Почему россия до сих пор выплачивает долги ссср. Распределение внешнего долга после распада ссср

Россия заканчивает выплачивать долги, доставшиеся ей после распада Советского Союза. Последний транш в размере 125,2 млн долларов будет осуществлён в пользу бывшей югославской республики Боснии и Герцеговины. На этом финансовая память об СССР, казалось бы, должна прекратить свое существование. Однако история советских долгов оставляет слишком много вопросов, чтобы считаться завершённой.

Откуда взялся этот долг? И почему выплаты завершились на Боснии, которая к моменту распада СССР еще не была полноценным государством? Это поучительная история о наивности, недальновидности и неблагодарности.

Снежный ком долга

Советский Союз старался не брать денег в долг; наоборот, исправно снабжал развивающиеся страны продовольствием, оборудованием, оружием и советниками как бы в кредит - понимая, конечно, что денег он не увидит до морковкина заговенья. Проблемы начались тогда, когда в результате конфликтов на Ближнем Востоке резко выросла стоимость нефти - и Союз ощутил всю сладость беспроблемных нефтяных денег. Именно с ними связано легендарное «брежневское благополучие».

К сожалению, экономические способности тогдашнего руководства страны оставляли желать лучшего: кажется, брежневская геронтократия поверила, что так будет всегда. И когда в начале 1980-х цены на энергоносители резко рухнули, СССР оказался не готов к резкому сокращению доходов: он уже привык жить на широкую ногу, финансировать красные революции по всему миру, подсел на относительно недорогой импорт из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Именно с этим, а не с естественными кадровыми изменениями в руководстве страны, связан острый экономический кризис второй половины 1980-х годов. Советскому Союзу не удалось компенсировать выпавшие доходы, а свои обязательства он стремился выполнять почти до последней минуты. К 1983 году долг СССР составлял порядка 5 млрд долларов - куда более полновесных, чем сейчас, но это было менее 2% ВВП страны. А с 1984 года страна уже начала жить не по средствам. К 1985-му мы были должны 15 млрд, к концу 1986-го 30 млрд, в 1989-м пробили отметку 50 млрд. А потом, уже в агонии пытаясь как-то удержать страну, заняли еще 30 млрд - прекрасно понимая, что отдавать все равно будет кто-то другой.

Дурное наследство

При передаче дел на рубеже 1991-92 годов первое российское правительство получило казну практически пустой - по крайней мере так гласит версия первого российского правительства.

Обнулить долги «проклятого режима» в одностороннем порядке, как это сделал Ленин в 1917-18-м годах, Ельцин не мог - в конце концов, к власти его привела поддержка Запада, превыше всего ценящего материальные ресурсы. Поэтому пришлось странам экс-СССР сесть за стол переговоров и разделить долги - как дебет, так и кредит - между собой. России досталось 61,34% того и другого.

Дебет в тот момент почти вдвое превышал кредит, но после вступления нашей страны в Парижский клуб кредиторов он мало-помалу списывался и в итоге был списан практически весь. Что взять с нищих Кубы, Анголы и Вьетнама? И только нищей России прощать долги никто не собирался.

В 1993 году ситуация изменилась: устав делить советские активы, наследники большой страны приняли нулевой вариант, по которому Россия получила все. Все имущество СССР за рубежом. И все его долги.

Благодарные партнеры

Судьба советского долга - это, по сути своей, одно огромное уголовное дело: достаточно вспомнить, как приближенные к власти бизнесмены выкупали у ошарашенных переменами иностранцев «безнадежные» российские долги с дисконтом в 80-90%, а потом предъявляли их российской казне в полном объеме.

Примерно 70% долгов СССР приходилось на так называемые развитые страны. С ними все понятно - американцы и европейцы действительно активно кредитовали perestroika и glasnost, чтобы изменить курс геополитического врага, избавиться от страха перед ним. Горбачев не был лишен коммерческой жилки: любое из громко освещавшихся соглашений о сокращении вооружений негласно сопровождалось увесистыми «кредитами на неотложные нужды».

Гораздо интереснее то, что остальные деньги мы оказались должны своим бывшим партнерам по СЭВ. После сложных взаимозачетов (внутри СЭВ торговали на условные рубли) выяснилось, что СССР — вложившийся в послевоенное восстановление Восточной Европы, софинансировавший все крупные проекты, почти бесплатно предоставлявший энергоресурсы и никогда не отказывавший в научной и технической помощи — обязан за это всё заплатить! И речь не о «компенсации за оккупацию», а именно о финансовом балансе.

Не беремся сказать, какой откат получили граждане, подписывавшие результаты такого взаимозачета. Но единственным долгом в Восточной Европе, имевшим хоть какой-то смысл, была задолженность перед Чехословакией (5,4 млрд долларов) . Тут Союз действительно больше брал, чем отдавал - тем более что чешская промышленная продукция была куда качественнее советской.

А, скажем, Румынии Россия была должна за… строительство горно-обогатительного комбината в украинском Кривом Роге. Комбинат работает на экономику Украины и по сей день, долг за него Россией выплачен.

С последним фрагментом долга вообще вышло забавно. Бывшей Югославии Союз задолжал не так уж много, но ее наследники не смогли договориться между собой, так что Россия сама решала, кому из них сколько отдать. Львиную долю получила, конечно, Сербия , но и остальным понемногу перепадало. К лету дойдет очередь и до Боснии .

* * *

До начала 2000-х Россия с огромным трудом обслуживала долг, не раз реструктурировала его через Парижский клуб - и только на волне роста нефтяных цен смогла наконец сбросить с плеч основную его часть. Ведь беда долга еще и в том, что по нему постоянно набегают проценты, так что в итоге Россия выплатила куда больше, чем назанимал Советский Союз. Как по истинным долгам, так и по мнимым.

Впрочем, не стоит заблуждаться: бремя советских долгов уже давно не входит в число самых тяжких для российской экономики. За последние годы мы успели набрать собственных кредитов больше чем на полсотни миллиардов долларов. К 1 января 2017-го совокупный государственный долг России составлял 51,2 млрд долл., и «советская» его часть составляла лишь четверть процента (!) от этой суммы.

В начале февраля Россия погасила советскую задолженность перед Македонией в размере 60,6 млн долл. А летом закроет долг СССР перед Боснией и Герцеговиной, выплатив 125 млн долл.

Откуда взялся долг?

По данным Банка России на 1 января 2017 г., внешний долг России оценивается в 519 млрд долл. Большая часть этой задолженности лежит на коммерческом секторе (470 с лишним млрд долл.): банках и предприятиях. Оставшиеся 49 млрд долл. — чистый государственный долг. И примерно миллиард из него — долги, оставшиеся со времён СССР.

Крупные заимствования СССР начал делать в середине восьмидесятых. На кредитные деньги импортировали продовольствие, потребительские товары, которых не хватало в стране. По данным замминистра финансов России Сергея Сторчака , в 1985-1991 гг. государственный внешний долг СССР вырос с 31 до 96,6 млрд долл. США. Страна всё больше погружалась в долговую яму: новые займы брали для обслуживания уже накопившейся задолженности. Банкротом развалившийся СССР не объявили лишь потому, что осенью 1991 года Россия и большая часть республик заявили о солидарной ответственности по выплате этого долга. Позже был подписан договор, согласно которому Россия должна была выплатить 61,34 % задолженности. Остальное было распределено между республиками, согласившимися стать правопреемницами СССР по внешнему долгу. Однако вскоре выяснилось, что последние платить не в силах. Поэтому в 1993 году наша страна взяла на себя все обязательства бывших советских республик взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР.

Как шли выплаты?

Большую часть долга СССР нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Первый — неофициальная межправительственная организация стран-кредиторов, второй — неформальная организация, объединяющая коммерческие банки-кредиторы. Задача этих структур в том, чтобы регулировать вопросы, связанные с выплатой долгов. Переговоры с Парижским клубом (долг СССР перед входящими в него странами был порядка 38 млрд долл.) шли в несколько этапов. Россия получала отсрочки, брала новые кредиты, реструктурировала задолженность. В 2006 г. она досрочно погасила все обязательства перед Парижским клубом, хотя, согласно договорённостям, могла бы выплачивать деньги до 2020 года.

Обязательства перед Лондонским клубом превышали 30 млрд долл. Долг также был реструктурирован. Окончательная точка в урегулировании долговых вопросов с Лондонским клубом кредиторов была поставлена в 2009 г. Минфин России завершил выплату коммерческой задолженности бывшего СССР, обменяв 405,8 млн долларов долга на еврооблигации со сроком погашения в 2010 и 2030 годах.

Помимо «клубных» долгов СССР имел и другие. Например, долги за неоплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с иностранными поставщиками. Или долги перед бывшими странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которые возникли в результате системы межгосударственных расчётов.

Так, долг Югославии (тот, что вскоре отдадут Боснии и Герцеговине) возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары — на другую.

Зачем отдавать долги досрочно?

«Погашая долг досрочно, Россия получает существенную экономию на процентах, — рассказал АиФ.ru Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ . — Другой важный момент — это улучшение имиджа российской экономики, что может благоприятно сказаться на инвестклимате. Отмечу, что, по сравнению с развитыми странами, у России крайне низкий внешний долг. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100 % ВВП, то в России долг не выше 25 % ВВП. Что касается нагрузки на бюджет, то она несущественна».

Кстати, РФ ещё и очень добрый кредитор. За последние 20 лет мы списали задолженностей на сумму около 140 млрд долл. Причём большая часть долгов (за поставки оружия) списана при вступлении в Парижский клуб.

До последнего времени Босния и Герцеговина оставалась единственным кредитором Советского Союза, который еще не получил свои деньги. Сумма долга - $125,2 млн - была определена соглашением об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам с бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия - прим. ТАСС). И вот Минфин сообщил, что весь этот долг был погашен единым платежом 8 августа 2017 года.

ТАСС разбирался откуда взялся долг, сколько он составлял, почему Россия решила его выплачивать и что случилось с финансовыми обязательствами перед Советским Союзом.

Откуда у СССР взялись долги?

Вообще долговые обязательства разных стран — нормальное явление. Даже крупные страны с относительно сильными экономиками имеют обязательства перед другими государствами. Например, внешний долг Германии, по данным на сентябрь 2016 года, превышает $5 трлн 10 млрд, Японии — $3 трлн 240 млрд. Внешний долг США давно стал притчей во языцех — по данным на 1 февраля 2017 года, он равен $19 трлн 976 млрд. На тот же момент государственный долг России был куда скромнее — $52 млрд.

В 1985 году внешний долг СССР составлял $31 000 млн. В этот период власти страны активно привлекали как межгосударственные займы, банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В результате к концу 1991 года страна оказалась в долгах как в шелках.

Помимо долгов перед другими государствами Советский Союз имел обязательства перед коммерческими предприятиями, банками, входящими в так называемый Лондонский клуб кредиторов. Кроме того, в обмен на некоторые ресурсы советские предприятия расплачивались долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ). Эта нагрузка также легла на плечи государства.

Сколько составлял внешний долг СССР к моменту распада страны?

По данным, которые приводит руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства России (1993-1994) Андрей Илларионов со ссылкой на долговые таблицы Всемирного банка, Советский Союз к моменту распада был должен $67 800 млн.

В 2007 году заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в интервью "Российской газете" рассказал, что к концу 1991 года государственный внешний долг Союза составлял $96 600 млн. В разных источниках встречаются и еще большие цифры — вплоть до $140 млрд. Официальные российские ведомства не приводят данных за тот период — первые данные Центробанка датируются 1994 годом. Тогда с учетом процентов обязательства составляли $104 507 млн.

Почему вся эта нагрузка легла на Россию? В СССР входили 15 ныне независимых государств, почему бы не разделить обязательства?

Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года 12 бывших союзных республик (все, кроме Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как преемнице РСФСР досталась доля 61,34% долга, а, например, Киргизии — всего 0,95%, Таджикистану и того меньше — 0,82%. В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.

Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название "нулевой вариант". Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд. В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Как Россия погашала долги СССР перед другими государствами?

Отметим, что такие финансовые обязательства разделились на три части:

  • Долги странам Парижского клуба (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Россия также входит в Парижский клуб.
  • Обязательства перед социалистическими государствами: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Германия (за счет вошедшей в объединенную страну Германской Демократической Республики), страны бывшей Югославии.
  • Займы у других государств (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и другие).

Долги перед Парижским клубом Россия закрыла досрочно — в 2006 году. Из-за раннего погашения наша страна смогла сэкономить $7 700 млн — за счет процентов.

Каким странам сколько заплатили?

Приведем несколько примеров. По данным официальных соглашений РФ относительно урегулирования долгов с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии — $352,5 млн, Болгарии — $38,5 млн, Словении — $129,2 млн, ОАЭ — $580 млн. Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, отдав 400,97 млн швейцарских франков. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом — основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов — поставками российской высокотехнологичной продукции. Также в прошлом году РФ закрыла долг перед Македонией — $60,6 млн. В результате, Россия оставалась должна только Боснии и Герцеговине, и этот долг был погашен 8 августа.

Конечно же, заемщики у СССР были. Но в большинстве это были достаточно бедные африканские и латиноамериканские страны. В рамках помощи развивающимся странам их долги списали. Кроме того, часть обязательств Россия простила своим политическим и экономическим партнерам: в некоторых случаях достигались договоренности, что в обмен на списание долга страна заключала с РФ крупный торговый контракт.
Были, конечно, и случаи "благотворительности", но Россия далеко не единственный такой меценат: например, в 1999 году страны Парижского клуба, в котором Россия была не только должником, но и кредитором, подписали соглашение о списании больше половины долга беднейших африканских стран. Так, Россия отказалась от притязания на активы Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. К тому же требовать возврата долгов с этих стран бессмысленно — денег у них все равно нет, и выполнять обязательства попросту нет возможности.

Другие примеры расчетов России и развивающихся стран смотрите на графике.

Дмитрий Романов

Россия погасила все задолженности по обязательствам бывшего СССР перед иностранными государствами. Об этом сообщает Министерство финансов России. Последней выплатой стало погашение задолженности перед Боснией и Герцеговиной:

«Минфин России сообщает о завершении погашения задолженности Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной».

В ведомстве подчеркнули, что Босния и Герцеговина — это последнее иностранное государство-кредитор бывшего СССР (или России), обязательства перед которым оставались неурегулированными. Задолженность перед ним составляла $125,2 млн.

«Государственный внешний долг Российской Федерации перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией (в доле, приходящейся на Боснию и Герцеговину)», — отметили в Минфине.

21 марта правительство России и совет министров Боснии и Герцеговины подписали соглашение об обязательствах бывшего СССР по расчётам, связанным с товарооборотом между бывшим Советским Союзом и бывшей Югославией. Документ вступил в силу 20 июля, а 8 августа Россия выполнила свои обязательства. Отмечается, что задолженность была погашена единовременным денежным платежом.

На данный момент в части государственного внешнего долга перед официальными двусторонними кредиторами у России осталась только задолженность перед Южной Кореей. Её размер составляет $594,3 млн.

«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — пояснили в ведомстве.

  • Посольство Боснии в России
  • Wikimedia / Denghu

Старые долги

На момент распада СССР сумма внешнего долга страны составляла почти $96,6 млрд. В 1993 году Россия взяла на себя обязательства Советского Союза. Кроме того, страна согласилась выплатить долги царского правительства, которые игнорировала советская власть.

Взяв на себя обязательства других бывших республик СССР, Россия освободила их от обязанности выплачивать долги, которые составляли почти 40% от общей суммы. Согласившись на такой расклад, республики отказались и от всех активов.

Однако это не помешало Украине создать в 2014 году межведомственную группу по изучению возможности отстаивания в судах интересов украинского государства для решения вопроса правопреемственности внешнего долга и активов бывшего СССР. Таким образом Киев намеревался «провести инвентаризацию всего, что может принадлежать Украине».

На момент подписания соглашения долг Украины составлял $6,8 млрд, а в 2014 году сумма выросла до $20 млрд, о чём и напомнили Киеву в Министерстве иностранных дел России.

«В случае, если украинская сторона возвращается к проблеме «нулевого варианта», российская сторона оставляет за собой право настаивать на незамедлительной компенсации Украиной Российской Федерации упомянутых 20 миллиардов долларов США долга бывшего СССР», — отметили тогда в МИД.

Обязательства перед Парижским клубом в размере $23,74 млрд были закрыты в 2006 году, а вот долги отдельным странам выплачивались достаточно долго. Дело в том, что иногда задолженность являлась следствием обмена товарами: СССР поставлял оборонную продукцию и энергоресурсы, импортируя потребительские товары. Так происходило и с Югославией, в связи с чем долги балканским странам Россия выплачивала в последнюю очередь: в 2013-м был закрыт долг перед Черногорией ($18 млн), а в 2016-м — перед Македонией.

Один из последних крупных долгов тоже был выплачен в 2016 году: Россия перечислила Кувейту $1,1 млрд и доплатила еще $620 млн в виде поставок высокотехнологичной продукции.

Такой большой долг возник в связи с тем, что СССР в 1991 году взял у Кувейта кредиты в целях исполнения финансовых обязательств и оплаты так называемого критического импорта. Позднее из-за неспособности распавшейся страны выполнить обязательства по внешнему госдолгу 30 мая 2006 года было подписано соглашение между правительством РФ и Кувейтом.

При этом сама Россия списала значительную часть долга развивающимся странам, которые не имели возможности его выплатить. В 2014 году Россия простила Кубе более $30 млрд долга, что составляло 90% от общей суммы обязательств. Остаток долга, составляющий $3,5 млрд, предписали погасить 20 равными долями в течение десяти лет.

Крупные долги Россия списывала также Ираку ($21,5 млрд), Монголии ($11,1 млрд), Афганистану ($11 млрд) и Северной Корее ($10 млрд). А ряду африканских стран российское правительство «подарило» более $20 млрд. В общей сложности Россия простила долги более чем на $100 млрд.

1.2. Распределение внешнего долга после распада СССР

Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.

В 70 -е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.

Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.

Наконец, и в Советском Союзе произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.

Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.

Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Таблица 1

Расчетные доли бывших союзных республик в общесоюзных

показателях, %

Республика

Население

Россия 61,3 61,1 78,2 37,7 51,5
Украина 16,4 16,2 12,3 14,1 18,1
Беларусь 4,1 4,1 3,2 3,9 3,6
Казахстан 3,9 4,3 1,3 2,6 5,7
Грузия 1,6 1,6 0,5 1,5 1,9
Кыргызстан 1,0 0,8 0,1 0,9 1,5
Армения 0,9 1,0 0,1 0,7 1,2
Таджикистан 0,8 0,7 0,4 0,5 1,8
Узбекистан 3,3 3,3 1,3 1,7 6,9
Азербайджан 1,6 1,7 0,6 1,2 2,4
Молдова 1,3 1,3 0,4 1,2 1,5
Туркмения 0,7 0,7 0,1 0,4 1,2
Литва 1,4 1,4 0,9 1,4 1,3
Латвия 1,1 1,1 0,4 1,2 0,9
Эстония 0,6 0,7 0,2 0,6 0,5

Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991г. оба соглашения – Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г.); в группу 2 – Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан, не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 – страны, не собирающиеся присоединиться к названным документам

Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118.

Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.

В октябре 1992г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.

Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.

Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.

Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.

Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.