Минимальная потребительская корзина в беларуси. От чего пухнет потребительская корзина белорусов


1. Ставка налога (норма налогового обложения) - размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.
При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель). По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 20%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары, предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.
Установление налоговых ставок является универсальным инструментом государственного регулирования экономики. Не случайно ставки некоторых налогов, имеющих большое значение для хозяйствующих субъектов (акцизы, пошлины), оперативно устанавливаются Правительством в зависимости от экономических условий и целей.
2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:
- равные;
- тождественные (твердые);
- процентные (долевые).
Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают. Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается. Примером равного налогообложения служат некоторые местные налоги, предусмотренные подп. «ж» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы, - налог на содержание милиции, налог на благоустройство и др. Ставка по этим налогам устанавливается в размере, не превышающем 3% установленного законом минимального размера оплаты труда. При установленном в 1997 году минимуме 83490 руб. для каждого гражданина-налогоплательщика этот налог может быть установлен в сумме, не превышающей 2505 руб. в год.
При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении. Например, Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации» установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 50 коп.
Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения, например 12% с каждого рубля дохода физического лица. Процентные ставки установлены для налога на прибыль, НДС, акцизов и т- д. Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативными.
3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными. По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы, т. е. процент ставки фиксирован. Примером пропорциональной ставки служит ставка налога на имущество физических лиц - 0,1% оценочной стоимости имущества.
Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога. Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода. Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей. Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает. Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.
При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная. В результате простой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по налогу с владельцев автотранспортных средств, когда, согласно п. 29 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 50 коп. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. - по ставке 1 руб. 30 коп. за каждую лошадиную силу.
Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.
Регрессивные (дегрессные) ставки уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы. Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд. Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 10 млн. руб. госпошлина составляет 5% цены иска;
от 50 до 100 млн. руб. - 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.; от 100 до 500 млн. руб. - 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.; при цене иска более 1 млрд. руб. госпошлина составляет 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не более тысячекратного минимального размера оплаты труда.
Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.
4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога. В соответствии со ст. 10 Закона об основах налоговой системы льготы могут устанавливаться в виде понижения налоговых ставок. По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%. По налогу на прибыль предприятий и организаций наряду с общей ставкой (как правило) 35% установлена повышенная ставка налогообложения прибыли, полученной от посреднических операций, в размере (как правило) 43% и пониженная для предприятий, использующих труд инвалидов.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налог на прибыль предприятий, НДС).

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохо­да (ранее ЕСН).

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:

общие ставки;

повышенные ставки;

пониженные ставки.

В зависимости от содержания различают ставки :

маргинальные – непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

фактические – определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

экономические – определяются как отношение уплаченного налога к совокупной величине объекта налогообложения.

10. Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Виды налоговых льгот:

необлагаемый минимум объекта;

изъятие из налогообложения определенных элементов объекта;

освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты;

прочие налоговые льготы.

11. Порядок и способы исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежа­щую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на тре­тье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган.

Налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

12. Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта об­ложения.

Существуют 5 основных способов уплаты налога :

по декларации – изъятие части дохода после его получения; практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случа­ях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Способ недо­статочно эффективен, т.к. создает возможности для ук­лонения от налога, проверка деклараций трудоемка и занимает много времени (налог на прибыль организаций);

у источника дохода – налог автоматически удерживается еще до получения дохода (НДФЛ). Осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов;

кадастровый способ – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имуще­ства. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. В зависимо­сти от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Способ является трудоемким, экономическая оценка объектов до­ходности – неустойчива и неэластична;

в момент расходования доходов – характерно для кос­венного налогообложения. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

в процессе потребления или использования имуще­ства (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

13. Сроки уплаты налогов и сборов – устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

На днях многие получили уведомления об уплате налога на недвижимость. Но не все поняли, отчего в них такие заоблачные цифры. Всё дело в изменениях налогового законодательства.

1 января 2015 года вступил в силу закон , добавляющий в Налоговый кодекс новую главу «Налог на имущество физических лиц». Согласно ему, все регионы до 2020 года начнут взимать налоги на недвижимость, исходя из её кадастровой стоимости. Раньше налог рассчитывался по инвентаризационной стоимости.

Кадастровая стоимость считается максимально приближенной к рыночной, инвентаризационная же - наоборот. Если налог, рассчитанный по новой системе, оказался выше, чем рассчитанный по старой, то действует особая формула . Если в вашем регионе система введена с 2015 года, то в 2016 году вы платите 20% от нового налога, в 2017 году - 40%, в 2018 году - 60%, в 2019 году - 80%, в 2020-м и последующих годах - 100%.


Что это за стоимости и какая между ними разница?

Как узнать кадастровую стоимость?

  • Посмотреть в кадастровом паспорте. Если он оформлен после 2012 года, новый можно получить в Кадастровой палате или МФЦ .
  • Заказать кадастровый паспорт или выписку из него на сайте Росреестра . Это платно и подходит для тех, кому нужен юридически значимые документ.
  • Посмотреть в открытых данных на сайте Росреестра. Это можно сделать с помощью формы поиска или публичной карты. Информация, взятая из открытого доступа, носит ознакомительный характер и не имеет юридической силы.

Государственная кадастровая переоценка земель производится регулярно. Для получения наиболее актуальной информации пользуйтесь онлайн-источниками.

Как снизить кадастровую стоимость?

Кадастровую стоимость можно оспорить в двух случаях:

  • если при оценке объекта недвижимости использовались неверные сведения;
  • если кадастровая стоимость выше рыночной.

Если одно или оба основания присутствуют, можно оспорить кадастровую стоимость несколькими путями:

  • Через комиссию. Направьте в комиссию Росреестра в вашем регионе заявление о пересмотре кадастровой стоимости. К нему приложите документы, подтверждающие наличие ошибки (официальные бумаги, в которых указаны верные сведения об объекте недвижимости, или независимую оценку его стоимости).
  • Через суд. Для этого подаётся исковое заявление на местное отделение Росреестра, ответственное за кадастровую оценку вашей недвижимости, с приложением всех необходимых документов.

Подробности можно узнать из поясняющего видеоролика Росреестра.

За восемь месяцев этого года требования 90% истцов в спорах об определении кадастровой стоимости в суде были удовлетворены .

Каковы ставки налога?

Ставка налога - это процент от кадастровой стоимости недвижимости, который вам необходимо уплатить государству.

Конкретную информацию для вашего региона можно узнать на сайте ФНС .

К примеру, для квартиры в Москве определены следующие ставки налога:

  • при цене до 10 миллионов рублей - 0,1%;
  • от 10 до 20 миллионов рублей - 0,15%;
  • от 20 до 50 миллионов рублей - 0,2%;
  • свыше 50 миллионов рублей - 0,3%;
  • свыше 300 миллионов рублей - 2%.

Какие есть вычеты?

Вычет в данном случае - это установленный размер площади объекта недвижимости, который не облагается налогом.

При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены следующие вычеты:

  • для комнат - 10 квадратных метров;
  • для квартир - 20 квадратных метров;
  • для жилых домов - 50 квадратных метров.

В вашем регионе могут быть установлены вычеты большего размера.

В случае, если размер объекта недвижимости меньше размера вычета, последний при расчёте налога не учитывается.

А льготы?

Льготы не изменились. От уплаты налога на один объект недвижимости освобождены:

  • пенсионеры;
  • участники Великой Отечественной войны и боевых действий;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • военнослужащие, прослужившие 20 лет и более;
  • уволенные в запас с аналогичным стажем;
  • прочие категории, предусмотренные законодательством.

Как рассчитать налог самостоятельно?

Сделать это можно на сайте Федеральной налоговой службы , указав кадастровый номер недвижимости.

Кого уже коснулись изменения?

В этом году квитанции с новыми налогами за 2015 год придут жителям следующих регионов:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Республика Башкортостан;
  • Республика Бурятия;
  • Республика Ингушетия;
  • Карачаево-Черкесская Республика;
  • Республика Коми;
  • Республика Мордовия;
  • Республика Татарстан;
  • Удмуртская Республика;
  • Амурская область;
  • Архангельская область;
  • Владимирская область;
  • Ивановская область;
  • Магаданская область;
  • Нижегородская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Пензенская область;
  • Псковская область;
  • Рязанская область;
  • Самарская область;
  • Сахалинская область;
  • Тверская область;
  • Забайкальский край;
  • Ярославская область;
  • Ханты-Мансийский АО.

Актуальный перечень регионов с новой налоговой системой есть на сайте ФНС России . Остальная часть страны присоединится до 2020 года.

О бюджете прожиточного минимума (БПМ) и потребительской корзине мы часто слышим в потоке ежедневной информации.

Как уже рассказывала “НГ”, недавно размеры этих двух важных составляющих нашей жизни в очередной раз увеличились. В то же время мало кто может объяснить, для чего понадобились эти изменения и как они отразятся на нашей повседневной жизни. Помочь разобраться в этих тонкостях “НГ” попросила специалистов Министерства труда и соцзащиты.

Что такое потребитель-ская корзина?
Потребительской корзиной называют минимальный потребительский бюджет (МПБ). Под ним понимают расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Поскольку цены на потребитель-ские товары не стоят на месте и постоянно меняются, размер корзины раз в три месяца пересчитывают в ценах последнего месяца квартала. Например, в конце января утвердили новый размер МПБ на февраль - апрель, он рассчитывался на основе декабрьских цен. Соответственно в основу следующего МПБ, который будет утвержден на май - июль, лягут цены марта.

Какие товары в нее входят?
В Министерстве труда и социальной защиты рассказали, что порядка половины потребительской корзины на семью из четырех человек занимают продукты питания; 20,2 процента - одежда, белье и обувь, 11,8 процента отводится на плату за пользование жилым помещением и коммунальными услугами. Около 7 процентов - на оплату бытовых услуг, транспорта и связи. На предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения уходит 6,6 процента МПБ, на культурно-просветительные мероприятия и отдых - 2,2, на различные взносы и платежи предусмотрено 0,2 процента, а на предметы санитарии, гигиены, лекарства - 1,7 процента размера потребительской корзины.

Какой размер потребительской корзины сейчас установлен?
Определены 18 социально-демографических групп, для каждой из которых рассчитывается своя потребительская корзина (МПБ). К примеру, с 1 февраля по 30 апреля для семьи из четырех человек размер МПБ установлен на уровне 395 020 рублей в среднем на душу населения. Для молодой семьи с двоими детьми - 381 730 рублей на одного, для семьи пенсионеров - 350 380 рублей.

Для чего нужна потребительская корзина?
Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек используют при расчетах возможности получения льготных кредитов, а также субсидий на строительство или приобретение жилых помещений. Взять хотя бы льготный потребительский кредит на приобретение отечественных товаров. Его дают на три года под 10 процентов годовых, но при условии, что среднемесячный совокупный доход каждого члена вашей семьи за три месяца, предшествующих месяцу заключения кредитного договора, не превышает 3-кратного ежемесячного МПБ семьи из четырех человек. С повышением размера МПБ поднялась и эта планка. Теперь размер дохода не должен превышать 1 185 060 рублей.

Чем различаются минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума? Во-первых, бюджет прожиточного минимума (БПМ) - это стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Во-вторых, у него иное предназначение. Этот норматив - основной критерий, по которому граждан признают малообеспеченными. Поэтому его и называют прожиточным минимумом. Он нужен для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам и обоснования минимальных государственных гарантий. Например, с увеличением бюджета прожиточного минимума подрос и размер детских пособий. С 1 февраля БПМ в среднем на душу населения составляет 255 220 рублей. Для трудоспособного населения он чуть больше - 271 450 рублей, для пенсионеров чуть меньше - 227 380 рублей.

Как рассчитываются эти нормативы?
Как объяснили “НГ” в Министерстве труда и социальной защиты, к примеру, БПМ рассчитывается на основе минимальных наборов продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Эти наборы продуктов питания разрабатываются медиками. При этом учитывается и социально-экономическая ситуация в стране, и традиции относительно употребления отдельных продуктов. Смотрят и на то, чтобы по своему химическому составу и энергетической ценности эти продуктовые наборы покрывали потребность человека в основных пищевых веществах и энергии.
Несмотря на то что в этих минимальных наборах, которые ложатся в основу БПМ, указано, сколько человеку положено на месяц той же овсянки и пар колгот на год, в Министерстве труда и социальной защиты подчеркивают, что не стоит примерять эти нормы на себя - питаться и покупать одежду и обувь, следуя БПМ. Ведь эти наборы товаров и услуг необходимы для того, чтобы человек смог прожить и сохранить здоровье. И предназначены они только для расчета “сухого” норматива - БПМ. Кстати, пересматриваются наборы товаров и услуг, которые ложатся в основу расчетов БПМ и МПБ, раз в пять лет. Набор минимального потребительского бюджета был пересмотрен в прошлом году, а в этом пересмотрят состав бюджета прожиточного минимума.

Прожиточный минимум -- это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума -- стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина -- это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала .

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

* бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

* малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

* обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

* богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) -- это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат -- кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца

Примечание - Источник:

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения -- 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества .

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини -- 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным .

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.