозяйственные договоры компаний содержат условие о коммерческой тайне в отношении их содержания (подробнее см. статью "Оборона от утечек информации" в журнале "Практическая бухгалтерия" N 5, 2014). Но зачастую руководство подобные обязательства оставляет без внимания. И в этом оно неправо. Кроме того, коммерческую тайну могут представлять даже списки контрагентов - покупателей и поставщиков, хранящиеся в бухгалтерии. К слову, приобретенные списки клиентов или сведения о лояльности клиентов при определенных условиях классифицируются как нематериальные активы (п. 16 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"). Так что положение о коммерческой тайне (в части, относящейся к бухгалтерии) - еще один документ, который мы рекомендуем включить во внутрифирменный стандарт.
Наконец, самостоятельный и очень весомый раздел стандарта экономического субъекта - положение о системе внутреннего контроля (ст. 19 Закона 402-ФЗ):
- совершаемых фактов хозяйственной жизни;
- ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (в случае, когда отчетность подлежит обязательному аудиту и если руководитель не принял обязанность ведения бухучета на себя).
Так, в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 (п. 11) разъяснено: положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).
Кстати, автор берется предположить, что действенная система внутреннего контроля - вещь довольно полезная и в налоговых спорах. Она поможет отклонить подозрения в необоснованной налоговой выгоде.

Как действовать на практике

Вышеперечисленные организационно-распорядительные документы имеют самое непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета. Так что объединяющий их стандарт экономического субъекта получится весьма содержательным. А предложенный нами перечень само собой не является исчерпывающим.
Пожалуй, согласимся, что наличие внутрифирменного стандарта подчеркивает культуру управления экономическим субъектом. Как видно, такой стандарт - инструмент управления бухгалтерией и не только ею.
Понятно, что создание стандарта не одноразовое мероприятие. Его можно пополнять по мере подготовки и утверждения соответствующих документов. Но некоторые из них у вас наверняка уже имеются.
О стандартах экономического субъекта пишут мало. Но надеемся, что наша статья поможет преодолеть психологический барьер перед этим, по своей сути составным (сводным), документом. Сделайте первый шаг - заведите себе папку с наклейкой "Стандарты бухгалтерского учета "НАША КОМПАНИЯ". Но учтите: документам, регламентирующим стандарты деятельности экономического субъекта, в ней не место. Например, профессиональные стандарты оставляют основу аудиторской деятельности (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

02. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Структура учетных регуляторов

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет структуру за­конодательства РФ о бухгалтерском учете.

Статья 4 Закона устанавливает, что «законо­дательство Российской Федерации о бухгалтерском уче­те состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов».

При этом, статья 21 определяет структуру и соподчиненность именно документов, регу­лирующих учетную практику и не относящихся при этом к федеральным законам, указам Президента или Поста­новлениям Правительства, включая в их число и нормативные акты самих организаций.

Итак, статья 21 нового Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ, выделяет четыре уровня документов «в облас­ти регулирования бухгалтерского учета:

1) федеральные стандарты;

4) стандарты экономического субъекта».

Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету

Пункты 3 и 4 статьи 21 Закона 2011 года очерчивают сферу регулирования федеральных стандартов по бухгал­терскому учету.

Функцию федеральных стандар­тов в области финансового учета выполняют:

    План счетов финансово-хозяйственной де­ятельности организаций и Инструкция по его примене­нию, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

    приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время приказами Минфина принято 24 таких ПБУ. Важнейшими из них являются:

    ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»

    ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»

    ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»

    ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»

    ПБУ 9/99 «Доходы организации»

    ПБУ 10/99 «Расходы организации»

    ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»

    ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам»

    ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»

    ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

К федеральным стандартам относятся и Методические указания Минфина, например, по учету основных средств, материальных запасов, специнструмента и спецодежды.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Закон 2011 года определяет, что «отрасле­вые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономичес­кой деятельности» (п. 5 ст. 21).

В настоящее время нормативные правовые акты в об­ласти бухгалтерского учета продолжают разрабатываться и приниматься отраслевыми министерствами, опреде­ленным образом влияя на учетную практику.

Пункта 6 статьи 21 Закона указывает, что «план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Рос­сийской Федерации».

Согласно пункту 7 статьи 21 Закона 2011 года, «реко­мендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отрасле­вых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передо­вого опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бух­галтерского учета».

Пунктом 8 указанной статьи устанавливается, что «ре­комендации в области бухгалтерского учета применяют­ся на добровольной основе».

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ устанавли­вает, что они «могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения бухгалтерского учета, ор­ганизации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета».

Стандарты экономического субъекта

Федеральный закон, в частности, устанавливает пра­вило, согласно которому «формы первичных учетных до­кументов утверждает руководитель экономического субъ­екта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета» (п. 4 ст. 9).

Стандарты экономического субъекта носят локальный характер и обязательны для применения работниками в силу действия норм гражданского и трудово­го законодательства.

Согласно пункту 11 статьи 21 Закона, «стан­дарты экономического субъекта предназначены для упо­рядочения организации и ведения им бухгалтерского уче­та». Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, из­менения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно». Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономическо­го субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязатель­ной для организации процедурой.

Согласно пункту 13 статьи 21 Закона, стан­дарты экономического субъекта должны применяться «равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и предс­тавительства, независимо от их места нахождения».

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

Согласно пункту 15 статьи 21 Закона, «фе­деральные и отраслевые стандарты не должны противо­речить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стан­дартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не долж­ны противоречить федеральным и отраслевым стандар­там».

Таким образом, можно представить структуру нор­мативных правовых актов, определяющих практику бух­галтерского учета в современной России следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

Стала известна примерная структура каждого федерального стандарта бухгалтерского учета, которые Министерство финансов России планирует разработать и ввести в действие в ближайшие годы. Об этом – в нашем обзоре.

Будущее за ФСБУ

При Минфине России функционирует особая структура – Совет по стандартам бухгалтерского учета. Протоколом № 3 (раздел II) от 01 июля 2016 года он одобрил примерное содержание ФСБУ.

На наш взгляд, бухгалтерам необходимо понимать, о чём идёт речь. Поскольку, судя по всему, общероссийские и отраслевые стандарты ведения учёта станут основными нормативными требованиями в этой сфере. Они приходят на смену различным ПБУ.

В 2017 году и 2018 годах ситуация с федеральными стандартами бухучета поменяется мало. Они останутся в статусе проектов. Введение их в действие запланировано Минфином на 2019 – 2021 годы.

Минфин предлагает следующие структуру и содержание федеральных стандартов бухучета:

Разделы и подразделы Основное содержание ФСБУ
Раздел 1: Общие положения Предмет правового регулирования федерального стандарта бухучета. В том числе разъяснение целей и мотивов его принятия.
Сфера применения стандарта:

· отношения;
· объекты бухучета;
· экономические субъекты, на которые распространяется и/или не распространяется действие соответствующего ФСБУ;
· случаи добровольного применения стандарта.

Определение и признаки объектов бухучета, на которые распространяет своё действие ФСБУ

Другие особые термины и определения, которые упоминает стандарт

Раздел 2: Содержательная часть Порядок классификации объектов бухучета
2.1. Классификация объектов бухгалтерского учета
2.2. Условия принятия объектов к бухгалтерскому учету
2.3. Оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная, последующая)
2.4. Условия списания объектов в бухгалтерском учете
Условия принятия объектов к учету

Допустимые варианты денежного измерения объектов бухгалтерского учета. В том числе при принятии их к учету в последующем.

Условия списания объектов в бухучете
Особые способы бухучета объектов в силу их специфики (порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухучета, др.)

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, которые вправе их применять на основании Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

Раздел 3: Раскрытие информации Состав и содержание сведений об объектах бухгалтерского учета, которые раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Раздел 4: Вступление в силу и переходные положения

Приложения к ФСБУ (таковых может и не быть)

Дата вступления ФСБУ в силу

Возможность и порядок досрочного применения ФСБУ

Переходные положения (порядок формирования сопоставимой информации, в т. ч. при переходе от учета в соответствии с ПБУ к учету на основе ФСБУ)

Перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения по причине начала действия ФСБУ (с перечислением соответствующих изменений)

Перечень нормативных правовых актов, которые перестают действовать по причине начала действия ФСБУ

Таблицы, формулы, примеры, другое

Понятие "стандарты экономического субъекта", с одной стороны, является еще одним новшеством Закона N 402-ФЗ. С другой стороны, нельзя сказать, что это совершенно новая для российского бухгалтерского учета концепция. Внутренние "стандарты" учета существовали и раньше, просто обычно они назывались не стандартами, а учетной политикой организации. В рамках этого документа решались все вопросы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Теперь "стандарты экономического субъекта" не являются обязательными - в отличие от учетной политики, которая должна быть у каждого экономического субъекта согласно ст. 8 Закона N 402-ФЗ. В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ каждый экономический субъект самостоятельно устанавливает:

Саму необходимость создания собственных стандартов;

Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены.

Смысл стандартов экономического субъекта - в упорядочении организации и ведения бухгалтерского учета в данной конкретной организацииданного субъекта). Естественно, они должны применяться равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Ведь обособленные подразделения являются неотъемлемой частью организации, составляют с ней единое целое, а потому порядок ведения бухгалтерского учета в них не может отличаться от порядка, применяемого в головном офисе. А если экономический субъект имеет дочерние общества (самостоятельные юридические лица), "головной" субъект вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами. Но при этом нужно следить, чтобы стандарты учета головного и дочерних обществ не создавали препятствий к осуществлению ими своей деятельности (а в идеале еще облегчали задачу составления сводной (консолидированной) отчетности).

Логично предположить, что малые, а также средние предприятия, не имеющие обособленных подразделений, будут ограничиваться лишь учетной политикой. По большому счету им просто нет смысла создавать разветвленную систему внутренних учетных стандартов. А в крупных организациях, особенно имеющих значительное количество обособленных подразделений (филиалов и представительств), формирование собственной системы стандартов представляется вполне адекватной мерой, действительно способствующей единообразию организации и ведения бухгалтерского учета в рамках всей организации. Наконец, это будет просто удобно - помимо учетной политики, фиксирующей общие правила учета, в организации будут существовать и более "узкие" внутренние документы. Например, стандарт по учету основных средств, стандарт по учету запасов, стандарт по учету вознаграждений работникам и т.д., подробно регламентирующие все вопросы, связанные с организацией и ведением учета конкретных объектов (различных видов активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни и т.д.) в данной организации. По сути, они будут являться "справочниками" для всех бухгалтеров, работающих в данной компании (а также окажут большую помощь аудиторам, подтверждающим достоверность ее бухгалтерской отчетности).

Если в бухгалтерии организации (в т.ч. в каком-то из ее филиалов или представительств) появляется новый работник, ему достаточно будет просто прочитать внутренние стандарты, чтобы понять, что и как нужно делать. А это сэкономит много времени и сил "вышестоящим" бухгалтерам: им не придется подробно инструктировать и обучать нового работника. Сформированная новыми работниками информация будет полностью соответствовать требованиям данной организации. Кроме того, внутренние стандарты могут быть весьма полезны в случае разногласий с контролирующими органами, особенно если дело будет доходить до суда. Ведь никакая, даже самая "совершенная" система внешних стандартов (федеральных, отраслевых, международных и т.д.) никогда не сможет полностью зарегламентировать абсолютно все вопросы и ситуации, возникающие в реальной жизни. А если какая-то проблема не решена в обязательных к применению документах, позицию чиновников и контролирующих органов нельзя считать "единственно правильной". И именно в такой ситуации могут весьма пригодиться внутренние стандарты экономического субъекта, четко фиксирующие выбранный (или самостоятельно разработанный) и применяемый в данной организации порядок решения той или иной учетной проблемы.

В сложившейся арбитражной практике немало случаев, когда именно учетная политика (внутренний документ) принималась судьями как обоснование действий конкретной организации в не урегулированных на нормативном уровне ситуациях. На этом основании организация получала поддержку, и решение принималось в ее пользу. То же самое, скорее всего, будет происходить и после 1 января 2013 г. Учетная политика и стандарты экономического субъекта будут продолжать играть важную роль в решении конфликтных ситуаций, связанных с несовершенством законодательства или возникновением нестандартных ситуаций, которые не были или принципиально не могут быть урегулированы в рамках нормативных документов, обязательных к применению экономическими субъектами.

Безусловно, создать полную систему внутренних стандартов "с нуля" до 1 января 2013 г. - неразрешимая задача. И дело не только в том, что это весьма объемная работа. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить ни федеральным, ни отраслевым стандартам - а их-то пока нет. Так что построение собственной системы стандартов в конкретных организациях, решивших их создавать, будет проходить параллельно с "общероссийским" процессом утверждения федеральных и отраслевых стандартов.