Денежно-кредитная политика цб и методы денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов , укрепления денежной единицы.

Монетарная политика являтеся важнейшим элементом .

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и .

Основные цели кредитно-денежной политики государства:
  • Сдерживание
  • Обеспечение
  • Регулирование темпов
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • политику денежно-кредитных рестрикций , которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников в ; повышения уровня ; ограничения темпов роста в обращении по сравнению с товарной массой;
  • политику денежно-кредитной экспансии , которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Инструменты монетарной политики

Разработка и реализация кредитно денежной политики — важнейшая функция . Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, что в свою очередь позволяет регулировать уровень производства и занятости.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:
  • Регулирование официальных резервных требований
    Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
  • Операции на открытых рынках
    Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
  • Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
    Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики». К ним относятся:

Процентная политика Банка России

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования — это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой осуществляет переучет у них векселей.

Банк России может устанавливать одну или несколько по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений , являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие , ее стабильность. обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.

Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найдены до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на .

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков , инструментами косвенного — установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках .

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. — 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.

Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем , дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе , поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.

Нормативы обязательных резервов

По существующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в .

С января 2004 г. Центральным банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан — 3,5%.

Максимальная величина отчислений, т. е. нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно не может изменяться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора .

Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег — с другой.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной .

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России , корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать , имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей . Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней .

Валютное регулирование

Следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой — за изменением национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс — проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики.

Валютная интервенция — это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России — это укрепление доверия к национальной валюте и пополнение золотовалютных резервов . В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России принимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций . Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

Ориентиры роста показателей денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП .

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

  • ситуацию в реальном секторе экономики;
  • доходность от вложения средств в производство;
  • ситуацию в других секторах финансового рынка;
  • экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
  • потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня . Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:
  • Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики - поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

Установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;

Определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);



Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков и кредиты правительству;

Валютные интервенции;

Операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;

Установление целевых ориентиров роста денежной массы;

Количественные кредитные ограничения;

Эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

Ставка учетного процента - условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы - эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету - редисконтированием;

Процентная ставка по ломбардным операциям - кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае - не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы и в соответствии с «Положением о проведении банком России депозитных операций с кредитными организациями».

Под операциями Банка России на открытом рынке в соответствии с Федеральным законом « О Центральном Банке РФ» понимаются:

Купли- продажи казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России.

Купли-продажи иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организационных торгах, а так же заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

ГЛАВА 2.аНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста и поддержание уровня инфляции. Поэтому для начала необходимо проанализировать инфляцию и экономический рост в 2013 – 2014 годах.

Таблица 2.1 Диаграмма инфляции на потребительском рынке за 2013-2014 гг.

В 2013г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, так как уровень базовой инфляции колебался в пределах 5,5-5,9 %, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался с уровня 7,1% в январе до 6,5% в декабре.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. Базовая инфляция увеличилась с 5,5% в январе увеличилась до 11,2% в декабре (т.е. больше, чем в два раза), причем «скачок» выделяется именно в декабре, что связано, конечно же, с ситуацией на общемировой арене - санкции, примененные против Российской Федерации, «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Что же касается инфляции на потребительском рынке, то резкое изменение тоже наблюдается в самом конце года (общее изменение с 6,1% в январе до 11,4% в декабре).

Рисунок 2.1 Прирост ВВП % к соответствующему периоду предыдущего года

По динамике прироста ВВП больше всего бросается в глаза, что прирост в 2012 году был самым лучшим за последние 3 года (следует отметить, что в этом периоде данный показатель имел тенденцию к стабильному снижению - от 4,9% до 2,0%). В 2013 же году прирост имеет обратную тенденцию - увеличивается с 0,8% в 1 квартале до 2,0% в последнем. В 2014 году прирост имеет тенденцию к стабильному снижению от 0,9% до 0,4.

В 2014 году ставки на операции Центрального Банка РФ менялись всего 7 раз, причем ставки увеличивались каждый раз. Если просмотреть ставки за 2012-2013 годы, то в 2012 году изменений по ставкам не было, тенденция же к изменению ставок началась в 2013 году не по всем показателям.

Что же касается 2014 года, то кредиты на срок 1 день изменились с 6,5% до 18% (почти в три раза), ставки по депозитным операциям на 1 день поднялись практически в четыре раза (с 4,5% до 16,0%).

Ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени в 2014 году – в среднем увеличение составляет больше, чем в 3 раза по каждому показателю. Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

В 2015 году мы видим постепенное снижение процентных ставок по операциям Банка России. Этому способствовали ряд принятых решений Центрального банка, принятых в конце 2014 года. С 16 декабря 2014 г. повысить ключевую ставку с 10,50 до 17,00% годовых. Наряду с этим 17 декабря 2014 г. был принят комплекс мер, направленных на поддержание стабильности финансового сектора. Кроме того, Банк России расширил набор инструментов рефинансирования в иностранной валюте, увеличил частоту проведения данных операций и объем предоставления средств по ним.

В результате девальвационные и инфляционные ожидания стабилизировались в той мере, в которой рассчитывал Банк России.

В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых. По мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки (к августу 2015 года она составила 11,00%). Риски дальнейшего значительного охлаждения экономики выросли прежде всего вследствие продолжения снижения цены на нефть.

Таблица 2.1. Резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, в млн. руб.

Для более наглядного представления динамики обязательных резервов, депонированных в Банке России, можно обратиться к рисунку 2.2.

Рис. 2.2 Динамика обязательных резервов, депонированных Банком России за 2012-2015гг.

Таким образом, в 2012 году сумма резервов оставалась неизменной, в 2013 году увеличилась с 425585,7 млн.руб. в начале года до 510105,1 млн.руб. в конце, т.е. прирост в абсолютном выражении составил 84519,4 млн.руб., или 19,9%. В 2013 году сумма данного резерва менялась с 408809,0 млн.руб. до 458615,9 млн.руб. (увеличение 49806,9 млн.руб. или 12,2%). В 2015 году динамика также идет к увеличению (сентябрь 2015 года – 489086,1 млн.руб.), но если сравнивать соответствующие месяцы прошлых 3 лет, обнаружим, что:

а) в январе 2013 года наблюдается увеличение нормы резервов на 47215,6 млн.руб. (т.е. прирост в размере 12,5%);

б) в январе 2014 по сравнению с январем 2013 года наблюдаем уменьшение резервов на 50049,7 млн.руб. (т.е. уменьшение в размере 11,8%); но по сравнению с 2012 годом прослеживается увеличение в размере 30438,9 млн.руб. (прирост – 8,0%);

в) в январе же текущего 2015 года по сравнению с тем же месяцем 2014 года наблюдается увеличение резервов на 62503,2 млн.руб. (15,3%), по сравнению с 2013 годом – увеличение на 45476,5 млн.руб. (10,7%).

Обратимся к еще одному показателю, устанавливаемому Банком России – сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах в Центральном Банке РФ (Табл. 2.5). Обратим внимание на тот факт, что данная сумма устанавливается за месяц, начиная с 10-го числа текущего месяца до 10 числа следующего.

Таблица 2.2 Сумма обязательных резервов, поддерживаемых на корреспондентских счетах кредитных организаций, в млрд.руб.

2012 год 2013 год 2014 год
10.01-10.02 518,1 593,1 825,8
10.02-10.03 846,1
10.03-10.04 605,5
10.04-10.05 640,1 883,4
10.05-10.06 894,6
10.06-10.07 676,5 880,7
10.07-10.08 686,1 877,4
10.08-10.09 674,9 833,6
10.09-10.10 679,6 861,1
10.10-10.11 675,3 871,7
10.11-10.12 683,6
10.12-10.01 794,1 966,9

Таким образом, динамика по данному резерву налицо – это стабильное увеличение из месяца в месяц из года в год. Так, например, в 2013 году увеличение составило с 593,1 млрд.руб. в начале до 794,1 млрд.руб. в конце, т.е. увеличение в течение года составило 201 млрд.руб. (33,9%). В 2014 году видим увеличение данного резерва с 825,8 млрд.руб. до 966,9 млрд.руб., тем самым наблюдаем увеличение в размере 141,1 млрд.руб. (17,1%). Если же сравнивать 2013 и 2014 годы, то получается, что темп прироста резерва в течение 2014 года был меньше, чем в 2013 году (33,9% против 17,1%), но увеличение данного резерва Центральным Банком – вынужденная мера в связи со всеми событиями последних лет. Увеличение минимального резерва на корреспондентских счетах, конечно же, не может благотворно сказываться на эффективной работе кредитных организации, так как деньги в данном случае не работают и не приносят прибыль кредитной организации. Но, с другой стороны, наличие таких резервов дает гарантию по обязательствам каждой кредитной организации перед контрагентами (вкладчиками, партнерами, государственными учреждениями и т.д.).

Для более наглядного рассмотрения динамики обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России – рисунок 2.2.

Рис 2.2 Динамика сумм обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций.

Рассмотрим еще один инструмент денежно-кредитной политики Банка России – ставка рефинансирования. Данная ставка была определена еще 14.09.2012 года в размере 8,25% и не менялась в течение последних двух лет.

Ставка рефинансирования Центрального Банка РФ. Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 26 декабря 2011 – 13 сентября 2012, составляет 8 %.

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 14 сентября 2012 – наст. Время составляет 8,25 %.

Обратимся теперь к валютным интервенциям Центрального Банка РФ.

Таблица 2.3 Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке

Отчетный период Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро
Покупка Продажа Покупка Продажа
Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые
янв.13 595,96 595,96 47,89 47,89
фев.13 118,96 118,96 24,68 24,68
мар.13
апр.13 663,06 663,06 45,05 45,05
май.13 236,81 236,81 18,65 18,65
июн.13 2 707,63 2 125,89 245,73 199,59
июл.13 4 182,51 3 074,66 376,47 286,7
авг.13 5 455,92 3 054,57 475,63 296,47
сен.13 3 178,40 2 190,95 214,96 147,76
окт.13 255,42 1 909,30 1 280,63 38,48 171,84 113,51
ноя.13 3 328,13 1 023,66 284,06 86,89
дек.13 3 569,93 1 117,34 326,44 104,12
2013 год 970,34 714,92 25231,69 14767,57 111,05 72,57 2158,83 1298,74
янв.14 7 816,77 216,2 586,32 17,5
фев.14 6 158,34 678,69
мар.14 22 296,84 2 268,29
апр.14 2 401,86 247,87
май.14 1437,64 365,6 123,29 28,29
июн.14 1356,52 113,7
июл.14
авг.14
сен.14
окт.14 27207,52 1 616,21
ноя.14 773,91 221,56
дек.14 11901,75
2014 год 2794,16 78922,59 216,2 236,99 5647,23 17,5

Как видно из приведенной таблицы, Банк России проводил валютные интервенции на внутреннем валютном рынке в 2013 году более активно, чем в 2014 году. Если же посмотреть суммы операции по годам, то увидим, что в 2014 году покупка – продажа валюты в 2014 году увеличилась:

а) по долларам США в среднем в 3 раза,

б) по евро – в среднем в 2,5 раза.

Так, например, покупка долларов США в 2013 году составила 970,34 млн.долл., продажа - 25231,69 млн.долл., а в 2014 – покупка 2794,16 млн.долл. и продажа – 78922,59млн.долл., т.е разница колоссальна (покупка больше на 1823,82млн.долл., темп прироста 188%; продажа больше на 53690,9 млн.долл., темп прироста 213%).

Покупка евро в 2013 году была на уровне 111,05 млн.евро, в 2014 – 236,99млн.евро, продажа – 2158,83млн.евро в 2013г. и 5647,23 млн.евро в 2014г. (покупки в 2014 году больше на 125,94млн.евро, темп прироста 113%; продаж в 2014 было больше на 3488,4 млн.евро, темп прироста 162%).

Если же рассмотреть удельный вес операции каждого месяца, то:

а) покупки долларов США в 2013 году проводились только в январе, феврале и октябре, в 2014 году – только в мае и июне;

б) по продажам долларов США в 2013 году наибольший удельный вес занимают август (5455,92млн.долл. - 20,0% удельный вес) и июль (4182,51млн.долл. – 16,6%); в 2014 году наиболее активными месяцами стали: октябрь (27207,52 млн.долл. – 34,5%), март (22296,84 млн.долл. – 28,3%) и декабрь (11901,75 млн.долл. – 15,1%):

в) покупки евро Центральным Банком проводились по тем же месяцам, что и доллары США (в 2013г – январь, февраль и октябрь, в 2014г – май и июнь);

г) по продажам евро в 2013г наибольший удельный вес приходится на август (475,63млн.евро – 22,0%) и июль (376,47млн.евро – 17,4%); в 2014г – март (2268,29млн.евро – 40,1%) и октябрь (1616,21млн.евро – 28,6%).

Таким образом, ухудшение внешних условий в сентябре – начале декабря 2014 г. стало новым вызовом для денежно-кредитной политики. Снижение цен на нефть продолжилось на фоне превышения ее предложения над спросом на мировом рынке и укрепления доллара США. В условиях действия финансовых санкций в отношении российских компаний спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке вырос. В результате курс рубля существенно снизился по отношению к основным мировым валютам, его волатильность увеличилась, наблюдался рост девальвационных и инфляционных ожиданий, значительно увеличились инфляционные риски и риски для финансовой стабильности.

Наблюдавшееся в августе-ноябре 2014 г. ослабление рубля привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. Увеличению инфляции также способствовали введенные в августе 2014 г. ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. Под влиянием данных факторов темпы роста потребительских цен повысились с 8,0% в сентябре до 9,1% в ноябре. При этом в начале декабря сохранилась тенденция к их дальнейшему увеличению. По оценкам Банка России, по итогам 2014 г. инфляция составила около 11%, при этом вклад ослабления рубля с конца 2013 г. в годовые темпы прироста потребительских цен составил 2,6 процентного пункта. Для ограничения инфляционных последствий курсовой динамики Банк России принял решение повысить ключевую ставку в октябре и декабре 2014 г. в совокупности на 250 базисных пунктов, до 10,5% годовых, а в затем и до 17%.

В начале 2015 г. баланс рисков ускорения роста потребительских цен и снижения экономической активности сместился в сторону более значительного охлаждения экономики. В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых, а по мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки до 11%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач: обеспечения экономического роста; регулирования инфляции; регулирования платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и др.

Центральные Банки не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. Центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.

Основными целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Таким образом, получение прибыли не является целью функционирования Центрального банка РФ.

В структуру Банка России входят следующие подразделения: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные центры, РКЦ, учебные заведения и иные предприятия, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

ЦБР интересует в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

ЦБР является ключевым элементом финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики.

С помощью денежно-кредитной политики Правительство воздействует на количество денег, находящихся в обращении с целью регулирования народного хозяйства на макроэкономическом уровне. Денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В первой главе данной курсовой работы была рассмотрена теоретическая сторона вопроса о денежно-кредитной политике. Здесь были изучено понятие денежно-кредитной политики, ее методы, основные направления, инструменты.

Во второй главе проведен анализ экономического роста и инфляции за 2013-2014 гг. с оглядкой на 2012 г. Затронут и 2015 год. Также здесь проанализированы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России.

В 2013 г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. С января по декабрь базовая инфляция увеличилась больше, чем в два раза, причем «скачок» выделяется в декабре, что связано, с санкциями, примененными против Российской Федерации, наблюдаются «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Инфляция наблюдается и на потребительском рынке.

В 2014 году ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени (больше, чем в 3 раза по каждому показателю). Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

План

1.Общая информация о денежно-кредитной политике государства

2. Виды монетарных политик

3. Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политик

Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

снижение нормы резервных требований

снижение учетной ставки процента

покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

повышение нормы резервных требований

повышение учетной ставки процента

продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Специальность 08.01.09

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

денежно-кредитная политика центрального банка россии: цели и ориентиры

Исполнитель:

студентка группы БУА-07-2

Макеева Е.О. __________ __________

дата подпись

студента

Руководитель:

___________ __________

дата подпись

руководителя

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ 5

1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики 5

1.2 Принципы денежно-кредитной политики 7

1.3 Цели денежно-кредитной политики 9

1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег) 12

ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 15

2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 15

2.2 Направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ 18

2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема контрольной работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

В соответствии с Федеральным Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

    быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

    устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

    осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д.

Но прежде всего Центральный банк Российской Федерации выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Целью контрольной работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов. Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:

    раскрытие понятия денежно-кредитной политики,

    анализ принципов денежно-кредитной политики,

    рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,

    ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ

    1. Сущность и функции денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования.

Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.

Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

1.2 Принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно-кредитной политики можно разделить на:

    принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),

    принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

Рассмотрим более подробно эти направления денежно-кредитной политики государства:

    проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

    проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

      Цели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Без проведения правильной денежно-кредитной политики, экономика не будет эффективно функционировать.

По мнения А.С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика - это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило - центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007 с 275

То есть, денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, которые направленны на смену денежной массы в обращении. Она призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это та совокупность мер, которую проводит Центральный Банк в области денежного обращения и кредитных отношений для того, чтобы направить макроэкономические процессы в сторону развития.

Другие авторы говорят о денежно-кредитной политике как об одном из ведущих средств, с помощью которого органы власти в рыночной экономике влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является Центральный Банк, воздействует на валютный курс, ставку процента и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Она представляет собой элемент экономической политики государства и прямо определяется приоритетами правительства. Правительство обычно четко определяет взаимоотношение с Центральным Банком по поводу проведения денежно-кредитной политики. Обычно правительство согласовывает с Центральным Банком только общую макроэкономическую политику, так как оно ограничено в своих действиях и не может влиять на его повседневную деятельность.

Принято различать стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует

денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Как правило, цели стратегической денежно-кредитной политики прописаны в законе о центральном банке страны, например, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но они могут быть уточнены и конкретизированы в различных указах, предписаниях и иных законах. В качестве приоритетной цели обычно выбирается стабильность денежного обращения и устойчивый курс национальной валюты. Существуют и другие цели стратегической денежно-кредитной политики, например: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Текущая денежно-кредитная политика представляет собой совокупность целей и средств, которые предназначены для того, чтобы регулировать экономические процессы. Текущая монетарная политика нейтрализует в денежном секторе различные помехи и препятствующие импульсы, которые возникают в денежном, реальном секторах и в области психологии общества. Такая денежно-кредитная политика достигает своих целей путем манипулирования денежной массой, проведением процентной и кредитной политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007. С 138

Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический подъем, наоборот, часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

В качестве объекта денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. А в качестве субъекта - банки, как Центральный, который выполняет функцию проводника, так и коммерческие.

В зависимости от характера экономических отношений определяется и роль каждого из субъектов. Для реализации как общих, так и индивидуальных интересов, субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежные потоки, то есть объекты, с помощью имеющихся у них монетарных инструментов.

Денежно-кредитная политика включает в себя следующие элементы:

Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:

Цели и ожидаемые результаты политики;

Количественные анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;

Динамика денежно-кредитных показателей;

Использование инструментов денежно-кредитной политики;

Политика валютного курса;

Характеристика состояния экономики и её основных секторов.

Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

Перспективы макроэкономического развития;

Прогноз основных показателей платёжного баланса России;

Основные параметры денежно-кредитной политики;

Основные показатели денежной программы;

Политика валютного курса;

Бюджетная политика;

Совершенствование системы финансового посредничества в экономике. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: - М.: Финансы и статистика. 2008. с 67

Являясь проводником денежно-кредитной политики, Центральный Банк призван выполнять такие функции, как: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Регулирующая функция заключается в регулировании денежной массы в обращении, за счет сокращения или увеличения наличной и безналичной эмиссии, регулирования государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей, проведения политики минимальных резервов и валютной политики.

Контролирующая и регулирующая функции очень тесно связаны. Получая информацию о состоянии того или иного банка, контролирующая функция определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Научно-исследовательская функция заключается в том, что центральный банк, проанализировав и опубликовав информацию о ситуации, которая сложилась в денежно-кредитной сфере, оперативно реагирует на различные экономические процессы. От того как проанализирована информация зависит какое направление денежно-кредитной политики выберет Центральный Банк. Данная функция включает в себя также и консультационную функцию.

Часто функции центрального банка переплетаются и переходят одна в другую, если того требует решение какой-либо поставленной задачи.