Разное о деньгах уильям петти. Управление на основе принципа невмешательства

У истоков экономической науки стояли выдающиеся мыслители, оставившие неизгладимый след в культуре человечества. Почетное место среди них занимает английский ученый Уильям (Вильям) Петти (1623--1687).

Роль Петти в науке определяется прежде всего тем, что он был основоположником английской классической политической экономии, расцвет которой связан с именами Адама Смита и Давида Рикардо, живших спустя почти полтора столетия после Петти. Классическая политическая экономия была буржуазной, открыто защищала интересы своего класса. Но в эпоху, когда работали классики, буржуазия еще боролась против феодалов и в определенной мере представляла в этой борьбе интересы всего народа. Это позволило классической политэкономии, хотя она и была ограничена рамками буржуазного кругозора, с большой научной глубиной и объективностью исследовать закономерности капиталистического способа производства. Классики рассматривали народное хозяйство как сложную систему, в которой действуют объективные законы, причем эти законы могут быть познаны человеком. Английская политическая экономия явилась, наряду с немецкой философией и французским утопическим социализмом, одним из источников марксизма.

Уильям Петти был пионером использования количественных методов в экономических исследованиях и должен рассматриваться как один из создателей статистической науки и народнохозяйственной статистики. Ему принадлежат первые опыты в области исчисления национального дохода и богатства. Предметом постоянного интереса Петти было народонаселение, он является также одним из основоположников демографической науки. Многие его работы прокладывали пути сближения общественных наук с науками естественными, к которым он проявлял большой интерес.

Работы английского ученого сохраняют свое значение и в наши дни. Этим объясняется пристальное внимание к нему со стороны исследователей-марксистов. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили заслуги Петти в развитии политической экономии и примыкающих к ней общественных наук. Во многих работах К. Маркса мы находим яркие и глубокие характеристики Петти как ученого и человека, свидетельствующие о его постоянном интересе к этому «гениальнейшему и оригинальнейшему исследователю-экономисту». Работы Петти написаны и отчасти опубликованы более 300 лет назад. Для их правильной оценки необходимо иметь ясное представление об эпохе и среде, в которой он жил и трудился.

В XVII в. Англия выделялась среди других стран относительно высоким уровнем развития капитализма. Мощный толчок экономическому и социальному развитию дала буржуазная революция середины XVII столетия. Эти события во многом определили и взгляды Петти, и его деятельность. Революция завершилась классовым компромиссом буржуазии и дворянства, обеспечив первой условия для дальнейшего накопления богатства.

Экономические и политические условия второй половины XVII столетия способствовали развитию науки и ее технических приложений. В физике и математике происходил подлинный научный переворот, связанный с именами Исаака Ньютона, Роберта Бойля, Роберта Гука и других крупных ученых. К этому кругу людей принадлежал, и Уильям Петти, по выражению К, Маркса, «отец политической экономии и в некотором роде изобретатель статистики» .

Петти был сыном своего времени. Выйдя из семьи ремесленника и став скромным интеллигентом, он впоследствии добился богатства и дворянского титула, использовав для этого не слишком чистые способы. Но крупный ирландский помещик и придворный короля Карла II сохранил страсть к научному исследованию, личную независимость и гражданскую смелость. Во взглядах Петти нашла свое отражение еще одна важная черта классической политической экономии -- политический либерализм, борьба за демократию.

Экономические труды Петти появились, конечно, не на пустом месте. Они тесно связаны с экономической мыслью и политикой предшествующего времени, когда господствующей доктриной был меркантилизм. Петти, еще во многом оставаясь меркантилистом, вместе с тем прокладывал новые пути, ведущие к классической школе. Он является одним из родоначальников трудовой теории стоимости.

Рассматривая категории ренты, процента, заработной платы, он сделал первые шаги на пути понимания природы прибавочной стоимости. Замечательные мысли высказывал Петти в теории денег. Много интересного в его работах по вопросам экономической политики государства.

Выступая смелым новатором, он своей «политической арифметикой» создал прообраз экономической статистики и впервые попытался анализировать экономические и социальные процессы с цифрами в руках. Одним из первых он приблизился к пониманию того, что к демографическим процессам применим закон больших чисел, что они подвержены определенным закономерностям, и чем больше статистическая совокупность, тем строже эти закономерности соблюдаются.

Значение «политической арифметики» Петти выходит, однако, за эти пределы:

она по существу представляет собой первую историческую форму, в которой политическая экономия обособляется как самостоятельная наука.

Анализ научных достижений Петти с точки зрения современной науки читатель найдет ниже. Завершается книга рассмотрением влияния Петти на последующее развитие науки и обзором литературы о нем, начиная с его современников и кончая новейшими работами, которые создаются как на Западе, так и в социалистических странах. Западные ученые нередко искажают и преуменьшают значение идей Петти в политической экономии.

Введение.

Уильям Петти был в полной мере открыт для науки лишь Марксом. Только Маркс, по-новому осветив всю историю политической экономии своим материалистическим и классовым анализом, показал подлинное место, которое занимает в ней гениальный англичанин. Петти - родоначальник буржуазной классической политической экономии, которая перешла к анализу внутренних закономерностей капиталистического способа производства, к поискам закона его движения. Маркса сильно привлекала эта яркая и своеобразная личность. “Петти чувствует себя основателем новой науки...”, “Его гениальная смелость...”, “Оригинальным юмором проникнуты все сочинения Петти...”, “Само заблуждение Петти гениально...”, “Настоящий шедевр по содержанию и по форме” - эти оценки из разных произведений Маркса дают представление о его отношении к “гениальнейшему и оригинальнейшему исследователю эконоМарксисты и современные буржуазные авторы подходят к Петти по-разному. Для нас он прежде всего зачинатель научного направления, которое стало одним из источников марксизма. Буржуазные экономисты, признавая Петти большим ученым и яркой личностью, нередко отказывают ему в роли предшественника Смита, Рикардо и Маркса. Место Петти в науке часто ограничивают лишь созданием основ статистико-экономического метода исследований.

В целом ряде работ буржуазных ученых Петти рассматривается только как один из представителей меркантилизма, может быть, один из самых талантливых и передовых, но не более того. В крайнем случае, ему ставится в заслугу помимо открытия статистического метода трактовка частных экономических проблем и вопросов экономической политики: налогообложения, таможенных пошлин. Нельзя сказать, что эта точка зрения абсолютно господствует в современной буржуазной науке. Высказываются и иные взгляды. Роль Петти в экономической науке, его связи со Смитом, Рикардо и Марксом рассматриваются в более правильной исторической перспективе. Однако ведущей является позиция, которую занимает Шумпетер.

Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой даже корыстные цели, как все экономисты того времени. Самое большое, что он приписывал себе,- это изобретение политической арифметики (статистики). В этом видели его главную заслугу и современники. В действительности он сделал также нечто иное: своими высказанными как бы между прочим мыслями о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах он заложил основы научной политической экономии. Это и есть подлинная “экономическая Америка”, открытая новым Колумбом.

Первое серьезное экономическое сочинение Петти именовалось “Трактат о налогах и сборах” и вышло в 1662 г. Пожалуй, это и важнейшее его сочинение: стремясь показать правительству, каким путем можно увеличить налоговые доходы, он также изложил наиболее полно свои экономические взгляды.

Через 200 лет Карл Маркс писал о “Трактате”: “В рассматриваемом нами произведении Петти по сути дела определяет стоимость товаров сравнительным количеством содержащегося в них труда” . В свою очередь, “от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости”. О Петти написано много. Но в этих словах Маркса в самой сжатой форме выражена суть научного достижения английского мыслителя. Интересно проследить за ходом его рассуждений.

С острым чутьем человека новой, буржуазной эпохи он сразу, в сущности, ставит вопрос о прибавочной стоимости: “...мы должны попытаться объяснить таинственную природу как денежной ренты, называемой процентом,так и ренты с земель и домов”. В XVII в. земля еще основной объект приложения человеческого труда. Поэтому для Петти прибавочная стоимость выступает исключительно в форме земельной ренты, в которой скрывается и промышленная прибыль. Процент он далее также выводит из ренты. Торговая прибыль мало интересует Петти, что резко отличает его от толпы современников-меркантилистов. Примечательно и выражение о таинственной природе ренты. Петти чувствует, что он стоит перед большой научной проблемой, что внешность явления здесь отличается от сущности.

Далее идет знаменитое, неизменно цитируемое место. Предположим, что некто (этот некто будет далее не только героем арифметических задачников, но и экономических трактатов!) занимается производством зерна. Часть произведенного им продукта вновь пойдет на семена, часть будет потрачена на удовлетворение собственных потребностей (в том числе путем обмена), а “остаток хлеба составляет естественную и истинную земельную ренту”. Здесь намечено деление продукта, а следовательно, создающего его труда и стоимости на три основные части: 1) часть, представляющую возмещение затраченных средств производства, в данном случае семян; 2) часть, необходимую для поддержания жизни работника и его семьи, и 3) избыток, или чистый доход. Эта последняя часть соответствует введенным Марксом понятиям прибавочного продукта и прибавочной стоимости.

Далее Петти ставит вопрос: “...какому количеству английских денег может равняться по своей стоимости этот хлеб или эта рента? Я отвечаю: такому количеству денег, которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдается производству денег, т. е. предположим, что кто-нибудь другой отправляется в страну серебра, добывая там этот металл, очищает его, доставляет его на место производства хлеба первым, чеканит тут из этого серебра монету и т. д. Предположим далее, что этот индивидуум в течение того времени, которое он посвящает добыванию серебра, .приобретает также средства, нужные для своего пропитания, одежды и т. д. Тогда серебро одного должно быть равно по своей стоимости хлебу другого; если первого имеется, например, 20 унций, а последнего 20 бушелей, то унция серебра будет представлять собой цену бушеля хлеба”.

Очевидно, что приравнивание по стоимости частей зерна и серебра, представляющих собой прибавочный продукт, равносильно приравниванию всего валового продукта. Ведь эти последние 20 бушелей зерна ничем не отличаются от остальных, скажем, 30 бушелей, которые возмещают семена и составляют пропитание земледельца. Это же относится и к 20 унциям серебра, о которых выше идет речь. В другом месте Петти выражает идею трудовой стоимости в чистом виде: “Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собою естественную цену другого...”.

Итак, Петти, по существу, формулирует закон стоимости. Он понимает, что этот закон действует крайне сложным образом, лишь как общая тенденция. Это выражается в следующих поистине удивительных фразах: “Я утверждаю, что именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. Но я признаю, что развивающаяся на этой основе надстройка очень разнообразна и сложна”.

Между меновой стоимостью, величина которой определяется затратами труда, и реальной рыночной ценой - множество посредствующих звеньев, которые безмерно усложняют процесс ценообразования. С этим, кстати сказать, постоянно сталкиваемся и мы, стремясь использовать закон стоимости для конкретных целей ценообразования. Более того, с необычайной прозорливостью Петти называет некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится считаться современным экономистам и плановикам: влияние товаров-заменителей, товаров-новинок, мод, подражания, традиций потребления.

Петти делает первые шаги на пути анализа самого труда, создающего стоимость. Ведь каждый конкретный вид труда создает только конкретное благо, потребительную стоимость: труд земледельца - зерно, труд ткача - полотно и т. д. Но как уже говорилось, в любом виде труда есть что-то общее, делающее все виды труда сравнимыми, а эти блага - товарами, меновыми стоимостями: затрата рабочего времени, как такового, затрата производительной энергии работника вообще.

Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь к идее абстрактного труда, которая легла в основу марксовой теории стоимости.

Было бы странно искать у зачинателя и первооткрывателя какую-то стройную и законченную экономическую теорию. Опутанный меркантилистскими представлениями, он еще не может отделаться от иллюзии, что труд в добыче драгоценных металлов - это все же какой-то особенный труд, наиболее непосредственно создающий стоимость. Петти не может отделить меновую стоимость, которая наиболее наглядно воплощается в этих металлах, от самой субстанции стоимости - затрат всеобщего человеческого абстрактного труда. У него нет сколько-нибудь ясного понятия о том, что величина стоимости определяется затратами общественно необходимого труда, типичными и средними для данного уровня развития хозяйства. Затраты труда, превышающие общественно необходимые, пропадают даром, не создают стоимость. Многое с точки зрения последующего развития науки можно признать у Петти слабым и прямо ошибочным. Но разве это главное? Главное в том, что Петти твердо стоит на избранной им позиции - трудовой теории стоимости - и успешно применяет ее ко многим конкретным проблемам.

Мы уже видели, как он понимал природу прибавочного продукта. Но там речь шла о простом товаропроизводителе, который сам присваивает произведенный им же прибавочный продукт. Петти не мог не видеть, что в его время значительная часть производства велась уже на капиталистических началах, с применением наемного труда.

Он должен был прийти к мысли, что прибавочный продукт производится не только и не столько для себя, сколько для владельцев земли и капитала. О том, что он пришел к этой мысли, свидетельствуют его соображения о заработной плате. Заработная плата работника определяется и должна определяться, по его мнению, только необходимым минимумом средств существования. Он должен получать не более, чем необходимо, “чтобы жить, трудиться и размножаться”. Петти понимает в то же время, что стоимость, создаваемая трудом этого работника,- это совершенно иная величина, и, как правило, значительно большая. Эта разница и является источником прибавочной стоимости, которая у него выступает в виде ренты.

Хотя и в неразвитой форме, Петти выразил основное научное положение классической политической экономии: в цене товара, определяемой в конечном счете затратами труда, заработная плата и прибавочная стоимость (рента, прибыль, процент) находятся в обратной зависимости. Повышение заработной платы при одном и том же уровне производства может происходить лишь за счет прибавочной стоимости, и наоборот. Отсюда один шаг до признания принципиальной противоположности классовых интересов рабочих, с одной стороны, и землевладельцев и капиталистов - с другой. Таков последний вывод, который сделает классическая политическая экономия в лице Рикардо. Петти ближе всего подходит к такому взгляду, пожалуй, не в “Трактате”, а в написанной в 70-х годах знаменитой “Политической арифметике”, хотя и там мысль эта имеется лишь в зародыше.

Но в целом увлечение политической арифметикой как-то помешало Петти углубить свою экономическую теорию, понимание коренных закономерностей капиталистической экономики. Многие гениальные догадки “Трактата” остались неразвитыми. Цифры теперь увлекали его, они казались ключом ко всему. Еще в “Трактате” есть характерная фраза: “Первое, что необходимо сделать,- это подсчитать...” Она становится девизом Петти, каким-то заклинанием: надо подсчитать, и все станет ясно. Создатели статистики страдали несколько наивной верой в ее силу.

Конечно, содержание главных экономических сочинений Петти не исчерпывается сказанным. Оно гораздо богаче. Сумма его идей - это мировоззрение прогрессивной буржуазии. Петти впервые исследует само капиталистическое производство и расценивает экономические явления с точки зрения производства. В этом его решительное преимущество перед меркантилистами. Отсюда его критическое отношение к непроизводительным слоям населения, из которых он особо выделяет священников, адвокатов, чиновников. Он полагает, что можно было бы значительно уменьшить число купцов и лавочников, которые тоже “не доставляют никакого продукта”. Эта традиция критического отношения к непроизводительным группам населения войдет в плоть и кровь классической политической экономии.

Политическая арифметика.

Английскому королю Карлу II больше всего в жизни хотелось превзойти в чем-то его августейшего родственника - французского короля Людовика XIV. Он устраивал балы и фейерверки с оглядкой на Версаль. Но денег у него было гораздо меньше, чем у французского властелина. Он дал герцогский титул нескольким своим внебрачным сыновьям. Но Людовик делал своих бастардов маршалами Франции, а подобное было недоступно Стюарту: его абсолютная монархия не была такой уж абсолютной.

Оставалась наука. Вскоре после Реставрации по его воле и под покровительством всей королевской семьи было создано Королевское общество (английская академия наук), которым Карл мог гордиться с полным основанием. Такого у Людовика не было! Король сам делал химические опыты и занимался морским делом. Это было в духе времени. Это было одной из забав “веселого монарха”, как, впрочем, и все Королевское общество.

Самым интересным и остроумным человеком в нем был сэр Уильям Петти. В узком кругу король и высшие аристократы были вольнодумны, а лучше Петти никто не умел поиздеваться над святошами всех вероисповеданий. Однажды лорд-наместник Ирландии герцог Ормонд в веселой и, вероятно, не совсем трезвой компании попросил сэра Уильяма показать свое искусство. Забравшись на два поставленных рядом стула, Петти стал под общий хохот пародировать проповедников разных церквей и сект. Увлекшись, он начал, якобы устами священников, резко ругать, как пишет очевидец, “некоторых государей и губернаторов” за плохое управление, лицеприятие и корысть. Хохот стих. Герцог не знал, как утихомирить вызванного им самим духа.

Король и ирландские наместники любили слушать Петти лишь до тех пор, пока он не начинал говорить о политике и торговле. А он не мог не говорить об этом! Для него все другие разговоры были лишь поводом, чтобы изложить очередной экономический проект. Один его проект был смелее и радикальнее другого. Это казалось опасным, докучным, лишним. Другой ирландский наместник, лорд Эссекс, говорил, что сэр Уильям - “самый раздражающий человек в трех королевствах” (т. е. в Англии, Шотландии и Ирландии). Герцог Ормонд в глаза сказал ему однажды, что некоторые считают его “фокусником, человеком, набитым бредовыми и вздорными идеями, а также фанатиком”.

Ему было нелегко жить! Природный оптимизм иногда сменялся желчной меланхолией, иногда бессильной яростью.

Почему проекты Петти почти всегда оказывались не ко двору? Некоторые из них были, при всей их гениальной смелости, просто утопичны. Но многие из них были вполне разумны с точки зрения своей эпохи. Суть, однако, заключалась в том, что все они были сознательно и смело направлены на развитие капиталистического хозяйства в Англии и Ирландии, на более решительную ломку феодальных отношений. А монархия Карла II и его брата Иакова II, наоборот, цеплялась за эти пережитки, в крайнем случае шла под давлением буржуазии на половинчатые меры. Потому-то она и пала через год после смерти Петти.

Петти всегда смотрел на богатство и процветание Англии через призму сравнения с соседними транами. Своего рода эталоном для него была Голландия. И он многократно возвращался в своих сочинениях к сложной проблеме: в чем причины ее успешного развития? Но с годами он все более убеждался, что позициям Англии непосредственно угрожает уже не Голландия, а более крупная и агрессивная держава - Франция. Его экономические идеи приобретают все более явный антифранцузский политический характер.

К 1676 г. Петти заканчивает работу над своим вторым главным экономическим сочинением - “Политической арифметикой”, но публиковать его не решается. Союз с Францией - основа внешней политики Карла II. Английский король получает тайную денежную субсидию от Людовика XIV: парламент прижимист, налоги не достаются королю, вот и приходится изворачиваться. Сэр Уильям не трус, но рисковать милостью двора у него нет охоты.

“Политическая арифметика” распространяется в списках. В 1683 г. кто-то публикует сочинение Петти анонимно, без его ведома и под другим заглавием. Только после “славной революции” 1688-1689 гг. и связанного с ней резкого изменения политики Англии сын Петти (лорд Шелберн) издает.“Политическую арифметику” полностью и под именем автора. В предисловии он пишет, что издание книги его покойного отца было ранее невозможно, так как “доктрины этого сочинения задевали Францию”.

Как противник Франции, Петти, конечно, достойный и дальновидный представитель английской буржуазии. Все последующее столетие, вплоть до начала XIX в., Англия будет упорно бороться с Францией и в этой борьбе укрепится как первая промышленная держава мира. Но в “Политической арифметике” важнее всего методы, которыми Петти доказывает свои положения. Это первая в истории экономической науки работа, основанная на статистико-экономическом методе исследования.

Можно ли представить себе современное государство без статистики? Очевидно, нельзя. Можно ли представить себе современное экономическое исследование без статистики? Можно, но трудно. Если автор даже оперирует “чистой теорией”, в литературной или математической форме, и не приводит никаких статистических данных, он все равно неизбежно исходит из того, что они в принципе существуют и более или менее известны читателю.

Не так обстояло дело в XVII в. Статистики просто не было (как не было, разумеется, и этого слова: оно появилось лишь в конце XVIII в.). Было очень мало известно о численности, размещении, возрастном и профессиональном составе населения. Еще меньше было известно об основных экономических показателях: производстве и потреблении основных товаров, доходах населения, распределении богатства. Только о налогах и внешней торговле были кое-какие данные.

Большой заслугой Петти было уже то, что он первым поставил вопрос о необходимости создания государственной статистической службы и наметил некоторые основные линии сбора данных. Многократно возвращаясь в своих сочинениях к созданию статистической службы, он неизменно, как бы между прочим, отводил себе место ее руководителя. Этот придуманный им пост он называл по-разному, более или менее пышно, в зависимости от настроения и оценки своих шансов. К тому же он надеялся не только учитывать, но в какой-то мере и “планировать”. Например, он делал удивительные для своего времени расчеты “баланса рабочей силы”: сколько надо в стране врачей и адвокатов (других специалистов с высшим образованием в XVII в., по существу, не было) и сколько студентов надо, следовательно, принимать каждый год в университеты.

Петти не только неустанно проповедовал необходимость статистики, но и блестяще использовал для доказательства своих экономических положений те немногие и не очень надежные статистические данные, какими он располагал. Петти ставил перед собой конкретную задачу - доказать на основе объективных цифровых данных, что Англия не беднее и не слабее Франции. Отсюда вытекала более широкая задача - дать в количественной форме оценку экономического состояния Англии его времени.

В предисловии к своей работе он пишет о методе политической арифметики: “Способ, каким я взялся сделать это, однако, не обычный, ибо, вместо того чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер (я уже давно стремился пойти по этому пути, чтобы показать пример политической арифметики), употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе. Те же, которые зависят от непостоянства умов, мнений, желаний и страстей отдельных людей, я оставляю другим”.

Один из виднейших последователей Петти - Чарлз Давенант давал такое простое определение: “Под политической арифметикой мы подразумеваем искусство рассуждать о делах, относящихся к управлению государством, посредством цифр...” Далее он отмечает, что само это искусство является весьма древним. Но Петти “впервые дал ему имя и ввел его в рамки правил и методов”.

Политическая арифметика Петти была прообразом статистики, а его метод предвосхищал целый ряд важных направлений в экономической науке. Он прозорливо писал о важности исчисления национального дохода и национального богатства страны - показателей, которые играют в современной статистике и экономике огромную роль. Он впервые произвел подсчеты национального богатства Англии. Демократизм и незаурядная смелость Петти видны, когда он пишет, что “необходимо весьма тщательно различать между богатством страны и богатством абсолютного монарха, который берет у народа там, тогда и в такой пропорции, в какой это ему заблагорассудится”. Он имел при этом в виду Людовика XIV, но и Карл II мог бы увидеть в этой фразе строгое предостережение.

Исчисление национального богатства у Петти может в одной части показаться странным с точки зрения обычных принципов современной статистики: он считал важнейшей составной частью этого богатства само население страны и давал ему определенную денежную оценку. Стоимость населения Англии его эпохи он оценивал в 417 млн. фунтов стерлингов, а все вещественное богатство - в 250 млн. Но это не только парадоксальная идея. Речь идет о своеобразной теории, которая была оригинальной и прогрессивной для своего времени. Петти в принципе считал, что трудящееся население - главное богатство страны, и был в этом совершенно прав.

Маркс записывает, изучая Петти: “У нашего приятеля Петти “теория народонаселения” совершенно другая, чем у Мальтуса... Население - богатство...” ).Оптимистическая и прогрессивная точка зрения на рост народонаселения характерна для ранних представителей классической политической экономии. Мальтус в начале XIX в. заложил основы одного из апологетических направлений в буржуазной политической экономии, заявив, что главная причина бедноты трудовых классов является естественной и состоит в слишком быстром размножении (подробнее об этом см. гл. 13).

Уильяму Петти принадлежат также первые подсчеты национального дохода Англии. Тем самым он заложил основы статистических методов оценки и анализа экономики страны как единого целого, объединяющего массу экономических единиц. Из этих начинаний выросла современная система национальных счетов, позволяющая в наиболее удобной и обобщенной форме судить с известной степенью точности о том, каков объем производства в данной стране, как произведенная продукция распределяется на потребление, накопление и экспорт, каковы доходы основных классов и групп в обществе и т. д.

Правда, подсчеты самого Петти страдали существенными недостатками. Он исчислял национальный доход как сумму потребительских расходов населения, иначе говоря, считал, что накопляемой долей дохода, идущей на капиталовложения в здания, оборудование, улучшение земли и т. д., можно пренебречь. Однако это допущение для XVII в. было достаточно реалистичным, поскольку норма накопления была весьма низка и материальное богатство страны возрастало медленно. Кроме того, неточность Петти была вскоре исправлена его последователями в политической арифметике, особенно Кингом, который осуществил в конце столетия поразительные по своей полноте и основательности расчеты национального дохода Англии. Эта работа была бы невозможна, если бы Петти ранее не заложил основы статистико-экономического метода и не дал образцы его применения.

Петти всю жизнь интересовался статистикой населения и проблемами его роста, размещения, занятости и т. д. Его сочинения, написанные в последние годы жизни, в основном посвящены этим вопросам. Вместе со своим другом Джоном Граунтом он делит честь быть основателем демографической статистики. Из скромных трудов этих пионеров вырос весь мощный современный инструментарий демографической статистики с регулярными переписями населения, тонкими выборочными обследованиями и электронно-счетной техникой.

Эпоха и человек.

Меркантилисты не видели в экономических процессах объективной закономерности. Они полагали, что государство может по своей воле управлять экономическими процессами. Им было свойственно то, что мы теперь называем волюнтаризмом в экономике.

Петти одним из первых выразил идею о наличии в экономике объективных, познаваемых закономерностей, которые он сравнивал с законами природы и потому называл естественными законами. Это был большой шаг вперед в развитии политической экономии: она получала научную базу.

Сама идея экономического закона могла возникнуть лишь тогда, когда основные экономические процессы - производство, распределение, обмен и обращение - приняли регулярный, массовый вид, когда отношения людей приобрели преимущественно товарно-денежный характер. Купля и продажа товаров, наем рабочей силы, аренда земли, денежное обращение,- лишь при более или менее полном развитии таких отношений люди могли подойти к мысли, что во всем этом есть какой-то стихийный порядок.

Меркантилисты занимались по преимуществу одной сферой экономической деятельности - внешней торговлей. Но элементы не подлежащего оценке риска, спекуляции, неэквивалентного обмена, внеэкономического обогащения (или, наоборот, потерь) вследствие грабежа или пиратства были слишком велики в этой сфере, чтобы из ее описания и зачаточного анализа можно было вывести надежные закономерности.

Напротив, Петти менее всего занимается внешней торговлей. Его интересуют повторяющиеся, закономерные процессы. Он ставит вопрос о законах, которые естественным образом определяют заработную плату, ренту и даже, скажем, налоговое обложение.

К концу XVII в. Англия уже становится самой развитой буржуазной страной. Это была в основном мануфактурная стадия капиталистического производства, когда его рост достигается еще не столько путем внедрения машин и новых методов, сколько путем расширения капиталистического разделения труда на базе старой техники: рабочий, который специализируется на какой-либо одной операции, достигает в ней большого искусства, в результате чего повышается производительность труда. Прославление разделения труда начинается в политической экономии с отдельных замечаний Петти, показывающего его эффективность на примере изготовления часов, и завершается Адамом Смитом, который кладет его в основу своей системы.

Во времена Петти и в промышленности и в сельском хозяйстве (что особенно отличало Англию) производство уже в значительной мере велось на капиталистических началах. Подчинение ремесла и мелкого земледелия капиталу проходило медленно и по-разному в отдельных отраслях и местностях. Еще существовали огромные массивы докапиталистических форм производства. Но тенденция развития выявилась, и Петти одним из первых отметил это.


Наряду с шерстяной промышленностью, которая оставалась основой английской экономики и торговли, росли такие отрасли, как добыча каменного угля и выплавка чугуна и стали. В 80-х годах XVII в. в среднем за год добывалось уже около 3 млн. тонн угля против 200 тыс. тонн в середине XVI в. (Но уголь еще использовался почти целиком как топливо: процесс коксования не был открыт, металл плавили на древесном угле, истребляя леса.) Эти отрасли с самого начала развивались как капиталистические.


Менялась и деревня. Класс мелких земельных собственников, которые вели натуральное и мелкотоварное хозяйство, постепенно исчезал. Как их участки, так и общинные земли все более сосредоточивались в руках крупных лендлордов, сдававших землю в аренду фермерам. Наиболее состоятельные из этих фермеров уже вели капиталистическое хозяйство, используя наемную рабочую силу.

Напомним, что сам Петти был крупным землевладельцем. Однако в своих сочинениях он, за редкими исключениями, вовсе не выражал интересы земельной аристократии.


Ленин сказал о Льве Толстом, что до этого графа настоящего мужика в литературе-то и не было. Перефразируя, можно сказать, что в политической экономии не было настоящего буржуа до этого лендлорда. Петти, ясно понимал, что рост “богатства нации” возможен лишь путем развития капитализма. В какой-то мере он осуществлял эти идеи в своих поместьях. Сдавая землю в аренду, он добивался, чтобы фермеры улучшали землю и способы ее обработки. На своей земле он организовал колонию английских переселенцев-ремесленников.


Петти как человек - само кричащее противоречие. Большой мыслитель выступает перед беспристрастным биографом, то как легкомысленный авантюрист, то как ненасытный корыстолюбец и упрямый сутяга, то как ловкий царедворец, то как несколько наивный хвастун. Неуемная жажда жизни была, пожалуй, его самой характерной чертой. А формы она принимала такие, какие диктовали общественные условия. В известном смысле богатство и почести представляли для него не самоцель, а какой-то спортивный интерес. Он, видимо, испытывал внутреннее удовлетворение, проявляя таким закономерным для своей эпохи и условий образом энергию, ловкость, практическую сметку. На его образ жизни и мыслей мало повлияли богатство и титул.


Джон Эвелин, лондонский знакомый Петти, описывает в своем дневнике за 1675 г. роскошный ужин в доме Петти на Пикадилли и рассказывает: “Когда я, бывая в его великолепном дворце, вспоминаю, что знавал его в неважных обстоятельствах, он сам удивляется, как с ним все это случилось. Он не очень-то ценит и любит шикарную мебель и все эти теперешние безделушки, но его элегантная леди не может выносить ничего посредственного и такого, что не было бы замечательным по качеству. Сам же он относится ко всему этому весьма безразлично и по-философски. “А что здесь делать? - случается ему говорить.- Я с таким же удовольствием могу поваляться и на соломе”. И действительно, он довольно небрежен в отношении своей собственной особы”.

Всю жизнь у него были враги - явные и тайные. Среди них были завистники, политические противники и люди, ненавидевшие его за едкие, безжалостные насмешки, на которые он был мастер. Одни пускали против него в ход физическую силу, другие плели интриги. Однажды на улице в Дублине он подвергся нападению некоего полковника в сопровождении двух “помощников”. Сэр Уильям обратил их в бегство, хотя сам едва не лишился левого глаза от удара острием трости полковника. Удар пришелся в чувствительное место,- Петти с детства страдал плохим зрением, и с ним на этой почве случались забавные, а порой и неприятные происшествия, над которыми он сам смеялся. Будучи однажды вызван на дуэль, Петти сказал присланному противником секунданту, что он хочет использовать свое право выбора оружия и требует, чтобы поединок проходил в темноте на плотницких топорах: он, мол, “сильно подслеповат”, и только таким образом можно уравнять шансы. Дуэль не состоялась.


Больше огорчений доставляли враги, строившие ему козни при дворе, у ирландских наместников, в судах. В письмах Петти к друзьям в последние 20 лет жизни много горьких жалоб и желчного разочарования. Иногда он становится мелочен, бранится и жалуется по пустякам. Но природный оптимизм и юмор превозмогают все. Он снова строит планы, снова представляет доклады и... снова терпит неудачи.


Жизнь его с I860 г. проходит то в Ирландии, то в Лондоне. На острове его держат поместья, дела, тяжбы. В Лондон тянут друзья, паука, двор. Лишь в 1685 г. он окончательно переселяется в Лондон с семьей и со всем движимым имуществом, в котором главное - 53 ящика бумаг. В том же году умирает Карл II и на престол вступает Иаков П. Новый король как будто расположен к Петти и благосклонно принимает его проекты, над которыми старик работает с новым приливом сил. Но и это скоро оказывается иллюзией.


Летом 1687 г. у Петти стала сильно болеть нога. Дело кончилось гангреной, от которой он и умер в декабре того же года. Похоронили его в родном городе Ромси.


Замечательны последние письма Петти к его ближайшему другу Саутвеллу. Они писались за два-три месяца до смерти. Это его символ веры, уже не омраченный корыстолюбием, мелкими делами, личными интересами. Он отвечает Саутвеллу, мягко упрекающему его в том, что, вместо устройства дел семейства, он занимается далекими от жизни вещами (полуслепой и мучимый недугом Петти слушал чтение только что вышедшей знаменитой книги Ньютона “Математические начала натуральной философии”).


Но и здесь сэр Уильям остается самим собой. Он, мол, дал бы 200 фунтов, чтобы Чарлз (его старший сын) мог понять книгу. О своих детях, которых он любил и воспитанием которых много занимался, Петти пишет: “Не стану я потеть над тем, чтобы увеличить приданое дочери, и не стану обхаживать трутней. Я хочу, чтобы мой сын удовлетворился приданым той жены, которую он полюбит”. И далее о смысле своей жизни: “Ты спрашиваешь меня, для чего я упрямо продолжаю заниматься этими бесплодными трудами. Я отвечу, что эти труды радостны и что величайшим и_блаженнейшим является труд мышления”.


Сэр Уильям Петти имел у современников троякую репутацию: во-первых, блестящего ученого, писателя, эрудита; во-вторых, неукротимого прожектера и фантазера; в-третьих, ловкого махинатора, человека жадного и не слишком разборчивого в средствах. Эта третья репутация преследовала Петти, начиная с его “подвигов” при дележе ирландских земель и до самой смерти. И она имела под собой основания.


Посмотрим на вторую половину жизни Петти как на биографию собственника и дельца. Перелом в его жизни наступает в 1656 - 1657 гг., когда он из интеллигента-разночинца превращается сначала в спекулянта и авантюриста, а затем в богатого помещика. Эта перемена неприятно поразила его лондонских и оксфордских ученых друзей. Петти волнуется и страдает от этого, он пишет Бойлю, мнением которого особенно дорожит, заклиная его не делать поспешных выводов, дать ему возможность лично объяснить ход событий. Время отчасти стирает возникшее отчуждение, но следы его остаются.


Сразу после Реставрации Петти приходится вступить в жестокую борьбу за свои поместья: на них претендуют бывшие владельцы, из которых иные пользуются поддержкой нового правительства. Он бросается в эту борьбу со всей энергией и страстью, вкладывает в нее огромные душевные силы и время. Ему удается в основном сохранить свои разбросанные по всему острову земли, он торжествует. Но бесконечные земельные тяжбы преследуют его. Имея многие десятки тысяч акров земли, он зубами цепляется за каждый клочок, ссорится, судится, жалуется. По его собственным словам, он одно время имел на руках сразу 30 тяжб.


Но и этого ему мало! Вопреки своим принципам, вопреки увещеваниям друзей он бросается в новую авантюру: вступает в компанию налоговых откупщиков - богатых финансистов, откупавших у правительства право взимать налоги и грабивших страну. Петти в своих сочинениях резко выступает против системы налоговых откупов, душивших предпринимательство и производство, а своих компаньонов он почти открыто называет жуликами и кровососами. И все-таки вносит аванс! Скоро он ссорится с “кровососами”, но не может получить обратно свои деньги. Теперь он вовлечен еще в одну тяжбу - самую жестокую и бессмысленную. Петти запутывается в ней, как в сетях, приходит в ярость, вызывает у друзей сожаление, у врагов - злорадство. В 1677 г. он даже попадает на короткое время в тюрьму “за неуважение к суду”. Эти скандалы губят последние шансы Петти на политическую карьеру, к которой он постоянно стремится. Ему отказывают в должностях, которых он добивается, чтобы осуществлять свои проекты.


Собственник стал рабом собственности. Петти сам сравнивал себя в одном из писем с рабом, который прикован к скамье галеры и изнемогает, гребя против ветра. Это трагедия талантливого человека, энергия и силы которого растрачиваются в волчьем мире денег, рент, откупов: буржуазная трагедия.

Современники ощущали трагедию, но воспринимали ее, конечно, иначе, чем мы. Их изумлял разрыв между феноменальными способностями Петти и его незначительными успехами на политическом и государственном поприще. Эвелин писал, что трудно представить себе человека, лучше понимающего государственные дела. Он продолжал: “Во всем мире не найдется человека, столь же способного управлять промышленностью и ростом торговли... Если бы я был государем, я бы сделал его по меньшей мере своим вторым советником”.

Между тем Петти не добился большего, чем пост ничего не решавшего чиновника в морском министерстве...


Сам Петти далеко не всегда был слеп к убожеству своих повседневных дел, истощавших его мысль и энергию. Порой он сардонически смеялся над собой. Но выйти из порочного круга не мог. Предельный лаконизм сочинений Петти - их достоинство и выражение его характера. Но вместе с тем это - следствие его занятости другими делами.


В 1682 г. Петти написал по конкретному поводу споров о перечеканке английской монеты небольшую работу под названием “Разное о деньгах” (или “Кое-что о деньгах”). Она написана в форме 32 вопросов и кратких ответов. Это “кое-что” как бы стальной каркас научной теории денег, несущая конструкция, которую оставалось заполнять другими материалами - уточнениями, деталями, иллюстрациями, ставить перегородки между разделами и проблемами.


Маркс говорит о скромной записке, адресованной лорду Галифаксу и не увидевшей света при жизни автора, что эта работа является “до конца отделанной, как бы вылитой из одного куска... Последние следы меркантилистских воззрений, встречающихся в других сочинениях Петти, здесь совершенно исчезли. Эта небольшая работа - настоящий шедевр по содержанию и по форме...”.


Стоя на позициях трудовой теории стоимости, Петти трактует деньги как особый товар, выполняющий функции всеобщего эквивалента. Стоимость его, как и всех товаров, создается трудом, а меновая стоимость количественно определяется размерами трудовых затрат в добыче драгоценных металлов. Количество необходимых для обращения денег определяется размерами торгово-платежного оборота, т. е. в конечном счете количеством реализуемых товаров, их ценами и частотой обращения денежных единиц в разных сделках (скоростью обращения). Полноценные деньги могут быть в известных пределах заменены бумажными деньгами, выпускаемыми банком.


Теория денег и кредита в течение последующих двух столетий во многом развивалась в рамках идей, высказанных здесь (и в некоторых других сочинениях) Уильямом Петти, или в полемике с этими идеями.

Однако вместе с тем это скромное сочинение, где многие мысли лишь конспективны и эскизны, показывает, какие возможности теоретического мышления были заключены в этом человеке. Он сделал лишь какую-то часть того, что мог бы сделать. И хотя подобную вещь можно, вероятно, сказать о любом человеке, в отношении Петти это особенно применимо и особенно важно.




1.Введение………………………………………………………………1

2.Политическая арифметика………………………………………..8

3.Эпоха и человек…………………………………………………….15


Литература.


1. Аникин А.В. «Юность науки». М., 1971г.

2. Антология экономической классики. У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, Москва «Эконов-Ключ»,1993г.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений.// М., Экономика, 1998г.



Прославился на службе у Оливера Кромвеля (Oliver Cromwell) и Английской Республики (Commonwealth) в Ирландии (Ireland). Петти разработал ряд эффективных методов для исследования и инспекции земель, подлежащих конфискации. Не менее важный пост Уильям занимал и после смены власти – как и многие другие помощники Кромвеля, он сумел сохранить свое влияние и при Карле II (King Charles II), и при Якове II (King James II).

Петти был членом английского Парламента (Parliament of England); прославился он еще и как ученый, изобретатель и предприниматель. Запомнился Уильям, впрочем, в первую очередь своими экономическими исследованиями и теорией политической арифметики. Именно Петти считают основоположником "принципа невмешательства" применительно к политической деятельности.

В 1661-м Уильям был произведен в рыцари.

Петти приходится прадедом премьер-министру Уильяму Петти Фитцморису (William Petty Fitzmaurice).

Отец и дед Петти были портными. Уже в детстве Уильям был в высшей степени талантливым и развитым не по годам; в 1637-м он стал юнгой. Увы, преуспеть в качестве мореплавателя Петти не сумел – через некоторое время он сломал себе ногу и был списан на сушу в районе Нормандии (Normandy).

Некоторое время Уильям изучал латынь у местных иезуитов; на жизнь он зарабатывал, обучая желающих секретам английского. Через год Петти вернулся в Англию; к тому времени он уже неплохо знал латынь, греческий, французский, математику и астрономию.

В 1643-м Уильям отправился в Голландию (Holland); там перечень известных ему наук пополнился анатомией. В Амстердаме (Amsterdam) Петти познакомился с английским профессором; тот выбил ему пост секретаря самого Томаса Гоббса (Thomas Hobbes); работая на Гоббса, Уильям смог лично познакомиться с Рене Декартом (René Descartes), Пьером Гассенди (Pierre Gassendi) и Мареном Мерсенном (Marin Mersenne).

В 1646-м Петти вернулся в Англию. Новым его увлечением стала медицина; изучал её Уильям в стенах Оксфордского Университета (Oxford University). Петти познакомился с Робертом Бойлем (Robert Boyle) и Самуэлем Хартлибом (Samuel Hartlib) и вступил в ряды Лондонского общества философов (London Philosophical Society); вполне возможно, что Уильям встречался с Джоном Милтоном (John Milton).

В 1652-м Петти отправился в Ирландию вместе с армией Оливера Кромвеля. К тому времени он уже изрядно разочаровался в обычных для того времени учебных заведениях и начал творить изобретенную Фрэнсисом Бэконом (Francis Bacon) "новую науку". В Ирландию Уильяма привели амбиции, жажда власти и денег; именно Петти сумел придумать способ перевести армию лорд-протектора на самообеспечение.

Вернувшись в Англию, Уильям попытался было баллотироваться в Парламент (Parliament), однако не преуспел.

В 1666-м Петти вернулся в Ирландию, где и провел следующие 12 лет.

"Новая наука" Бэкона стоила Уильяму практически всех его постов в Оксфорде. Петти переключился на общественные науки и более направление деятельности не менял. В первую очередь Уильям стремился к процветанию Ирландии; в его работах был описан целый ряд реформ, должных помочь переживающему отнюдь не лучшие свои годы государству.

Уильям Петти (1623 – 1687) – английский статистик и экономист – родился в Англии в семье суконщика.

Уильям Петти был разносторонне развит, и учеба в школе давалась ему легко. В школе Петти овладел латынью, что в дальнейшем помогло ему поступить в колледж. Во время последующей учебы в колледже он дополнительно овладел двумя иностранными языками (греческим и французским), а также математикой и астрономией. Кроме того в юном возрасте Петти год служил юнгой на корабле.

После учебы Уильям Петти зарабатывал на жизнь, создавая морские карты, а затем – неся службу в военном флоте.

Обучение Уильям Петти на этом не закончил и занялся изучением медицины: четыре года он провел в Амстердаме и Париже, а затем завершил уже медицинское образование в Оксфордском университете, где в дальнейшем, став профессором, преподавал анатомию.

В 1647 году Уильям Петти запатентовал изобретенную им копировальную машину.

В возрасте 27 лет Уильям Петти получил степень доктора физики.

Замечание 1

Интересно отметить, что предприимчивый Петти смог заработать 9 тысяч фунтов стерлингов, подготавливая планы земельных участков по заданию правительства для составления карты покоренных территорий Ирландии (Петти оформлял на свое имя скупку земли за всех военнослужащих, которые не могли или не хотели дожидаться получения своего земельного надела).

В 1661 году Уильяму Петти было присуждено рыцарское звание сэр, а через некоторое время – пэр.

Замечание 2

Пэр – высший дворянский титул в Англии, предоставляющий право его обладателю быть избранным в Парламент.

В 1658 году Уильям Петти являлся членом парламента.

Вклад в развитите экономики

Уильям Петти также известен как экономист. Его экономические взгляды противостоят теории меркантилизма (протекционистским идеям, в частности). Петти относят к числу первых авторов классической политической экономии.

Главными его работами по политической экономии являются:

  1. «Разное о деньгах» (1682);
  2. «Трактат о налогах и сборах» (1662).

В этих произведениях красной нитью прослеживается идея неприятия протекционизма. Петти был противником процентной политики и чрезмерного государственного вмешательства в экономику.

Богатство в работах Петти зависит не только от больших запасов денег, драгоценных металлов и камней, но также и от наличия земельных площадей, домов, кораблей, товаров и даже от домашней обстановки.

У. Петти являлся сторонником количественной теории денег. Деньги, по его мнению, лишь ускоряют и облегчают обмен, а не образуют богатство страны. Кроме того, Петти объяснил, что излишек денег не менее вреден для народного хозяйства, чем их недостаток. Поэтому Петти отрицал участие торгового капитала в создании национального богатства страны и теорию торгового баланса.

Петти одним из первых заявил о том, что ценность предметов определяется количеством затраченного на их производство труда.

Замечание 3

Уильяма Петти признают основоположником трудовой теории стоимости, которая стала одним из главных признаков классической политической экономии в целом.

Уильям Петти изучал также доходы предпринимателей и землевладельцев, охарактеризовав их понятием «рента ». Петти отмечал, что цена земли зависит от ее местоположения: близость к населенным местам приносит землевладельцу более высокую ренту.

Помимо экономических трудов Уильям Петти имеет заслуги в развитии государственной статистики (так называемой политической арифметики). В своих работах («Essays in political arithmetic») Петти исследовал рост и смертность населения, а также экономическое состояние городов, делая при этом статистические вычисления и сопоставляя данные за разные промежутки времени (например, о периодах удвоения населения, о сравнительном богатстве разных стран и т.д.).

Петти Уильям (1623-1687 гг.) - английский экономист, ученый и философ. Он стал известным, когда служил и Английской республике. Ученый разработал эффективные методы для обследования земель, предназначенных для конфискации. После Кромвеля он служил при Чарльзе II и Джеймсе II. Несколько лет он заседал в английском парламенте. Однако больше всего известны экономические взгляды Уильяма Петти. Именно ему приписывают отстаивание принципа laissez-faire в государственной политике.

Уильям Петти: биография

Будущий досмитовской эры родился в семье портных. Он рос любознательным и умным ребенком и в 1637 году устроился юнгой на корабль. Однако вскоре он сломал ногу и был высажен на берег в Нормандии. После этого год Петти Уильям занимался изучением латыни и подрабатывал учителем английского для местного населения. Затем он вернулся в Англию. К этому времени будущий экономист уже хорошо разбирался в латыни, греческом, французском, математике и астрономии. После непродолжительного периода службы во флоте он уехал в Голландию, где заинтересовался анатомией. В Амстердаме Уильям подрабатывал личным секретарем Гоббса, что позволило ему познакомиться с Декартом, Гассенди и Мерсенне.

В 1646 году он вернулся в Англию и занялся изучением медицины в Оксфордском университете. Ему удалось изобрести и запатентовать свою собственную копировальную машину, однако наладить ее продажу не получилось. В 1652 г. он взял отпуск и отправился в Ирландию с армией Кромвеля. Он заседал в парламенте, служил при двух королях. После 1660-го года его научный интерес сместился с физических наук к социальным. В 1667 году он женился на Элизабет Воллер. Умер экономист в 1687 г. в Лондоне, куда вернулся из Ирландии незадолго до смерти.

Экономические взгляды

На теории ученого повлияло два источника:

  • Уильям был его личным секретарем некоторое время и успел хорошо запомнить рациональные требования «гражданского мира и материального изобилия». Поэтому большую часть жизни он искал источники процветания для Ирландии.
  • Френсис Бэкон. Ученый был согласен с тем, что математика и интуиция должны быть основой всех рациональных наук. Поэтому в своих научных изысканиях он всегда стремился к поиску количественных показателей. Так появилась так называемая политическая арифметика.

Уильяма Петти часто называют первым настоящим ученым-экономистом. Глубина его исследований ставила его выше Томаса Мана, Джозайи Чайлда и Джона Локка. Работы Петти предваряли политическую экономию. Его самые известные теории связаны с налогообложением, национальным богатством, денежной массой и скоростью ее циркуляции, стоимостью, процентной ставкой, международной торговлей и государственными вложениями. Петти одним из первых выступил против воззрений меркантилистов. Он считал, что в основе стоимости любой продукции должен лежать затраченный на ее производство труд. Национальное богатство страны, по его мнению, состоит не только в золоте и серебре, а вреден не только недостаток денег, но и их излишек.

Налоги, статистика и учет национального дохода

Во времена Петти господствующей в Англии концепцией был меркантилизм. Англия воевала с Голландией, и ей были необходимы деньги. Поэтому Петти занимался поиском правильных принципов налогообложения. Они должны были помочь наполнить казну для ведения войны. Петти выделял шесть сфер взимания. Он считал, что они должны быть регулярными и пропорциональными. Петти выступал за взимание налогов в форме не только драгоценных металлов, но и денег. Тот же принцип он использовал и при подсчете национального дохода. Он считал, что богатство государства состоит не только в золоте и серебре, но и в деньгах. По его подсчетам, Англии в 1660-х годах составлял 667 миллионов фунтов.

В статистике Петти использовал простые средние показатели. Однако в те времена это было большим достижением. Практически никто до него вообще не использовал количественные показатели. Данные переписи населения, еще и Ирландии, было очень трудно достать. Поэтому Петти придумал свой собственный способ оценки количества людей. Он считал, что увеличение экспорта на 30% приводит к пропорциональному росту населения, а один человек из тридцати умирает каждый год. Так оценивалось количество жителей Лондона. Во всей стране, по предположению Петти, было в восемь раз больше людей. Следует отметить, что данный метод критиковался еще при жизни ученого.

и процента

Петти Уильям продолжил дискуссию, начатую еще Аристотелем. Он продолжил которая базировалась на ресурсах, затраченных на производство. Он выделял два фактора: землю и труд. Оба являлись источником создания налогооблагаемого дохода. Петти хотел создать уравнение, результатом которого была бы правильная стоимость благ. Важной составляющей он также считал общую производительность. Петти применял свою теорию стоимости к подсчету платы за аренду. Что касается процентной ставки, то в те времена многие все еще считали такое получение прибыли греховным. Однако Петти не был согласен с такой трактовкой. Он вводит понятие награды за отказ от использования денег со стороны заемщика.

Управление на основе принципа невмешательства

Одной из важных тем, которую поднял в своих работах Петти Уильям, является философия laissez-faire в управлении государством. Здесь он полагался на медицинский принцип невмешательства в работу здорового организма. Он применял его и к монополиям, и к контролю за вывозом денег, и к торговле товарами. Он считал, что государственное регулирование приносит больше вреда, чем пользы.

Уильям Петти: теории

За свою жизнь ученый обращался ко многим сферам будущей экономической науки. В работах можно найти взгляды Уильяма Петти на налоги, подсчет национального дохода, статистику, предложение денег и скорость их циркуляции, теорию стоимости и процента, государственное управление, регулирование курса валют и торговли, полную занятость, разделение труда и многие другие темы. Его теории повлияли на взгляды многих известных экономистов. В некотором смысле его последователями стали такие великие умы, как Адам Смит, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс. Чрезвычайно широкие сферы интереса помогли Петти долгое время оставаться актуальным.

Труды и наследие

Уильям Петти - основатель и член Королевского общества. Больше всего он известен своими работами по экономической истории и статистике. Основатель современных техник переписи населения - это Уильям Петти. Труды ученого включают такие работы:

  • «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.).
  • «Политическая арифметика» (1676 г.).
  • Verbum Sapienti (1664 г.).
  • «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.).
  • «О деньгах» (1682 г.).
  • «Эссе о приумножении человечества» (1682 г.).