Структура российской экономики состояние динамика необходимость перестройки. Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели

Структурная перестройка имеет широкий спектр воздействия на формирование и развитие эффективной рыночной модели экономики. Реализация ее целей предполагает определение основных направлений. Это, во-первых, формирования макро оекономичних пропорций, адекватных социально ориентированной рыночной экономике. Такие пропорции должны, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для повышения темпов роста. ВВП как основного п оказника, определяющий ресурсные возможности экономики, а с другой - эффективное его использование в таких сферах, как конечное потребление, инвестиции и внешняя торговля. Чтобы эти пропорции сформировать, потриб ни такие мерыоди:

Стабилизация и постепенное повышение темпов развития экономики;

Повышение эффективности производства, прежде всего за счет снижения материалоемкости производства на основе прогрессивных технологий;

Формирование отраслевой структуры производства. ВВП, приближенной к структуре развитых стран. Это требует высоких темпов развития сферы услуг;

Достижение эффективного использования. ВВП за счет увеличения доли потребления населением материальных благ и услуг, наращивания экспортного потенциала и формирование положительного сальдо торгового в баланс.

Вторым направлением структурной перестройки экономики является развитие научно-технического потенциала, максимальное его направления на разработку, освоение и широкое использование принципиально новых машин, технолог гий и материалов. Реализация этого направления предусматривает:

Обеспечение сохранения кадрового и научного потенциала страны;

Создание условий для развития тех научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих развитие прогрессивных отраслей экономики;

Диверсификацию научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса

Третьим направлением структурной перестройки е радикальное изменение природопользования для уменьшения технологической нагрузки на окружающую среду. Это предполагает:

Меры по повышению эффективности использования природных ресурсов;

Переход на экологически чистые технологии и производственные процессы, вывод из действия экологически вредных производств

Претворение в жизнь указанных основных направлений структурной перестройки требует существенных изменений в материальном производстве, социальной сфере и региональной структуре экономики. Прежде всего, изменения должны в происходить в промышленном комплексе страны, является достаточно мощным. По объему производственных фондов Украины принадлежит к индустриально развитых стран мира. Но их качественные показатели существенно уступают с участниками требованиям научно-технического прогресса. Поэтому этот комплекс далеко не полностью соответствует потребностям экономики страны, поскольку недостаточно ориентирован на производство продукции конечного потребительского спроса перегружен отраслями первичного сектора экономики с низкой степенью переработки сырья, обладает высокой материало-и энергоемкость производства в условиях почти монопольной зависимости от импорта энер оносиив. Большая часть промышленного комплекса Украины ориентирована на выпуск военной продукции при отсутствии завершенных технологических циклов производства, а области гражданского производства имеют проц талый технологический и экономический уровень производства, что приводит недостаточную конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Поэтому в промышленном комплексе должны происходить изменения, направленных ные на создание высокотехнологичного конкурентоспособного производства, адаптированного к рыночным условиям, способного удовлетворять как большую часть собственных потребностей экономики Украины, так и активно в участие в мирохозяйственных связях на взаимовыгодных условиях. Такие изменения осуществляться одновременно на двух уровнях - межотраслевых и отраслевыхузевому.

На межотраслевом уровне будет постепенно повышаться доля отраслей по производству потребительских товаров, прогрессивных видов материалов и средств технического переоснащения экономики. Это позволит сформировать ты межотраслевую структуру производства, адекватную потребностям экономики Украины и мировому опыту. Такие пропорции в промышленном комплексе предполагается достичь за счет следующих мероприятийв:

Замедление темпов развития энергоемких отраслей, что снизит их долю в. ВВП;

Улучшение отраслевой структуры отраслей, производящих материалы и структуры материалов, за счет преимущественного развития химической и нефтехимической промышленности и поддержания высоких темпов развития л лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей и промышленности строительных материалов

Активизация развития и повышения в структуре промышленного производства доли социально ориентированных отраслей - легкой и пищевой промышленности;

Поддержание высоких темпов развития машиностроения и металлообработки, проведения работ по конверсии и диверсификации предприятий военно-промышленного комплекса, что создает материально-техническую осно ную для переоснащения других отраслей экономики и осуществления структурной перестройки в цилом.

Реализация структурных изменений на втором уровне будет происходить путем:

Повышение социальной ориентации производства в каждой отрасли;

Формирование эффективной структуры производства в отдельных комплексах и отраслях из-за ограничения развития сырьевых и полуфабрикатных производств, увеличение доли производств, имеют законченный техно ологичний цикл и улучшают использование собственного природоресурсный потенциал

Научно-технического обновления производства, внедрения новых эффективных и экологически безопасных технологий, повышение качества и технологического уровня продукции, освоение новых прогрессивных. ЕЕ видов которые будут конкурентоспособными на внешнем рынке и заменять импортные материалы

Развития производства для удовлетворения потребностей собственной межотраслевой кооперации

Структурная перестройка в агропромышленном комплексе направляется на существенное увеличение продовольственного и сырьевого потенциала страны, улучшение удовлетворения потребностей населения в разнообразных и качественных пищевых продуктах, обеспечения экспортной ориентации производства преимущественного развития будут приобретать такие отрасли. АПК, как зерновое хозяйство, выращивание масличных культур, сахарной свеклы, произ ицтво мяса и молока и перерабатывающей промышленности. Это те отрасли, опирающиеся на значительные земельные и трудовые ресурсы, благоприятные природные условия и традиции сельского хозяйства Украинни.

Важным направлением структурной перестройки. АПК является переход к интенсивному типу развития производства, а именно: применение технологий ресурсосбережения в растениеводстве и животноводстве, новых улучшенных сорт тов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород скота и птицы, укрепление кормовой базы, освоения почвозащитных систем земледелия, углубления регионального внутриотраслевой й специализации производства. В перерабатывающей промышленности главное внимание сосредоточится на углублении переработки сырья, наращивании производства готовых к употреблению продуктов, полуфабрикатов, к улинарних изделий, продукции лечебно-профилактического назначения, обогащенной радиопротекторов и биологически активными веществами и т.д.. В сахарной, масложировой, спиртовой и мясоперерабатывающей промышлен ости предпочтение будет отдаваться модернизации и реконструкции узкоспециализированных предприятий, что значительно повысит уровень комплексной переработки сырья, обеспечит экономию материалов, топливно-энер этических и водных ресурсов. В результате будет обеспечено рациональную структуру. АПК, который будет поставлять в промышленность сельскохозяйственное сырье, а населению - высококачественные продовольственные товары, а так же займет постоянное место в мировой торговлевлі.

Структурные преобразования экономики Украины предусматривают значительное расширение и совершенствование непроизводственной сферы, осуществления существенных мер социальной защиты населения. В условиях перехода к рыночной эко ономикы развитие таких отраслей, как образование, здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, культура и искусство, физическая культура и спорт базироваться на таких принципах:

Обеспечение государственной поддержки развития сферы услуг на уровне, который гарантирует нормальные условия жизнедеятельности;

Максимальное привлечение негосударственных средств на содержание и развитие учреждений отраслей социально-культурного назначения;

Коммерциализация сферы услуг при условии, что внедрение здесь рыночных отношений не нанесет вред обществу

Важным направлением структурной перестройки является повышение конкурентоспособности производства, увеличение экспортного потенциала страны. Это для Украины имеет особое значение, так как способствует ускорению рыночной трансформации экономики, вхождению ее региональных и мировых рынков товаров и созданию валютных резервов, необходимых для модернизации производства. В современном мире конкурентоспособность все би льше определяют не традиционные факторы, такие как природные и трудовые ресурсы и капитал, а факторы более высокого порядка - инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения, специальными знаниями я в виде научно-технических баз данных с отдельных отраслей и производств, наличие специалистов соответствующего профиля знаний Украина имеет высокий рейтинг в обеспеченности такими факторами, создает широкие м ожливости для получения конкурентных преимуществ. Стратегия структурной перестройки и направляется на повышение эффективности использования названных факторов, прежде всего, в отраслях промышленности. Для этого н еобхидни основательные исследования конкурентной среды, определение особенностей национальной экономики, которые обеспечат конкурентные преимущества для отечественных производителейників.

Структурная перестройка экономики Украины осуществляется и в таких направлениях как формирование энергосберегающей модели развития экономики, технологическое обновление производства, реструктуризация предприятий и с создания эффективных региональных структур экономик.

Народное хозяйство - сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных макроэкономических элементов. Соотношение пропорций между этими элементами и есть экономическая структура.

Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста.

Экономический рост большинства стран Запада во многом объясняется глубокими структурными изменениями, которые обеспечили общий динамизм и качество национального производства.

Структуру экономики можно рассматривать с разных точек зрения, отражающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют отраслевую, вос-производственную, региональную и внешнеторговую структуры.

Отраслевая структура представляет собой соотношение различных отраслей и подотраслей в системе национального хозяйства. Под воздействием научно-технического прогресса, циклического развития экономики и ряда других факторов отраслевая структура подвергается количественным и качественным изменениям. Формируется отраслевая структура на основе общественного разделения труда.

Деление национального хозяйства на основные сферы экономики (на сельское и лесное хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговлю другие отрасли сферы услуг) выражает общее разделение труда. В каждой из этих сфер имеется целый ряд отраслей. Так, в промышленности существуют добывающие и обрабатывающие отрасли. В обрабатывающих отраслях выделяются лёгкая и пищевая промышленность, машиностроение, приборостроение, а в машиностроении - станкостроение, приборостроение и т. д. Наконец, во многих отраслях существуют подотрасли, отражающие внутриотраслевое разделение труда.

На протяжении XX в. отраслевая структура экономики неоднократно изменялась. В начале века в создании валового продукта стран Запада преобладали отрасли первичной переработки природного сырья, сельское хозяйство, начинало развиваться машиностроение. К середине века произошло сокращение в производстве ВВП доли сырьевых отраслей и сельского хозяйства и резко возросла доля сферы услуг.

Переход к постиндустриальному обществу в конце XX в. сопровождался кардинальными изменениями в отраслевой структуре развитых стран. Они выражались в следующем:

в создании ВВП снижались доли сельского и лесного хозяйства, добывающих отраслей, тяжёлой промышленности;

наблюдался опережающий рост наукоёмких отраслей материального производства (электронное машиностроение, ракетно-космическая техника, контрольно-измерительные приборы);

росла доля сферы услуг (здравоохранение, наука, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Структурные изменения в экономике вызывают аналогичные тенденции в структуре занятости.

Воспроизводственная структура - это срез хозяйственной системы, который отражает возможности роста экономики и её эффективности. Наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным условием расширенного воспроизводства. Чем выше доля валового накопления, тем выше темпы роста экономики. За счёт сокращения инвестиций можно временно расширить объём потребления, в особенности если удастся повысить эффективность капиталовложений. Однако в перспективе свёртывание инвестиционных программ может отрицательно сказаться на общей динамике народного хозяйства.

В развитых странах сложились нестабильные пропорции между накоплением и потреблением. Это объясняется зависимостью от циклической экономической конъюнктуры. Чаще всего накопление колеблется в пределах 15.. .20 % национального дохода. Однако, например, в Японии в отдельные годы норма накопления была более 30 %.

Региональная структура есть совокупность пропорций, которые характеризуют разме-щение производительных сил по регионам. Она отражает территориальное разделение труда в рамках отдельной страны и выражается долей территорий в произведённом ВВП.

В условиях глубокого общественного разделения труда возникают постоянно действующие связи по выпуску определённых видов продукции, т.е.

Складывается производственная кооперация. Как правило, кооперативные связи соответствуют географическому размещению производительных сил и обеспечивают минимальные затраты на грузоперевозки.

Региональная политика страны должна быть направлена на преодоление депрессивного состояния отдельных регионов и выравнивания их социально-экономического развития, обеспечение достаточно высокого уровня жизни населения в каждом регионе, стабилизацию социально-экономического положения в районах с суровыми климатическими условиями.

Внешнеторговая структура характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте. Она является своеобразным зеркалом структуры национальной экономики. Для промышленно развитых стран характерен высокий удельный вес экспорта конечной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции. В экспорте большинства развивающихся стран преобладают сырьевые товары, энергоносители, продукты экологически вредных производств. В то же время эти государства активно закупают оборудование, машины, транспортные средства, широко используя преимущества международного разделения труда.

Экономическая структура не остаётся раз и навсегда данной. Она подвергается преобразованиям в результате изменений в норме прибыли и использования государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных сдвигов.

Структурные преобразования - это изменение экономики с целью преодоления прежней государственной структуры путём преобразования отношений собственности через разгосударствление и приватизацию, а также ряд мер, направленных на распределение ресурсов и повышение эффективности их использования.

Резкие изменения структуры могут приводить к глубоким и острым последствиям, охватывающим как национальную, так и мировую экономику.

Перестройку экономической структуры по рыночному варианту целесообразно начинать тогда, когда в экономике созревает сама рыночная основа. Государство должно помогать перестройке структуры в экономике, формированию оптимальных соотношений спроса и пред-ложения.

Преобразование структуры народного хозяйства не может быть осуществлено только рыночными методами. Для этого требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики. При этом изменения структуры народного хозяйства в принципе не может быть достигнуто методами либерализации в рамках становления рыночных институтов и приватизации. Это требует осуществления эффективной промышленной политики. Путём целенаправленных действий государство синхронизирует процесс рыночных преобразований и преобразование структуры экономики.

Главной задачей структурной перестройки переходного периода является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

В переходный период формируется финансовая система, которая способна аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестирование реального сектора экономики. Решение этой задачи осуществляется как путём прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно- кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее важные объекты реального сектора. Меры государства по структурной перестройке создают условия для устойчивого экономического роста выпуска продукции, пользующейся платёже-способным спросом на внутреннем и внешнем рынках.


Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Особенности и направления структурной перестройки в России

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Тенденции развития промышленности

Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

За время рыночных реформ в России происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности (%):

1991г. 1992г. 1993г.

Вся промышленность........... 100 100 100

В том числе:

добывающая промышленность....... 15,6 17,0 17,2

обрабатывающая промышленность 84,4 83,0 82,8

Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. Изменение структуры экспорта и импорта промышленной продукции характеризуется следующими данными (%) :

Произошли структурные изменения в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась. В 1991 г. она составляла 40%, а в 1995 г. - 43,4%. Некоторое увеличение наблюдалось в производстве товаров народного потребления и продовольственных товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%, а в 1995 г. - 8,4 и 14,6% соответственно.

Существенное сокращение произошло в производстве машин и оборудования, их доля в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г. до 17,7% в 1995 г.

С учетом потребностей структурной перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.

Намечаемые структурные сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до 10% в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение ближайших 2-3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.

Правительство намечает целую систему мер поддержки и стимулирования развития этих отраслей: формирование институциональных и законодательных условий, реформирование налоговой системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных и иностранных инвестиций.

Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп.

Так, для отраслей с большим научно-техническим потенциалом, способных в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.), намечаются государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.

В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных преобразований будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.

При нефтепереработке будут предприниматься меры по улучшению экономической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов. Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.

В отдельных отраслях промышленности приоритетными будут следующие основные направления развития.

В черной металлургии, и в частности в прокатном производстве, основным направлением совершенствования структуры будет расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.

Рентабельность в черной металлургии составила в 1996 г- 8,2%, т.е. произошло снижение за год в 3,1 раза. Выход из сложившейся ситуации -техническое перевооружение металлургических предприятий за счет увеличения методов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трудового процесса. Кроме того, прогнозируемый рост мировых цен практически на все металлы в конце 90-х гг. может повысить привлекательность данной отрасли для инвесторов, способствовать притоку финансовых средств и росту ликвидности акций металлургических предприятий.

В цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим «сухим» способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий,

В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей и организация выпуска крупногабаритных и сверх крупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных средств.

В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.

В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.

В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи. Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Структурные изменения в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключительно сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда включают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и др.). С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру (элеваторно-складское хозяйство, ветеринарное обслуживание, ремонтная база, транспортное хозяйство, учреждения культуры и т.п.).

Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.

Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной перестройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания и промышленным сырьем.

В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.

Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:

  • активизация работы по преобразованию земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также развитие земельного рынка;
  • равноправное развитие всех форм собственности и землевладения;
  • поддержка разнообразных агропромышленных формирований (сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий) с полным циклом производства;
  • привлечение частного капитала в аграрный сектор путем создания сельскохозяйственных и других банков для кредитования сельских товаропроизводителей;
  • использование централизованного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;
  • стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;
  • бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные научные исследования, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространение вредителей растенийи охрану окружающей среды.

Совершенствование воспроизводственной структуры экономики

Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. - 12, в 1994 г. - 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных - сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40-50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28-30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32-34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3-3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях- в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача-снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

Региональные аспекты структурной перестройки

Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

  • добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);
  • промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);
  • агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва-Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

Выводы

1. Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.

2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».

3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.

5. Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

6. Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

7. Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.


Навигация

« »

Экономическая структура подвержена изменениям, причем, чем быстрее происходят эти изменения, тем эластичнее приспосабливается структура к требованиям времени и тем успешнее развивается экономика.

Структурные изменения чаще всего идут по двум основным путям. В одном превалируют стихийные, чисто рыночные силы. Структура изменяется в результате изменений в норме прибыли. Капитал, рабочая сила, предпринимательская энергия устремляются туда, где сегодня стало выгоднее. Это – так называемый американский путь. По нему же в 80-х гг. шла и Великобритания. Государство выполняло пассивную роль. Этот путь оказался долгим, со значительными социальными издержками и сопровождался замедленным темпом роста эффективности производства.

Другой путь – широкое использование государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных изменений. В этом случае обычно применяют методы прогнозирования: какие элементы структуры в будущем следует сократить, а каким целесообразно оказать содействие. Это – типично японский путь. За Японией вот уже более 40 лет по этому пути идет Южная Корея. Для него характерны: опора на централизованные рычаги регулирования, государственное планирование и ускоренный межотраслевой перелив ресурсов. Этот путь более быстрый, с меньшими социальными издержками и значительными темпами роста производительности («японское чудо»).

Структурная политика в переходный период. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).

Выделим направления структурной политики.

1. Воздействие на совокупное предложение. Оно бывает прямое (в форме субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований) и косвенное (путем налоговых льгот с целью увеличения объема выпуска продукции, стимулирования инвестиций).

2. Государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, ориентированных на поставку значительной части своих товаров и услуг на внешний рынок.

3. Формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их в инвестирование реального сектора экономики. Это можно осуществить как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и кредитно-денежного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в самые эффективные объекты реального сектора.

Перестройка отраслевой структуры экономики в пользу отраслей, получивших слабое развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, социальных, информационных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко возросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно сильно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (сельское хозяйство, угольная промышленность).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в производстве предприятий, только наиболее конкурентоспособных видов продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России.

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1. Топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции.

2. Отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, частично танкостроение). Они нуждаются в поддержке государства на внутреннем и внешнем рынках.

3. Отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Выводы по теме: Переходный период от плановой экономики к рыночной происходит достаточно болезненно. Экономика страны нуждается в структурной перестройке, что не может в краткосрочном периоде не вызвать множества негативных последствий (безработица, инфляция). Однако правильно проводимые реформы приведут национальную экономику к искомому результату.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Определите основное содержание переходной экономики. Какими двумя основными путями возможна трансформация экономики из плановой в рыночную?

2. Охарактеризуйте процесс либерализации цен в экономике.

3. Каковы основные итоги и перспективы приватизации в России?

4. Назовите основные структурные сдвиги в российской экономике, произошедшие за последние 15 лет.

Секторами экономики, видами деятельности. Структуру экономики можно представить в очень многих плоскостях:

Отраслевая структура экономики,
структура основных сфер деятельности,
структура рыночных субъектов,
структура рыночных институтов,
структура общественных институтов, определяющих «правила игры» на «экономическом поле»,
структура предприятий по формам собственности,
соотношение легального и теневого секторов экономики и т. п.

В предыдущих параграфах раздела, так или иначе обсуждались вопросы структурной перестройки экономики, например, в параграфах приватизации, внешнеэкономической деятельности, инвестициях.

Ниже попытаемся обобщить сказанное, добавив новые данные о перестройке отраслевой структуры экономики. Полагаем, что это позволит составить более комплексное представление о характере трансформации российской экономики.

Накануне реформ все единодушно считали отраслевую структуру российской экономики утяжеленной. Под этим подразумевался многих не устраивающий факт преобладания производства машин, оборудования, сырья над производством потребительских товаров . Поэтому одной из задач реформ был рост доли конечных отраслей за счет сокращения удельного веса сырьевого сектора, а также военно-промышленного комплекса. Иначе говоря, деформации структуры производства нужно было устранить.

Как это выглядит теперь в цифрах?

Таблица 8.

Отраслевая структура промышленности России (в ценах 1 992 г. в % к итогу)

Отрасли 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995
Тяжелая промышленность 82,3 79.9 80,2 82,6 84,2 88,1 87,9
Энергетика 22,0 21,8 23,6 27,9 29,4 34,0 33,4
Металлургия 20,0 19,0 18,4 18,3 19,5 23,4 25,1
Химия и нефтехимия 9,0 8,9 9,1 9,2 8,7 7,6 8,3
Деревообработка 5,1 5,0 4,8 4,6 4,0 3,8 3,6
Стройматериалы 2,6 2,6 2,7 2,5 2,4 2,5 1,3
Итого базовые отрасли 58,7 57,3 58,6 61,7 63,9 71,3 72,7
Машиностроение и металлообработка 21,7 22,6 21,6 21,1 10,3 16,8 15,2
Легкая промышленность 10,3 9,8 9,6 7,4 6,2 4,4 3,1
Пищевая промышленность 9,8 10,3 10,2 9,8 9,6 9,9 9,1

Источник: МЭ и МО. - №1. - 1997. - С. 17.

Данные таблицы 8 свидетельствуют, что Россия теряет свой обрабатывающий сектор, теряет производство потребительских товаров, увеличивая долю отраслей, выпускающих промежуточную продукцию. То есть деформация отраслевой структуры экономики усилилась.

Таким образом, в ходе новейших преобразований в России произошел переход на совершенно непредусмотренное соотношение между конечными и добывающими отраслями. Этот переход и означает, что завершилось преобразование экономики России в сырьевого гиганта.

Конечно страна имеет и группу высокотехнологичных производств, представляющих достижения самой передовой научно-технической мысли. Однако объем выпуска в них тоже сократился, причем в 2-3 раза больше, чем в добывающих отраслях и отраслях первичной обработки сырья.

Наукоемкие отрасли составляют ядро современного индустриального производства.

Наукоемкими называют такие производства , где в структуре совокупных затрат значительную их часть составляют научные и конструкторские разработки.

Получилось, что экономика отреагировала на выбранную руководством страны стратегию реформ отказом от наиболее сложных своих элементов в сторону технологического упрощения. Этот процесс получил название примитивизации технологической структуры производства. Придание динамизма наукоемким производствам имеет своим условием высокие объемы инвестиций не только собственно в производство, но и крупные вложения в науку, образование, прикладные исследования. Однако состояние отечественного производства не дает надежды на значительные частные инвестиции на эти цели, а государство оказалось весьма недальновидным, сокращая финансирование соответствующих сфер (см. структуру расходов бюджета, табл. 6). Инвестиционный кризис в стране заставляет обращаться за помощью к индустриально развитым странам. Характер и направления иностранной помощи уже обсуждались. Можно лишь добавить, что самая крупная помощь отечественной науке была оказана фондом Дж. Сороса.

Обзор отраслевой структуры производства завершим изменениями в аграрном секторе. Перед агарным сектором стоит извечная и до конца еще не решенная задача: накормить страну.

С этой целью реформой предусматривалось формирование нового производительного слоя - фермерского, расширение активности личных подсобных хозяйств при сокращении значения колхозов и совхозов (сельскохозяйственных предприятий) в производстве сельскохозяйственной продукции.

В таблице 9 приведены показатели о структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции в 1995-96 гг. в разных категориях хозяйств: сельскохозяйственными предприятиями, в подсобных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах, %.

Сразу отметим, что доля фермерских хозяйств в производстве всех основных видов сельскохозяйственной продукции незначительна. Лишь семян подсолнечника на них приходится 11-12%, по другим видам они дают в лучшем случае 5% от общего объема.

Основными производителями зерна, сахарной свеклы и подсолнечника являются сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, сельскохозяйственные кооперативы и агрофирмы. Основную часть картофеля и овощей дают личные подсобные хозяйства, включая хозяйства горожан. А в производстве животноводческой продукции хозяйства населения начинают успешно конкурировать с сельскохозяйственными предприятиями. Причем, доля индивидуальных хозяйств в производстве мяса, молока и яиц заметно растет, чего не скажешь о фермерских хозяйствах.

О причинах маломощности и малочисленности фермерских хозяйств в России написано немало, но проблема еще не исчерпана и ждет своих исследователей.

Таблица 9.

Виды продукции 1995 1996
Хозяйственные Хозяйства населения
Фермерские хозяйства
Хозяйственные Хозяйства населения
Фермерски е хозяйства
Зерно
94,4 0,9 4,7 94,6 0,8 4,6
Сахарная свекла 95,9 0,6 3,5 96,0 0,7 3,3
Семена подсолнечника 86,2 1,4 12,4 87,0 1,6 11,4
Картофель 9,2 89,9 0,9 8,9 90,2 0,9
Овощи 25,3 73,4 1,3 22,1
76,8 1,1
Мясо 50,1 48,4 1,6 47,2 51,1 1,7
Молоко 57,1 41,4 1,5 53,2 45,3 1,5
Яйца 69,4 30,2 0.4 68,3 31,3 0.4

Источник: Статистическое обозрение. - Государственный комитет РФ по статистике. - №1. - 1997. - С.28.

Заканчивая краткий обзор изменения отраслевой структуры промышленности, структуры производящих хозяйств в аграрном секторе, можно заметить, что наблюдаемые результаты структурных изменений прямо противоположны первоначально желаемым. Полагали, что рынок отбракует экономически неэффективные производства и сориентирует производителя на удовлетворение потребностей людей. Но отсутствие полноценного рынка и государственного регулирования структурными сдвигами имело следствием начало и усиление отката структуры российской экономики к экономике сырьевого типа. Ряд экономистов оценивают это как естественный процесс приведения отраслевой структуры производства в соответствие с требованиями мирового рынка и со сравнительными преимуществами России, которые представляются им в больших объемах относительно дешевых природных ресурсов.

Другие же считают складывающуюся структуру экономики пагубной, поскольку она определяет статус России в мировом сообществе как развивающейся страны преимущественно сырьевой ориентации.

Вместе с тем все понимают, что структурная перестройка экономики с ориентацией на постиндустриальное общество требует колоссальных капиталовложений. Только где их взять? А это - предмет научных и практических дискуссий.

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки