Экономической функцией государства является. Функции государства в экономике


Хозяйственные средства организации рассматриваются как объекты бухгалтерского учета исходя из их участия в основной, финансовой и инвестиционной деятельности, с делением хозяйственных средств основной деятельности на средства в сфере производства и в сфере обращения.

Хозяйственные средства по составу и размещению подразделяются на внеоборотные и оборотные, которые соответственно образуют основной и оборотный капиталы.

К внеоборотным средствам относятся:

Основные средства - совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев

Нематериальные активы - объекты длительного использования (свыше одного года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющиеся вещественными ценностями для организации.

ХОЗЯЙСТВЕНННЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

К нематериальным активам относятся: права пользования патентами, программными продуктами, организационные расходы и др.

Доходные вложения в материальные ценности - это имущество, предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода

Вложения во внеоборотные активы - это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, -земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы и т.д.

Финансовые вложения - это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций,
векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы.

В состав оборотных средств входят:

Материально-вещественные ценности, используемые в качестве предметов труда (сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию;

Готовая продукция и товары для перепродажи.

Денежные средства («Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Специальные счета в банках», «Переводы в пути») - сумма наличных денежных средств в кассе организации,свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке.

Дебиторская задолженность («Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с подотчетными лицами») - задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.


  • Хозяйственные средства по составу и размещению подразделяются на внеоборотные и оборотные, которые соответственно образуют основной и оборотный капиталы. К внеоборотным средствам относятся


  • Хозяйственные средства : состав и размещение . Хозяйственные средства организации рассматриваются как объекты бухгалтерского учета исходя из их уча.


  • Изменилась форма размещения средств , их состав - часть денежных средств с расчетного счета переместилась в кассу. !!! Второй тип: хозяйственные операции вызывают изменения только в пассиве баланса, когда один вид источников переходит в другой.


  • В процессе хозяйственной деятельности совершается множество операций, которые вызывают изменения хоз ... подробнее ». Хозяйственные средства : состав и размещение .


  • Таблица, в которой отражаются хозяйственные средства , состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив. В активе – состав , размещение и использование средств . В пассиве – источники образования средств и их целевое назначение.


  • Хозяйственные операции. Хозяйственная операция - это действие, которое отражает хо- зяйственные факты, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образо- вания средств (собственные и заемные).


  • Для руководства хозяйственной деятельностью организации необхо- димо иметь информацию о хозяйственньк средствах , которыми распо- ряжается организация, а также об их составе , размещении , источниках средств и их целевом назначении.


  • ...признакам: в активе - по вещественному составу и их функциональной роли, т. е. способам размещения (основные средства , нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы
    Типовые изменения ББ под влиянием хозяйственных операций.


  • Каждая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, должна иметь оборотные средства (обор... подробнее ».
    Процесс управления оборотными средствами тесно связан с их составом и размещением .


  • Прибыль, являясь одним из источников образования средств , также входит в состав источников. Кругооборот средств , вызываемый хозяйствен - ными процессами, выражается в осуществлении этих процессов.

Найдено похожих страниц:10


Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования зависят от вида, объема деятельности организации.

Хозяйственные средства любой организации бухгалтерия рассматривает с двух точек зрения; с одной стороны, надо знать, из каких видов эти средства состоят, в какой сфере размещены (производство , торговля и т.д.), с другой - надо знать, за счет каких источников это имущество приобреталось или формировалось. Например, чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходим капитал , собственный или заемный.

Хозяйственные средства организации - товарно-материальные ценности и денежные средства , как принадлежащие организации, так и временно или постоянно находящиеся вне ее собственности . Они являются активом организации и классифицируются по составу: внеоборотные и оборотные средства .

  • материалы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);
  • животные на выращивание и откорм (молодняк животных, взрослые животные, птицы; кролики, семьи пчел и др.);
  • резервы под снижение стоимости материальных ценностей;
  • заготовление и приобретение материальных ценностей;
  • отклонение в стоимости материальных ценностей;

2. Затраты на производство - расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу):

  • основное производство - затраты производства, продукция которого явилась целью создания данной организации;
  • полуфабрикаты собственного производства;
  • вспомогательные производства - затраты производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации;
  • общепроизводственные расходы - расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации;
  • общехозяйственные расходы - расходы для нужд управления , непосредственно не связанных с производственным процессом ;
  • брак в производстве;
  • обслуживающие производства и хозяйства - затраты, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.
  • выпуск продукции (работ, услуг);
  • товары - товарно-материальные ценности, приобретенные в качестве товаров для продажи;
  • торговая наценка;
  • готовая продукция;
  • расходы на продажу, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг;
  • товары отгруженные - отгруженная продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете , а также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах;
  • выполненные этапы по незавершенным работам.
  • касса;
  • расчетные счета - денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях;
  • валютные счета - денежные средства в иностранной валюте на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • специальные счета в банках - денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах , чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах;
  • переводы в пути - денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению;
  • финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги , акции , облигации , а также предоставленные другим организациям займы ;
  • резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.

Хозяйственная операция (от лат. operatio - действие) характеризует отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в составе, размещении и источниках образования имущества. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество организации или только источники его образования, или одновременно и имущество, и источники его формирования.

Имущество (сырье, материалы, основные средства и т.п.), обязательства и хозяйственные операции выражаются в денежной оценке путем суммирования фактически произведенных расходов. Имущество экономического субъекта, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные, заемные и др.), хозяйственные операции составляют объекты бухгалтерского учета. Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и различных видов дебиторской задолженности.

Текущая деятельность организации возможна, если она располагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида ее деятельности, так и финансовой устойчивости . Стоимостный и натурально-вещественный состав хозяйственных средств определяется спецификой производственной деятельности организации, основу которой составляют три хозяйственных процесса:

заготовление {снабжение) - приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для производственных и хозяйственных нужд и реализации товаров;

производство - выполнение основной задачи организации - изготовление продукции, оказание услуг;

реализация - осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет.

В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете реализации - прибыль или убытки. Следовательно, необходимо обеспечивать контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов ; представлять полную и достоверную информацию; выявлять внутрипроизводственные резервы и эффективно их использовать.

Характеристика метода бухгалтерского учета

Совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация , оценка и калькуляция , счета и двойная запись , баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для отражения операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, позволяет проводить документарные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета.

Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, благодаря чему достигается ее реальность.

Для руководства организацией необходимо учитывать все затраты на его ведение, причем не только величину каждого вида затрат, но и общую их сумму, относящуюся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, состоянием средств и источников их образования необходимо непрерывно учитывать все хозяйственные операции по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов, поскольку сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют группировать и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяя глубже изучать хозяйственную деятельность организации.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования, так называемого балансового обобщения.

Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования, которое сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенное время. К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:

  • достоверность - отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении;
  • целостность, которая должна охватывать все без исключения хозяйственные операции, в том числе в ее филиалах, представительствах ;
  • сопоставимость, т.е. соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;
  • последовательность - сравнение данных отчетного периода с предыдущими:
  • отчетный период - период, за который должна составляться отчетность;
  • оформление - отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ, подписана руководителем организации и главным бухгалтером.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - комплекс основных, оборотных и денежных средств предприятия, включая наличность в кассе, а тж. средства в расчетах, отвлеченные средства и прочую дебиторскую задолженность. Источниками Х.с. являются уставный фонд предприятия, оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль, кредиты и ссуды, задолженность поставщикам и прочая кредиторская задолженность.

Классификация хозяйственных средств - Это выработанный столетиями элемент языка бизнеса, отличающийся своей емкостью, системностью изложения, понятный любому заинтересованному пользователю. Принцип сбалансированности. Исходным началом бухгалтерского учета является принцип сбалансированности, который основан на том, что одни и те же хозяйственные средства предприятия бухгалтерский учет рассматривает с двух точек зрения: с точки зрения их состава и функциональной роли в процессе производства и с точки зрения источников образования (получения) этих средств.

Состав хозяйственных средств в бухгалтерском учете называется АКТИВОМ , источники образования (получения) хозяйственных средств - ПАССИВОМ.

Если принять во внимание, что отражение хозяйственных средств по составу и по источникам их образования в бухгалтерском учете производится в одном и том же денежном измерителе, то справедливым будет следующее уравнение: АКТИВ=ПАССИВ Значения актива и пассива всегда равны. Это равенство обусловлено экономическим содержанием классификации. Ведь и в активе, и в пассиве представлены одни и те же хозяйственные средства, но только классифицированные по разным критериям.

Классификация хозяйственных средств по составу и функциональной роли в процессе производства называется АКТИВ.

Классификация хозяйственных средств производится не только по составу (здание, станок, топливо, денежные средства), но и по функциональной роли в процессе производства.

В зависимости от срока обращения (использования) активы на предприятии подразделяются на: внеоборотные (долгосрочные) активы; оборотные (краткосрочные) активы.

К внеоборотным активам относятся: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения

Основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, находящиеся в собственности земельные участки и объекты природопользования, прочие основные средства.


К оборотным активам относятся: запасы,НДС (налог на добавленную стоимость) по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Оборотные активы подразделяются на запасы и затраты и на денежные средства и средства в расчетах.

Запасы и затраты включают в себя: сырье, материалы и другие аналогичные ценности, незавершенное производство, готовую продукцию и товары отгруженные, товары для перепродажи, расходы будущих периодов.

Денежные средства и средства в расчетах включают в себя: дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения, кассу, расчетный счет, валютный счет.

Дебиторская задолженность - это задолженность различных контрагентов (покупателей и заказчиков, государства по налоговым расчетам, работников по подотчетным суммам) перед данным предприятием.

Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению называется ПАССИВ.

Пассивы подразделяются на: капитал и резервы, долгосрочные обязательства,краткосрочные обязательства. Капитал и резервы - это источники собственных средств предприятия. К ним относятся:уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. Уставный капитал - это собственный капитал предприятия, образованный за счет вкладов его учредителей (участников, акционеров) в порядке и размерах, определенных учредительными документами.Добавочный капитал - это источник собственных средств предприятия.Резервный капитал - источник собственных средств, который представляет собой резервные фонды, создаваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами. Эти фонды предназначены для покрытия убытков предприятия, погашения облигаций и выкупа собственных акций.

Долгосрочные обязательства включают в себя: заемные средства и прочие долгосрочные пассивы. Краткосрочные обязательства включают в себя: заемные средства, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

31.Инвентаризация – это подтверждение фактич наличия им-ва и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и их регулирование. Осн причинами расхождения м\у учетными и фактическими данными явл-ся: 1. естественная убыль товарно-матер-ых ценностей. 2. хищение. 3. неточности при приемке и взвешении грузов. 4. ошибки в учете. Инвентаризации м.б. полными т.е. проверяется все активы и пассивы и частичными -проверяется одмн или несколько видов им-ва. Сроки проведения инвентаризации активов и пассивов опр-ся руководит-ми орг-ции. Полная инв-ция пров-ся как правило один раз в году перед составлением годовой отчетности., так же проводится при смене формы собственности орг-ции, смены рук-ля и др.Их проводят сост-ые рук-лем инвентаризационные комиссии. Мат отв-е лица перед провед-ем инв-ции дают письм-е расписки, о том, что все ценности ими оприходованы, а выданные в пр-во списаны. После инв-ции эти же лица дают расписки о том, что они приняли на ответственное хранение проинвент-ые ценности и к комиссии претензий не имеют.при провед инвент-ции тов-но-матер-ых ценностей комиссии оформляют инвентарные подписи, актв инв-ции, в кот указ-ся фактич наличие ценностей и учетные данные по ним. Ден ср-ва инвентаризируются: 1. В кассе(путем пересчета ден наличности, комиссии и иравнения остатков с данными учета.) 2. на ден счетах в банках.(путем сверки выписок банка об остатках ден ср-в на каждом счете с данными имеющимися в бухучете. Расчеты со сторонними орг-ми инвентариз-ся путем направления этим орг-циям лицевых счетов по расчетам с ними.Сторонние орг-ции должны подтвердить остатки по расчетам или же представить мотивированное возражение.В бухг-рии по рез-там инвентар-ции сост-ся сличит-е ведомости. В них прив-ся только те позиции ценностей по кот выявлены расхождения с учетными данными.При этом мат отв-е лица предст-ют комиссии объяснит записки по этим расхождениям.Комиссия рассм-ет эти записи и принимает решение о взыскании недостач, оприходовании излишков и оформляет свое решение протоколом. Инвентаризационные разницы отраж-ся в учете след образом: 1недостачи мат ценностей в пределе норм естеств убыли спис-ся на себист-ть продукции. 2. недостача сверх норм естеств убыли спис-ся на виновных лиц, если таковые не установлены, то за счетстрах возмещения, если ценности не застрах, то спис-ся на счет внерелизационных доходов и расходов.3. излишки приходуются по соотв-им статьям активов в корреспонденции со счетом внерелизационные доходы и расходы.4. дебеторская задолженность с истекшими сроками исковой давности спис-ся за счет резерва по сомнит долгам, а если такой резерв в орг-ции не созд-ся то спис-ся на счет нерелизационных доходов и расходов. 5. Кредиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности спис-ся на счет внерелизац доходы и расходы.излишки и недостачи отраж-ся согл-но утвержд-му протоколу инвентар-ой комиссии в том месяце, когда была закончена инвентаризация.

32. Принципы классификации счетов и их характеристика. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующего субъекта. Законодательно устанавливается порядок государственного регулирования бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации. Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия. В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной записи. Большое количество счетов, используемых в текущем учете, требует их упорядочения и определенной систематизации. Достигается данная цель путем классификации счетов. Поскольку они являются носителем информации и одновременно способом ее получения, постольку классификация счетов должна осуществляться по различным признакам. Эти признаки должны улавливать экономическую сущность объектов бухгалтерского учета, ту среду, в которой функционируют те или иные объекты, а также особенности формирования информационной системы в направлении удовлетворения соответствующей информацией аппарата управления. В самом общем подходе современная теория классификации счетов предусматривает их группировку по двум признакам: 1) экономическому содержанию; 2) назначению и структуре

35. Виды и формы учетных регистров. Учетные регистры - это специальные таблицы (бланки) для отражения в них хозяйственных операции, зафиксированных в первичных документа. Регистры предназначены для накапливания, группировки и систематизации по счетам однородных хозяйственных операций, содержащихся в документах, служат целям контроля, управления и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и используются для составления установленных форм отчетности. В связи с тем, что счетов много и регистров большое количество учетные регистры классифицируются:1. по назначению и объему информации (объему содержания): синтетические (предназначены для записи хозяйственных операций по синтетическим счетам, записи в этих регистрах ведутся без пояснительного текста, в обобщенном виде и только в денежном выражении), аналитические (предназначены и используются для отражения однородных операций по отдельным аналитическим счетам, каждая операция записывается достаточно полно не только в денежном, но и в натуральном выражении), совмещающие синтетический и аналитический учет (повышают достоверность и наглядность учета, в этих регистрах отдельные строчки предназначены для аналитического учета, а итоговые данные всех записей являются показателями синтетического учета); по видам учетных записей : хронологические (используются для записей операций в хронологическом порядке, т.е. в порядке их совершения (чаще всего в порядке поступления документов в бухгалтерию) без группировки их по счетам), систематические (однородные хозяйственные операции систематизируются по счетам синтетического и аналитического учета, примером является главная книга, в которой регистрируются обороты по всем синтетическим счетам с указанием корреспондирующих счетов) комбинированные(совмещают в себе хронологическую и систематическую запись); по внешней форме : свободные листы (ведомости) (представляют собой отдельные листы или несколько скрепленных листов, это журналы-ордера или ведомости, они открываются на месяц, некоторые из них имеют вкладыши, хранятся в папках),карточки (это тоже свободные листы, но не скрепленные между собой. Они хранятся в ящиках в определенной системе. Совокупность однородных по назначению карточек называется картотекой), книги (используются для регистрации хозяйственных операций как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. В бухгалтерских книгах все листы прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью и подписью. Книга оформляется в начале года и ведется в течение его), машинограммы (учетный регистр, получаемый при обработке документов на ПЭВМ. Формы их разнообразны и зависят от назначения и содержания учитываемых в них объектов); по строению (форме графления) : односторонние, двусторонние, многографные; по материальной основе : бумажные и безбумажные регистры.

36. Документация, ее сущность и значение. Документация - один из элементов метода бухгалтерского учета, является способом сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения необходимых сведе-ний о совершившихся хозяйственных явлениях, а также осу-ществление последующих записей в системе счетов бухгалтер-ского учета. Независимо от способов записи исходных данных каждая хозяйственная операция должна быть оформлена доку-ментом в момент и по месту ее совершения.Документация представляет собой совокупность документов, составляемых на все хозяйственные операции. Содержащиеся в них данные служат в дальнейшем единственным основанием для отражения хозяйственных операций в текущем бухгалтерском учете.Документ (лат. documentum - свидетельство, доказатель-ство) - это письменное свидетельство на право совершение, или подтверждение действительного осуществления хозяйственной операции, в котором заполнены необходимые реквизиты.Бланк документа - это носитель информации с нанесен-ными на него постоянными сведениями. Кроме бланков докумен-тов, носителями учетной информации служат дискеты и диски при их обработке на ПЭВМ. Они используются в зависимости от средств автоматизации, которые применяются в организации.Значение документации в работе организаций не ограни-чивается тем, что она:1. служит средством обоснования учетных записей;2. имеет большое оперативное значение. Бухгалтерские документы используются для передачи распоряжений от распо-рядителей к исполнителям, т.е. применяются для руководства и управления хозяйственной деятельностью;3. выполняют контрольную функцию, т.е. посредством документации контролируется правильность совершенных опе-раций, устанавливаются причины тех или иных хозяйственных нарушений, особую роль играет документация в борьбе за со-хранность собственности. Документация позволяет вскрывать случаи хищения собственности и разного рода злоупотреблений, а нередко и предупреждать их;4. правовое (юридическое) значение документации. Под-тверждая правильность зарегистрированных в учете фактов, до-кументы являются неопровержимым доказательством при спорах, возникающих между данной организацией и другими органами и лицами. Их используют органы суда и арбитража при решении вопросов о различных претензиях, проверках полноты выполнения договоров и других обязательств;5. выполняют аналитическую функцию, т.е. ведется те-кущий анализ выполняемой работы.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Функции государства в экономике [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Государство выступает активным участником социально-экономических отношений. В экономической системе государство выполняет свои функции и задачи как особый субъект экономики.

Причины государственного регулирования экономики

Функции государства в экономике определяются особенностями государственного регулирования.

Экономика, свободная от вмешательства государства, может быть только абстрактной экономической категорией.

В недолгий период существования свободной конкуренции государство взяло под свой контроль передовые тогда отрасли экономики, которые отличались крупным размером действовавших тогда экономических структур, например, железные дороги, почту, телеграф и т.д.

Позже, после перехода к монополистической конкуренции, производственные процессы стали отличаться большей сложностью, повышалась капиталоемкость и росли потребности промышленности в энергии, уже в интересах дальнейшего развития экономики отчетливо проявилась потребность в регулирующей функции государства, а также в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынке.

В современных условиях, когда интеграционные процессы на международном уровне вступают в противоречие с национальными интересами отдельных государств, а влияние транснациональных корпораций превышает все разумные пределы, многократно возрастает роль государства в экономике, как гаранта соблюдения всеми экономическими субъектами законов, обеспечения безопасности стран, развития науки, сохранения окружающей среды, воспроизводства рабочей силы.

Основными причинами государственного регулирования экономики и активного участия государства в экономической системе выступают следующие:

  1. Конкуренция. С одной стороны капитализм ориентирован на захват монополии на рынке, поэтому государство должно реализовывать антимонопольную политику, обеспечивая защиту конкуренции, не давая крупным производителям вступать в сговор в условиях олигополии. С другой стороны, конкурентная борьба должна вестись в соответствии с действующим законодательством, поэтому государство должно обеспечивать защиту интересов населения, пресекая деятельность тех предприятий, которые используют методы недобросовестной конкуренции. Кроме этого, государство, защищая права собственности как отдельных граждан, так и действующих предприятий, действует как гарант функционирования правовой системы. В целом, такой подход позволяет государству более эффективно решать макроэкономические проблемы и ведет к росту эффективности общественного производства.
  2. Существование общественно необходимых отраслей экономики. Такие виды производств характерны длительным сроком окупаемости капитала, однако ни одно общество не может обойтись без них, а результаты работы таких предприятий часто нельзя определить в стоимостном выражении. К таким отраслям относятся: предприятия оборонного комплекса, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и ряд других. Также это справедливо для организации денежного обращения, таможенного контроля, охраны правопорядка и т.п.
  3. Ограниченные возможности внутренних экономических механизмов. Обеспечение равновесия экономики, поддержание занятости населения на определенном уровне, функционирование правового механизма невозможно без активного участия государства. Государство корректирует недостатки рыночного механизма и обеспечивает сохранение невоспроизводимых природных ресурсов, защиту окружающей среды, проводит антикризисную политику, осуществляет , функционирование социального обеспечения и т.д.

Таким образом, определяет реализацию функций государства в экономике.

Основные и экономические функции государства в экономике

Основные функции государства в экономике призваны обеспечить ее функционирование и реализуются в следующих направлениях:

  1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов.
  2. Обеспечение экономической безопасности производства.
  3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением.
  4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.
  5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Экономические функции государства в экономике направлены на поддержку и облегчение функционирования экономической системы и реализуются в следующих направлениях:

  1. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения, и обеспечение функционирования правовой системы.
  2. Защита конкуренции и антимонопольная политика.
  3. Перераспределение доходов и богатства.
  4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
  5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Правовая система включает в себя все нормативные акты, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями и между собой, при этом отдельные законы регулируют права собственности, ответственность за производство и реализацию некачественных продуктов, маркировки продукции, стандарты качества и т.д. Фактически, реализация данной функции является отправной точкой для реализации последующих функций государства в экономике. При этом регулирование экономической системы государством посредством реализации им своих функций будет эффективным в случае обладания действенными экономическими рычагами управления, а также, если само государство сильно и осуществляет активное вмешательство в экономику .

Реализация государством своих функций осуществляется также через государственный сектор в экономике. Государственная собственность распространяется на землю, леса, природные ресурсы, предприятия, промышленные комплексы, отрасли. В СССР государственная собственность распространялась на средства производства.

В зависимости от структуры экономики, доля государственного сектора может составлять от 25% до 80% ВВП.

Ключевые отрасли и сферы деятельности, которые традиционно относятся к государственному сектору: почта, телеграф, городской общественный транспорт, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, радиоэлектроника, космос и т.п. В настоящее время характерно формирование смешанных государственно-частных предприятий и государственных корпораций.

Реализуя свои функции в экономике, государство выступает в роли заказчика для частного сектора, размещает заказы с учетом потребности в определенных видах продукции, что придает определенную стабильность экономической системе.

Государство путем произведения выплат из доходов, полученных от налоговых поступлений, производит перераспределение доходов и богатства, осуществляя строительство масштабных инфраструктурных объектов, а также обеспечивает социальную защиту определенным слоям населения (выплаты пенсий, пособий по безработице, социальному страхованию и т.п.). Государственные расходы также способствуют регулированию экономики за счет формирования крупных производственных структур, стимулирования научно-технического прогресса, научных исследований, подготовки квалифицированных кадров в системе образования.

Таким образом, очевидно, что реализация функций государства в экономике отвечает интересам общества. Следовательно, можно определить задачи государства в экономике.

Задачи государства в экономике

  1. Развитие базовых отраслей экономики – энергетика, металлургия, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонный комплекс и т.д.
  2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
  3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
  4. Создание и воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
  5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
  6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Перечисленные задачи не могут решаться на уровне предприятий, отдельной отрасли экономики или отдельного региона – это исключительная прерогатива государства.

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фондыПенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.