Социально экономическое положение южного федерального округа. Южный федеральный округ


Введение

Структура и управление Южного региона России

Производственная и транспортная инфраструктура Южного региона России

Текущее состояние экономики Южного региона России

Основные направления и перспективы развития Южного региона России

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


Южный регион России (Южный федеральный округ - ЮФО) представляет собой административное формирование, территориально расположенное на юге европейской части Российской Федерации площадью 416840 км2, что составляет 2,4% от общей площади Российской Федерации. ЮФО образован в соответствии с указом Президента РФ от 13.05.2000 года. ЮФО представляет собой управленческую единицу в административных рамках Президента РФ и возглавляется им в соответствии с концепцией "вертикальной власти". ЮФО имеет сухопутные границы с Украиной на западе, с Северо-Кавказским ФО и Абхазией на юге, с Приволжским и Центральным ФО на севере и водные границы с Казахстаном на востоке. ЮФО имеет выход к морям - на западе его территории ограничиваются Черным и Азовским морями, на востоке - Каспийским морем. В 2010 году из состава ЮФО был выделен Северо-Кавказский ФО. На территории ЮФО расположено 2 республики (Республика Адыгея и Республика Калмыкия), 3 области (Волгоградская, Астраханская и Ростовская области), 1 край (Краснодарский край), 79 городов. Центром округа является город Ростов-на-Дону. По состоянию на 1.06.2013 года на территории Южного региона России проживает 13910179 человек, что составляет 9,7% населения Российской Федерации. Плотность населения составляет 33,04чел./км2.

ЮФО выполняет значительную роль в экономическом развитии страны, что во многом определяется его географическим положением. Это обуславливает его значение в транспортной инфраструктуре и ресурсно-сырьевой базе РФ и доказывает актуальность темы исследования.

Цель работы состоит в исследовании экономического развития ЮФО. Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

рассмотреть инфраструктуру и специфику управления ЮФО;

оценить текущее состояние и экономическое развитие ЮФО;

определить основные направления и перспективы развития ЮФО.

1. Структура и управление Южного региона России


Южный федеральный округ (ЮФО) представляет собой административное формирование, территориально расположенное на юге европейской части Российской Федерации. До 19 января 2010 года в состав Южного федерального округа (ЮФО) входили 13 субъектов Российской Федерации: республики - Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия (Хальмг Тангч), Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чечня; Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. 19 января 2010 года в составе ЮФО был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ .

В настоящее время на территории ЮФО расположено 2 республики (Республика Адыгея и Республика Калмыкия), 3 области (Волгоградская, Астраханская и Ростовская области), 1 край (Краснодарский край), 79 городов. Центром округа является город Ростов-на-Дону. Крупными городами ЮФО являются Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар .

ЮФО представляет собой управленческую единицу в административных рамках Президента РФ и возглавляется им в соответствии с концепцией "вертикальной власти". Полномочным представителем Президента РФ в ЮФО является Устинов Владимир Васильвич.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24.05.2005 г. N 337"О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах" на территории ЮФО организован Совет при полномочном представителе Президента РФ. Данный институт является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Совет функционирует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ .

Структура аппарата управления ЮФО представлена:

Заместители

Структурные подразделения: Департамент по вопросам организационного и документационного обеспечения; Департамент по вопросам внутренней политики; Департамент по вопросам экономической и социальной политики; Департамент по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности; Департамент по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе; Департамент по вопросам взаимодействия с федеральными органами государственной власти; Контрольный департамент;

Главные федеральные инспекторы .


2. Производственная и транспортная инфраструктура Южного региона России


Экономико-географическое положение ЮФО определяет его значимость в национальном масштабе. Специализация Южного региона России также обуславливается его территориальным положением. Наличие водных ресурсов и протяженность в южных широтах делают данный регион благоприятным для развития сельского и рекреационного хозяйства. Почвы ЮФО относятся к высокоплодородным, а черноземы и аллювиальные почвы занимают более половины территории.

ЮФО имеет выход к морям - на западе его территории ограничиваются Черным и Азовским морями, на востоке - Каспийским морем. Азовко-Черноморский бассейн открывает выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море и Мировой океан.Территория ЮФО занимает низовья таких крупнейших рек как Дон и Волга. Такое расположение дает возможность осуществления крупнейших морских перевозов грузов и поддержания регулярных экономических связей, так как названные моря не замерзают .

Территория Южного региона богата топливно-энергетическими ресурсами, представленными природным газом, нефтью и каменным углем. Эксперты, оценивая запасы углеводородного сырья Каспийского бассейна, выдвигают его на третье место в мире. Самым крупным месторождением газа является Астраханское, менее крупными - Майкопское и Северо-Ставропольское. В Астраханской и Волгоградской областях, а также в Краснодарском крае сосредоточены крупнейшие запасы нефти. В восточном крыле Донбасса (Ростовская область) расположены угольные ресурсы. Также на территории Южного региона России открыты месторождения цветных и редких металлов, свинцово-цинковых руд, ртути, меди и нерудных полезных ископаемых (сера, барит, каменная соль). Запасы сырья для производства стройматериалов сосредоточены в Новороссийске (цементные мергели) и в районе Теберды (гранит, мел, глина) .

Базовые отрасли промышленности, в частности тяжелая индустрия, составляют основу экономики региона. Также, на территории ЮФО производят оборудование для нефтедобывающих предприятий и атомных электростанций, магистральные электровозы, суда, автомобильные прицепы, средства вычислительной техники, электроизмерительные приборы и т.д. Наиболее крупными промышленными центрами ЮФО являются Краснодар, Таганрог и Волгоград.

Отрасли рыночной специализации формируются в соответствии с потребностями агропромышленного, машиностроительного и курортно-рекреационного комплексов.

На территории ЮФО распространены посевы зерна, риса и кукурузы, в связи, с чем данный регион является крупнейшим поставщиком пшеницы. Также развито производство технических культур (сахарной свеклы, горчицы, подсолнечника) и субтропических культур (хурмы, чая, цитрусовых, инжира). На территорию данного региона приходится третья часть плодово-ягодных насаждений России. Кроме того, в Южном регионе расположены все виноградники России .

Достаточно развита и пищевая промышленность, в частности предприятия сахарной, маслобойно-жировой, винодельческой, мясной, мукомольно-крупяной, рыбой и табачной отраслей. Наиболее крупными предприятиями данной сферы являются: рыбохозяйственный концерн "Каспрыба" и комбинат шампанских вин "Абрау-Дюрсо". Вомногие регионы страны поставляется продукция Адыгейского и Крымского плодоовощноконсервных заводов, Кропоткинского и Краснодарского масложировых комбинатов и многих других предприятий.

В сфере производства непродовольственных товаров народного потребления ведущее место занимают производства, ориентированные на переработку сырья животноводческого характера: Владикавказ), производство мытой шерсти и шерстяных тканей, ковроделие (Краснодар, Махачкала). В Камышине расположен один из крупнейших в стране комбинатов по производству хлопчатобумажных тканей .

Относительно сфера капиталовложений или привлекательных инвестиционных проектов необходимо выделить развитие южных индустриальных центров. В частности, Волгоградский тракторный завод выпускает от 2 до 3 тыс. единиц техники в год, при имеющейся производственной мощности до 50 тыс. тракторов. При увеличении урожая в субъектах округа с 16,5 млн до 30-35 млн тонн зерна возникнет необходимость в дополнительных единицах сельхозтехники, поэтому необходимо развитие мощностей производящих ее предприятий.

В Южном регионе, как на уникальной с точки зрения биоресурсов и природных систем территории, активно развивается туризм и санитарно-курортные базы. Ежегодно курорты данного регион принимают до 25 млн.чел.На территории Ставропольского края и побережье Черного моря, расположены ОЭЗ туристско-рекреационного типа, предназначенные для оказания туристических и оздоровительных услуг. Участники ОЭЗ получают некоторые льготы - временное освобождение от выплат налогов на имущество, землю, низкие ставки по аренде, транспорту и налогу на прибыль. Приоритетными направлениями деятельности туристско-рекреационных ОЭЗ Южного региона являются: экологический туризм, историко-культурный туризм, лечебно-оздоровительный, активный туризм, экстремальный туризм, гостиничный бизнес, экскурсионное обслуживание, спортивно-оздоровительные услуги .


3. Текущее состояние экономики Южного региона России


Экономическое пространство Южного региона России выстроено по принципу центро-периферийной организации, что обусловлено неоднородностью субъектов региона в аспекте социально-экономических, политических и функциональных особенностей. Периферийные центры ЮФО по экономическому развитию, инфраструктуре и образовательному уровню отстают от региональных центров.

ЮФО свойственен монополизм локального характера, что обусловлено невысокой концентрацией региональных рынков. Недостаточная концентрация рынка приводит к тому, что некоторые фирмы стихийно оказываются на монопольной позиции. Рассматривая рынок услуг международной и междугородной электрической связи можно установить, что монопольной властью обладает "Ростелеком" (основан в 1993 году), доля которого на рынке составляет порядка 68%. На ОАО "РЖД" приходится более 90% всех грузоперевозок России. Можно выделить ряд предприятий, образующих так называемые национальные монополии. К ним относятся нефтяные компании "Лукойл" и "Транснефть". В банковском секторе национальной монополией является ОАО "Сбербанк". Его доля на рынке частных вкладчиков составляет более 65%. На рынке услуг почтовой связи монопольно властью обладает ФГУП "Почта России". ФГУП "Почта России" является оператором российской государственной почтовой сети

Позитивные явления в аграрной сфере Южного региона России связаны с реализацией Национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и других программ развития АПК федерального значения. Следует отметить, что в значительной государственной поддержке нуждается мелкотоварный сектор, в котором в настоящее время производится основная часть мяса, молока, овощей и картофеля. Данный сектор является реальным решением проблем роста занятости и доходов населения. Важную роль в улучшении условий деятельности мелкотоварных производителей на селе может сыграть производственная и потребительская, сбытовая и кредитная кооперация, поиск эффективных форм взаимодействия предприятий разного масштаба .

Развитие хозяйственных коммуникаций становится важнейшим направлением снижения трансформационных и трансакционных издержек производства и обращения, развития межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции на принципах регулируемого рынка в регионах Юга. Экономическим феноменом сельской периферии является ее накачка финансовыми ресурсами из федерального бюджета, а также внутрисемейными трансфертами. При этом именно на сельской периферии особо существенны риски стремительного ухудшения общеэкономической ситуации в силу разных причин:

ресурсно-экологических;

рыночно-маркетинговых;

административно-политических.

Качество и уровень жизни, хозяйственная деятельность населения сельской периферии ЮФО лимитируются транспортно-коммуникационной доступностью основных социально-экономических центров.

Рассмотрим основные индикаторы экономического развития Южного региона России. По итогам I полугодии 2013 года совокупный оборот организаций ЮФО по всем видам деятельности составил 3,2 трлн.руб., что на 8,2% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. В течении 2013 года на территории ЮФО был зарегистрировано 12859 организаций, что составляет 5,74% от всех организаций зарегистрированных в данном периоде на территории РФ. При этом наибольшее количество организаций 42,65% или 5438 было зарегистрировано на территории Краснодарского края .

По итогам I квартала 2013 года в ЮФО на прибыльные организации приходится 64,1% (в целом по РФ - 63,5%), соответственно, доля убыточных организаций составляет 35,9%. Большая часть прибыльных организаций расположена на территории Ростовской области. Большая часть убыточных организаций расположена в Астраханской области и Республике Адыгея.

Кредиторская задолженность организаций Южного региона России составляет 1252599 млн.руб. или 5,1% общей задолженности по России, причем 57885 млн.руб. приходится на просроченную задолженность. Наибольшую кредиторскую задолженность в структуре задолженности ЮФО составляют организации Краснодарского края - 555674 млн.руб., а наибольшая просроченная кредиторская задолженность приходится на организации Волгоградской области - 21364 млн.руб. Дебиторская задолженность предприятиям ЮФО равна 1179556 млн.руб. или 5% общей задолженности по России .

По данным на 1 апреля 2013 года число малых предприятий на территории Южного региона составило 17,5 тыс.ед. , что составляет 7,4% от общего числа малых предприятий в России. Число замещенных рабочих мест составило 514,7 тыс. или 7,7%.

На инвестиции в основной капитал организаций ЮФО по данным на 1 апреля 2013 года пришлось 11,5% от общей величины инвестиций в основной капитал по России. При этом большая доля 61,9% или 5069,3 млн.руб. пришлось на организации Краснодарского края. Иностранные инвестиции составили 890490 тыс.долл. (1,5% от суммы иностранных инвестиций в целом по России), из которых 523212 тыс. долл. пришлись на Ростовскую область. Структурно иностранные инвестиции ЮФО состоят из прямых инвестиций (28,8%), портфельных инвестиций (0,2%) и прочих инвестиций (71,1%).

Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" по сравнению с I полугодием 2012г. составил 106,8%.

В первом полугодии 2013 года ЮФО имел следующие доли по видам экономической деятельности от совокупных результатов по России (приложение 2): добыча полезных ископаемых - 1,8%; обрабатывающие производства - 16,7%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12,5%; производство продукции сельского хозяйства - 15,2%.

Внешнеторговый оборот ЮФО составил в I полугодии 2013 года 3,5% внешнеторгового оборота России, оборот розничной торговли - 8,6%, структура сальдированного финансового результата деятельности организаций - 2,6% .

По данным на конец июня 2013 года численность не занятых трудовой деятельностью граждан составила 454,3 тыс.чел., что соответствует 11,2% от общей численности граждан, зарегистрированных как безработные. Наибольшее число безработных - 152,8 тыс.чел. зарегистрировано в Краснодарском крае, наименьшее число - 16,1 тыс.чел. - в Республике Адыгея.

Денежные доходы в среднем на душу населения в ЮФО в I полугодии 2013 составили 18336,9 руб. в месяц, что на 4738,3 руб. или 20,5% меньше, чем в целом по России. Наименьшие денежные доходы в среднем на душу населения за месяц - 10021,3 руб. приходятся на Республику Калмыкия, наибольшие - 19821,1 руб. - на Краснодарский край. Месячные потребительские расходы в расчете на душу населения ЮФО составляют 15262,3 руб., что на 782,6 или 12,7% меньше, чем в целом по России .

Индекс потребительских цен в I полугодии 2013 года в процентах к концу 2012 года составил 104,1%, что на 0,6% больше, чем в целом по России. Наибольшее значение индекса потребительских цен (106,6%) зафиксировано в Республике Калмыкия, наименьшее (103,4%) - в Волгоградской области. Индекс цен производителей промышленных товаровсоставил 99,8%. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 95,6%.

Среднемесячная заработная плата работников организаций ЮФО в I полугодии 2013 года составила 21226,5 руб., что на 13,4% больше, чем в I полугодии 2012 года. Однако, среднемесячная заработная плата в ЮФО на 7561,1 руб. или 26,3% меньше, чем в целом по России.


4. Основные направления и перспективы развития Южного региона России


Стратегия развития ЮФО ориентирована на достижение главной стратегической цели, состоящей в существенном и перманентном повышении уровня и качества жизни населения, прежде всего на базе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала посредством реализации сценария устойчивого инновационного развития .

Стратегической целью развития энергетического комплекса округа на период до 2020 года будет являться преодоление дефицита электроэнергии путем дальнейшего развития, обеспечения надежности и устойчивости функционирования регионального энергетического комплекса. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей в Южном федеральном округе предполагается обеспечить за счет расширения, модернизации и нового строительства 32 объектов. Стратегическими целями развития сетевого сектора являются: модернизация электросетевого комплекса на основе новых технологий, повышение эффективности и инвестиционной привлекательности энергокомпаний, осуществление полного комплекса производственно-технологических операций по передаче электроэнергии по распределительным сетям в необходимом объеме с обеспечением высокой надежности и качества.

Стратегической целью является превращение ЮФО в среднесрочной перспективе в одного из российских лидеров инновационного развития, в регион стабильности и конструктивного российского влияния в Черноморском и Каспийском бассейнах, что делает необходимым создание ведущей продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса; реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров; инновационную модернизацию .


Заключение


Таким образом, ЮФО имеет выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского и Транссибирско-Черноморского путей. Имеющийся транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона. ЮФО располагает достаточно мощным промышленно-производственным потенциалом, занимающим в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности значимые на национальном уровне позиции. Данный факт активизирует положительный вектор структурного развития экономики. В частности, по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения ЮФО занимает 3-е место.

На территории ЮФО формируется спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс. Данное образование стало катализатором социально-экономического развития Краснодарского края. После окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные части, представленные трудоресурсными, строительными, технико-технологическими звеньями, должны сформировать экономическую базу развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории Южного региона.

Наиболее значимыми секторами экономики ЮФО, имеющими общероссийское и межрегиональное значение, являются агропромышленный, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, а также торговля.

Потенциал многих регионов ЮФО используется недостаточно эффективно, что вызвано отсутствием современных инновационных технологий, недостаточной концентрации капитала, значительной степенью монополизации и большим уровнем трансакционных издержек в обращении.

Список использованных источников и литературы

южный федеральный экономика торговля

1.Кайль Я.Я. Качество жизни населения в субъектах ЮФО: компаративный анализ / Кайль Я.Я., Елипина В.С.//Региональная экономика, 2013.№8, С.24-31

Материалы по Подпрограмме "Проблемы социально-экономического и этнополитического развития южного макрорегиона" Программы фундаментальных исследований РАН N24/[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ssc-ras.ru/page899.html

Сайт Федеральной службы государственной статистики/[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population (численность населения)

Сайт Федеральной службы государственной статистики/[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641 (социально-экономическое положение федеральных округов).

Сайт Российского агентства международной информации "РИА-Новости"/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ug.ria.ru/about/okrug.html

Сайт Южного федерального округа/[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ufo.gov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27&Itemid=18

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года от 5.09.2011 г. /[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minregion.ru/upload/documents/2011/09//280911_1538_r.doc

Туркина О.А. Перспективы социально-экономического развития Южного федерального округа/ Туркина О.А.//Общество: политика, экономика, право,2012.№9, С. 33-39


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Цифры, которые показало нынешнее исследование крупнейших инвестпроектов ЮФО, проводимое ежегодно аналитическим центром «Эксперт ЮГ», вселяют оптимизм. Курс доллара остаётся таким же высоким, как и год назад, санкции - на месте, доступ к зарубежным деньгам всё так же затруднён. Однако многие специалисты, с которыми мы общались при подготовке этого материала, считают, что сценарий развития ситуации сегодня имеет явные параллели с кризисом 1998 года, когда резкое падение рубля вылилось в мощный рост экономики страны. Схожие тенденции, хотя более сдержанные и точечные, проявляются и сегодня.

Главный вывод исследования этого года - инвестиционный портфель юга России растёт двузначными темпами. И этот рост - событие последнего года. В отраслевом срезе мы зафиксировали мощный рост сразу по нескольким направлениям. Во-первых, сектор инвестпроектов инженерно-транспортной инфраструктуры вырос на 24,8%. Также превосходную динамику показали сектор машиностроения, промышленность стройматериалов, сектор чёрной и цветной металлургии. Нефтегазовая сфера выросла в объёме, но впервые за последние несколько лет сократила свою долю в портфеле с 49,9% в прошлом году до 44,2% в нынешнем. И конечно, нельзя не отметить факт появления в исследовании нового субъекта - Республики Крым, которая 28 июля официально стала частью ЮФО и дала региону целый букет инвестпроектов.

Почти триллион привеса

В исследовании 2016 года мы подкорректировали один из основных критериев формирования рэнкинга реальных инвестиционных проектов с целью получения более адекватной картины. До 2014 года «порог входа» в рэнкинг был установлен на уровне 300 млн рублей, что примерно соответствовало уровню в 10 млн долларов. Но в прошлом году 10 млн в долларах превратились в 650 млн рублей. Мы повысили ценз, но проекты стали считать уже в рублях. В результате, конечно, мы получили заметное сокращение в количестве (145 проектов вместо 270 в 2014 году) и общей стоимости проектов (40 млрд долларов вместо 72,8), хотя в рублях - что было уже сенсацией - инвестиционный портфель почти не изменился - остался на уровне 2,6 трлн.

В этом году мы решили вновь вернуться к рублёвой планке в 300 млн. Во-первых, таким образом мы сможем прямо соотнести рублёвые результаты исследования с докризисным уровнем 2014 года - и подвести итоги двухлетнего кризиса. Во-вторых, нам особенно интересно, что происходит в нижней части рэнкинга крупнейших инвестпроектов, находящихся в стадии реализации. Исследование прошлого года показало, что верхняя часть долгосрочных и дорогих мегапроектов относительно стабильна - тем важнее увидеть, есть ли активность в части средних по величине проектов, которые относительно быстры в реализации и дадут наиболее скорый экономический эффект.

В результате в новый рэнкинг с «планкой входа» на уровне 300 млн рублей после всех этапов отсева вошли 285 инвестпроектов совокупной стоимостью 3,37 трлн рублей. Это по количеству почти вдвое больше, чем в рэнкинге 2015 года, а по сумме больше на 773 млрд рублей. Однако этот прирост на 30% к прошлогоднему уровню объясняется не только снижением планки. Если так же, как и в прошлом году, отсеять из нового рэнкинга проекты стоимостью менее 650 млн рублей, их останется 223. Но вот общая сумма почти не изменится - она составит 3,34 трлн рублей. Иными словами, рост инвестиционного портфеля в последний год, если считать в рублях, очевиден. По нашим оценкам, только около десятой части этого прироста обеспечил Крым, который присоединился к ЮФО. Нелишне напомнить, что рублёвая стоимость проектов в рэнкинге-2014, который делался по аналогичным сегодняшним параметрам, примерно 2,62 трлн рублей. В прошлом году этот портфель немного просел, а за следующий год прибавил более 770 млн - таков общий результат двухлетнего кризиса 2014-2016 годов для Южного федерального округа. Чтобы несколько остудить энтузиазм, нужно напомнить, что в долларовом выражении инвестпортфель ЮФО-2016 не догнал докризисные показатели 2014 года в 72,8 млрд долларов - сегодня он оценивается в 51,8 млрд, что также на 30% больше, чем год назад.

Первые 28 наиболее крупных проектов рэнкинга (или 10% от общего количества) традиционно вбирают в себя большую часть его совокупной стоимости - 78,4%. Вес «нижних» 60% количественного состава рэнкинга - 5,08%. Этот дисбаланс в целом повторяет структуру прошлогоднего рэнкинга. Многомиллиардные «монстры» - инициативы долгосрочные и стабильные, но жизнь бурлит совсем не здесь.

Прошлогодний список 10% самых крупных проектов успешно - поскольку был реализован - покинул нефтяной проект: первый этап строительства комплекса глубокой переработки вакуумного газойля (ВГО) на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе (№ 11 в рэнкинге-2015). В целом состав лидеров остаётся стабильным, хотя новые проекты в числе нынешних 10% самых крупных есть. Самый дорогой из «новичков» - 58 млрд рублей - проект модернизации коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории Волгограда, относящийся к сектору ЖКХ.

Темпы обновления рэнкинга остались на хорошем уровне - 186 из 285 инвестпроектов в новом рэнкинге отсутствовали в прошлогоднем. Их общая стоимость - 732,8 млрд рублей. Отсутствовали они по разным причинам: среди них есть как принципиально новые, так и те, которые не вошли в рэнкинг-2015 из-за того, что не удовлетворяли планке входа в 300 млн рублей, находились «на паузе» или на переоценке стоимости из-за колебаний курса валют, но к сегодняшнему моменту вновь проявили активность. Принципиально новых, о старте которых стало известно уже после составления рэнкинга-2015, - 72 проекта, их совокупная стоимость 188,7 млрд рублей. А значит, мы можем сказать, что в этом году более чем полтриллиона (544 млрд) рублей принесла «разморозка» проектов после шока, вызванного скачком валюты в декабре 2014 года.

Из прошлогоднего в новый рэнкинг перешло 99 инвестпроектов. Совокупная стоимость этого «старого» пакета - 2,67 трлн рублей, что немного больше, чем общая стоимость всего прошлогоднего рэнкинга. Такая разница возникла из-за переоценки стоимости реализации многих проектов.

«Южные регионы страны - Ростовская область, Краснодарский край и другие - имеют все шансы на масштабный приток инвестиций сейчас, - прокомментировал состояние южного инвестпортфеля-2016 директор ростовского филиала “БКС Премьер” Руслан Хисматуллин . - Хотя бы из-за территориального фактора: открывать какие-то производства здесь дешевле, чем, к примеру, в северных регионах страны. У многих крупных ростовских компаний на счетах аккумулированы достаточно серьёзные суммы, этот фактор тоже стимулирует инвестиционную активность».

«Тёплый и плодородный Юг по определению имеет преимущества перед другими регионами РФ для широкого спектра проектов в сфере АПК, продовольственной индустрии, - считает Игорь Бураков , генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области.- Именно здесь стоит вести поиск новых точек роста. В то же время успехи регионов в привлечении инвестиций сегодня в немалой степени определяют не климат и география, а региональная инвестиционная политика, характер взаимоотношений бизнеса и власти, регулируемые факторы, один из которых - уровень издержек».

Инфраструктурная оттепель

Отраслевой срез рэнкинга-2016 преподносит сразу несколько сюрпризов. Так, сектор нефтяной и нефтегазовой промышленности, который уже несколько лет является самым дорогим в списке, больше не составляет половины общей стоимости инвестиционного портфеля - его доля сократилась на 7,5% (см. график 1). Это притом, что его общая стоимость выросла до уровня 1,5 трлн рублей против 1,3 трлн годом ранее - это говорит о том, что главная точка роста всё же была не в нефтянке.

Сектор инженерно-транспортной инфраструктуры, второй по объёму в нынешнем рэнкинге, показал значительный прирост - с 595 млрд до 743 млрд рублей. Из крупнейших новых инвестпроектов этого сектора можно выделить строительство Багаевского гидроузла на Дону (Ростовская область) стоимостью 22 млрд рублей. 16 августа этот инвестпроект был включён в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Новый крупный проект есть и на Кубани - строительство нового терминала международного аэропорта Краснодара, осуществляемое аэропортовым холдингом «Базэл Аэро», стоимостью 15 млрд рублей.

Прибавила в объёмах инвестиций и энергетика - 254 млрд рублей против 215 млрд в рэнкинге-2015. Рост общей стоимости инвестпроектов сектора не так впечатляет, как рост их количества - с 11 в прошлом году до 26 в нынешнем. Первую скрипку здесь играет Крым, энергетическая безопасность которого стала насущной проблемой: из 17 новых и вновь определённых в категорию реальных проектов сектора 12 локализованы именно здесь. В их число входит и крупнейший новый проект сектора (16,18 млрд рублей) - реконструкция Симферопольской ТЭЦ с увеличением генерирующей мощности на 230 МВт, которую проводит АО «Крымтеплоэлектроцентраль».

Немногочисленный сектор инвестпроектов ЖКХ, выросший с 52,1 до 111,1 млрд рублей, может похвастать двумя новичками - упоминавшимся выше волгоградским проектом модернизации коммунальной инфраструктуры на 58 млрд рублей, а также проектом создания отходоперерабатывающего комплекса в Волгодонском районе Ростовской области (ООО «Экострой-Дон») стоимостью 961 млн рублей.

В секторе спортивной инфраструктуры два главных проекта - ростовский и волгоградский футбольные стадионы - вряд ли имеют шансы на вылет. ЧМ по футболу в 2018 году неотвратимо приближается, и этот факт оказывает влияние не только на спортивный сектор, но и на строительство гостиниц в ЮФО, то есть на сферу туризма.

Впрочем, перспектива чемпионата - не единственный фактор, способствующий росту туристической отрасли, совокупность инвестпроектов которой в рэнкинге-2016 оценивается в 53,2 млрд рублей против 25,6 млрд годом ранее. Девальвация рубля и закрытие популярных дешёвых направлений, таких как Турция (как оказалось, временное) и Египет, сделала зарубежный туризм проблематичным для многих. Рост внутреннего туризма совершенно закономерен, и ему сопутствует рост инвестиций, связанный прежде всего со строительством и реконструкцией санаторных и курортных объектов на юге России - в том числе в Крыму.

Незаслуженно забытый в прошлогоднем рэнкинге сектор коммерческого девелопмента принёс новому 41,7 млрд рублей инвестиций. Первую тройку здесь представляют компания «Доминион-Юг» (Краснодарский край) с проектом общественно-делового центра площадью 260 тысяч кв. м (15 млрд рублей), «Икеа МОС», строящая ТРЦ «Мега» в Адыгее (9 млрд рублей), а также «Лента», расширяющая свою сеть гипермаркетов в Ростовской области (5,4 млрд рублей).

Быстрооборачиваемый АПК

Сектор инвестиций АПК и пищепрома по сравнению с 2015 годом, казалось бы, вырос значительно: 82 проекта вместо 39. Но при таком количественном росте общая стоимость увеличилась лишь на 30%, а если сравнивать с 2014 годом - ещё и несколько сократилась. Общая стоимость аграрного инвестпортфеля сегодня - 185,7 млрд рублей против 193,5 млрд в 2014 году. Возможно, это самый озадачивающий результат наших наблюдений над инвестициями, поскольку именно отечественный АПК последние два года называется главным выгодоприобретателем в результате взаимной санкционной политики. Но здесь нужно принимать во внимание то обстоятельство, что ротация проектов в нижней части списка - максимальная. То есть около 70% проектов АПК и пищепрома не было в рэнкинге-2015. А если сравнивать списки 2014 и 2016 годов, то пересечения там единичны, чего, например, не скажешь о двадцатке крупнейших проектов ЮФО.

Хорошей новостью стало висевшее на волоске сохранение в числе реальных крупнейшего проекта отрасли - строительства в Ростовской области сахарного завода мощностью переработки 12 тысяч тонн сахарной свёклы в сутки за 18 млрд рублей. Несмотря на выход из проекта французской Sucden (официальная версия - недостаток финансирования), топ-менеджмент нынешнего основного инвестора (ЗАО «Международная сахарная корпорация») говорит о том, что проект вот-вот перейдёт в стадию строительства, и проблем с его финансированием нет. Правительство Ростовской области уже изрядно вложилось в этот проект, обеспечив транспортную доступность, водо‑ и газоснабжение, а также техприсоединение объекта к электросетям.

Страсти кипели и вокруг тепличного проекта «Донская усадьба» стоимостью 5 млрд рублей. Ещё в начале года поступали сообщения о том, что проект-долгожитель так и не будет реализован. Однако уже к августу стало известно, что ООО «Донская усадьба», отказавшееся было от реализации проекта из-за его резкого удорожания в результате девальвации рубля, куплено УК «Технологии тепличного роста», и строительство комплекса возобновилось. Это событие стало приятным сюрпризом - многие другие проекты тепличных комплексов до разморозки так и не дожили.

Промышленность воспряла

Осторожное оживление сегодня происходит в секторе промышленного производства. Вес различных его секторов за пределами ТЭК всегда был очень мал, но в этом году в совокупности они увеличили долю в рэнкинге почти на 4,5%.

Химическая промышленность, правда, потеряла в доле, но увеличила общий вес по стоимости с 119,4 млрд рублей до 145,6 млрд. Правда, главным драйвером такого удорожания стала переоценка инвестпроекта «Горно-обогатительный комбинат по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн тонн в год 95-процентного KCL Гремячинского месторождения Котельниковского района Волгоградской области», реализуемого ООО «ЕвроХим - ВолгаКалий», который с уровня 108 млрд рублей взлетел до 131,4 млрд. В числе успехов сектора стоит отметить завершение проекта строительства завода «Вотерфолл Про», открытого недавно в Ростовской области. Также благополучно закончилось строительство завода по выпуску промышленных газов в Новоалександровском индустриальном парке (компания «Эйр Продактс»).

Самый дорогой из пополнивших рэнкинг проектов сектора - строительство завода по производству барьерных плёнок для упаковки скоропортящихся продуктов (реализуется ООО ПКФ «Атлантис-Пак»). По завершении проекта предприятие, вероятно, станет одним из крупнейших производителей барьерной плёнки в России с ежегодными объёмами в 16,5 тысячи тонн.

Восстановила упавшие в прошлом году инвестиционные показатели отрасль производства стройматериалов: в рэнкинге-2016 участвует 19 проектов на общую сумму 83,6 млрд рублей, 12 из которых в рэнкинге-2015 представлены не были. Год назад их было всего 8, на сумму 33,9 млрд рублей. При этом благополучно реализован проект строительства завода по выпуску теплоизоляции из базальтового волокна «ТЕХНО» в Красносулинском индустриальном парке и успешно завершено строительство гипсового завода ООО «Корпорация Волма» в Адыгее.

Интригующим выглядит двухкратный рост совокупной стоимости инвестпроектов машиностроительного сектора. Новый рэнкинг даёт нам цифру в 47,6 млрд рублей против 27,3 млрд годом ранее и 22,5 млрд в 2014 году. Количество проектов в этом году - 25, год назад же их было всего 10. Что характерно, 22 из них приходится на Ростовскую область. Наибольший вклад в рост портфеля внёс новый проект - создание вертолётного кластера в Батайске, которым занимается ПАО «Роствертол». Проект комплексный, включает в себя создание сборочных производств в Батайске, строительство лётно-испытательной станции, развитие авиационного учебного центра. Стоимость его оценивается в 12,6 млрд рублей - это крупнейший проект отрасли. Кроме этого, «Роствертол» реализует масштабные программы модернизации основного производства, которые также внесли весомый вклад в инвестиционные показатели сектора.

Металлургическая отрасль тоже преподносит сюрпризы. Так, по сведениям правительства Ростовской области, в мир живых вернулся ранее выбывший проект строительства листопрокатного производства в Красном Сулине (ООО «Красносулинский металлургический комбинат») стоимостью 52,3 млрд рублей. Общая стоимость инвестпроектов отрасли составляет теперь 88,4 млрд рублей против 25,3 млрд годом ранее.

Сергей Сапотницкий , генеральный директор «Группы АГРОКОМ», считает, что запрос на развитие в промышленном секторе никуда не делся, несмотря на кризисные «заморозки»: «В последние два года наблюдалась определённая инвестиционная “заморозка”: мы придерживали некоторые проекты в условиях неопределённости, да и многие наши коллеги делали так же. Но в целом потребность бизнеса в развитии сохранилась. В каком направлении оно будет осуществляться, пока не совсем понятно, но то, что у бизнеса накопился очень сильный запрос на развитие, очевидно. В этих сложных условиях мы провели несколько инвестиционных проектов: в частности, на “Донском Табаке” мы запустили две новые линии, каждая из которых стоит более восьми миллионов евро, на “Атлантис Паке” запустили новый производственный корпус, стоимость оборудования для которого составила также около восьми миллионов евро. Сейчас там реализуется программа по увеличению мощности производства плёнки до 16,5 тысячи тонн в год. Мы оцениваем масштаб российского рынка в этом секторе в 50 тысяч тонн в год, и с расширением нашего производства планируем сократить долю импорта».

Полезным для машиностроения нынешний кризис считает Николай Геркен , управляющий АО «Шахтинский завод “Гидропривод”»: «Сдерживание курса евро и доллара загнало наше машиностроение в определённую стагнацию. Рост заработных плат, стоимости электроэнергии, газа привёл к тому, что наши машиностроительные предприятия уже не могли конкурировать с зарубежными. Проще и дешевле было импортировать какое-то оборудование, нежели заказать у кого-то здесь, в России. Произошедшее обесценивание национальной валюты, на наш взгляд, сказалось очень положительно на возможностях, которые открылись перед российскими предприятиями. Не высокие слова об импортозамещении, а реальные экономические факторы заставили многих искать альтернативу, закупая комплектующие и готовые изделия у российских предприятий. За счёт этого у нас произошёл довольно значительный рост».

Экспансия ЮФО в Крым

Безусловно, главная новость регионального среза инвестиционного портфеля ЮФО - вхождение Крыма в состав округа. Это событие в одночасье принесло нашему рэнкингу 33 новых инвестпроекта на общую сумму 83,8 млрд рублей (см. таблицу 2). Первую скрипку в инвестиционном ансамбле республики играет энергетика - это 12 инвестпроектов, которые стоят при этом 38,7 млрд рублей, то есть почти половину портфеля. Природа такой инвестиционной активности очевидна: энергетическая безопасность региона и должна быть приоритетным направлением. Ещё памятны блэкауты из-за перебоев поставок электроэнергии с украинской стороны. Самый крупный инвестпроект республики относится к сектору инженерно-транспортной инфраструктуры - это строительство нового аэровокзального комплекса «Симферополь» стоимостью 22,8 млрд рублей. Направлен он прежде всего на расширение пропускной способности для авиатранспорта, которой остро не хватает в высокий сезон.

Практически все регионы, кроме Калмыкии, заметно улучшили свои прошлогодние результаты. Однако доля большинства из них в общем инвестиционном пироге немного уменьшилась - сказалось включение Крыма и то, что на сей раз в категорию «Межрегиональные» мы решили выделить все действительно межрегиональные проекты (их стало 4, занимают 13,7% «пирога»). Всё это - крупные проекты сектора инженерно-транспортной инфраструктуры. Рост доли в этих условиях показали два региона: Адыгея, которая заняла 1,2% общего объёма рэнкинга, и Ростовская область - 19,6%. Впрочем, в случае с Адыгеей эта динамика - скорее эффект низкой базы: в прошлогоднем рэнкинге доля этой республики составляла всего 0,67%. В случае же Ростовской области рост доли чисто номинальный - она и в прошлом году занимала примерно столько же, 19,03%.

Лидером по объёмам инвестиций традиционно является Краснодарский край - это 106 инвестпроектов совокупной стоимостью 912,4 млрд рублей. Характерная черта региона - большая доля недорогих проектов. Такой вывод вытекает из соотношения динамики количества проектов с динамикой их совокупной стоимости. В прошлом году их было всего лишь 42, но их стоимость составляла 800,7 млрд рублей. Значит, новые 64 проекта увеличили общую инвестиционную корзину региона всего на 111,7 млрд рублей. Львиная доля новых проектов Кубани, ранее не участвовавших в рэнкинге, относится к сектору АПК - это 38 проектов средней стоимостью 1,13 млрд рублей.

Основу инвестиционного портфеля Астраханской области по-прежнему составляет программа комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия ОАО «ЛУКойл». Огромный долгосрочный проект здесь занимает 82,8% всех инвестиций. Этот дисбаланс давно уже является характерной чертой инвестиционной картины региона, и пока предпосылок к заметному изменению ситуации не наблюдается.

Ростовская область сумела превзойти не только прошлогодний результат, но и докризисные показатели 2014 года: 661 млрд рублей инвестиций против 494,3 млрд в 2015 году и 642,2 - в 2014-м. То же касается и количества проектов. Крупные энергетические (Ростовская АЭС, строительство энергоблока № 4), инфраструктурные (новый аэропортовый комплекс «Платов», новый стадион для чемпионата-2018 и др.) проекты составляют костяк донского портфеля. Плюс традиционно сильная промышленность, которая, как мы заметили выше, на фоне кризиса чувствует себя лучше, чем при дешёвом долларе.

Определённый дефицит новых проектов просматривается в Волгоградской области - их в этом году всего три, остальные 14 присутствовали в рэнкинге и в 2015 году. Общее количество проектов даже сократилось - с 23 до 17. При этом стоимость инвестиционного портфеля незначительно выросла. Роль драйвера роста сыграл упоминавшийся концессионный проект развития коммунальной инфраструктуры Волгограда стоимостью 58 млрд рублей.

Отечественный инвестор адаптировался

Картина в сфере инвестиций сегодня не описывается одной какой-либо формулой. Очевидно, что вторая волна кризиса ударила по целому ряду отраслей - автопрому, жилищному строительству, по ряду потребительских рынков. При этом оборонная промышленность и пищевая индустрия переживают очевидный взлёт. Однако и это было упрощение ситуации - часто мы видим, что даже внутри одной отрасли тактические задачи крупных и средних предприятий совсем различны. Например, мы наблюдаем крупные индустриальные предприятия, которые столкнулись с целым рядом ограничений на внешних рынках, и средние предприятия, которые только на них выходят благодаря ослабевшему рублю. Мы видим совершенно разную картину понимания ситуации у лидеров на своих рынках и у компаний, которые двигаются в массовке, - и эта картина влияет на их возможности по привлечению финансирования на новые проекты. Но, несмотря на то, что эта противоречивость трендов имеет место последние два года, последний год окончился с плюсом для инвестиционной корзины региона. Инвестор адаптировался. Более того - это сделал преимущественно инвестор отечественного происхождения. «В последний год-два увеличилась активность российских инвесторов в целом, - говорит Игорь Бураков . - В проектном портфеле Агентства инвестиционного развития Ростовской области количество проектов российских компаний за последние два года выросло на 12 процентов». Наблюдения за новыми проектами, пополнившими рэнкинг в этом году, иллюстрируют тот же тезис - подавляющее большинство заявлено российскими компаниями. Это очень неплохая новость.

Виртуальная конференция: Что может стать драйвером роста для инвестиций в ЮФО в обозримом будущем?

Леонид Сергеев, генеральный директор «Базэл Аэро»:

— Ключевыми драйверами роста для инвестиций в ЮФО станут сельское хозяйство, туризм и строительство. Спрос на российские курорты, жильё и продукты питания будет оставаться стабильным. Южные регионы традиционно успешны в аграрном секторе и в секторе туризма, с учётом развития черноморских курортов. Можно смело говорить о том, что такие секторы, как сельское хозяйство и туризм, становятся драйверами всей российской экономики, подтягивающими другие направления, такие как транспорт, производство продуктов питания, логистика и др. Рост внутреннего туризма позволит увеличить активность в секторе малого и среднего бизнеса по обеспечению туристов продукцией и услугами, а крупные компании продолжат активную инвестиционную политику в области транспортной и туристической инфраструктуры. Стабильная динамика роста туристического потока и спрос на российские курорты позволяет нам планомерно подходить к проектированию и строительству новых терминалов в курортных городах — в Геленджике и Анапе, как наиболее перспективных по росту пассажиропотока, и строить планы по развитию бизнеса на период до 2030 года. Развитие туризма приведёт к более активному освоению и развитию новых территорий, в том числе и приаэропортовых, которые станут новыми центрами туристической, деловой и культурной жизни курортов. Ключевым стимулом окажется конкуренция между курортами края, а также с турецкими и крымскими предложениями. На передний план выйдут специальные концепции кубанских курортов, качество услуг и тесное взаимодействие местных отельеров с крупными туроператорами.

Прохор Дармов, директор по маркетингу ГК «Ростсельмаш»:

— В первую очередь это развитие туризма (в том числе промышленного). Данное направление до сих пор не сильно развито в нашем регионе, хотя потенциала достаточно. На мой взгляд, на данном этапе оно нуждается не столько в крупных материальных вложениях, сколько в интересных идеях и грамотном организационном их решении.

Второе и третье направления — финансово затратные, и инвестиции в них не относятся к быстро окупаемым, однако сами по себе они являются драйверами дальнейшего экономического роста региона. Это развитие перерабатывающей отрасли и логистической инфраструктуры сельского хозяйства.

Если говорить о механизмах, которые помогут компаниям больше вкладывать в свой бизнес или в развитие новых направлений, то это прежде всего налоговое стимулирование, а также наличие и доступность льготных займов (причём как для самих компаний, так и для потребителей их продукции). Например, в рамках программы импортозамещения «Ростсельмаш» локализовал трактор Versatile 2375. Мы готовы (и собираемся в дальнейшем) развернуть производство и других моделей наших канадских тракторов. Однако старт следующих проектов зависит от покупательской способности клиентов, а она, в свою очередь, упирается в недоступность кредитных ресурсов.

К драйверам также относится применение федеральных и региональных программ поддержки, использование различных форм государственно-частного партнёрства (например, концессионных соглашений). Объективности ради хочу отметить, что Ростовская область всегда отличалась благоприятным бизнес-климатом. В частности, насколько я знаю, наш регион первым в России разработал и применил региональную программу субсидирования аграриев, покупающих сельхозтехнику, произведённую на Дону. Такая программа имеет двойную эффективность, действуя на развитие сразу двух отраслей экономики: сельского хозяйства и аграрного машиностроения.

Кстати, Ростовская область в числе первых активно развивает кластерную организацию производства, которая в последние годы получает популярность и, безусловно, также служит одним из драйверов роста.

Евгений Нижник, директор Всероссийского детского центра «Смена»:

— Инвестиции в образование, на мой взгляд, — самое благодарное из всех возможных капиталовложений. И, как показывает политическая и кадровая ситуация в нашей стране, довольно перспективное направление на ближайшее будущее. Краснодарский край не является исключением, а наоборот, имеет все шансы занять в этом процессе ведущие позиции. Примером может стать перспективный комплексный продукт туристической и образовательной индустрии, который поможет детям совместить отдых на Черноморском побережье с приобретением новых навыков и знаний, определиться с выбором будущей профессии. Сейчас очень популярна профориентация, когда ребенок пробует себя в механике, кулинарии, дизайне, программировании, архитектуре и других рабочих специализациях. Сегодня в регионе лидером по реализации таких образовательных программ является Всероссийский детский центр «Смена». Этому способствует и поручение президента о создании на нашей базе Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства. Результатом должно стать повышение востребованности рабочих специализаций, увеличение числа грамотных специалистов, обеспечение работодателей квалифицированным кадровым ресурсом.

Елена Лахно, директор представительства «Сименс Финанс» в Ростове-на-Дону:

— Судя по всему, производственные предприятия уже находятся в ожидании положительной динамики рынка и готовы к реализации новых инвестиционных проектов. С точки зрения спроса на инвестиции, в качестве драйверов в первую очередь обычно выступают компании производственного сектора региона: пищевая отрасль, металлообработка и строительный сектор. Вероятно, к ним присоединится и сельскохозяйственная отрасль. В этих сегментах локомотивом инвестиционного роста будет модернизация имеющихся мощностей и их расширение.

28 июля 2016 года президент Владимир Путин включил Крым и Севастополь в состав Южного федерального округа, упразднив, таким образом, Крымский округ, созданный после воссоединения полуострова с РФ. Этот последний по времени, но, возможно, не окончательный шаг в истории административного преобразования ЮФО еще раз подчеркивает, насколько именно здесь, на юге России, существенен сам инструментарий управления, не только его фактические возможности и характеристики, но и чисто имиджевые аспекты.

Границы и наименования

13 мая 2000 года, когда страну впервые после Великой Отечественной поделили на округа, был образован Северо-Кавказский федеральный округ со столицей в Ростове-на-Дону. В его состав вошли Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, Калмыкия, Адыгея, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чечня и Дагестан. Однако уже через месяц с небольшим, 21 июня того же года, тот же округ был переименован в Южный. Смена названия объяснялась географическими причинами - Волгоград, Астрахань и Калмыкия никак не относятся к Северному Кавказу, а Ростов можно приписать к нему лишь номинально.

Однако 19 января 2010 года Северо-Кавказский округ вновь возник из небытия. ЮФО потерял Ставропольский край и национальные республики, кроме Калмыкии и Адыгеи, и сильно прибавил в социально-психологической однородности. Вероятно, эту однородность пытались подчеркнуть и в какой-то степени даже простимулировать, присоединяя к ЮФО еще и Крым в июле 2016 года.

Таким образом, на настоящий момент в состав Южного федерального округа входят Краснодарский край, три области - Ростовская, Волгоградская и Астраханская, три республики - Адыгея, Калмыкия и Крым плюс город федерального подчинения Севастополь. Население округа на январь 2016 года составляло около 14 млн человек (без Крыма). Присоединение Крымского федерального округа дало еще почти 2,3 млн.

Определенное влияние на социально-экономическую специфику округа накладывают пусть и сильно потревоженные в советское время, но энергично возрождаемые исторические традиции. ЮФО включает в себя земли двух, быть может, самых своеобразных социокультурных групп русского народа - Всевеликого войска Донского (Ростовская и Волгоградская области) и Кубанского казачьего войска (Краснодарский край). При этом Юг - и исторически, и географически - это своего рода пограничье «русского мира», где особое значение приобретают межэтнические отношения. Их особенности накладывают отпечаток и на общий экономический строй регионов, и на хозяйственную деятельность, и на многие черты повседневной бытовой жизни. Своего рода сквозной метафорой тут может восприниматься судьба столицы округа, легендарного Ростова-на-Дону, образованного, по сути, из двух слившихся городов - русского Ростова и армянской Нахичевани.

Значение и преимущества

Стратегическое значение Южного федерального округа обусловлено его географическим положением: через эту территорию проходят важнейшие евразийские транспортные коридоры. С одной стороны, это Волго-Каспийский путь, ведущий из Северной и Центральной Европы в Центральную, Юго-Западную и Южную Азию; с другой - Транссибирско-Черноморский путь, соединяющий страны Тихоокеанского побережья (Китай, Корею и Японию) со Средиземноморьем. На сегодняшний день этот транспортный потенциал используется недостаточно, но перспективы его, особенно после урегулирования крымской проблемы, могут быть очень серьезными.

В свою очередь уникальные для России климатические условия дают все возможности для развития агропромышленного и туристско-рекреационного комплекса. Здесь в последние годы, в том числе и в связи со стремительно меняющимся международным положением, наметился ощутимый рост. К примеру, только в первой половине 2016-го туристическая отрасль на Кубани прибавила почти 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это далеко не предел.

Вклад в российскую экономику

В структуре экономики Южного федерального округа лидирующие позиции занимает агропромышленный комплекс, и это хорошо видно по вкладу ЮФО в хозяйство страны. Краснодарский край и Ростовская область уверенно первенствуют по сбору зерновых (около 40% общероссийского урожая пшеницы в 2015 году). Также ЮФО благодаря Астрахани решительно занимает первое место по добыче осетровых рыб и производству черной икры, а те же Кубань, Ростов и примкнувший к ним Крым обеспечивают страну практически всем отечественным вином, качество которого можно обсуждать в приличном обществе.

В целом округ дает примерно седьмую часть российской сельскохозяйственной продукции (13,7%), но при этом 46% растительного масла и 33% сахарного песка.

Из отраслей тяжелой промышленности в ЮФО хорошо развиты металлургия (Волжский трубный завод, ВМЗ «Красный Октябрь» в Волгоградской области), сельскохозяйственное машиностроение («Ростсельмаш» в Ростове), автомобилестроение (ТАГАЗ в Таганроге), химическая промышленность («Волжский оргсинтез» в Волгоградской области, «Еврохим-БМУ» в Краснодарском крае) и др. Предприятия округа производят до 21% российских стальных труб, 13% металлорежущих станков, 19% тракторов, около 7% легковых автомобилей, здесь шьют до трети всей российской обуви.

Один округ - три жизни

По характеру, перспективам и основным проблемам экономического развития Южный федеральный округ достаточно жестко может быть разделен на три непохожих друг на друга зоны.

Первая, Азовско-Черноморская, включает в себя Краснодарский край (5-е место в РФ по уровню жизни домохозяйств), Ростовскую область (18-е место) и Адыгею (33-е место в том же рейтинге), где проживают свыше 10 млн человек, а плотность населения составляет более 50 человек на квадратный километр. Здесь есть работа и перспективы, сюда едут и стремятся, и, когда говорят о достоинствах российского Юга, имеют в виду именно эту территорию.

Ко второй, Волго-Каспийской, относятся Волгоградская и Астраханская области - устойчивые середняки всех российских рейтингов, а также Калмыкия. Плотность населения здесь примерно в три раза ниже (около 16 человек на квадратный километр), общая численность не достигает и 4 млн человек. Из Калмыкии на протяжении последних десятилетий люди просто бегут, и она привычно занимает одно из последних мест в стране по уровню социально-экономического развития.

И, наконец, на особом положении пока остается Крым. Несмотря на исключительные преимущества географического положения и уверенные показатели роста, связанные с восстановлением полуразрушенного в украинский период производства, крымская экономика переживает переходный период.

Трудно не согласиться с министром финансов республики Ириной Кивико, недавно заявившей, что наивно ждать качественного скачка в экономике раньше 2020 года. «Мы понимаем, что, когда будет построен мост, будут увеличены наши объемы промышленного производства, будут более широкие возможности реализации продукции, поэтому мы надеемся, что к 2020 либо 2022 году наша экономика заработает в полную силу. Сейчас еще есть определенные ограничения, связанные с трудностями транспортной логистики», - подчеркнула Кивико.

Местный крименталитет

Те же особенности географического положения, традиции и исторические черты хозяйственного уклада, которые дают преимущества Азовско-Черноморскому макрорегиону, а вместе с ним и всему российскому Югу, часто становятся и источником его основных проблем. Местный стиль деловой и смежной с ней активности не делает особых различий между легальным и теневым бизнесом, что способствует проникновению откровенного криминалитета во многие хозяйственные и административные структуры, подчас его полному сращиванию с региональными элитами. За последние десятилетия мы видели множество примеров, от потрясшего всю страну дела Цапков до мелких и не слишком запоминающихся историй, которые тут расскажут повсюду, от Сочи до Миллерово и от Таганрога до Астрахани.

В этих обстоятельствах нужно решать двоякую задачу: с одной стороны, развивать местную инициативу и способствовать выходу теневого предпринимательства в легальный сектор, с другой - создавать более перспективные и высококвалифицированные рабочие места как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, способные изменить социальный климат, особенно вдали от крупных городов.

Косвенным свидетельством актуальности проблемы может служить и своеобразная демографическая ситуация, сложившаяся в округе. По сравнению с остальной Россией - при благоприятных общих демографических показателях - здесь больше доля детей и людей пожилого возраста и значительно меньше населения на пике трудовой активности. Сказывается скрытая безработица: детям и старикам тут хорошо, но многие молодые и активные отсюда уезжают, не находя себе применения. А если остаются, то с готовностью уходят в криминальный или полукриминальный бизнес, где можно хорошо и быстро заработать.

Южному федеральному округу, как любому приграничью, имеющему стратегическое значение для будущего государства, прежде всего необходима целостная и продуманная политика, способная стимулировать, оформлять и преображать местную хозяйственную стихию. Экономическую ситуацию на Юге ни коем случае нельзя отпускать просто на волю принципа laissez-faire (принцип невмешательства). Здесь он неминуемо превратится в полный нелегальщины базар, контролировать который будет не по силам даже самым совершенным силовым структурам.

Именно поэтому насущными задачами развития ЮФО должны стать широкомасштабные инвестиционные проекты, реализованные под контролем государства, такие, например, как создание вертолетного кластера и вертолетной академии в Батайске, совместные российско-французские проекты по развитию виноделия и энергетики на Кубани, формирование рыбного кластера в Астрахани. То есть те проекты, которые выводят из контекста законсервированного социального бытования, привычного круга занятий и предлагают что-то новое.

Помимо этого, округу необходимо шире использовать свои транспортные возможности, в том числе и через расширение международного сотрудничества с Турцией, Ираном и Казахстаном, развитие судоходства на Каспии и пр. Одновременно есть смысл последовательно укреплять связи между южными регионами, чтобы единым пространством ощущали себя не только Ростов и Краснодар с одной стороны и Волгоград и Астрахань с другой, а весь юг страны в целом. Это касается и экономических, и культурных, и межличностных связей, а главное - миграционных потоков, которые сейчас почти исключительно направлены с Северного Кавказа на север, в Краснодар и Ростов, что создает этим регионам множество дополнительных проблем.

У российского Юга есть все возможности, чтобы стать одним из главных движителей гармоничного, безопасного и полнокровного развития страны. Но при неудачном стечении обстоятельств он способен оказаться источником постоянной нестабильности и деградации. Цена ошибок в этом макрорегионе очень велика.

Присоединение Крыма к ЮФО смывает границы санкционных ограничений

Неожиданная ликвидация Крымского федерального округа, присоединение Крыма и Севастополя к Южному стали поводом для разных домыслов и слухов, которые распространяются по полуострову. Как мы теперь будем жить? Для чего это было сделано? Коснутся ли эти изменения наших пенсий и зарплаты? На эти и другие вопросы искала ответы «Газета».

Только позитив

Мы обратились к экспертам, которые в один голос утверждают: «От этого объединения Крым ничего не потеряет, а только выиграет». Так, по мнению члена экспертно-консультативного совета при главе РК политолога Игоря Рябова , вхождение полу-острова в ЮФО - один из способов снять административный барьер между Крымом и материком, и особенно позитивно новый статус полуострова отразится на развитии сельского хозяйства:

Краснодарский край занимает первое место в России по развитию сельского хозяйства, Ростовская область - второе. Направление развития промышленности в Крыму - тоже сельское хозяйство. Понятно, что это единый макрорегион в этой сфере. Не случайно Ткачёв, министр сельского хозяйства России, ездил периодически в Крым. Это совместный проект. Куда ни глянь идёт совместное развитие этого южного макрорегиона. То есть когда мост будет построен, транспортные потоки возрастут, Крым будет полностью интегрирован в экономику Юга России. Для Крыма никаких минусов я не вижу от этих решений, потому что надо интегрироваться и в политическом смысле - тоже активно.

Игорь Рябов подчёркивает, что у Крыма, как и всех республик в России, остаются большие полномочия:

Сейчас в Ростове даже стали беспокоиться, что полпредство могут перенести куда-то. До вхождения Крыма говорили, что потенциальной столицей ЮФО может стать Краснодар, а сейчас беспокоятся, что могут перенести в Симферополь.

Окончательно и бесповоротно

Волнуется из-за присоединения Крыма к ЮФО и Украина. По мнению крымского политолога Александра Форманчука , повод для этого - разрушение границ санкционных ограничений:

Украине это как раз невыгодно. Нахождение Крыма в рамках только одного округа её устраивало с точки зрения аннексии. А когда сегодня Крым входит в ЮФО, сложно применять санкции. Вот, к примеру, «Сбербанк» не хочет заходить на территорию Крыма, но он работает на территории ЮФО, в который входит Крым. Смывается граница санкционного ограничения. Украина и злится, потому что это признак углубления интеграции и свидетельство того, что Крым вошёл в состав России бесповоротно. Мы рассчитываем на то, что крупные компании, которые опасались работать в Крыму, теперь себя будут вести более смело и конструктивно в этом плане.

Такого же мнения придерживается и политолог Сергей Михеев:

Они (Украина. - Авт.) понимают, что это ещё один символ того, что ни о каком движении назад речи быть не может. Крым стал частью континентальной России и в политическом смысле. И я думаю, что это положительно скажется и на самом Крыме. Кроме всего прочего, с экономической точки зрения включение Крыма в состав ЮФО может облегчить приход сюда экономических игроков, в том числе крупных российских, потому что они будут действовать не в отдельном федеральном округе, а в составе ЮФО. По крайней мере, такой дополнительный шанс появляется.


Одна из главных архитектурных достопримечательностей Ростова-на-Дону - здание городской думы, построенное в 1899 году по проекту архитектора А. Н. Померанцева.

Курс на взаимодействие

Финансовые опасения крымчан, связанные с уменьшением зарплаты и пенсионных выплат, по мнению экспертов, беспочвенны. Вхождения Крыма в ЮФО не повлияет не только на финансы жителей Крыма, но и на ФЦП (федеральная целевая программа), считает крымский политолог Николай Кузьмин :

Принадлежность к тому или иному округу не влияет на то, что положено получать от государства. Это касается и ФЦП, которая является правительственной программой, а не округа. В округе не может быть каких-то отдельных программ, поскольку он не является субъектом экономических отношений. Единственное изменение, которое, возможно, произойдёт - ФЦП будет реализовываться более успешно за счёт сотрудничества с другими субъектами ЮФО. Ликвидация КФО не повлечёт никакого негативного влияния на экономику республики. Надо вообще понимать, для чего нужны федеральные округа, - это согласование интересов входящих в него субъектов федерации, проведение государственной внешней, внутренней и кадровой политики. С этой точки зрения ЮФО для Крыма представляет серьёзный ресурс для взаимодействия с другими регионами, схожими по народно-хозяйственному комплексу, и представляет ресурс, возможно, кадровых изменений.


Драмтеатр им.М.Горького, по задумке архитекторов построенный в виде трактора.

Старый-новый полпред

Эксперты в унисон утверждают, что определённую лепту в развитие Крыма внесёт и Владимир Устинов, полпред ЮФО. По словам Игоря Рябова, о жёстком характере нового для Крыма полпреда знают не понаслышке многие губернаторы юга:

Как говорил на представлении вице-премьер России Дмитрий Козак об Устинове, «новый полпред жёсткий и справедливый». Он действительно достаточно яркий, не публичный, в административном кругу - с характером. Многие губернаторы юга из-за него страдают. Но характер Аксёнова крепкий и мужской. И я думаю, они найдут общий язык. Поскольку Устинов долгие годы занимал должность генерального прокурора России, то и в работу прокуратуры Крыма он будет активно вмешиваться. Он поможет сделать по-настоящему независимую, беспристрастную, профессиональную работу прокуратуры, которая поможет избавить экономику Крыма от белых и чёрных пятен, которые сегодня есть.

Южный федеральный округ (ЮФО)

Образован указом Президента РФ от 13 мая 2000 года, находится на юге европейской части России. Указом президента России Дмитрия Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске. Указом Президента России Владимира Путина от 28 июля 2016 года № 375 в состав Южного федерального округа включён упразднённый тем же указом Крымский федеральный округ.


«Сочи Автодром» принимает этап «Формулы‑1».

Центр

Ростов‑на-Дону - административный центр округа - крупнейший город на юге Российской Федерации и Южного федерального округа. Основан грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Именно в нём концентрируется ядро индустриального и образовательного потенциала Юга России. В этом городе проходит географическая граница между Европой и Азией - левый (южный) берег Дона относится к Азии, а правый (северный) к Европе.


Так будет выглядеть «Волгоград Арена» во время ЧМ по футболу 2018.

Ростов‑на-Дону - один из крупнейших экономически развитых городов юга России. Объёмы промышленной продукции только по крупным и средним предприятиям составляют порядка 31 млрд рублей в год.

В Ростове находится крупнейший вуз региона - Южный федеральный университет. Он занимает 31‑е место за 2016 год в рейтинге лучших вузов России.


Красная Поляна.

Знаковые объекты

  • Опыт Сочи может стать для Крыма примером развития и организации строительства как спортивных сооружений, так и инфраструктуры. Международный аэропорт Сочи в пиковые дни смог обеспечить 575 взлётно-посадочных операций в сутки, что сопоставимо с интенсивностью воздушного движения в крупнейших аэропортах мира.
  • В процессе подготовки к Олимпийским играм в Сочи было построено 380 объектов, большая часть которых относится к объектам инфраструктуры, обеспечивающим развитие города как круглогодичного курорта.
  • Уже в первый сезон после Олимпиады на горнолыжных склонах Сочи побывало почти 200 тысяч туристов, из них около 130 тысяч приезжали именно покататься. В прибрежном кластере встречали Новый год более 100 тысяч гостей, «Сочи-парк» принял 36 тысяч отдыхающих, Олимпийский парк - 50 тысяч. И эти цифры продолжают увеличиваться.
  • Помимо этого, в Сочи уже три года подряд проводится этап гонки «Формула‑1» Гран-при России. И хоть трибуны «Сочи Автодром» рассчитаны на 55 тысяч зрителей, все годы соревнования проходили с аншлагом.
  • В 2018 году города ЮФО Ростов‑на-Дону, Волгоград и Сочи примут игры чемпионата мира по футболу. Строятся и реконструируются стадионы, инфраструктура, отели и базы отдыха. Регионы получают мощный импульс к развитию транспортной, инженерной, коммунальной и энергетической инфраструктуры.

Предмет особой гордости Адыгеи - чай. Самый северный в мире, он весьма ценится знатоками. Также более 60 лет существует Майкопская опытная станция Всероссийского института растениеводства им. Н. И. Вавилова. Здесь создаются новые сорта и гибриды плодовых и овощных культур. Станция имеет одну из самых больших в мире коллекций плодовых.

Экономика

  • Согласно данным Росстата, консолидированный бюджет субъектов ЮФО в I квартале 2016 года исполнен с профицитом в 1,2 млрд рублей.
  • Расходы составили 118,9 млрд рублей, доходы - 120,1 млрд рублей.
  • Денежные доходы на душу населения в целом по ЮФО - 23 755 рублей в месяц (в целом по России - 26 340 рублей в месяц).
  • Общий объём финансовых вложений в 2015 году - 1795,8 млрд рублей.
  • Одна из главных перспектив развития региона - топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, каменный уголь). Большим потенциалом углеводородного сырья располагает Волгоградская и Астраханская области, Краснодарский край.
  • Волгоградская область богата магниевыми, калийными, натриевыми солями, фосфоритами. ЮФО располагает большими запасами сырья для производства стройматериалов: новороссийские цементные мергели, кварцевые песчаники, огнеупорные глины, мел, гранит.
  • В регионе успешно работают предприятия пищевой промышленности: мясная и рыбная, сахарная и маслобойножировая, мукомольнокрупяная и плодоовощеконсервная и другие. В числе самых известных - рыбохозяйственный концерн «Каспрыба» Астраханской области, «Абрау-Дюрсо» - комбинат шампанских вин.
  • В ЮФО работают предприятия сельскохозяйственного, строительного, железнодорожного машиностроения. Имеется авиа- и судостроение, автомобильная промышленность, станкостроение и производство электроники. В основном предприятия машиностроения сосредоточены в Краснодаре, Ростове, Астрахани и Волгограде.

16 367 949 человек - население ЮФО вместе с Крымом. Это 11,16% от общего количества населения страны по состоянию на начало 2016 года.

2,61% составляет ЮФО от общей площади страны.

8 субъектов федерации входят в состав округа, в том числе 3 республики, 3 области, 1 край и 1 город федерального значения - Севастополь.

447 821 кв. км - площадь ЮФО.

Наиболее крупные города ЮФО: Ростов‑на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Севастополь, Сочи, Симферополь, Волжский, Таганрог, Новороссийск, Шахты.