Статус плательщика 101 расшифровка в году. Оформление бланка поручения

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

Статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указывают в поле 101. В статье рассмотрим, как это поле заполнить правильно, поскольку ошибка может привести к недоимке по налогам или страховым взносам.

Какие бывают статусы плательщика

Статус плательщика – это двузначный код. Его отражают отражают в поле 101 платежки. Статус плательщика указывают, когда перечисляют налоги, взносы, другие обязательные платежи. Коды утвердил Минфин приказом от 12.11.2013 № 107н. Список основных кодов мы привели в таблице ниже.

Код Плательщик
01 Налогоплательщик (плательщик сборов, взносов, уплачиваемых в ФНС) – юридическое лицо
02 Налоговый агент
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
08 Организация (индивидуальный предприниматель), уплачивающая страховые взносы на травматизм
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
24 Плательщик – физическое лицо, уплачивающее страховые взносы и иные платежи в бюджет
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитерного предприятия

Статус плательщика в поле 101 при уплате налогов

В поле 101 укажите статус организации или предпринимателя. Компания поставит в этом поле код 01, а коммерсант – статус 09. Налоговый агент в этом поле поставит «02». Участники консолидированной группы налогоплательщиков выберут статус плательщика в платежном поручении в 2017 году 21 и 22 соответственно.

Где поставить код статуса налогоплательщика в платежном поручении в 2017 году смотрите в образце ниже.

У наших подписчиков все платежи проходят с первого раза. Ведь они пользуются готовыми образцами платежных поручений, размещенных в электронном журнале. Получите доступ к платежкам и вы – (или , тогда подписка начнет действовать через два часа после оплаты).

Статус плательщика в поле 101 при уплате страховых взносов

Перечисляя страховые взносы в 2017 году, в поле 101 и компания, и бизнесмен должны проставлять код 01. Исключение - взносы на травматизм. В платежке на уплату этих взносов надо указывать статус 08. Такие рекомендации дала ФНС России в письме от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@. Подробнее о том, как заполнять платежки на уплату взносов в этом году в статье .

  • по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - «01»;
  • индивидуальный предприниматель - «09»;
  • нотариус, занимающийся частной практикой – «10»;
  • адвокат, учредивший адвокатский кабинет - «11»;
  • глава крестьянского (фермерского) хозяйства -«12»;
  • по физическим лицам – «13».

Таким образом, различные статусы в поле 101 позволяют контролерам узнавать, к какой категории страхователей относится плательщик.

Что будет, если неправильно указать статус плательщика

Если неправильно указать статус плательщика в платежном поручении в 2017 году, возникнет недоимка по налогам или взносам. Это связано с тем, что поступления по разным статусам плательщика налоговые инспекции (фонды) учитывают на разных лицевых счетах.

Пример. Бизнесмен Войлоков А. П. выплатил зарплату сотрудникам и перечислил НДФЛ в бюджет. В поле 101 платежного поручения Войлоков указал код 09 вместо кода 02. При сверке с налоговой инспекцией бизнесмен обнаружил недоимку по НДФЛ. Инспекция начислила Войлокову пени и штраф за несвоевременную уплату налога.

Чтобы исправить ошибку, направьте в налоговую инспекцию заявление. Приложите к нему копию платежного поручения. Образец заявления смотрите ниже.

На основании этого заявления, пени и штрафы, которые инспекция уже успела начислить на сумму недоимки, она аннулирует.

Другой вариант – сначала перечислить заново налог, указав правильно в платежном поручении статус плательщика. После этого провести зачет или возврат излишне уплаченного налога. В этом случае удастся избежать только штрафа. А пени все же придется заплатить.

Заявление об ошибке в платежном поручении

Образец заявления о допущенной ошибке, который необходимо представить в инспекцию, мы привели ниже.

Были внесены изменения Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н. Действующий порядок заполнения платежных поручений смотрите по .

В порядке, который установлен Минфином России (Приложение № 5 к Приказу ), нет однозначного ответа на вопрос, какой код указывать в поле 101. В СМИ встречалось три варианта заполнения:

  • «01» — «налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо» по аналогии с уплатой налогов и сборов»;
  • «08» — «плательщик — юридическое лицо (ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ»;
  • «14» — «налогоплательщик, производящий выплаты физлицам».

Просто и быстро формируйте в системе интернет-отчетности Контур.Экстерн платежные поручения по требованиям об уплате налогов, сборов и взносов:

  1. После получения требования уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме».
  2. Перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет, остальные данные из требования система подставит сама.
  3. Выберите, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости измените сумму платежа.
  4. Создайте платежку в формате Word и распечатайте либо скачайте специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить его в интернет-банк.

Кроме порядка заполнения платежного поручения, в письме ФНС, ПФР и ФСС рассмотрены и другие вопросы. Среди них:

  • сроки уплаты страховых взносов;
  • формы для представления отчетности (первичной и уточненной);
  • передача сальдо расчетов и предоставление справок о состоянии расчетов по страховым взносам;
  • передача решений от ПФР и ФСС в ФНС.

Если вы уже оплатили взносы в ФНС и указали код «01» или «08», это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным , даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, уточните свой платеж в соответствии с п. 7 ст. НК РФ.


Еще один сюрприз приготовили гражданам страховые взносы 2017: статус плательщика “14” в платежном поручении вызывает множество проблем и сложностей. Заполняя поле 101 необходимо указывать код “01”. При указании кода “14” в качестве статуса оплачивающего взносы, банк не примет платежный документ. Почему? Потому что это считается нарушением требований министерства финансов, которые были изданы в сто седьмом приказе. Такая информация была получена из письма центрального банка, которое он опубликовал в феврале месяце.

И это не смотря на то, что именно сотрудники налоговых служб в обязательном порядке установили, что все организации и индивидуальные предприятия, которые вносят средства в счет страховых взносов, должны указывать статус плательщика “14” в платежном поручении. Следовательно, возникает вопрос, как же правильно заплатить страховые взносы в 2017 году, если банки не пропускают статус плательщика “14”, а налоговики настоятельно рекомендуют указывать именно его?

Третьего февраля этого года фискальная служба издала еще один документ, который советует предприятиям и компаниям указывать в поле 101 значение “01”. Такое решение было обоснованно необходимостью банков переориентировать программное обеспечение для того, чтобы принимать новый статус плательщика страховых взносов “14”. На эту работу может понадобиться около шести месяцев, но пока она не будет закончена, придется ограничить использование нового кодового значения.

Но вот комментарии центрального банка говорят о том, что проблема в восприятии нового значения лежит далеко не в необходимости переориентации программ. Если поле “101” будет содержать отметку “14” и составлять комбинацию с индификационный номером юридического лица в реквизитах, а в графе кода будет указано нулевое значение, если у организации нет УИН, то это будет нарушением приказа сто семь. Поэтом у, такой статус плательщика страховых взносов не может быть принят банковскими организациями. Следовательно, страховые взносы в 2017 году нельзя будет внести, если в документе стоит код “14”.

Как правильно заполнить поле “101” в 2017 году?

Для того чтобы заплатить страховые взносы в 2017 году , необходимо действовать согласно рекомендациям письма от фискальных служб, в котором они дали определенные пояснения. В этих пояснениях указано, что для того, чтобы оплатить все положенные взносы за отчетный период, необходимо в сто первой графе указать определенные значения:

Заполнение платежного поручения в 2017 году образец:


Заполнять платежные документы в 2017 году удобнее всего будет тем, кто использует веб-сервис для оформления и составления документации. Именно такой сервис позволяет автоматически установить программой все обновленные значения кодов, реквизитов получателей и прочих нужных показателей. Даже если заполняющий допустил какие-либо ошибки, например, забыл внести нужные значения, или внес недопустимые, то программа непременно проинформирует его об этом, а так же подскажет, каким образом следует скорректировать введенную информацию.

Каролина Емельянова

В поле 101 нужно указать статус организации или предпринимателя, которые перечисляют средства в бюджет. Статус плательщика обозначается двузначным кодом в соответствии с приложением 5 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н.

Приложение № 5
к приказу Министерства финансов РФ
от 12.11.2013 № 107н

ПРАВИЛА УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ЛИЦО ИЛИ ОРГАН, СОСТАВИВШИЙ РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УПЛАТУ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Даны правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в распоряжениях в соответствии с приложениями № 1 - 4 к Приказу 107н, является обязательной к заполнению, а также информация, указываемая в реквизите "101 " распоряжения, которая заполняется показателем одного из следующих статусов:

С 2017 года СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ получает НАЛОГОВАЯ

Примечание : Кроме взносов на "травматизм"

С 01-01-2017 года администрировать порядок расчета и уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС будет Федеральная налоговая служба.

Можно поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении;
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация (предприниматель) избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2, 3, 7 ).

Критична ошибка в коде 101 имеет в двух случаях: 1) при перечислении НДС и 2) при перечислении НДФЛ предпринимателем. В остальных случаях ошибка в коде 101 не имеет значения! Главное правильно укажите КБК и подробно распишите поле 24 "Назначение платежа", чтобы по нему было ясно, куда отнести платеж.

Пример уточнения поля 101 платежного поручения на перечисление суммы налога

Организация в качестве налогового агента по НДС 18 апреля перечислила в бюджет сумму налога в размере 5000 руб. Статус плательщика в платежном поручении был указан неправильно: вместо кода 02 (налоговый агент) был указан код 01 (налогоплательщик).

Ошибка была обнаружена 16 мая при сверке расчетов с налоговой инспекцией. Чтобы исправить ошибку, бухгалтер подготовил и направил в налоговую инспекцию заявление с просьбой уточнить реквизиты платежного поручения.

Руководителю ИФНС России № 120
по г. Москве
Н.Т. Петрову

от ООО «Гаспром»
ИНН 4308123456
КПП 430801001
ОГРН 10244567890123

Адрес (юридический и фактический):

610008, г. Киров, ул. Швецова, д. 20

ЗАЯВЛЕНИЕ о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

г. Киров. . . . . . . . . . . . . . . . . 16.05.2019

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ ООО «Гаспром» просит принять решение об уточнении платежа.

В поле 101 платежного поручения от 18 апреля 2019 г. № 415 на перечисление налога на добавленную стоимость (КБК – 18210301000011000110) в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан статус плательщика – 01 (налогоплательщик).

Правильный статус плательщика – 02 (налоговый агент).

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.


  • Приведен бланк заявления, который подается в налоговую для уточнения ошибочно проведенного платежа по налогам.